Понятие и структура конституции РФ

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Юридическая ответственность: понятие и виды
Система российского права: понятие и структурные элементы
Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификация
Федеративное устройство Российской Федерации


Введение:

История института государства и различные учения о нем насчитывают тысячи лет, но первые конституционные акты и конституции в их современном понимании появились только два или три столетия назад, в 17-18 веках. (в Великобритании - «Закон о Хабеас корпусе» 1689 года; в США - Конституция 1787 года и Билль о правах 1789 года, во Франции - Декларация прав человека и гражданина 1789 года и Конституции 1791 года и 1793 г., в Польше - Конституция 1791 г.). И это не случайно. Сам факт принятия этих документов отражал достижение сравнительно высокого уровня политического и правового развития человечества. Конституция является важнейшим институтом демократии, который с самого начала отражал насущную социальную необходимость создания определенных правовых рамок для деятельности государства и обеспечения надежных прав и свобод человека. Поэтому вполне естественно, что первые конституционные документы появились на волне демократических антиабсолютистских революций 17-18 веков.

Структура Конституции представляет собой логическую согласованность различных институтов, независимо от расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие одно учреждение, могут быть помещены в разные главы Конституции, но в совокупности они представляют собой значимое единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значения, является ли то или иное учреждение разделом или главой. Важна реальная взаимосвязь и подчинение норм, составляющих содержание конкретных институтов.

Иногда сама структура Конституции, то есть расположение глав, подчеркивает степень важности определенных базовых институтов. Например, во Франции в 1958 году во время перехода от парламентаризма к президентской форме правления в Конституции главы «Президент» и «Правительство» были помещены перед главой «Парламент», что четко указывает на смещение центра серьезность в государственном механизме по отношению к президентской власти. Мы видим аналогичное расположение глав и явно для той же цели в действующей Конституции Российской Федерации.

Но это не обязательное правило. В неоспоримо президентской республике, как Соединенные Штаты, исполнительной власти, устанавливающей полномочия президента, следует законодательной ветви власти. В старых конституциях (США), как правило, нет специального раздела о правах и свободах граждан, а основной текст содержит только нормы о механизме власти, но новые (Португалия, Испания) предпочитают начинать с них, подчеркивая первостепенное значение этого института. Но даже такой акцент, в общем-то, не является решающим при оценке целей Конституции.

Итак, структурный анализ Конституции с элементами логического анализа помогает понять волю законодателя.

Объектом этой работы является Конституция, а предметом является структура Конституции.

Целью работы является изучение структуры Конституции.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить концепцию Конституции;
  2. Рассмотреть функцию и форму Конституции;
  3. проанализировать общую структуру и содержание различных конституций;
  4. Проанализировать структуру Конституции Российской Федерации.

Сущность Конституции

Понятие Конституции

Конституция Российской Федерации является нормативно-правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, который закрепляет основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеральная структура; система органов государственной власти; Принципы организации местного самоуправления.

Термин «конституция» (от латинского «конституио» - истеблишмент) возник в древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном смысле Конституция возникла в 17 веке. в результате борьбы масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась как основной документ государства, призванный ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 году в Соединенных Штатах. В 1791 году была принята Конституция Франции, в 1793 году - Польши.

В самом общем виде Конституцию можно определить как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), обладающий (-и) высшей юридической силой и регулирующий (-и) основы отношений человека и государства, структуру государства и организация государственной власти.

Суть Конституции заключается в том, что она выражает социальный компромисс или соглашение, достигнутое в момент ее принятия различными общественно-политическими силами, по основополагающему вопросу, который она решает, - ограничивая пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельных лиц.

В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Наряду с этой федеральной Конституцией действуют конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это характерно для любого федерального государства. Конституции республик также имеют высшую юридическую силу на их территории. Но федеральная конституция имеет превосходство над всей территорией Федерации (статья 4 Конституции), что означает, что конституции республик, некоторые из которых были приняты до принятия федеральной конституции, должны, тем не менее, соответствовать последней и не противоречит этому. Уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) имеют аналогичную юридическую силу на их территории.

