Понятие и структура системы права

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 26.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие, признаки, структура нормы права
Понятие и виды правовых норм
Система российского права
Понятие правовой системы и правовой семьи

 

Введение:

Одним из важных свойств права является его внутренняя организация, последовательность. Но прежде чем перейти к характеристике права как системы, рассмотрим общие черты системных образований. 

Понятие «правовая система» появилось, когда общество пришло к выводу, что для рационального регулирования общественных отношений необходимо разбить закон в соответствии со спецификой сферы регулирования общественных отношений. Таким образом, появляются отрасли права и, следовательно, кодексы как законы этой отрасли. 

Правовая система представляет собой упорядоченный набор стандартов, которые соответствуют правовым принципам и представляют собой учреждения, подсектора, отрасли права и другие устойчивые структурные объединения. Только в системе правовые нормы приобретают способность регулировать общественные отношения, которые обычно требуют согласованного действия общих правовых требований. 

Последовательность права обусловлена ​​сложностью, многомерностью социальных отношений, их единством и дифференциацией на различные роды и типы. В зависимости от характера и типа общественных отношений правовые принципы и нормы сгруппированы в соответствующие строительные блоки. 

Первое историческое разделение правовой системы сохранилось до наших дней. Он делит право на частное и публичное. Основой этого разделения является характер правовых отношений между индивидом и государственными структурами общества. Таким образом, частное право включало отрасли права, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Основой частного права является гражданское право и смежные отрасли права. Напротив, публичное право включает в себя ряд отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общие интересы. Суть публичного права состояла из: административного права, международного права, финансового права и ряда других отраслей права. 

Однако разделение системы права на частную и государственную является в некоторой степени условным, поскольку зачастую трудно определить, где включены определенные отрасли права. Так, трудовое право, земельное право сложно отнести к частному или публичному праву. Они представляют собой смесь этих двух отраслей. 

Важнейшим принципом, характеризующим систему права, является объективность. То есть система права строится на основе существующих общественных отношений. 

Актуальность темы заключается в том, что термин «система» универсален, используется в самых разных отраслях человеческого знания. В философском аспекте эта категория охватывает целостный набор элементов, которые конкретно изолированы от окружающей среды и объединены совокупностью внутренних связей или отношений. 

Следовательно, вопрос правовой системы это вопрос составных элементов права, их взаимоотношений друг с другом, организации организаций в процессе развития. Другими словами, изучить систему права означает выявить ее структурную организацию, указать принципы ее построения и развития. 

Поэтому формирование правовой системы представляет не только чисто научный, но и практический интерес. Действительно, нормальная жизнь общества и государства зависит от того, как работает правовой механизм, насколько правовые нормы соответствуют действительности, и, следовательно, изучение системного характера права и законодательства приобретает практическое значение. 

Общая характеристика правовой системы

Понятие правовой системы

Понятие «правовая система» часто раскрывается в результате систематизации правовых норм, т. е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Такая точка зрения хорошо согласуется с общей теорией научного коммунизма, которая была провозглашена концепцией планового движения общества к его коммунистическому будущему. 

Здание более светлого будущего строится рационально; система права строится рационально. Не менее это мнение соответствовало пониманию права как функции государства. Если государство создает закон, то оно создает свою систему, то есть оно сознательно создает ее в форме системы. 

Поскольку такое толкование права отнюдь не характерно только для советской науки, убежденность в рациональности системы права проникла в мировую правовую мысль.

Наше правовое понимание исключает характеристику правовой системы как искусственного построения и результата построения логически структурированного государства. Если закон является продуктом естественно-исторического развития, то ему объективно присущ системный характер того же происхождения. Он изначально структурирован, упорядочен, и его структуру (системность) можно рассматривать отдельно от себя, только условно, понимая, что речь идет только об искусственной подготовке к частным познавательным целям. После их достижения необходимо будет вернуться к рассмотрению системности как партии, моменту самого закона. Действительно, изучать право значит изучать его систему, а изучать его значит изучать право с одного из его существенных аспектов. 

В свою очередь, право это только сторона (момент) общества, и изучение общества означает изучение права, а изучение права изучение общества, поскольку оно представлено в правовой реальности.

