Понятие безработицы, ее показатели и формы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Заработная плата как основной доход
Крупный бизнес в России преимущества и недостатки

Информационно — коммуникационные технологии и глобализация мирового экономического пространства 

Соотношение мелкого и крупного бизнеса в экономике


Введение:

Проблема рынка труда, занятости и безработицы является одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы особенно остры, поскольку в недавнем прошлом считалось, что у нас есть универсальное право на труд, и в течение многих лет проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в юридическом отношении, были не считается в нашей стране. 

Реальный уровень безработицы это макроэкономическая проблема, которая оказывает самое прямое и мощное влияние на всех. Нехватка денег, потеря работы для большинства людей означают более низкий уровень жизни и вызывают серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. 

Изучение безработицы с целью определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, имеет особое значение, поскольку освобождение персонала повышает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, в программах профессиональной переподготовки безработных, облегчающих возможность их будущей занятости, а в таких программах, как страхование по безработице, смягчаются некоторые экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. 

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, его основные структуры (отраслевые, профессионально-квалификационные, демографические), а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Он существует как на макро, так и на микроуровне. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование трудовых ресурсов, возникают трудовые отношения, осуществляется трудовая мотивация. 

Также необходимо развивать службы занятости, создавать базы данных о работниках и работодателях и т. д. все эти области на современном этапе приобретают большое значение. 

Безработица порождает как чисто экономические проблемы, недостаточное производство валового национального продукта, так и социальную бедность, преступность и социальные волнения. Поэтому государственная политика по борьбе с безработицей должна быть направлена ​​на достижение естественного (полного) уровня занятости. 

Понятие, сущность, формы безработицы

Безработица это вынужденная безработица, возникающая в результате постоянного дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы как на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах.

Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 году, затем использовался в 1915 году в отчете Министерства труда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности. 

В экономической теории существуют различные подходы к объяснению необходимости и возможности безработицы.

Основные идеи можно резюмировать следующим образом:

  • При данном уровне инвестиций и заработной платы экономическая система в любой краткосрочный период может находиться в состоянии устойчивого равновесия с неполной занятостью, что означает возможность вынужденной безработицы;
  • Основные параметры занятости (фактический уровень занятости и безработицы, спрос на рабочую силу и уровень реальной заработной платы) не устанавливаются на рынке труда, а определяются размером платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг. На рынке труда формируется уровень денежной заработной платы и объем предложения труда, которые зависят от него. Трудовые предложения указывают максимально возможный уровень занятости для данной заработной платы; 
  • Механизм формирования занятости основан на психологических явлениях: склонность потреблять, сберегать, стимул инвестировать и предпочтение ликвидности. Уровень занятости зависит от поведения инвесторов, состояния их долгосрочных предположений, поведения всех экономических индивидов как потребителей; 
  • Основным, решающим фактором в формировании занятости является инвестирование оптимальных размеров. На этом пути все средства хороши, но организация различных общественных работ, вплоть до строительства пирамид, дворцов, храмов и даже рытья и захоронения рвов, особенно эффективна с точки зрения перспектив расширения занятости. Кроме того, автономные инвестиции, источником которых являются государственные инвестиции из государственного бюджета, имеют большой мультипликативный эффект; 
  • Гибкая политика заработной платы (снижение заработной платы в ответ на рост безработицы) нереальна в экономической системе, где действуют отдельные соглашения о заработной плате.

Суть безработицы. Важно подчеркнуть, что к числу безработных обычно относятся не только те, кто был уволен по разным причинам, но и те, кто добровольно оставил свою работу и пытается найти новую. Структура безработицы по своим причинам включает четыре основные категории рабочей силы: те, кто потерял работу в результате увольнений; добровольно уволиться с работы; те, кто пришел на рынок труда после перерыва; новички на рынке труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла. 

Есть несколько концепций, которые интерпретируют явление безработицы. В марксистской теории это обычно связано с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменный капитал) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянный капитал).

В западной экономической науке доминирующей точкой зрения является то, что безработица в основном отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, так же как, скажем, степень использования производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом свидетельствует так называемый естественный уровень безработицы, который отражает структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификациям, демографическим, географическим и другим критериям). К естественной безработице относится также так называемая фрикционная безработица, связанная главным образом с добровольным переводом работников с одной работы на другую и с сезонными колебаниями спроса на рабочую силу. 

