Понятие финансового рынка, его структура и институты

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Безработица: понятие виды проблемы анализ
Влияние рынка ценных бумаг на состояние экономики
Место рынка ценных бумаг в системе финансового рынка
Особенности внешней среды в тнк


Введение:

В последнее время проблемы функционирования финансовых рынков активно обсуждаются в связи с заметным повышением их роли в экономике, нестабильностью и подверженностью кризисным явлениям. Кроме того, российский финансовый рынок стал неотъемлемой частью мировых финансовых рынков и подвержен влиянию не только внутренних экономических и политических факторов, но и международных, включая влияние кризисов на мировые рынки. Более того, экономическое развитие страны зависит от состояния финансового рынка, успешности его функционирования: рынок способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительные прибыли и способствует увеличению национального дохода. Следовательно, возникновение проблем на финансовых рынках будет в полной мере влиять на экономическое развитие страны в целом, поэтому на данный момент необходимо детальное изучение рынка, чтобы выявить недостатки в функционировании и устранить их в контексте разворачивающийся финансовый кризис. Именно это определяет актуальность рассматриваемой темы.

Целью курсовой работы является изучение особенностей функционирования финансовых рынков в современных условиях и разработка мероприятий по их развитию и совершенствованию.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определение роли финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства;
  • Определение понятия финансовых рынков и рассмотрение их классификации;
  • Рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по контролю и развитию финансовых рынков;
  • Расчет и анализ показателей функционирования финансовых рынков;
  • Рассмотрение влияния мирового финансового кризиса на функционирование национальных рынков.

Теоретической основой исследования является научная разработка зарубежных и российских специалистов в области финансовых рынков. В работе использованы официальные и экспертные материалы, отражающие особенности финансовых рынков России.

Информационная база исследования включает материалы нормативных документов, учебники по финансам, статистику Федеральной службы по финансовым рынкам (на основе Стратегии развития финансовых рынков на 2006-2008 годы) и информацию из периодических изданий.

 

Роль финансовых рынков в социально-экономическом развитии государства

 

Наличие конкурентоспособного национального финансового рынка в России в наибольшей степени отвечает интересам социально-экономического развития. Этот выбор подтверждается как мировым опытом, так и потенциальными масштабами роста экономики Российской Федерации, поскольку экономическое развитие зависит от состояния финансового рынка и успешности его функционирования: роста производства и торговли, темпов роста. обновление основного капитала, ускорение научно-технического прогресса.

В нашей стране социально-экономическая политика ХХ века оказала большое влияние на развитие финансовых рынков - развитие российских акционерных обществ и рынка ценных бумаг было прервано в октябре 1917 года, поскольку формирующаяся в то время директивная экономика диктовала именно такой подход, при котором свободные денежные средства должны распределяться государственными органами, в то время как финансовый рынок предполагает присутствие посредника в перераспределении свободных денежных ресурсов. На протяжении более 70 лет в организации фондового рынка в стране отсутствует социально-экономическая, техническая и производственная практика.

Восстановление рынка ценных бумаг в России началось в конце 80-х - начале 90-х годов, когда промышленная Россия вступила на путь социально-экономических реформ. Интенсивное развитие финансового рынка в России началось в 1992 году, когда правительство приняло меры по либерализации экономической деятельности. Прежде всего, были предприняты шаги для обеспечения появления самих участников на основе программ приватизации и коммерциализации, организации инфраструктуры финансового рынка. Основные магистральные законы были приняты для регулирования банковского дела и валютного рынка. Созданная инфраструктура, особенно в первые годы ее существования, характеризовалась крайне нестабильной работой и слабой проработкой основных аспектов взаимодействия субъектов финансового рынка. Таким образом, исторически развитие финансовых рынков тесно связано с социально-экономической политикой государства.

Реальная экономика и финансовый рынок значительно стимулируют друг друга. Чем выше темпы экономического развития, тем больше спрос на финансовые ресурсы (растет эмиссия ценных бумаг, увеличивается объем заимствований). Экономический рост привлекает новых инвесторов на финансовый рынок. Чем больше доступных инвестиций поступает на финансовый рынок, тем энергичнее предприятия начинают разрабатывать новые проекты, тем охотнее они принимаются для реализации долгосрочных программ.

Исследования, обобщающие мировой опыт развития финансовых рынков, позволили определить их влияние на социально-экономическое развитие национальных экономик:

  • существует тесная и стабильная связь между уровнем развития финансового рынка и долгосрочными темпами экономического развития;
  • хорошо развитый финансовый рынок способствует росту эффективности общественного производства за счет повышения эффективности распределения капитала в национальной экономике;
  • развитие финансового рынка и, в первую очередь, фондового рынка, способствует расширению горизонта инвестиционных проектов, реализуемых в национальной экономике, способствует реализации долгосрочных проектов, которые оказывают наибольшее влияние на конкурентоспособность народное хозяйство в далеком будущем;
  • уровень развития финансового рынка напрямую влияет на стоимость ресурсов для развития: чем более развит финансовый рынок, тем дешевле финансовые ресурсы могут быть привлечены компаниями;
  • развитый финансовый рынок оказывает сильнейшее влияние на развитие высокотехнологичных отраслей и компаний, обеспечивающих технологическое лидерство национальной экономики в глобальном разделении труда; выступает наиболее эффективным проводником инноваций в народном хозяйстве;
  • развитый финансовый рынок создает широкий спектр финансовых инструментов, которые облегчают задачу управления макроэкономической стабильностью;
  • развитие небанковского сектора финансового рынка повышает способность национальной экономики адаптироваться при изменении внешних условий развития, что становится чрезвычайно важным в условиях современной глобализации.

Развитый финансовый рынок особенно важен для тех стран или секторов экономики, которые особенно нуждаются во внешнем финансировании по отношению к ним без достаточных собственных источников накопления. С теоретической точки зрения любой потенциально жизнеспособный проект должен получать финансирование. Однако на практике доступность финансовых ресурсов существенно различается для разных секторов и компаний, даже в развитых странах.

