Понятие и характеристика рынка труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Управление инновационной деятельностью на мезоуровне: институциональный аспект

Реформа ООН и задачи РФ в развитии системы сдерживаний и противовесов в качестве гаранта эволюции

Парниковый эффект – природа и возможные последствия

Коммерческая недвижимость в Санкт-Петербурге

 

Введение:

Рынки труда, как и рынки других факторов производства (капитала, земли), являются неотъемлемой частью рыночной экономики. В отличие от других рынков, рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело с конкретным продуктом. 

Рынок труда это система конкурентных отношений между участниками рынка (предпринимателями, рабочими и государством) по вопросам найма и использования работника в общественном производстве.

Рынок труда. Основные положения

Обычно в экономической литературе понятия «рынок труда» и «рынок труда» используются как тождественные. В строго научном плане труд и рабочая сила как понятия не тождественны, а взаимосвязаны. Под рабочей силой понимается потенциальная трудоспособность человека, а под работой целенаправленная человеческая деятельность (или функциональная способность человека к труду). Труд не может осуществляться без трудоспособности, а последняя реализуется в процессе трудовой деятельности. 

Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которому следуют многие иностранные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда это область, где работодатели и работники ведут совместные, коллективные или индивидуальные переговоры о заработной плате и условиях труда. Это определение носит институциональный характер, т. е. фокусируется на трудовых отношениях и механизмах установления цены на рабочую силу. 

Основными характеристиками рынка труда являются предложение рабочей силы, то есть контингент безработных, ищущих работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности национальной экономики в кадрах. Рынок труда может быть открытым и скрытым. 

Открытый рынок труда это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в обучении, переподготовке, а также во всех вакансиях во всех отраслях экономики.

Скрытый рынок труда это люди, которые формально заняты в экономике, но в то же время из-за сокращения производства или изменения его структуры их можно освободить без ущерба для производства.

В зависимости от степени развития рыночных отношений рынок труда может быть частичным (фрагментарным), регулируемым, организованным, теневым (нерегулируемым).

Частичный (фрагментированный) рынок труда предполагает ограниченное влияние фактора спроса и предложения рабочей силы на основе регулирования труда (трудовое законодательство, регулирующее вопросы приема на работу и увольнения работника, условий труда, его оплаты и т. д.).

Регулируемый рынок труда создает правовую основу поведения субъектов, действующих на рынке труда, и предполагает, наряду с законодательным регулированием экономических, социальных и трудовых отношений, развитую систему коллективных договоров как источника нормативного регулирования.

Организованный рынок труда это высшая степень развития рынка труда, которая предполагает, во-первых, развитую инфраструктуру, включающую комплекс организаций и институтов, обеспечивающих функционирование рынка труда; во-вторых, тесное взаимодействие политики занятости с другими сферами социально-экономической и технической политики (научно-технической политикой, политикой структурных изменений в экономике, в сфере образования, пенсионного обеспечения, семейной политики и т. д.). 

Теневой (нерегулируемый) рынок труда включает нерегулируемые формы занятости, проявляющиеся в уклонении от уплаты налогов и статистических данных, несоблюдении трудового законодательства и коллективных договоров, а также с широким спектром видов работ: нелегальная работа, неполная занятость, контракты и т. д. надомная работа, кооперативы и т. д., но только если они не контролируются государственными органами и профсоюзами.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Рынок труда включает не только сферу обмена (купли-продажи) рабочей силы, но и сферу воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессионального обучения и т. д.) и сферу использования рабочей силы (рыночные механизмы кадровых ресурсов). управление в производстве). Составными элементами рынка труда являются люди, которые выступают в качестве носителей рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и т. д. эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степени трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. 

Принципиальное отличие труда от всех других видов производственных ресурсов состоит в том, что это форма жизни человека, реализация его жизненных целей и интересов. Вот почему цена труда это не просто цена ресурса, а цена уровня жизни, социального престижа и благосостояния работника и его семьи. 

В зависимости от контингента работников определенных профессий и должностей в определенных отраслях или секторах экономики развивается так называемая сегментация рынка труда, под которой понимается разделение рынка на отдельные сектора-сегменты на основе различий в потребности, характеристики или поведение работников. В то же время существует разделение предложения труда и спроса на него на группы, которые объединяют набор людей, одинаково реагирующих на одинаковые стимулы к трудоустройству. 

Разные уровни гарантий занятости для разных категорий работников привели к формированию так называемого двойного рынка труда, который предполагает разделение работников на тех, у кого есть надежные гарантии занятости, высокая заработная плата, социальные льготы, другими словами, высокое качество. трудовой жизни и тех, у кого слабая гарантия занятости. Двойной рынок труда может существовать как в экономике в целом, так и в отдельных отраслях и предприятиях, разделяя всех занятых на первичный и вторичный рынки труда. 

