Понятие и содержание функций государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Принципы законности и их реализация в условиях формирования российского правового государства
Политический режим как элемент формы государства
Основные типы, методы, способы, средства и стадии правового регулирования
Понятие, сущность, содержание, структура и виды юридических норм


Введение:

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, является естественным историческим процессом, который идет по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные черты государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Вопросы о государстве и его функциях всегда считались основополагающими и дискуссионными как в обществе, так и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества и политических партий. Это определяет актуальность рассматриваемой темы в рамках исследований по теории государства и права. Этот вопрос особенно актуален для Российской Федерации при формировании правопорядка, смене приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач. Объектом исследования представленной работы являются функции государства в современный период времени, а также формы и методы их реализации. Предметом исследования являются общественные отношения с точки зрения реализации государственных функций, деятельность государства по реализации государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Целью курсовой работы является наиболее полное раскрытие понятия и особенностей функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их реализации, в том числе в Российской Федерации. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • раскрытие понятия функций государства с учетом различных мнений юристов и определение признаков функций государства;
  • характеристика функций состояния на основе критериев классификации;
  • краткое рассмотрение предложений современных юристов о распределении новых государственных функций;
  • рассмотрение форм и методов реализации государственных функций.

Работы выполнялись с использованием нормативных правовых актов, используемых при выполнении государственных функций, в т.ч. Конституция РФ, учебная литература для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права я отдавал предпочтение учебникам, написанным под руководством Н.И. Матузов и А.В. Малко, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов.

Также при изучении выбранной темы справочная правовая система «Консультант Плюс» использовалась в основном для получения информации о действующем законодательстве и для изучения последних журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.

Конструктивно курсовая работа состоит из введения, четырех глав (основной части) и заключения. В первой главе освещаются различные мнения юристов при определении понятия функции государства, и на их основе дается полное, на мой взгляд, определение понятия «функция государства». Также представлены основные черты функций государства, вытекающие из их концепции. Вторая глава посвящена классификации функций государства на основе общепринятых критериев. Специфические функции государства характеризуются на основе критерия для сфер деятельности (внутренние и внешние функции), в том числе по отношению к Российской Федерации, с учетом действующего законодательства. В третьей и четвертой главах представлены и рассмотрены основные формы и методы выполнения функций состояния. В заключении сформулированы основные выводы по изучаемой теме и теоретические предложения по совершенствованию деятельности государства в рамках реализации его функций.

Концепция и признаки функций государства

В юридической литературе можно насчитать до двух десятков определений функций государства. В работах значительной части юристов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальную цель. Аналогичные точки зрения высказывает В.Д. Перевалов В.М. Корельский В.В. Лазарев. При определении функции они также используют такие категории, как цели, задачи, управление, влияние и отождествляют функции государства с его деятельностью. В ряде работ функции государства рассматриваются как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношения политически доминирующего класса с другими классами и политическими группами. Л. А. Морозова в своей известной статье «Функции российского государства на современном этапе» она предложила трактовать функции не только как направления его деятельности, но и как механизм воздействия государства на социальные процессы.

Авторы учебника Кулапов В.Л. и Малко А.В. дать следующую характеристику понятия функций государства. Функции государства показывают, что государство должно делать для достижения и реализации целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не должны сводиться к самой деятельности. Их не следует отождествлять с целями и задачами государства. Функция отражает согласованную деятельность государственного механизма.

Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовать функции государства не только как направления его внутренней и внешней деятельности, но и как механизм воздействия государства на общественные процессы. Такое толкование можно считать правильным, поскольку, выполняя определенные функции в определенных сферах общества, государство одновременно, посредством проводимых реформ, различных видов преобразований, правового регулирования общественных отношений, влияет на состояние социальных процессов.
Как бы ни были разнообразны формулировки функций государства в юридической литературе, авторы толкуют их особенности по-разному. В целом авторы единодушны в определении признаков.