Что касается России, эта проблема является очень острой из-за дисбалансов в распределении чистого дохода: при простом доступе к ресурсам сырьевых отраслей наблюдается острая нехватка финансовых ресурсов в перерабатывающем секторе (например, в машиностроение) или в таких отраслях, как сельское хозяйство. Малые предприятия на этапе их формирования и развития испытывают особые трудности с доступом к финансированию.

Таким образом, состояние финансового посредничества может влиять не только на темпы роста экономики, но и на ее структуру. Сильный финансовый рынок обеспечивает равные возможности для развития секторов, в которых собственные источники финансирования недостаточны. Наличие эффективных посредников служит конкурентным преимуществом для секторов экономики, которые зависят от внешнего финансирования (в частности, для новых предприятий). Финансовое развитие увеличивает приток капитала в такие сектора и улучшает его «качество»: вместо торгового кредита или бюджетного финансирования приходит банковский заем или заем ресурсов на финансовом рынке. Таким образом, укрепление российского финансового рынка является важнейшей предпосылкой отхода от «сырьевой» модели развития и создания условий для расширения критически важного сектора динамично развивающегося малого и среднего бизнеса.

Экономический рост при слабом развитии финансового рынка и доминировании самофинансирования имеет внутренние ограничения. Чем глубже развиваются рынки, тем выше долгосрочные темпы роста. В странах с конкурентоспособной экономикой финансовый рынок является центром для принятия эффективных инвестиционных решений, обеспечивающих межотраслевой поток капитала, и единственным инструментом сохранения и увеличения национальных сбережений.

 

Определение понятия финансового рынка и его классификация

 

Прежде чем говорить о понятии финансового рынка, необходимо рассмотреть составляющие данного термина: определение «финансы» и общее понятие рынка.

Термин финансы изначально обозначал любой денежный платеж, а его употребление в дальнейшем было связано с системой денежных отношений между населением и государством с целью образования государственных фондов денежных средств. Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, которые возникают в процессе создания фондов денежных средств и субъектов государственной, частной, коллективной, и других форм хозяйствования, государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Рынок есть система организации экономики, возникшая в результате естественного развития экономических отношений, это всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в соответствии с изменениями их доходности в различных точках экономического пространства.

Таким образом, финансовым рынком называется рынок, на котором осуществляется взаимодействие экономических субъектов, предъявляющих спрос и осуществляющих предложение капитала. Отличительной особенностью финансового рынка от других рынков является предмет торговли, так как на нем происходит купля-продажа денег, капитала в той или иной специфической форме: в форме финансовых инструментов и в форме финансовых услуг. Основную роль на этом рынке играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам.

Если рассмотреть подробнее, откуда появляются денежные средства в качестве предмета торговли, то можно отметить, что в результате реализации товара производитель получает денежные средства в виде выручки, оставляет одну часть денежных средств в обороте предприятия, а другую часть выводит из оборота и направляет на потребление или в другой вид предпринимательства – а для этого производитель обращается на финансовый рынок. Наряду с этим частное лицо получает доход и решает для себя вопрос о пропорции деления этого дохода на две части: на личное потребление и на ту часть, которая станет его сбережениями, платежеспособным спросом, отложенным на будущее. Таким образом, формируется совокупное предложение свободных денежных средств для превращения их в предмет торговли на финансовом рынке – в капитал.

В любом случае, является ли владельцем предлагаемого свободного капитала предприятие или частное лицо, ему придется иметь дело с атрибутами финансового рынка. Причем, как отмечает М.В. Романовский и Г.Н. Белоглазова, большинство сбережений приходится на домашние хозяйства, а большинство инвестиций - на предприятия. Финансовый рынок служит своего рода механизмом, осуществляющим перемещение потоков денежных сбережений от домашних хозяйств к предприятиям, инвестирующим капиталы в свое развитие.

Л.В. Перекрестова объясняет необходимость финансового рынка в экономике следующими обстоятельствами. В любой экономике (рыночной, плановой) с одной стороны возникает излишек денежных накоплений, с другой — потребность привлечения дополнительных денежных средств для инвестирования. В связи с наличием на одном полюсе экономики временно свободных денежных средств, а на другом — потребности в них, возникает необходимость распределительного механизма, финансового посредничества. Таким посредником и является финансовый рынок.

При выявлении участников финансового рынка необходимо выделение основных:

  1. Инвесторы (в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие финансовыми ресурсами, направляемыми на рынки с целью последующего извлечения прибыли);
  2. Распорядители – к ним относят специализированные финансовые структуры, такие как банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке, которые осуществляют мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивают их распределение среди пользователей за соответствующую плату, составляющую их комиссионное вознаграждение;
  3. Пользователи - государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы и оплачивающие право на их использование.

Макроэкономические задачи финансовых рынков заключаются в:

  • обеспечении оперативного распределения финансовых ресурсов;
  • мобилизации временно свободных денежных средств, с последующим их использованием в интересах, как непосредственных участников соответствующего рынка, так и экономической системы общества в целом;
  • обеспечении децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и территориальном уровнях.

Функции финансового рынка можно условно разделить на общерыночные, присущие любым видам рынка, и специфические, характерные только для финансового рынка.

К общерыночным функциям следует отнести:

  • обеспечение финансовым рынком взаимодействия продавца и покупателя, что способствует продвижению свободных денежных средств от их владельцев к потребителям. При этом особенностью финансового рынка является необходимость большого числа различных посредников, способствующих совершению сделок;
  • ценовая функция: происходит формирование рыночных цен на финансовые инструменты и услуги;
  • регулирующая функция: на финансовом рынке устанавливаются свои правила распространения информации, правила торговли, порядок разрешения споров.

К специфическим функциям финансового рынка относят:

  • мобилизация временно-свободных денежных средств и способствование их превращению в капитал;
  • эффективное распределение аккумулированного капитала между конечными потребителями. Рынок выявляет спрос на конкретные виды финансовых активов, что способствует его удовлетворению;
  • минимизация коммерческих и финансовых рисков.

