Понятие и виды нормативно-правовых актов. Их сила, иерархия, значение в правовой системе и системе права

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные типы, методы, способы, средства и стадии правового регулирования
Понятие, сущность, содержание, структура и виды юридических норм
Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве (по территории), сфере регуляции и по кругу лиц
Конституция России в системе нормативных актов, её достоинства и недостатки


Введение:

На всех этапах развития российской государственности право являлось важным и эффективным инструментом управления обществом. И в настоящее время правильное отражение жизненных потребностей, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов во многом являются определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в страна.

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и чем бы ни занимался, право всегда воспринимается как определенные действия. Правовые акты являются четким структурным выражением права. И вам нужно их хорошо знать, умело готовить и правильно их применять. Это особенно важно для юристов, поскольку от них зависит непосредственное формирование множества нормативных правовых актов.

Целью данной курсовой работы было желание более детально изучить нормативные правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы, разнообразны. Они включают монографии таких авторов, как А.С. Пиголкин Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по теории государства и права, а также по общей теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.

Нормативно-правовое действие в системе правовых актов: концепция, особенности, виды

Концепция нормативного правового акта

Одним из признаков права является его формальное определение. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены извне, содержаться в определенных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнять свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права являются способом выражения воли государства, правовых норм поведения.

Из известной истории права и юридической практики современных государственных источников (форм) права в Российской Федерации прочно установлена ​​основная подсистема источников континентального европейского права - нормативные правовые акты государственных органов, а также нормативные правовые акты, принятые путем референдума или местными органами власти и неправительственными организациями в соответствии с законом.

Наряду с нормативными правовыми актами в Российской Федерации определенную ценность имеют правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также межгосударственные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Однако основную роль в системе источников российского права играют нормативные правовые акты.

Нормативный правовой документ - это правовой документ, изданный в установленном порядке государственными органами, который устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, которые в целом носят обязательный характер и подкрепляются принудительной силой государства.

Признаки нормативного правового акта

Нормативный правовой акт характеризуется следующими признаками:

  • имеет письменную форму;
  • имеет признаки, позволяющие отличить его от многих других нормативных правовых актов, - наименование акта, наименование органа, который его выдал, дата принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т. д. ( реквизиты);
  • имеет определенную юридическую силу в зависимости от места действия акта в системе нормативных правовых актов и уровня органа, который его принял. «Официальный характер акта заключается в его издании от имени органа, организации или государства. Компетенция указанных юридических лиц принимать правовые акты определяется Конституцией, законом, постановлением, уставом, то есть нормативным актом. Отсюда следует Важное правило о выдаче каждым субъектом только тех видов деяний Часто на практике государственные органы произвольно выбирают форму правового акта и тем самым нарушают законность».
  • имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, содержащие нормы права;
  • имеет определенный субъект регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений). «Это достигается с помощью разных методов - путем установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, признания, создания и изменения правового государства, путем обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов».
  • действителен в течение определенного периода (который указан в самом акте или бессрочно до отмены компетентным органом);
  • своим действием охватывает определенную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т. д.);
  • входит в единую иерархию нормативных правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативными правовыми актами;
  • содержит правила поведения общего характера, как правило, обязательные для всех, кому они адресованы. «Игнорирование правовых актов, их нарушений, воспрепятствование осуществлению актов являются нарушениями закона и являются неприемлемыми. Они влекут за собой различные способы восстановления« баланса действий»и их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применения дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность виновных - с другой стороны. Одним словом, правовая защита правового акта служит его сильной гарантией».
  • поддерживается возможность государственного принуждения в случае нарушения его инструкций.

Типы нормативных правовых актов

Нормативно-правовые акты включают в себя:

  • конституция (закон законов);
  • законы;
  • правила. 

«Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Все законы и иные правовые акты, принятые в Российской Федерации, должны соответствовать ей (часть 1 статья 15).

Особенность действующей Конституции также заключается в том, что она была принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 года.

