Понятие и виды (по объектам и субъектам), приемы и результаты (особенности) толкования

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие права, морали и нравственности
Общие и отличительные черты права, морали и нравственности
Пробелы, противоречия и коллизии в праве
Аналогия закона и права


Введение:

Проблема толкования права относится к общетеоретическим основам государства и права. Внедрение и особенно применение правовых норм невозможно без предварительного понимания значения правовых норм. Правоприменение как контрольная деятельность в процессе реализации закона требует четкого понимания содержания реализуемых норм. Разъяснение требований норм как внутреннего интеллектуального процесса и их объяснение как выражение их выводов чаще всего объединяет одно понятие - «толкование права». Неправильное толкование норм права влечет за собой нарушение закона, а также является достаточным основанием для их отмены или изменения.

Актуальность этой темы заключается в том, что толкование права помогает установить подробное и точное содержание верховенства права. Это является предпосылкой эффективности и законности процесса упорядочения общественных отношений и реализации закона, поэтому любое ошибочное и необоснованное толкование правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, приводит к принятию необоснованных и незаконных решений. Поэтому необходимо установить точное значение правовых норм, чтобы избежать этих очень незаконных решений.

Целью данной курсовой работы является изучение толкования правовых норм и способов их толкования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие толкования права, а также уточнение, уточнение и толкование содержания верховенства права
  • рассмотреть функции толкования норм права
  • комплексное изучение методов и видов толкования права
  • определить понятие актов толкования права
  • изучить виды актов толкования права и их особенности

Объектом исследования является процесс легализации, в частности толкование права, а также особенности проявления методов толкования.

Предметом исследования являются доктринальные источники, мнения ученых-юристов относительно толкования правовых норм.

Методы исследования, применяемые в данной работе: анализ, обобщение, формально-правовой метод, исторический метод и сравнительный.

Степень теоретического знания темы: эта тема еще не получила должного исследования в отечественной юридической науке. Пик исследований приходится на советскую эпоху. Эта тема была изучена рядом выдающихся ученых, среди которых: А.С. Пиголкин Н.Н. Вопленко, А.Ф. Черданцев, В.А. Петрушев, А.Г. Фастов и В.И. Шанин В.И. Наумов и др.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, трех глав, восьми пунктов, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается понятие, значение и функция толкования права. Второе - это способы и виды толкования права, и, наконец, третье понятие, особенности и виды актов толкования права.

Понятие и значение толкования права

Понятие толкования права

Толкование права - это особый вид правовой деятельности, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм, что необходимо как в процессе законотворчества, так и при реализации закона. Многие авторы трактуют эту концепцию по-разному, считают некоторые из них. Например, А.С. Под толкованием закона Пиголкин понимает деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленную на установление содержания норм права, на выявление воли общественных сил, выраженных в них. Л. А. Морозова определяет концепцию толкования права как интеллектуальной деятельности, в ходе которой усваиваются глубокие свойства права, воля законодателя или другого правотворческого органа, социальная направленность нормы и цели ее принятия. установлены. Толкование права применяется в ходе законодательной и правоохранительной деятельности, когда возникают различные правовые ситуации, требующие уточнения и уточнения точного значения и содержания предписаний правовых норм. Разработка новых правовых предписаний также невозможна без толкования, поскольку в развитой системе законодательства большинство опубликованных норм так или иначе связаны с уже существующими законодательными положениями. Интерпретация также важна для создания кодексов законов, сборников и справочников по законодательству, для учета нормативных актов. Также толкование может применяться при реализации правовых норм органами суда, прокуратуры, арбитража и других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйственными структурами, в деятельности партий, общественных объединений, когда граждане осуществлять юридически значимые действия.

Интерпретация является старейшим юридическим институтом, который составляет целую отрасль знаний, называемую юридической герменевтикой. Юридическая герменевтика в переводе с греческого означает объяснение, уточнение, толкование любого объекта, явления. Она изучает принципы толкования правовых норм, методы и приемы толкования текстов законов. С научной точки зрения герменевтика - это теория и искусство толкования не только законов, но и текстов литературных памятников, книг, рукописей, произведений искусства, материальных предметов, реликвий, раритетов и других исторических, религиозных и культурных ценностей. Интерпретация - это опосредованное знание, полученное с помощью логических методов, которое позволяет получать информацию, отражающую значение правовых норм. Эти знания, полученные в процессе психической деятельности, позволяют глубже изучить связи общественной жизни, опосредованные нормами права. Интерпретация - это не только знание содержания правовых норм, но и понимание содержания правовых норм (смысл).

При толковании правовых норм органы публичной власти руководствуются в своей толковательной деятельности следующими основными правовыми принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации. Эти принципы универсальны и, следовательно, оказывают регулирующее влияние на все сферы общественных отношений. Обязательный характер таких принципов заключается как в приоритете над другими правовыми предписаниями, так и в распространении их действия на всех субъектов права.

