Понятие и классификация социальных норм

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и структура правоотношения
Основные теории происхождения права
Понятие и виды правовых систем
Юридическая ответственность: понятие и виды


Введение:

В любом обществе существует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее влияние на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их ассоциации, вводят его в те или иные рамки и оптимизируют социальные отношения.

Среди регуляторов принято различать нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Регулирующие регуляторы устанавливают четкую основу для поведения человека, содержат ту же шкалу (стандарт) поведения, то есть норму. Регуляторные регуляторы обеспечивают определенное состояние социальных отношений, в том числе посредством мер социального принуждения. Нормативные регуляторы включают в себя: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (включая деловую практику) и т. д.

Среди ненормативных регуляторов есть ценностные, директивные и информационные. Регулятор стоимости влияет на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т. д. Он является одним из старейших регуляторов. в поведении человека.

Директивный регулятор - это воздействие на социальные процессы посредством директивы, приказа, инструкции. Такой регулятор оказал огромное влияние на жизнь советского общества в период административно-командной системы.

Под информационным регулятором понимается воздействие на социальные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать позитивное или негативное значение определенным действиям и действиям. Влияние регуляторов информации на жизнь общества огромно: они по сути создают стереотипы поведения, по-разному оценивают разные политические и правовые ситуации и т. д.

Другими словами, мы все живем согласно существующим социальным нормам, принятым в обществе, то есть согласно правилам (письменным и не письменным). Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или отклонением.

Определение социальных норм

Во-первых, необходимо определить понятие «социальные нормы».

Социальные нормы - это стандарты производительности и правила поведения, которые ожидаются от члена группы или общества и подкрепляются санкциями. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (социально одобренного) поведения. Нормы - это своего рода идеальные шаблоны (шаблоны), которые определяют, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы регулируют не любые, а наиболее типичные массовые общественные отношения, которые фактически укоренились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, о которых мы упоминали выше, они имеют общие черты:

  1. все они регулируют общественные отношения;
  2. все социальные нормы адресованы людям или их объединениям;
  3. они определяют границы правильного и возможного поведения;
  4. преследовать одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;

В то же время следует отметить, что, несмотря на уровень институционализации неправовых социальных норм (например, корпоративных), который очень близок к закону, они все еще не перешли качественную черту, которая позволила бы тем или иным их разновидностей, которые должны быть охарактеризованы как неотъемлемое институциональное образование внутри страны. ... Именно поэтому необходимо признать обоснованным давно высказанную точку зрения, согласно которой необходимо отличать правовые нормы от всех других, не юридических, например институциональных. 

Все социальные нормы, существующие в данной стране, составляют некое единство. В совокупности они всесторонне влияют на общественную жизнь, ее различные сферы.

Правда, вряд ли целесообразно видеть в совокупности социальных норм данной страны органическую систему, в которой каждая из разновидностей норм имеет значение элемента системы. Тем не менее, многие разновидности социальных норм, в частности корпоративные нормы, нормы-обычаи, «привязаны» к определенным, зачастую весьма отдаленным друг от друга сферам социальной реальности, включены в общественную жизнь в связи с институтами и ценностями. что они выражают и обеспечивают нормативно, - государством, общественными организациями, тем или иным социальным заказом и т. д.

Тем не менее, есть основания говорить о единой системе регулятивного регулирования внутри страны (хотя только о системе, подобной организованному сообществу, а не органической системе). Некоторые разновидности социальных норм, прежде всего, закона и морали, также функционируют в соответствии с законами целостных органических систем.

Однако между этими социальными нормами существуют значительные различия.

Они заключаются в следующем:

  1. Источники формирования норм. Итак, закон исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; например, нормы морали, а также обычаи и традиции создаются обществом, и для того, чтобы они работали, они не должны быть признаны государством.
  2. Форма, в которой облекаются нормы: нормы права существуют только в официальной форме, установленной государством (как правило, в письменной форме - закон, указ, указ), для морали не существует строго фиксированной формы.
  3. Оценки поведения и действий людей. Мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемых и осуждаемых обществом, а право - с точки зрения законных и незаконных, законных и незаконных, наказуемых и безнаказанных.
  4. Характер ответственности за нарушение норм. За нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение моральных норм - общественное порицание.
  5. Объем регулируемых общественных отношений. Нормы морали регулируют гораздо более широкий круг общественных отношений, чем закон. Не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, хотя с точки зрения морали можно оценить любые действия и отношения.

В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права соблюдаются и исполняются добровольно только тогда, когда они имеют моральное обоснование.

