Понятие и основные механизмы социального контроля

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальный конфликт: понятие, виды, основные элементы
Ролевой конфликт: понятие, виды, причины
Аномия как фактор девиантного поведения
Личность как развитие нравственности (Л. Колберг)


Введение:

Общество представляет собой саморегулируемый комплекс социальной системы. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура и, прежде всего, социальные ценности, нормы, социальные институты и организации. Однако в социальной структуре общества важную роль играет и играет особая структурная структура образования - институт общественного контроля. Он действует как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечить различные средства для нормального упорядоченного функционирования и развития общества, а также для предотвращения и исправления социальных отклонений, которые могут дезорганизовать общественную жизнь и общественный порядок.

Социальный контроль играет важную роль в обществе, потому что ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля. Таким образом, Фромм писал, что общество может эффективно функционировать только тогда, когда его члены достигают типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать как члены данного общества.

Я считаю тему этой работы актуальной, поскольку общество является динамичной системой, и по мере развития этой системы развиваются и развиваются различные традиции, нормы, ценности. Система социального контроля также постоянно развивается, становится все более гибкой и эффективной, поэтому еще есть много материалов для исследования и изучения этой темы. Кроме того, человек заинтересован в спокойной и благополучной жизни, в общественном устройстве, в успешном развитии и функционировании общества. Все это обеспечивается институтом общественного контроля, и чем больше он развивается и совершенствуется, тем более организованным и процветающим будет общество.

Следовательно, система социального контроля должна быть изучена более глубоко, чтобы найти различные способы решения социальных конфликтов и улучшения существующей социальной культуры.

Целью данного исследования является определение роли социального контроля в обществе, выявление зависимости направления и содержания социального контроля от экономических, политических, идеологических и других характеристик этой социальной системы, исторически определяемых уровнем ее развитие. Кроме того, нам необходимо сделать выводы о влиянии социального контроля на развитие личности и общества в целом.

Цель определила следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность общественного контроля, его определение как важнейшего средства обеспечения процесса усвоения каждым человеком различных элементов культуры, сложившейся в данном обществе;
  • Познакомиться с различными функциями социального контроля, которые он выполняет в обществе;
  • Исследовать формы общественного контроля, их взаимосвязь и эффективность воздействия на общество, основанные на работе А.И. Кравченко В.Ф. Анурин В.В. Латышева, П. Бергер и многие другие.

Таким образом, объектом данной работы является непосредственно институт общественного контроля, а предметом - его тесная связь с обществом, формы, в которых он осуществляется, а также эффективность влияния социального контроля на общество.

Понятие социального контроля: его сущность и элементы

Понятие социального контроля и его действие

Концепция социального контроля была введена основателем социальной психологии Т. Тарде, который понимал всю совокупность путей, которыми преступник ведет к нормальному поведению. Впоследствии значение этого термина значительно расширилось. Это произошло благодаря исследованиям американских социологов Э. Росса и Р. Парка и многих других.

По мнению Т. Парсонса, социальный контроль - это процесс, посредством которого путем введения санкций противодействует девиант, то есть девиантное поведение и поддерживается социальная стабильность.

Итак, социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы (общества в целом, социальной группы и т. д.), обеспечивающий посредством нормативного регулирования целевое воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие. в интересах укрепления порядка и стабильности.

Основной целью общественного контроля является поддержание порядка и стабильности в обществе, а также обеспечение общественного воспроизводства (непрерывности) в направлении, соответствующем стратегии развития, выбранной конкретным обществом. Благодаря механизмам социализации, назначения, поощрения, отбора и контроля социальная система сохраняет равновесие.

Социализация касается, прежде всего, личности. Это индивидуальный процесс. Но это всегда происходит под пристальным взглядом общества, окружающих его людей. Они не только обучают человека, но и контролируют правильность выученных моделей поведения. Если контроль осуществляется отдельным лицом, то он носит индивидуальный характер, а если всем коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, он приобретает социальный характер и называется социальным контролем.

