Понятие и признаки права

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общество и государство: соотношение понятий
Этапы развития общества и государства. Демократизация общества и государства
Роль экономики в возникновении и развитии права. Роль права в развитии экономики
Формы правового воздействия. Методы правового регулирования


Введение:

Актуальность темы заключается в том, что понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, поскольку законодательная деятельность, направленность юридической практики, понятие права влияют на правосознание людей, зависит от понимание закона.

Ни один выдающийся философ древности не избежал вопроса о праве. Он занимал видное место в философии более позднего периода и стал центральным в формирующейся юриспруденции. Вековые исследования либо приблизили человечество, либо устранили от правильного понимания закона, его сущности.

Степень научной проработки в области права достаточно высока. Такие выдающиеся деятели, как Аристотель, Платон, И. Кант, Г. Гегель, Л. И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, М.А. Рейснер, В.С. Нерсесянц, С.С. Алексеев и другие.

Выбор темы исследования основан на том факте, что право не является легким явлением. Интересы людей зависят от того или иного понимания права, они влияют на подход людей к закону. Закон проявляется по-разному в разных обществах и конкретных случаях. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и ситуация в конкретной стране. Правильное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но и снабжает практикующего юриста надежными и точными средствами правоприменения и правоприменения. Не зная, что такое право, нет смысла говорить о его правильном применении, законности, юридической ответственности.

Закон возникает объективно на определенной стадии человеческого общества, чтобы упорядочить отношения между людьми и их объединениями, участвующими в производстве, обмене и потреблении материальных благ, браке, семье и трудовых отношениях, в управлении обществом.

Объектом этой работы является право как социальный феномен.

Предметом исследования является характеристика и сущность права.

Целью курсовой работы является изучение понятия права с учетом его особенностей и сущности.

В связи с этой целью были поставлены следующие задачи:

  1. дать описание понятия права;
  2. указать основные черты и принципы права;
  3. рассмотреть сущность права;
  4. изучать классное направление в понимании права;
  5. проанализировать закон, универсальный по своей сути.

В данной работе использовались формально-логические, диалектические и сравнительные методы исследования.

В первой главе рассматривается понятие права с различных точек зрения выдающихся деятелей прошлого и настоящего, а также рассматриваются основные черты права.

Во второй главе раскрывается сущность права, а именно анализируется классовое и универсальное право по существу и их роль в развитии права.

Научный и учебный материал был использован для написания работы.

Эта работа представляет научный интерес.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять абзацев, заключения и списка литературы.

Понятие и признаки права

Универсальность концепции права

Прежде всего, понимая закон как феномен, следует отметить, что это не вечная ценность. Он возник на определенном историческом этапе развития общества как ответ на необходимость регулирования тех отношений, которые больше не могли регулироваться нормативными регуляторами, присущими первобытному обществу. Закон формируется в тот момент, когда начинается социальное разделение труда и начинается торговля между племенами. Вместе с товарами перемещаются люди, нарушаются границы клановых сообществ, и представители разных племен начинают жить на одной территории, поэтому рушится система примитивных нормативных регуляторов, которую можно заменить только законом, развивающимся по принципу эквивалент. Право формируется как система норм, установленных или признанных государством.

Можно предположить, что возникновение такого явления, как право, во всех частях земного шара произошло с участием описанной необходимости, которая неизбежно должна была возникнуть перед каждым коллективом людей, достигшим определенного уровня развития. Прежде всего, это связано с неоднозначностью этого термина, то есть с его помощью объясняются различные явления. 

Во-первых, он используется в общем социальном смысле (моральный закон, право народов и т. д.), в рамках которого мы говорим о моральных, политических, культурных и других возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить командой; действовать по совести; изменить, следуя моде, своей внешности; право члена общественного объединения и т. д.).

Во-вторых, этот термин обозначает определенную легальную возможность конкретного субъекта. В этом случае такое право называется субъективным, принадлежащим человеку и зависящим от его воли и желания (право на образование, на работу, на использование культурных ценностей, на судебную защиту и т. д.).

В-третьих, право понимается как правовой инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемый объективный закон (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные соглашения).