Классификация социальных норм

Классификации социальных норм могут быть составлены в соответствии с различными принципами.

Во-первых, в кругу «правящих».

Это нормы, которые возникают и существуют только в небольших группах (молодежные вечеринки, компания друзей, семья, рабочие команды, спортивные команды). Это называется "групповые привычки".

Например, американский социолог Э. Майо, который проводил знаменитые эксперименты Хоторна в 1927–1932 годах, обнаружил нормы, которые старшие товарищи применяли к новичкам, принятым в производственную команду:

  • Не придерживайтесь «друзей» официально,
  • Не говорите своему начальству, что может навредить членам группы,
  • Не общайтесь с властями чаще, чем с «своими»,
  • Не делайте больше продуктов, чем ваши товарищи.

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это называется «общие правила». ... Это обычаи, традиции, обычаи, законы, этикет, поведение. Любая социальная группа имеет свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть молодежные манеры. Есть национальные традиции и обычаи.

Во-вторых, по своему содержанию социальные ценности, которые они опосредуют, нормы можно подразделить на экономические, политические, культурные, эстетические и т. д.

В-третьих, нормы делятся в соответствии с нормативными характеристиками, связанными с уровнем их институционализации, и, следовательно, в соответствии с их соотношением с общественным сознанием социальные нормы можно разделить на четыре устойчивые группы: правовые нормы, моральные нормы (мораль), корпоративные нормы, нормы таможни. Также возможно, кроме того, при определенных социальных условиях формирование вторичных, смешанных нормативных структур, таких как, например, религиозные нормы (о которых речь пойдет ниже), сочетающих в себе черты моральных и корпоративных норм.

В-четвертых, социальные нормы могут быть классифицированы в зависимости от их строгого соблюдения.

Нарушение некоторых норм сопровождается мягким наказанием - неодобрение, улыбка, недружелюбный взгляд.

За нарушение других норм, суровых санкций - лишение свободы, даже смертная казнь.

Некоторая степень непослушания нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуал дипломатического разговора или брака вызывает неловкость, ставит человека в трудное положение. Но это не влечет за собой суровых наказаний.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Использование шпаргалки на экзамене приведет к снижению оценок, а потеря библиотечной книги - к пятикратному штрафу.

Функции социальных норм

Социальные нормы выполняют очень важные функции в обществе:

  • Регулировать общий ход социализации,
  • Объединить людей в группы и группы в обществе,
  • Контролировать девиантное поведение,
  • Служить моделями, стандартами поведения.

Как этого можно добиться с помощью норм? Во-первых, нормы являются также обязанностями одного человека по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться со своими боссами чаще, чем со сверстниками, небольшая группа налагает определенные обязательства на своих членов и ставит их в определенные отношения с боссами и товарищами. Следовательно, нормы образуют сеть социальных отношений в группе, обществе.

Во-вторых, нормы - это тоже ожидания: окружающие ожидают абсолютно однозначного поведения от человека, соблюдающего данную норму. Когда некоторые пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет к ним - слева, происходит организованное взаимодействие. Если правило нарушается, возникают столкновения и путаница. Действие норм еще более очевидно в бизнесе. В принципе это невозможно, если партнеры не соблюдают письменные и неписаные нормы, правила, законы. Поэтому нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает в себя мотивы, цели, направление субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от качества, в котором они проявляются:

  • Как стандарты поведения (обязанности, правила) или
  • Как ожидания поведения (реакция других людей). 

Из всего этого следует, что если человек соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является девиантным, если он не следует никаким правилам, то поведение этого индивида будет девиантным.

Религиозные нормы

Правила поведения, установленные любой религией, представляют собой особый тип социальных норм - религиозных норм, а не компонент морали, закона или каких-либо других социальных систем. Говоря о религиозной норме, следует иметь в виду, что заповедь, правило поведения является лишь одной из ее составных частей. Кроме того, в норму включены указания на священный источник правила поведения и сверхъестественные средства его обеспечения. Библия, Коран, Талмуд и другие «священные» книги характеризуются «рассеиванием» составных частей религиозных норм, отсутствием индивидуальных санкций во многих из них, что приводит к необоснованному определению «стиха». », В которой изложено только правило поведения со всей религиозной нормой.

Религиозные нормы имеют все необходимые характеристики социальной нормы. Взять, к примеру, заповеди библейского декалога, которые в различных сочетаниях упоминаются в Ветхом и Новом Заветах как важнейшая часть «закона Божьего». Это категорический запрет поклоняться нескольким богам и идолам, убивать, прелюбодействовать, красть и желать кого-то другого, лжесвидетельствовать, требование верить в единого Бога, «соблюдать день субботний» и чтить родителей. Все это правила поведения человека, связанные со сферами религиозного поклонения, семьи и других социальных отношений. Заповеди предписывают конкретные действия или воздержание от действий, осуждаемых религией.