Первоначально общество существовало как своего рода относительно простая целостность, в которой семейная, домашняя, экономическая и политическая сферы функционировали в едином единстве. Например, в древности в Древнем Риме римлянин был одновременно гражданином полиса; мы вспоминаем знаменитый афоризм Аристотеля: «Человек политическое существо» и, как следствие, совладелец полисной собственности. Формирование патриархальной, а затем моногамной семьи и натурального хозяйства отличало семейно-домашние отношения от этой целостности. Производство, основным предметом которого была эта семья, оставалось зависимым от случайных характеристик природной среды, экономических возможностей производителей и их культуры, включая культуру потребностей. 

Развитие простого товарного производства с привлечением семейных фермерских хозяйств на специализированные на них рынки подчиняется законам общественного разделения труда. Последующее возникновение фабрик, сопровождавшееся разрушением крестьянского хозяйства и изгнанием крестьян с земли, превратило их в наемных рабочих и включило одних в промышленное производство как буржуазных, а других как пролетариев. Семья выжила, но перестала быть предметом хозяйственной жизни. Он стал человеком, свободным от всевозможных зависимостей. Таким образом, вторая экономическая сфера, т. е. сфера материального производства. 

Чтобы решить общие проблемы для всех своих простых людей, свободные люди входят в политическую сферу политики и стремятся через влияние в государственных делах влиять на принятие социально значимых государственных решений.

В результате гражданское общество было сформировано как единство трех относительно независимых и в то же время взаимозависимых социальных, экономических и политических областей, которые, однако, имеют общую основу для обмена. В каждом из них формируются общественные отношения, характерные только для нее, и формируются их типичные виды деятельности, а, следовательно, и собственные правила поведения. Общая основа объективно определяет только то, что все они и общественные отношения, и виды деятельности, и правила поведения во всех сферах соответствуют основополагающим принципам обмена свободой и равенства частных собственников. Институционализация отношений между субъектами общественной жизни и правилами поведения приводит к группировке правовых норм в зависимости от типа общественных отношений, которые они регулируют. 

Регулирующие возможности права, конечно, ограничены общими законами общественного развития, прежде всего принципами обмена как основы современного общества, закрепленными в правовых принципах свободы и равенства.

Наконец, мы не должны забывать, что общество это органическая система, в которой все типы социальных отношений существуют и функционируют в целом. Эта целостность их также определяет внутреннее единство отраслей права. Каждая отрасль регулирует отдельный тип общественных отношений, но все они в совокупности обеспечивают нормальное функционирование общества в целом. 

Система общественных отношений также соответствует системе права, под которой в теории понимается исторически сложившееся единство правовых норм, которые делятся на правовые сообщества и отрасли. Другими словами, правовая система представляет собой совокупность правовых общностей и отраслей, которые дифференцированы по признакам, присущим им, которые соответствуют специфике системы общественных отношений данного исторического периода. 

Структурные элементы правовой системы

Первый элемент правовой системы должен определяться верховенством права, которое регулирует типичные общественные отношения, образуя основной элемент правовой системы.

Верховенство права это «кирпичик права», начальный элемент всего правопорядка в данной стране. Из этих «кирпичиков» формируются правовые институты, то есть различные блоки, как в сфере регулирования, так и в правоохранительной сфере, а затем отрасли права формируются из блоков, т. е. крупнейших разделов права, так сказать, целых этажей, служб правовой защиты. 

Правовой институт это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно независимый набор социальных отношений или любых их компонентов и свойств. Например, в сфере трудовых отношений, в частности, к ответственности относятся отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, а также преследованием нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Соответственно институты трудового права формируют трудовой договор, заработную плату, трудовую дисциплину. 

Отрасль права является основной единицей правовой системы, характеризующейся специфическим режимом правового регулирования и охватывающим целые разделы, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не является механическим объединением норм нескольких институтов. Это целостный объект, характеризующийся рядом свойств, черт, которые не присущи правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением любых широких сфер основной деятельности общества, государства, граждан и других юридических лиц. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения, семейное право отношения, связанные с браком и семьей человека.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие между рабочими и служащими в процессе осуществления трудовой деятельности в производственной сфере. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулирующие функции которого ограничены любым относительно узким набором отношений. Кроме того, в отличие от института, отрасль права содержит исчерпывающий набор правовых средств и методов правового воздействия, установленных государством в процессе регулирования отношений в соответствующей сфере. 