Социализация, формирующая наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов общественного контроля и установления порядка в обществе.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и является особым механизмом поддержания общественного порядка и включает два основных элемента - нормы и санкции (см. Табл. 1).

Социальные нормы - это рецепты того, как правильно вести себя в обществе. Чаще всего нормы представляют собой устоявшиеся модели, стандарты правильного поведения с точки зрения как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Нормы связывают (объединяют) людей в единое сообщество, коллектив.

Нормы выполняют регулирующую функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. В любом случае социальная норма выступает как социальный феномен, независимый от индивидуальных вариаций. Большинство социальных норм - неписаные правила.

Социальные нормы имеют четко определенные характеристики и признаки.

Во-первых, это действительно. Правила не могут применяться только к одному или нескольким членам группы или общества, не влияя на поведение большинства.

Вторым признаком норм является возможность применения группой или обществом санкций - вознаграждений или наказаний, одобрения или осуждения.

Третий признак нормы - наличие субъективной стороны, проявляется в двух аспектах: во-первых, человек имеет право решать для себя, принимает ли он или не принимает нормы группы или общества, независимо от того, принимает ли он выполнит их, и если да, то какие; во-вторых, сам индивид ожидает от других людей определенного поведения, соответствующего той или иной норме.

Четвертый признак социальных норм - взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимозависимы, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей.

Пятый знак или особенность норм - это масштаб. Нормы варьируются в зависимости от реальных социальных и групповых. На самом деле социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют такие формы общественного контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д. Действие групповых норм ограничено рамками конкретной группы и определяется тем, как оно действует. принято вести себя (нравы, нравы, групповые и индивидуальные привычки). Существуют нормы, которые являются универсальными по масштабу, и их можно отнести к социальным и групповым (табу).

Все процедуры, с помощью которых поведение человека приводится в норму социальной группы, называются санкциями.

Санкции охранники. Социальные санкции представляют собой обширную систему вознаграждений за выполнение норм или наказаний за их отклонение (то есть отклонения), которые побуждают людей соблюдать социальные нормы. Эта мера влияния является наиболее важным средством социального контроля.

Социальные нормы выполняют важные функции:

  • Регулирование общего курса социализации;
  • Интеграция отдельных лиц в группы и групп в общество;
  • Контроль девиантного (девиантного) поведения;
  • Образец поведения.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их выполнение. Нарушение определенных норм сопровождается очень слабым наказанием - неодобрение, ухмылка, недружественный взгляд. За нарушение других норм следуют очень строгие санкции - выдворение из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Нарушение табу и правовых законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны) наказывается самым суровым образом, и это мягче всего - определенные типы групповых привычек, в частности семейные привычки (например, отказ от выключения света или закройте переднюю дверь). Однако существуют групповые привычки, которые очень высоко ценятся и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает в себя мотивы, цели, ориентацию субъектов действия, само действие, ожидания, оценки и средства.

Существует четыре вида санкций:

  1. Официальные положительные санкции - публичное одобрение официальными организациями, документально подтвержденные подписями и печатями. К ним относятся, например, присуждение орденов, званий, призов, прием на высокие посты и т. д.
  2. Неформальные позитивные санкции - общественное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.
  3. Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и т. д. Это арест, тюремное заключение, отлучение, штраф и т. д.
  4. Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законом, - издевательство, порицание, запись, пренебрежение, роспуск слухов, газетный фельетон, клевета и т. д.

Функции общественного контроля и его форма

По мнению А.И. Кравченко важную роль в укреплении институтов общества играет механизм общественного контроля. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, устанавливающая и стандартизирующая поведение людей, делающая его предсказуемым, включены как в социальный институт, так и в социальный контроль. «Социальный контроль является одним из наиболее широко принятых понятий в социологии. Он обозначает самые разнообразные средства, которые любое общество использует, чтобы обуздать своих непослушных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшая группа людей, которые случайно соберутся, будут иметь разработать собственные механизмы контроля, чтобы не распадаться как можно скорее».