Существует множество факторов, в результате которых происходят постоянные увольнения сотрудников с огромного количества предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение сотрудников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В процессе такого вытеснения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в трудоустройстве различной продолжительности. Следовательно, в любой данный момент времени некоторая часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Здесь труд, как и любой другой товар, обращается в качестве объекта торговли. В сфере обращения продавец этого продукта постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта область называется оборотным рынком труда, где начинается ее купля-продажа. 

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества, когда труд является важнейшим источником дохода и благосостояния. С экономической точки зрения труд важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяются основные функции рынка труда. 

Социальная функция обеспечение нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.

Экономическая функция рынка труда это рациональное привлечение, размещение, регулирование и использование рабочей силы, что позволяет выделить размещение и выборочные функции.

Функция трудоустройства это размещение рабочей силы на основе спроса и в соответствии с ним. Эта функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному распределению рабочей силы на отдельных предприятиях, отраслях и регионах. Формирование такой распределительной сети является основой регулирования рынка труда на всех уровнях государственного управления. Чем совершеннее система рынка труда, чем эффективнее методы достижения основных целей управления, тем заметнее проявление функции трудоустройства. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда . В основном эта функция проявляется на региональном и макрорегиональном уровнях. 

Селективная функция заключается в выборе рабочей силы на основе спроса и предложения, а также на основе профессиональных и квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее ярко эта функция проявляется на микроэкономическом уровне. 

Рынок труда также выполняет стимулирующую функцию, способствуя развитию конкуренции между его участниками, повышению интереса к высокоэффективной работе, повышению квалификации и смене профессии.

Классификация рынка труда

Классификация рынков труда основана на множестве критериев.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно выделить (применительно к федеральному типу государственного строительства и административного деления России) федеральный, республиканский, региональный, региональный, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов (таких как Москва, Санкт-Петербург и др.). На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов (Европы, Латинской Америки, Центральной Азия, страны СНГ). 

В условиях разнообразия форм собственности, разного уровня развития отдельных регионов, особых условий занятости в мегаполисах и моноиндустриальных городах в рамках национального рынка труда могут существовать различные региональные модели. Таким образом, рынок труда в крупных промышленных центрах с развитой инфраструктурой может успешно функционировать в открытом режиме: уволенные с одного предприятия работники имеют широкий выбор трудоустройства; период безработицы для этих лиц, как правило, непродолжительный. Другое дело на территориях, где действует одна крупная организация, на которой работает подавляющее большинство трудоспособного населения этой территории. Спад производства или его остановка в этом случае имеют тяжелые последствия для жителей региона. В сельской местности с перерабатывающей промышленностью, в регионах с сезонной производительностью рынки труда также имеют свои особенности. 

В этой связи можно сказать, что региональное структурирование рынка труда является важным компонентом политики занятости. Другой важный вид структурирования рынка труда это демографическое и профессиональное структурирование определенных категорий и групп трудоспособного населения. 

Рынки труда молодежи, женщин, людей с ограниченными возможностями, пожилых работников различаются по демографическим характеристикам, разной степени мобильности рабочей силы, разным уровням трудоспособности и активности на рынке труда и другим характеристикам.

К профессиональным рынкам труда относятся: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т. д. на профессиональных рынках труда рабочих объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки организаций, в которых они работают. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т. д. 

Структурирование рынка труда по различным критериям позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.

По критерию временных параметров выделяют перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.

По степени эластичности гибкие и жесткие рынки труда. Гибкий рынок труда это комплекс мер социально-экономического, производственного и правового характера для быстрой адаптации деятельности организаций к меняющимся экономическим условиям. 

Гибкость рынка труда включает несколько основных аспектов: территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы; гибкость затрат на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении человеческими ресурсами на уровне предприятия (прием на работу, ротация, сокращение, увольнение); гибкость в регулировании рабочего времени. 

В общей численности населения выделяются две большие группы: люди, способные и неспособные работать по найму.

Сегодня в развитых странах 90-95% всех занятых это наемные работники. Западные исследователи условно делят всех работников на две основные группы:

  1. традиционная (постоянная, стабильная, постоянная, долгосрочная) рабочая сила, для которой характерна постоянная занятость в течение полной рабочей недели (около 40 часов); 
  2. гибкая (нерегулярная, нестабильная, периферийная) рабочая сила. В настоящее время в развитых странах увеличение гибкой рабочей силы является долгосрочной устойчивой тенденцией, важным индикатором изменений в структуре наемного труда. 