Наиболее полным и отражающим все условия, вытекающие из понятия функций государства, я считаю интерпретацию Байтин М.И.:

  1. Функции государства прямо выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.
  2. Функции государства воплощают и раскрывают его активную служебную роль как важнейшей части надстройки по отношению к ее основанию, она осуществляет разностороннюю практическую деятельность внутри страны и на международной арене.
  3. Функции государства возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами и целями. Государство выполняет свое социальное назначение путем реализации соответствующих ему функций, которые являются устойчивыми основными направлениями его деятельности.
  4. Функции государств различных исторических типов проявляют и объективируют их присущие черты и закономерности развития, динамику социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Функции государства определяются законами взаимодействия общества и государства, и, следовательно, неспособность государства выполнять свои функции, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство плодотворно функционирует только тогда, когда его функции полностью соответствуют объективным потребностям общества.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от порядка задач, стоящих перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - это деятельность, направленная на получение такого разрешения. В определенные исторические периоды различные задачи и цели государства, а следовательно, и его различные функции становятся приоритетными. Выполнение любых задач приводит к исчезновению одних функций, появление новых - к появлению других.

Содержание функций показывает, что делает государство, какие административные действия оно выполняет в этой области, что конкретно делают его соответствующие органы.

Функции государства следует отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов, функции государства выполняют все органы. Одна задача может быть выполнена путем выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют доминирующую (ведущую) роль в реализации любой функции государства.

Резюмируя вышесказанное, мы можем дать следующую концепцию функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач по достижению определенных целей в силу его сущности и социальной цели. Решение задач в интересах достижения государственных целей, которые различны в определенные исторические периоды времени, модифицируются в процессе формирования, укрепления и дальнейшего развития государства.

Классификация и виды функций государства

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых очень разнообразно, необходима их классификация.

Развитие цивилизации и демократии открывает широкие возможности для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными, активность государства в духовной сфере расширяется и усиливается. Они обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества. Чем больше удельный вес общих социальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, средства примирения различных интересов и достижения социального компромисса.

Сегодня глобальные проблемы, которые остро затрагивают общие человеческие интересы, особенно актуальны - защита природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и т. д. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, и поэтому разработка соответствующих функций - для обеспечения глобального правоприменения, международного экологического и т. д.

Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением прямо пропорциональны содержанию функций государства, его способности и желания учитывать в своей деятельности разнообразные классовые, групповые, национальные и другие общественные интересы.

Изучив и проанализировав литературу, я отдала предпочтение классификации, представленной в учебно-наглядном пособии Тюменского филиала Академии права и управления, как наиболее четко и полно отражающей критерии классификации и виды функций государства.

Итак, функции государства классифицируются по следующим критериям.

По направлениям деятельности:

  • внутренние - направлены на решение внутренних проблем страны, показывают степень активности влияния государства на данное общество (экономическое, социальное, налоговое, развитие образования, культуры, науки, окружающей среды, правоохранительной деятельности,);
  • внешние - направлены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функции обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).

По продолжительности действия:

  • постоянный - осуществляется в течение длительного времени на многих этапах существования государства (экономический, налоговый, правоохранительный);
  • временные - выполняются на определенных этапах существования государства (функции выполняются в переходный период государства).

По социальной значимости:

  • основное (основное) - имеющее приоритетное, стратегическое значение на определенной стадии развития общества (экономическое, социальное, экологическое);
  • производные - являются вспомогательными, дополняющими по отношению к основным функциям (налоговая функция как производная от экономической функции, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной).

В юридической литературе характеристики типов функций государства чаще всего составляются по критерию сферы деятельности. В своей работе я также придерживаюсь этой классификации.

Внутренние функции государства

Как отмечалось выше, среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развитие образования, культуры, науки; экологические, правоохранительные.

Экономическая функция

Вторая половина XX века характеризуется тем, что в развитых странах мира экономическая функция стала входить в число основных. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между ее отдельными отраслями. Государственный сектор экономики возник, в большинстве стран государство является крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Он играет роль крупного банкира, который сосредоточил в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы по всей стране.

Что касается Российской Федерации, то можно отметить, что за последнее десятилетие уже появились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, права собственности и функционирующие рынки товаров и услуг. В то же время возникла необходимость найти лучшие способы участия государства в экономических процессах, установить эффективное государственное регулирование, совместимое с рыночными механизмами. Это главная особенность экономической функции современного российского государства по сравнению с экономической и организационной функцией советского государства для комплексного управления экономикой. Экономическая функция государства отражена в статьях 8, 34 Конституции Российской Федерации. Кулапов В.Л. и Малко А.В. выделить основные задачи в области экономики, стоящие перед российским государством: установление основных правил и координация экономических отношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников хозяйственного оборота; непосредственное осуществление хозяйственной деятельности; поддержка неправительственных организаций в хозяйственном обороте.

