Понятие и виды источников права

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие и характеристики правовых источников
  3. Источники права в различных правовых семьях
  4. Нормативно-правовой акт как основной источник права
  5. Роль обычая и прецедента как источников права
  6. Нормативно-правовой договор, правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении
  7. Заключение
  8. Список литературы

Введение

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее базовых категорий, выхода на новый уровень исследований, сочетающих достижения юриспруденции и смежных отраслей знаний. К числу категорий, требующих более глубокой разработки, относится категория формы (источников) права. Уровень научной разработанности данной проблемы, и особенно общей концепции источника права, явно недостаточен. Одной из причин недостаточной теоретической разработанности данной проблемы является неоднозначность и неопределенность самого понятия источника права. В конце концов, "источник права" - это не более чем образ, призванный помочь понять, что подразумевается под этим термином, а не дать понимание.

В 1960-х годах некоторые авторы предложили заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло более глубоко и всесторонне изучить право. Эта позиция не пользуется всеобщей поддержкой. В частности, понятие "источник права" сохранило свое значение в отраслевых юридических исследованиях. Со временем старый термин "гражданские права" также возвращается в юридическую теорию. Используя термин "источник права", мы обычно стали понимать его как юридический источник права. Поэтому довольно часто встречается, когда в словосочетании "источники права" между этими словами в скобках вставлено - "формы", или наоборот.

Тема реферата - "источники права" - актуальна потому, что, во-первых, источники права - это обстоятельства, питающие возникновение и действие права, во-вторых, источники права - это форма выражения, объективация нормативной воли государства, в-третьих, внешнюю форму права можно определить как форму существования, выражения и трансформации правовых норм.

Цель данной работы - раскрыть понятие и сущность форм (источников) права.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

  1. Дать понятие форм (источников) права;
  2. Изучить формы (источники) права в различных правовых семьях;
  3. Определить роль нормативно-правового акта как основного источника права;
  4. Раскрыть роль правовых обычаев и прецедентов;
  5. Анализировать роль нормативных договоров, доктрин, религиозных текстов и общих принципов права в правоприменении.

Понятие и характеристики правовых источников

Формирование понятийного аппарата отечественной науки общей теории права функционально зависит от того, какое значение придается тому или иному слову. "Источник" в русском языке также имеет много значений.

Одно из его значений - "в общем, любое начало или основание, из которого что-то происходит". В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия жизни общества, систему экономических и хозяйственных отношений (материальный аспект понятия источника права).

Второе значение слова "источник" связано с "силой, из которой что-то исходит". В связи с этим ряд авторов признавали законотворческой силой творческую силу Бога (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий и др.), другие мыслители видели в этой силе волю народа (Руссо, Радищев), волю государства (Н.Г. Александров, А.Ф. Шебанов и др.).

Есть и третье значение слова "источник" в русском языке. Это "письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование". В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих правовых актов. Из этого, третьего значения слова источник, можно сформировать специально-правовое понятие "правовой источник". Если источником является конкретный документ, то источником закона является конкретный юридический документ - закон. Причем к источникам права могут быть причислены не все юридические документы, а только те, которые связаны с основным признаком права как нормативного регулятора общественных отношений. Следовательно, к источникам права могут быть отнесены только те правовые документы, которые имеют нормативное значение, устанавливают общеобязательные правила поведения (правовые нормы).

Формы такого закрепления, как показывает практика, могут быть различными: сформулированными в общих чертах, абстрактно на основании властного решения или на примере разрешения конкретного дела судом, за которым следует общеобязательное условие при разрешении всех последующих аналогичных дел нижестоящими судами.

Большинство ученых, в том числе и специалисты отраслевых юридических наук, считают, что термины "источник права" и "правовая форма" могут иметь идентичное значение, если под источником права понимать только специально-юридический (формальный) аспект. В этом смысле термин правовой источник (правовая форма) используется в научной и учебной литературе.

Правовые источники характеризуются следующими особенностями.

Они состоят из правовых норм. Все источники права содержат свод конкретных правил поведения в той или иной сфере общественных отношений, регулируемых правом.

Правовые нормы в юридических источниках имеют соответствующие формы выражения и закрепления. Правовая норма может быть выражена в форме повеления, адресованного конкретному лицу, которое носит императивный характер, или иным способом. Правовые нормы выражаются либо в четко структурированной форме, то есть в документе, разделенном на главы, параграфы, статьи, пункты и т.д., либо в форме неформального урегулирования споров, либо в какой-то иной форме.

Влияние государства на формирование спектра источников права. Государство и его органы могут самостоятельно разрабатывать и вводить в действие различные источники права (например, нормативные правовые акты), могут санкционировать их (например, обычное право и т.д.).