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

  1. Государственное (конституционное) право является отраслью права, в которой закреплены основы общественного и государственного устройства страны, основы правового статуса граждан, система государственных органов и их основные полномочия. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция Российской Федерации 1993 года. Императивный метод доминирует. 
  2. Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной и административной деятельности государственных органов. Прямой метод управления преобладает. Важным источником является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). 
  3. Финансово-правовой сектор права, регулирование отношений, возникших в процессе финансово-бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются с помощью метода силовых предписаний. Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации, в законах о государственном бюджете, налогах и сборах и других правовых актах. 
  4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. воды, леса, являющиеся материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества. Императивные и диспозитивные методы правового регулирования взаимосвязаны. Источник Земельный кодекс Российской Федерации. 
  5. Уголовное право это свод правил, устанавливающих, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Уголовное право определяет понятие преступления; установить круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и многое другое. 
  6. Гражданское право является наиболее объемной отраслью правовой системы, которая регулирует различные имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с ними. Нормы гражданского права устанавливают и защищают различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регулируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. гражданские неимущественные права, такие как честь и достоинство гражданина или организаций, также защищены. Метод юридического равенства сторон. 
  7. Трудовое право является отраслью права, которая регулирует общественные отношения в процессе человеческого труда. Правила трудового права определяют, например, условия труда, устанавливают рабочее время и периоды отдыха, а также правила безопасности для условий труда. Особенностью трудового права является сочетание договорных, рекомендательных и императивных методов правового регулирования. Основным источником является трудовой кодекс. 
  8. Семейное право отрасль права, регулирующая брачные и семейные отношения. Его нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу. 
  9. Гражданское процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданского процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия; закрепить правовой статус участников гражданского судопроизводства; регулировать ход судебного разбирательства; порядок принятия и обжалования решения суда. 
  10. Уголовно-процессуальный закон объединяет правила, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры, суда и их отношения с гражданами в ходе следствия, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. 

Публичное и частное право

Исторически все системы права условно включают частное и публичное право. Такое разделение возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правовых отношений. Как система норм, вытекающих из конкретной организации общества, закон призван защищать интересы всего общества с учетом интересов отдельных лиц, составляющих его во всех отношениях. Защищая свои интересы, государство посредством правовых норм защищает в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в законе, должны совпадать. 

Публичное право это сфера общих государственных интересов, то есть таких отраслей, как государственное право, административное право, уголовное право и т. д. здесь воля государственных органов имеет правовой приоритет, регулирование централизованно основывается на принципах подчинения, то есть на принципе «власть подчинение», ответственность подчиненных своему начальнику. 

Частное право это сфера интересов частного лица и группы (институты собственности, договоры, передача собственности, наследство и т. д.), то есть такие отрасли, как гражданское право, семейное право и т. д. здесь воля частных лиц уже юридический приоритет. В их объединениях регулирование децентрализовано, основано на принципах координации, то есть на принципе юридического равенства, а не подчинения, автономии. 

Частное право распространяется на отношения, участники которых не имеют никакой власти (напротив, они отделены от государственной власти, поэтому они являются «частными»), но их договоры, действия, в том числе односторонние, например, действия собственников, имеют полное юридическое значение, охраняются судом, признаются и удерживаются государством в качестве собственного постановления. Эта уникальная оригинальность частного права просто позволяет ему обеспечивать индивидуальную свободу, независимость и независимость частных лиц и, следовательно, быть условием и гарантом рыночной экономики, демократии, свободного общества. Частное право как бы создает зону свободы, изолированную от государственной власти, где арбитрами их собственности и бизнеса являются сами частные лица; вторжение государственной власти в эту область, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, и по решению суда не допускается. И в то же время правительство обязано не только признавать, но и защищать. 

Конституционное, административное, уголовное, финансовое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право, международное публичное право.

Гражданское, трудовое, семейное, земельное, международное частное право.

Чтобы закон был действительно «законом», обе эти области должны быть «суверенными», ни одна из которых не должна поглощать другую.

В ходе исторического развития стирается различие между публичным правом и частным правом в ряде областей общественной жизни, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и т. д.). И все же публичное право и Частное право остается основополагающим исходным принципом действительно демократической правовой системы.

