Полоролевые аспекты агрессивности в подростковом возрасте

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Соотношение рационального (логического) и интуитивного в профессиональных намерениях подростков
Возрастная специфика переживаний ребенком своего места в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Аффективная сфера ребенка от 2 до 6 лет
Влияние биологического созревания (пубертатных изменений) на когнитивные и личностные характеристики подростков


Введение:

В современном обществе происходят кризисные процессы, которые негативно влияют на психологию людей, порождая горечь, жестокость и насилие.

Рост агрессивных и криминальных тенденций в подростковой среде является печальным признаком времени, отражающим одну из наиболее острых социальных проблем и болевых точек нашего общества: за последние два десятилетия преступность среди молодежи возросла в полтора раза, а подростки - почти вдвое. Обращает на себя внимание тот факт, что возросло число преступлений против личности, повлекших за собой серьезные телесные повреждения. Психологов, педагогов, юристов и социологов не могут не беспокоить частые случаи групповых мальчишеских боев, которые стали слишком жестокими.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросло число правонарушений среди несовершеннолетних, увеличилось количество молодых людей, проходящих лечение от венерических заболеваний, наркомании, алкогольной зависимости и т. д. появляются новые типы девиантного поведения. Молодые люди участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

Итак, агрессивность в наше время стала настоящей социально-педагогической проблемой общества. В этих условиях никто не сомневается в актуальности проблемы анализа психологических механизмов агрессивного поведения подростков.

Постоянно растущее насилие и разрушительность во всем мире привлекают внимание специалистов к изучению сущности и причин агрессии. Исследование агрессивности затрагивает проблемы поведения любого человека, а также психические отклонения, приводящие к печальным последствиям и деградации не только отдельного человека, но и всего общества в целом. Проблема агрессивности в подростковом возрасте решалась многими исследователями. Среди них А. Х. Басс, Л. Берковиц, С. Фешбах, Д. Зильманн, Э. Фромм, А. А. Реан, Л. М. Семенюк, Е. А. Калинина, С. Н. Ениколопов, Л. А. Ганова, Н. Е. Буторина, В. Л. Юлдашев, А. Бандура и другие.

Цель: изучить проблему агрессивности в подростковом возрасте и выявить различия в уровне агрессивности у мальчиков и девочек.

Гипотеза: существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков.

Объект исследования: агрессивность в подростковом возрасте.

Предмет: гендерные различия в уровне агрессивности подростков.

Задачи:

  1. На основе теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования определите содержание понятий «агрессия» и «агрессивность».
  2. Изучить особенности агрессивности в подростковом возрасте и выявить теоретические основы гендерных различий в агрессивном поведении подростков.
  3. Провести экспериментальное исследование и выявить различия в уровне агрессивности у мальчиков и девочек.
  4. Определить методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.

Методы исследования: теоретический анализ, эмпирические исследования, сравнительный анализ, статистическая обработка; методы диагностики - опросник агрессивности Басса-Дарки и метод агрессивности (модификация теста Розенцвейга).

Теоретический анализ литературы по проблеме гендерных различий в агрессивном поведении подростков

Общая характеристика понятий «агрессия» и «агрессивность»

Возможно, ни одна форма поведения не привлекает такого пристального внимания психологов, как агрессия.

Термин «агрессия» чрезвычайно часто используется сегодня в самом широком контексте и поэтому должен быть серьезно «очищен» от ряда слоев и отдельных значений.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека на «защиту оккупированной территории» (Лорен, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакция человека на враждебную реальность, окружающую человека (Хорни, Фромм). Теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Мюллер, Дуб, Доллард), очень широко распространены.

По мнению Г. Паренса, агрессия является злой, неприятной, причиняющей боль другим, поведение.

Согласно определению, предложенному А. Х. Бассом, агрессия - это любое поведение, которое угрожает или вредит другим.

Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями (Л. Берковиц, С. Фешбах), содержит следующее положение: чтобы определенные действия квалифицировались как агрессия, они должны включать намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Следующая точка зрения, высказанная Д. Зильманом, ограничивает использование термина агрессия попыткой причинить телесный или физический вред другим.