Для правоприменительной практики конституционный принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в ст. 18 Конституции Российской Федерации. «Права и свободы человека и гражданина имеют прямое применение. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

В своей толковательной деятельности государственные органы и должностные лица должны исходить из принципа конституционной законности, который закреплен в части 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации». Принцип законности в деятельности государственных органов и должностных лиц способствует защите прав и свобод человека и гражданина, а также укреплению правопорядка.

Поскольку речь идет о законодательстве федеративного государства, принцип единства политического и правового пространства применяется при толковании коллизии законов, регулирующих вертикальные связи. Если существуют противоречия между федеральными законами и законами субъектов Федерации, то применяются положения федерального закона. Так, Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Хартии (Основного закона) Алтайского края установил, что ряд статей Хартии Алтайского края не соответствуют Конституции Российской Федерации.

При толковании норм права также необходимо исходить из конституционного положения, в котором закреплен приоритет международного права над нормами национального законодательства, что особенно важно, когда речь идет о защите прав и свобод человека.

Разъяснение и уточнение содержания закона

Толкование правовой нормы состоит из двух основных элементов: уточнение и уточнение содержания правовой нормы.

Разъяснение - это определенный мыслительный процесс, который происходит в уме переводчика, и он не получает никакого внешнего выражения, не фиксируется ни в каком действии. Этот процесс не является юридическим процессуальным действием. Такое толкование может дать не только чиновник, но и гражданин. Это необязательно для других.

При объяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и реальное юридическое действие, которое находит внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, то есть документируется. Это обязательно для всех заинтересованных сторон. Разъяснение нормы может быть дано только уполномоченными органами и должностными лицами. Граждане не имеют такой прерогативы. Любое разъяснение может быть осуществлено только после толкования интерпретируемой нормы. Это делается для того, чтобы содержание акта было понятным, «понятым» другим лицам - субъектам реализации.

Разъяснение правовых норм имеет место во всех случаях, когда субъекты права раскрывают содержание правовых норм «для себя» с целью их реализации, т.е. устанавливают свои права и обязанности, содержащиеся в правовой норме, а пояснения - в случаях, когда закон Исполнитель сообщает всем субъектам права истинное содержание текста закона (нормы), которое законодатель хотел выразить.

Разъяснение - это два взаимосвязанных аспекта единого процесса толкования правовых норм. Переводчик, прежде чем объяснять содержание правовой нормы другим, должен понять ее значение для себя. Это необходимо для того, чтобы содержание нормативного правового акта было понятно другим субъектам реализации закона.

Интерпретация - это толкование, объяснение, перевод на более понятный язык содержания правовой нормы.

Прежде чем применять ту или иную правовую норму, сотрудник правоохранительных органов должен четко представить, какое юридическое содержание было сформулировано законодателем в юридических терминах, а также лингвистическую и логическую структуру правовой нормы. Кроме того, необходимо установить место этой правовой нормы в системе права и, в некоторых случаях, исторические, экономические и политические причины публикации этой правовой нормы. Такой анализ нормативного предписания закона связан, во-первых, с тем, что термины, формулировки и фразы, используемые в нормативных предписаниях, не всегда являются абсолютно ясными, четкими и однозначными, а во-вторых, с тем, что правоохранительные органы Сотрудник должен мысленно применять более или менее абстрактную норму к обстоятельствам конкретного дела, которые могут быть индивидуальными и уникальными.

Уточнение значения правовой нормы происходит путем сравнения ее с другими нормами права, определения ее юридической силы, сферы действия, принадлежности к определенной отрасли, юридическому институту. Разъяснение верховенства права имеет место в случаях, когда оно дано субъектом, который сам не является участником этих правовых отношений, в рамках которых разъясняются права и обязанности сторон, с тем чтобы объяснить и выразить волю Законодатель, выраженный в нормативных правовых актах. Например, законодательный орган дает разъяснения по некоторым из правовых положений, которые должны применяться; судебные органы - в случаях, которые находятся в их производстве.

Разъяснение и объяснение - это две диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса толкования, в котором используются различные методы и приемы познания и объяснения правовых норм.

Функции и необходимость толкования закона

Интерпретация как особая правовая деятельность важна для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права.

С.С. Алексеев выделяет следующие функции:

  1. Когнитивная функция. Из самого содержания вытекает, сущность толкования, в ходе которого субъекты изучают закон, содержание правовых предписаний.
  2. Функция конкретизации. При толковании правовые предписания часто конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств (эта функция особенно четко проявляется в процессе функционального толкования).
  3. Регуляторная функция. Интерпретация в виде официального объяснения как бы завершает процесс нормативного регулирования общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а также государственные органы и должностные лица, применяющие закон, должны руководствоваться не только правовыми нормами, но и актами их официального толкования.
  4. Правоохранительная функция. Некоторые толковательные акты изданы для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например, пояснения Центральной избирательной комиссии о порядке применения норм Закона о выборах.
  5. Сигнальная функция. Толкование нормативных актов позволяет выявить их технические и юридические недостатки. Это «сигнал» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих нормативных актов.