Таким образом, система права является внутренней структурой права, состоящей из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. Он имеет свои особенности:

  1. его основным элементом является верховенство права;
  2. его элементы не являются противоречивыми, внутренне скоординированными, взаимосвязанными, что придает ему целостность и единство;
  3. это обусловлено социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
  4. имеет объективный характер. Правовая система включает публичное право сферу общих государственных интересов, а частное право сферу частных индивидуальных интересов. 

Особенности правовой системы

Общая характеристика отраслей права Российской Федерации

Отрасли права Российской Федерации можно разделить на три основных звена:

  1. Профилирование, основные отрасли, охватывающие основные правовые режимы; основная ветвь всей системы конституционное право; материальные сектора гражданские, административные; уголовное право, соответствующие три процессуальные ветви. Именно здесь, в этой группе, сосредоточены основные первичные правовые средства правового регулирования. 
  2. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, адаптированы к особым сферам общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, право социального обеспечения, семейное право, трудовое право. 
  3. Сложные отрасли, которые характеризуются сочетанием различных институтов основных и специальных отраслей: коммерческое право, сельскохозяйственное право, экологическое право, коммерческое право, прокурорский надзор, морское право.

Основы классификации норм по отраслям: предмет и метод правового регулирования

Предмет и метод правового регулирования являются наиболее существенными основаниями для разделения системы права на отрасли. Предмет правового регулирования это то, на что влияет закон. А закон, как известно, влияет на общественные отношения. Социальные отношения это та объективная основа, которая воплощает в жизнь закон и привносит в него системно важные признаки. 

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный тип общественных отношений, объективно требующий конкретного правового регулирования. Унификация правовых норм в области права обусловлена ​​объективными причинами, не зависящими от усмотрения законодательных органов. Основным фактором, определяющим разницу между одной отраслью права и другой, является уникальность общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга по своему содержанию, конкретным целям и задачам. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок отношений собственности в государстве. 

Предметом правового регулирования является качественно однородный тип общественных отношений, на который влияют нормы той или иной отрасли права. Предмет регулирования является основной основой для распределения правовых норм по отраслям права. При ссылке на отрасль права можно отметить ряд ее признаков. У каждой отрасли есть «свой субъект», то есть особый раздел общественной жизни, целый комплекс однородных социальных отношений конституционного, трудового, земельного, социального обеспечения и т. д. каждая из отраслей, как правило, имеет свое законодательство. независимые кодексы, другие кодифицированные законодательные акты. Таким образом, уголовное право соответствует уголовному праву, возглавляемому Уголовным кодексом (УК); гражданское право гражданское право во главе с Гражданским кодексом (ГК). 

Разделение отраслей права определяется объективно существующей спецификой, качественной самобытностью регулируемых ими общественных отношений и субъектом правового регулирования.

Второй, вспомогательной основой для распределения правовых норм по отраслям является метод правового регулирования. Это понимается как средство воздействия на нормы данной отрасли права на поведение людей и на общественные отношения, регулируемые этой отраслью. 

Метод правового регулирования представляет собой особый правовой режим, который в значительной степени ориентирован на методы правового регулирования разрешений, запретов, привязок. К разрешениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; запреты преступника; к административным обязательствам. 

Метод правового регулирования состоит из следующих элементов. Особый способ взаимосвязи прав и обязанностей между участниками правоотношений регулируется отраслью. Итак, основной особенностью административно-правового метода является «вертикальный» характер взаимного расположения субъектов отношений, находящихся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные позиции; тот или иной набор юридических фактов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основании актов применения закона, принятых компетентными органами государства, в гражданском праве из договора, в гражданском процессуальном праве по требованию (иску) лица. которому причинен моральный или материальный ущерб в результате противоправных действий других физических или юридических лиц или государственных органов, особые способы формирования содержания прав и обязанностей юридических лиц. Такие права могут возникать, в частности, из принципа верховенства права или из соглашений сторон или из административных актов и другими способами; санкции, методы и порядок их применения. 

Каждая отрасль права имеет довольно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих правовых норм. Это особенно ярко проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которого могут применяться только в рамках этих отраслей права. Система мер государственного принуждения в других отраслях права также специфична и сводится к тому или иному сочетанию административных и гражданских санкций. Из этих компонентов формируется метод правового регулирования той или иной отрасли права. В то же время разная комбинация методов, приемов правового воздействия на общественные отношения формирует специфику отраслевого метода, определяет его особый правовой режим, который последовательно осуществляется через все институты и нормы отрасли и с помощью из которых осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений. 