Несмотря на значительные разногласия в отношении определений агрессии, многие эксперты склонны принять определение, близкое ко второму из вышеперечисленных. Это определение включает как категорию намерения, так и фактическое причинение оскорбления или вреда другим.

Таким образом, в настоящее время большинство принимает следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, которое не хочет такого поведения.

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями (гнев); с мотивами - (желание оскорбить или навредить); и даже с негативным отношением - (расовые или этнические предрассудки). Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, которое приводит к ущербу, их наличие не является необходимым условием для таких действий. Гнев не является необходимым условием для нападения на других; Агрессия разворачивается как в состоянии полного самообладания, так и в крайнем эмоциональном возбуждении. Агрессорам также нет необходимости ненавидеть или даже не сочувствовать тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, с которыми они связаны скорее позитивно, чем негативно.

В рамках курсовой работы мы будем рассматривать агрессию как действия, которыми агрессор умышленно причиняет вред своей жертве. Включение категории намерения в определение агрессии вносит шаткость и непоследовательность в понимание того, является ли действие актом агрессии. Во-первых, не всегда понятно, что можно считать намерением причинить вред. Во-вторых, намерения являются личными, скрытыми, недоступными для намерений прямого наблюдения (особенно если они недобрые).

Однако есть несколько серьезных причин, которые позволяют нам оставить этот критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, необходимо исключить случаи случайного оскорбления или повреждения. Во-вторых, если критерий намерения был исключен из нашего определения, то примеры, в которых попытки нанести вред, но безуспешны, не могут быть оценены как агрессия. Такие примеры случайного вреда следует рассматривать как агрессию, даже если, вопреки ожиданиям, жертва не пострадала.

Поэтому, принимая во внимание все вышеперечисленные положения, важно определить агрессию не только как поведение, которое наносит вред или вред другим, но и как любые действия, направленные на достижение таких негативных последствий.

Достаточно большое количество типов классификации агрессии представлено в литературе.

Итак, существует два основных типа агрессивного поведения:

  • Конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных импульсов, реализованных в социально приемлемой форме, с соответствующими поведенческими навыками и стереотипами эмоционального отклика, открытостью к социальному опыту и возможностью саморегуляции и коррекции поведения);
  • Деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы правонарушения или преступного поведения с недостаточным учетом требований реальности и снижением эмоционального самоконтроля).

В. Д. Менделевич отмечает, что условно можно говорить о конструктивных и неконструктивных формах агрессии (в терминологии Э. Фромма - доброкачественных и злокачественных). Разница между этими формами заключается в намерениях, которые предшествовали проявлению агрессивности. При конструктивном зле преступное намерение причинить вред одному из окружающих отсутствует, а при неконструктивном оно является основой для выбора именно этого метода взаимодействия с людьми.

Конструктивную форму агрессии также можно назвать псевдоагрессией. Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игривую, оборонительную, инструментальную агрессию, агрессию как самоутверждение. Непреднамеренная агрессия может быть признаком психопатологического типа девиантного поведения.

Признаки инфантилизма и интеллектуальной недостаточности могут привести к серьезным последствиям в рамках игровой агрессии, когда человек, кажется, «флиртует» в разгар эмоциональной вовлеченности и не измеряет силу и серьезность движений по отношению к партнеру в игре. или совместная деятельность. Агрессия как удовлетворение потребности в самоутверждении и самооценке, как правило, встречается в пато-характерологическом типе девиантного поведения. Это неотъемлемая часть эмоционально нестабильных и истерических расстройств личности, при которых часто вспышки гнева, раздражения и физической агрессии не имеют преднамеренного злого умысла, а формируются как реакции механизмов «короткого замыкания» или «сдвинутого аффекта».

В основном так называемая конструктивная агрессивность встречается при психопатологических синдромах, таких как астенический и истерический. В рамках астенических и истерических симптомокомплексов агрессивность проявляется раздражительностью, обидой, вспышками гнева, а также словесной агрессией.