Смирнов выделяет следующие функции:

  1. Компенсация за технические неясности, неточности и заполнение пробелов в правовых нормах
  2. Интерпретация обобщенных правовых концепций с целью юридической реализации.
  3. Толкование правовых норм с учетом общепризнанных принципов гуманности, уважения прав человека и справедливости

Первая из этих функций является чрезвычайной, поскольку она реализуется только в случаях недостатков в правовых нормах, а две другие являются обычными, обязательными при любом применении правовой нормы.

ДА. Гаврилов указывает на несколько разные функции толкования правоохранительных органов: поиск, анализ и обобщение информации, квалификация и мотивация, контроль и надзор, правотворчество, исправление прав и создание законов. 9 Однако, на мой взгляд, первый из четырех Названные им функции могут быть объединены в общую функцию интерпретации обобщенных правовых понятий с целью юридической реализации. Что касается последних четырех функций, они сводятся к функции компенсации технических неясностей, неточностей и заполнения пробелов в правовых нормах и законодательстве. Вряд ли нужно разделять функции юридического толкования на такие подробные элементы, поскольку речь идет о сферах применения выбранных общих функций.

Необходимость толкования правовых норм возникает, во-первых, из-за того, что правовые нормы носят общий и абстрактный характер, и их значение не всегда ясно, в то время как реальные социальные отношения всегда специфичны, имеют ряд индивидуальных характеристик. Следовательно, в каждом конкретном случае применения норм права необходимо выяснить, относится ли этот случай к типу отношений, которые законодатель предусмотрел в правовой норме, или нет. Во-вторых, недостатки законодательной техники, которые иногда встречаются в правоприменительной практике, порождают правовые конфликты, что также способствует возникновению необходимости толкования правовых норм.

Необходимость четкого и точного понимания содержания существующих правовых норм возникает не только в сфере применения права, но и в других формах применения права. Более того, устный перевод осуществляется в процессе законодательной деятельности. Разработка новых нормативных правовых актов и их систематизация невозможны без знания общих правовых принципов построения системы законодательства. Особенно важным для законодательного процесса является конституционное толкование, поскольку принципы и нормы, закрепленные в Основном законе, служат основой для всего действующего законодательства. Таким образом, толкование важно для всех аспектов правовой деятельности. Итак, толкование права можно охарактеризовать как особую правовую деятельность, осуществляемую субъектами права с целью единообразного понимания и применения предписаний правовых норм.

Необходимость интерпретации как процесса также имеет место в некоторых других сферах человеческой деятельности, когда к тексту невозможно получить доступ, понять без соответствующих операций для интерпретации терминов, языковых знаков (перевод текстов с одного языка на другой, интерпретация музыкального обозначения, химические формулы и т. д.).

Необходимость толкования закона также обусловлена ​​возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание закона находит свое выражение в нормативных правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень правовой техники, технические недостатки приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания закона. В таком случае толкование является условием знания истинного содержания юридических предписаний.

Толкование права также необходимо из-за противоречия между формальной природой правовых норм и динамикой общественных отношений. Из-за формальной уверенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до тех пор, пока они не будут изменены. В то же время социальная жизнь постоянно меняется. Поэтому закон часто применяется в условиях, которые значительно изменились по сравнению со временем его опубликования.

Таким образом, под толкованием закона обычно понимается деятельность органов государственной власти, организаций и отдельных граждан по пониманию и уточнению значения и содержания воли законодателя, выраженной в нормах права и направленной на единообразное понимание и применение закона в процесс его реализации. Толкование состоит из двух основных элементов: уточнение и уточнение содержания верховенства права. Разъяснение раскрывает содержание нормы «для себя» с целью ее реализации, а разъяснение - доводит до всех субъектов права истинное содержание текста закона (нормы), который законодатель хотел выразить. Толкование закона выполняет следующие функции: познавательная, конкретизация, нормативная, правоохранительная, сигнальная. Необходимость толкования права: возникает в тех случаях, когда значение конкретной нормы неясно, когда возникают правовые коллизии, порождаемые законодательной технологией, при разработке новых нормативных правовых актов и их систематизации и т. д.

Методы и виды толкования права

Способы толкования права

Разъяснение верховенства права осуществляется с использованием определенных приемов (методов), которые представляют собой совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и волю законодателя, выраженную в ней. Кроме того, они призваны обеспечить наибольшую однозначность и ясность разъясненных норм права с целью их легального и эффективного применения.

Большинство ученых-юристов выделяют семь способов толкования закона:

  • грамматический
  • логический
  • систематическая
  • Историко-политический
  • телеологический
  • Специальный юридический
  • функциональная.

Грамматический (филологический, лингвистический, текстовый) - это способ интерпретации права, основанный на анализе верховенства права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, уточнения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединения и разъединения. союзы, знаки препинания и т. д. ... В юриспруденции (точной и формализованной науки) это не мелочи. Или это такие мелочи, от которых иногда зависит судьба людей, принятие того или иного решения. Возьмем, к примеру, короткое предложение из трех слов «запрещать нельзя», которое не имеет запятых или точек. Как понять рецепт - запретить или разрешить? В зависимости от того, как мы расположим указанные знаки, можно сделать прямо противоположные выводы. То же самое и в случае с более известной классической формулой «исполнить нельзя помиловать». Альянсы одинаково важны. При союзном союзе «а» требуется наличие любых двух условий; с отключением «или», «или» - только один.

