Положение женщин в Древней Греции и Древнем Риме: общее и особенное

Предмет: Экономика
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 11.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать эссе по ГОСТу:

 

Как написать эссе по ГОСТу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Сроки действия договора и сроки исполнения договорного обязательства.
Различные виды классификации субъектов предпринимательства
Эссе по фильму Плутовство или хвост виляет собакой
Философия средних веков (Схоластика)

Введение:

Общеизвестно, что в Древней Греции женщина занимала второстепенное положение. Поиск причин, сложившегося статуса древнегреческой женщины, попытка обрисовать реальную степень зависимости частной жизни женщины от мужчины представляется нам весьма актуальным. Оправдано обращение к данной теме в связи с развитием феминизма в экономически развитых странах, а так же распространением нового теоретического направления в исторических исследованиях – гендерного, в основе которого лежит универсальный принцип угнетения одного пола другим.

Женщины в Древнем Риме находились в более выгодном положении. Им разрешалось посещать общественные места. Женщин считали, матерями семейств их почитали мужья, рабы, клиенты и дети. И хотя женщины не принимали, участия в общественных делах они оказывали большое влияние на политическую и общественную жизнь страны.

Девушек в Афинах выдавали замуж рано. В пятнадцать или даже двенадцать лет. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а ее отец от ее имени, если она сирота, то от имени выступал ее брат или другой близкий родственник, если же таковых не имелось, то все ее дела вел назначенный по закону опекун.

Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Браки заключались иногда даже между детьми одного отца. Закон запрещал вступать в брак только тем, у кого была общая мать. Позднее, когда браки были запрещены даже между двоюродными сестрами и братьями, появляются другие проблемы социального характера: негативное отношение женщины к браку. И тогда она испрашивает разрешения не выходить замуж.

Становясь замужней, женщина и вовсе теряла всякую самостоятельность. «В однообразие жизни афинянки, − подчеркивает Н.А.Кривошта − только жертвоприношения да иные религиозные обряды вносили содержание и перемену. Ее единственная забота – рожать детей своему мужу и воспитывать своих сыновей до семилетнего возраста, когда их от нее отнимают. Дочерей она оставляла при себе, приучая их к унылой жизни в гинекее в роли хозяйки и производительницы. Жена афинского гражданина всего лишь «ойкурема», «предмет» (по-гречески это слово среднего рода), созданный для «домашнего хозяйства». Для афинянина его жена лишь первая среди его служанок».

Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома, гинекее, занимаясь домашним хозяйством, ткачеством и шитьем, а также воспитанием детей. На улицу афинская женщина выходила всегда в сопровождении рабыни, причем она должна была прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного. Она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-либо внимание. Выходить на улицу без сопровождения ей разрешалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить - чья это мать, нежели - чья это жена.

При выезде из города, Солон, один из правителей Афин, разрешал женщинам брать с собою не больше трех гиматиев, пищи или питья не больше, чем на обол, иметь корзину не больше локтя, отправляться ночью в дорогу только в повозке с фонарем впереди. Таким образом, становится понятно, что женщина не имела права удаляться от своего жилища на длительное время.

Если вы обратитесь к юристам, которые обычно изучают устои общества лишь при помощи законодательных текстов, они изобразят вам в самых мрачных красках положение женщины в древнем Риме:

  • она лишена всех гарантий, которые по более мягким греческим законам ограждают ее интересы;
  • она беззащитная жертва отца или мужа, который имеет над ней право жизни и смерти;
  • ее продают, покупают, приобретают на основании давности владения, она служит предметом иска в суде, как рабыня или как животное;
  • ее бесправие и ее рабство кончаются только вместе с жизнью;
  • от тирании мужа или отца она освобождается только для того, чтобы подпасть под тиранию родственников.

Но если вы оставите на время в стороне юридические формулы и посмотрите, как определилось положение женщины на основании нравов и обычаев, какое место занимает она в общественной жизни, то женщина - мать семейства, почитаемая рабами, клиентами и детьми, пользующаяся уважением своего мужа, любимая всеми, хозяйка своего дома, ее влияние проникает даже на площадь народного собрания и в курию сената.

Римляне не держали своих женщин в тиши и уединении гинекеев, она появлялась у них и в театрах, и на праздниках, и на пиру - везде ей было почетное место, всякий уступал ей дорогу, даже консул со своими ликторами.

Впрочем, ее редко можно было встретить в публичном месте или на общественном собрании, добродетель сделала ее такой же домоседкой, какою гречанка была по принуждению - ее обычное место было у домашнего очага в атриумах. С той минуты, как новобрачная вступила в атриум своего мужа, она была приобщена ко всем его нравам. Именно это выражала древняя формула: переступая порог мужнего дома, молодая жена обращалась к нему со следующими словами: «Там, где ты хозяин, там я буду хозяйка». Жена действительно была хозяйкой всего того, над, чем муж был хозяином; каждый в доме, не исключая даже мужа, звал ее «госпожа», и Катон Старший выразил лишь в преувеличенной форме по существу совершенно верное замечание, когда в шутку восклицал: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен».

При выявлении особенностей жизни гречанок, а также правил, которым было подчинено их существование, необходимо помнить, о том, что регламентация исходила от власти мужчин, которая заповедана и освещена богами, поэтому считалась непререкаемой. Установленный богами, «отцами» такой образ жизни принимался древнегреческой женщиной как должное. Те, кто отвечали за воспитание девочек, действовали в рамках культурных древнегреческих представлений о различиях между полами и развитии личности. Становясь хранительницей очага, девушка добровольно, почти бессознательно, как и мать ее, и её бабки становилась зависимой от мужчины, господина, ослушаться которого ей не приходило в голову. Степень забитости, униженности или свободы в семье женщины зависела, видимо, от ее личностных качеств и особенностей. Но наличие достаточно строгих правил, регламентирующих ее жизнь − норма в древнегреческом полисе.

Изучив жизнь женщин Древнего Рима можно сделать вывод, что они находились в более выгодном положении, чем женщины Древней Греции. Ведь для римлян семья была главной ценностью в их жизни. Женщин почитали, потому что они являлись хранительницами домашнего очага. То что делали женщины для семьи в Древнем Риме ценилось а не принималось как дожное.