Вербальная агрессия и раздражительность особенно распространены при истерическом синдроме как части истерического расстройства личности. Человек с такими расстройствами эмоционально отрицательно реагирует на попытки других осуждать его за ложь, притворство, срыв истерической маски, заставляя его нести ответственность за свои собственные действия, т. е. В ситуациях, когда существует блокада для удовлетворения основных потребностей истерика - быть в центре внимания и быть значимым для других. Действия, которые приводят к неспособности человека с истерическими чертами характера быть «заметными», «быть на виду», «контролировать внимание других», способствуют насильственным аффективным реакциям с элементами агрессии. Вербальные проявления истерической агрессивности особенно ярки. Благодаря своей развитой способности говорить, он склонен проявлять виртуозные словесные способности в конфликтных ситуациях, использовать красочные сравнения с негативными литературными образами или поведением животных, одевать их в виде ненормативной лексики и использовать угрозы и шантаж, прибегать к чрезмерным -поколения и крайние степени оскорблений. Как правило, агрессия при истерическом синдроме не выходит за рамки словесного. Есть только избиение посуды, бросание и уничтожение вещей, порча мебели, но не прямая агрессия с применением насилия.

Неконструктивная агрессивность является признаком либо преступного поведения, либо психопатологического. В первом случае агрессивность человека опосредуется его сознательным разрушительным отношением к реальности и окружающим его людям, оппозиционной стратегией и тактикой взаимодействия с реальностью, которая считается враждебной. Во втором - это вызвано психопатологическими симптомами и синдромами, чаще других - влияющими на сферу восприятия, мышления, сознания и воли.

Некоторые отечественные (А.А. Александров, В.В. Королев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, Г.В. Сафина, В.Г. Степанов и др.) И зарубежные (Фаррингтон Д.П., Вест Диджей и др.) Ученые считают целесообразным подразделить девиантный (девиантный) поведение в преступный (преступный), преступный (до-преступный) и аморальный (аморальный). Эти типы девиантного поведения различаются с учетом особенностей взаимодействия человека с реальностью и механизмов возникновения поведенческих аномалий. Подростковый возраст также характеризуется различными типами нарушения поведения. Необходимо выделить правонарушения, которые распространены среди несовершеннолетних - наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автомобилей, побег, кража дома, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и автоагрессивное поведение, завышенные увлечения, а также, как правило, подростковые отклонения, возникающие только с психопатологическим типом - дисморфомия, пиромания, гебоидное поведение [7, с.112].

Итак, агрессивность - это форма девиантного поведения.

Наиболее признанной является общая схема для ряда концепций, предложенных А. Бассом и А. Дарки:

  • Физическая агрессия (атака);
  • Косвенная агрессия (порочные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в криках, топаниях и т. д.)
  • Склонность к раздражению (готовность к появлению негативных ощущений при малейшем возбуждении);
  • Негативизм (оппозиционное поведение от пассивного сопротивления активной борьбе);
  • Обида (зависть и ненависть к другим за реальную и вымышленную информацию);
  • Подозрение, варьирующееся от недоверия и осторожности до убеждения, что все остальные люди наносят вред или планируют его;
  • Словесная агрессия (выражение отрицательных чувств как через форму - ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов - угроза, проклятие, ругательство).

Согласно приведенному выше определению, только те действия, которые наносят вред или ущерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей природе.

А. А. Реан подчеркивает, что со всеми доказательствами того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то ломают или ударяют по неодушевленным предметам, например мебели, посуде, стенам, такое поведение нельзя считать агрессивным до тех пор, пока живое существо не пострадало. Хотя такие действия действительно могут быть очень похожи на агрессивное поведение, все же лучше рассматривать их как явно эмоциональные или выразительные по своей природе и, следовательно, не являющиеся примерами агрессии.

Наконец, определение показывает, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремятся избежать такого обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождаемые телесным повреждением или оскорбительными словесными атаками, хотят избежать такого неприятного опыта.

Таким образом, агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или вреда другому живому существу, имеющее все основания избегать подобного обращения.

Это всеобъемлющее определение включает в себя следующие конкретные положения:

  • Агрессия означает преднамеренный, преднамеренный вред жертве.
  • В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое предполагает причинение вреда или вреда живым организмам.
  • Жертвы должны быть мотивированы, чтобы избежать такого обращения.

Как показывает теоретический анализ литературы, понятие «агрессивность» часто путают с понятием «агрессия». Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на характеристике этих понятий.

Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на причинение физического или психологического вреда или ущерба.

Агрессивность - это относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в тенденции воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Благодаря своей стабильности и проникновению в структуру личности агрессивность способна предопределить общую тенденцию поведения.