Логика - это метод, который заключается в использовании средств формальной и диалектической логики при объяснении значения и содержания правового государства. Этот метод проясняет, прежде всего, внутреннюю (логическую) структуру нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкций; возможные логические противоречия устраняются, когда одно утверждение исключает другое; аллегории, образное значение, соотношение духа и буквы интерпретируемого правила анализируются и оцениваются. В этой части логическая интерпретация тесно связана с грамматической. Ведь у языка тоже есть логика. Важно правильно понимать не только то, что он сказал, но и то, что хотел сказать законодатель, его логику. Например, в ст. 166 ГК РФ говорится о ничтожной сделке. «Незначительные» не в смысле их незначительности, не достойных внимания и т. д., А в смысле их недействительности, оспаривания и незаконности. Уголовное право оперирует понятием «холодное оружие». «Холод», опять же, не в прямом смысле этого слова («не жарко»), а в смысле без огня и без газа. В законодательстве много таких употреблений слов.

Систематический - это метод, который определяется тем, что каждая верховенство права является частью системы права, поэтому взаимодействует с различными правилами. Этот метод означает, что верховенство права следует толковать не изолированно, а в контексте других правил, в частности тех, которые регулируют смежные однородные отношения. Это связано с непротиворечивостью самого закона, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определенном порядке, имеют свойство иерархии (по своей юридической силе) и зависят друг от друга. Это особенно верно для справочных и общих правил. Для правильного понимания общего значения нормы, ее отношения к той или иной отрасли права важен институт; расположение в отдельном акте (глава, раздел). При таком методе интерпретации акцент делается не на внутреннем содержании нормы, а на внешних отношениях. Систематическая техника помогает выявлять и устранять конфликты между различными предписаниями, находить необходимую норму при применении аналогии с законом, постигать закон в его единстве. Можно ошибиться, интерпретируя эту норму в отрыве от других норм, не принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства.

Исторический и политический - это способ, который обязывает сотрудника правоохранительных органов обращать внимание на социальные условия, в которых была принята та или иная норма - исчезли ли эти условия, кардинально ли изменилась политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, что было необходимо для принятия этого акта, сохраняется ли эта необходимость. История знает много случаев, когда законы, принятые в одних условиях, хотя и не отмененные формально, продолжали действовать в других, хотя на самом деле они уже были «мертвы». Например, акты, изданные в контексте Гражданской войны, нэпа, Великой Отечественной войны, которые некоторое время «по инерции» продолжали существовать. Сегодня это акты бывшего СССР, которые действительно утратили свою силу, если в этом вопросе нет особых оговорок. В целом, тот факт, что та или иная норма официально не отменена, не означает, что она действует. Исторический и политический метод, метод сравнений позволяют легко определить, какие нормы могут быть применены в данный момент и к этим отношениям, а какие нет. По мнению В.А. Название Петрушева «историко-политический» способ интерпретации права менее успешен, чем «исторический» способ, поскольку он не совсем точно отражает суть этого способа интерпретации права. Дело в том, что с помощью этого метода нормы права рассматриваются в основном с исторической точки зрения. Однако в ходе этого затрагиваются их политические, социальные и другие компоненты. Однако это делается исключительно в связи с изучением их исторического контекста.

Телеологический - это способ толкования права, который направлен на выяснение целей, которые преследовал законодатель при издании определенного нормативного правового акта. Зачастую такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (во вступительной части). Но цели закона также могут логически следовать из его содержания, общего направления. Иногда само название закона или его отдельных разделов, норм, статей говорит о целях. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации содержит следующие главы: «Преступления против личности», «Преступления в сфере экономики», «Преступления против государственной власти». Кажется, что цели здесь могут быть легко поняты даже неспециалистом. Если общая цель закона не принимается во внимание, то можно допустить ошибку в его применении. И наоборот, правильное понимание целей конкретного правового акта способствует его эффективной реализации.

Специально-правовой - это метод, который обусловлен наличием в юридической науке и в законодательстве конкретных терминов и понятий, которые должны «интерпретироваться» теми, кто с ними не знаком, и не является специалистом в этой области. Известно, что у каждой науки есть свой «птичий язык», в котором она «выражает себя». У юристов тоже есть. Они сами понимают друг друга, но их «простые смертные» не всегда. Большинство граждан не знают, что такое, например, «субъективное право», «правосубъектность», «законный интерес», «гипотеза», «распоряжение», «коносамент», «ограничение действий» и т. д. В свою очередь, профессионалы также вынуждены понимать для себя некоторые недостаточно четкие формулировки, содержащиеся в законах. Как понимать, например, «угрозу убийства, если были основания опасаться реализации этой угрозы» (статья 119 Уголовного кодекса Российской Федерации)? Каковы эти причины? Насколько они реальны? Не указано в законе. Между тем наказанием за такой акт является лишение свободы на срок до двух лет. Что такое «цинизм», «клевета», «оскорбление», «честь», «достоинство», «явное неуважение к обществу», «сильное эмоциональное расстройство», «социальная опасность», «значительный вред»? Где здесь критерии? Нет четких границ (или они очень условны) между «маленьким» и «немалым» хулиганством, между «большим» и «средним» воровством. Все это должно быть тщательно истолковано и определено при разрешении соответствующих дел с учетом конкретных обстоятельств. Конечно, специалисты занимаются этим, применяя различные правовые, технические и познавательные методы. Этот метод интерпретации отличается от грамматического тем, что здесь интерпретируются не отдельные слова и выражения, не их комбинации, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они связаны, но не идентичны.

