Понятие функций государства и их классификация

Предмет: Правоведению
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по правоведению

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и признаки государства
Понятие государства, его сущность и социальное назначение
Внутренние и внешние функции государства
Формационный и цивилизационный подход к типологии государств

 

Введение:

Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.

Это связано, во-первых, с тем, что сущность государства и его социальные цели проявляются в функциях. Поэтому знание функций является обязательным условием для познания основных и определяющих в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Другими словами, структура государственной деятельности определяется системой тех социальных отношений, но на которые государство оказывает необходимое влияние, и ее нельзя охарактеризовать в отрыве от системы общественных отношений, регулируемой государством. Изменение функций неизбежно приводит к изменению структуры. 

Выбор этой темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период. В советской юридической науке был развит взгляд на проблему государства, которая в течение нескольких десятилетий служила идеологическим обоснованием тоталитарного режима. Ситуация изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования правового государства в нашей стране в начале 90-х годов. XX век. В 1993 году в журнале «Государство и право» появилась знаменитая статья Л. А. Морозовой «Функции российского государства на современном этапе». Новая Россия стоит перед новыми задачами и целями, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 г. произошли изменения, требующие выделения новых функций, присущих современной России. 

И, наконец, вопрос о государственных функциях остается дискуссионным на сегодняшний день. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе есть много противоположных точек зрения по этому вопросу, и на страницах журналов часто можно найти критические рецензии на новые опубликованные учебники и монографии. 

Понятие и содержание функции государства

Термин «государственные функции» в отечественной и зарубежной научной литературе имеет разные значения. Он используется для обозначения основных, наиболее важных направлений государственной деятельности, в которых проявляется его социальная цель. Само понятие «функция» на самом деле не является законным. Что касается государства, то толкование термина функция становится еще более многогранным. 

В работах значительной части юристов стран ближнего и дальнего зарубежья функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной активности. 

Широко признано, что функции государства определяются как направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, официальная роль, задачи и цели, законы развития1. Аналогичная точка зрения с некоторыми изменениями Понятие функции государства выражено в работах ряда юристов и философов: Н. Г. Александрова, М. А. Аржанова, Л. И. Загайнова, А. И. Лепешкина, Г. Н. Манова, В. С. Петрова, М. И. Пискотина, Н. В. Черноголовкина, В. М. Чхиквадзе и других. Они считают, что рассмотрение функций государства с точки зрения его социального назначения, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. Однако социальная цель и функции государства, по их мнению, являются явлениями, хотя они взаимосвязаны, тесно взаимосвязаны, но не совпадают, поскольку социальная цель государства это его историческая миссия, которая определяет значимые направления, аспекты деятельности государства, то есть его функции. 

Функции государства являются основными направлениями его деятельности, выражая сущность и социальную цель государственного управления компанией.

Функции государства выражают его сущность, его назначение и структуру государства, то есть его внутреннюю структуру, которая определяется прежде всего его целью и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Целью государства, проявляющимся в его функциях, является объективная необходимость осуществления общественно полезной, социально определенной деятельности. 

Теория государства для описания, объяснения и предсказания активной стороны государства использует концепцию функции государства, чтобы точно определить, что и как «делает» государство.

Функция, как и многие другие концепции социальных наук, на самом деле не является юридической и политической концепцией. Понятие функции государства возникло и начало развиваться на предыдущем этапе развития отечественной истории государства и права. Он был заимствован из совершенно разных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной от другой, то есть непосредственно зависимость, когда, когда одна переменная изменяется, другая величина также изменяется определенным образом. 

Это свойство юридического языка, заимствование понятий других людей и наполнение их особым, особым значением, более того, то, которое иногда понимают только специалисты в этой области, а иногда почти полностью теряет связь с первоначальным значением. 

Таким образом, с понятием «функция», когда он включен в правовой концептуальный аппарат, этот процесс происходит. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности конкретного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее поддержку. В этом смысле речь идет о функциях государства, правительства, министерства и других государственных органов. 

Следовательно, функцией государства является предмет и содержание деятельности государства, рассматриваемой в комплексе, а также средства и методы, которые ее обеспечивают. Функции государства определяются его задачами, зависят от его сущности и меняются по мере его изменения по мере продвижения к сущности другого порядка. 

Признаки государственных функций

Можно выделить следующие признаки функций состояния: 

  • Функция государства заключается не в каком-либо, а именно в главном, главном направлении его деятельности, без которого не может обойтись государство на этом историческом этапе или на протяжении всего своего существования. Это стабильная, устоявшаяся объективная деятельность государства в той или иной сфере. 
  • Функции выражают сущность государства.
  • Выполняя свои функции, государство решает задачи, стоящие перед ним в управлении обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  • Функции государства концепция управления. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. 
  • Функции реализуются в определенных формах и специальными методами, характерными для государственной власти.

Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что на самом деле речь идет о функциональных характеристиках состояния, о существовании соответствующих функций в данном состоянии.

Классификация государственных функций

При познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, поскольку без этого метода просто невозможно упорядочить и сравнить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов. 

Метод классификаций также эффективно используется при непосредственном изучении функций самого государства.