Общеобязательная сила закона. Неявная реализация правовых принципов всеми юридическими лицами обусловлена их охраной государством и возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителю содержащихся в них правовых норм.

Формально установленный способ выражения и закрепления. Эта особенность указывает, во-первых, на четкость и определенность формулировки субъективных прав и юридических обязанностей, санкций за их нарушение, во-вторых, на документальный характер закрепления правил поведения субъектов в источниках.

Доступность источников. Это касается, во-первых, свободного доступа всех субъектов права к информации, содержащейся в источнике, и, во-вторых, доступного, понятного языка в правовых источниках.

Таким образом, значение правового источника схоже с пониманием этого термина в европейских странах, поскольку и на Западе, и в России он подразумевает связь между правовой нормой и государством. В меньшей степени использование данного термина характерно для традиционных правовых систем (мусульманское право, семья обычного права), что обусловлено сильным влиянием религиозного фактора на государственно-правовые институты. В целом, в мировой юридической практике существует множество видов правовых источников. Среди них: обычное право, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина. На выбор и закрепление того или иного источника в национальной правовой системе влияет множество факторов. Давайте подробнее рассмотрим основные источники права. Их можно найти в национальных правовых системах разных стран.

Источники права в различных правовых семьях

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (включая Россию). Основным источником права является нормативный правовой акт.

Система гражданского права характеризуется, прежде всего, устойчивой иерархией его источников. На первом месте стоит Конституция, которая устанавливает основы статуса личности, политического, экономического и социального устройства, а также характеристики государства. Конституция определяет цели законодательства и направления развития права. Поэтому Конституция находится в центре общественно-политических процессов государств. Так было с Веймарской конституцией Германии в 1919 году, с конституциями Франции, Италии, ФРГ в 1940-х годах, с конституциями Греции и Португалии в 1970-х годах, с конституциями России и других постсоциалистических стран в 1990-х годах.

В системе нормативно-правовых актов романо-германской семьи прежде всего выделяются законы. Верховенство закона является стабильным принципом континентальной правовой системы. Различают, например, федеральные законы и федеральные конституционные законы (Россия), законы и органические законы (Франция), конституционные законы, органические законы и простые законы (Молдова, Румыния).

Среди них выделяется так называемая иджма - консенсусное заключение древних юристов, знатоков ислама, об обязанностях верующих, получившее значение правовой истины, взятой из Корана или Сунны. Иджма служит уникальным инструментом, способом заполнения пробелов в исламском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

При разработке иджмы древние ученые богословы и правоведы всегда исходили из двух незыблемых постулатов - догм:

  1. Единство и непогрешимость мусульманского общества, которое "не примет никакого ошибочного решения";
  2. Чистота и непоколебимость мусульманской веры, которая исходит от Аллаха. "Он - Аллах - един. Аллах вечен; Он не был рожден и не был порожден. Эти две догмы позволяли признать религиозную и юридическую силу совпадающих мнений и постановлений богословских и юридических авторитетов, которые не вытекали непосредственно из Корана или Сунны.

Рассуждения в праве по аналогии, называемые кияс, также признаны источником мусульманского права с древних времен. Суть кияса заключается в применении тех или иных норм, установленных Кораном, Сунной или иджмой, к новым случаям, не предусмотренным этими источниками права. Помимо упомянутых выше первичных источников мусульманского права, в современных исламских странах более широко используются вторичные источники - нормативно-правовые акты, в том числе законы. Законы содержат нормы, которые не только дополняют и конкретизируют религиозные источники права, но и нарушают иджма и кияс, а также Коран и Сунну.

Таким образом, основу системы правовых источников в романо-германской правовой семье составляют конституция, кодексы и законы, а кроме них определенное влияние оказывают обычаи, судебная практика, доктрина и отдельные правовые принципы. И среди источников права в рамках англосаксонской правовой семьи судебная практика является наиболее важной в данном случае. Закон является вторым по значимости источником права. Но в силу исторических особенностей структуры английского права, значение закона в нем нельзя сравнивать с ролью законодательства и кодексов в странах гражданского права. Обычай, доктрина и разум также относятся к источникам права, хотя их значение не столь велико. Мусульманское право основано на Коране, это система, не имеющая того же источника. Обычай и судебная практика не признаются источниками права в мусульманской правовой семье. Доктрину исламского права, которая складывалась веками, очень трудно изменить. Попытки нововведений встречаются с подозрением, а любая оригинальная интерпретация запрещена.

Нормативно-правовой акт как основной источник права

В современном мире наиболее распространенным источником права является нормативный акт. Нормативный акт - это официальный документ, изданный соответствующими государственными органами, который содержит обязательные правовые нормы (правила поведения). Нормативный правовой акт в отличие от таких источников права, как прецедент или обычай, занимающих второстепенное положение в регулировании общественных отношений, играет в государстве наиболее важную роль, поскольку содержащиеся в нем правовые нормы регулируют основные общественные отношения. 