Обобщая результаты исследований ученых-юристов-экономистов, можно выделить основные пути решения поставленных задач:

  • реструктуризация российской экономики;
  • поддержка стратегических и социально значимых отраслей;
  • централизованная инвестиционная политика;
  • приватизация, демонополизация и управление государственным имуществом;
  • защита интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках, создание условий для иностранных инвестиций;
  • создание правовой базы для организации (управления) экономики и т. д.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и направлена ​​на создание социально ориентированной рыночной экономики, которая учитывает и гармонизирует интересы производителей и потребителей. Это предмет законодательства о компаниях, акционерных обществах и других объединениях. Он защищает права и интересы граждан - инвесторов, акционеров, потребителей, не позволяет недобросовестным контрагентам участвовать в рынке. Государство принимает антимонопольное законодательство, лицензирует производство многих видов потребительских товаров и торговлю этими товарами, контролирует экспорт и импорт ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т. д. Одним словом, определяется экономическая функция. потребностями развития общества в целом.

Социальная функция

Социальная функция государства тесно связана с экономической. Он разнообразен по содержанию и масштабен по объему государственных мероприятий. Его главная цель - устранить или ослабить возможную социальную напряженность в обществе, попытаться выровнять социальное положение людей, развить здравоохранение, образование и культуру.

Начало этой функции отражено в реформах Отто Бисмарка в 90-х годах. XIX век. В настоящее время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливаются пособия по болезни, пособия по несчастным случаям и т. д. Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции Российской Федерации (статьи 7, 38 - 41, 43 и т. д.).
Для выполнения социальной функции государство создает средства, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Он разрабатывает и реализует программы, которые стабилизируют занятость и сокращают безработицу, регулируют (в той или иной степени) размер заработной платы и т. д.

Автор статьи Хачиров Р.Б. отмечает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция, при условии ее надлежащего выполнения, будет означать достижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бы создание реальных условий для реализации социальные потребности граждан. Приоритетные национальные проекты призваны ускорить решение этих и многих других социальных вопросов.

Однако при решении этих проблем существуют проблемы, которые ежедневно регистрируются в статистике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и регионах, о чем свидетельствует практика Европейского суда по правам человека. Своеобразным социальным барометром являются также бесплатные юридические консультации на юридических факультетах университетов, куда часто обращаются бедные. Большинство вопросов, которые здесь задают граждане, касаются их социальных прав.

Родионова О.В. Основываясь на анализе мировой тенденции сокращения бюджетных расходов на социальные нужды, он предлагает аналогичную идею изменения социальной функции российского государства.

Семейный кодекс Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. служит правовой поддержкой социальной функции. № 5487-1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999. № 165-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Функция налогообложения является производной от экономической функции государства, ее основы закреплены в статье 57 Конституции Российской Федерации.

Содержание функции - формирование и пополнение казначейства, прежде всего государственного бюджета федеральных и субъектов Федерации, а также муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов и финансовых сборов, пошлин и платежей, предусмотренных законодательством. Основным нормативным актом для выполнения рассматриваемой функции является Налоговый кодекс Российской Федерации. Для реализации этой функции были созданы и действуют органы финансового контроля: Федеральная налоговая служба, Государственный страховой надзор; Функции финансового контроля выполняются федеральными казначейскими органами. Контроль в виде аудиторской деятельности, осуществляемой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности, получил широкое развитие.

Чурсина И.А. отмечает, что сегодня акцент российского государства делается на фискальную функцию, что связано с его потребностью в больших суммах средств для осуществления курса реформ и сохранения социальной стабильности. Но налоговую политику правительства можно считать эффективной только тогда, когда налогообложение несет стимулирующий принцип, способствует прогрессивному экономическому развитию.

Функция развития культуры, науки и образования

Содержание этой функции сегодня включает в себя государственную поддержку развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физкультура и спорт; радио, телевидение и другие средства массовой информации; сохранение памятников истории и культуры, исторических комплексов, охраняемых территорий, архивов, музеев, библиотек.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно выполняют функцию обеспечения научно-технического прогресса. Сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе, постоянно расширяется. Это связано с тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ значительно возросли. Поэтому государство берет на себя ответственность за стимулирование технического прогресса, практически полностью оплачивает расходы на фундаментальные теоретические исследования.