Критерии классификации, то есть признаки (их сумма), позволяющие отнести определенные функции к определенному классу, группе, имеют различную природу.

Существуют различные основания для классификации государственных функций.

В юридической литературе следующие критерии классификации различаются в меньшем или большем количестве: 

  • объектами воздействия;
  • по продолжительности действия;
  • по социальной значимости;
  • по юридическим формам существования (принцип разделения властей);
  • на основе территориального масштаба.

Общепринятое разделение функций по объектам воздействия на внутреннее и внешнее. Внутренние функции связаны с выполнением задач внутри государства. Внешние функции связаны с выполнением задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. 

Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения относительно перечня внутренних и внешних функций государства, на которые будет обращено внимание при дальнейшем их рассмотрении.

В зависимости от продолжительности его функционирования функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (например, экономической функции), временные функции характеризуются небольшой продолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на определенных этапах своей жизни. 

По социальной значимости принято различать основное и непрофильное.

Относительно устоявшиеся представления об основных и неосновных функциях можно рассматривать как определения, согласно которым базовые функции понимаются как «наиболее важные области его деятельности, охватывающие ряд отдельных однородных областей работы правительства», и не Под основными функциями государства понимаются «относительно более узкие сферы его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры. Это понятие основных и неосновных функций, сформулированное еще в 70-х годах Н. В. Черноголовкиным, как отмечал Н. Н. Марченко, сохраняет свое общее теоретическое значение и по сей день6. Однако существуют и другие точки зрения. 

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Действительно, деятельность государства по осуществлению его функций облечена в правовые формы:

  • законотворчество;
  • исполнительный и административный;
  • правоохранительные органы.

Это означает, что функции государства подразделяются на законодательные, административные и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Это мнение разделяют, в частности, С. А. Комаров и А. Б. Венгеров. 

А.Б.Венгеров включает в состав правоохранительных функций судебные и информационные функции.

Особое внимание следует уделить информационной функции, характеризующей деятельность четвертой власти СМИ.

Специфика этой функции заключается в методах невмешательства в общество: целенаправленная осведомленность населения, а иногда манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация государственных функций также дается на основе территориального масштаба, в котором они реализуются. В федеральном государстве это является функцией федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве это функции, выполняемые на территории единого, только в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации это координирующие функции всего сообщества (союза) штатов и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза штатов. 

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций осуществляется по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд фундаментальных экономических, социальных, защитных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является защита окружающей среды.

В соответствии с указанными направлениями деятельности внутренние функции государства подразделяются на: 

  1. Функция финансового контроля,
  2. Экономическая функция,
  3. Социальная функция,
  4. Правоохранительные органы,
  5. Экологическая функция.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителя. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство контролирует правильное расходование налогов. 

Как уже отмечалось, усиление финансового контроля над доходами и расходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняются органами местного самоуправления. Во всех штатах министерства финансов имеют широкие права на такой контроль. 

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в общественных интересах.

Экономическая функция. Это выражается в разработке и согласовании государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Эта функция государства сильно изменилась за время исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля над всей экономической деятельностью и регулирования всех вопросов экономической жизни. 

Экономическая функция государства состоит в основном из регулирующих, стимулирующих, консультативных действий, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только экономические единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие государственные и хозяйственные органы им нужны, какими должны быть функции этих органов, сколько они должны платить и за какие услуги. 

Социальная функция. Он призван обеспечить социальную безопасность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества, независимо от их непосредственного участия в производстве товаров. Эта функция связана с экономической, во многом зависит от экономической линии государства. В целом, это проявление патернализма государства по отношению к личности, к той части общества, которая по ряду причин нуждается в поддержке со стороны государства. 

Социальная функция разнообразна по содержанию и велика по сфере деятельности. Его основной целью является обеспечение общественного благосостояния, создание равных возможностей для всех граждан для его достижения. 

Понятие функций государства и их классификация

Многие государства характеризуют себя как социальные. Это означает, что они считают свою заботу важной задачей для всех тех граждан, которые по какой-либо причине не в состоянии обеспечить себе нормальное существование, достойное человека. 

В реализации социальной функции большое место принадлежит реализации государственной политики в области образования, науки, культуры и здравоохранения. В этих областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и т. д.) образовательных, образовательных и научных учреждений, а также учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо. 

Правоохранительная функция. Защита доминирующего способа производства, а также доминирующих и других форм собственности. Государство должно защищать права и свободы граждан путем издания законов , устанавливающие конкретный порядок (правопорядок) в обществе, перечень нарушений закона и порядка, определить меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрение дела, связанные с правонарушениями, создает систему правоохранительных органов, предназначенную для борьбы с правонарушениями, определяет их компетенцию. 

Экологическая функция. Функция появилась в XX веке. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием природоохранной функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов с целью сохранения и защиты природной среды. 

Реализация функции основана на следующих принципах:

  1. Природные богатства подлежат защите со стороны государства, независимо от того, вовлечены они в экономический оборот или нет.
  2. Использование природных ресурсов должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.
  3. Строгое соблюдение природоохранного законодательства и строгая ответственность за его нарушение.

