Понятие и признаки государства. Особенности правового государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Правоведение как наука и учебная дисциплина
Социальная организация первобытнообщинного общества и возникновение права
Основные теории происхождения государства
Функции государства: понятие и классификация


Введение:

Тема данной курсовой работы - «Понятия и характеристики верховенства права». Выбранная тема сегодня очень актуальна. С древних времен человечество искало оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетание их интересов. В идеале интересы личности должны быть на первом месте, благосостояние людей должно быть высшим законом для государства. Верховенство права основывается на равенстве власти, гражданина, общества и права, их правовом равенстве перед законом.

Высшей властью в государстве, регулируемом верховенством права, является верховенство закона, которому одинаково подчиняются все: от высших должностных лиц государства, государственных органов до простых граждан. Человек как субъект права может свободно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Закон, будучи формой и мерой свободы, призван максимально раздвинуть границы, сковывающие человека.

Проблема верховенства права имеет глубокие исторические корни. На протяжении ряда поколений конца XV ​​и середины XIV в. Ведущие деятели русской мысли М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, А.И. Герцен поднял вопрос о реорганизации российского общества.

Первые практические шаги в этом направлении были сделаны во времена правления Александра II:

  • 1861 отмена крепостного права;
  • 1864 Начало судебной реформы, в результате которой появилась более независимая судебная система.

Революционные события 1905 года дали толчок реформам: создание Государственной думы, столыпинские реформы. В это время отечественные юристы М.М. Ковалевский, Н.М.Коркумов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Резен суммировал исторический опыт западноевропейских мыслителей и создал более современную концепцию верховенства права, применимую к российской действительности.

Понятие «верховенство закона» настолько широко, что одна дисциплина не может изучить его достаточно глубоко. Но не исключено, что такая задача объединена усилиями ряда социальных и естественных наук.

Основная цель данной работы - раскрыть понятие и принципы верховенства права. Соответственно, делается попытка осветить мнения и взгляды, существующие в отечественной юридической литературе, и систематизировать комплекс новых законов и правовых норм.

В соответствии с поставленной целью могут быть поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, признаки и принципы верховенства права;
  2. Рассмотреть права человека и гражданина, их виды, законодательное закрепление. Предоставление и гарантии в верховенстве закона
  3. Проанализировать формирование верховенства права на современном этапе.

Объектом этой работы является верховенство закона.

Предметом исследования в данной работе являются понятия и особенности верховенства права.

В процессе подготовки и создания этой работы труды классиков теории верховенства права, таких как И. Кант, С. Монтескье, русские юристы Н. М. Краунова, Г. Ф. Шершеневич и современные специалисты А.Б. Венгерова В.В. Лазарева Н.Г. Александрова, В.К. Бабаева Г.Н. Чеботарев и др.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Понятие, признаки и принципы верховенства права

Историческая память хранит много поучительных и плодотворных представлений о совместимости государства с законом. Верховенство закона является продуктом новой эры. Ни древность, ни средневековье не знали верховенства закона. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея верховенства закона имеет свои корни в древнем обществе. Современные концепции верховенства права основаны на идеях немецкого философа Канта (1724-1804), французского просветителя и юриста Монтескье (1689-1755) и других европейских просветителей 15-го и 19-го веков. такие как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые считали, что полиция, бюрократическое государство эпохи абсолютизма (которую Кант назвал государством произвола) должна быть заменена верховенством права, которое основано на идее автономного человека с неотъемлемыми, неотъемлемыми правами. Отношения между индивидом и государственной властью в государстве, регулируемом верховенством права, в корне отличаются от отношений в абсолютистском государстве, поскольку верховенство права характеризуется ограничением государственной власти, ее связью между законом и законом.

Концепция верховенства права И. Канта сводится к следующим тезисам: источником моральных и правовых законов является практическая причина или свободная воля людей; человек становится моральным человеком, если он поднялся до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении человек должен руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «действовать таким образом, чтобы вы всегда относились к человечеству в своем собственном человеке и в лице всех остальных, как цель и никогда не будет относиться к ней только как к средству "и" действовать так, чтобы принцип вашего поступка мог стать универсальным законом "; закон, основанный на моральном праве, должен определять границы человеческого поведения, чтобы свободное волеизъявление одного человека не противоречило свободе других; закон призван обеспечить внешне достойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это совокупность многих людей, подчиняющихся законам. Или «государство в идее, каким оно должно быть», обязано соответствовать «чистым принципам права»; государство призвано гарантировать законность и порядок и строиться на основе суверенитета.