Структурная безработица означает безработицу, вызванную несоответствием между структурой предложения и спроса на рабочую силу. Циклическая безработица отражает состояние экономической ситуации в стране и превышение предложения рабочей силы над спросом в этом отношении. 

Рассмотрим современные формы безработицы.

Фрикционная безработица связана с профессиональными, возрастными, региональными движениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув свою прежнюю работу, находятся в процессе перехода на новую работу. Отличительной чертой этого типа безработицы является добровольность и низкая продолжительность. 

Структурная безработица является результатом изменений в технологии, технике и структуре производства, структуры потребительского спроса, что приводит к несоответствию между структурой рабочих мест и профессиональной структурой работников. Этот тип безработицы, как правило, носит долгосрочный характер, требует дополнительных затрат общества и частных лиц на переподготовку, смену места жительства. 

Циклическая безработица обусловлена ​​цикличностью процесса воспроизводства в рыночной экономике. Оно увеличивается во время кризиса и уменьшается во время восстановления экономики. Безработица увеличивается особенно при переходе к новым технологическим методам производства, основанным на всеохватывающих революционных сдвигах в технологии, технологии и организации производства. 

Региональная безработица возникает в результате дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на данной территории. Он формируется под влиянием неравномерного экономического развития территорий и подвержен влиянию демографических, исторических, культурных и других специфических факторов. 

В настоящее время предлагаются предложения по разделению конверсии и экономической безработицы на особую форму, приобретению особой формы конверсии и экономической безработицы, приобретению особого значения в связи с конверсией военно-промышленного комплекса в переходный период и усилением рыночных колебаний.

Нынешняя форма безработицы характеризуется увольнением работников с предприятий по собственной воле и инициативой администрации. В течение переходного периода причинами увольнения работников по собственному желанию были финансовое состояние предприятия, размер предприятия (малое, большое), форма собственности (государственная, приватизированная, выкупленная частными лицами).  Уровень увольнений и доля увольнений в связи с увольнениями выше на приватизированных предприятиях, чем на частных или государственных предприятиях. 

В условиях, когда циклическая безработица отсутствует, экономика находится в состоянии полной занятости, поскольку фрикционная и структурная безработица являются естественными и неизбежными в рыночной экономике. На естественный уровень безработицы, введенный в научный оборот М. Фридманом, влияют такие факторы: демографический, инфраструктурный, уровень минимальной заработной платы и социальных выплат. 

Движение рабочей силы понимается как механическое изменение его размера и состава или перераспределение.

Любое изменение численности работников, связанное с наймом, увольнением и перераспределением работников, называется «текучестью» рабочей силы. Различают абсолютные показатели текучести труда и относительные показатели движения труда. 

Абсолютные показатели рабочего движения включают в себя:

  • абсолютный оборот найма это количество сотрудников, принятых на работу в данный период,
  • абсолютный оборот при увольнении количество увольнений за определенный период,
  • общий абсолютный оборот рабочей силы это сумма абсолютного оборота при найме, а абсолютный оборот при увольнении сумма нанятых и уволенных.

Однако абсолютный размер оборота не характеризует степень движения рабочей силы. На этот вопрос какова степень движения рабочей силы можно ответить, рассчитав относительные показатели оборота рабочей силы коэффициент оборотов отдельно для приема, для увольнения и общего оборота рабочей силы. Они рассчитываются путем деления абсолютного товарооборота на наем на среднюю заработную плату промышленного и производственного персонала. 

Причины безработицы

Безработица как экономическая категория отражает сложность процесса сопоставления предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс, если мы рассмотрим его в национальном масштабе, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и чем отличаются природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место в этой структуре занимает промышленность, какие отрасли и виды предприятий (с точки зрения численности персонала) она представлена ​​преимущественно. Среди других факторов, в той или иной степени, всегда появляются национальные традиции, но главную роль играет политическая структура общества. От последнего зависит, в какой степени специфика наемного труда учитывается при координации спроса и предложения. Ведь это не только, как правило, основной или значительный источник дохода, но и способ реализации определенных жизненных установок и интересов человека, в том числе в сфере профессиональной карьеры. Наконец, этап экономического развития особенно важен. 

Проблема безработицы усугубляется сложной финансовой ситуацией, которая заставляет домохозяек, пенсионеров и студентов искать работу.