Таким образом, А.И. Кравченко выделяет следующие функции, которые социальный контроль выполняет по отношению к обществу:

  • Защитная функция;
  • Стабилизирующая функция.

По словам Т. Парсонса, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать несоответствия между социальными ожиданиями и фактическим поведением людей.

Фактически эта важнейшая социальная функция, которую выполняет институт контроля в обществе, разделена на три отдельные социальные функции:

  1. Нормативный - контроль является важнейшим фактором социального регулирования на всех уровнях общества;
  2. Защитно-общественный контроль служит для сохранения ценностей, существующих в обществе и принятых им, и прекращения попыток посягать на эти ценности. Это, конечно, ценности, которые важны для современного общества: человеческая жизнь, собственность, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, личные свободы и права, установленная политическая система, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет передавать социальный опыт из поколения в поколение.
  3. Стабилизация - социальный контроль, организация поведенческих ожиданий, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Наиболее важными методами социального контроля являются профилактика, удержание, изоляция, изоляция и реабилитация.

Под формами социального контроля понимаются разнообразные способы регулирования человеческой жизни в обществе, которые обусловлены различными социальными (групповыми) процессами и связаны с интегральными психологическими характеристиками больших и малых социальных групп. Формы социального контроля предопределяют переход внешнего социального регулирования к внутриличностному.

Однако не все формы общественного контроля входят во внутренний план деятельности. Некоторые остаются внешними по отношению к конкретному человеку. Но другие являются результатом интернализованных норм, которые имеют явный признак субъективности, таких как манеры или привычки. Существует много форм общественного контроля. Наиболее распространенными являются: законы, табу, обычаи, традиции, мораль, нравы, привычки и т. д.

Право - это совокупность нормативных актов, которые имеют юридическую силу и регулируют формальные отношения людей на всей территории государства.

Табу включает в себя систему запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. В широком смысле социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, знакомые большинству способы поведения людей, которые являются обычными в данном обществе - обычаи.

Под традициями понимаются такие обычаи, которые, во-первых, исторически сложились в связи с культурой данной этнической группы; во-вторых, передается из поколения в поколение; в-третьих, определяется менталитет (духовный склад) людей. Существуют особые обычаи, которые имеют моральное значение и связаны с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе - мораль.

Совесть - это особое, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По мнению В. Даля, совесть - это моральное сознание, моральный инстинкт или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором одобрено или осуждено каждое действие; чувство, которое поощряет правду и добро, отвращает от лжи и зла; непроизвольная любовь добра и правды.

В отличие от морали нравы связаны с определенными группами социального расслоения.

Манеры включают в себя совокупность привычек поведения конкретного человека или определенной социальной группы.

Привычка - это бессознательное действие, которое повторяется в жизни человека столько раз, что оно приобретает ароматный характер.

Особой формой общественного контроля является этикет. Этикет - это установленный порядок поведения, формы обхода или набор правил поведения, связанных с внешним проявлением отношения к людям. Поскольку этикет выступает как неотъемлемая часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регулирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгого регулирования до относительно свободного. Они стараются придерживаться этой формы контроля, чтобы соответствовать требованиям группы.

Перечень форм общественного контроля можно продолжить. Однако даже на основе анализа вышеуказанных форм можно сделать несколько выводов.

Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Действия человека не могут быть правильно поняты, если факторы социального контроля исключены из анализа особенностей его поведения.

Во-вторых, социальный контроль не всегда признается индивидом из-за процессов и результатов интернализации. Следует иметь в виду, что влияние социального контроля особенно заметно в процессах изменения интегральных психологических характеристик социальных групп: общественного мнения и психологического климата.

В-третьих, социальный контроль является очень сложным и противоречивым процессом, который имеет свою динамику и зависит от многих причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

Социальный контроль в практике предотвращения отклонений

Механизмы действия общественного контроля

Социальные нормы сами по себе ничего не контролируют. Поведение людей контролируется другими людьми на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение стандартов, а также применение санкций делают наше поведение предсказуемым.