Государственно-правовые взгляды Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы правления определяют дух законов и содержание законодательства; основанный на факте, что принцип демократии - добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что в «правильную» форму государства входит демократия, в которой верховная власть принадлежит всей массе народа, а основные законы здесь определяют порядок голосования, посредством которого выражается воля народа состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующего порядка, равенство и умеренность судьбы, защиту семейной собственности.

Теоретическая структура верховенства права, сформированная в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков, включает в себя разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство права, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общепризнанного типа правового регулирования в соответствии с правовым принципом «разрешено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые концепции прошлого повторяются на новом этапе исторического развития. Несколько лет назад фраза «верховенство закона» обычно ассоциировалась с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с таким же названием и провозглашалась «социалистическая верховенство права». Научная значимость самого сочетания «социалистическая верховенство права» сомнительна. Прилагательное «социалист» указывает на доминирующую форму собственности и особую идеологию. Между тем идея государства, регулируемого верховенством права, неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея верховенства права уже подразумевает антисоциализм, то есть частную собственность как первичную и первоначальную. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Конечно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

Чтобы понять глубокую сущность верховенства права, недостаточно ограничиться набором, хотя и важных, но все же внешних характеристик (государство связано законом, разделением властей, наличием конституции) определенная система принципов, институтов и норм. Суть верховенства права заключается не в подчинении закону, равно как и в обилии законодательных актов - оба являются признаками не правового, а полицейского государства. Суть правового государства заключается именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей и их ориентации на обеспечение суверенитета личности. Даже Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность - главное условие его великолепия. закон законодательное государство

В своей наиболее развитой буржуазно-демократической форме концепция верховенства права является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе верховенства права, во-первых, должна быть легальная экономика, а не казарменная экономика, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов для работы. И, во-вторых, развитое гражданское общество служит основой правовой системы. Гражданское общество - это система экономических, духовных, культурных, моральных, религиозных и иных отношений отдельных лиц, которые свободно и добровольно объединяются в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Он построен по принципу самоуправления, защищен традициями, обычаями, моральными нормами и правом государственного вмешательства. Государство - это просто форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, монопольном) государстве индивид, общество и люди выступают против государства как политического аппарата власти, отчужденного от него. Там нет граждан, есть предметы. Гражданское общество предполагает существование многочисленных независимых альянсов, учреждений и организаций, которые служат барьером против монополии и посягательств со стороны государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданство», определенную степень политической свободы, но и «буржуазность», то есть экономическую независимость человека, способность получать доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса государственных институтов в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее негативных аспектов. Среди огромного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо отметить, в частности, следующее: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции. ; наличие муниципального самоуправления; подчинение всех силовых структур закону; независимая и сильная справедливость; наличие государственной власти в отдельных блоках, в том числе в исполнительной власти.

Правовая экономика основана на принципе «от каждого по его способностям - каждому по его работе». Это социально-правовая шкала меры регулирования труда и потребления. Для восстановления правовых принципов в экономике ряд свободы должны быть восстановлены: 1) открыть пространство для всех видов собственности, 2) заменить административные распоряжения соглашениями, основанными на равенстве сторон, 3) превалировать над принципом «все, что не запрещено, разрешено», 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) одобрение равенства и добросовестности в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость, и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубокие, существенные предпосылки для формирования верховенства закона.

Верховенство права - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и легальной экономики, целью которого является обеспечение свободы и процветания. Он находится под контролем гражданского общества и основан на эквивалентности обмениваемых товаров, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, отвечает за верховенство закона, которое гарантирует свободу и безопасность для человека, потому что его духовная основа это признание прав человека.

Верховенство права - это демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимый суд, где права и свободы человека признаются и гарантируются, и где действует принцип разделения законодательной власти. Исполнительная и судебная власть является основой для организации государственной власти.

Современное государство, управляемое верховенством права, является демократическим государством, в котором обеспечены права и свободы, участие людей в осуществлении власти (напрямую или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В государстве, регулируемом верховенством права, можно защищать и продвигать свои взгляды и убеждения в рамках закона, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политической жизни. плюрализм, свобода прессы и т. д.

Признаки правового государства:

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов верховенства права основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Взаимная ответственность личности и государства.
  4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защита.
  5. Политический и идеологический плюрализм, который заключается в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, направлений, взглядов.
  6. Стабильность правопорядка в обществе.