Риск заключается в том, что ожидаемый доход от инвестиций не будет получен, или, еще хуже, в результате неудачных инвестиций будет потерян сам капитал. Поэтому финансовый рынок выработал свой собственный механизм защиты от рисков – операции хеджирования, которые позволяют в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры минимизировать потери от неблагоприятного изменения цен. Суть операций хеджирования состоит в покупке или заключении контрактов с фиксированными ценами с отложенным сроком исполнения.

Таким образом, выполняя свои функции, финансовый рынок в целом способствует ускорению оборота капитала, активизирует экономический рост, создает дополнительную прибыль и способствует увеличению национального дохода.

Понятие финансового рынка является обобщенным. В действительности финансовый рынок состоит из нескольких отдельных самостоятельных сегментов, которые существенно различаются между собой. Эти различия позволяют в отдельных случаях говорить о финансовом рынке как о совокупности отдельных рынков. Существуют различные сегменты финансового рынка, которые классифицируются по видам обращающихся финансовых активов, инструментов и услуг, по формам организации процедур купли-продажи, по условиям реализации сделок и по другим признакам. При всем различии отдельных сегментов финансового рынка их объединяет объект совершаемых операций – свободные денежные средства.

Наиболее значимым является разделение финансового рынка на отдельные сегменты по видам инструментов и услуг. С этой точки зрения А.М. Ковалева подразделяет финансовый рынок на рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты и рынок золота (рынок драгоценных металлов).

По периоду обращения финансовых инструментов автор выделяет рынок денег и рынок капитала. Причем Ковалева А.М. отмечает, что, сопоставляя классификацию финансовых рынков по видам финансовых инструментов и срокам их обращения необходимо знать, что все названные виды рынков: кредитный, фондовый, валютный и рынок золота – одновременно являются составными частями как рынка денег, так и рынка капиталов. Л.В. Перекрестова и М.В. Романовский выделяют те же виды финансового рынка, что и А.М. Ковалева. Разница состоит лишь в том, что в интерпретации Л.В. Перекрестовой кредитный рынок в классификации назван денежно-кредитным.

Единственными связями на финансовом рынке, наличие которых в классификации не вызывает сомнений, являются валютный рынок и рынок золота; В.В. Ковалев и Л.В. Перекрестова и А.М. Ковалева и многих других авторов. Тем не менее, в настоящее время вопрос о структуре финансового рынка остается спорным. Различные авторы включают четыре или более частей в классификацию:

Рынок ценных бумаг - это рынок, на котором торгуются различные виды фондовых инструментов, подавляющее большинство которых составляют ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами, предприятиями, банками, государственными органами и различными финансовыми организациями. Он представляет собой наиболее распространенную часть финансовых рынков. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на:

  • Первичный - рынок, на котором продаются первые выпущенные ценные бумаги. Целью первичных рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестиций в производство и других видов затрат;
  • Вторичный - рынок, на котором торгуются ранее выпущенные ценные бумаги, то есть речь идет об их перепродаже. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения существующих в соответствии с потребностями участников рынка. Существование этого типа рынка стимулирует активность первичного рынка.

В зависимости от форм организации операций с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется на:

  • фондовый рынок ценных бумаг - это сфера обращения ценных бумаг на специально созданных биржах (учреждение по организованной продаже и перепродаже выпущенных финансовых инструментов). Ведущей торговой площадкой в ​​России является ММВБ, на которую приходится более 80% от общего объема биржевых торгов;
  • внебиржевой рынок ценных бумаг - это рынок, на котором правила торговли официально установлены, используется порядок проведения операций и определенная торговая технология. В мире все более решительно заявляют о себе новые формы организации внебиржевого оборота с использованием компьютерных технологий и электронных каналов связи.

Денежный рынок - это рынок, на котором объектом купли-продажи являются временно свободные средства, предоставленные в кредит на условиях погашения, срочности и оплаты. Особенность этого рынка в том, что это однородный рынок, поскольку товар имеет только денежную форму. Ссуды могут предоставляться предприятиями непосредственно друг другу (рынок межхозяйственных кредитов), банкам - любым субъектам хозяйствования (рынок банковских кредитов), непосредственно государству (рынок государственных долгов) и населению (рынок потребительских кредитов).

Валютный рынок - это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную стоимость. К валютным значениям относятся: иностранная валюта (банкноты и средства на счетах в денежных единицах иностранного государства, международных или денежных единицах учета); ценные бумаги, стоимость акций и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; драгоценные металлы. На валютном рынке валюта одной страны фактически обменивается на валюту другой страны.

Страховой рынок - рынок, где объектом торговли является конкретная финансовая услуга - страховая защита от финансовых рисков. Главная особенность заключается в том, что процесс накопления и использования средств нарушен во времени. Страхование всегда связано с возможностью наступления страхового случая, т. е. страхованию присущ обязательный признак - вероятностный характер отношений. Использование средств из страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев. Такая особенность страхования, как погашение страхового фонда, приближает его к категории кредита.

Рынок межбанковских кредитов - рынок, на котором временно свободные денежные ресурсы кредитных организаций привлекаются и размещаются банками между собой, главным образом в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Межбанковские кредиты предоставляются в форме продажи излишков средств коммерческого банка на резервном счете в центральном банке сверх установленной суммы обязательных резервов и в форме операций репо (продажа ценных бумаг, подлежащих выкупу).

Рынок золота и драгоценных металлов - это рынок, на котором осуществляется продажа и покупка драгоценных металлов (прежде всего золота) как с целью накопления и пополнения золотых запасов страны, так и для организации бизнеса и (или) промышленного потребления. Многофункциональность рынка золота связана, во-первых, с его незаменимостью в качестве сырья для определенных видов производства и, во-вторых, с тем, что в долгосрочной перспективе он является наименее рискованным и высоколиквидным средством резервирования.

 

Федеральная служба по финансовым рынкам: структура и основные направления деятельности

 

Контроль и надзор в сфере финансовых рынков в России осуществляетФедеральная служба по финансовым рынкам, которая заменила собой ранее существовавшую Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Согласно Указу Президента России В.В. Путина №314 от 9 марта 2004 года ФКЦБ России была упразднена и создана Федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству Российской Федерации. 