Функциональный - это метод, который сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется верховенство права, включая характеристики места, времени и других обстоятельств. Известно, что правовые нормы, обладающие некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действий и функциональному назначению. Они опосредуют регулируемые общественные отношения по-разному. Существуют нормы, разрешающие и запрещающие, регулирующие и защищающие, обязательные и разрешающие, поощряющие и стимулирующие и т. д. Они выполняют разные функции, и это важно учитывать при их толковании и применении. При этом учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность.

Толкование закона по объему

Толкование в объеме является следствием грамматических, систематических, исторических и других методов понимания содержания закона. Толкование по объему - это прояснение связи между семантическим содержанием верховенства закона и его текстовым (буквальным) выражением, т. е. Взаимосвязью между «смыслом» и «буквой» закона. В принципе, в результате толкования правовых норм словесное выражение правовой нормы и ее фактическое содержание должны совпадать по объему. Большинство правил интерпретируются таким образом. Но в некоторых случаях определение значения закона с использованием различных методов толкования возможно посредством ограничительной или широкой интерпретации нормативных предписаний. Это связано с тем, что фактическое содержание нормы может быть уже или шире, чем ее словесное выражение. Следовательно, с точки зрения объема различают три типа интерпретации: буквальный (адекватный), ограничительный и экспансивный (экспансивный).

Буквальное (адекватное) толкование - это толкование, в котором словесное выражение верховенства закона и его фактическое значение совпадают, иными словами, дух и буква адекватны. Буквальное толкование является наиболее распространенным и наиболее эффективным, так как оно не вызывает противоречий и разногласий. Однако в юридической практике существуют случаи, когда буквальное понимание определенных терминов, включенных в текст закона, может привести к более широкому или, наоборот, более узкому толкованию верховенства права, чем содержание, которое имел в виду законодатель. Следовательно, государственный орган, который интерпретирует верховенство права, установив в некоторых случаях несоответствие между текстовой формой выражения правовой нормы и ее истинным содержанием, прибегает к ее ограничительной или широкой интерпретации.

Ограничительное толкование - это толкование, в котором верховенство права имеет более узкое значение, чем это следует из буквального текста толкованного правила. Например, в ст. 57 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Но совершенно очевидно, что не все, а только взрослые, работающие и способные граждане. Остальные (дети, психически больные) исключены. В целом, многие статьи в Конституции начинаются со слов: «каждый может», «каждый имеет право», «все гарантированы», «все свободны», «все равны» и т. д. Оказывается, не все и не все. Это объясняется тем, что законодатель не может бесконечно делать соответствующие оговорки, он надеется, что его правильно поймут без этого. Например, согласно общему правилу, уголовная ответственность начинается с 16 лет, но правило, предусматривающее ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, означает, что субъектом этого преступления может быть только взрослый, а не 16- летний подросток.

Расширенное толкование - это такое толкование, когда верховенство права приобретает более широкое значение, чем оно следует из его словесного выражения. Например, в ст. 6 Конституции Российской Федерации говорится, что граждане России имеют равные права на своей территории и несут равные обязанности. А как насчет иностранцев и лиц без гражданства на нашей территории? Применимо ли к ним это правило, обязаны ли они, в частности, соблюдать законодательство Российской Федерации? Конечно да. Это тем более понятно, если мы сравним это с частью 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России.

В ст. 120 Конституции гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Оказывается, судьи не подчиняются другим нормативным правовым актам. Однако ясно, что слово «закон» используется здесь в широком смысле - как официальный акт, исходящий от государства, включая, в частности, правительственные постановления.

В ряде случаев законодатель в целях предотвращения неправильного применения правовых норм указывает, какие нормы могут быть объяснены в широком смысле, а какие - ограничительными. С этой целью в одних случаях законодатель предоставляет исчерпывающий список квалифицирующих обстоятельств, а в других предусмотрена возможность широкого толкования, дающего это право суду.

Интерпретация верховенства права субъектом

Субъектами толкования права могут быть все - граждане, государственные органы, общественные объединения, чиновники, научные учреждения, ученые. Однако последствия такой деятельности будут другими. Любой при желании может подобрать, например, Уголовный кодекс, найти интересующую его статью и изучить ее, осмыслить, понять суть содержащегося в ней предписания или запрета, сделать для себя необходимые выводы. Это обычно случается. Но такая «частная» процедура не будет иметь никакого значения для других субъектов и не повлечет за собой никаких юридических последствий. Другое дело, если верховенство права интерпретируется официальным или государственным органом.