Основы положений Конституции (главы 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в рамках специальной процедуры созыва Конституционного собрания с разработкой проекта новой Конституции, которая подлежит утверждению в особом порядке Учредительное собрание или поданное на голосование (статья 135).

Поправки к другим главам Конституции также принимаются в особом порядке (ст. 136)».

Конституция устанавливает основы конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента Российской Федерации, законодательной, исполнительной и судебной власти, а также исходные нормы местное самоуправление. Его целью является обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, стабильности государственного устройства, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.

Поэтому требование соблюдения Конституции Российской Федерации одинаково необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. «Именно эти цели определяют верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие норм Конституции, которые являются обязательными для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления».

Все нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности.

Все остальные нормативные правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.

Законы Российской Федерации также имеют преимущественную силу на всей ее территории и имеют высшую юридическую силу в отношении всех других нормативных правовых актов, изданных в Российской Федерации по вопросам, относящимся к субъектам ее юрисдикции и совместной юрисдикции Федерации и ее субъектов (Статьи 71 - 72 Конституции). «Они также оказывают непосредственное влияние на территорию России (часть 1 статьи 76 Конституции). По субъектам совместной юрисдикции федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принятыми в соответствии с федеральные законы (часть 2 статьи 76 Конституции)".

В Российской Федерации закон должен иметь черты, присущие конституционному порядку.

Подзаконные акты - это акты, изданные на основании и в соответствии с законами, которые содержат правовые нормы.

«Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу, чем законы, они основаны на них. Но они также имеют большое значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль».

Существуют следующие типы подзаконных актов, расположенных в иерархии.

Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам и подготавливаются в рамках президентских полномочий, предусмотренных конституционными (статьи 8 - 90 Конституция Российской Федерации) и законодательные нормы. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее место после законов. Заказы играют важную роль. Благодаря им глава государства осуществляет полномочия и элементы своего правового статуса».

Постановления Правительства Российской Федерации обязательны для Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут приниматься на основании и зачастую в соответствии с законами Российской Федерации, а также указами Президента Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

Приказы, инструкции, уставы, постановления министерств, ведомств, государственных комитетов - эти акты, принятые на основании и в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации регулировать общественные отношения, которые обычно входят в компетенцию этой исполнительной структуры ... Однако есть некоторые из них, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства и охватывают широкий круг вопросов. Например, акты Министерства финансов и т. д.

Решения и постановления органов местного самоуправления (например, региональных представителей, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного представительного собрания).

Решения, распоряжения, постановления органов местного самоуправления (например, глав администраций регионов, губернаторов и т. д.).

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов - эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, деревень, поселков, микрорайонов и т. д.».

Местные правила - это правила, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и правила представляют собой две большие группы правил, которые в свою очередь подразделяются на соответствующие типы.

Закон - основной вид регулирующих правовых актов

Понятие права и его признаки

Формирование верховенства права связано с повышением роли права в государственной и общественной жизни. Отражая общественные интересы в концентрированном виде, закон выступает основным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и других сферах и в то же время помогает стабилизировать стабильность социальной среды. Закон устанавливает правовые основы деятельности всех государственных и общественных учреждений. Он занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех других правовых актов.

Закон является основным видом нормативных правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны.

Закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к другим нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке законодательным органом или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий важнейшие общественные отношения и бытие ( наряду с Конституцией Российской Федерации) основным источником прав.

В теории права сформулированы следующие основные и наиболее важные особенности права. 

Признаки закона:

  1. принимается специально уполномоченными органами;
  2. принят в строгом соответствии с процессуальным порядком;
  3. регулирует наиболее значимые, наиболее важные социальные отношения;
  4. общеобязательные толкования, их отмена, связи с общественностью
  5. стабильный;
  6. имеет высшую юридическую силу;
  7. выражает волю и интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не в изоляции, а в единстве. Они не могут быть разорваны на части. Они позволяют лучше понять сущность и особенности закона, смысл законотворчества. Помогите избежать законодательных ошибок. Способствовать правильному толкованию и применению закона.