К дополнительным факторам и условиям формирования правопорядка государства относятся следующие:

  1. преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  2. развитие высокой политической и правовой грамотности;
  3. появление эффективной способности противостоять произволу;
  4. разграничение партийных и государственных функций;
  5. создание парламентской системы правления;
  6. торжество политического и правового плюрализма;
  7. развитие нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
  • преодоление узко-нормативного восприятия правовой реальности, толкование права как продукта силового принуждения к нормотворчеству;
  • отклонение догматического комментария и извинения действующего законодательства;
  • преодоление декоративности и декларирование правовых норм;
  • вывод юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена ​​любому проявлению государственного контроля. Отказ от правовой государственности возможен по двум каналам: государственная власть и законодательная. Различные вырожденные антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставрационные силы, а также воинствующая охлократия, античеловеческая технократия - демагогические популистские силы) могут сломаться для получения политических рычагов.

Верховенство права - это путь к возрождению естественных и исторических прав и свобод, приоритет гражданина в его отношениях с государством, универсальные правовые принципы, самооценка личности. Понятие «верховенство закона» является фундаментальной универсальной ценностью, такой же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи верховенства права заключается в верховенстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организовано и функционирует легально, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Верховенство закона обеспечивает юридически равный доступ к участию в политической жизни для всех направлений и движений. В чем разница между правопорядком и государством как таковым? Государство как таковое характеризуется своим всемогуществом, несвязанностью с законом, свободой государства от общества и отсутствием защиты гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от этого, верховенство права связано законом, проистекает из верховенства права, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, несет ответственность перед гражданами и обеспечивает социальную и правовую защиту граждан.

В то же время верховенство права, как и любое государство, имеет общие черты, которые сводятся к следующему:

  1. Ему присущи государственная власть как средство ведения внутренней и внешней политики.
  2. Это политическая организация общества, основанная на соответствующей социально-экономической основе общества.
  3. Имеет специальный государственный механизм.
  4. Имеет на своей территории определенную административно-территориальную организацию.
  5. Он существует благодаря налогам и другим сборам.
  6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма верховенства права заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии с их целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правопорядка в своей конкретной форме деятельности осуществляют волю общества. Структурные части и элементы правопорядка строго соответствуют всей своей деятельности действующему законодательству. Чиновники несут личную ответственность за посягательства на права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и другими нормативными правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правопорядка. Механизм верховенства права - это способ его существования. Функции верховенства права реализуются через его механизм.

Таким образом, в государстве, регулируемом верховенством права, его механизм свободен от бюрократии и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен его ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Верховенство закона является концентрированным выражением гражданского общества. Вследствие этого его этапы развития в целом и в целом совпадают с этапами развития гражданского общества. В то же время, поскольку каждое государство обладает определенной независимостью по отношению к обществу, этапы развития правопорядка присущи определенным признакам, отражающим его политическую природу. Первым этапом в развитии правового гражданского общества является формирование рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы СМИ, социальной защиты граждан; Вторым этапом является утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защиты граждан, наличие гласности, свободная деятельность СМИ.

Таким образом, рассмотрев понятие верховенства права и его основные особенности, необходимо перейти непосредственно к осуществлению государственной власти в сфере верховенства права.

Права человека и гражданские права, их виды, законодательное закрепление. Предоставление и гарантии в верховенстве закона

Верховенство права подразумевает не только приоритет закона как своего рода нормативно-правовой акт по отношению к уставу, но и широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В государстве, регулируемом верховенством закона, любое нарушение прав человека недопустимо. Более того, он обязан последовательно и строго обеспечивать реализацию этих прав и защищать их. В связи с этим проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства приобретает принципиальное значение. Его решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

Перечень прав и свобод человека и гражданина, присущих верховенству права, содержится в международных актах. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 21-го сессия Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в этих актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Они придают особое значение правовой защите личности, что немыслимо без презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что по-настоящему демократическое государство признает, что все вопросы, касающиеся вины или невиновности граждан в совершении конкретного преступления, должны решаться только через суд. Кроме того, при рассмотрении уголовных дел, в которых может быть вынесен смертный приговор, гражданин имеет право требовать, чтобы его судил присяжные. В Российской Федерации это право отражено в статье 49 Конституции Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году, состоит из 30 статей. Он провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства». Кроме того, оно указывает на недопустимость жестокого, унижающего достоинство обращения и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание своей правосубъектности, то есть на предоставление лицу возможности приобретать права и выполнять обязанности, предусмотренные законом.

Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый имеет право на равную защиту закона, на публичный, справедливый и беспристрастный суд. Декларация также указывает на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательств на неприкосновенность их домов, тайну переписки и т. д. В ней также закреплены другие права и свободы человека, которые должны признаваться и уважаться всеми государства (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в каждом государстве, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право создавать профсоюзы и т. д.). Политический и идеологический плюрализм является отличительной чертой верховенства закона. Это просто немыслимо без такого плюрализма. Действуя в условиях такого плюрализма, различные общественные силы, представленные их политическими организациями, борются за власть в государстве цивилизованными методами, в честной политической конфронтации со своими противниками. Идеологический плюрализм дает им возможность свободно выражать свои программные ориентиры, свободно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.

Политический и идеологический плюрализм является выражением и воплощением демократии общества, позволяет каждому из его членов решать для себя вопрос о своей принадлежности к определенной политической организации и идеологической предвзятости. Отсюда становится понятно, почему государство не должно навязывать какую-либо одну идеологию обществу или создавать преимущество для той или иной политической организации.

Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается в первую очередь за счет принятия и реализации различных законодательных актов, консолидирующих их в соответствующей сфере общественных отношений. Среди международных документов по правам человека следует также упомянуть Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенцию о правах ребенка.

В укреплении основ правового статуса человека и гражданина большое значение имеет Декларация о правах и свободах человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. В Декларации закреплено новое важное положение: общепризнанные международные нормы, касающиеся прав человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и прямо порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ст. Ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью в главе 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, для обеспечения обороны страны и государственная безопасность. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданских прав даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на личную жизнь, личные и семейные тайны, защиту). чести и доброго имени, свободы совести, права на жилище, права на компенсацию со стороны государства за вред, причиненный государственными органами или их должностными лицами.

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства». Статья 17 устанавливает положение о том, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В соответствии со статьей 17 права и свободы человека являются неотъемлемыми и принадлежат каждому от рождения, имеют прямую силу (статья 18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации. или нарушение прав и свобод человека и гражданина до принятия решения по этому вопросу соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституция провозглашает недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничений.

В Конституции значительное внимание уделяется личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право на частную собственность охраняется законом (статья 35). Обеспечено право частной собственности на землю (статья 36), а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности и других видов экономической деятельности, не запрещенных законом (статья 34), что обеспечивает создание надежного конституционного права. основа для продвижения экономических реформ, устойчивого развития рыночной экономики.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) государственных органов, органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. может быть обжаловано в суде ... ». Конституция Российской Федерации гарантирует: право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (статья 47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (статья 50). Существуют и другие гарантии прав и свобод человека, провозглашенные Конституцией Российской Федерации.

Среди ряда ранее упомянутых особенностей права современного гражданского общества необходимо подчеркнуть тот факт, что права и свободы человека не только все чаще становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и непосредственно включаются в Содержание правового регулирования как прямой критерий в определении законности того или иного поведения, предмета судебной защиты. Следовательно, существует возможность обжалования действий государства в международных судебных органах в тех случаях, когда, по словам заявителя, нарушаются права человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (статья 46), но и специальной фиксацией в ряде статей инструкций о судебной защите наиболее важных прав и свобод - права на неприкосновенность частной жизни. переписка (статья 23), неприкосновенность жилища (статья 25), права частной собственности (статья 35). Кроме того, статья 46 также гарантирует международно-правовую защиту прав и свобод человека, предоставляя гражданам возможность в случае необходимости обращаться в межгосударственные органы по правам человека.

В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (статья 46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в этом суде и судьей, юрисдикция которого отнесена законом (статья 47, часть 1). В то же время Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - суд присяжных. Лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела в суде с участием присяжных заседателей (статья 123, часть 4).

В реальной жизни права и свободы нарушаются повсеместно, это выражается в: нарушении международных актов, касающихся прав народов, нарушении законного равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарное несоблюдение законов. В России нет специальных правовых механизмов, обеспечивающих права и свободы граждан России, их реальные гарантии. На самом деле права и свободы граждан только провозглашаются, но в действительности в жизни часто происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

Каждый день в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные методы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечности.