Отечественные исследователи Ю.А. М. Антонян, В. В. Гулдан предполагают агрессивность, чтобы понять реакцию человека на фрустрационные потребности и конфликты, которые выражаются в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному на полное или частичное подавление другого человека или других людей, их ограничение, управление ими, за причинение или повреждение или страдания.

По мнению Ф.В. Басин, различие между понятиями агрессии и агрессивности приводит к важным последствиям: во-первых, агрессивность личности не стоит за какими-либо агрессивными действиями субъекта, а во-вторых, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях , Сама агрессия не делает субъект социально опасным, поскольку, с одной стороны, существующая связь между агрессией и агрессией не является однозначной, а с другой стороны, акт агрессии не может принимать социально опасные и неодобрительные социальные формы. Часто агрессивность понимается как «злонамеренная деятельность». Однако разрушительное поведение само по себе не обладает «злобностью»; таков мотив деятельности, то есть те ценности, ради достижения и овладения которыми разворачивается деятельность. Внешние практические действия могут быть похожими, но их «мотивационные компоненты прямо противоположны».

Агрессивность у разных людей может иметь разную степень тяжести - от почти полного отсутствия до ее окончательного развития. Полное отсутствие агрессивности приводит к гибкости, невозможности занять активную жизненную позицию. В то же время чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять все лицо личности, превращает его в конфликт, неспособный к социальному сотрудничеству, и в крайнем выражении представляет собой патологию (социальную и клиническую): агрессия теряет рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляющимся в неоправданной враждебности, порочности, жестокости, негативности

Агрессивными проявлениями могут быть:

  1. средство достижения конкретной цели;
  2. метод психологической релаксации, заменяющий заблокированную потребность;
  3. самоцель;
  4. способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность», поскольку их различие приводит к важным последствиям: во-первых, агрессивность индивида не стоит за какими-либо агрессивными действиями субъекта, а во-вторых, агрессивность человек не всегда проявляет себя в явно агрессивных действиях. В настоящее время большинство специалистов принимают следующее определение: агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или вреда другому живому существу, имеющее все основания избегать такого обращения с самим собой. Под агрессией следует понимать степень присутствия агрессии в поведении человека.

Специфика агрессивности в подростковом возрасте

Психические расстройства имеют определенные стадии развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени тяжести. Любые психопатологические явления, синдромы включают начальные проявления, развитую стадию, стадию завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего один из этапов может быть либо очень коротким, либо вообще не обнаруживаться.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка совершенно неожиданно для его родственников, знакомых, сверстников и очевидцев, необъяснимо.

В теориях возникновения агрессии у подростков А. А. Реан выделяет две основные тенденции.

Это либо преимущественно биологический механизм, который подчеркивает роль нейрофизиологических медиаторов и функциональное состояние глубоких структур мозга, либо выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое развитие личности, особенно во время жизненных кризисов.

Многие агрессивные действия подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, вследствие их непонятности и причинности необоснованности, психиатрического анализа, являются результатом кризиса личности. Часто признаки расстройства личности проявляются в форме болезненного отношения к восприятию своего «Я» окружающими нас людьми, одиночества и изоляции от мира, несоответствия своего «Я» некоторым нередко ложным идеалам, чувство утраты целостности внутреннего мира сопровождается жестокой агрессией.

Интенсивное развитие самосознания и самокритики приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и в собственной самооценке.

На первом этапе подросткового периода (в 10-11 лет) ребенок характеризуется очень критическим отношением к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Д. И. Фельдштейна) дают себе совершенно негативные характеристики, отмечая преобладание негативных черт и поведения, включая грубость, жестокость, агрессивность. Более того, у детей этого возраста преобладает физическая агрессия, а косвенная агрессивность менее выражена. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной стадии развития.

Ситуативно-негативное отношение к себе сохраняется на втором этапе подросткового возраста (12–13 лет), в основном благодаря оценкам окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте негативизм становится наиболее выраженным, усиливается физическая и словесная агрессия, а косвенная агрессия, хотя и дает сдвиг по сравнению с младшими подростками, все еще менее выражена.