Таким образом, отрасли права можно подразделить на три основных звена: основное, специальное и сложное. Для разделения правовых норм на сектора используются два критерия: предмет и метод правового регулирования. Простыми словами, субъект отвечает на вопрос, что регулирует закон, и как метод регулирует. 

Система законодательства, ее связь с системой права

Вопрос о взаимоотношениях правовой системы и правовой системы издавна был актуален и дискуссионен в российской правовой науке. Его решение окажет благотворное влияние на деятельность законодателя, научные разработки, а также на организацию образовательного процесса при подготовке юристов. Наиболее распространенные две позиции. Суть первая: правовая система и правовая система соотносятся как форма и содержание, то есть право закреплено в законодательстве, отражено в нем, более того, правовая система объективна, а правовая система объективна субъективный. Суть вторая: правовая система представляет собой единый, не разделенный на части массив правовых норм, живых клеток юридического вопроса; На каждом следующем этапе развития общества множество правовых норм «кристаллизуется» вокруг нескольких крупных, актуальных в настоящее время системообразующих факторов (систем нормотворческих органов, систем субъектов права, основных социально-экономических проблем и т. д.); там нет отраслей права; есть только отрасли права. В рамках этой статьи рассматриваются некоторые аспекты первой концепции. 

По мнению А. М. Васильева, правовая система представляет собой правовую абстракцию, которая служит для выражения связей и единства правовых норм, их внутренней взаимозависимости. Принципиальное значение для раскрытия содержания этой категории имеет положение об объективных основах правовой системы, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях общественных отношений, регулируемых нормами права. Что касается определения понятия «система законодательства», то его обозначение как «многоплановое образование с очень сложной структурой, состоящей из набора законодательных актов и отдельных нормативных требований, распределенных в зависимости от объекта регулирования в отрасли, под секторы и институты законодательства» вполне достаточно. 

Традиционно возникает вопрос об отношениях правовой системы с правовой системой. Последний имеет несколько определений, в зависимости от того, рассматривается ли он в узком или широком смысле. В узком смысле это система законов, в широком смысле законов и подзаконных актов. И в этом, и в другом случае целый ряд правовых норм, которые содержатся в других источниках права, например, в нормативных соглашениях, правовых обычаях, судебном прецеденте, выпадает из поля зрения. 

Понятие и структура системы права

Само понятие «источник права» неоднозначно, под ним мы подразумеваем материальные условия общества, основания для юридического обязательства нормы и источники знаний о праве. В исследуемом аспекте под источником права понимается форма права, «форма реального выражения и объективации государственной воли правящего класса, выраженная в верховенстве права. Это момент конкретизации сущности права» обобщается юридическая абстракция "форма (источник) права". 

Различия между системами права и законодательства в наиболее общем виде были сформулированы в ходе третьей научной дискуссии о системе права:

  1. несоответствие объема;
  2. различия в соотношении объективного и субъективного;
  3. различие в системообразующих факторах правовой системы и правовой системы;
  4. неравный уровень структурного упорядочения, целостности (правовая система, в отличие от правовой системы, является самоорганизующейся системой);
  5. эти системы имеют определенные различия в законах функционирования и развития. 

Что касается первого из этих отличий, то при использовании термина «система источников права» несоответствие объема минимально. Система источников права «отстает только на глубоких, начальных этапах процесса формирования верховенства права, но этот факт вовсе не свидетельствует о несовершенстве такого несоответствия. 

Что касается оставшихся отличий, то эти проблемы могут быть решены с помощью тезиса общей теории систем о взаимозависимости системы и среды. Как отмечает Л.Б.Тиунова, «в отличие от органических систем, система правовых норм и система законов не характеризуются процессами саморегулирования, поскольку сама деятельность в них не включена». И это не аргумент неполноценности правовой системы, а, наоборот, в соответствии с принципом взаимозависимости системы и окружающей среды, система формирует и отображает свои свойства в процессе взаимодействия с окружающей средой. , который следует понимать как объекты, внешние по отношению к конкретной системе , которые могут быть объектами, явлениями, отношениями и т. д. в этом случае такая среда может оказывать влияние на правовую систему.

