Положительные и отрицательные стороны монополии

Содержание:

  1. Монополия
  2. Треугольник Харбергера
  3. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 05.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете заказать отчёт по практике:

 

Заказать выполнение отчетов по практике

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая система: сущность, типология, эволюция
Расходы государства на оборону: их оценка, динамика и источники финансирования
Импорт институтов: технологии, стратегии, последствия
Проблема формирования семейного бюджета в современной россии

Введение:

Чистая монополия - полная противоположность совершенной конкуренции. Когда на конкурентном рынке существует неограниченное количество компаний, нет никаких препятствий для входа или ценовой дискриминации, и как производители, так и покупатели действуют как определяющие цены. И наоборот, в случае чисто отраслевых монополий действует только одна компания, то есть совпадают понятия промышленность и компания. Непреодолимые барьеры для входа на рынок и жесткая ценовая дискриминация делают монополиста единственным производителем и владельцем цен в отрасли.

Поэтому характеристики монополии рассматриваются более подробно. Вообще возможна ли монополия в реальности? Я знаю, что понятие совершенная конкуренция не относится к реальным рынкам. Действительно, в национальном масштабе, особенно в глобальном, о существовании чистой монополии не может быть и речи. «Microsoft» является небольшим калибром, таким как «Apple», но не является монополией на рынке программного обеспечения из-за присутствия других компаний. То же самое относится и к российскому рынку нефти. У Лукойла есть конкуренты в форме ТНК, такие как нефтяная компания Чуммен. Но если вы выберете более консервативный масштаб, например, маленький город, ситуация с чистой монополией окажется очень типичной.

В таком городе есть одна электростанция, одна железная дорога, один аэропорт, один банк, одна большая компания, одна стоматологическая клиника и так далее.

В Соединенных Штатах 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии. Одна из наиболее важных особенностей монополии заключается в том, что не существует замены произведенному продукту. То есть продукция монополий уникальна. Такие компании могут быть полностью отнесены к естественным монополиям, если средняя стоимость (AC) увеличивается по мере увеличения числа компаний в отрасли. Типичным примером естественной монополии являются метро или коммунальные службы. Не только это, но и другие организации имеют такую ​​глобальную структуру в одном городе, просто чтобы сократить средние затраты. Представьте себе, что одна общая служба имела только одну квартиру в многоэтажном доме.

Во-вторых, стоимость этой услуги возрастает: пылесосы, электрики, лифты, трубочисты, сантехники, специалисты по телефонной сети и многие другие должны регулярно платить и эту квартиру Арендаторы не будут ломать трубы или заедать в лифтах. Муниципальная служба взимает непомерную плату с этого арендатора, и этот арендатор отказывает в обслуживании. Конечно, одной такой бригаде общественных работ легче управлять целым домом или несколькими домами.

Приведенный выше пример объясняет эффект масштаба. Как вы уже знаете, эффект масштаба снижает среднюю стоимость роста компании и является одним из барьеров для входа в отрасль. Есть также формальные и неформальные. Государства создают официальные барьеры путем выдачи патентов и лицензий. В соответствии с патентным законодательством США изобретатели имеют исключительное право управлять своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли важную роль в развитии таких компаний, как Xerox, Kodak, IBM и Sony.

Монопольный статус, указанный в патенте, стимулирует инвестиции в НИОКР и усиливает монопольную власть. Вступление в отрасль может быть серьезно ограничено выдачей лицензий.

В США лицензировано более 500 профессий (врачи, юристы, таксисты и т. Д.). Лицензии могут быть выданы как частным компаниям, так и государственным органам (типичный пример - история российских водочных монополий).

Монополия

Монополия может иметь исключительное право на любой ресурс в качестве своей основы. Примером является деятельность De Beers, которая монополизирует крупнейший алмазный рудник в Южной Африке и, таким образом, доминирует на мировом алмазном рынке.

Таким образом, в нем перечислены все вышеупомянутые отличительные черты чистой монополии и добавлены некоторые новые функции:

  1. Монополист является единственным продавцом товара;
  2. Продукты-уникальны, то есть нет близких альтернатив;
  3. Монополия устанавливает цену (создатель цены);
  4. Цены в рамках монополии всегда выше предельного дохода (MR);
  5. Есть непреодолимые барьеры для входа в отрасль.

Правовой барьер:

  • Экономия достигается за счет экономии на масштабе (сокращение производства);
  • Обладание важнейшими видами сырья;
  • Патенты и лицензии;
  • Эксклюзивные права, полученные от государства (часто само государство может выступать в качестве такой монополии).

