Понимающая социология М.Вебера

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 16.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы узнаете сколько должно быть страниц в курсовой работе:

 

Сколько страниц должно быть в курсовой работе

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

И каждый Милиционер: общественное отношение к советской российской милиции полиции
Особенности ценообразования в условиях рыночной экономики.
Роль сетевого взаимодействия в повышении эффективности функционирования малого и среднего бизнеса
Метод прототипов по А.Вежбицкой

Введение:

Социологическая доктрина Макса Вебера наполнена скептицизмом по отношению к социологическим обобщениям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в адекватно понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия. С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М.Вебером: «Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

Предмет социологии – это социальное действие. Под социальным действиемпонимается такое поведение и деятельность человека, которое:

  • осмыслено людьми с точки зрения соотношения целей и средств их достижения;
  • ориентировано на других людей;
  • учитывает возможную реакцию других людей.

Поэтому понимающая социология – это систематическое и точное исследование сущности всей социальной реальности через понимание и объяснение. Социолог должен разбираться не только в содержании и последствиях социальных действий людей, но, прежде всего, в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных положений и ориентиров, которыми руководствуется действующий человек. Такое понимание должно быть логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий и четко упорядоченным. В этой связи М.Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип – это искусственное, логически сконструированное понятие, которое позволяет выделить основные черты исследуемого социального феномена в «чистом виде», отвлекаясь от конкретно-исторической специфики. Идеальный тип возникает индуктивно, путем обобщения конкретных явлений из реального мира социальной действительности. В своей взаимосвязи идеальные типы выражают систему социальных ценностей и ориентиров. Они вносят целесообразность в мышление и поведение людей, организованность в общественную жизнь.

Причинность в социологии. М.Вебер выдвинул и теоретически обосновал положение о равнозначности материальных интересов и духовных идеалов в деятельности людей. Он хочет использовать «на равных» оба подхода – и материалистический, и идеалистический.

По его мнению, материальные и духовные факторы взаимосвязаны и переплетены. При этом Вебер пытается выйти за пределы одностороннего монистического понимания истории.

Типология социального действия включает в себя четыре типа:

  • традиционное действие основано на привычке;
  • аффективное действие основано на бессознательных психологических импульсах и чувствах;
  • ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере людей в определенные ценности (морально-этические, религиозные, политические, эстетические и т.п.);
  • целе-рациональное действие основано на рациональном расчете соотношения затрат и приобретений, когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

С социальными действиями, в понимании М.Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на него. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, соперничество и т.д. Социальное отношение может быть длительным или преходящим, а его содержание способно изменяться, например, в политических отношениях солидарность может превратиться в борьбу, вызванную столкновением интересов.

«Понимающая социология» Макса Вебера:

  1. Макс Вебер (1864-1920) считал, что при изучении общества, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно, и требует не внешнего описания, а понимания.
  2. Следовательно ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание».
  3. В отличие от дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида.

В социологической концепции Вебера большое значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, постоянно ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих административных аспектов организации применяется термин «бюрократия», который обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий, направленных на достижение ее целей. Наряду с организациями в обществе, согласно М.Веберу, существуют и другие объединения, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные институты, характерные особенности которых состоят в следующем:

  1. Люди включаются в них на основании объективных данных (наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);
  2. Основными факторами, определяющими их поведение, являются наличие рациональных средств (правил, положений и т.д.) и оснащение правоприменения.

По словам М.Вебера, это государственная, церковная, политическая партия. Анализ М.Вебером мировых религий, особенно протестантов и их этики, оказал глубокое влияние на возникновение духа капитализма и формирование капитализма как особой рациональной деятельности.