Я считаю, что это только особый предмет, а именно государство, представляемое его органами, и мы можем рассматривать его, во-первых, как центр управления правовой надстройкой, а во-вторых, как источник беспокоящего влияния на правовую систему и фактор, что может привести к разрушению системы при определенных условиях. В противном случае следует признать, что граждане и юридические лица могут влиять на систему права, влияя на систему источников права, например, путем включения законодательства. И это противоречит не только теории, но и практике, правовая система не перестраивается под произвольным влиянием таких субъектов. 

Схематически процесс взаимодействия права и особого субъекта можно представить следующим образом: законодатель действует на оболочку права (его форму), то есть на систему источников права, которая в свою очередь трансформирует содержание (систему) закона). Но изменения в системе источников права никоим образом не идентичны изменениям в системе права, хотя бы потому, что доля субъективности в этих субъектах различна. 

Таким образом, система права и система законодательства выражают одно и то же явление права, но с разных сторон, как внутренних, так и внешних, что обусловливает их взаимозависимость и общую социальную цель.

Значение системы права для ее систематизации и применения

Систематизация правовых норм это деятельность по упорядочению и совершенствованию регулирующего материала путем его обработки и позиционирования в соответствии с критериями классификации, выбранными в соответствии с задачами, разрешенными этой деятельностью. Его результатами являются коды, коды, сборники нормативных актов. 

Если правовая система как следствие исторического развития является объективным явлением, не зависящим от воли людей, то систематизация этого явления носит субъективный характер. Воля составителя во многом определяет, каким будет конкретный сводный акт. 

Конечно, значение субъективного принципа здесь не может быть преувеличено. Систематизация, в конечном итоге, определяется также объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют правовые нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизированных правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов. того или иного рода и т. д. но в форме своего выражения оно всегда субъективно. 

Теория различает два основных типа систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация это систематизация, при которой нормативные акты без предметной обработки объединяются в сборники и сборники в определенном порядке (алфавитный, хронологический, предметный и т. д.). Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации может измениться и даже должна измениться. Например, невозможно поместить текст нормы в сборник действующих актов без внесения в него изменений после его опубликования. Нельзя не исключить из него предметы, которые имели временное действие или утратили силу по другим причинам и т. д. 

В зависимости от того, кто его осуществляет, инкорпорация делится на официальную, т.е. утверждение сборников нормативных актов органами, их издававшими (например, сборники законов, изданных парламентами), официальное издание сборников нормативных актов, уполномоченными органами для этого (например, «Бюллетень нормативных актов» министерств и ведомств Российской Федерации, выпущенный Министерством юстиции Российской Федерации) и неофициальный, выпускаемый любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, публикация нормативных актов вузами в образовательных целях). 

Кодификация представляет собой такую ​​систематизацию нормативных актов, которая сопровождается их обработкой с целью придания нормативному материалу гармонии, согласованности, согласованности, полноты и т. д.

Кодификация подразделяется на универсальную (например, кодекс законов конкретного государства), отраслевую (например, уголовный или гражданский кодексы) и специальную (например, таможенный кодекс, код торгового судоходства, кодекс об административных правонарушениях и т. д.).

В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорные отношения носят правовой характер, находятся в рамках правового регулирования, но не предусмотрены конкретной верховенством права. 

Недостатком в законодательстве является отсутствие конкретной нормы, необходимой для регулирования отношений в рамках правового регулирования.

Пробелы в законодательстве существуют в основном по двум причинам: во-первых, в результате возникновения новых общественных отношений, которых на момент принятия закона не было и которые не могли быть приняты во внимание законодателем; во-вторых, из-за упущений в развитии закона. 

В таких ситуациях обычно используются специальные уловки: аналогия закона и аналогия закона.

Аналогия права это применение к нерегулируемым в конкретной норме отношения нормам права, регулирующим аналогичные отношения. Необходимость применения этого метода заключается в том, что решение по судебному делу обязательно должно иметь правовую основу. Поэтому, если нет правила, прямо предусматривающего спорного случая, то мы должны найти правило, регулирующее отношения , подобные спорным. Применение аналогии закона в случаях пробелов обеспечивается законодателем. Итак, в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации зафиксировано: «В отсутствие закона, регулирующего спорные отношения, суд применяет закон, регулирующий аналогичные отношения».