Взаимная ответственность личности и государства является неотъемлемой чертой правопорядка. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Это отчасти дает ему права и свободы и определяет его статус. В государстве, регулируемом верховенством права, наоборот, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность приобретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и предусматривают за это суровые санкции (статьи 41, 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом неприкосновенности прав и свобод граждан является конституционное положение, согласно которому властные структуры государства обязаны предоставлять каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Верховенство права также признает право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Все это в совокупности делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои противоправные действия перед государством в лице своих органов (статьи 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

Формирование верховенства права на современном этапе

Итак, Россия долгое время была типичным традиционным обществом. По мнению В.С. Степин, она пошла по пути техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые включали привлечение западного опыта на традиционалистскую почву. Важнейшими вехами на этом пути стали реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская эпоха, которые решили проблему ускоренного промышленного развития страны, также можно рассматривать как особую, «догоняющую модернизацию». ». В такие эпохи особенно активно заимствовались элементы западной культуры, прежде всего наука, технология и система образования, которая их предоставляет.

Что касается политической системы России, то, несмотря на все ее изменения, она всегда была далека от идеалов демократии и прав человека. Каждая «догоняющая модернизация» осуществлялась сильной деспотической силой, насильственно навязывающей нормы, привычки, способы деятельности, которые чаще всего были чужды устоявшимся стереотипам сознания людей. «Модернизация догоняющего типа» сопровождалась изменением этих стереотипов и в то же время сохраняла и воспроизводила их оставшееся ядро. В России люди никогда не чувствовали себя и не осознавали, что живут в едином правовом поле для всех, и, конечно, не верили в правовое государство. Люди привыкли характеризовать систему беззакония, знакомую России, в хорошо известных высказываниях: «Не судись с сильными, не обходи богатых», «Закон такой плохой» и т. д.

В советский период предпосылки для формирования правопорядка также не создавались. Система политической справедливости, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя политической целесообразности и т. д. - все это было явным антиподом правового общества.

Идея правового государства и уважения прав человека возникла среди интеллигенции и стала альтернативой доминирующей идеологии советской эпохи. В период перестройки эта идея стала лозунгом борьбы против партийной демократии. Однако путь от идеи до ее практической реализации оказался чрезвычайно сложным.

Россия в настоящее время стремится стать демократической державой. Сложные и противоречивые процессы происходят во всех сферах общественной жизни. Как позитивные результаты изменений, так и сопутствующие им негативные явления, отголоски тоталитаризма, становятся все более очевидными. Фактически это зеркальное отражение в случае прав человека - универсального демократического института, созданного цивилизованным человечеством на протяжении веков. И хотя сегодня в России они проходят серьезные испытания, они звучат все ярче и ярче. Население и власть утверждаются в идее, что права человека являются неотъемлемыми возможностями для жизни человека, вытекающими из его характера. Права, определяющие меру свободы людей, все чаще признаются в качестве источника прогресса и удовлетворения наиболее важных индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.

Учитывая преобладающие общие, очень демократичные законодательные реалии и тенденции в реализации прав и свобод человека, остается ряд проблем, касающихся взаимосвязи между внутренним законодательством и международными положениями о правах человека, адекватным пониманием таких положений и их практическим применением. Как справедливо отмечено, сегодня вряд ли возможно найти какую-либо национальную систему, которая идеально взаимодействовала бы с международным правом, но расстояния, разделяющие в этом отношении разные государства, не одинаковы. Сложность проблемы для России во многом обусловлена ​​относительной новизной ситуации, поскольку действие международного права на территории СССР было разрешено только в качестве исключения.

По мнению авторитетных ученых, непосредственно занимающихся правозащитной деятельностью, эффективность конституционной формулировки о примате международного права над внутренним законодательством станет реальностью только тогда, когда будет создан государственно-правовой механизм его реализации. Споры, возникающие в правоприменительной практике о соответствии норм одного другому, должны широко рассматриваться Конституционным Судом России, а в частных случаях - обычными судами всех уровней. В нашем государстве до сих пор издаются сотни нормативных актов, которые так или иначе затрагивают права и законные интересы человека. Такие действия должны стать юридически обязательными только после юридической экспертизы на предмет соответствия не только законодательству страны, но и международному праву. В свою очередь, если международные соглашения признают или закрепляют права и свободы человека в меньшей степени, чем в российском законодательстве, то сотрудникам правоохранительных органов не следует умалять их в этом вопросе.