Как уже упоминалось, толкование права является сложным и многогранным процессом, как с технической, так и с социальной точек зрения. Существуют разные типы, методы, приемы, объемы интерпретации. Наука классифицирует их подробно по разным причинам. В данном случае речь идет о видах интерпретации по субъектам, которые подразделяются, прежде всего, на официальные и неофициальные.

Официальное толкование дается уполномоченными компетентными органами и должностными лицами. Он задокументирован в специальных актах (актах толкования) и имеет юридическую силу для всех заинтересованных сторон; вызывает определенные последствия. Такое толкование ориентирует субъектов правоприменения на однозначное понимание интерпретируемой нормы и ее правильное применение. Конечно, это учитывают и граждане.

Официальная интерпретация подразделяется на следующие подвиды: нормативный (общий) и случайный (индивидуальный); подлинный (авторский); законный (разрешенный, делегированный); судебный. Давайте объясним каждый из этих типов.

Нормативная (общая) интерпретация - это официальное объяснение текста закона компетентным государственным органом, которое имеет общий эффект, то есть имеет значение для всех случаев применения этой нормы и распространяется на неопределенный круг субъектов правоотношения Необходимость нормативного толкования объясняется неоднозначностью текста правовой нормы и, как следствие, неправильным пониманием ее значения и содержания. Следовательно, нормативное толкование является средством уточнения содержания верховенства права. Нормативное толкование дается на основе обобщения практики применения правовых норм с целью обеспечения единообразного понимания и применения правовых норм. Актами нормативного толкования являются: акты разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Случайная (индивидуальная) интерпретация - это официальное объяснение правила распоряжения конкретными юридическими фактами, то есть установление законных прав и обязанностей субъектов права в рамках конкретных правовых отношений. Случайное толкование осуществляется судебными и административными органами по данному делу. Это имеет нормативное значение и относится только к данному конкретному случаю. Примером официального случайного толкования верховенства права может служить любое судебное решение или приговор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Случайным толкованием норм права являются также акты административных органов по применению или исполнению норм права.

Подлинное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавшего интерпретируемый нормативный правовой акт, т. е. Толкование государственными органами своих собственных действий. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике. Необходимость такого толкования возникает, когда существует четко выраженная тенденция неверного толкования определенной нормы другими государственными органами в результате противоречия между тем, что хотел выразить законодатель, издавший норму, и тем, что следует из устной формы ее выражение. В этом случае государственный орган, выдавший верховенство права, издает правовой акт, разъясняющий ранее изданное правило. Например, некоторые положения Гражданского кодекса были разъяснены в Федеральном законе «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Акты аутентичного толкования, как правило, являются обязательными и имеют юридическую силу. Согласно статье О.П. Сауляка, к типам достоверного толкования норм права относится толкование: Конституционным Судом Российской Федерации ранее принятых им решений и определений и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федерация актов амнистии принимает решения о порядке их применения.

Юридическое (санкционированное, делегированное) толкование - это официальное толкование, делегированное органу вышестоящим органом. Чаще всего это ведомственная интерпретация. Это происходит, когда вышестоящий государственный орган (обычно законодательный орган) закрепляет основные положения в правовых нормах, которые он издает, и в то же время налагает обязательство на другие государственные органы разрабатывать правовые нормы, которые конкретизируют эти общие положения. Например, официальное толкование верховенства права применительно к конкретным юридическим фактам дается судебными органами, разъясняя права и обязанности субъектов правоотношений. Административные органы также дают официальное толкование, когда в рамках своей компетенции, применяя или исполняя нормы права, они одновременно действуют как орган, который дает обязательное толкование норм права в тех правовых отношениях, которые возникают между ними и другими субъектами. закона. Итак, ст. 126 Конституции Российской Федерации указывает, что Верховный Суд Российской Федерации "дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичные объяснения даются Высшим арбитражным судом (статья 127 Конституции). Исключительной компетенцией Конституционного Суда является толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Центральная избирательная комиссия осуществляет право официального толкования (уточнения) избирательного законодательства.

Судебное толкование - это толкование, которое осуществляется судебными органами, и прежде всего Верховным Судом Российской Федерации, его Пленумом. Это может быть как нормативным, так и случайным. Среди судебных толкований особое значение имеет толкование закона Конституционным Судом Российской Федерации, которому предоставлена ​​исключительная прерогатива толкования Конституции Российской Федерации и других основополагающих актов. В то же время в ходе толкования Конституционный суд создает в некоторых случаях судебные прецеденты, обязательные для исполнения всеми заинтересованными сторонами, которые уже являются источником права. Судебный прецедент официально не признан в России как источник права. Однако многие российские юристы, ученые и практики давно выступают за его легализацию. Например, председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглай в своей вступительной статье к книге А. Барака «Судебное усмотрение» пишет: «Если бы меня спросили, будет ли полезно признать наши прецедентные решения суда, я бы в некотором смысле ответил бы положительно». Кроме того, М.В. Баглай допускает возможность судебного законотворчества: «Совершенно очевидно, - считает он, - что судебное усмотрение часто проявляется как форма законотворчества ... право». Это мнение заслуживает внимания, особенно в отношении деятельности Конституционного Суд, где судебное усмотрение играет важную роль.