Таким образом, нормы и санкции объединены в одно целое. Если норма не имеет санкции, сопровождающей ее, то она перестает регулировать реальное поведение. Это становится лозунгом, призывом, призывом, но он перестает быть элементом общественного контроля.

Социальный контроль является наиболее эффективным инструментом, с помощью которого мощные социальные институты организуют жизнь простых граждан. Инструменты, или в этом случае методы социального контроля, очень разнообразны; они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в которой они используются. Они варьируются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия и экономического принуждения. Не обязательно, чтобы контрольные механизмы были направлены на устранение нежелательного человека и стимулирование лояльности других. Чаще всего «изоляция» подвергается не самому человеку, а его действиям, заявлениям, отношениям с другими людьми.

Различают два типа социального контроля:

  1. внутренний контроль или самоконтроль
  2. внешнее управление

Применение социальных санкций в некоторых случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других - нет. Если применение санкций осуществляется самим лицом, направлено на него и происходит внутри, то эту форму контроля следует считать самоконтролем.

Существует также самоконтроль, который также называется внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Совесть - это проявление внутреннего контроля.

Самоконтроль означает сдерживание природных элементов, он основан на волевых усилиях. Около 70% общественного контроля осуществляется через самоконтроль.

Чем выше самоконтроль развивается среди членов общества, тем меньше это общество вынуждено прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше людей развили самоконтроль, тем чаще должны действовать институты общественного контроля, в частности, армия, суды и государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Социальный контроль может быть общим и подробным.

При общем контроле отслеживается только конечный результат и ничего более.

Благодаря детальному контролю свобода действий чрезвычайно мала.

Контроль является неотъемлемой частью управления и частью очень важной, поэтому, в зависимости от типа контроля, само управление также изменится. Часть, если она важна, определяет природу целого. Таким образом, методы контроля влияют на стиль управления, который может быть авторитарным и демократичным.

В отличие от самоконтроля, внешний контроль представляет собой совокупность институтов и механизмов, которые гарантируют соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он делится на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении официальными властями и администрацией. Он действует по всей стране, основан на письменных нормах - законах, указах, инструкциях, указах. Осуществляют свое образование, государство, партии, СМИ. Это может быть выговор, понижение в должности и т. д.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи или средства массовой информации. Агенты неформального контроля - семья, клан, религия - важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Чрезвычайно эффективные и в то же время очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешки, сплетни и презрение, постоянно действуют в компактных первичных группах, чтобы обуздать реальных и потенциальных уклонистов. Издевательства и сплетни являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от формальных методов контроля, таких как выговоры или понижение в должности, неформальные методы доступны почти каждому. Любой нелепый человек, имеющий доступ к каналам их передачи, может манипулировать насмешками и сплетнями.

Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе это неэффективно. Поэтому он называется локальным (local). Напротив, формальный контроль применяется по всей стране. Он глобальный.

Осуществляется особыми людьми - агентами формального контроля. Это лица, прошедшие специальную подготовку и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций.

Если в традиционном обществе общественный контроль опирался на неписаные правила, то в его современной основе действуют письменные нормы: инструкции, указы, указы, законы. Общественный контроль получил институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, промышленность, СМИ, политические партии и правительство. Школа контролирует благодаря экзаменам, правительству через налоговую систему и социальную помощь населению. Государственный контроль осуществляется через полицию, спецслужбы, государственные каналы радио, телевидения и печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления общественного контроля. К ним относятся Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Депутаты различных уровней также наделены контрольными функциями. Помимо органов государственного контроля в России все более важную роль играют различные общественные организации, например, в сфере защиты прав потребителей, в мониторинге трудовых отношений, состоянии окружающей среды и т. д.

Детальный (мелкий) контроль, в котором лидер вмешивается в каждое действие, исправляет, подтягивает и т. д., называется наблюдением. Надзор осуществляется не только на микроуровне, но и на макроуровне общества. Государство становится его субъектом и превращается в специализированное государственное учреждение.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на: жесткие, мягкие, прямые и косвенные.