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, это право называется социальными и правовыми требованиями людей, например, правом человека на жизнь, правом народов на самоопределение и т. д. Эти требования обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, право понимается как система правовых норм. Это право в объективном смысле, потому что нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Это значение встречается в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т. д. Термин «право» в таких случаях не имеет множественного числа.

В-третьих, названный термин обозначает официально признанные возможности, доступные физическому или юридическому лицу, организации. Таким образом, граждане имеют право на работу, отдых, здравоохранение, собственность и т. д. Организации имеют право на собственность, деятельность в определенной области, государственную и общественную жизнь и т. д. Во всех этих случаях речь идет о праве. в субъективном смысле, то есть о праве, принадлежащем отдельному человеку - субъекту права.

В-четвертых, термин «закон» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь термин «правовая система» является его синонимом. Например, существуют правовые системы, такие как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

В каком смысле термин «закон» используется в каждом конкретном случае, должен решаться исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Мы также должны помнить, что термин «закон» используется в неправовом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основе обычаев и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, которые отличить его от других социальных регуляторов. До сих пор нет единого взгляда на проблему.

Десятилетия дискуссий о праве в юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право только как систему правовых норм (нормативное или так называемое узкое понимание права); б) социологический, отождествляющий закон с регулируемыми им общественными отношениями; в) философская, связывающая право с мерой свободы и справедливости.

Термин «закон» так же многозначен, как и его природа и содержание. Предшественник закона был обычаем, который был создан всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие взгляды его членов. Близок к нему естественный закон, проистекающий из естественной сущности человека и его разума, универсальных моральных принципов. Это его естественная природа, которая дает ему самое широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это право вечно и неизменно, так же как природа и разум человека неизменны. Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность, безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих норм заботится любая политическая ассоциация, в том числе и государственная.

Деление права на естественное и положительное позволяет понять сущность права и его признаки. Естественный закон - это совокупность прав и свобод, определяемых природой человека, его жизнью в обществе. Представители этой теории ссылаются на такие права: право человека на свободу, на общение с людьми своего рода, на размножение, на жизнь и нормальные условия существования человека, на собственность, на защиту его жизни и здоровья обществом и государством.

Позитивный (позитивный) закон - это право, выраженное в нормах, принятых государством, то есть в законодательстве, а также в других источниках права. Вне законодательства, вне правовых обычаев, прецедентов, нормативных соглашений не существует позитивного права. Именно поэтому законодательство и закон определены.

Разделение права на естественное и положительное устраняет ряд проблем и споров в юридической науке. Во-первых, «широкое» и «узкое» понимание права теряет свое значение, поскольку идея естественного и позитивного права яснее, полнее и убедительнее теоретически и целесообразнее, более конструктивно в практическом плане. Во-вторых, возникновение права не связано с государством, поскольку естественное право возникло задолго до государства и может существовать отдельно от него. Что касается позитивного права, оно немыслимо вне государства и является результатом законотворческой деятельности государства. В-третьих, становится очевидной связь между законом и законодательством. Законодательство выражает только определенную часть естественного права. Все остальные законы существуют в форме принципов, правосознания и других правовых явлений. Законодательство может либо правильно отражать естественный закон, либо искажать его.

Таким образом, анализируя различные точки зрения в понимании права, можно дать общее определение этой концепции. Таким образом, право - это система нормативных установок, основанных на идеях справедливости и свободы человека, выраженных по большей части в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

Основные признаки права

Говоря о признаках права, необходимо прежде всего решить, для какой цели их нужно различать. Очевидно, что закон, как и любое явление, обладает определенным набором свойств, качеств, признаков, по которым можно отличить это явление от другого.

Право - это социальный институт, имеющий свою природу. Специфика права проявляется в его особенностях. Различают следующие признаки: универсальность права, формальная определенность, последовательность, нормативность, обеспечение государственного принуждения.

Универсальность права создает основу для формального и юридического равенства субъектов перед законом и судом, для устранения любой дискриминации. В результате элементы справедливости, единства, равенства, фундаментального сходства внедряются в общественную жизнь. Незаконные социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенной общности людей. Закон регулирует поведение каждого человека в нормативно обеспеченной ситуации. Никто не выпадает из сферы действия закона. Все лица без исключения должны соответствовать требованиям законодательства. Это право носит универсальный характер и распространяется на всю территорию страны, на все ее население. В то же время правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, они действуют в течение строго определенного периода времени. Кроме того, закон имеет абсолютное превосходство в системе социальных норм. В случае конфликта с корпоративными правилами, моралью, религией или обычаями, применяются правовые нормы.