Для современной России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над законом, не над людьми, но подчиняется закону , Некоторые шаги были предприняты в последнее десятилетие. Например, первый человек в государстве стал объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в государстве, регулируемом верховенством закона, к нему следует относиться не как к святому, которого дал Бог, а как к наемному чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, а если он выполняет их плохо, он должен быть подвергнут критике.

Важным шагом является создание основ для разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Но самое сложное - это формирование и поддержка в массовом масштабе реальных моделей правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые действия (включая строгое наказание за правонарушения), но и социальная поддержка моделей правового поведения со стороны общественных объединений граждан.

Модели поведения и деятельности в любой культуре являются основной формой передачи социального опыта, формирования и воспроизводства традиций. И если вы посмотрите на реальные примеры действий, которые привели к материальному и социальному успеху людей в последние годы, то во многом они едва ли соответствуют идеалу правового поведения. Мы не создали правовое общество. На самом деле это было довольно противоречивое сочетание авторитаризма с анархией и формирования клановых интересов.

При советской власти не было гражданского общества. В то время у нас была не только структура государственно-партийного регулирования общественной жизни (государственные органы, партийные комитеты, профсоюзы и различные официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулирующие жизнь трудовых коллективов посредством неписаных документов. правила и нормы поведения, в значительной степени воспроизводящие, хотя и в особой, измененной форме, некоторые традиции русской общинной жизни. То, что называлось социалистическим производственным коллективом, было не только производственным объединением людей, но и особой системой неформального общения, когда люди разговаривали после работы, пили чай, пили, обсуждали бытовые и политические ситуации, помогали друг другу в переходе к новому. квартиры, на похоронах близких, праздновании юбилеев и т. д. У нас не было жесткого различия между работой и неработой. Неудивительно, что была шутка, что в России, в отличие от Запада, они обсуждают домашние дела на работе, а дома говорят о работе. Важно выяснить, предполагает ли гражданское общество уничтожение этих прежних форм солидарности, или оно может расти, полагаясь на эти формы и изменяя их.

Процесс формирования правовой государственности занимает длительное историческое время. Это также происходит вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Верховенство права не вводится одноразовым актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может быть результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен органично переживаться обществом, если оно созрело для этого.

Проблема здесь не только правовая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, формирование которого мы только начали, является задачей первостепенной важности. Радикальная трансформация социально-экономических и политических систем необходима, прежде всего, трансформации собственности, поскольку при безраздельном господстве монополистической бюрократической государственной собственности, которая неизбежно требует жесткой административно-командной власти, верховенство права в принципе невозможно.

В то же время нельзя думать, что чисто механическое заимствование чисто западных идей (и идеи правового государства западного происхождения) принесет в Россию гармонию, порядок и демократию. С одной стороны, этого, несомненно, не произойдет, если рассмотренные теоретические построения не будут адаптированы к российской действительности, для которой характерны низкий уровень политической и парламентской культуры, правовой нигилизм, слабые демократические традиции и господство бюрократического аппарата.

Если концепция правового государства в западном стиле может быть признана подходящей для России, то, конечно, с рядом оговорок, учитывая отношение россиян к закону как социальному инструменту, историческая приверженность сильному государству, низкая " естественная "легальная деятельность и инициатива".

С другой стороны, без абсолютизации роли права следует «более реалистично» относиться к самой идее верховенства права, потому что «на самом деле политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и» Верховенство закона "это скорее идеальный тип ...".

Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, не говоря уже о копировании модели правового государства, сложившейся на современном Западе. Развитие концепции верховенства права как наиболее адекватной цивилизованной формы организации политической государственной власти для общества предполагает не только отрицание установленных догм, но и использование универсальных ценностей при анализе способов формирования стабильный правопорядок в обществе, законность и конституционность, место и роль правоохранительных органов в системе расширения народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, одним словом, обеспечение всеобщего круглое развитие личности в условиях социальной справедливости.

В результате главное - какое место человек занимает в системе ценностей того или иного государства или социальной системы, какие реальные возможности ему предоставляет общество, какими правами он пользуется, каким качеством жизни он является обеспечены. Именно эти критерии определяют преимущества и перспективы конкретной общественно-политической системы. Это особенно важно в современных условиях, когда мир меняется с космической скоростью, когда в нашем обществе в процессе его обновления становится все более острой проблема гуманизации системы социально-политических отношений.

Многие вопросы, связанные с формированием верховенства права, останутся без ответа, если мы не решим: какова роль личности в этих процессах; что нужно сделать, чтобы освободить ее от чрезмерной опеки; Каковы противоречия между человеком и государством и каков механизм их разрешения.