На третьем этапе подросткового возраста (14-15 лет) подросток сравнивает свои личностные характеристики, поведение с определенными нормами, принятыми в контрольных группах. В то же время на первый план выходит словесная агрессивность, которая на 20% выше, чем у 12-13 лет, и почти на 30% у 10-11 лет. Физическая и косвенная агрессивность возрастают незначительно, так же как и уровень негативизма.

Анализ данных показывает, что у детей 10–11 лет преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстро с возрастом возрастает негатив. По мере взросления подростков словесная агрессия проявляется все сильнее и сильнее.

Современный подросток живет в мире, сложном по содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпами и ритмом технологических изменений, которые предъявляют новые требования к растущим людям. Во-вторых, с богатой природой информации, которая создает много «шумов», глубоко затрагивающих подростка, который еще не выработал четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, которые поражают наше общество, что заставляет детей чувствовать себя безнадежно и в то же время раздражает. В то же время у молодых людей возникает чувство протеста, часто без сознания, и в то же время их индивидуализация возрастает, что с потерей социального интереса ведет к эгоизму. Подростки страдают больше, чем другие возрастные группы. нестабильность социально-экономической и моральной ситуации в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию на ценности и идеалы - старые разрушаются, а новые не создаются.

Личность ребенка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это относится к семье.

Поэтому, говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте, необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья почти всегда является основным фактором социализации, а также основным источником живых примеров. агрессивное поведение для большинства детей.

Формирование агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в который вовлечено много факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямого подкрепления, так и наблюдая агрессивные действия, пытаясь остановить негативные отношения между своими детьми, родители могут непреднамеренно поощрять само поведение, от которого они хотят избавиться. Родители, которые применяют суровые суровые наказания и не контролируют деятельность своих детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых происходят агрессивные дети, характерны особые отношения между членами семьи. Психологи описывают такие тенденции как «цикл насилия».

Дети, как правило, воспроизводят типы отношений, которые их родители «практикуют» по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у своих родителей. Когда дети вырастают и женятся, они используют отработанные методы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, создавая характерный дисциплинарный стиль. Подобные тенденции наблюдаются и в самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с детьми в семье не только повышает агрессивность его поведения по отношению к сверстникам, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в образ жизни человека.

На формирование агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети с сильным семейным расстройством, чьи родители отчуждены и холодны, относительно более склонны к агрессивному поведению.

Согласно результатам исследований, проведенных учеными, 92 из 100 обследованных несовершеннолетних правонарушителей выросли в крайне неблагоприятных условиях: 40% выросли в семьях с одним родителем, 11% имели обоих родителей, лишенных родительских прав, и 19% самых близких родственники находились в тюрьме во время опроса. В 88% родительских семей учеников отмечалось злоупотребление алкоголем хотя бы одним из родителей. Полное пренебрежение, неконтролируемое поведение со стороны родителей и равнодушие к будущей судьбе подростка были отмечены в 76% случаев.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерной чертой их является нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки подпадают под сильное влияние подростковой группы, часто формируя асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, окружающая среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, отрицательный микроклимат во многих семьях вызывает отчуждение, грубость, враждебность определенной части подростков, желание делать что-либо вопреки воле других, что создает объективные предпосылки для проявления демонстративного непослушания, агрессивности и деструктивных действий. 

Подростки также получают информацию об агрессии от общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Тем не менее, те, кто очень агрессивен, могут быть подавлены большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

В.В. Знаков в связи с этим отмечает, что психические свойства человека, в том числе такие негативные, как агрессивность, формируются под влиянием социальной среды. Для подростка, как вы знаете, наиболее значимыми элементами социальной среды являются группы сверстников в школе и на улице. Соответственно, основные причины агрессивного поведения подростка следует искать в его межличностных отношениях с окружающими, а также в типах социальных норм, принятых для него в референтных группах.

Одним из наиболее противоречивых источников обучения агрессии являются СМИ. После многих лет исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и преподаватели до сих пор не выяснили, в какой степени СМИ влияют на агрессивное поведение. Похоже, что СМИ все еще оказывают какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако его сила остается неизвестной.

Так, у подростков одним из основных способов формирования агрессии является наблюдение за внешней агрессией. Подростки, которые подвергаются насилию дома и сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Еще один источник агрессивности - это СМИ.