Общеобязательный характер права в решающей степени опосредует массовое правомерное поведение, лежит в основе уважительного отношения субъектов права к действующим законам и правовым нормам, поскольку оно предписывает рассматривать право и его систему как таковые, что не имеет альтернативы. и которая должна восприниматься в той форме и в той форме, в которой она представляется обществу в целом и каждому человеку как субъекту права.

В связи с этим государству поручено принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы действующие законы и правовые нормы стали общеизвестными, без чего они не могут стать общеобязательными.

Формальная определенность права обеспечивает единый, стабильный правовой порядок в обществе. Правовые нормы отличаются особым юридическим языком, особой правовой техникой. Прежде всего, речь идет о ясности, ясности, недвусмысленном изложении нормативного материала. Закон должен точно фиксировать требования к поведению людей, рамки и условия для возможного, правильного и запрещенного поведения, подробно описывать возможные или требуемые варианты законных действий, последствия их нарушения. Кроме того, язык закона должен быть общедоступным для восприятия, понятным каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение закона всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации закона, что приводит к разногласиям, произволу и правовым конфликтам. Закон характеризуется документальным закреплением правовых норм в определенных источниках, принятых в установленном порядке. Правовые нормы официально закреплены в законах, декретах, постановлениях и других правовых формах, содержащих обязательные реквизиты (имя, номер, дата, подпись уполномоченного лица и т. д.). Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. В то же время нормы не просто объективируются внешне, они должны приниматься на основе определенной процедуры, утвержденной и подписанной компетентными должностными лицами, опубликованной. Таким образом, право заявлено в определенной форме, которую недопустимо нарушать. Принятие источников права осуществляется посредством официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурные аспекты в юриспруденции имеют большое значение.

Неопубликованный закон не применяется. То есть норма, которая не была доведена до сведения широкой общественности, не влечет за собой правовых последствий. Таким образом, право характеризуется публичной доступностью, общественным восприятием.

Нормативные положения, предписания и требования обладают таким специфическим свойством, как формальная определенность их правового содержания, и оно заключается в ясности, последовательности, однозначности нормативного и защитного потенциала каждой правовой нормы, каждое правило поведения адресовано субъектам права. С.С. Алексеев отмечает: «Определенность содержания заключается в способности закона (в основном с помощью письменных нормативных документов - законов, других источников права) очень точно фиксировать в формализованной форме необходимые признаки жизненных ситуаций, которые требуют решения от с точки зрения права, стороны и края внешнего поведения людей, их действий, деталей и деталей поведения, поступков, в том числе - наиболее точного способа определения границ внешней свободы, а также - последствий нарушения эти границы».

Системный характер права проявляется в том, что это не механический набор правовых норм, а внутренне скоординированный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где правовые предписания взаимосвязаны, расположены в определенном порядке. иерархический путь, сгруппированный по отраслям и учреждениям. Закон - это не случайная совокупность, а гармоничная, целостная система норм - организованная совокупность структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом. Конечно, эта система не исключает возможных столкновений. Но в целом закон имеет внутреннее единство, структурированность и последовательность.

Нынешние правовые нормы находятся в состоянии тесной взаимосвязи и согласованности, то есть приобретают свойство согласованности, которое вводится в законодательство законодательством. Позитивное право - это не что иное, как система правовых норм, действующих в обществе. Правотворческий орган, устанавливая новые правовые нормы, безусловно, согласовывает их с существующими. Отдельно, в отрыве от других однотипных, аналогичных правовых норм, вне нормативной системы, правовые предписания не могут быть реализованы, и их внутренний потенциал не будет востребован. Только с устоявшейся и отлаженной системой права можно добиться стабильного и продуктивного регулирования наиболее важных общественных отношений.