«Именно эти признаки отличают закон в системе других нормативных актов и придают ему качество превосходства».

Органы, уполномоченные принимать законы:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации) - федеральные и федеральные конституционные законы России;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации - законы субъектов федерации.

Другие органы не имеют полномочий принимать законы.

Особый процедурный порядок принятия закона (в том числе ряд последовательных этапов) определен в Конституции Российской Федерации, конституциях, уставах субъектов Российской Федерации и положениях органов, в компетенцию которых входит принятие законы.

Наиболее значимые общественные отношения, регулируемые законом (на государственном уровне):

  • вопросы конституционного характера;
  • порядок формирования и деятельности органов государственной власти и органы местного самоуправления;
  • права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • порядок создания и деятельности общественных организаций;
  • ключевые вопросы в области экономики;
  • вопросы обороны и безопасности;
  • международные отношения;
  • принятие и изменение бюджета;
  • установление налогов.

«Обязательный характер закона подразумевает, что его нормы должны выполняться (соблюдаться и т. д.) Всеми без исключения государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами».

Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменение, отмена). Закон может быть изменен или отменен в обход сложной юридической процедуры органом, принявшим его, в редких случаях и в связи с большой общественной необходимостью.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

  • занимает основное (после Конституции Российской Федерации) место в иерархии нормативных правовых актов;
  • положения этих актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

Закон является нормативным выражением воли народа в результате гармонизации различных социальных интересов.

Типы законов

Классификация законов может проводиться по разным основаниям:

  • их юридическая сила (Конституция Российской Федерации, федеральный закон, федеральный конституционный закон, право субъектов Федерации);
  • субъекты законотворчества (приняты по результатам референдума или законодательным органом);
  • субъект правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и др.);
  • срок действия (постоянные и временные законы);
  • природа (текущая и неординарная);
  • сферы деятельности (федеральные и региональные);
  • содержание (экономическое, бюджетное, социальное, политическое и т. д.);
  • степень систематизации (общепринятая и кодифицированная, иными словами органическая - Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и т. д.);
  • значимость содержащихся в них норм (конституционных и рядовых);
  • сфера регулирования (общее и специальное) и т. д.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

  • федеральные законы
  • законы субъектов федерации

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

  • федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов);
  • федеральные законы.

Федеральный конституционный закон - это закон, который непосредственно регулирует важнейшие конституционные институты государства, принятый для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции Российской Федерации.

Среди них есть вопросы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о приеме в Российскую Федерацию и формировании в ней нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта Российской Федерации;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о кораблях основного звена;
  • о Конституционном Суде Российской Федерации;
  • о Верховном Суде Российской Федерации;
  • о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации;
  • о Конституционном Собрании Российской Федерации.

«Иерархическое» место федерального конституционного права четко определено - федеральные законы не могут ему противоречить (п. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Процедура принятия федерального конституционного закона является особенной. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов. Государственная Дума (301 и более). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию».

Президент Российской Федерации не вправе накладывать вето на федеральный конституционный закон. Федеральный конституционный закон имеет более высокую юридическую силу, чем федеральный закон. Нормы федерального конституционного права повысили стабильность и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

Федеральный закон - это закон, принятый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации в отношении субъектов его юрисдикции.

«Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа депутатов. Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон".

Условиями рассмотрения проекта федерального закона являются:

  • Государственной Думой - не ограничено;
  • Советом Федерации - 14 дней (если Совет Федерации не рассматривает проект федерального закона, принятый Государственной Думой в окончательном варианте в течение 14 дней с момента его получения, проект закона считается утвержденным Советом Федерации) ;
  • Президент Российской Федерации - 14 дней.