Практики социального контроля и его деформации

Используя классификацию П. Бергера, мы рассмотрим некоторые аспекты влияния субъектов общественного контроля.

В Тюменской области было проведено социологическое исследование «Диагностика социального благополучия»; Опрос проводился в два этапа в 2005-2006 гг. На первом этапе респонденты были жителями города Тюмени и юга Тюменской области; на втором этапе опрос проводился в автономных округах Тюменской области - Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Объем выборки составил 1269 человек, из которых: мужчины - 672 человека (52,96%), женщины - 597 человек (47,24%). Многоступенчатая выборка, учитывающая количество как постоянных жителей территории, так и прибывших на север Тюменской области для работы вахтовым методом. Выбор квоты проводился по полу, возрасту, образованию, социальному статусу. По показателю «место жительства» выделяются четыре категории населенных пунктов: большой город с населением от 500 тысяч человек и более, средний город - 100–500 тысяч человек, маленький город - до 100 тысяч человек и деревня).

Согласно концепции П. Бергера, существует несколько «кругов» (актеров, актеров, - И.Г.) социального контроля: политическая и правовая сфера, социальные нормы (мораль, обычаи, нравы), профессиональная среда, семья и личная жизнь. Несомненно, самым могущественным является «первый круг» - государство, которое ради защиты общественного мира и поддержания порядка заставляет граждан подчиняться законам, нормам и правилам. Правоохранительные органы занимают исключительное место в социальном механизме осуществления власти, именно в своей деятельности они следят за соблюдением (или несоблюдением) норм общественного поведения и, соответственно, санкций.

Но, как показало исследование, именно искажение нормативности в действиях органов внутренних дел (иными словами, деформация общественного контроля) во многом определяет негативное мнение респондентов о тех «элитах», которые фактически сегодня управляют от имени государства. Если деятельность органов власти отождествляется с реализацией интересов криминальных структур, могут ли они выступать в качестве субъекта общественного контроля в глазах граждан? Человек не находит для себя критериев отождествления с таким обществом, отсюда и недоверие к институтам власти вообще и региональным (местным) в частности (табл. 4). Верховенство права, права признаются наименее защищенными категориями граждан, остальные полагаются на возможность самореализации как в рамках закона, так и вне его, что, в свою очередь, подразумевает допустимость девиантного поведения для себя.

Очевидно, что респонденты опирались на собственный опыт общения с сотрудниками милиции, поэтому было бы целесообразно определить, с какими группами и по какой причине они контактировали (Таблица 5).

Из таблицы видно, что вымогательство, взяточничество и коррупция сотрудников полиции затрагивают интересы всех категорий граждан (кроме пенсионеров, которые, очевидно, не представляют финансового интереса для коррумпированных чиновников). Эффективность работы ОВД напрямую влияет не только на спокойствие граждан, но и демонстрирует качество правоприменения самими представителями закона. Нет сомнений в том, что «модель правильного (нормального) поведения», которую персонифицирует полиция, не только не выдерживает критики, но также стимулирует и подталкивает граждан к отклонениям. На рисунке проиллюстрировано мнение населения о недостатках в работе полиции. На 20-м Международном Балтийском Криминологическом Семинаре (Санкт-Петербург, 29 июня - 01 июля 2007 г.) были опубликованы данные, которые также свидетельствуют о деформации этого «круга» общественного контроля. Например, в 2006 году в России «исчезло» и «исчезло» 51 тысяча человек, из них 2 тысячи - несовершеннолетние; из 140 миллионов россиян 25 миллионов имеют уголовный опыт, а в печально известной Кондопоге было 300 фактов насилия, по которым заявления в полицию даже не принимались.

Население не защищено от насилия, и автор поддерживает точку зрения Я.И. Гилинский считает, что оценка деятельности правоохранительных органов как субъекта социального контроля должна осуществляться не по таким показателям, как «уровень преступности» и «уровень раскрытия», а по реальной защите населения от преступных посягательств.

«Второй круг» - это социальные нормы поведения (нравственность, обычаи, нравы, традиции и т. д.); «третий круг» - профессиональная (трудовая) среда, занятость, семейная и личная жизнь.