В ряде недавних публикаций показана актуальность этой проблемы, и подчеркивается, что личность со всеми ее социальными свойствами (права и обязанности, свобода и ответственность, сознание, культура, моральные и гуманистические принципы) качественно характеризует верховенство права, поскольку человеческий фактор стал более активным в происходящих трансформациях. Из-за этого личные проблемы стали чрезвычайно острыми и стали одними из самых чувствительных.

Все государственные органы должны стать реальным средством обеспечения достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от зависимых и выжидательных позиций, активизировать предпринимательство в реализации индивидуальных интересов, связанных с общественностью.

В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей точки зрения, повышает гражданскую и политическую активность личности, усиливает его ответственность за результаты его деятельности. В то же время практика реализации прав личности в современных условиях также требует более широкого использования основополагающего принципа правового регулирования: «разрешено все, что прямо не запрещено законом», то есть переход от разрешительного к регистрирующей форме правового регулирования, что, в свою очередь, требует активизации разработки как правовых, так и правоприменительных правовых норм, направленных на защиту свободы личности, его неприкосновенности и безопасности. Это отражено в концепции действий в области прав человека, содержащейся в Российской декларации прав и свобод человека и гражданина.

Это соответствует ст. 5 выдающегося документа Французской революции - Декларация прав человека и гражданина 1789 года, где было отмечено, что «все, что не запрещено законом, разрешено, и никто не может быть принужден к действиям, не предусмотренным законом». «. Следовательно, закон должен запрещать только такие действия, которые вредны для общества.

Реализация этой стратегической линии обязательно включает перевод идей на язык конкретных нормативных правовых актов, практических решений, поскольку закон опосредует взаимоотношения отдельных лиц в рамках как социальных, так и политических систем общества.

В обновленном обществе каждый человек является социальной ценностью, выступает самостоятельным субъектом в различных отношениях с участием государства, наделен реальными правами и возможностями обеспечивать себя всем необходимым, действуя в рамках закона и только на основании закона. Если общественные и личные интересы противоречат друг другу, то необходимо разрабатывать и применять компромиссные решения. Если интересы большинства и меньшинства не совпадают, решение, принятое при любых условиях, не должно приводить к нарушению прав меньшинства, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации.

Верховенство права является гарантией продолжения демократизации общества и его обновления. Формирование гражданского общества, формирование культурных предпосылок к власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту его творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений между властью и гражданами, учитывая, что даже общества, которые обеспечивают высокий уровень материального благосостояния и универсальные гражданские права, далеки от идеала, поскольку в них не было достигнуто реального равенства: существуют проблемы равенства женщин, социальных меньшинств и т. д.

В современной политической науке, историко-философских и даже правовых дискуссиях мерцают две мысли: 1) верховенство права - это структура, которая устарела для постиндустриального общества; 2) эта идея совсем не органична русским традициям и менталитету. Ни с одной позицией, по мнению М.А.Красновой, нельзя согласиться.

Человечество даже в постиндустриальную эпоху не имеет такого большого поклонника социальных возможностей, и поэтому, отвергая идею правового государства, общество неизбежно превращается в государственность, где право не основано на естественном праве и где его «хозяин» - сила. Если целесообразно что-то пересмотреть в постиндустриальный, информационный век, то это традиционное построение демократии, чтобы найти ее модель, наиболее подходящую для современного состояния цивилизации. Но верховенство права - это достижение, которое не подлежит пересмотру, не говоря уже об отказе от него.

Есть и возражения против второй позиции. Да, идея подчинения закону не очень популярна в России. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, и поэтому создание правового государства в нашей стране смертельно бесполезно. Наоборот, как ни странно, в России существуют благоприятные условия для реализации такой идеи. Более того, перспективы формирования верховенства закона в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной только тогда, когда позитивное право начнет сходиться с естественным правом - как в нормотворчестве, так и в правоохранительной деятельности.

Как бы ни были очевидны проблемы прав и свобод личности в России, также ясно, что они способны стать одним из важнейших элементов, объединяющих российское общество сегодня и в обозримом будущем. Только на основе законности, справедливости, установления прав и свобод человека можно построить правовое государство - гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, национальностей, различных политических сил, общественных взглядов. и настроения.