Сила и жизненная значимость права в значительной степени проявляются в его динамичности, то есть в достаточной оперативной мобильности, в склонности к своевременным изменениям тех правовых положений, которые не отвечают новым жизненным требованиям. В контексте кардинальных реформ и преобразований, затрагивающих фундаментальные аспекты общественной жизни, право и законы должны иметь высокую степень оправданного, предсказуемого динамизма, что позволяет своевременно вносить изменения в действующее законодательство.

Нормативность права заключается в том, что он в основном состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений. Органы власти, исходящие от государства, можно разделить на две группы - индивидуальные правовые и нормативные. Первые - это суть конкретных инструкций, вторые - общие правила теории государства и права: учебник по теории государства и прав. Право - это именно система норм то есть не конкретные инструкции - кому, что и как делать, а самые общие, типичные модели поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют моделями, стандартами, критериями, шкалой правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого человека, оказавшегося в нормативно регулируемой ситуации. Нормативность права обусловлена ​​типичностью, однородностью, массовостью, повторением определенных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не один случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи такого рода. Верховенство права показывает, как следует вести себя в данной нормативно описанной ситуации, какое поведение является законным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном социальном взаимодействии, регулируемом законом. Таким образом, в отличие от отдельных правовых предписаний, нормы являются универсальными моделями законного поведения человека.

Субъектами, на которых направлены нормативные правила, являются не конкретные, именованные субъекты, а однородные категории лиц - военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т. д. Таким образом, закон регулирует поведение личный неопределенный круг лиц, действует постоянно до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. В этом случае влияние нормы не является разовым. Он не теряет своей силы после единой реализации, продолжая дальше регулировать поведение людей, оказавшихся в его сфере деятельности.

В любом цивилизованном и подлинно демократическом обществе значительная часть правовых предписаний соблюдается и исполняется намеренно и добровольно, в соответствии с преобладающим уровнем правосознания и правовой культуры на основе внутренней убежденности. Однако в случае негативного отношения к правовому диктату со стороны кого-либо вступает в силу сила государственного принуждения. Это означает, что компетентные государственные органы в целях защиты соответствующих правовых норм применяют соответствующие меры юридической ответственности к правонарушителям. Таким образом, достигается восстановление нарушенного правопорядка в обществе, при этом запускаются функции профилактического и воспитательного характера.

Власть и власть государства, стоящие за почти каждой правовой нормой, обеспечивают универсальность правовых предписаний и реализацию закона в целом.

Защита права государством включает не только государственное принуждение, но и целую систему организационных, технических, профилактических, превентивных, ограничительных, информационных, образовательных и других мер, способствующих соблюдению и применению правовых норм всеми субъектами права. Государство, которое приобретает черты и характеристики верховенства права, самым непосредственным образом способствует внедрению принципа приоритета права и верховенства права в общественную жизнь.

Положение о государственном принуждении заключается в том, что право является государственным регулятором поведения и поэтому поддерживается возможностью применения специальных мер принуждения. Государство и закон неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимно обуславливают друг друга. В обществе много разных социальных норм. Но только право исходит непосредственно от государства. Таким образом, закону придан официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной законотворческой деятельности, что является характерной чертой государства. Правовые нормы всегда устанавливаются или утверждаются государством. Все государственные органы в пределах своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы специализируются именно на реализации нормотворческой функции. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и другие социальные нормы поддерживаются исключительно государственными санкциями, право защищается и гарантируется государством. При необходимости верховенство закона обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, невыполнения правовых обязательств и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение закона участниками правоотношений, подавляет правонарушения и привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, которые разрешают правовые конфликты и гарантируют каждому защиту нарушенных прав и свобод.

Основные принципы права

Принципы права являются основными идеями, руководящими принципами, определяющими содержание и направления правового регулирования. Они формируют основу для создания и реализации действующего законодательства, ориентированного на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правопорядка.

Принципы действуют как некая вспомогательная структура, на основе которой создаются и внедряются не только нормы, учреждения или отрасли, но и вся правовая система. Они служат своего рода ориентирами для законотворческой, правоохранительной и правоохранительной деятельности.

Общими правовыми принципами являются, во-первых, широкие социально-этические и правовые принципы правового регулирования (демократия, установление, обеспечение и защита прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равенство, обеспечение верховенства права, ведущая роль права среди всех источников права и т. д.) ... Во-вторых, это принципы, сформулированные римскими юристами, которые отражают особенности права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придание ему обратной силы при установление или ужесточение наказания, злоупотребление законом, способность быть судьей по своему делу, презумпция невиновности, правила, что все сомнения интерпретируются в пользу обвиняемого, что не может быть никакого преступления и наказания без закона и т. д.).

