Понятие и признаки государства

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 06.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Восточный и античный пути возникновения государств
Основные концепции возникновения государства
Понятие государства, его сущность и социальное назначение
Понятие функций государства и их классификация

 

Введение:

Вопросы о государстве, его концепции, сущности и роли в обществе долгое время были одними из основных и острых вопросов обсуждения в государственных исследованиях. Для этого есть как минимум три причины. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, ни одна другая организация не может конкурировать с государством в разнообразии выполняемых задач и функций, влияющих на судьбу общества. В-третьих, государство является очень сложным и внутренне противоречивым общественно-политическим явлением.

Полностью раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и особенности государства чрезвычайно сложная задача. Это можно решить только путем изучения государства конкретно-исторически, в его различных отношениях с экономикой, общественно-политической и духовной жизни общества. 

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения особенностей государства как особой формы организации общества, имеющего законы, органы государственной власти, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всестороннего раскрытия концепции и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Концепция государства

С древних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Даже древнеримский оратор, философ и политик Марк Туллий Цицерон спросил и в то же время ответил: «Да, а что такое государство, если не общее правовое государство?» У Цицерона было много последователей в разное время и в разных странах, основатель нормативной теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и др. 

Несколько иную позицию в отношении концепции государства занимал крупный юрист Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство является общественным объединением свободных людей с принудительно установленным мирным порядком, предоставляя исключительное право на принуждение только государственным органам».

Одним словом, многие ученые охарактеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), увидели в нем его сущность и основное назначение. Но это только один из признаков этого явления. 

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, оккупированной этими людьми, и власти.

Известный государственный деятель П. Дуги выделяет четыре элемента государства: 

  • совокупность человеческих личностей;
  • конкретная территория;
  • суверенная власть;
  • правительство.

«Под названием государства, как писал Г.Ф. Шершеневич, оно понимается как союз людей, которые поселились в определенных границах и подчиняются одному и тому же органу власти». Определение рассматриваемого государства, что правильно отражает некоторые особенности (признаки) государства, привело к различным упрощениям. Ссылаясь на это, некоторые авторы отождествляли государство со страной, другие с обществом, а другие с кругом лиц, осуществляющих власть (правительство). 

В.И. Ленин критиковал это определение, потому что многие из его сторонников называли принудительную власть в ряде отличительных черт государства: «Принудительная власть существует в каждом общежитии человека, как в племенной системе, так и в семье, но государства здесь не было».

Сторонники психологической теории права не согласны с данной концепцией. «Государство это не совокупность людей определенного рода», Ф. Ф. Кокошкин, и отношения между ними, форма общежития, общеизвестная психологическая связь между ними. Тем не менее, «форма общежития», форма организации общества также является лишь одним из признаков, но не всего государства. 

Трудности в разработке определения анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы недоверие к возможности его формулировки вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя определять социологически по содержанию его деятельности. Почти нет задач, выполнение которых политический союз не взял бы в свои руки здесь и там; с другой стороны, нет такой задачи, которую можно было бы сказать, что она всегда полностью, то есть исключительно присуща тем профсоюзам, которые называются «политическими», то есть сегодня государствами или союзами, которые исторически предшествовали современное государству.

Не раз обращался к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это была «форма, в которой люди, принадлежащие к правящему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество определенной эпохи находит свою концентрацию». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал короткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение. согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В.И. Ленин внес некоторые изменения в вышеприведенное определение. Он писал: «Государство это машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены как в научной, так и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к тем государствам, в которых возникает напряженность высокого класса, а политическая конфронтация угрожает разрушением общества. Другими словами, эти определения применимы к тираническим и диктаторским государствам. Подчеркивая свою насильственную сторону, эти определения затрудняют увидеть в государстве ценные явления цивилизации, культуры и общественного порядка. 

С точки зрения современных идей государство должно действовать как система власти, которая организует общество в интересах человека. И, как и любая система, государство должно быть цельным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном. Традиционно государство рассматривается как общность людей, основанная на территории, людях и государственной власти. 

В узком смысле термин «государство» используется для обозначения административного аппарата, который выделяется из общества и стоит над ним. Это определение подчеркивает структурную природу организации государства, то есть существование системы государственных органов, посредством которой компания управляется.

В широком смысле государство можно рассматривать как объединение, члены которого объединены в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера. Это определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство это объединение многих людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. 

Таким образом, государство в узком смысле является политическим аппаратом управления обществом, в широком смысле государство является качественно определенной моделью политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, государственная власть, население, территория, армия. и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политическая и территориальная организация власти в обществе, которая имеет специальный аппарат контроля и принуждения, порядки которого являются обязательными для населения всей страны. 