Основы государственной политики в этой области закреплены в статье 43.44 Конституции Российской Федерации, в законах Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992. № 3266-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991. № 1499-1, Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992. № 3612-1 и др.
Экологическая функция

Функция охраны природы и окружающей среды стала одной из основных в последние десятилетия. Государственной функцией в области экологии является разработка экологических программ страны, принятие и реализация национальных программ по охране окружающей среды, установление правового режима природопользования, установление экологических стандартов и контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Основными нормативными актами, регулирующими эту сферу отношений, являются Конституция Российской Федерации (статья 42.58) и федеральные законы "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002. № 7-ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995. № 174-ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ и др.

Функция правоохранительной деятельности подразумевает защиту прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, поддержание правопорядка, борьбу с преступностью, поддержание общественного порядка, исполнение приговоров, предотвращение преступлений и т. д.

Правоохранительная деятельность является необходимой функцией любого государства, вытекающей из потребностей общества. В демократическом государстве защита прав и свобод граждан выдвигается на первый план, без чего невозможен подлинный правовой порядок. Конституция Российской Федерации (ст. 2), признавая человека, его права и свободы как высшую ценность, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства. Положения второй главы Конституции Российской Федерации формируют основу правового статуса личности в Российской Федерации.
По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобеля Т.Г. Защитная функция государства, относящаяся ко всем аспектам правового существования, является важной институциональной частью государственного управления, которая многофункциональна по своему векторному характеру, в стоимостном выражении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, публичное правосознание. Вне этой функции государство как таковое не является и не может быть.

В последнее время некоторые юристы склонны выделять такие функции, как миграция, информация.

Например, Леонидова Т.И. определяет сферу миграции "... как лакмусовая бумажка, универсальная мера, которая позволяет достаточно точно оценить социальную, демографическую и экономическую работу государства" и дает общую концепцию и особенности функции миграции как Направление деятельности государства, его органов по контролю за пребыванием в государстве в порядке и воспроизводством общества.

Одним из первых, кто выявил и подробно проанализировал информационную функцию, был Ю.Т. Просвирнин. Он справедливо утверждает, что в процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к повышению роли информации и, как следствие, к более четкому распределению информационной функции государства. Это новый, информационный этап развития общества, который можно назвать информационным обществом. где основным предметом труда большинства людей является информация и знания, а орудием труда являются информационные технологии. Существующие общественные отношения привели к новой эволюции функций государства, к усилению интереса к этой сфере государственной деятельности. Информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделенными в науке. С точки зрения классификации ее можно смело отнести к основным постоянным функциям, но она является как внутренней, так и внешней, поскольку государство регулирует информационные процессы как внутри страны, так и за ее пределами в отношениях с другими государствами.

Внешние функции государства

Внешние функции государства являются направлениями его деятельности в решении внешнеполитических задач.

Радикальные перемены, произошедшие в мире и в России в последние десятилетия, существенно изменили внешние функции государства. Некоторые из них исчезли (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощь развивающимся странам), другие получили дальнейшее развитие в новых условиях (функции в области национальной обороны, борьба за мир), а третьи - вновь появились (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграция в мировую экономику).

Внешними функциями государства традиционно были защита страны от нападений извне, захватнические войны и поддержание дипломатических отношений. В связи с формированием мирового рынка усилилась взаимовыгодная межгосударственная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это привело к появлению соответствующих внешних функций.

Функция защиты страны была не только наполнена новым содержанием, но и приобрела новую правовую основу. Защита страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, задействованных в обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России были приняты федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996 года. № 61-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года. № 76-ФЗ и другие акты. Эта функция осуществляется государством в следующих областях: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; защита государственных границ; организация гражданской обороны; интеллект и контрразведка; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризм, наркомафия и др.).

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возложена особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Соответственно, одной из задач Вооруженных Сил Российской Федерации является проведение миротворческих операций по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Правовое обеспечение этой стороны рассматриваемой внешней функции обеспечивается Федеральным законом «О порядке предоставления военным и гражданским персоналом Российской Федерацией участия в мероприятиях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 г. № 93-ФЗ. Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и других вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем предполагает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовой базы внешнеэкономической деятельности; предотвращение и устранение последствий крупных экологических катастроф и др.

Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи, что открыло благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества через ее интеграция в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия присоединилась к основным международным экономическим организациям, подписала соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. В настоящее время Россия является членом АТЭС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАЭС и ШОС.