Общие правовые принципы включают в себя:

  1. справедливость, которая означает соответствие между ролью человека в обществе и его социально-правовым статусом; это пропорциональность между действием и возмездием, между заслуженным поведением и наградой, между преступлением и наказанием и т. д. Этот принцип в наибольшей степени выражает общую социальную сущность права и поиск компромисса между участниками правовых отношений, между гражданином и государство;
  2. юридическое равенство граждан перед законом и судом, который провозглашает равный правовой статус всех субъектов. Правовое равенство граждан перед законом и судом, который провозглашает равный правовой статус всех субъектов и закреплено в ст. 19 Конституции РФ Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в котором говорится: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях и других обстоятельств. Любая форма ограничения прав граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещена. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации »;
  3. гуманизм, что означает, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные действия, ущемляющие человеческое достоинство. Об этом, в частности, говорится в ст. 21 Конституции: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для принижения этого. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным и другим экспериментам без добровольного согласия »;
  4. демократия, которая подразумевает, что механизмы и институты представительной и прямой демократии должны быть закреплены в правовых нормах, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
  5. единство прав и обязанностей, выражающееся в органической связи и взаимозависимости прав и обязанностей участников правовых отношений - субъектов права, а также означает, что не существует и не может быть прав без обязательств или обязанностей без прав; право может быть реальным только тогда, когда установлено соответствующее юридическое обязательство. Таким образом, право гражданина на получение необходимой ему информации реализуется через обязательство соответствующих структур предоставлять такую ​​информацию. В то же время закон предусматривает, что при осуществлении своих прав человек не должен ущемлять права и свободы других субъектов;
  6. федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Это означает, что в этом обществе существуют две системы законодательства - федеральное и региональное. Существует четкое распределение полномочий и юрисдикций между федерацией и ее субъектами;
  7. законность - это система требований общества и государства, заключающаяся в точном соблюдении норм права всеми и везде. Этот принцип отражен в частях 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы »;
  8. сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые характерны для различных регуляторов, особенно права. Основными формами убеждения являются: правовая воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование целей и задач их принятия в преамбуле нормативных актов.

Особенности принуждения:

  1. более жесткий метод воздействия закона на предметы;
  2. используется вторичный метод;
  3. осуществляется в специальной процессуальной форме, установленной законом;
  4. действует как средство исправления и перевоспитания, то есть включает в себя признаки убеждения правонарушителей и других членов сообщества в соблюдении требований законодательства. Основная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Указанные принципы являются общеправовыми, поскольку действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные признаки нескольких отраслей права, то их называют межсекторальными. Среди них выделяются: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т. д.

Принципы, действующие только в одной отрасли права, называются отраслевыми принципами. К ним относятся: в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве - презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда; в земельном праве - принцип целевого использования земель и т. д.

Принципы морали вовлечены в регулирование общественных отношений, поскольку они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут использоваться для обоснования решения по конкретному судебному делу (например, по аналогии с законом).

Принципы права отражены в действующей Конституции России, Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, что стало шагом к обеспечению прав и свобод граждан России в соответствии с мировыми стандартами.

Сущность права

Понятие класса в понимании права

Сущность права является основной, внутренней, относительно устойчивой качественной основой права, которая отражает его истинную природу и предназначение в обществе. Это связано с материальными и социокультурными условиями жизни общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных лиц, общей воли в результате соглашения, сочетанием частных или конкретных интересов, выраженных в закон или иным образом признанный государством и действующий в результате этой общей (общесоциальной) шкалы, меры (регулятора) поведения и деятельности людей.

Когда Маркс, будучи студентом университета, интенсивно изучал право, он пришел к выводу, что наиболее истинной правовой системой был закон Древнего Рима. В такой ситуации было бы преждевременно делать окончательные выводы о сущности права, поскольку для него можно было принять временные особенности все еще разрабатываемого права. Однако выводы были сделаны, и в основе марксистской концепции права лежало положение о его классовой сущности, которое активно внедрялось в юриспруденцию и правосознание при социализме.