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая обладает специальным аппаратом, способным делать свои собственные распоряжения обязательными для всей страны. Это определение обобщает наиболее существенные черты и характеристики государства и является в целом приемлемым, но оно не отражает связь между государством и обществом. Следовательно, следующая формулировка будет более точной: государство это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление общественными делами через государственный механизм, суверенную публичную власть, придающую повсеместно обязательную важность закону, гарантирующую права и свободы граждан, закон и порядок. 

Приведенное выше определение отражает общую концепцию государства, но больше подходит для современного государства. Подчеркивается, что государство является политической организацией всего общества, всех его граждан. Он выполняет функции, необходимые обществу, обеспечивает его единство и целостность, а также управляет наиболее важными общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежное и гуманное правопорядок в обществе. 

Признаки государства

Понятие государства, его характеристики указаны в раскрытии признаков, отличающих его как от племенной системы, так и от неправительственных организаций общества. Другими словами, анализ характеристик государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристика состояния должна осуществляться в двух направлениях: 

Разница между государством и властью общинной клановой системы

Наличие особой публичной власти в форме аппарата управления, то есть власти, которая не совпадает напрямую с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляется, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Он называется публичным, потому что, не совпадая с обществом, он действует от своего имени, от имени всего народа. Государство характеризуется наличием группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда. 

Выделяясь в государственных органах и учреждениях, государственная власть становится государственной властью, то есть реальной силой, обеспечивающей государственное принуждение, насилие. Решающая роль в осуществлении принуждения принадлежит вооруженным группировкам и специальным учреждениям (армия, полиция, тюрьмы и т. д.). Государственная власть является разновидностью политической власти. Знаки государственной власти.

Комплексный характер (универсальность). Это означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. 

Государственная власть имеет возможность юридически применять принуждение.

Прерогатива государственной власти. Это означает, что государственная власть может разрешать, приостанавливать, запрещать, признавать недействительной и аннулировать проявление любой другой власти на своей территории. 

Структура государственной власти. Государственная власть внешне проявляется в форме особого аппарата, в котором все органы взаимосвязаны иерархическим подчинением. Это за пределами структурированности. Кроме того, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: он состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической подчиненностью. Эта внутренняя структура государственных органов означает внутреннюю сторону структуры государственной власти. 

Государственная власть имеет специальные каналы для передачи своих указов, которых нет у других органов власти (закон, законодательство), и специальные средства воздействия на население, которых нет у других органов власти (исправительная система, полиция, внутренние войска и т. д.). 

Государственная власть всегда вызывает доверие. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего это насилие, принуждение, но может быть подлинная власть. 

Государственная власть связана с законом, имеет монополию на законотворческую деятельность, а право является наиболее эффективным регулятором общественных отношений.

Структура государственной власти состоит из:

  • Субъект (государство в лице его органов);
  • Объект (субъект, население государства);
  • Отношения власти (отношения между субъектом и объектом относительно власти, в которых государство осуществляет свою волю).

Государственная власть имеет свои преимущества и недостатки. Преимущество состоит, прежде всего, в том, что оно способно управлять обществом, вносить в него принципы организации и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, благодаря таким качествам государственной власти, как комплексный характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может рассматриваться как недостаток, поскольку именно благодаря этому государство может монополизировать все сферы государственного управления. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что является ее недостатком. 

В отличие от других видов социальной власти, государственная власть это:

  • аппаратное обеспечение (имеет механизм реализации),
  • суверенный (не зависит от каких-либо других полномочий),
  • законный (на основании закона).

Власть существовала в предгосударственном обществе, но это была непосредственно публичная власть, которая исходила от всей семьи и использовалась ею для самоуправления. Ей не нужны были ни чиновники, ни какой-либо аппарат. Фундаментальная особенность публичной (государственной) власти заключается в том, что она воплощена именно в чиновниках, то есть в профессиональном классе (категории) руководителей, из которого укомплектованы органы управления и правоприменения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть это только тень, воображение, пустая абстракция. 

Территориальная организация населения это разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает его население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные районы, как районы, районы, города, а также определение пространственных границ и установление государственной границы. 

В предгосударственном обществе принадлежность индивида к определенному роду определялась кровью или предполагаемым родством. Кроме того, у рода часто не было строго определенной территории; оно перемещалось из одного места в другое. В государственно-организованном обществе принцип родственной организации населения потерял свое значение. Его заменил принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, и население, проживающее на нем, превращается в подданных или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные границы государства, в которых появляется новый правовой институт гражданства или гражданства. С территориальной организацией населения связано не только возникновение государства, но и начало формирования отдельных стран. Поэтому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. 