Структура ФСФР России включает в себя десять управлений:

  • Управление развития регулирования на финансовом рынке,
  • Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями;
  • Управление регулирования деятельности участников финансового рынка;
  • Управление эмиссионных ценных бумаг;
  • Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг;
  • Правовое управление;
  • Управление делами и архива;
  • Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета;
  • Управление административно-технического обеспечения;
  • Управление информации и мониторинга финансового рынка.

Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: 1)отдел государственной службы и кадров; 2)первый отдел; 3)отдел мобилизационной подготовки.

ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы: имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Цели и задачи ФСФР России на 2007-2009 годы вытекают из стратегических целей Российской Федерации по обеспечению:

  • повышения материального уровня и качества жизни населения;
  • высоких темпов устойчивого экономического роста;
  • создания потенциала для будущего развития.

Миссия ФСФР России заключается в обеспечении становления и развития эффективного финансового рынка, который должен стать одним из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора и одновременно местом для эффективного инвестирования частных накоплений, а также средств пенсионных резервов и средств обязательных накопительных систем (обязательное и профессиональное пенсионное страхование). Выполнение этой миссии реализуется через проведение государственной политики в области финансовых рынков, а также через обеспечение эффективного надзора и контроля в этих сферах деятельности. Особое внимание при этом будет уделено контролю инвестирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования и размещения пенсионных резервов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Показателями, характеризующими выполнение этой миссии, являются:

  • соотношение объема финансовых ресурсов, привлеченных российскими предприятиями за счет размещения эмиссионных ценных бумаг на внутреннем рынке и объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий;
  • капитализация фондового рынка по отношению к внутреннему валовому продукту.

Необходимо отметить, что приведенные показатели, а также показатели, характеризующие уровень достижения стратегических целей ФСФР России, не являются прямыми показателями деятельности ФСФР России и выступают общими индикаторами уровня развития финансовых рынков. Значения указанных показателей зависят от множества макроэкономических факторов, проводимой государственной политики в области развития финансовых рынков и защиты инвестиций, а также от действия других министерств и ведомств (Минэкономразвития России, Минфина России, Банка России, Федеральной налоговой службы, правоохранительных органов и т.д.) и судебной системы России 

Эффективная инвестиционная деятельность на финансовом рынке невозможна без обеспечения защиты прав собственности на приобретенные ценные бумаги и прав на получение достоверной информации, как об объектах инвестирования, так и о посредниках финансового рынка. Стимулирование инвестиций через обеспечение действенных механизмов предоставления инвесторам надежной системы учета их прав на ценные бумаги, системы раскрытия достоверной информации на фондовом рынке, а также эффективно функционирующей системы обеспечения исполнения обязательств является одной из основных задач ФСФР России.

Из этого вытекает первая стратегическая цель ФСФР России – защита законных прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.

Широкий и эффективный доступ инвесторов и эмитентов – заемщиков к инвестиционным возможностям финансового рынка может быть обеспечен только при наличии развитой инфраструктуры и инструментов финансового рынка. Необходимым условием являются приемлемые затраты на совершение операций с ценными бумагами и получение капитала заемщиками, надежность учета прав собственности на купленные ценные бумаги. В условиях глобализации мирового рынка капитала и перспектив вступления России в ВТО особую важность приобретает фактор конкурентоспособности внутренних финансовых рынков, повышение которой может быть достигнуто за счет повышения эффективности инфраструктуры рынка, обеспечения устойчивости рынка через снижение системного риска. Участники рынка должны иметь широкие возможности диверсифицировать и хеджировать свои риски на рынке ценных бумаг.

Отсюда вытекает вторая стратегическая цель ФСФР России – содействие развитию финансового рынка, его институтов и инструментов, обеспечение стабильности финансового рынка.

Динамично развивается рынок коллективных инвестиций - последние четыре года характеризуются значительным ростом количественных и качественных показателей инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, рынок коллективных инвестиций постепенно приобретает качественно новые формы, разнообразные по своему целевому назначению и правовому содержанию, становится важным инструментом инвестирования. Вместе с тем, необходимы дальнейшие усилия регулятора по отношению к данному рынку для обеспечения условий его дальнейшего развития, повышения эффективности, стимулирования населения к использованию доступных и простых механизмов работы на фондовом рынке через рынок коллективных инвестиций.

Из этого вытекает третья стратегическая цель ФСФР России – обеспечение должных принципов коллективных форм инвестирования, включая негосударственные пенсионные фонды ипенсионные накопления граждан.

Таким образом, целями государственного регулирования являются: обеспечение становления и развития эффективного финансового рынка, обеспечение его стабильности, поддержание законности и установленного порядка работы, разработка стратегии дальнейшего развития рынка.

 

Влияние мирового финансового кризиса на функционирование финансовых рынков в России

 

Национальные финансовые рынки не могут существовать изолированно от мирового финансового рынка. Прежде всего, процессы глобализации мировой экономики обуславливают открытие национальных финансовых рынков для зарубежного капитала (в виде прямых и портфельных инвестиций), объемы поступления которого в значительной степени зависят от процентных ставок, устойчивости курса национальной валюты, различного рода рисков, а также макроэкономических параметров развития конкретной страны.

Перечисленные факторы традиционно относятся к категории фундаментальных экономических показателей, выступающих в качестве базовых ориентиров для международных инвесторов. Но на состояние национальных финансовых рынков помимо фундаментальных показателей развития экономики конкретной страны оказывает влияние и состояние мировой экономики и мировых финансовых рынков. В этом случае неудивительно, что мировой финансовый кризис в значительной мере повлиял на состояние финансовых рынков нашей страны.

Непосредственной причиной мирового финансового кризиса большинство современных изданий называют излишне рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля за ними со стороны центральных банков и правительств разных стран, прежде всего США, но в том числе и России. Так, известный американский финансист Джордж Сорос утверждал еще задолго до появления кризиса, что «финансовые рынки не являются рациональными и саморегулирующимися структурами, ибо они есть структуры неполноценные, склонные к "экономическим пузырям", и потому нуждаются в "настройке" со стороны властей».