Основными признаками нормативного правового акта, отличающими его от других правовых актов, являются:

  1. Нормативный акт, содержащий определенные нормы (правила). Этим он отличается от акта применения права или толкования права;
  2. Правовой акт, то есть не содержащий никаких норм, а нормы права. Этим он отличается от других нормативных актов, не содержащих норм права (например, инструкции по эксплуатации бытовой техники).

Акт, созданный в результате законодательной деятельности государства или как волеизъявление народа (референдум).

Внутренние документы администрации университета носят официальный характер, то есть являются общеобязательными, то есть предназначены не для заранее определенного круга субъектов правоотношений, а для всех, кто подпадает под действие нормативного правового акта.

Таким образом, разнообразие видов права позволяет обеспечить его верховенство во всех сферах жизни общества и предотвращает возможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. А все подзаконные правовые акты издаются на основании и во исполнение законов. Эффективное регулирование общественных отношений возможно только тогда, когда общие интересы совпадают с индивидуальными. Именно цель подзаконных актов - конкретизировать основные положения законов применительно к специфике различных индивидуальных интересов.

Роль обычая и прецедента как источников права

Обычай в праве - это санкционированное и закрепленное государством правило поведения, сложившееся в результате его фактического применения в течение длительного периода времени. Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (т.е. меру государственного воздействия) за несоблюдение обычая. Это делается в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства и соответствует интересам общества на определенном этапе его развития. Государственное санкционирование осуществляется либо путем ссылки на обычай в нормативном правовом акте, либо путем фактического государственного признания в судебных решениях и иных актах государственных органов.

Если рассматривать источники права с исторической точки зрения, то первым источником, который предшествовал всем другим, включая закон, был правовой обычай.

Наиболее распространенными правовыми практиками в древности и в средние века были те, которые составляли так называемое "обычное право". В условиях родоплеменного строя правовой обычай был основной формой регулирования поведения. Соблюдение обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание и т.д.) или одобрением мер, применяемых против нарушителя его родственниками или членами семьи (кровная месть).

В процессе распада родовых и соседских общин и формирования государства обычай - "мировой порядок" - постепенно становится нормой правильного поведения, подразумевающей возможность выбора правильного поведения. Постепенно запреты и разрешения, содержащиеся в обычаях, уступают место нормам, определяющим субъективные права и обязанности человека. Но в период формирования государства и права еще существовало догражданское представление об обычаях, и поэтому они были обязательны не столько по принуждению государства, сколько потому, что члены общины признавали их таковыми. Законы в этот период вытекали из обычаев или были равны им. Например, законы Ману предписывали царям устанавливать в качестве закона только то, что не нарушает обычаи, семейные земли и касты. 

На определенном этапе развития обычаи приобретают письменную форму, которая часто была результатом систематизации обычаев и не всегда требовала государственной санкции ("варварские права", такие как салийское, баварское и русское). Однако постепенно обычай стал санкционироваться государством, а его соблюдение обеспечивалось принудительными государственными мерами. Таким образом, обычай, в отличие от неправового (традиции, обычаи, унаследованные привычки и т.д.), становится законом.

Отношение юриспруденции к обычаю амбивалентно. Некоторые отводят обычному праву ведущую роль среди других источников права, поскольку законодательные и судебные органы руководствуются в законотворчестве и правоприменении взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. Согласно этой концепции, обычай играет примерно ту же роль, которую марксистская теория приписывает материальным отношениям производства в качестве основы для возникновения права. Преувеличение роли обычая характерно для социологической и особенно исторической школы права, которая воспринимает право как продукт народного сознания.

Юридический позитивизм, с другой стороны, рассматривает обычай как устаревший источник права, не имеющий существенной практической ценности в современной жизни.

Нормативно-правовой договор, правовая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права и их роль в правоприменении

Нормативный договор - это соглашение между сторонами, которое создает правовые нормы.

Нормативное соглашение не просто устанавливает права и обязанности сторон на основе ранее существовавших правовых норм. В отличие от простого соглашения, оно призвано установить нормы права, которыми стороны намерены руководствоваться в будущем.

Можно выделить два основных типа договоров с нормативным содержанием: внутригосударственный договор и международный договор.

Внутринациональные - это, например, соглашение между государством и государственными образованиями, между субъектами федерации и т.д. В качестве примера можно привести Федеративный договор России от 1992 года.

Международный договор - это соглашение между особыми субъектами права - государствами. Международные договоры применяются в форме конвенции, декларации или соглашения. Будучи признанными тем или иным государством, они имеют приоритет над национальным законодательством.