В условиях государства появляется территориальное деление жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политического и территориального деления, которое, в свою очередь, организовано государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту жительства. Другими словами, благодаря этой функции государственная власть может легко найти любой предмет и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей. 

Наличие аппарата принуждения наряду с аппаратом власти и управления. Это специальные подразделения вооруженных людей: армия, полиция, разведка и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т. д. 

Государственное казначейство, существование которого связано с такими явлениями, как налоги (сборы, налагаемые органами государственной власти на население, принудительно возмещаемые в установленных размерах и в заранее установленные сроки), внутренние и внешние займы, государственные займы, государственные долги, то есть все, что характеризует хозяйственную деятельность государства и обеспечивает его функционирование. 

Разница между государством и другими политическими организациями общества

Вторая группа отличительных черт позволяет нам рассматривать государство как особую организацию общества, которая осуществляет политическую власть.

Суверенитет верховенства государства внутри страны и независимость за ее пределами. Из всех общественных организаций только государство обладает государственным суверенитетом. 

Суверенитет является неотъемлемой собственностью государственной власти; именно он отличает государственную власть от всех других видов власти. Суверенитет является политической и юридической собственностью государственной власти, которая выражает ее превосходство в стране и независимость от любой другой власти за пределами страны. 

Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет это верховенство государственной власти в стране, ее независимость от любой другой власти в стране (власть политических партий, общественных организаций и т. д.). 

Внутренняя сторона суверенитета выражается в следующих свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря этим качествам государственная власть обладает превосходством): 

  • универсальность власти в государстве распространяется на все население;
  • прерогатива государства имеет право издавать законы и тем самым определять рамки свободы всех субъектов права;
  • наличие специальных средств для передачи их указов (закон, законодательство);
  • в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
  • существование специальных средств воздействия на население, которых нет у других правительств (справедливость, армия).

Внешний суверенитет это независимость государственной власти от любой другой власти за пределами страны.

Понятие и признаки государства

Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках: 

  • государственная власть способна самостоятельно осуществлять внешнюю политику, выстраивать отношения с другими государствами;
  • никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела государства;
  • государство имеет право по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в существующие объединения, а также имеет право свободно выходить из межгосударственных объединений;
  • государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;
  • государство имеет право по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные отношения с другими государствами и т. д.

Другие особенности государства, которые отличают его от других политических организаций, вытекают из суверенитета государства: 

  • государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т. е. государство является всеобъемлющей, универсальной организацией данного общества, все другие социальные структуры подчинены ему; 
  • государство имеет стабильные правовые отношения с населением (в форме гражданства или гражданства), расширяет его полномочия и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
  • у государства есть специальный аппарат власти, механизм, в котором сосредоточена принудительная сила государства. Более того, государство в первую очередь применяет «узаконенное принуждение» (включая физическое принуждение) к населению. 

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, чья профессия политическое управление другими людьми. Аппарат построен в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе специальной официальной дисциплины. 

Механизм государства это та реальная организационная материальная сила, с которой государство осуществляет власть. Механизм представляет собой структурную и объективную персонификацию государства, представляет собой материальную «субстанцию», из которой он состоит. Можно сказать, что механизм является активным, постоянно функционирующим выражением государства. Механизм государства представляет собой целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений, которые практически осуществляют государственную власть, задачи и функции государства. 

Характерные особенности механизма (аппарата) состояния: 

  • целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, общими задачами и целями их деятельности;
  • Основными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда называемые руководителями), они взаимосвязаны принципами подчинения и координации.

Для обеспечения выполнения императивных государственных заказов у ​​него есть прямые инструменты (институты) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, вооруженным отрядам людей, тюрьмам и т. д. без них не может обойтись ни одно государство.

Государство обладает монополией на законотворческую деятельность с правом издавать императивные общеобязательные указы (правовые нормы). Только он может издавать такие инструкции, которые обязательны для всех членов общества и обеспечиваются принудительной властью государственного аппарата. Система правовых актов различает законы, устанавливающие основы для осуществления государственной власти и деятельности государственных органов. Более того, он имеет право отменить, признать недействительным любое проявление любой другой общественной власти. 

Государство имеет специальные средства для осуществления политического принуждения, которым не обладает ни одна другая политическая организация (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. д., которые специально предназначены для осуществления легализованного и нелегализованного принуждения) Используя его, правящий субъект навязывает свою волю субъекту. 