Россия относится к категории развивающихся экономик, а особенностями развивающихся экономик являются высокие риски, неизменно сопутствующие периоду становления и высоким темпам роста, и недостаток собственных ресурсов для развития. Именно по этой причине развивающиеся экономики привлекают «внешние» средства. Высокие цены на сырье обеспечивали значительный рост аккумулируемых государством ресурсов (в виде валютных резервов и фондов), которые размещались за рубежом – для контроля денежного предложения и инфляции в условиях неразвитых финансовых рынков и банковской системы. Тем временем, корпорации и банки активно осуществляли заимствования на внешних рынках, привлекая средства для наращивания экономической активности.

Летом 2008г. валютные резервы России в 4раза превышали резервы США и Великобритании. В то же время российский бизнес активно наращивал внешние долги, получая базовые деньги для инвестиций в Лондоне, Нью-Йорке, и Франкфурте, то есть где угодно, но не внутри страны. В конце 2007г. индикатор «Внешний долг банков и корпораций/денежная масса России» составлял более 70%. Помимо этого в страну вливались деньги нерезидентов (одна треть сделок на рынке акций ММВБ в 2007г.) 

Безусловно, кредит - необходимая поддержка развития любого бизнеса, и было бы неразумно требовать от российских компаний не прибегать к внешним займам, но стремительная динамика корпоративного долга превысила все ожидания: на начало 2005года корпоративный внешний долг составлял немногим более 100млрд. долларов, к середине 2006года едва перевалил за 200млрд., но уже к середине 2007г. приблизился к 350млрд.долларов, а к середине 2008г. вплотную подошел к 500млрд. долларов. 

В результате были построены два независимых контура движения финансовых ресурсов: государственные средства направлялись на внешние рынки, а банки и корпорации активно привлекали средства за рубежом.

Впервые эта модель сложилась в 1995г- 1998гг., будучи основанной на долларизации экономики (Россия – крупнейший в мире потребитель наличных долларов), эксцессивном наращивании государственного долга, свободной игре нерезидентов на внутреннем рынке акций и внебиржевых срочных сделках с валютой.

 

Понятие финансового рынка, его структура и институты

 

В 2000-2008гг. эта модель была восстановлена второй раз. При дефицитности инвестиций в экономике денежные власти и Минфин направляли профициты бюджета и платежного баланса как «избыточную ликвидность» за рубеж, в доллары США, фунты стерлингов, евро. Чтобы покрыть провал в инвестициях крупнейшие российские корпорации и банки стали наращивать внешний долг в тех же валютах. Данная конструкция позволила увеличить темпы роста экономики за счет внешних инвестиций и расширения банковского кредитования, но могла стабильно функционировать лишь в краткосрочном периоде и только при крайне благоприятных обстоятельствах. Последнее предполагало сохранение цен на сырье на высоком уровне и постоянное расширение внешнего финансирования частного сектора. Однако внешние условия изменились. Банковские кредиты нефинансовому сектору по состоянию на 1 сентября 2008 г. превысили депозиты предприятий и населения на 3.5 трлн. руб. (140 млрд. долл.). С начала финансового кризиса (август 2007 г.) дефицит внутренних сбережений возрос на 2.2 трлн. руб. Денежные власти оказались заложниками внешних рисков и неразвитой внутренней системы рефинансирования. Итог - чрезмерная зависимость российского финансового сектора от нерезидентов, его способность вместо смягчения негатива, идущего с западных рынков, наоборот, его двукратно усилить (нижняя точка индекса Доу-Джонса- минус 20% к началу 2008г., индекса РТС – минус 45%). Такое бедственное состояние удивительно при фундаментальном здоровье бюджета. 

При рассмотрении причин финансового кризиса, можно выделить следующие тенденции.

Глобальный кризис ликвидности начался с фактического закрытия мировых рынков для большинства российских заемщиков, начавшегося с августа 2007 г. Причем главной причиной нестабильности являлся не отток капитала из России, который в принципе продолжается до сих пор, а резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Для многих банков и корпораций начались сложности с рефинансированием прошлых долгов.

Высокая инфляция привела к сокращению сбережений населения. По итогам 2008 г. объем недополученных розничных депозитов в результате высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок оцениваются в 440 млрд. руб., что вполне сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковскую систему.

Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. Нормативно-правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг, регулирование в данной сфере, применяемое в Российской Федерации, по ряду положений лишь частично соответствует принципам этой организации. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски операций с ценными бумагами в России.

Денежно-кредитная политика в 2008 г. была значительно ужесточена, в результате этого наблюдались такие явления, как рост процентных ставок, снижение денежного предложения, падение уровня ликвидности. Доля наиболее ликвидных активов (денежных средств в кассах банков, счетов в Банке России и вложений в ОБР) составила на 01.09.2008 всего 4.5%. (Минимальный уровень прошлой осени 2007 г. составлял 4.9%, летом 2004 г. этот показатель не опускался ниже 5.9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может функционировать лишь несколько крупнейших банков.

Активное привлечение ресурсов отдельными банками на внешних рынках и направление их на кредитование нефинансового сектора, использование ценных бумаг в качестве залогов и низкий уровень управления рисками.

Чтобы проанализировать влияние кризиса на финансовые рынки, необходимо рассмотреть динамику основных показателей развития рынков за последние 2года (источник статистических данных - рейтинговое агентство «Банковское дело».

В августе 2008года наблюдалось снижение капитализации фондового рынка с 1275 млрд. руб. до 1097млрд. руб., или на 14 %. Падение фондового рынка продолжалось и в сентябре. Меры монетарных властей по поддержке фондового рынка в сентябре-октябре привели к росту котировок акций в отдельные дни, но в целом капитализация фондового рынка продолжила снижение. По состоянию на 20.10.2008 капитализация фондового рынка составила 432 млрд. руб. На фондовом рынке сохраняется высокая волатильность, а его капитализация по сравнению с июнем 2008года упала почти в 4раза. Также в августе вложения банков в ценные бумаги уменьшились на 2,4%, в том числе и долговые обязательства – на 0,9, в долевые ценные бумаги – на 13,2% (табл. 2.2.1.); наблюдалось сокращение вложений банков в долговые обязательства РФ (с 498млрд до 449млрд. рублей, или на 9,8%), субъектов РФ и местных органов власти (с 149,5 млрд. до 147,4 млрд.руб. , или на 1,4%), российских предприятий(с 401 млрд.руб. до 393 млрд. руб., или на 2,2%). Вследствие снижения цен на многие ценные бумаги на финансовых рынках отрицательная переоценка портфеля ценных бумаг по состоянию на 01.09.2008 достигла 51,5 млрд.руб.