По критерию соотношения спроса и предложения рабочей силы равновесные (сбалансированные), дефицитные (спрос превышает предложение) и избыточные (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти типы рынков труда могут относиться к региональному, профессиональному, интегрированному рынку труда. 

По поэтапному критерию выделяют развивающийся рынок, переходный рынок, зрелый (или развитый) рынок труда.

По критерию социальной группы различают рынки в основном физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (наемные работники), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т. д. в пределах этих социальных групп рынки труда для квалификации различаются. Таким образом, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, низкоквалифицированные и неквалифицированные группы. Сегментация рынка труда динамична и противоречива. 

Работа определенной специальности, профессии проходит различные стадии жизненного цикла: от зарождения до угасания, отмирания. На этапе возникновения и расширения сферы применения этой профессии востребованность в ней растет, а затем снижается. Продолжительность каждого этапа определяется жизненным циклом технологического процесса и технологии, вызвавшей появление данной профессии. 

При всей схожести в развитии экономики и социальной сферы стран-лидеров политика занятости в любой из них привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие можно свести к двум основным типам внешний, или иначе его называют профессиональным, и внутренний рынок труда. 

Составляющими формирования модели рынка труда являются системы профессионального обучения, методы повышения профессионально-квалификационного уровня, практика продвижения сотрудников и заполнения вакансий, особенности регулирования кадровой политики организаций на основе коллективных договоров. Каждая модель рынка труда имеет свои системы производственных отношений. 

Внешний рынок труда предполагает географическую и профессиональную мобильность рабочей силы между организациями. В рамках такого рынка предприятия комплектуются извне, отбирают готовых работников, рассчитывая на их обучение извне, в том числе на других предприятиях; основная форма обучения ученичество. 

Внутренний рынок труда основан на профессиональном движении сотрудников внутри организации. Профессии работников, закрытые внутренним рынком труда, труднее использовать в других организациях, так как они имеют специфический характер, присущий данной организации. Кроме того, система трудовых отношений на внутреннем рынке труда, где и гарантия занятости, и материальное положение работника (уровень заработной платы, размер социальных пособий и льгот) зависят от стажа работы на данном предприятии, не позволяют работнику переходить на другую работу. другим организациям. 

Механизм рынка труда

Механизм рынка труда основан на ценовых принципах увязки и согласования социально различных интересов различных групп работодателей и населения трудоспособного возраста, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Взаимодействие между спросом на рабочую силу и ее предложением зависит от конкретной экономической и социально-политической ситуации, динамики цен на рабочую силу (заработной платы) и уровня реальных доходов населения. 

Кривая предложения труда на рисунке направлена ​​вверх, потому что рабочие готовы жертвовать свободным временем и работать больше, когда растет заработная плата, т. е. предложение труда растет (при прочих равных). Эта зависимость выражает действие закона предложения рабочей силы. 

Кривая спроса на рабочую силу, напротив, направлена ​​вниз, так как с увеличением издержек производства за счет увеличения заработной платы (при прочих равных) стоимость продукции, созданной за счет дополнительных затрат труда, увеличивается, а прибыль уменьшается. Работодателям такая ситуация невыгодна, и они сокращают количество работников. 

Из рисунка видно, что спрос на рабочую силу со стороны работодателей и, соответственно, занятость растут по мере снижения реальной заработной платы (цены на рабочую силу), а предложение рабочей силы увеличивается по мере роста реальной заработной платы. В точке пересечения этих кривых спрос и предложение труда совпадают, и на рынке труда возникает равновесная ситуация, то есть устанавливается цена труда, при которой планы покупателей и продавцов совпадают, это равновесная цена труд (или заработная плата). Когда цена труда равна W 0, работодатели имеют возможность заполнить все доступные рабочие места, и все работники, которые хотят получить работу, находят ее. Если под действием каких-либо факторов цена труда становится равной 

Рыночное предложение рабочей силы для определенного типа рабочей силы при данной заработной плате представляет собой сумму объемов предложения всех рабочих. Общее предложение рабочей силы в экономике зависит от количества работников, готовых продавать рабочую силу работодателям. Количество таких работников зависит от рождаемости, смертности и миграции населения, физической способности быть продуктивным работником, наличия других источников средств к существованию (кроме заработной платы), личного выбора между работой и отдыхом, альтернативной стоимости наемный труд. Прочие средства к существованию включают пенсии, пособия, субсидии, проценты, полученные на вложенный капитал, дивиденды и любой другой доход, не требующий прямой занятости. 