Религиозная норма, как и другие социальные нормы, носит общий характер, что проявляется в следующем. Во-первых, религиозная норма выступает в качестве шкалы, модели поведения верующих в конкретной обстановке, в качестве стандарта для определенных отношений. Во-вторых, его инструкции относятся не к конкретному человеку, а к более или менее широкому кругу людей: к последователям той или иной религии (членам церкви, секты, секты) или к какой-либо их части (духовенство, миряне, и т.д.).

Предоставляя конкретные варианты поведения в типичных жизненных ситуациях, религиозные нормы влияют на волю и сознание людей, формируют их социальное поведение и тем самым регулируют соответствующие социальные отношения, проявляющиеся, прежде всего, в действиях или бездействии их участников. Одной из особенностей этих норм является то, что они также регулируют такие отношения, которые находятся вне сферы влияния других социальных норм - отношений, возникающих из практики поклонения.

Религиозные нормы чаще всего носят авторитарный характер и формулируются как команды, которые должны выполняться, несмотря на требования любых других норм, вплоть до прямого запрета следовать последним (например, ограничение обычая кровной мести нормами Ветхий Завет и Ислам). Каждая религия, ссылаясь на волю сверхъестественных сил и существ, требует от своих последователей слепой дисциплины, строгого соблюдения их предписаний. Религиозные нормы должны соблюдаться, несмотря на несоответствие их наставлений взглядам, желаниям верующего.

Религиозные нормы отличаются от моральных, правовых и других социальных норм, прежде всего тем, что они основаны на религиозных, а не каких-либо других идеях и идеях, неразрывно связаны с верой в сверхъестественное. Например, правила, регулирующие порядок совершения магических действий, не могли возникнуть без веры в возможность достижения желаемых человеком результатов посредством его влияния на сверхъестественные свойства реальных объектов или на сверхъестественные связи между объектами. В отсутствие представлений о возможности влияния в том или ином направлении на сверхъестественные свойства связи и существа теряют всякий смысл, как любые культовые действия, так и связанные с ними нормы. То же самое можно сказать и о религиозных запретах. Различные пищевые запреты связаны с магическими представлениями или верой в духов.

Религиозные нормы рассматриваются верующими как повеления сверхъестественных сил или их представителей на земле - верховных слуг культа. В примитивных религиях тотемные предки и духи считались создателями и хранителями религиозных заповедей и запретов. Тогда божества выступают источником религиозных правил поведения и, наконец, в монотеистических религиях, богом. В «священных» книгах различных религий религиозные нормы сформулированы как божественные заповеди. Например, в Библии они называются заповедями, заповедями, законами, законами Бога, подчеркивается их святость. Церковные правила издаются богословами для конкретизации «законов Божьих».

Однако связь между религиозными нормами и религиозными идеями и убеждениями не всегда заметна. Не все религиозные предписания содержат указание на их священное происхождение. В таких случаях наличие этой связи подтверждается особыми средствами обеспечения выполнения религиозных заповедей: угрозой сверхъестественного наказания и обещанием награды от сверхъестественных сил. Осуществление религиозных норм обеспечивается также наказаниями, налагаемыми на нарушителя духовенством (церковное наказание). С появлением государства и права к этому добавляется уголовное наказание за так называемые религиозные преступления, а затем неблагоприятные последствия гражданского права в случаях несоблюдения определенных религиозных норм.

Нормы права

Верховенство права - это отдельная норма поведения, основной элемент государственной правовой системы. Подразделяются на нормы материального и процессуального права; обязательные и диспозитивные нормы. Структура верховенства права - это гипотеза, диспозиция, санкция («если ...», «тогда ...», «и иначе ...»).

Закон, хотя и относится к сфере духовной жизни людей, по своим основным характеристикам является внешне объективированным институциональным социальным регулятором, который способен опосредовать самые разные отношения (если только они поддаются внешнему контролю и обеспечены посредством мер государственного принуждения) и которые с помощью специальных только его присущих средств гарантируют организацию, упорядоченность общественных отношений в условиях цивилизации.

Закон призван воплощать, актуализировать, воплощать в жизнь одну из высших моральных ценностей, которая имеет общечеловеческое значение - справедливость. Неслучайно поэтому категории «закон», «истина», «справедливость» на всех этапах цивилизации рассматривались как нечто единое, неделимое.