Вышеперечисленные источники права являются наиболее распространенными в современном мире, но не единственными. Есть и другие - правовые доктрины, религиозные тексты и общие принципы права.

Правовая доктрина - это мнение наиболее известных и признанных в своей научной области правоведов по определенным правовым вопросам, которое они выражают в своих трудах и которое используется при решении определенных практических вопросов.

В Древнем Риме любое дело (решение) могло быть истолковано выдающимися правоведами. Существовал даже закон об обязательном рассмотрении судьями и другими практикующими юристами в неясных и спорных случаях положений трудов самых выдающихся правоведов Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестиниана.

Такой "чистой" формы больше не существует в современном мире. Однако Швейцарский гражданский кодекс в случае пробела в законе ссылается на мнения наиболее известных экспертов в области гражданского права, а в мусульманском праве правовая доктрина по-прежнему играет решающую роль - она является единственным источником права.

Отечественная судебная практика не признает эту доктрину в качестве самостоятельного источника права. Однако практикующие юристы повсеместно используют его для получения разъяснений или консультаций, особенно комментарии автора к тем или иным кодексам и другим правовым актам. Этот чрезвычайно распространенный обычай оправданно позволяет считать доктрину неофициальным источником права.

Религиозные тексты - это священные писания. В древности они играли особую роль как источник права. В настоящее время большинство государств являются светскими и не используют религиозные тексты в качестве источника права. Роль священных книг как источника права сохранилась в некоторых современных исламских странах, например, в Афганистане.

Религиозные тексты ислама (Шари'а) представляют собой "кодекс" мусульманской веры, который подробно регламентирует, как должен жить мусульманин и во что он должен верить. Судьи осуществляют право на основе постулатов, изложенных в священных книгах шариата (Кияс, Сунна, Иджма, Коран).

Общие принципы права также играют определенную роль в правоприменении - они являются исходными, отправными точками конкретной правовой системы. Общие принципы права включают, например: Более поздний закон отменяет более ранний; никто не может выступать в качестве судьи в своем собственном деле. Общие принципы права также включают принципы гуманизма, справедливости и равенства перед законом, которые обычно формулируются в конституциях. Таким образом, сегодня общие принципы права служат инструментом слияния международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе.

Нормативные договоры сегодня обладают различной юридической силой, в то же время они имеют большое значение, так как содержат правовую норму, регулирующую различные общественные отношения. Безусловно, международные договоры обладают наивысшей юридической силой, поскольку содержат основные правовые нормы.

Доктрина не признается самостоятельным источником права в отечественной судебной практике, однако практикующие юристы повсеместно используют ее для разъяснений или консультаций, особенно авторские комментарии к некоторым кодексам.

Заключение

Таким образом, понятие источника права является одним из самых фундаментальных понятий для всей теории права, и оно напрямую связано с вопросом о происхождении права. Источник права - это достаточно широкая, масштабная динамическая система факторов, идей, форм выражения, определяющих возникновение, развитие и особенности правовой системы конкретного государства

В данной статье освещаются основные виды правовых форм, которые имели или имеют место в современном государстве. Каждая правовая форма имеет свои характеристики, особенности, историю развития и место в современных правовых системах. Сегодня наиболее эффективными и распространенными являются нормативный правовой акт, судебный прецедент нормативный договор. Они официально созданы во всех развитых государствах. Правовая доктрина в чистом виде как юридическая форма сегодня не получила широкого распространения, но имеет огромное значение абсолютно в каждом государстве на неформальном уровне. Самые древние формы права, такие как правовые обычаи, особенно распространены в международном, гражданском, экономическом, торговом и морском праве. Религиозные нормы как источник права имеют место во многих государствах традиционной правовой семьи, но немыслимы в светских государствах.

Из сказанного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют большое значение для укрепления верховенства закона в конституционном государстве. Совершенствование указанных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества практически всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана давать своевременные и нужные рекомендации по совершенствованию правовых форм, а практика должна умело реализовывать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы правовых источников. Сила верховенства закона в государстве зависит от качества этой правовой системы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принят всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ//ЗЗ РФ,1999 № 18, ст. 134.
  3. Алексеев С.С. Государство и право: учебник. М.: Торговая компания "Велби", издательство "Проспект", 2006. - 287 с.
  4. Апарова Т.В. Суды и судебная система Великобритании. М.: Юристъ, 1996. - 302 с.5. Богданова О.В. Теория государства и права: учебник. - Самара: издательство НОАНО ВПО СИБиУ, 2009 г. - 262 с.
  5. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Ч.1 /под ред.Л.Нарышкина.-Москва: Международные отношения, 1983 г. - 239 с.