Разница между Конституцией и другими законами.

Конституция:

  • Обеспечивает государственную систему, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.
  • это источник права.
  • имеет высшую юридическую силу.
  • Отличается относительной стабильностью.
  • является основой для действующего законодательства.
  • Отличается особым порядком принятия и изменения.

Функции и форма Конституции

В науке о конституционном праве принято различать правовые, политические и идеологические функции Конституции.

Правовая функция заключается в том, что Конституция является основным источником права, содержащим исходные принципы для всей правовой системы.

Политическая функция заключается в том, что Конституция устанавливает основы организации государственной власти, основу взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности Конституции влиять на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, идей и ценностей.

Форма Конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме Конституция может состоять из одного или нескольких нормативных правовых актов. В большинстве штатов конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например, Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и т. д. Однако в ряде стран конституции представлены набор нормативных правовых актов (некодифицированных конституций), в равной степени имеющих высшую юридическую силу ... Примером является Швеция, конституция которой состоит из трех нормативных актов: форма правления 1974 года, закон о наследовании престола 1810 года, закон о свободе прессы 1974.

Наука конституционного права считает вышеупомянутые конституции письменными.

Наряду с письменным, существует так называемая «неписанная» (частично написанная) Конституция. Примером является Конституция Великобритании, которая состоит из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Закрепляя важные общественные отношения и основополагающие основы общества, Конституция служит правовой основой действующего законодательства, которое отражает, конкретизирует и конкретизирует положения Конституции.

В то же время конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам действующего законодательства.

Стабильность и долговечность Конституции как Основного Закона Российского государства обусловлены двумя обстоятельствами:

  1. Из-за абстрактного содержания его положений, он не подвержен частым изменениям.
  2. Жесткий порядок внесения в него изменений и дополнений служит гарантом его долговечности, стабильности и жизнеспособности.

Конституция 1993 года является нормативным правовым актом, который закрепляет и определяет основные права и свободы человека и гражданина. Основы социально-конституционного строя Российской Федерации, национально-государственное устройство и административно-территориальное деление страны, система государственной власти и местного самоуправления.

Важнейшие принципы Конституции Российской Федерации: демократия, суверенитет, федерализм, гуманизм, принципы разделения властей и другие принципы, основанные на общечеловеческих ценностях.

Конституция является специальным нормативно-правовым актом, существенно отличающимся по своему характеру, сущности и юридическим свойствам.

Конституция принимается особым субъектом или от имени этого субъекта - народом соответствующего государства. В частности, Конституция Российской Федерации провозглашает: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенные общей судьбой на нашей земле, отстаиваем права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, основанное на о общепризнанных принципах равенства и самоопределения народов, чтящих память наших предков, которые передали нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождение суверенной государственности России и утверждение нерушимости ее демократического Основу, стремясь обеспечить благосостояние и процветание России, исходя из ответственности за нашу Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознавая часть мирового сообщества, мы принимаем конституцию РФ».

Есть аналогичные положения в конституциях других штатов. Таким образом, Конституция США гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов, чтобы сформировать более совершенный Союз, установить справедливость, обеспечить внутренний мир, организовать совместную оборону, содействовать общему благосостоянию и предоставить нам и нашим детям преимущества свободы, мы одобряем и принимаем Конституцию Соединенных Штатов Америки ". Конституция Германии гласит:" Осознавая свою ответственность перед Богом и народом, вдохновленная стремлением служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в едином Европа, немецкий народ, в силу своей конституционной власти, дал себе этот Основной закон. «Еще более лаконична Конституция Испании:« Я, дон Хуан Карлос I, король Испании, объявляю всем, кто видит и понимает этот документ, Известно, что кортесы одобрили, а испанский народ утвердил настоящую Конституцию».