Внешние функции представляют основные направления своей деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение защиты страны от возможной внешней агрессии. 

Функция защиты. Это связано с защитой государственных границ. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы необходимый институт государства, создаются прежде всего для защиты от вторжений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, часто она становится делом не только государства, но и всего народа как необходимого условия его существования. Практическая реализация оборонительной функции возложена также на специальные государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних нападений и обеспечения общественного порядка и безопасности граждан. 

Функция захвата тесно связана с защитной функцией. Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатство одних народов привлекает взгляды других. На протяжении всей истории сильные государства проводили агрессивную политику, в то время как слабые государства проводили оборонительную политику. 

В современных условиях у государства появляется новая функция функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка на основе международного права.

Эта функция также включает борьбу с международным терроризмом, международной преступностью, включая распространение наркотиков.

Поддержанию мира и международного правопорядка способствует реализация такой функции, как функция сотрудничества государств в области экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и т. д.

Основой этой функции являются интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. 

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации, деятельность которых направлена ​​на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества. 

Правовые формы выполнения функций

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Формы осуществления функций характеризуют взаимоотношения государства с законом как одного из основных средств власти. Через закон государство выполняет свои функции, свои экономические, политические и идеологические задачи. В одних случаях государство издает правовые нормы, в других оно организует их применение, в третьих оно обеспечивает их защиту.

В зависимости от этого существует три основных формы реализации функций: 

  1. Законодательная государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии правовых норм, закрепляющих программы человеческой деятельности. Он заключается в публикации нормативных актов, то есть актов, которые устанавливают новые правила, изменяют или отменяют старые. 
  2. Правовая исполнительная деятельность государства, выражающаяся в принятии мер по обеспечению верховенства права. Он заключается главным образом в публикации авторитетных отдельных актов, т. е. актов, предназначенных только для конкретного индивидуального случая (например, публикация разового планового акта о строительстве, назначение гражданина на должность). 
  3. Правоохранительная (правоохранительная) деятельность государства, выражающаяся в основном в контроле и надзоре за соблюдением и правоприменением, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе реализации этой функции разрешаются правовые вопросы, связанные с применением правовых санкций, споры между физическими лицами и т. д. 

Деятельность государства широка и разнообразна. Чтобы охватить, охарактеризовать его в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующих понятий. Они позволяют нам видеть, что с момента его возникновения и до сегодняшнего дня задачи государства не остались неизменными. Некоторые выполняются до конца, их заменяют другие, более сложные. 

Эволюция функций государства

Появление определенных новых функций на разных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного эффекта, жестко не определяется новой сущностью и формой государства. В то же время такая более или менее причинная зависимость тем не менее характеризует функции государства, которые представляют важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и других сферах. Основные функции наиболее «чувствительны» к существенным изменениям в состоянии. 

Другие функции подвержены мощному влиянию устойчивых этнокультурных слоев общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Следовательно, новый тип государства, появившийся в процессе развития определенного государственно-организованного общества, может явно или неявно сохранять, а иногда и развивать некоторые старые функции. 

Мы заключаем, что, таким образом, непрерывность функций поддерживается в государственности данного общества, но механизм обновления функций также функционирует. Например, на появление новых функций влияют самоорганизующиеся, субъективные и даже случайные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменений в сущности и форме государства. 

Функции не являются чем-то раз и навсегда, вечно заданными, фундаментальными, замороженными и неизменными. В зависимости от конкретных исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь независимыми функциями благодаря особому значению. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительства ирригационных сооружений в азиатских странах), обеспечения прав и свобод граждан (современных развивающихся стран, в которых осуществляется переход к верховенству закона), охраны природы (в страны, где экологический баланс серьезно нарушен) и другие. 

В настоящее время становится все более важным выделить глобальные функции государства, характеризующие деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерных, информационных технологий, в защита прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Заключение

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, в моей работе можно сделать следующие краткие выводы.

Функции государства многогранны, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритет отдается определенным задачам, целям государства и, следовательно, его различным функциям.

Функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства; первоначальная сущность государства классовая, но с демократизацией общества также появляется общая социальная сущность.

Функции государства со временем меняются, их возникновение и утрата определяются текущими задачами государства и, следовательно, изменениями в мире; В связи с этим современный этап развития человеческого потенциала характеризуется решением глобальных проблем терроризмом, окружающей средой, наркотиками и многими другими. 

Функции государства имеют признаки, позволяющие отличить их от всех других.

Классификация функций государства производится по многим признакам, наиболее общепринятым из которых является разделение функций на внутренние и внешние; Некоторые функции исчезают, другие возникают, поэтому приведенная в моей работе классификация функций не является окончательной для российского государства. 

Таким образом, функции государства являются неотъемлемой, взаимосвязанной деятельностью всей системы государственных органов, направленной на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при обязательном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Разумеется, такая тема, как «функции государства», будет актуальна даже через несколько десятков и даже сотен лет, пока существует такой институт, как государство. Я думаю, что эта тема еще не «исчерпала себя» и будет все еще подвергаться всестороннему анализу в различных эссе и научных статьях.