Срок подачи законопроекта, принятого Государственной Думой в Совет Федерации, и законопроекта, принятого Советом Федерации для подписания Президентом Российской Федерации, составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассмотреть проекты федеральных законов, принятых Государственной Думой, по следующим вопросам: федеральные налоги и сборы; федеральный бюджет; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; ратификация и

денонсация международных договоров; состояние и защита государственной границы; Война и мир. Если Совет Федерации не одобряет проект федерального закона, принятый Государственной Думой (на который наложено вето Совета Федерации), этот законопроект может быть рассмотрен согласительной комиссией палат парламента и передан для повторного рассмотрения в Совет Федерации или вновь принят квалифицированным большинством (более 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) - при преодолении вето в Совете Федерации - и представляется на подпись Президенту Российской Федерации в обход Совета Федерации.

«Президент Российской Федерации в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятый простым большинством (50% + 1) от общего числа членов обеих палат парламента или квалифицированным большинством (более 2/3 голосов). ) от общего числа депутатов Государственной Думы и подписывает законопроект, после которого он становится законом, и обнародует его или отклонит (вето). Вето Президента Российской Федерации считается отклоненным, если обе Государственной Думы и Совет Федерации вновь принимает этот законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего количества, то есть соответственно 301 голос или более и 119 голосов или более, после чего Президент Российской Федерации обязан подписать и обнародовать этот законопроект. Федеральный закон в течение 7 дней».

Законы субъектов Федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Порядок и порядок принятия этих законов и другие вопросы определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также конституциями республик в составе Российской Федерации и уставами других субъектов. субъекты Российской Федерации.

Структура закона

Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которая состоит из следующих элементов (которые иногда называют реквизитами):

  • название органа, принявшего закон;
  • название закона;
  • номер и дата принятия;
  • преамбула;
  • правовое содержание закона;
  • последствия несоблюдения закона;
  • отмена законом других нормативных правовых актов (правовых норм);
  • опубликование закона и его вступление в силу;
  • подписание закона.

Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать название органа, который его принял. Его юридическая сила зависит от уровня государственного органа, который компетентен принять соответствующий закон.

В названии закона должен указываться круг общественных отношений, для регулирования которых он был принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (которое позволяет индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативных правовых актов. Когда федеральные законы принимаются Федеральным собранием (Государственной Думой, Советом Федерации), соответствующей датой считается день окончательного принятия этого акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона является день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Юридическое содержание является основным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны быть пронумерованы. В объемных законах можно выделить разделы и главы.

«Преамбула обычно содержит мотивы для принятия закона, его цели и задачи. Как правило, сам закон содержит санкции, применяемые к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в наиболее важные законопроекты. Нормативные предписания не входят в него».

Обязательным элементом закона должно быть указание на отмену действия других нормативных правовых актов этим законом. Обычно эта инструкция содержится в конце принятого закона (указываются подробности отмененных актов или их отдельных статей).

После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в силу сразу после опубликования или со дня, указанного в законе. «Закон эффективен, когда он известен людям и реализуется им сознательно. Вот почему важен конституционный принцип:« Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут быть применены, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Его реализация посвящена федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., утвержден Совет Федерации 1 июля 1994 г., подписанный Президентом 14 июня 1994 г.)».

Последним элементом структуры закона должна быть подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов - Президента Российской Федерации).

Влияние регулирующих и правовых актов времени, пространства и на круг лиц

Влияние нормативного правового акта во времени

Влияние нормативного правового акта во времени предполагает установление процедуры, определяющей вступление в силу нормативного правового акта, а также утрату его правового значения.

Момент начала действия нормативных актов определяется двумя правилами:

  • если нормативный акт указывает время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он вступит в силу;
  • если начало действия не определено в нормативном акте, то вступают в силу общие правила для этого вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.

Как правило, сначала издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Конституция также может определять последовательность действий для придания закону юридической силы и его вступление в силу.

Многим законам предшествует специальный закон, принимающий закон, в том числе действия во времени. Этот акт может установить конкретную дату вступления закона в силу.