Все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, учителями, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем исправить агрессивное поведение позже.

Гендерные различия в агрессивном поведении подростков

Ю.. Б. Можгинский отмечает: «Как показывает история, в педагогической практике многие годы гендерные различия детей не учитывались. Между тем гендерные различия не ограничиваются сексуальными особенностями и характеристиками психосексуального развития».

Девочки созревают намного раньше, чем мальчики. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится 3-4 года, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, более чувствительны к воздействию как физических, так и психических факторов. Не случайно у мальчиков чаще, чем у девочек психические расстройства. Наряду с биологическими предпосылками развития гендерных различий, значительную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные со взрослыми представлениями о поведении девочек и мальчиков, в частности, в связи с принятыми в обществе стереотипами женственности и мужественности. Данные психологов со всего мира показывают, что агрессивное поведение встречается гораздо чаще у мальчиков, чем у девочек.

Между тем, агрессивное поведение подростков часто связано со злоупотреблением алкоголем. Поскольку подростки подвержены алкоголизму, как правило, в группе, желание «идти в ногу с другими» и «жажда достижений», подогреваемое алкоголем, часто приводят к демонстративным антиобщественным действиям. Присутствие девушек-подростков в компании особенно усиливает подобные действия. Часто они также являются организаторами незаконных действий. Более того, по сравнению с мужчинами-подростками, они имеют более выраженное «огрубление» личности. В этом случае можно отметить агрессивные проявления.

Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что наиболее агрессивными являются подростки-мальчики 10–11 лет, у которых преобладает физическая агрессия. У мальчиков физическая агрессия угасает с возрастом, а у девочек усиливается эта форма агрессивности. При снижении косвенной агрессии у мальчиков наблюдается значительное ее увеличение у девочек. В возрасте 12-13 лет отмечается снижение словесной агрессии у мальчиков с постоянным увеличением этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков также наблюдается всплеск словесной агрессии. Негативизм гораздо более выражен у мальчиков в любом возрасте. У девочек негативизм несколько угасает при переходе с 13 на 14-15 лет.

В подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек, бывают возрастные периоды с все более и более низкими уровнями проявления агрессивного поведения. Итак, было установлено, что у мальчиков есть два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаружены два пика: самый высокий уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина возрастных и гендерных различий в их развитии, включая развитие и проявление различных форм агрессивности.

Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков

Профилактика и профилактика агрессивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой.

Игнорирование актов агрессивного поведения как способа предотвращения и «устранения» агрессии сомнительно и даже вызывает тревогу.

Специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может привести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращая его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родители игнорировали акты агрессии маленького ребенка, то из-за замкнутости его круга общения со своей семьей это действительно останется без поддержки. Если родители игнорируют акты агрессии со стороны подростка, то это не обязательно остается без поддержки, поскольку круг общения подростка больше не ограничивается семьей - подкрепление можно найти на стороне. В том числе, например, в форме одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей». И, кроме того, из-за тенденции, выраженной в подростковом возрасте, есть поведенческая особенность - пробовать социальные нормы и правила «на прочность» и, тем самым, определять границы того, что допустимо в поведении человека, отсутствие реакции взрослого на Акты агрессивного поведения могут сами по себе стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается как способ подавления и исправления агрессивного поведения. Однако подавленные таким образом агрессивные реакции не обязательно исчезнут совсем и могут возникнуть в ситуациях, когда угроза наказания слабее.

Воспитательная и профилактическая деятельность не может быть ограничена только мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к подростку. Социальное восстановление и социально-педагогическая коррекция требуют неблагоприятной среды, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Коррекционная работа по предупреждению подростковой агрессии имеет свои особенности. Индивидуальная работа с подростком более эффективна. С самого начала, параллельно, нужно начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармонии следует проводить психокоррекционную работу, как индивидуальную, так и групповую, занимаясь позитивно формирующими личными действиями: чтением, самообразованием, музыкой, спортом и т. д.