Динамика вложений в ценные бумаги и рыночных рисков

Показатель 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.07.08 01.08.08 01.09.08
Ценные бумаги, приобретенные банками, млрд.руб. 1400,1 1745,4 2250,6 2348 2374 2318
Доля ценных бумаг в активах, % 14,4 12,5 11,2 10,2 10,2 9,6
Вложения в долговые обязательства, млрд.руб. 998,0 1251,4 1541,4 1609 1664 1649
1 2 3 4 5 6 7
Вложения в долевые ценные бумаги, млрд.руб. 127,1 185 316,3 291 267,4 232
Рыночный риск к капиталу, % 33,6 45,1 38,7 40,4 39,3 36,8

 

Негативное воздействие на состояние фондового рынка таких фундаментальных факторов, как мировой финансовый кризис, резкое снижение цен на нефть, отток капитала из России, достаточно велико, и меры монетарных властей пока не могут компенсировать влияние этих факторов.

Банковский сектор демонстрировал неплохие показатели роста активов, капитала, кредитов, депозитов юридических лиц. В октябре отдельные банки столкнулись с паникой среди вкладчиков. Монетарные власти предпринимали в августе-октябре значительные усилия по поддержке банковского сектора, включая предоставление финансовой помощи в виде депозитов и субординированных кредитов, к тому же была существенно повышена гарантия по банковским вкладам. Темпы роста активов банковского сектора в августе 2008 г. достигли 3,2% ,что заметно выше, чем в июле (1 %). Капитал банковского сектора в августе 2008 г. вырос на 2,8% (в июле - на 1,5%). Темпы роста капитала традиционно отставали от темпов роста активов. Достаточность капитала банковского сектора вновь снизилась (с 14,6 до 14,5%). В структуре капитала по итогам августа увеличилась доля уставного капитала с 26,9 до 27,4%. А вот доля прибыли и фондов несколько сократилась (с 41,9 до 41,8%). Таким образом, увеличение капитала банковского сектора в августе происходило в основном за счет внешних источников (уставный капитал, субординированные кредиты).

Динамика активов и капитала банковского сектора

Показатель 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.07.08 01.08.08 01.09.08
Активы, млрд. руб. 9696,2 13963,5 20125,1 23058,7 23282 24033
Капитал, млрд. руб. 1241,8 1692,7 2671,5 2984 3023 3108
Достаточность капитала, % 16,0 14,9 15,5 14,8 14,6 14,5
Доля банков с иностранным участием свыше 50%:

-в активах

банковского

сектора

8,3 12,1 17,2 18,6 - -
-в капитале банковского сектора 9,3 12,7 15,7 18,4 - -

 

В августе 2008г. средства клиентов выросли на 4% (после сокращения в июле на 0,7%). Заметно увеличились депозиты юридических лиц (на 8%), а вклады физических лиц увеличились на 2,2%. Сумма выпущенных банком облигаций практически не изменилась, а сумма банковских векселей и акцептов снизилась на 3,5%. Привлеченные межбанковские кредиты практически остались на том же уровне, причем доля в них от банков-нерезидентов оставалась очень высокой (77,4%). В этот период ликвидность банковского сектора ухудшилась.

Динамика привлеченных ресурсов

Показатель 01.01.06 01.01.07 01.01.08 01.07.08 01.08.08 01.09.08
Средства клиентов всего, млрд. руб. 5960,5 8626,2 12252,3 14078 13975 14540

В том числе:

-депозиты юрид. лиц

1271,1

2146,7

3520

4307

4465

4821

-депозиты физ. лиц 2761,2 3809,7 5159,2 5771 5850 5978
-средства организаций на расч. счетах 1694,4 2399,8 3232,9 3518 3201 3264
Выпущенные банками облигации, млрд.руб. 67,3 168,3 290,2 362 378 382
Банковские векселя и акцепты, млрд.руб. 614,5 790,5 822,2 890 864 834
1 2 3 4 5 6 7
Межбанковские кредиты, млрд.руб. 1086,4 1730,5 2807,4 3322 3602 3616
Межбанковские кредиты от банков-нерезидентов, млрд.руб. 784 1364,8 2136,1 2505 2718 2799
Кредиты Банка России, млрд.руб. 20 14 34 50 65 159,4

 

В октябре 2008г. Банк России кардинально снизил нормативы обязательных резервных требований к банкам, установив их по всем видам привлеченных ресурсов на уровне 0,5%. По оценкам ЦБ РФ эта мера позволит дать банковскому сектору дополнительную ликвидность в размере 100млрд. рублей. Также в октябре по инициативе правительства был принят пакет законов, направленные на стабилизацию финансового и денежного рынков. Предусматривается, в частности, предоставление банковской системе 950млрд. руб. в форме субординированного кредита сроком на 5лет; предоставление Банком России беззалоговых кредитов кредитным организациям до 6месяцев; государственная гарантия возмещения вкладов физических лиц в коммерческих банках в объеме до 700тыс. рублей на 100%.

Таким образом, проанализировав динамику показателей современного состояния финансовых рынков, можно сделать выводы, что мировой кризис значительно повлиял на функционирование финансовых рынков в России. Как выяснилось, критическое состояние финансового сектора в нашей стране обусловлено не только лишь мировым кризисом - на отечественных финансовых рынках существовало и до него множество проблем, к проявлению которых в данный момент поспособствовал кризис. В таком случае, необходимо рассмотрение путей совершенствования финансовых рынков и возможные изменения в результате осуществления поставленных задач.