В соответствии с опытом, накопленным службой занятости, и мнением экспертов, увеличению числа безработных в Российской Федерации будет способствовать наличие следующих факторов:

  • подавление безработицы (досрочный выход на пенсию для мужчин в возрасте 58 лет, женщин в возрасте 53 лет);
  • частичная вынужденная безработица (сокращение рабочего времени, сокращение рабочих недель, удлинение отпуска);
  • условная безработица (прерывистая работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, инвалидами, тяжелобольными и пожилыми людьми, отпуск без оплаты);
  • потенциальная безработица (из-за инвалидности);
  • безработица из-за освобождения женщин от производства с вредными и опасными условиями труда;
  • структурная безработица (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (из-за нехватки сырья, энергии, комплектующих, что привело к остановке предприятия);
  • безработица из-за повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица из-за демобилизации, отставки и реструктуризации в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в Российскую Федерацию из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах из-за конверсии и фабричных городов из-за остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, профессионально-технических училищ, техникумов, университетов);
  • безработица среди молодых людей, отчисленных из учебных заведений или прекративших обучение по собственной воле;
  • безработица из-за недостаточной профессиональной квалификации;
  • субъективная безработица из-за нежелания или невозможности переучиться и получить другую профессию;
  • безработица из-за вынужденной миграции (беженцы);
  • безработица специалистов, которые работали по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица из-за стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (несчастные случаи, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица из-за невозможности перемещения из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест без нарушения паспортного режима и потери жилья.

Здесь перечислены не все существующие способы пополнения армии потенциальных безработных. Незарегистрированные источники относятся к нескольким группам населения. Как и в каждом государстве в России, существует определенная часть населения, которая не хочет работать, элемент люмпен. Эта группа является постоянной зависимостью от государства; он не пойдет на биржу труда и не будет зарегистрирован как безработный. Однако эта масса людей, по некоторым оценкам, несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будут постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда вступит в силу закон о пособиях по бедности. Вторая группа прямо или косвенно связана с криминальным миром. Поскольку государство борется с преступностью, люди, входящие в состав преступных групп, вступают в ряды безработных. Третья группа это состоятельные люди, которые нигде официально не работают, а также формально не имеют работы. 

Безработица является следствием деформации и инерции рынка труда. Безработные и вакантные места всегда существуют, но требуется время для установления необходимой корреспонденции между ними. Следствием этого станет наличие безработицы. 

Таким образом, можно сделать вывод, что на уровень безработицы влияют многие различные факторы, и в то же время безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы неизбежно и, более того, необходимо для эффективного развития экономики государства. 

Методы борьбы с безработицей

В целях сокращения безработицы в государстве существуют различные методы, связанные с разработкой методов переподготовки безработного населения, социальной поддержки безработных, помощи в создании дополнительных рабочих мест и т. д. эти методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные. 

Активные методы направлены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно-технической подготовки кадров в соответствии с требованиями современной экономики; регулирование мобильности персонала сектора и регионов, создание рабочих мест для молодежи, субсидии для трудоустройства людей, нуждающихся в социальной защите, и т. д. 

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом предыдущего заработка, система материальной помощи направлена ​​на обеспечение безработных прожиточным минимумом. 

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, необходимо определить, какие виды политики напрямую влияют на уровень безработицы в стране. На основании этого критерия мы выделяем следующие три типа государственной политики: социальная, макроэкономическая и политика занятости. 

Создание условий для роста спроса на товары. Поскольку спрос на рынке труда является производным и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, занятость увеличится и безработица снизится, если на товарных рынках будет расти спрос, и для его удовлетворения потребуется нанять дополнительных работников. 

Социальная политика:

  • Выплата пособий по безработице тем, кто признан безработным,
  • Бюджетные субсидии на дополнительную (по отношению к фактическому уровню) рабочую силу на действующих предприятиях. Это может принять форму государственного кредитования под заработную плату дополнительных наемных работников, 
  • Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, которые еще не достигли пенсионного возраста (этот метод может использоваться только в очень ограниченных масштабах, поскольку влечет за собой значительное увеличение пенсионных выплат).

Политика занятости:

  • Применение гибких форм занятости в государственном и негосударственном секторах экономики и т. д.
  • Реализация программ поддержки молодых работников (возможно создание специальных организаций, привлекающих молодых специалистов на работу).
  • Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения является специфической формой экономической деятельности. Суть его заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник дохода, обеспечивающий его достойное существование в результате хозяйственной деятельности, не противоречащей законам страны. 
  • Предоставление рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, но связаны с работой в общественных интересах, например: работа в области охраны окружающей среды и т. д.
  • Организация обучения и переподготовки кадров. Эта работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Следует обеспечить переподготовку специалистов, их подготовку именно по тем профессиям, спрос на которые не удовлетворен. 
  • Обращаясь к системе гибкого рабочего времени, включающей консолидацию гибкой схемы рабочего года в коллективных договорах, то есть право изменять продолжительность рабочей силы на предприятиях в зависимости от колебаний спроса. 
  • Содействие занятости безработных через биржи труда (институты, которые посредничают между работниками и предпринимателями в купле-продаже рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и предоставления гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров занятости, переподготовки и профессиональной ориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность безработного гражданина декларировать это. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство идентифицирует безработных, но сам безработный гражданин обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. , Человек зарегистрирован как ищущий работу. 