Авторы статьи Хабибулин А.Г. и Чернобель Т.Г. Что касается безопасности и защитной функции государства, они детально анализируют проблемы обеспечения интересов государства, национальные интересы различных стран и отмечают для России усиление стратегической угрозы вторжения со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона. область. Чтобы минимизировать эту угрозу, необходимо выстроить внешнеэкономическую политику, которая связывала бы интересы развития России с другими наиболее влиятельными в экономическом отношении азиатскими странами, прежде всего с Индией, со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Сингапур и т. д.). Северная Корея и Южная Корея, в том числе на уровне правоохранительных органов. Для России лучшим вариантом должно стать проникновение на все азиатские рынки, взаимодействие со всеми экономическими блоками одновременно. В связи с этим важно активизировать взаимодействие со странами АСЕАН, GCC, SAARC, OPEC.

Изменения во внешнеэкономической политике требовали соответствующей юридической поддержки. Для этого были приняты такие федеральные законы, как «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. № 173-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996. № 19-ФЗ и другие. Некоторые авторы по отношению к России выделяют отдельную функцию, которая появилась сравнительно недавно - функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Выполняя эту функцию, российское государство выступает за укрепление содружества, прежде всего путем формирования экономического союза, общего рынка в СНГ, системы коллективной безопасности и совместной защиты границ; гражданство и защита иммигрантов, забота о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создание единого информационного пространства. Ярким выражением этой функции являются различные решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, решения Экономического совета СНГ, Совета глав государств СНГ, решения Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ, закрепленные в Статус международных договоров Евразийского экономического сообщества. В дополнение к вышесказанному можно отметить, что в настоящее время становится важным выделить глобальные функции государства, которые характеризуют деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создание и использование ядерных, информационных технологий, в защите прав и свобод человека и других глобальных сфер деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Внешняя деятельность государств (в том числе России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной только в том случае, если в ее основе лежат международно-правовые акты с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, включенных в мировое сообщество.

Функции четко отражают национальные особенности страны, поскольку государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. д. По функциям можно судить, кому служит данное государство, чьему интересы это выражает. Качество их реализации предопределяет ценность и социальную значимость государства в целом.

Формы осуществления функций государства

В юридической литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев государственного механизма, конкретные виды государственной деятельности в отличие от деятельности неправительственных организаций; во-вторых, деятельность государственных органов, которая однородна по своим внешним признакам, благодаря которой выполняются ее функции. Согласно первому критерию, основными формами осуществления государственных функций являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебно-контрольная и надзорная. Законодательная деятельность заключается в опубликовании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами. Управленческая деятельность - это оперативное, повседневное выполнение органами исполнительной власти функций государства в области развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения на основе законов, транспорта и связи, охраны общественного порядка. и защита страны и т. д. Судебная деятельность охватывает выполнение государственных функций посредством отправления правосудия по всем связям судебной системы со странами. Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех видов государственного надзора и контроля за соблюдением законности. Каждая из вышеперечисленных форм, с учетом присущих ей методов и средств, служит целям реализации функций государства. Научная и практическая значимость этой классификации заключается в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства для реализации его функций, тесно коррелирует с принципом разделения властей. Классификация по второму критерию стала более распространенной, в соответствии с которой правовая и организационная деятельность различается в работе всех звеньев государственного механизма. Выполнение функций государства понимается как однородная деятельность государственных органов, связанная с публикацией правовых актов. Правовые формы отражают отношения между государством и законом, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе закона и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как работают государственные органы и чиновники, какие правовые действия они предпринимают.

К ним относятся действия:

  1. Законотворчество - то есть государственная деятельность по разработке и принятию правовых норм. Результатом законотворчества государственных органов могут быть федеральные законы, указы президента, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств, решения и распоряжения органов местного самоуправления.
  2. Правоприменение - государственная деятельность, выражающаяся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм. Основное бремя для применения правовых норм лежит на руководящих органах, возглавляемых правительством страны. В частности, в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации выполняют государственные функции на основе административных регламентов.
  3. Правоохранительные органы - деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и выполнением правовых норм, а также применение принудительных мер в отношении их нарушителей.

В результате правоприменения издаются акты применения норм права (решения следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. д.). Важную роль в осуществлении этой деятельности играет Кодекс об административных правонарушениях. Под организационными формами реализации функций государства понимается деятельность государства, которая однородна по своим внешним признакам, что не влечет за собой правовых последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в рамках определенного правового регулирования, основанного на выполнении требований законности. Различают следующие организационные формы: Организационно-нормативная - это оперативно-текущая организационная работа по решению определенных конкретных политических задач, технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов). Организационно-экономический - это текущая экономическая работа по материально-техническому обеспечению выполнения государственных функций (например, учет, статистика, организация снабжения). Организационно-идеологическая это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение выданных нормативных актов, работа СМИ).