Власть может достичь реального процветания, стабильности и безопасности не путем установления режима силы, а посредством силы закона, достижения широкого социального консенсуса по вопросу уважения и защиты прав человека. Это предполагает свободу каждого выбирать свой жизненный путь в соответствии с индивидуальными потребностями, взглядами и другими условиями. Это гарантировано правами человека.

Другими словами, достойная жизнь может и должна строиться как на основе внутренних традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически значимых и выраженных международным сообществом в области прав человека и признанных Российской Федерацией в настоящее время. полное и органично дополненное правами своих граждан.

«Стабильность и долговременная стабильность конституционной модели российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации», поэтому принципиально важно, чтобы принципы, нормы, механизмы и процедуры действующей Конституции , необходимые для изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности, внесения в нее изменений и дополнений.

А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая стадия развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства. штат.

И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой собственный имидж верховенства закона, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что позволит ей стать действительно свободным демократическим обществом.

Вывод:

Верховенство закона, которому посвящено наше исследование, является не только одной из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические принципы в его отношениях с человеком, но и практическим инструментом обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести свобода, достоинство граждан, средство борьбы с бюрократией, местничество и ведомственность, форма реализации самоуправления и демократии. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенитета народа как источника власти, в обеспечении его свободы, в подчинении государства обществу.

Верховенство закона - это идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих изменений в сфере российской государственности предполагает детальное изучение основ верховенства права, которые, собственно, и послужили целью нашей работы.

Многие современные исследователи и политики склонны трактовать теорию верховенства закона как некое абстрактное, кресло, безжизненную фантазию. Но при всем академическом характере теории верховенства права она ценна своим рациональным зерном - максимальными гарантиями естественных прав личности.

Поэтому, основываясь на материале, представленном в первой главе работы, мы заявляем:

  1. верховенство права следует понимать не как абстрактное состояние верховенства права, а как государство, которое максимально гарантирует естественные права личности, причем не только посредством механизмов судебной защиты, но и посредством автоматизации действие законов, защищающих эти права;
  2. целью верховенства права является расширение прав личности, совершенствование конституционных и правовых механизмов их реализации и защиты;
  3. правовая государственность как символ и социальный идеал - это, прежде всего, прогрессивная идеология гражданского общества, постепенная объективация которой на нормативном уровне обусловлена ​​уровнем публично-правового мышления.

Приведенные в работе характеристики верховенства права подчеркивают его основной аспект: вся система отношений в обществе и государстве должна основываться на правовых принципах. Образно говоря, общественные отношения должны быть освящены законом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей проблемы.

Раскрывая отношения между гражданским обществом и верховенством права, уместно выразить идею о том, что верховенство права должно быть элементом гражданского общества, а не самоцелью. Следовательно, необходимо создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, способное предотвратить узурпацию власти и дать эффективный отпор любым антидемократическим, авторитарным посягательствам.

Как выяснилось, идеологи верховенства права выделяют некоторые особенности верховенства права. Но сегодня верховенство права с указанными характеристиками в большей степени проявляется как конституционный принцип, лозунг, социальный идеал, еще не полностью воплощенный в жизнь ни в одной стране. Наиболее близкими к реализации этой идеи на практике оказались такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.

Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов верховенства закона, но необходимо двигаться в этом направлении.

Подводя итог всему вышесказанному, мы подчеркиваем:

  1. Значение верховенства права как явления многогранно и неоднозначно, оно трактуется учеными по-разному. Однако ясно, что не каждое государство, в котором применяется закон, является законным. Например, советское общество никогда не существовало и не могло быть ни легальным, ни гражданским, как российское еще не стало таковым. Но посткоммунистическая Россия провозгласила эту цель.
  2. Правопорядок не может быть введен сверху, установленным указом, законом, указом. Это продукт долгосрочного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Это особый образ жизни, мышления и общения, особая структура экономики. Такие условия еще не сложились в нашей стране.
  3. В России верховенство права будет формироваться с учетом национальной специфики, сложившихся культурно-исторических традиций. Но в любом случае это будет развитое, стабильное, комфортное общество с достаточно высоким уровнем жизни.

В заключение отметим: в конце концов теория верховенства права имеет смысл, если она реализуется и начинает выполнять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Первоначальное традиционное понимание верховенства права, адресованное человеку, который мыслит и планирует свой мир, теперь, как можно скорее, должно быть очищено от всевозможных идеологических примесей и возрождено.

Цивилизации меняются, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому концепции демократии, верховенства закона и прав человека в России также должны быть соотнесены с этими процессами - они не могут оставаться прежними.