Государственная служба занятости это структура специальных государственных органов, призванная обеспечивать координацию, решать вопросы занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, помогать неработающим гражданам в трудоустройстве, организовывать их профессиональную подготовку и оказывать социальную поддержку безработные. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 годы специалистами Департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 

Разработанная концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.

Понятие безработицы, ее показатели и формы

Первым из них является дисбаланс спроса на рабочую силу. Поскольку структура профессионального образования смещена в сторону высшего образования, хотя рынку нужны более квалифицированные рабочие и специалисты со средним техническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя из бюджета подготовку определенного количества специалистов по необходимым профессиям. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращено за счет невостребованных специальностей. 

Что касается платных учебных заведений, им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.

Вторая проблема крайне неравномерная «география» распределения трудовых ресурсов. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделяется привлечению трудовых ресурсов, в основном молодых людей, которые только что получили диплом, в отдаленные районы страны, которые традиционно нуждаются в рабочих руках. Предложено «заманить» туда рабочих путем решения жилищной проблемы, выплатить им проценты по ипотечным кредитам за счет государства, погасить часть суммы кредита за счет средств работодателя. А пока молодые люди накопят на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортабельных общежитиях. 

Третьим важным вопросом является предоставление дополнительной социальной поддержки работникам в случае увольнения. Проект предусматривает появление совершенно новой системы добровольного социального страхования для России на случай потери работы. В этом случае страховым случаем может быть прекращение трудового договора в связи с ликвидацией предприятия, сокращением персонала и даже увольнением по собственной воле. 

Согласно концепции, отношение к пособиям по безработице должно быть полностью изменено, механизм оплаты которого должен стимулировать активный поиск работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили свое внимание на такие группы безработных, как выпускники школ без профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения по востребованным профессиям. 

Настройка механизма цитирования иностранной рабочей силы. Предлагается учитывать кадровые потребности работодателей, устранять ненужные административные барьеры при регистрации иностранной рабочей силы, а работодателям будут предоставляться преференции в использовании труда мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме. В рамках проекта планируется создать список приоритетных профессий, по которым иностранные рабочие будут привлекаться сверх установленной квоты. В частности, предлагается пригласить высококвалифицированных специалистов в востребованных категориях. 

В-пятых, этот подход предлагает отказаться от единой шкалы заработной платы и перейти на секторальные системы оплаты труда, позволить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице и предоставить регионам больше свободы. Также предлагается установить федеральный максимум и минимум пособий и позволить региональным властям самим устанавливать ставки пособий. 

В рамках этой концепции предусмотрен ряд мер для содействия ее реализации:

  • повышение уровня заработной платы,
  • переход на новые отраслевые системы оплаты труда в государственном секторе,
  • регулирование трудовой миграции,
  • усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,
  • повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Социальная защита безработных

Для реализации государственной политики в области занятости населения и предоставления гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на основе действующих центров занятости, переподготовки и профессиональной ориентации населения она была создана в 1991 году на основе Закон о занятости населения

Государственная служба занятости. Содействие государственной службы занятости осуществляется в основном по двум направлениям:

  1. Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с целью обеспечения безработных и членов их семей иждивенцев элементарными условиями для выживания. Такая помощь по своей природе пассивна. Это ограничено во времени. В принципе, материальная поддержка должна оказываться в таких узких пределах, которые не позволяют жить комфортно и заставляют безработных искать работу; 
  2. Через трудоустройство тех безработных, которые способны на это и желают участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей природе более конструктивной и активной, смещает центр тяжести в сторону поощрения инициативы безработных в поисках работы, так что он не полагается только на получение материальной помощи от общества, но прилагает усилия к самодостаточности. Смысл активной поддержки заключается в создании благоприятных условий для максимального стимулирования вовлечения безработных в работу. 