Поведение людей, включая девиантное поведение, определяется их потребностями, которые могут быть удовлетворены различными способами, и выбор этих методов зависит от тех базовых ценностей, которые приняты данной социальной общиной или обществом в целом. Образование и социализация направлены на то, чтобы донести до людей характер поведения и образ жизни, сложившийся в этом сообществе.

Важнейшей основой общественного контроля являются духовные ценности, традиции, накопленные людьми и обществом в ходе исторического развития.

И напрасно идеологи сегодняшних преобразований в России утверждают, что отсутствие духовности и безнравственности, царящие в обществе, являются «неизбежными издержками переходного периода». Неизбежность заключается лишь в том, что пренебрежение духовными ценностями или их замена, искажение, кризис нравственных идеалов приводят к дезориентации поведения, отсутствию контроля, вседозволенности. Так, Макс Вебер когда-то считал, что протестантская этика и мораль лежат в основе успеха западноевропейского капитализма; побежденные немцы черпали силы в традиционных моральных устоях - труде, уважении к старшим; Гюстав Лебон в книге «Психология народов и масс» утверждал, что «... величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности». Мораль должна быть неизменной для данного народа, она становится наследственной и, следовательно, бессознательной, своего рода «социальным инстинктом». Степень признания или отклонения новых норм общественной жизни также зависит от социального опыта и системы ценностных ориентаций.

Известно, что в настоящее время добровольческие отряды для охраны общественного порядка возрождаются, чтобы помочь полиции. В Тюмени впервые в постперестроечные времена люди с красными повязками на рукавах - воины появились в декабре 2004 года. Народные отряды добровольцев (ДНР) были созданы в соответствии с указом губернатора Тюменской области. По данным пресс-службы главы города, на предприятиях, в учреждениях и организациях сформировано 64 отряда, в которых было набрано 974 человека: в Калининском административном округе - 300 комбатантов (23 отряда), в Ленинском - 428 человек (24 отряды), в Центральном округе - 246 комбатантов (17 отрядов). Рабочее время: выходной - воскресенье. Согласно графику три, пять, шесть раз в неделю - дежурные вне зависимости от погоды и официальных выходных дней; зарплата от 500 до 700 руб. в месяц (нельзя назвать высоким), бесплатный проезд не предоставляется. Есть даже чисто женские добровольные отряды, созданные на базе учебных заведений. Солдаты помогают проверять магазины, неблагополучные семьи, места массового пребывания граждан, транспортные средства, выявлять административные правонарушения, захватывать оружие. Уже есть положительные результаты их деятельности. Москва пошла дальше. Мэр Москвы в свое время подписал указ о создании 705 публичных правоохранительных пунктов (ОПОП), участники которых будут следить за соблюдением законности в столице. Документ основан на Законе, принятом Московской городской Думой, и сразу получил неофициальное название «Закон об информаторах». (В стране, которая пережила массовые репрессии, где люди все еще живы, помня, в каких случаях лучше «переключиться на шепот», новшество не может быть принято однозначно). Даже тогда, когда обсуждался закон, москвичи были обеспокоены тем, что якобы «общественники» будет официально разрешено вмешиваться в личную жизнь граждан: контролировать людей, живущих в домах на территории опорному, уведомления новых жильцов и своевременно информировать район офицеры полиции. Правозащитники обеспокоены тем, что структура, созданная приказом «сверху» (и даже оплаченная из городского бюджета), будет стимулировать донос и вымогательство. Люди обеспокоены тем, что этот элемент социального контроля может превратиться в «партнерство» с недобросовестными полицейскими, чтобы «выбить» деньги, например, для не зарегистрировавшихся. Очень важный контроль со стороны профессиональной среды. И нельзя отрицать и пренебрегать советским опытом трудового воспитания и коллективистским менталитетом наших граждан. Но во время реформы социально-экономической сферы нашего общества, сопровождаемой негативными явлениями (ликвидация многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отсутствие существующих общественных организаций, безработица, произвол работодателей, несовершенство трудового законодательства и т. д.) происходила деформация такого типа общественного контроля, а иногда даже его полное отсутствие.