Конституционные и правовые нормы имеют особый, учредительный характер. Конституция исключительно устанавливает основы экономической и политической системы государства. В соответствии с этими основами государство принимает действующее законодательство и осуществляет правовое регулирование.

Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

  • закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью защиты его от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;
  • определяет принципы организации государственной власти, т. е. систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, отношения друг с другом;
  • устанавливает территориальную структуру государства;
  • регулирует экономическую и социальную деятельность государства.

Конституция является не только нормативно-правовым, но и политическим актом, поскольку она служит средством консолидации господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Таким образом, Конституция Российской Федерации признает идеологическое и политическое многообразие и многопартийность.

Конституция обладает особыми правовыми свойствами:

  • верховенство основного закона (часть 2 статьи 4). Обладая верховенством, Конституция распространяет свое юридическое действие на всю территорию Российской Федерации, включая республики в Российской Федерации, которые имеют свои конституции;
  • Высшая юридическая сила (статья 15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативный правовой акт, противоречащий Конституции, будет отменен или изменен. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны строго соблюдать Конституцию;
  • прямое действие (статья 15). Если возникает конфликт между Конституцией и другой правовой нормой, применяется Конституция. Любой гражданин, требующий защиты своих прав и свобод, имеет право руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должен соблюдать нормы Конституции независимо от того, существующие законы, постановления, приказы и т. д

Ядро правовой системы, основа для развития законодательства: Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные конституционные законы и другие нормативные акты должны приниматься при разработке конституционных положений. В частности, часть 2 статьи 5 Конституции предусматривает, что республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство; Край, область, федеральный город, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

стабильность: существует особая, сложная процедура пересмотра Конституции и внесения в нее изменений (глава 9).

особая правовая защита, не предусмотренная никаким другим нормативно-правовым актом. В Российской Федерации соблюдение Конституции является одной из основных обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд Российской Федерации является особым органом судебной власти, который рассматривает дела о соответствии нормативных актов Конституции; Конституционность законов применяется или подлежит применению в конкретном случае (статья 125).

Принятие государством Конституции само по себе означает, что оно обязуется следовать конституционному порядку. Однако понятие «конституционный порядок» включает в себя не только формальное соблюдение Конституции, но и тот факт, что государство надежно защищает права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется закону.

Конституционная система не сводится к существованию Конституции, но становится реальной, если в основе лежит закон, то есть Конституция соблюдается, а сама Конституция является демократической. Для того чтобы государство полностью подчинялось закону, это послушание должно обеспечиваться определенными гарантиями. В совокупности они обеспечивают такой способ организации государства, который можно назвать конституционным строем.

Таким образом, конституционная система - это форма или метод организации государства, обеспечивающий подчинение его закону и характеризующий его как конституционное государство. Ограничение государственной власти законом преследует одну из целей - создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

Структура Конституции

Общая структура и содержание различных конституций

По своей структуре и содержанию конкретные конституции чрезвычайно разнообразны, что отражает различные особенности исторического, политического, социально-экономического, этнического, конфессионального и иного развития соответствующей страны. Структура и содержание конституций не оставались неизменными на разных этапах истории мира в целом и отдельных стран. Они также претерпевают эволюцию на современном этапе общественного развития. Но при всем этом здесь можно и необходимо выделить то, что является общим, что обычно составляет области и объекты конституционного регулирования и тем самым основную структуру и основное содержание конституций. Конечно, в каждой конкретной Конституции конкретной страны может отсутствовать какой-либо компонент или ряд компонентов такой общей и базовой структуры или содержания. Форма и степень отражения одного и того же элемента такой структуры и содержания также могут быть далеко не одинаковыми. Это, однако, не может служить препятствием для выделения того, что является наиболее типичным в структуре и содержании конституций и их эволюции. Хотя среди ученых и практиков в мире нет единого мнения об оптимальной структуре и содержании Конституции, современная демократическая конституционная теория разработала для них определенные общие требования как отражение и конкретизация сути этих конституций. На ранних этапах исторического развития конституционализма содержание и структура конституций были довольно узкими и охватывали в основном три основных блока проблем: а) личные и частично политические права и свободы человека и гражданина; б) организация и деятельность высших органов государственной власти; в) политическая и территориальная структура страны.