Деятельность служб занятости осуществляется на основании приказа № 57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мер по содействию занятости и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а также а также из местного бюджета.

Согласно положениям этого приказа средства направляются, в частности, на:

  • меры по профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных;
  • организация общественных работ;
  • выплата пособий по безработице, компенсация материальных затрат безработным в связи с их добровольным перемещением в другой населенный пункт по предложению службы занятости;
  • оказание материальной помощи членам семьи безработных, находящихся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока для его выплаты;
  • меры по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для тех, кто особенно нуждается в социальной защите (беженцы-инвалиды и т. д.), для развития предпринимательской деятельности безработных и т. д.

Основные услуги, предоставляемые службой занятости:

  • Материальная помощь. Материальная помощь безработным оказывается наличие различных источников безработицы среди трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, оставление прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с поиском работы для первых время или многократно (после перерыва) выхода на рынок труда и т. д. Соответственно, материальную помощь оказывали разные группы людей, нуждающихся в работе, не все одинаково. Тем не менее, он принимает в основном две формы. Одним из них является выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Выходное пособие равно среднемесячному заработку. Лица, уволенные по экономическим причинам, должны сохранять среднюю заработную плату за период занятости, но не более двух месяцев с даты увольнения с учетом выплаты выходного пособия. Другой формой помощи безработным является само страхование от безработицы. Система основана на Законе 1991 года о занятости населения. 
  • Помощь в трудоустройстве. Социальное страхование способно лишь несколько облегчить материальное положение безработных, негативные последствия освобождения рабочей силы от производства, сделать этот процесс менее болезненным. Но социальное страхование не может влиять на сам ход его развития, на общее состояние занятости. 
  • Профессиональный обучение. В условиях затяжного экономического кризиса безработица угрожает практически всем группам работников. Но в то же время не до такой же степени. Увольнения носят преимущественно избирательный характер, в основном затрагивая тех работников, чья профессия или спрос на специальности снижается. В этом случае государство должно принять этих работников под свою защиту как своих граждан и проводить протекционистскую политику в отношении этих предприятий. В противном случае это может привести к тому, что государство превратится в барохол-сырьевой придаток более развитого страны. Существует значительный разрыв между профессиональными и производственными характеристиками основной массы безработных и структурой спроса. В результате большинство безработных, ищущих работу, нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке или полной переподготовке. 

Таким образом, к двум прежним функциям, которые уже стали традиционными, добавляется третья профессиональная подготовка, переподготовка и переподготовка безработных.

Федеральная служба занятости содействует трудоустройству уволенных с производство по экономическим причинам, прежде всего за счет улучшения их профессиональных и квалификационных характеристик. С этой целью он заключает договоры на обучение или переподготовку лиц, активно ищущих работу в специализированных учебных заведениях. Эта практика распространяется на учреждения, которые являются частью государственной системы профессионального обучения и работают на отдельных предприятиях. 

Спрос на продвижение. Еще одним проявлением деятельности Федеральной службы занятости по трудоустройству безработных является целенаправленное стимулирование спроса на рабочую силу. Расширение возможностей общественного производства по найму безработных стимулируется государством одновременно несколькими способами. 

Прежде всего, это использование классического метода привлечения безработных к производству через общественные работы. Этот метод широко применялся со времен глобального экономического кризиса в начале 30-х годов. 

Малый бизнес. Во многих отношениях поощрение правительством развития малого бизнеса может привести к аналогичным результатам в сфере занятости. Общий курс по развитию малого бизнеса выполняет не только чисто экономические, но и социальные задачи. Среди них важное место занимает стимулирование роста занятости. 

Наряду с максимально полным удовлетворением потребностей населения в товарах и услугах, социальное содержание государственной поддержки малых предпринимательство заключается в том, чтобы увеличить спрос общественного производства на наемную власть, расширить ее способность поглощать безработные. Это направление активной политики занятости тесно связано с предоставлением государством благоприятных условий для проявления инициативы безработных в поисках возможностей для самостоятельной занятости, в том числе для создания самостоятельного бизнеса. Таким образом, занятость безработных, его возвращение в ряды занятых фактически означает изменение социального статуса, превращение безработных уже не в наемного работника, а в мелкого предпринимателя. 

Помощь отдельным группам. Государственная помощь в сохранении занятости и трудоустройства также осуществляется с помощью специальных мер, которые не являются универсальными, но выборочными. Они относятся не ко всем, а только к некоторым группам населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентоспособностью на рынке труда, сниженной или ограниченной работоспособностью, связанной с их специфическими индивидуальными характеристиками или с особенностями их социального статуса, временными чрезвычайными обстоятельствами, в которых они оказываются, и т. д. 

Эти группы включают молодых людей, впервые выходящих на рынок труда, женщины, особенно с маленькими детьми, инвалидами, демобилизованными военнослужащими, иммигрантами и вынужденными переселенцами и т. д. Все они испытывают особенно большие трудности с поиском работы. Вовлечение представителей этих групп в общественное производство осуществляется дифференцированным образом, в зависимости от их характера, склонностей и возможностей. 

Социально-психологическая помощь. Одно из мероприятий служба занятости населения Российской Федерации оказывает социальную и психологическую помощь людям, ищущим работу. Им предоставляется как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка. 

Психологическая поддержка оказывается в рамках индивидуального консультации. Это необходимо для тех безработных, которые находятся в состоянии депрессии с пониженной активностью поведения, пессимистическим отношением и слабым здоровьем. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии. 

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакансий, о предприятиях, где они имеются, о специальностях, соответствующих этим вакансиям, а также информацию о том, где проходить переподготовку и обучение.

Профессиональное консультирование включает изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к работе, выявление психологических и психофизических качеств личности, обеспечение рекомендации по наиболее приемлемым и сферам деятельности клиентов, направлениям профессиональной подготовки.

Личная консультация проводится, если психолог чувствует что-то не позволяет клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых по какой-то причине консультант молчит, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и т. д.), что выявляется с помощью личной диагностики и использования различных методов. 

Профессиональный отбор проводится с целью выявления лиц, способных успешно работать по определенной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических устройствах или компьютере, а также с использованием пустых психологических методов определяются способности, личностные качества, способности безработных и соотносятся с требованиями профессии к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать в этой профессии. В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки мест для обучения молодежи и студентов. 

Таким образом, государственная помощь безработным занимает пассивные и активные формы. Пассивная помощь проявляется прежде всего в государственная поддержка средств к существованию. Большинство безработных застрахованы от безработицы со специальными пособиями. 

Наряду с пассивной, активная политика занятости приобретает все большее значение. Это сводится к созданию благоприятных условий для включения трудоспособных слоев населения в общественное производство. С сокращением промышленного производства и снижением спроса на рабочую силу проблемы занятости становятся особенно острыми. Федеральная служба занятости играет важную роль в решении этой проблемы. Он имеет экономические, кредитные и финансовые рычаги влияния на политику занятости хозяйствующих субъектов. Деятельность службы занятости заключается как в поиске подходящей вакантной работы, так и в улучшении профессиональных и производственных характеристик тех, кто нуждается в работе. 

Заключение

Важнейшим показателем показателем социально-демографической безопасности является уровень безработицы. Появление безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. Материальной предпосылкой безработицы является спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштаб безработицы оценивается по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; безработица и активный поиск работы независимо от факта регистрации (согласно методологии МОТ); отсутствие работы независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполной занятости по инициативе работодателя).

Примечательно, что в нашей стране безработица измеряется не опросом, а количеством безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости. Опыт стран Балтии показывает, что такое прямое измерение приводит к недооценке фактического уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице люди не спешат регистрироваться. В то время как западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, которые могут снизить стимулы для поиска новой работы и увеличить продолжительность безработицы, в России нищие пособия способствуют поддержанию низкого официального уровня безработицы.

Таким образом, низкий уровень безработицы в значительной степени связан с существующей системой регистрации безработицы , чрезвычайно низкими пособиями по безработице, ограниченными возможностями для переподготовки безработных и низкой вероятностью последующей занятости, как правило, с предоставлением низкооплачиваемых рабочих мест, что сдерживает выход квалифицированной рабочей силы на рынок труда. 

Основными стратегическими целями регулирования занятости должно стать повышение экономической и социальной эффективности занятости путем изменения ее структуры, форм, создания условий для развития человеческого капитала страны, улучшения экономических отношений занятости. Для этого необходимо снизить уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределить избыточных работников в другие сектора и виды занятости. Эффективной реализации подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие сотрудников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но он существует в виде разовых, разовых событий, которые инициируются только государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости это, прежде всего, проблема предприятия. Поэтому следует говорить о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции своих сотрудников, а также об организации обучения и подготовки сотрудников для таких кадровых служб. 

Забота государства о достижении наиболее полной и эффективной занятости в стране как важной социальной гарантии экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться по отношению к новым условия для развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.