Нелегальные барьеры:

  • Ценовая политика;
  • Давление на поставщиков.

В условиях совершенной конкуренции, если компания выбирает только производство и никак не может повлиять на цену, монополия может изменить как производство, так и цену. В результате цена превышает доход. Если конкурентное условие P = MR, то P> MR на монопольном рынке.

Положительные и отрицательные стороны монополии

Чтобы правильно понять ценовую стратегию монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки. Допустим, что спрос у нас эластичен по цене, а первоначально объем равен Q1, а цена - Р1. Если монополист уменьшит цену с Р1 до Р2, то объем возрастет с Q1 до Q2. Выручка определяется произведением P и Q, очевидно что величина P2 и Q2 больше, чем величина P1 и Q1.

То есть если спрос на товар монополиста эластичен, монополисту нужно уменьшить цену, чтобы получить большую выручку.Обратное происходит когда спрос неэластичен по цене.

В этом случае монополист повышает цену с Р1 до Р2, при этом уменьшается объем с Q1 до Q2. Но и в данной ситуации выручка возрастет: TR2 = P2 ? Q2 - это будет больше, чем: TR1 = P1 ? Q1

Отсюда следует вывод, что если спрос неэластичен, то для достижения большей выручки монополисту необходимо увеличить цену.

Треугольник Харбергера

Таким образом, треугольник Харбергера показывает величину чистого убытка от монопольной власти. Это связано с тем, что совокупность конкурирующих компаний в конкретной отрасли создает больше монополий в одной отрасли (за исключением коммунальных услуг, метро и т. д.).

А. Хабергар обнаружил, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 году составляли около 0,1% ВНП. В современной экономике США это 6 миллиардов долларов. Эта цифра далека от того, что думают многие экономисты, но сам факт потери очевиден.

Монополия имеет два других недостатка. Один с завышенной ценой. На самом деле они обычно выше, чем у конкурентов, но следует помнить, что монополии пытаются максимизировать валовую прибыль, а не прибыль на единицу продукции. И самое главное, рост цен не безграничен, но ограничен ценовой эластичностью спроса на продукцию компании. Второй недостаток - ограничения монопольного производства. На эту проблему влияет стоимость, которая зависит от двух факторов: уменьшения и увеличения. Факторы, снижающие издержки, являются положительным воздействием масштаба производства (экономия на фиксированных затратах, централизованное снабжение и продажи, маркетинговая экономия и т. д.).

С другой стороны, факторы затрат связаны с раздутием и бюрократией управленческого оборудования и ослаблением стимулов для инноваций и риска в целом.

В большинстве случаев последний элемент является более важным, и фактически увеличивает затраты и снижает энергопотребление.

Однако преимущества первого элемента не исключены, что снижает затраты и увеличивает производство.

Это положительная сторона социальной монополии. Например, достаточно вспомнить все коммунальные услуги в одном метро и муниципалитетах. Еще один плюс монополии - ценовая дискриминация. Примерами ценовой дискриминации являются низкие цены на продукты питания для инвалидов, дешевые или бесплатные автобусные поездки для пожилых людей и скидки для студентов на проездные билеты. Ценовая дискриминация - продажа товаров и услуг разным группам населения по разным ценам. Здесь зарезервированные товары и услуги должны быть такими, чтобы те, кто покупает дешево, не могли продавать по высокой цене.

Нельзя не сказать о таком понятии, как монопольная власть, для этого обратимся к индексу Лернера:I = (Pm - MC) ? Pm = 1 ? E

Где:

  • I - индекс монопольной власти;
  • Pm - монопольная цена;
  • MC - предельные издержки;
  • E - эластичность спроса на продукцию.

Чем больше этот индекс, тем выше монопольная власть. Иногда эта формула записывается вот так:

  • I = (P - AC) ? P;
  • Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе - выручку;
  • I = (P - AC) ? Q ? PQ = П ? ТС

Тем самым индекс Лернера показывает, что высокая прибыль - это признак монополии. Следующее ключевое понятие монопольного рынка - степень концентрации рынка.

Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана: I = S12 + S22 + S32 + … + Sn2

Где:

  • I - индекс Херфиндаля-Хиршмана;
  • S1 - удельный вес самой крупной фирмы;
  • S2 - удельный вес следующей по величине фирмы;
  • Sn - удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е., мы имеем пример чистой монополии, то S1 около 100%, а I около 10000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si около 1%, а I около 100.

Заключение

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.