Позже, во второй половине прошлого века, в Конституцию стали включаться нормы, регулирующие внешнюю политику государств. В XX веке, особенно во второй его половине, в связи со значительно возросшей экономической и социальной ролью государства, появились все новые сферы общественных отношений, прежде всего социально-экономического и социально-политического характера, а также международные отношения входят в сферу конституционного регулирования. Наряду с этим права и свободы человека и гражданина, особенно экономические, социальные и культурные, значительно расширяются и конкретизируются. Важное место занимают вопросы экологической безопасности. В области организации и деятельности государственных органов в целом наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти и повышению ее устойчивости, определенное ограничение полномочий парламента, регулирование института конституционного контроля (надзора). В последние десятилетия положения, касающиеся обеспечения мира и международной безопасности, а также региональной интеграции, особенно европейской интеграции, нашли особое место в конституционном законодательстве; внимание к внешней политике и международным отношениям возросло. Так, в связи с принятием Маастрихтских соглашений в Конституции Франции в 1992 г. был введен специальный раздел «Европейский союз».

Сегодня, говоря в общих чертах, структура и основное правовое содержание конституций являются нормами, которые фиксируют: а) основы социальной системы; б) основы государственного устройства; в) основные права, свободы и обязанности личности; г) система органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия; д) основы избирательной системы; е) основы местного самоуправления и самоуправления. Специалисты по-разному и даже наоборот решают фундаментальные вопросы структуры и содержания конституций. Итак, что касается вопроса о масштабах и характере государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни, то некоторые выступают за резкое сужение сферы конституционного регулирования, а другие, напротив, за его всестороннее расширение. Однако практика показывает, что обеих этих крайностей следует избегать. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руководство обществом, характерное для тоталитарных этатистских систем, но и необоснованное, неподготовленное, преждевременное неприятие конституционного регулирования основ экономических, социальных и политических структур общества может привести к серьезным последствиям. вред. Конечно, в разных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере конституционного регулирования. В то же время важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о конституционном закреплении только фундаментальных принципов в этих областях. Это никоим образом не препятствует формированию или развитию гражданского общества в этих странах.

Можно предположить, что в других странах, поскольку такое общество формируется и создается и создаются другие необходимые предпосылки, сфера конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться. Содержание конституций (если они выражены в форме унифицированных кодифицированных документов) структурировано определенным образом и находит свое выражение в структуре Конституции, т. е. В принятом порядке их организационной структуры, внутренней координации и организации. разделы, главы, статьи и т. д. Отражены не только содержание, но и структура Конституции, общее намерение законодателя и глубокий смысл этого основного закона. Таким образом, выдвижение на первый план в структуре многих современных конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, отражает растущую роль и значение гуманистических принципов в жизни демократического общества и в его правовом система. Более того, в конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был довольно коротким и относился к концу текста. Другой пример: во французской Конституции 1958 года глава о президенте и правительстве была поставлена ​​перед главой о парламенте, что, несомненно, должно было отразить переход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в страна. Аналогичный вывод можно сделать из того факта, что глава о Президенте Российской Федерации была помещена в Конституцию Российской Федерации в 1993 году перед главой о Федеральном Собрании. Самая общая структура Конституции обычно включает в себя: преамбулу (введение); основная часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; а иногда и приложения.