Уже сейчас можно констатировать, что государство и закон возникли гораздо раньше, чем общество было разделено на классы. Закон, возникший вместе с государством в течение длительного времени, лишь дополнял укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой возникающего традиционного права было государственное принуждение, а не класс.

Дальнейшее развитие экономики и общества повлекло за собой классовое разделение общества и породило противоречия. Однако как при рабовладельческом строе, так и при феодализме право все еще оставалось традиционным, обыденным и не играло значительной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовая сущность имела нормативно-правовую систему в целом, в которой право все еще оставалось чуждым и слабо развитым образованием.

В «Манифесте Коммунистической партии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали: «Ваше право - это только воля вашего класса, возведенная в закон, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класс." Это определение подчеркивает классовую сущность права, значение которого: право выражает волю экономически и политически правящего класса. Содержание воли правящего класса, выраженное в законе, в конечном итоге определяется правящим способом производства. В этом смысле, как писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, у закона нет собственной истории, потому что его история неразрывно связана с возникновением и развитием классового общества. В то же время право, как и другие категории надстройки, участвует в историческом процессе. Классово-волевой характер права заключается в том, что он не только активно влияет на общественные отношения, но и способствует их консолидации, защите, развитию в интересах правящего класса. Это цель закона. Государство гарантирует реализацию права, защищает его от нарушений: право - ничто без аппарата, способного обеспечить соблюдение норм права.

Содержание воли правящего класса, выраженное в законе, определяется экономической базой: «Каждая форма производства, - отметил К. Маркс, - порождает присущие ей правоотношения, формы правления и т. д.» Кроме того, само существование права объективно определяется в классовом обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что лица, которые доминируют в этих отношениях, обязательно «выполняют свою волю в форме закона, делая его в то же время независимым от личного произвола каждого отдельного индивида».

В зависимости от исторической роли того или иного правящего класса, воля которого выражена в законе, различаются реакционное, консервативное и прогрессивное право. Первое препятствует развитию общества, консолидирует и защищает устаревшую социально-экономическую систему. Второе усиливает отношения социально-экономической формации, основанной на классовом антагонизме, который еще не исчерпал возможности своего развития. Третий направлен на искоренение исторически устаревших социальных отношений, на поддержку, защиту и развитие отношений, присущих новой социально-экономической формации.

Следовательно, классовая природа права в интерпретации М. А. Рейснера подразумевает наличие правового элемента в межклассовой борьбе, существование особого субъективного классового закона и, наконец, своего рода компромисс этих субъективных классовых прав, «которые в той или иной форме дополняет картину правовой оболочки межклассовой борьбы". В результате классовой борьбы одно из субъективных прав образует основу некоего общего правопорядка, в котором классовое право правящего класса занимает доминирующее положение.

Таким образом, сущность права определяет его социальную цель: защиту, консолидацию, развитие отношений и порядков, соответствующих воле и интересам класса, экономически и политически доминирующим в этом способе производства.

Общие права человека по существу

Существует также универсальный человеческий (общесоциальный) подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь закон применяется в более широких целях - как средство консолидации и реального обеспечения прав человека и гражданских прав, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. д.

Чтобы раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность, требуется категория «ценность права», которая понимается как способность права служить средством удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и личности. Ценность права выражается в том, что оно, прежде всего, выступает в качестве средства: 1) регулирования общественных отношений (придает действиям людей последовательность, упорядоченность, доверие); 2) защита существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); 3) обновление общества, фактор его развития (способствует развитию тех социальных связей, в которых общество заинтересовано); 4) решение глобальных проблем нашего времени (оборонных, экологических и т. д.); 5) определение меры индивидуальной свободы в обществе (фиксирует масштаб, границы свободы); 6) утверждение нравственных принципов в общественной жизни, инструмента воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

Только с установлением буржуазной экономической и социальной системы и соответствующей системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Правовое мировоззрение, которое возникло и стало доминирующим во многих развитых странах, не имеет ничего общего с классовой идеологией, оно основано на идеях равенства, свободы, разума и прав человека.