Однако важно отметить, что Конституционный суд не может толковать Конституцию и другие нормативные акты по собственной инициативе, а только по письменным запросам соответствующих субъектов, указанных в ст. 125 Конституции Российской Федерации (Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной власти субъектов Федерации), а также жалобы граждан. Конституционный Суд также рассматривает соответствие законов, изданных в Российской Федерации, других правовых актов, отдельных норм Конституции, и если они признаны как неконституционные, они теряют свою юридическую силу.

Неформальное толкование является объяснением значения правовых норм и не является обязательным. Оно исходит от физических лиц и не имеет юридической силы, то есть не является обязательным для правоохранительных органов. Субъектами неофициального толкования могут быть любые субъекты, не обладающие официальными полномочиями: граждане, общественные организации, научные учреждения и т. д. Неофициальное толкование может повлиять на практику применения норм права, если его обоснованность способствует пониманию их содержания. но не имеет юридического значения.

Неформальная интерпретация также подразделяется на следующие.

Доктринальная (научная) интерпретация - это интерпретация ученых, представителей науки. Его ценность заключается в аргументации, доказательствах, обоснованности. Типичным примером такой интерпретации являются периодически публикуемые научные комментарии к действующим российским кодексам - уголовные, гражданские, трудовые и т. д. В этих комментариях, а также в различных статьях, докладах, монографиях, поясняются эксперты, толкуются соответствующие положения, нормы, статьи - как их следует понимать и использовать. И хотя мнения ученых не являются обязательными для должностных лиц и органов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов), тем не менее, их взгляды и рекомендации могут и действительно оказывают существенную помощь правоохранительной практике, могут повлиять на нее. Официальное толкование, особенно разъяснения высших судебных органов, также основано на научной основе. Ведущие ученые обычно участвуют в разработке наиболее важных правовых документов, например, решений Пленума Верховного Суда. Единственное отличие состоит в том, что эти документы (акты толкования) содержат в основном только окончательные выводы и руководящие указания, в то время как чисто доктринальное (неофициальное) толкование предполагает обширные доказательства, анализ, раскрытие смысла определенных правовых положений, волю законодателя.

Профессиональная интерпретация - это интерпретация, которую дают профессиональные юристы - судьи, прокуроры, следователи, юристы, другие специалисты, в целом, лица с высшим юридическим образованием, которые хорошо знакомы с действующим законодательством и практикой его применения. Такое толкование может быть как устным (в форме консультаций, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в прессе). Значение профессионального перевода заключается в глубоких знаниях и компетентности переводчиков.

Обычное толкование - это первичный, повседневный уровень понимания права, его толкование простыми гражданами. Такое толкование отражает правосознание основной массы населения. Его характерная особенность в том, что он может быть неверным, чисто эмоциональным. Тем не менее, такое чувство справедливости важно, когда граждане совершают юридически значимые действия, осуществляют свои права и обязанности, соблюдают законы, правопорядок и правовые нормы. Конечно, повседневная интерпретация не получает никакого внешнего (письменного) выражения. Его точность зависит от уровня правовой осведомленности субъекта.

Таким образом, существует много способов или способов толкования права. Различают: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое, специальное юридическое, функциональное. Если рассматривать типы толкования норм права, то толкование норм права различается по объему и предметам. По объему интерпретация делится на три типа интерпретации: буквальная (адекватная), ограничительная и экспансивная (экспансивная). Интерпретация по предметам делится на формальную и неформальную. В свою очередь, чиновник делится на: нормативный (общий) и случайный (индивидуальный); подлинный (авторский); законный (разрешенный, делегированный); судебные и неофициальные в: доктринальные (научные), профессиональные и обычные.

Акты толкования закона

Понятие и особенности актов толкования

Чтобы быть обязательными, результаты формальной интерпретации должны быть формализованы. Для этого существуют толковательные акты (акты толкования). Акты толкования являются одним из видов правовых актов. Их функциональное назначение заключается в том, что они призваны содействовать правильному, законному и эффективному осуществлению закона, реализации воли законодателя. По словам М.И. Абдулаев, толковательные акты являются объяснением содержания правовых норм, которые могут действовать только в единстве с теми нормативными правовыми актами, которые содержат толкованные правовые нормы. И хотя эти акты не имеют самостоятельного значения, а только вместе с интерпретируемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования довольно велика. Без них этот механизм был бы значительно ослаблен, а в некоторых случаях он был бы неисправен, искажен или, если верховенство права было бы неправильно понято, он был бы применен неправильно. И это уже нарушение закона в правоохранительных органах. Акт толкования отличается от правоприменительного акта тем, что первый связан с решением конкретного дела, а правоприменительный акт носит общий характер.

Северная Ирландия Матузов выделяет следующие особенности актов толкования:

  1. они не содержат общих правил поведения и, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
  2. не являются источником и формой права;
  3. адресованы, как правило, должностным лицам;
  4. подчинены, но обязательны;
  5. по форме они могут быть одеты в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т. д.;
  6. их цель - толковать, объяснять, но не создавать закон.