Государственное принуждение это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие уполномоченных органов и государственных должностных лиц на человека с целью заставить (заставить) его действовать в соответствии с волей правящего субъекта в интересах государства. 

Государственное принуждение само по себе является острым и жестким средством социального влияния. Она основана на организованной власти, выражает ее и поэтому способна обеспечить безусловное доминирование в обществе воли правящего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит его в положение, при котором у него нет выбора, за исключением варианта, предложенного (навязанного) властями. Посредством принуждения подавляются интересы и мотивы антиобщественного поведения, насильственно устраняются противоречия между общей и индивидуальной волей и стимулируется общественно полезное поведение. 

Государственное принуждение является законным и незаконным. Последнее может привести к произволу государственных органов, которые ставят человека в никому и никоим образом не защищенную позицию. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом, тираническим, деспотическим, тоталитарным. 

Государственное принуждение признается правовым, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и применяются в процессуальных формах (четкие процедуры). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения подлежит контролю, он может быть обжалован в независимом суде.

Уровень правовой «насыщенности» государственного принуждения определяется тем, в какой степени он: 

  • подчиняется общим принципам этой правовой системы,
  • является на его основе единым, универсальным по всей стране,
  • нормативно регламентируется содержанием, пределами и условиями использования,
  • действует через механизм прав и обязанностей,
  • оснащены развитыми процессуальными формами. 

Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем больше он выполняет функции позитивного фактора развития общества и тем меньше выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В легальном и демократическом государстве государственное принуждение может быть только законным. 

Формы государственного правового принуждения достаточно разнообразны. Это превентивные меры: проверка документов для предотвращения правонарушений, остановка или ограничение движения транспортных средств, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и т. д.; судебное наказание за административное задержание, вождение, обыск и т.д.; меры защиты восстановления чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав. 

Социальное назначение государства в жизни компании

Социальная цель государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет уровень вмешательства государства в общество. Государство существует для обеспечения нормального функционирования общества.

Существует ряд концепций, объясняющих социальную цель и роль государства: 

  • консервативный,
  • либеральный,
  • социал-демократический.

Коммунистическая концепция социального назначения государства. Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в общество и располагаются в определенном порядке в соответствии с возрастающей ролью государства от минимальной (консервативной) до максимальной (коммунистической). Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в общество должно быть минимальным. Основной задачей государства здесь является обеспечение поддержания основ общества и связей с общественностью. Государство защищает общество от нападений, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует более активно и устраняет их. Либеральная концепция исходит из того, что главной задачей государства является обеспечение прав и свобод граждан. Мнения о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство активно работает в социальной сфере (образование, здравоохранение). 

Социал-демократическая концепция. Государственное вмешательство в общество усиливается. Задача государства обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойных условий жизни для каждого члена общества. Правительство контролирует уровень доходов населения (государственный аппарат необходим). 

Коммунистическая концепция. Занятие государства в обществе максимально. Государство является основным инструментом социальных преобразований, его задача привести общество в светлое будущее. Это приводит к тоталитарному государству. 

Социальная задача каждого конкретного государства определяется многими факторами. В современном демократическом государстве определенная государственная политика зависит от воли избирателей, социальная цель такого государства обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере и во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа. Социальная цель государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо от концепций социального назначения, государство решает проблемы, стоящие перед обществом. 

Задача государства это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития. Задачи государства это проблемы, требующие решения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (поскольку они предопределены). Любое государство должно, насколько это возможно, решать стоящие перед ним задачи. 

Задачи государства на современном этапе:

  1. обеспечение самосохранения общества и государства
  2. обеспечение безопасности и укрепление государства
  3. Государство способствует социальному, экономическому и культурному развитию общества.
  4. Княжество преодолевает существующие в обществе противоречия (социальные, национальные).

Заключение

С точки зрения современных идей государство должно действовать как система власти, которая организует общество в интересах человека.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, основанная на территории, людях и государственной власти.

В узком смысле термин «государство» используется для обозначения аппарата управления, который выделился из общества и стоит над ним. Это определение подчеркивает структурную природу организации государства, то есть существование системы государственных органов, посредством которой компания управляется. Однако такое определение является односторонним и неполным, поскольку оно характеризует государство исключительно в форме механизма, который осуществляет публичную власть. 

В широком смысле государство можно рассматривать как объединение, члены которого объединены в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Это определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство это объединение многих людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений. 

Таким образом, государство в узком смысле является политическим аппаратом управления обществом, в широком смысле государство представляет собой качественно определенную модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, государственная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.