«Такие формулировки также используются - закон действует с момента опубликования, с момента принятия или подписания. Формула для поэтапного принятия закона, когда какая-то его часть вступает в силу с момента наступления особое условие (появление другого закона, наступление каких-то социальных обстоятельств и т. д.)».

Если особый порядок вступления закона в силу не указан, применяется общий порядок. «В соответствии со статьей 6 Федерального закона« О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания», федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат палат Федеральное собрание вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через 10 дней после их официального опубликования».

В основном они публикуются в «Парламентской газете», «Российской газете» или в Сборнике законодательства Российской Федерации. Однако ни один орган не может принять решение о вступлении закона в силу до его опубликования, поскольку согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются". Данное конституционное положение распространяется не только на федеральные законы, но и на законы республик и других субъектов Российской Федерации.

«Согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если существует конфликт между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации, закон и утверждает его, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и его опубликованию».

Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении определенного времени для каждого указа, указа или акта. Нормативные акты Президента Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через 7 дней. «Другие акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания».

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней. Другие акты правительства, включая акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальную информацию, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) Межведомственного характера, а также нормативно-правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан после регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, должны быть опубликованы и вступить в силу. в течение 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Федеральные законы, изменяющие Налоговый кодекс Российской Федерации, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (статья 5 Налоговый кодекс Российской Федерации). Таможенный комитет Российской Федерации вступает в силу через 30 дней. Акты, устанавливающие более благоприятные правила, могут вступить в силу в более короткие сроки (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации)».

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и других нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутские - через 10 дней после их опубликования, если иное не предусмотрено законом.

«Акты, которые не подлежат публикации, отправляются на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Нормативные акты прекращаются:

  • в случае прямой отмены бронирования;
  • по истечении срока, на который был принят нормативный акт;
  • в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом».

Процесс фактической утраты силы того или иного нормативного правового акта является своеобразным. Норма права как бы забыта обществом, не применяется и фактически теряет свою силу. При подготовке Сводов законов СССР в 70–80-х годах многие «забытые» деяния, которые не были отменены и не вступили в силу с 1918 года, должны были быть официально признаны недействительными.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и опыта. Существует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции Российской Федерации. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Это означает, что закон не распространяется на факты, имевшие место до его вступления в силу.

«В практике СССР в начале 60-х годов уголовному законодательству была придана обратная сила. Приговор в отношении ряда уже осужденных был пересмотрен на основании недавно принятого закона, устанавливающего отягчающую уголовную ответственность, и двое из этих лиц были приговорен к смертной казни. Это дело до сих пор остается позорным в истории российской законотворческой и судебной практики».

Придание закону обратной силы возможно только в двух случаях:

  • если сам закон говорит об этом;
  • если закон смягчает или полностью устраняет ответственность.

«Нормативные акты теряют силу (утрачивают силу) по следующим основаниям:

  • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
  • в связи с изданием нового акта, заменившего предыдущий (косвенная отмена);
  • на основании прямого указания конкретного органа об отмене этого акта (прямое аннулирование) ". Например, законы, отменяющие налоги или снижающие ставки налогов (сборов), могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено законом (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Опыт применения закона - это применение отмененного, более не действующего на момент применения закона, фактов, имевших место на момент его действия. Например, закон времени, когда преступление было совершено, обычно применяется к преступлениям, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативного правового акта в космосе

Действие нормативного акта в космосе также имеет много аспектов и особенностей. В этой области главным, что отличает теорию права, является неразрывная связь правовой системы с территориальной структурой государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются полномочия органа, выдавшего его.

Территория Российской Федерации включает сухопутные, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в границах государства, воздушную колонну в границах, доступную для обычных самолетов (самолетов), недра, территорию посольств, военные корабли в любом месте, гражданские корабли в открытом море, самолеты в воздухе.

«Влияние нормативных актов в космосе зависит от:

  • уровень государственного органа, принявшего этот акт;
  • юридическая сила».

Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Однако могут быть введены законы, действующие на определенной территории, что специально оговорено в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение чрезвычайного положения на любой территории.