Особое место в коррекционной работе должно быть уделено формированию круга интересов подростка, также исходя из особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться минимизировать период свободного времени подростка. Развитие ребенка осуществляется в рамках деятельности, и подросток стремится утвердить себя, свою позицию взрослого среди взрослых, поэтому необходимо обеспечить, чтобы подросток включался в деятельность, которая отвечает интересам взрослых, но в то же время создает возможности для подростка осознать и утвердиться на уровне взрослых.

Методы и принципы профилактики требуют значительной корректировки при включении подростков, для которых характерна повышенная агрессивность. Прежде всего, необходимо организовать систему развернутых действий, которые создают жесткие условия, определенный курс действий и постоянный мониторинг.

Эффективные групповые игры с подростками. Они позволяют снять напряжение, повысить общительность, помогают развивать конструктивные формы взаимодействия и находить решения проблем, изучать конструктивные формы агрессии выхода.

Большое значение имеют также навыки совместной работы, поэтому этому следует уделять особое внимание, особенно в школе. Ведущая роль в профилактике и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье и родителям. Однако большое значение имеют и учителя, психологи.

Итак, для предотвращения агрессивного поведения, необходимо обучать подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами общества, умению находить альтернативные мирные способы разрешения конфликтов.

Таким образом, на основании теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме мы приходим к следующим выводам:

  1. Необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность», поскольку их различие приводит к важным последствиям: во-первых, агрессивность индивида не стоит за какими-либо агрессивными действиями субъекта, а во-вторых, агрессивность человек не всегда проявляет себя в явно агрессивных действиях. В настоящее время большинство специалистов принимают следующее определение: агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или вреда другому живому существу, имеющее все основания избегать такого обращения с самим собой. Под агрессией следует понимать степень присутствия агрессии в поведении человека.
  2. Агрессия - это форма девиантного поведения. У подростков одним из основных способов формирования агрессии является наблюдение за внешней агрессией. Подростки, которые подвергаются насилию дома и сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Еще один источник агрессивности - это СМИ.
  3. В подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек, бывают возрастные периоды с все более и более низкими уровнями проявления агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена ​​как возрастными, так и гендерными особенностями: у мальчиков-подростков все показатели агрессии гораздо более выражены, чем у девочек. У мальчиков, в отличие от девочек (у девочек агрессия в основном существует потенциально - в форме страха или зависимости), агрессия определяется как тенденция или реальность поведения. В подростковом возрасте преобладает прямая физическая и словесная агрессия; в отличие от них, у девочек преобладает косвенная словесная форма агрессии.
  4. Для предотвращения агрессивного поведения необходимо обучать подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами общества, умению находить альтернативные мирные способы разрешения конфликтов.

Эмпирическое исследование гендерных различий в уровне агрессивности подростков

Процедура эксперимента

На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков.

Целью эмпирического исследования было выявление различий в уровне агрессивности у мальчиков и девочек.

В исследовании приняли участие 30 (15 мальчиков и 15 девочек) учеников 9 класса средней школы № 14 г. Бреста. Подросткам 14-15 лет. Для удобства обработки результатов эксперимента каждому субъекту был присвоен серийный номер согласно алфавитному списку.

В исследовании использовались следующие диагностические методы: опросник агрессивности Басса-Дарки и метод агрессивности (модификация теста Розенцвейга).

Подтверждение теоретических исследований практическими разработками, основанными на этих методах, подтвердит или опровергнет гипотезу курсового исследования.

Описание используемых методов

Для диагностики агрессивных и враждебных реакций подростков мы использовали опросник Басса-Дарки.

А. Бассет, воспринимая ряд положений своих предшественников, разделял понятия агрессии и враждебности и определял последние как: «... реакция, которая развивает негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Создавая свою анкету, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, А. Бассет и А. Дарки определили следующие типы реакций:

  1. Физическая агрессия - применение физической силы против другого человека.
  2. Косвенная агрессия - агрессия окольным путем, направленная на другого человека или направленная ни на кого.
  3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (нрав, грубость).
  4. Негативизм - это оппозиционное поведение в поведении от пассивного сопротивления к активной борьбе с установленными обычаями и законами.
  5. Обида - зависть и ненависть к другим за реальные и вымышленные действия.
  6. Подозрение - от недоверия и осторожности к людям до убеждения, что другие люди планируют и причиняют вред
  7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он плохой человек, что делает зло, а также угрызения совести, которые он испытывает.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкал, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационный) - 1, 3, 7.