Преамбула, доступная в большинстве конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме, отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия Конституции, важнейшие моральные принципы государственной политики и т. д. Положения Преамбула несет большое политическое и идеологическое бремя, но, как правило, не имеет прямой юридической силы, если только она не включает (в качестве исключения из общего правила) положения нормативного характера (например, провозглашение прав и свобод). граждан в действующей преамбуле к французской Конституции 1946 года). Другое дело, что текст преамбулы имеет большое нормативное значение для юридического толкования и применения других положений Конституции. В ряде кодифицированных конституций преамбула отсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия и др.). Основную часть Конституции чаще всего составляют: общие нормы, характеризующие важнейшие основы социальной и государственной системы; нормы основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройстве государства (особенно федерального); нормы о системе и статусе государственных органов и взаимосвязи между ними; норм по местному сектору Л.Ф. правительство; нормы об избирательной системе; нормы о государственных символах и порядок изменения Конституции.

Хотя в большинстве конституций его основная часть начинается с общего вводного раздела, ряд конституций (например, Конституции Федеративной Республики Германия, Нидерландов и т. д.) Не имеют таких разделов и начинаются сразу с раздела на основные права человека и гражданские права. Некоторые конституции начинают свое тело с других разделов. Конституция Бельгии, например, - из раздела о политико-территориальном устройстве страны - «О Федерации Бельгии, ее составных частях и территории». Расположение и название глав в разделах, посвященных организации и деятельности органов государственной власти, во многом определяется принятой формой правления. Например, ясно, что в конституциях монархических стран этот раздел не только по структуре, но и по содержанию будет значительно отличаться от конституций стран, которые выбрали республиканскую форму правления. Японская конституция даже начинается с главы «Император». В рамках конституций стран с республиканской формой правления расположение глав в этом разделе чаще всего зависит от того, идет ли речь о президентской или парламентской республике: в первой обычно дается глава о президенте ( Франция, Россия, Конго, Казахстан и т. д.) И во второй главе о парламенте (Италия, Чехия, Болгария и т. д.).

Заключительные, переходные и дополнительные положения обычно содержат самые разные, разнообразные и разносторонние нормы: о порядке вступления в силу Конституции; о временных исключениях при применении определенных конституционных норм; о сроках принятия законов, публикация которых предусмотрена Конституцией; о временном осуществлении полномочий до создания государственных учреждений, предусмотренных Конституцией и т. д. Что касается приложений, они также сильно различаются по содержанию и значению. Таким образом, Конституция Индии 1950 года имеет десяток приложений, которые, по сути, являются уточнением соответствующих статей основной части Конституции.

Структура Конституции Российской Федерации

Действующая Конституция Российской Федерации состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула провозглашает, что народ России принимает эту Конституцию; демократические и гуманистические ценности объединены; Место России в современном мире определено. Первый раздел состоит из 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы человека, федеративное устройство Российской Федерации, статус органы государственной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее изменений. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой для преемственности и стабильности конституционных и правовых норм.

Непосредственно структура Конституции Российской Федерации может отображаться следующим образом:

  • преамбула
  • Первый раздел
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
  • Глава 3. Федеративная структура (статьи 65-79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
  • Глава 5. Федеральное собрание (статьи 94-109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
  • Глава 7. Судебная система (статьи 118-129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Заключительные и переходные положения

Преамбула российской Конституции определяет цели и задачи государства, которые включают в себя: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации; 3) сохранение исторически сложившегося государственного единства; 4) возрождение суверенной государственности России; 5) подтверждение нерушимости демократических основ российского государства; 6) обеспечение благополучия и процветания России. Положения преамбулы торжественно декларативны, так или иначе они пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном итоге определяют его значение и значение. Несмотря на оригинальность правовых структур (в правовом смысле преамбула не включает конституционные нормы и принципы), преамбула имеет большое юридическое значение. Его положения руководствуются законодательной и исполнительной властью, правосудием; закрепить общие обязательства государства перед гражданами; имеют принципиальное значение для судебного толкования Конституции Российской Федерации, в частности, для толкования Конституционным Судом Российской Федерации ряда принципов федеративного устройства; Преамбула важна для нахождения права в случае пробелов и противоречий в Конституции Российской Федерации, а также при необходимости вносить в него изменения и т. д.