 

Пути улучшения финансовых рынков

 

При исследовании в данной курсовой работе основ функционирования финансовых рынков и проблем, возникающих на них, становится возможным разработать способы улучшения рынков.

Постоянное и значимое участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, что обеспечивает трансформацию личности сбережения в инвестиции, необходимые для экономики.

Увеличение емкости и прозрачности российского финансового рынка. Это потребует:

  • введения механизмов, обеспечивающих участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
  • расширить ассортимент деривативов и усилить нормативную базу на срочном рынке;
  • создавать возможности для секьюритизации широкого спектра активов;
  • повысить уровень информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на российском финансовом рынке.

Определенную роль в разворачивающемся финансовом кризисе сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. По данным Международной организации комиссий по рынку ценных бумаг, регулирование в этой области, применяемое в Российской Федерации, в ряде положений лишь частично соответствует принципам этой организации. Поэтому в нашей стране необходимо развитие и повышение эффективности рыночной инфраструктуры.

Это потребует следующих мер:

  • развитие организованного финансового рынка и консолидация биржевой инфраструктуры.

Характерной чертой российского финансового рынка являются значительные объемы внебиржевого рынка, в том числе за счет роста объема сделок, заключаемых с брокерами. В связи с этим актуальной задачей является регулирование не только биржевых институтов, но и организованного рынка в целом, независимо от того, в какой форме он существует.

  • Обеспечение четких правовых норм формирования и капитализации клиринговой организации российского финансового рынка.

Одной из основных причин недостаточной капитализации российского финансового рынка являются недостатки клиринговых процедур и существующих механизмов расчетов между участниками финансового рынка, что создает высокие риски в процессе клиринга и расчетов по операциям с финансовыми активами. Необходимо создать условия для повышения надежности клиринговой и расчетной системы на финансовом рынке и организованном товарном рынке, а также для внедрения международных стандартов функционирования этой системы.

  • Развитие бухгалтерских учреждений.

Основной задачей развития бухгалтерских учреждений является снижение рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращение сроков проведения операций по счетам в ценных бумагах (лицевым счетам). Необходимо принять меры, направленные на повышение стабильности и надежности бухгалтерских учреждений и повышение прозрачности деятельности регистраторов и депозитариев.

Эти меры повысят уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, помогут расширить спектр инструментов, обращающихся на организованном рынке, и снизят риски.

Если рассматривать совокупные финансовые рынки как единый рынок, имеющий общие черты, характерные для его составных частей, то анализ недостатков финансового рынка должен проводиться путем изучения взаимодействия его составных сегментов.

Таким образом, для этого потребуется:

  • Обеспечение взаимодействия сегментов финансового рынка для более эффективного функционирования рынка в целом.

Взаимодействие участников, заимствование идей, инструментов и технологий обогатит все сегменты финансового рынка, приведет к увеличению количества и объема транзакций, а также к повышению их эффективности. Например, банковский сектор финансового рынка все больше нуждается в расширении выгодных предложений для своих активов и стремится к максимальной диверсификации инвестиций. С другой стороны, развивающиеся сегменты страдают от недостатка притоков, прежде всего долгосрочных инвестиций. Следовательно, эта мера приведет к совокупному развитию как установленных сегментов, так и тех сегментов, которые только начинают развиваться.

Банковская индустрия в нашей стране развивается довольно динамично, но у банков все еще много проблем. Одним из важнейших является расширение ресурсной базы банковской системы. Важный источник ресурсов - внешний рынок - доступен в основном крупным банкам, поэтому весь объем международных кредитов приходится на 3 группы - банки с иностранным участием, государственные и крупные частные банки. Но можно укрепить ресурсную базу других, более мелких банков. Например, источниками ресурсов могут быть: рынок капитала, государственные средства (жилищные накопительные депозиты, сберегательные сертификаты), средства институциональных инвесторов (пенсионные накопления и страховые резервы) и долгосрочные ресурсы государственных средств. Сегодня их объем достигает примерно 5 трлн. Однако большая часть этих средств размещается за рубежом по более низкой процентной ставке, чем та, по которой наши банки и компании заимствуют там.

Поэтому становится необходимым разработка эффективного механизма размещения средств в финансовых институтах России. Например, участие государства в капитале банка, долгосрочное рефинансирование, биржевая инфраструктура и новые рынки. В результате кризиса было принято значительное количество мер по улучшению банковской системы. Например, в октябре 2008 года. Банк России предоставил государственную гарантию возмещения вкладов физических лиц в коммерческих банках на сумму до 700 тысяч. рублей на 100%.

В 2008 году условия для развития мирового финансового рынка осложняются ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных процессов. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции расширения финансовых учреждений, действующих в крупнейших финансовых центрах, в страны с развивающейся экономикой. Это постепенно приводит к формированию четких зон влияния таких финансовых центров на мировом финансовом рынке. В результате возрастает вероятность того, что число стран, в которых независимые и надежные финансовые рынки могут выжить и продолжать функционировать, будет постепенно сокращаться. 

Формирование независимого финансового центра в России. Наличие независимого финансового центра в нашей стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, предпосылкой их экономического и, следовательно, политического суверенитета. Поэтому, обеспечивая долгосрочную конкурентоспособность российского финансового рынка, формирование независимого финансового центра в России нельзя рассматривать как чисто «отраслевую» или «ведомственную» задачу. Решение этой проблемы должно стать главным приоритетом в долгосрочной экономической политике России.

Задача создания независимого финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке, без которого невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов; повысить привлекательность долгосрочных инвестиций; расширить спектр инструментов, обращающихся на российском финансовом рынке, перечень операций и предоставляемых услуг; создать условия для приоритетного развития организованного рынка финансовых инструментов. В настоящее время необходимо принять меры, чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах с конкурирующими финансовыми центрами. Таким образом, завершение этой задачи связано с выполнением  формирование привлекательной системы налогообложения для участников финансового рынка. Действующее налоговое законодательство в России не учитывает специфику налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его правила в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства, законодательства о рынке ценных бумаг, и зачастую не имеют однозначного толкования, а в некоторых случаях налогового режима в российских финансовых Рынок оказывается более строгим, чем на других финансовых рынках. центры. Поэтому необходимо сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых работают конкурирующие финансовые центры.