Нормативные акты распространяются на:

  • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, другие акты высших органов государственной власти и управления);
  • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта Российской Федерации, которые не могут отменить или приостановить действие законов общих федеральных органов на их территории);
  • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
  • на местную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие законов в космосе определяется рядом положений. Таким образом, важным правилом является то, что каждое государство имеет право применять законы на своей территории. Проблема применения иностранных законов на территории государства не менее значима. «В ходе интеграционных процессов такие проблемы возникают все чаще и чаще. Таким образом, практическая проблема применения в России «общепризнанных принципов и норм международного права. «Правила международных и межгосударственных договоров действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий. Эти конфликты возникают при разрешении конкретных случаев. Понятно, что конфликтные проблемы в основном являются предметом науки международного права».

В политической сфере на территории государства действуют законы их государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства.

При принятии решения о том, какой закон должен действовать в конкретном случае - внутренний или иностранный, учитывается характер тех правовых отношений, которые регулируются каждым законом.

«В дореволюционной юридической литературе для этих целей выделялась так называемая статутная теория, которая отличала правовые статусы. Утверждалось, что все вопросы, возникающие в отношении состояния человека, решаются на основе законов его Родина. Законы, определяющие статус имущества, имеют двойное действие: движимое имущество, возникающие споры, коллизии разрешаются на основании законов государства, в котором проживает владелец движимого имущества. Во втором случае все споры разрешаются в соответствии с законами местонахождения вещи. Наконец, может быть смешанный случай, когда вопросы разрешаются соглашениями, по которым законы разрешают конкретные споры».

В некоторых случаях, хотя закон действует на всей территории, он распространяется на отдельных лиц определенного круга лиц.

Влияние нормативного правового акта на круг лиц

С точки зрения лиц, законы и иные нормативные правовые акты распространяются на граждан Российской Федерации, как на территории России, так и за ее пределами. В частности, российские граждане, находящиеся за рубежом, в соответствии с Законом о гражданстве и другими законами, имеют право участвовать в выборах в органы российского государства, пользуются защитой российских законов и несут ответственность за нарушения в российских органах. по российскому законодательству, если они не были привлечены к ответственности за аналогичные правонарушения по законам других государств.

На территории России нормативные акты распространяются на всех ее граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства.

«Важно подчеркнуть, что действие закона по отношению к лицам основывается на двух принципах: принципе суверенитета (территориальное превосходство государства), а также требования международного права, ограничивающие этот принцип».

В то же время существуют специальные нормативные правовые акты, которые распространяются только на определенные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, сотрудников полиции, студентов, учителей, государственных служащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетные матери и т. д.). и т.д.).

«Что касается формального равенства, есть и исключения - принцип экстерриториальности, то есть инопланетян». Это относится к определенным категориям иностранцев, в частности к дипломатическим представителям и членам их семей, которые имеют дипломатический иммунитет, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за совершение преступления. Эти лица в случае совершения преступления подпадают только под действие законодательства своей страны.

«И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства, в соответствии с законом, не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, служить в вооруженных силах)».

Все граждане (субъекты) обязаны быть законопослушными, но это подразумевает равенство всех перед законом, в частности, распространение действия уголовного законодательства на правонарушителей - граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

Вывод:

Делая выводы, можно сказать, что основную роль в системе источников российского права играют нормативные правовые акты.

В этом отличие системы российского права от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права унаследована современной Россией от всех предыдущих эпох в развитии ее правовой системы, начиная с XII-XIV веков. Прошла всю историю Российской империи и Советского государства. В то же время система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников российского права прошлых эпох.

Каждое общество требует регулирования своей жизни и развития. В противном случае это может привести к фрагментации и хаотическому развитию. Среди средств организации и упорядочения закон занимает видное место. В отличие от других видов социальных норм, он выступает в качестве публично-государственного, общеобязательного регулятора общественных отношений. Закон опирается на государство, которое напрямую создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию.