Понимающая социология М.Вебера
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Курсовая |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 16.11.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы узнаете сколько должно быть страниц в курсовой работе:
Сколько страниц должно быть в курсовой работе |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Социологическая доктрина Макса Вебера наполнена скептицизмом по отношению к социологическим обобщениям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в адекватно понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия. С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М.Вебером: «Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Предмет социологии – это социальное действие. Под социальным действиемпонимается такое поведение и деятельность человека, которое:
- осмыслено людьми с точки зрения соотношения целей и средств их достижения;
- ориентировано на других людей;
- учитывает возможную реакцию других людей.
Поэтому понимающая социология – это систематическое и точное исследование сущности всей социальной реальности через понимание и объяснение. Социолог должен разбираться не только в содержании и последствиях социальных действий людей, но, прежде всего, в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных положений и ориентиров, которыми руководствуется действующий человек. Такое понимание должно быть логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий и четко упорядоченным. В этой связи М.Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип – это искусственное, логически сконструированное понятие, которое позволяет выделить основные черты исследуемого социального феномена в «чистом виде», отвлекаясь от конкретно-исторической специфики. Идеальный тип возникает индуктивно, путем обобщения конкретных явлений из реального мира социальной действительности. В своей взаимосвязи идеальные типы выражают систему социальных ценностей и ориентиров. Они вносят целесообразность в мышление и поведение людей, организованность в общественную жизнь.
Причинность в социологии. М.Вебер выдвинул и теоретически обосновал положение о равнозначности материальных интересов и духовных идеалов в деятельности людей. Он хочет использовать «на равных» оба подхода – и материалистический, и идеалистический.
По его мнению, материальные и духовные факторы взаимосвязаны и переплетены. При этом Вебер пытается выйти за пределы одностороннего монистического понимания истории.
Типология социального действия включает в себя четыре типа:
- традиционное действие основано на привычке;
- аффективное действие основано на бессознательных психологических импульсах и чувствах;
- ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере людей в определенные ценности (морально-этические, религиозные, политические, эстетические и т.п.);
- целе-рациональное действие основано на рациональном расчете соотношения затрат и приобретений, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.
С социальными действиями, в понимании М.Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на него. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т.д. Социальное отношение может быть длительным или преходящим, а его содержание способно изменяться, например, в политических отношениях солидарность может превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов.
«Понимающая социология» Макса Вебера:
- Макс Вебер (1864-1920) считал, что при изучении общества, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно, и требует не внешнего описания, а понимания.
- Следовательно ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание».
- В отличие от дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида.
В социологической концепции Вебера большое значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, постоянно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих административных аспектов организации применяется термин «бюрократия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей. Наряду с организациями в обществе, согласно М.Веберу, существуют и другие объединения, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные институты, характерные особенности которых состоят в следующем:
- Люди включаются в них на основании объективных данных (наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);
- Основными факторами, определяющими их поведение, являются наличие рациональных средств (правил, положений и т.д.) и оснащение правоприменения.
По словам М.Вебера, это государственная, церковная, политическая партия. Анализ М.Вебером мировых религий, особенно протестантов и их этики, оказал глубокое влияние на возникновение духа капитализма и формирование капитализма как особой рациональной деятельности.