Развитие эффективного финансового рынка невозможно без компетентного контроля со стороны государства. Поэтому одной из приоритетных задач является совершенствование государственного регулирования на финансовом рынке. Кроме того, большинство современных публикаций называют чрезмерно рискованные операции коммерческих банков и отсутствие надлежащего эффективного контроля со стороны Центрального банка и правительства России прямой причиной глобального финансового кризиса.

Тем не менее, в условиях финансового кризиса, который существенно повлиял на финансовые рынки, государство предпринимает значительное количество мер по стабилизации ситуации. Например, Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева от 17 октября 2008 года был создан Совет по развитию финансового рынка при Президенте России. Идея создания межведомственного координирующего органа в России существует давно, поскольку сегодня финансовый рынок регулируется несколькими структурами: Центральным банком, Федеральной службой по финансовым рынкам и Министерством финансов. Предполагается, что Совет будет оперативно анализировать сложные ситуации и разрабатывать предложения о действиях Центрального банка, Федеральной службы по финансовым рынкам, Правительства, решать проблемы, связанные со стабилизацией финансового рынка в кризисные периоды, а также оценивать эффективность меры, принятые чиновниками.

Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является формирование и продвижение позитивного имиджа российского финансового рынка в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Для решения этой задачи необходимо выполнить вышеуказанные меры, поскольку они вместе будут способствовать формированию позитивного имиджа российских финансовых рынков. Необходимо преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или ненадежности инвестиций, привлеченных на российском рынке. Низкий уровень информированности общественности, а также отсутствие доверия к инструментам финансового рынка приводят к тому, что значительная часть сбережений граждан осуществляется наличными, за счет инвестиций в иностранной валюте и увеличения суммы наличных. в руках населения.

Таким образом, можно сделать вывод, что улучшение финансового рынка является одним из важнейших направлений государственной политики, и стабильность не только финансовых рынков, но и экономики в целом будет зависеть от того, насколько правильными и адекватными будут действия правительства. в ближайшем будущем.

 

Заключение

 

Финансовый рынок - это рынок, на котором осуществляется взаимодействие хозяйствующих субъектов, представляющих спрос и предложение капитала. Этот тип рынка играет существенную роль в социально-экономическом развитии страны, поскольку реальная экономика и финансовый рынок существенно стимулируют друг друга. Чем выше темпы экономического развития, тем больше спрос на финансовые ресурсы (растет эмиссия ценных бумаг, увеличивается объем заимствований). Чем больше доступных инвестиций поступает на финансовый рынок, тем энергичнее предприятия начинают разрабатывать новые проекты, тем охотнее они принимаются для реализации долгосрочных программ, что положительно влияет на экономическое развитие.

Вопрос классификации финансовых рынков является дискуссионным, поскольку в литературе проводится различие между различными типами рынков в зависимости от торгуемых финансовых активов, инструментов и услуг. В ходе исследования выяснилось, что большинство авторов различают кредитный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок и рынок золота.

При изучении деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам было установлено, что основными направлениями деятельности этого исполнительного органа являются: развитие эффективного финансового рынка, обеспечение его стабильности, поддержание правопорядка и установившегося порядка работы и разработка стратегии дальнейшего развития рынка.

Рассмотрев основные показатели функционирования финансовых рынков в 2004-2008 гг., Можно сделать следующие выводы. За исследуемый период произошло значительное увеличение капитализации фондового рынка. Таким образом, с точки зрения капитализации российский финансовый рынок в настоящее время занимает приблизительно 12-е место в мире, а отношение капитализации к ВВП превысило 75%, что свидетельствует о высоком уровне развития рыночных принципов функционирования экономики. Исследование информационной прозрачности выявило положительную тенденцию за последние четыре года - индекс прозрачности крупнейших российских компаний S & P вырос до 56% по сравнению с 46% в 2004 году. Также увеличилось число людей, вкладывающих сбережения в фондовый рынок, объем чистого притока средств в открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды значительно увеличился в конце года, а значение показателя волатильности уменьшилось, что позитивно для стабильности национального рынка. Таким образом, можно было бы сделать вывод, что дальнейшее успешное развитие финансовых рынков ожидается в ближайшее время, но уже в сентябре 2008 года. На национальном рынке сложилась кризисная ситуация, которая существенно повлияла на его показатели.

Как выяснилось, критическое состояние финансового сектора в нашей стране вызвано не только глобальным кризисом - до этого на внутренних финансовых рынках было много проблем, проявлению которых в настоящий момент способствовал кризис.

С начала финансового кризиса дефицит внутренних сбережений вырос на 2,2 триллиона долларов. руб. Монетарные власти оказались заложниками внешних рисков и неразвитой системы внутреннего рефинансирования. Банковские кредиты нефинансовому сектору на 1 сентября 2008 года превысили вклады предприятий и физических лиц на 3,5 трлн. руб. (140 млрд долл.) Произошло снижение капитализации фондового рынка с 1275 млрд руб. до 1097 млрд. руб., или 14%.

При анализе проблем, возникающих на финансовых рынках, были сформулированы следующие пути улучшения:

  • Повышение емкости и прозрачности российского финансового рынка;
  • Развитие и повышение эффективности рыночной инфраструктуры;
  • Обеспечение взаимодействия сегментов финансового рынка для более эффективного функционирования рынка в целом;
  • Разработка эффективного механизма размещения средств в финансовых институтах России
  • Формирование независимого финансового центра в России;
  • Создание привлекательной системы налогообложения для участников финансового рынка;
  • Совершенствование государственного регулирования;
  • Формирование и продвижение позитивного имиджа российского финансового рынка в глазах отечественных и зарубежных инвесторов.

Таким образом, вышеуказанный комплекс мер позволит решить основные проблемы, возникающие на финансовых рынках, в том числе улучшить их состояние в период кризиса. Стабильность не только финансовых рынков, но и экономики в целом будет зависеть от того, насколько правильным и своевременным будет выполнение этих задач в ближайшем будущем.