Особо следует отметить семейный круг и личную жизнь человека. И. Най, например, обратил особое внимание на социализирующее влияние семьи на индивида: внутренний контроль (по мнению ученого) формирует у ребенка совесть, которая поддерживается посредством косвенного контроля (уважения, любви к родителям). Если в семье царит доверие, внимание уделяется интересам детей, есть положительные закономерности для размножения - все это позволяет сформировать у ребенка сильное духовное ядро, которое впоследствии может противостоять негативному влиянию со стороны улицы , группа, общество. Разрушение института семьи, свободные формы отношений, которые культивируются в настоящее время, освобождение молодых людей от ответственности, семьи, родительских обязанностей, даже своего рода жертва во имя детей, супруга, пожилых людей, не сможет сформировать иммунитет к негативным формам поведения среди молодого поколения. Кстати, результаты эмпирического исследования И. Най показали обратную связь между контролем в семье и правонарушением детей и подростков. «Третьим кругом» социального контроля девиантных проявлений является (по мнению П. Бергера) и работа специалистов (педагогов, психиатров, врачей, социологов и т. д.), А также специальных школ, интернатов, пансионатов, больниц и т.д.

Понимая широту и актуальность проблемы развития общественного контроля в жизни современного российского общества, в рамках исследования мы можем лишь ограничиться постановкой вопроса, поиском подходов к изучению такого многогранного фактора саморегуляции общественных отношений.

Так, в относительно благополучном регионе, таком как Тюменская область, социологическое исследование выявило тревожные тенденции ухудшения как социального благосостояния населения, так и деформации общественного контроля (на примере мероприятий по охране общественного порядка). тела). Во-первых, это чувство беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне; во-вторых, рост недоверия к правительству на фоне общего экономического и социокультурного кризиса; в-третьих, отсутствие правовой защиты при ухудшении криминальной ситуации; в-четвертых, наличие значительных деформаций в деятельности субъектов общественного контроля, способствующих усилению различных девиантных проявлений.

Вывод:

Изучив основные виды и формы общественного контроля, можно сделать вывод, что характер, система ценностей, привычки и мировоззрение человека полностью определяются обществом, к которому он принадлежит.

Роль и значение общественного контроля заключается, прежде всего, в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры и тем самым играет очень важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы и укреплении общественного порядка.

Социальный контроль направлен на то, чтобы превратить стандарты поведения в определенных ситуациях в привычку, которая не вызывает возражений у социальной группы или всего общества. Основываясь на своей деятельности по общему признанию культуры данного общества или группы, прививая свои ценности и нормы своим членам посредством образования, социальный контроль призван гарантировать, что поведение человека соответствует этим ценностям, нормам и ролям. Но роль социального контроля в предотвращении и подавлении социальных отклонений, особенно девиантного поведения людей и их групп, особенно велика, прямая и очевидная.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения привлекает все больше внимания отечественных социологов. Пути рационального контроля и распространения позитивного поведения активно развиваются. Важной задачей исследователей является также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.

Однако стоит признать, что, несмотря на все усилия социологов, в обществе все еще существует огромное количество нежелательных отклонений, с которыми довольно трудно справиться.

Задача будущего - найти наиболее оптимальные формы контроля за девиантным поведением, чтобы обеспечить счастливую жизнь каждому члену общества.

Рассмотрев социальный контроль как социальный институт, изучив его сущность и формы, можно сделать следующие выводы:

  • Механизмы социального контроля играют решающую роль в укреплении всех институтов общества;
  • В отношении общества социальный контроль выполняет две основные функции: защитную и стабилизирующую.
  • Основной целью общественного контроля является поддержание порядка и стабильности в обществе, а также обеспечение общественного воспроизводства в направлении, соответствующем стратегии развития, выбранной конкретным обществом;
  • Благодаря механизмам социализации, назначения, поощрения, отбора и контроля социальная система поддерживает равновесие.