Л. А. Морозова в своем исследовании выделяет еще несколько особенностей интерпретационных актов:

  1. закрепить пояснительное решение соответствующего компетентного органа;
  2. принимаются в определенной процессуально-процессуальной форме;
  3. обеспечиваются различными средствами правовой защиты, в том числе мерами государственного влияния.
  4. по мнению некоторых ученых (А.С. Пиголкин, В.Н. Карташов), они имеют обратную силу, то есть распространяют свои действия на факты, события, обстоятельства, имевшие место до принятия акта толкования.

Поскольку толковательные акты являются правовыми актами, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, толковательные акты Верховного Суда Российской Федерации издаются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд издает свои акты в виде постановлений, которые публикуются в Сборнике законодательных актов Российской Федерации и в Бюллетене Конституционного Суда Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия публикует свои толковательные акты в форме разъяснений, которые публикуются в бюллетене Центральной избирательной комиссии, в «Российской газете» и т. д.

Виды актов толкования

Интерпретативные акты могут быть классифицированы по разным основаниям:

  1. По внешнему виду они делятся на письменные и устные. Письменные акты имеют определенные реквизиты: кто издал акт, по какому вопросу, к каким правовым нормам применяется толкование, когда акт вступает в силу и т. д. Обычно акт толкования одевается в ту же форму, что и интерпретируемый акт - Указ, постановление, инструкция и т. д.
  2. В зависимости от предмета толкования акты толкования можно разделить на: а) акты законодательных органов (например, постановления Государственной Думы, в которых даются официальные объяснения принятых законов; б) акты судебного толкования - Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые обобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующего законодательства; c) акты толкования органов исполнительной власти, например, правительства, конкретного министерства, которое имеет соответствующие инструкции от правительства и т. д .; г) акты прокуратуры. Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации может издавать инструкции, разъясняющие содержание толкованных норм для практики их применения в деятельности прокуратуры.
  3. По своему юридическому значению акты толкования подразделяются на акты нормативного и случайного толкования.
  4. С точки зрения юридической силы толковательные акты могут иметь различную степень обязательности, и это зависит от места толковательного органа в иерархии государственной системы.
  5. Акты толкования можно различать по отраслям интерпретируемых норм - уголовному праву, административному праву, гражданскому праву и т. д.

Разнообразие актов толкования обусловлено разнообразием правовых норм и, в конечном итоге, общественных отношений, регулируемых этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издавать такие акты на всех уровнях власти. Необходимость толкования возникает там, где действует закон, функционирует.

Вывод:

Толкование закона - это интеллектуальная и волевая деятельность, направленная на установление и уточнение истинного содержания правовых актов с целью их надлежащего осуществления и совершенствования. Интерпретация часто упоминается как интерпретация. Интерпретация - это толкование, объяснение, перевод на более понятный язык содержания правовой нормы. Толкование правовой нормы состоит из двух основных элементов: уточнение и уточнение содержания правовой нормы. Разъяснение - это процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение - это объяснение, доведение изученного контента до других. Интерпретация права как юридической деятельности выполняет определенные функции. Среди них: познавательная функция (знание субъектами права, содержание правовых предписаний), функция конкретизации (конкретизация и уточнение правовых предписаний), регулирующая функция (управление правовыми нормами и актами их официального толкования), правоохранительная функция (публикация) актов толкования для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики), сигнальная функция (выявление технических и правовых недостатков). Методы (методы) толкования права - это совокупность средств, позволяющих установить содержание нормы и волю законодателя, выраженную в ней. Выделяют: грамматический метод (основанный на анализе верховенства права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований), логический (с использованием средств формальной и диалектической логики), системный (верховенство права должно интерпретироваться в контексте других норм), исторический и политический (обязывает сотрудника правоохранительных органов обратить внимание на социальные условия, в которых была принята та или иная норма), телеологический (направленный на выяснение целей, которые преследовал законодатель при издании определенного нормативного акта). правовой акт), специальный юридический (в связи с наличием в юридической науке и в законодательстве конкретных терминов и понятий, которые должны быть «интерпретированы» теми, кто не является специалистом в этой области), функциональный (с учетом условий и факторов, который верховенство закона осуществляется). Выделите толкование норм права с точки зрения объема и предметов. По объему интерпретация делится на три типа интерпретации: буквальная (адекватная), ограничительная и экспансивная (экспансивная). Интерпретация по предметам делится на формальную и неформальную. В свою очередь, чиновник делится на: нормативный (общий) и случайный (индивидуальный); подлинный (авторский); законный (разрешенный, делегированный); судебные и неофициальные в: доктринальные (научные), профессиональные и обычные. И, наконец, акты толкования представляют собой объяснение содержания правовых норм, которые могут действовать только в единстве с теми нормативными правовыми актами, которые содержат толкованные правовые нормы. Таким образом, в конце этой работы необходимо сказать, что толкование закона действительно необходимо в современном мире, не только для того, чтобы знать содержание норм в вашем законодательстве, но также понимать их, правильно применять и действовать в соответствии с законом.