Предложение рабочей силы также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве их способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а потому, как и спрос, зависит от размера заработной платы. Но здесь зависимость другая. Кривая предложения труда SL имеет положительный наклон: с увеличением общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Индивидуальное предложение рабочей силы в рыночной экономике основано на выборе между досугом (времяпрепровождение, не связанное с платной работой) и работой с учетом двух ограничений: количества часов в день (которое должно распределяться между досугом и работой). работы) и размер заработной платы. 

При изменении последнего на выбор сотрудника влияют эффект дохода и эффект замещения. Эти эффекты появляются, когда мы хотим выяснить, как повышение заработной платы повлияет на предложение труда определенной группы рабочих или отдельного человека. Однако не будем спешить с выводами, в игру вступает эффект замещения и эффект дохода. 

Объясняется это тем, что при повышении заработной платы каждый час свободного времени воспринимается работником как увеличенный убыток, а точнее упущенная выгода. Это преимущество может быть реализовано путем превращения свободного времени в рабочее, отсюда и желание заменить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг заменяется набором товаров и услуг, которые работник может приобрести с повышенной заработной платой. 

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится заметным, когда работник достигает определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда решаются проблемы с хлебом насущным, меняется и наше отношение к свободному времени. Она перестает казаться вычетом из заработной платы, но появляется как поле удовольствия и радости, тем более что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логично, что появляется желание не только покупать больше товаров, но и иметь больше свободного времени. А сделать это можно только за счет сокращения предложения рабочей силы, покупки свободного времени не за наличные, а за деньги, которые можно было бы получить, отказавшись от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривой LS точки I эффект дохода становится преобладающим, что выражается в уменьшении предложения рабочей силы при повышении заработной платы и практически в желании работника перейти на более короткий рабочий день или неделю, получать дополнительные прибыльные дни и каникулы (в том числе на «Свой счет»). Преобладание эффекта замещения или эффекта дохода при заданном уровне заработной платы зависит как от общей экономической ситуации, так и от самого работника, который принимает самостоятельное решение в соответствии со своими предпочтениями и интересами. 

Спрос и предложение на рабочую силу, а также их эластичность изменяются под воздействием ряда факторов:

  1. Генеральный;
  2. Определение эластичности.

Спрос на рабочую силу:

  • уровень заработной платы;
  • производительность труда;
  • спрос на товары, производимые этим видом труда;
  • возраст работника;
  • замена сваи другим фактором производства;
  • количество работодателей;
  • расширение производства на отдельных предприятиях;
  • эластичность товаров, произведенных этим трудом;
  • легкость замены труда другим фактором производства;
  • эластичность предложения дополнительных факторов;
  • эластичность предложения факторов-заменителей;
  • доля затрат на заработную плату в общих производственных затратах;
  • фактор времени.

Предложение рабочей силы:

  • количество квалифицированных сотрудников;
  • условия труда (статус, престиж, социальная защищенность);
  • уровень оплаты труда и условия труда на альтернативных рабочих местах;
  • уровень жизни работника;
  • изменение демографической ситуации в стране;
  • расходы, связанные со сменой места работы;
  • деятельность профсоюзов;
  • государственное регулирование I на рынке труда;
  • фактор времени.

Равновесие на рынке труда

Пересечение кривых спроса на рабочую силу и ее предложения (когда графики накладываются друг на друга) характеризует равновесие на рынке труда и установление равновесной ставки реальной заработной платы и равновесного уровня занятости.

Все предприниматели, желающие платить равновесную заработную плату, находят на рынке труда необходимое им количество работников, и их платежеспособный спрос на рабочую силу полностью удовлетворяется. Рабочие, которые готовы предложить рабочую силу по равновесной цене, полностью заняты. Таким образом, считается, что точка пересечения определяет положение полной занятости. 

Понятие и характеристика рынка труда

Поскольку заработная плата, превышающая свой равновесный уровень, не может сохраняться в течение длительного времени (спрос на рабочую силу со стороны работодателя уменьшается), то заработная плата снижается до равновесной и ниже в результате избыточного предложения рабочей силы. Затем начинается обратный процесс, возвращающий заработную плату к равновесному уровню и выше. Неустойчивый характер достижения равновесия на рынке труда указывает на то, что обе ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) не могут быть стабильными, они подлежат корректировке рыночными механизмами в направлении восстановления полной занятости. 

Наличие стабильной безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентоспособных факторов, которые способствуют устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести государство, законодательно регулирующее рынок труда путем установления всех форм собственности, механизм индексации доходов, механизм социальной защиты населения, программы социальной политики и др. 