Каждая функция государства осуществляется одновременно в правовой и организационной формах. Например, для реализации функции правоохранительных органов необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма государственной деятельности), обеспечить их выполнение (правоприменительная форма), привлечь к ответственности нарушителей (правоприменительная форма) и в то же время, например, в процессе принятия закона необходима определенная организационная работа (разработка, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий при голосовании по законопроекту и т. д.).

Методы осуществления функций государства

Методы выполнения функций государства - это методы и приемы, с помощью которых государственные органы осуществляют функции государства.

Есть четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендация:

  1. Убеждение - ориентация субъектов права на определенную деятельность без применения силы, давления.
  2. Принуждение - обязывает субъекты права совершать или не совершать определенные действия путем использования или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.
  3. Поощрение - поощрение субъектов права к общественно-полезной деятельности посредством использования вознаграждения.
  4. Рекомендация - ориентация субъектов права на наиболее желательное, предпочтительное поведение с точки зрения государства и общества.

Существует также другая классификация методов реализации государственных функций.

Вы можете различить:

  1. централизованный метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает независимости субъектов государства. Этот метод обычно связан с высокоцентрализованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод равномерного осуществления власти, жесткой силовой деятельности.
  2. децентрализованный метод - это осуществление власти, основанное на признании идей самоуправления, определенной независимости субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается много возможностей для деятельности государственных субъектов, которые могут принимать решения с учетом специфики конкретного региона, в зависимости от того, какие методы выполнения государственных функций могут различаться в зависимости от географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфика регионов.
  3. рекомендательный метод. Он основан на идее, что любая деятельность лучше выполняется профессионалами; государство - это организация, специально созданная для управления, она осуществляет ее профессионально, из чего делается вывод, что государство будет лучше справляться с функцией управления, чем структуры, которые не работают на профессиональной основе. Поэтому государство имеет право разрабатывать рекомендации, реализация которых поможет достичь любых социально значимых целей. Так, государство может разработать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит более эффективно выполнять поставленную задачу. Особенность этого метода в том, что он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым он адресован.
  4. стимулирующий метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, полезной для государства, составляют его функции. Например, для выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, в которых работают инвалиды.

Вывод:

Функции государства определяются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на определенном этапе его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Цель работы была достигнута настолько, насколько это позволяли перечисленные библиографические источники. Следует отметить, что, несмотря на существование многих как общепринятых, так и новаторских точек зрения на некоторые вопросы государственных функций, я постарался хотя бы кратко упомянуть их в своей работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. Исходя из задач, сформулированных в начале работы, можно сделать следующие краткие выводы: Функции государства представляют основные направления деятельности государства в реализации его задач с целью достижения определенных целей, определяемых его задачами. сущность и социальная цель. Существенными признаками функций государства являются их прямая связь с сущностью и социальными целями государства, изменение ориентации на решение проблем в интересах достижения государственных целей, которые различны в определенные исторические периоды времени, модифицированы в процессе формирования, укрепления и дальнейшего развития государства. Функции государства со временем меняются, их появление и утрата определяются текущими задачами государства.

Государство плодотворно функционирует только тогда, когда его функции полностью соответствуют объективным потребностям общества.

Классификация государственных функций производится по многим признакам, наиболее распространенным из которых является разделение функций на внутренние и внешние. Среди внутренних функций есть экономические, социальные, налоговые, функции развития культуры, науки и образования, экологические функции и функции правоохранительных органов. Внешние функции включают функции защиты страны, функции обеспечения мира и поддержания мирового порядка, функции интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем,
В последнее время можно говорить о миграции, информационных функциях, которые обладают всеми функциями функций государства.

Последние десятилетия характеризуются глобальными функциями государства, которые характеризуют деятельность современного государства в масштабных сферах деятельности (космической, экологической и т. д.), Затрагивающих всю цивилизацию. Функции государства являются неотъемлемой, взаимосвязанной деятельностью всей системы государственных органов с обязательным взаимодействием и сотрудничеством с другими государствами. Каждая функция государства осуществляется одновременно в правовой и организационной формах.

Методы реализации функций государства - это способы и методы, с помощью которых государственные органы реализуют функции государства.

Основной целью государства должно быть обеспечение благосостояния своих граждан на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном уровне необходимо наиболее полно проработать все механизмы и сферы деятельности для обеспечения устойчивого развития в форме экономической, социальной и экологической политики.