Сфера действия аналогии с законом довольно обширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК РФ в гражданском процессе рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и правоотношений. Мы приведем один пример. В последние годы в стране появилось много частных фирм, которые предоставляют юридическую помощь гражданам и юридическим лицам. Однако возмещение затрат на эти услуги процессуальным законодательством не предусмотрено. Поэтому, например, истец, понесший расходы на юридическую помощь, хотя и выиграл дело, не мог возместить такие расходы с ответчика.

В настоящее время в судебной практике при рассмотрении таких дел используется аналогия закона: норма ст. 91 ГПК РФ, который предусматривает возможность возмещения расходов на оплату юридической помощи адвокатам участников юридической консультации, признается правовой основой для возмещения расходов на оплату помощи, предусмотренной законодательством.

Аналогия права это применение к спорным отношениям, которые не регулируются конкретной нормой в отсутствие нормы, регулирующей аналогичные отношения, общие принципы и значение законодательства.

Общие принципы и значение законодательства являются не чем иным, как принципами права (общего и отраслевого). По аналогии с законом принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают в качестве единственной правовой основы для исполнительного решения. 

Таким образом, применение аналогии права оправданно, если есть два условия: когда в законодательстве обнаруживается пробел и отсутствие нормы, регулирующей аналогичные отношения, что делает невозможным использование аналогии закона. 

Новое гражданское право внесло некоторые изменения в порядок применения аналогии права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ зафиксировано: Если невозможно использовать аналогию с законом, права и обязанности сторон определяются на основе общих принципов и значения гражданского права (аналогия права) и требования добросовестности, разумности и справедливости. Другими словами, правоохранительные органы, используя аналогию закона, руководствуются не только отраслью (общие принципы и значение законодательства), но и общеправовыми принципами (требования добросовестности, разумности и справедливости). 

Таким образом, правовая система имеет большое значение в систематизации правовых норм, так как результатом являются кодексы, кодексы, сборники нормативных актов. Если в правоприменительной практике есть пробел в законе, применяется аналогия закона (применение нормы закона, регулирующего аналогичные отношения к нерегулируемому правилу в конкретной норме) и аналогия права (применение оспариваемого отношения, не регулируемые конкретной нормой при отсутствии нормы, регулирующей аналогичные отношения). 

Заключение

Итак, мы дали понятие правовой системы, рассмотрели структурные элементы правовой системы, правовую систему как объективную правовую реальность, особенности российской правовой системы, а также систематизацию правовых норм.

Правовая система это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

У нее есть свои особенности:

  • его основной элемент верховенство закона;
  • его элементы не противоречат друг другу, внутренне скоординированы, взаимосвязаны, что придает ему целостность и единство;
  • это связано с социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
  • имеет объективный характер.

Правовая система включает публичное право сферу общих государственных интересов, а частное право сферу частных индивидуальных интересов.

Отрасли права можно разделить на три основные части: основную, специальную и сложную. Для разделения правовых норм на сектора используются 2 критерия: предмет и метод правового регулирования. Простыми словами, субъект отвечает на вопрос, что регулирует закон, и как метод регулирует. 

Правовая система и законодательная система выражают один и тот же феномен права, но с разных сторон, как внутренних, так и внешних, что обусловливает их взаимозависимость и общую социальную цель.

Правовая система имеет большое значение в систематизации правовых норм, в результате чего появляются кодексы, кодексы, сборники нормативных актов. Если в правоприменительной практике есть пробел в законе, применяется аналогия закона (применение нормы закона, регулирующего аналогичные отношения к нерегулируемому правилу в конкретной норме) и аналогия права (применение оспариваемого отношения, не регулируемые конкретной нормой при отсутствии нормы, регулирующей аналогичные отношения). 

В своем развитии правовая система должна быть объективно сформирована на основе общих законов общественной жизни. Нормы права, которые его формируют, должны объективно отражать потребности общественной жизни, определять права и обязанности граждан государства. В противном случае верховенство права становится искусственным, чуждым элементом в системе права. Фактически они препятствуют развитию общественных отношений, делая это различными способами. Выражается в правовых актах: многие правовые нормы являются «мертвыми» нормами, которые по объективным причинам просто не могут быть реализованы. Другие правовые акты часто составляются неграмотными и противоречат друг другу. Третьи просто устарели сегодня.