Общепринято, что закон является жестким, строгим регулятором, а мораль мягче, не так строга, в большей степени соответствует духовным принципам жизни людей и, следовательно, имеет долгосрочную перспективу своего существования и развития. общество.

При такой оценке морали и права, несомненно, верно, что право действительно характеризуется высшей, так сказать, высшей (для сферы духовной жизни) внешней объективацией, институционализацией и, следовательно, большей ясностью, строгостью и формализацией регулирование, а также тот факт, что в нем сосредоточены жесткие меры государственного воздействия.

Однако если мы рассмотрим мораль и закон более подробно и, в частности, с точки зрения того, насколько органичны для них запреты и разрешения, то такая оценка нуждается в уточнении и довольно значима.

Прежде всего, запреты, содержащиеся в законе (включая большинство запретов, за нарушение которых предусмотрены наиболее жесткие меры государственно-принудительного воздействия - меры уголовной ответственности), «пришли» в него из сложившейся морали. И запреты элементарного, универсального человеческого сообщества (не нарушать личную неприкосновенность тела, не оскорблять человека и т. д.), И запреты на конкретно социальный, часто узкоклассный контент, предназначенный для обеспечения неприкосновенности и защиты Данная система - все это по своему происхождению является требованиями господствующей морали.

Сами по себе жесткие государственно-властные меры воздействия восходят к государству и, строго говоря, прямо не характеризуют правовое содержание правового регулирования, его специфику. Более того, в соответствии с режимом законности они, таким образом, выражены в законе, что таким образом их можно приказать, то есть ограничить его четкими рамками, добиться единообразия в применении, подчинить его единым принципам, строгой процедуре.

С этих позиций вполне разумно видеть нормативно закрепленную справедливость в законе. И нужно думать, что эта характеристика права настолько важна, что при выделении его общих параметров, его силы, самой сути того, что выражается в понятии «правовые принципы» (или «дух закона»). Эту характеристику необходимо ставить в один ряд с другими и рассматривать в праве как феномен цивилизации и культуры не только как выражение высокого порядка и гаранта свободы автономного человека, но и как воплощение один из высших моральных принципов - справедливость.

Характеристика права как морального феномена имеет общее мировоззрение, общетеоретическое значение, призванное дополнить ранее заявленные положения, сформулированные с точки зрения цивилизации и культуры.

В то же время было бы неправильно переводить эти характеристики на оперативный уровень, связанный с практической юриспруденцией. В частности, было бы противоречить духу закона и идее законности, чтобы сделать саму возможность применения правовых норм зависимой от их применения в соответствии с моральными критериями и стандартами. Как правильно отмечено в литературе со ссылкой на Р. Дворкина, «моральные нормы определяют конкретное выражение правовых принципов и в целом относятся к праву лишь постольку, поскольку они неявно присутствуют в юридических текстах, политически внедряемых в правовую систему». В будущем мы вернемся к этому вопросу и, рассмотрев взаимосвязь между законностью и моральными принципами, увидим, что отклонение от общих правил, установленных законом, возможно только в случаях и на основания, которые также установлены законом.

Вывод:

В современных условиях проблема ответственности (особенно позитивной) стоит еще острее, чем когда-либо, поскольку роль индивида в окружающем его мире неизмеримо возросла, расширилась его свобода и одновременно зависимость от внешней социальной и природной среды. Увеличилось количество ситуаций, в которых нет другого контроля над человеком, кроме его собственной совести. Принятие субъектом какого-либо решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

В то же время вопрос об ответственности политических лидеров, государственных деятелей, особенно тех, кто по воле судьбы оказывается у руля власти и рычагов контроля, приобретает сегодня особую актуальность. Своими необдуманными, ошибочными или добровольными действиями и решениями они могут (и причиняют) огромный и непоправимый вред обществу, государству и гражданам. Но, как правило, они не несут за это никакой ответственности - ни моральной, ни политической, не говоря уже о юридической. «Управляя» страной, они уходят в тень и начинают спокойно, «тихо-мирно» писать мемуары о днях своего правления. Тем не менее, некоторые также пишут, находясь «в офисе».

Безответственность и безнаказанность порождают новые злоупотребления и преступления, подрывают закон и порядок, дестабилизируют общество и развращают людей. Даже К. Монтескье заметил: «Изучите причины всей распущенности, и вы увидите, что это связано с безнаказанностью». Звучит очень современно. Правда подтверждается, что есть два надежных способа развратить нацию - не наказывать виновных и наказывать невинных. К сожалению, сегодня они оба в России.