Другой фактор деятельность профсоюзов, усилия которых направлены на противодействие падению спроса на рабочую силу, на искусственное ограничение предложения рабочей силы. Через систему заключения генеральных договоров и коллективных договоров профсоюзы заставляют работодателей соглашаться на более высокие условия оплаты труда членов профсоюзов. Практика заключения договоров по образцу, когда договор, заключенный с одной фирмой, используется как стандарт при переговорах с другой. 

Роль государства на рынке труда

Одна из фундаментальных проблем государственного управления проблема регулирования труда. В 1990-е годы интерес к изучению проблем в сфере занятости, во-первых, значительно возрос как среди теоретиков, так и среди практиков, а во-вторых, он стал основываться на новых концептуальных подходах и учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой. 

С момента создания этого политического института государство делало, делает и, несомненно, будет. Выполнять, пока само учреждение, определенные экономические функции. Важнейшим из них является разработка и закрепление определенных «рамочных правил игры» и предоставление гарантий выполнения договорных юридических обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, в том числе рынка труда (рынка труда). 

Отказавшись в процессе перехода к новым формам хозяйствования от тотальной национализации, от плановой системы распределения, государство, особенно если оно провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда не ослабляло свои регулирующие функции.

Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определяется ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: 

  • Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, производительную и свободно выбранную занятость;
  • Государственная политика в области содействия занятости населения направлена ​​на реализацию разнообразных элементов социально-экономических условий для рационального и производительного использования имеющегося трудового потенциала общества. 

В целях содействия полной, производительной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

  • разработка мер финансовой, кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самозанятости, поощрение использования гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и сохранению развитие системы рабочих мест; 
  • правовое регулирование в сфере занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разработка и реализация федеральных и региональных программ содействия занятости населения;
  • создание государственной службы занятости населения.

Конкретные меры, составляющие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей для всех граждан России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в России. осуществление права на добровольный труд и свободный выбор работы. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие; поддержка трудовой и деловой инициативы граждан, осуществляемая в рамках правового государства; содействие развитию способностей к продуктивной творческой работе. 

В соответствии с принятой нормативно-правовой базой регулирования ситуации на рынке труда он призван обеспечить:

  • социальная защита в сфере занятости населения;
  • проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в особой защите и испытывающих трудности с трудоустройством.

К этим лицам относятся: инвалиды; граждане, имеющие родственников, которые по заключению уполномоченного органа нуждаются в постоянном уходе, помощи или присмотре; молодые люди без профессии, впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления совершеннолетия имеют право выйти на пенсию по старости); беженцы и внутренне перемещенные лица; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; дети-инвалиды; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате Чернобыльской и других радиационных аварий (катастроф); лица, освобожденные из мест лишения свободы. 

На государственные органы по труду и занятости также возложены предотвращение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, которые сохраняют существующие и создают новые рабочие места для граждан, особенно нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы. 

Как видно из вышеизложенного, регулирование процессов на рынке труда государством в соответствии с действующим законодательством направлено, прежде всего, на содействие занятости и предотвращение или сокращение безработицы. И это вполне законно и справедливо. Однако следует признать, что меры государства принимаются в экстремальной ситуации (в случае массового освобождения, в случае трудностей, с которыми сталкиваются граждане при трудоустройстве). 

Между тем обеспечение эффективного использования человеческих ресурсов и человеческих ресурсов общества в меньшей степени является сферой влияния государственных федеральных и региональных структур. Проблемы эффективного трудоустройства, прежде всего, компетенция работодателей; за государством должны быть сохранены функции регулирования общих правил и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства. Однако в переходный период к рыночным формам бизнеса, когда не все законы были разработаны или приведены в соответствие с новыми условиями, работодатели могут игнорировать некоторые положения законов и постановлений.

Следовательно, государство должно: 

  • контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
  • поддерживать необходимый уровень заработной платы в соответствии с затратами на воспроизводство рабочей силы и положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией;
  • обеспечить условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления коллективно-договорных процессов координации и регулирования социально-трудовых отношений.

Заключение

Государство правомочно влиять на работодателей, если они нарушают трудовые договоры, ущемляют экономические и социальные интересы работников, приводя к социальной напряженности и конфликтам, предотвращение и разрешение которых является прямой обязанностью государства и его исполнительных органов.

Задача защиты внутреннего рынка России и восстановления экономических связей со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), которые были сильно ослаблены в последние годы, и формирование единого экономического пространства на территории стран СНГ, срочно. Здесь роль органов государственной власти и исполнительной власти неоспорима.

Эти органы также несут необходимость разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в новых рыночных условиях, обеспечивающих справедливую оплату труда в соответствии с его количеством и качеством, эффективностью и одновременно повышая ответственность работников и работодателей всех форм права собственности для исполнения договорных обязательств.