Первая глава «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, в которых закреплены исходные принципы конституционного регулирования важнейших аспектов жизни российского общества, определены сущность государства, правовой статус человека и гражданина. принципы социально-экономических отношений, основы политической системы общества, отношения государства и религии. Основы конституционного строя составляют основную нормативно-правовую базу для остальных положений Конституции Российской Федерации, для всей системы действующего законодательства. Нормы, обеспечивающие основы конституционного строя Российской Федерации, имеют высшую юридическую силу по отношению к другим ее положениям. Согласно ч.3 ст. 15 этим стандартам, т. е. Ст. 1-15, все остальные положения Конституции Российской Федерации должны соответствовать.

Положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества (ст. 2), определяло основные права и свободы человека и гражданина, их гарантии в главе 2 Конституции Российской Федерации:

  • Глава 1 «Основы конституционной системы» является отражением качественного изменения характеристик системы.
  • Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закреплены: принципы правового статуса человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
  • Глава 3 «Федеративная структура» содержит 15 статей, разрабатывающих и закрепляющих наиболее важные положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности ст. 1, 4. 5 характеризуют: полный исчерпывающий список названий субъектов федерации; отношения между федеральным правительством и субъектами федерации. Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления.
  • Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые объединяют: статус президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента Российской Федерации; полномочия Президента Российской Федерации, основания их досрочного прекращения; порядок отстранения Президента Российской Федерации от должности.
  • Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей. которые закрепляют: статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации; порядок формирования Федерального Собрания и его структура; компетенция Совета Федерации и Государственной Думы; нормы законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регламентирующих деятельность Правительства Российской Федерации, которое возглавляет исполнительную власть Российской Федерации. В частности, в главе 6 изложены: порядок формирования, структура правительства; компетенция правительства; порядок отставки, выражение недоверия правительству.
  • Глава 7 «Судебная власть» содержит 12 статей, характеризующих концепцию судебной власти в Российской Федерации. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенции Конституционного, Высшего, Высшего Арбитражных Судов Российской Федерации, Прокуратуры Российской Федерации.
  • Глава 8 «Местное самоуправление» уточняет положение ст. 12 Конституции Российской Федерации и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.
  • Глава 9 «Конституционные изменения и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятие новой Конституции Российской Федерации.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок его изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временное освобождение от действия некоторых положений первого раздела Конституции. Они определяют дату принятия и вступления в силу Конституции Российской Федерации, содержат указание на приоритет ее положений над Федеральным договором от 31 марта 1992 года, устанавливают порядок действия законов и других правовых актов. принятые до вступления в силу Конституции Российской Федерации и др. Конституция Российской Федерации содержит краткую, глубокую по содержанию характеристику российского общества.

Вывод:

Конституция - это, прежде всего, правовой документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве он составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время это политический документ, потому что он, безусловно, оказывает регулирующее влияние на политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии. Некоторые ученые считают, что Конституция также выполняет определенную идеологическую функцию, хотя это, в буквальном смысле, более характерно для тоталитарного государства.

Сумма ценностей, лежащих в основе Конституции демократического государства, регулируемого верховенством права, как бы выходит за пределы идеологического плюрализма. Конституция находится за пределами идеологии, это лишь необходимое условие для выражения любой идеологии; если оно выражает какую-то определенную универсальную идеологию, то это философия свободы и верховенства закона.

Структура Конституции - это структура Конституции, которая определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Анализ содержания конституций различных государств показывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую из преамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.

Преамбула объясняет цели Конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют большое политическое и идеологическое значение и служат своего рода ориентирами для понимания и применения основных положений Конституции.

Основная часть Конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок для изменения и пересмотра Конституции.

Заключительные и переходные положения, как правило, устанавливают момент вступления в силу Конституции, порядок вступления в силу определенных конституционных норм, которые не могут быть реализованы немедленно, порядок и сроки замены старых конституционных институтов новыми из них.