Закон построен на трех «китах». Это мораль, государство, экономика. Право возникает на основе морали как метода регулирования, отличного от него; государство дает ему формальность, безопасность, силу; экономика является основным субъектом регулирования, коренной причиной возникновения права, поскольку именно в этой области мораль как регулятор обретает свою несостоятельность.

Мораль, государство и экономика - это внешние условия, которые обусловили право на жизнь как новое социальное явление. Специфика права заключается в том, что в его центре находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, человеческая свобода исторически подготовлена ​​всесторонним развитием общества, его важнейшими сферами - духовной, экономической, политической. Однако, согласно закону и закону, свобода консолидируется и сообщается каждому человеку, каждой организации.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общую социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организацию, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения друг с другом как субъекты права, это означает, что они опираются на авторитет общества и государства и могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных социальных последствий. Общая социальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях; общество в лице государства защищает эту свободу. Таким образом, закон - это не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, свобода защищена.

Закон регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных общественных сил. Баланс этих интересов может быть разным в разные периоды развития общества. В современных обществах интересы всего общества имеют приоритет.

Вывод:

Итак, характеристики различных концептуальных подходов к правовому мышлению, выявление основных особенностей права предоставляют определенные возможности для определения понятия права, но не решают саму проблему, поскольку речь идет только о следующей версии формулировки Понятие права на интеграционной основе, методом обобщения.

В российской юридической науке эта проблема стала еще острее, стала более актуальной, что связано с тщательной переоценкой положений марксизма, которые на протяжении десятилетий лежат в основе истоков понимания государственно-правовых явлений, внедрение принципов плюрализма и свободы научного творчества, существенные изменения в государственно - правовых сферах жизни общества.

В то же время необходимо учитывать тот факт, что право - это такое богатое, многогранное и динамичное социальное явление, которое не укладывается в рамки даже очень подробного, логичного и аргументированного определения.

Каждая версия современного правового мышления содержит научные рациональные, теоретически обоснованные подходы, которые расширяют и укрепляют концепцию права как социального явления, важнейшего средства цивилизованной жизни людей. Закон - это и основа того, что должен выполнять человек, живущий в обществе, и свод правил, регулирующих отношения между людьми. Право - это и моральная, и социальная система, а также позитивные правовые нормы. Правовая норма, посредством которой правопорядок обретает внешнее выражение и, следовательно, действует только как элемент формы, не может быть отделена от глубокой правовой основы, то есть от основ и целей правовой системы. Следовательно, любое определение права предполагает одновременное изучение юридического феномена и феномена правовых норм, глубинной сущности и внешней формы. Право как таковое одновременно является продуктом событий общественного порядка и проявлений человеческой воли, материального явления и совокупности моральных и социальных ценностей, идеала и реальности, феномена исторического плана и нормативного порядка, совокупность внутренних волевых актов и актов подчинения внешним, актов свободы и актов принуждения. Что касается различных проявлений права, они являются частными и в большей или меньшей степени выражают то, что зависит от конкретной правовой системы: либо социальную структуру, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу. Таким образом, право как отражение наиболее важных аспектов общественной жизни охватывает и накапливает все те ценностно-регулирующие принципы, которые способны направлять поведение людей в правильном направлении, обеспечивать их права и свободы и гарантировать достижение определенных целей и стремления.

Право - это многогранное социальное явление, которое регулирует все наиболее важные аспекты человеческой жизни, поэтому представления о нем встречаются в разных ипостасях. Это и система прав и свобод человека и гражданина, и центр существующих правовых норм, и набор гарантий для выполнения правовых норм, и интеграция всех правовых явлений (право в широком смысле слова).

Право - это также социальное явление, тесно связанное с государством, экономическими, политическими, духовными структурами общественной жизни.

Исходя из прагматических соображений и в соответствии с логикой и традиционным формальным юридическим мышлением, определение понятия права должно отражать все его наиболее существенные признаки и свойства.

Итак, право - это система нормативного регулирования наиболее важных (значимых) общественных отношений, которая является общеобязательной, волевого содержания правовых предписаний, формальной определенности, динамизма, основанной на общесоциальных (универсальных) идеях (принципах, требованиях) свободы. и справедливость. целесообразность, выражающая общую социальную сущность и обеспечивающую, при необходимости, возможность государственного принуждения.