При составлении анкеты использовались следующие принципы:

  1. Вопрос может касаться только одной формы агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы уменьшить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Оценка результатов и выводов:

Ответы оцениваются по восьми шкалам в соответствии с ключом.

Нормой агрессивности является значение его индекса, равное 21 плюс или минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс или минус 3. При этом внимание обращается на возможность достижения определенного значения, показывая степень проявления агрессивности.

Тестирование проводилось в коллективной форме, в спокойной, непринужденной обстановке, где подросткам предлагалось 75 заявлений, на которые они должны были ответить «да» или «нет».

Для оценки степени развития у подростков «агрессивности» черт характера использовалась методика «Агрессия», основой которой является тест Розенцвейга.

Перед началом исследования все испытуемые получили инструкции следующего содержания: «На каждой из 24 предлагаемых вам картин изображены два или более человека, одна из которых выполняла какое-то действие по отношению к другой, и в этом отношении он произнес несколько слов. Вы должны поставить себя на место этого другого человека и ответить за него. «Вы должны дать свой ответ как можно скорее и немедленно записать его на листе бумаги под серийным номером, соответствующим номеру фигуры, на которую вы смотрели. Агрессивный пол подростка.

Оценка результатов и выводов: реакция испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно.

В результате такого анализа его следует отнести к одной из следующих двух категорий:

  1. агрессивные реакции - такие реакции, при которых действия другого человека считаются умышленно враждебными, а сам ответ на них враждебным (агрессивным). В этом случае ответ субъекта должен содержать четкое убеждение, оскорбление или угрозу другому лицу;
  2. неагрессивные реакции - реакции, суть которых заключается в желании разрядить, смягчить ситуацию, желании испытуемого взять на себя вину за произошедшее, не придавать этому значения или просто объективно, без эмоции, чтобы понять ситуацию и принять спокойное, взвешенное решение. В этом случае никакая враждебность или враждебность не должны содержаться в ответах субъекта.

В заключение, соотношение агрессивных и неагрессивных реакций рассчитывается по их количеству. Если число агрессивных реакций явно преобладает над числом неагрессивных (14 агрессивных или более, и неагрессивных 10 или менее), делается вывод, что у этого субъекта есть ярко выраженный агрессивный мотив. Если неагрессивных реакций не больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 или более и агрессивных 10 или менее), то делается вывод, что этот субъект неагрессивный. При количестве агрессивных и неагрессивных реакций, варьирующихся от 9 до 13, ничего определенного нельзя сказать об агрессивности этого субъекта, то есть невозможно уверенно утверждать, что он агрессивный или, наоборот, неагрессивный человек.

Работа с подростками по данной методике проводилась индивидуально, реакция испытуемого на каждую картинку анализировалась отдельно.

Описание и анализ результатов

Исходные эмпирические данные исследования по методу Басса-Дарки приведены в таблицах.

Для наглядности эти данные приведены на диаграммах.

В результате анализа таблиц и диаграмм мы приходим к следующим выводам:

  • У 9 девушек, что составляет 60%, и у 10 юношей (66,7%) уровень агрессивности выше нормы;
  • У девочек-подростков тенденция к косвенной словесной агрессии наиболее выражена, а у молодых мужчин - к словесной и физической агрессии. В целом показатели типов агрессии у юношей и девушек отличаются незначительно.

В результате анализа этих данных мы заявляем следующее:

  • У 8 девочек (53,3%) число агрессивных реакций явно преобладает над числом неагрессивных (в ответах девочек-подростков содержится явное осуждение, оскорбление или угроза другому лицу), то есть мотив агрессии четко выражены в этих предметах; и у 7 девочек (46,7%) число неагрессивных реакций преобладает над числом агрессивных (у девочек нет враждебности или враждебности), то есть данные теста можно считать неагрессивными;
  • У 10 юношей (66,7%) число агрессивных реакций преобладает над числом неагрессивных (ответы подростков содержат явное оскорбление или угрозу другому человеку), то есть мотив агрессии четко выражен по этим предметам; у 5 юношей (33,3%) число неагрессивных реакций преобладает над числом агрессивных, то есть данные теста можно считать неагрессивными.

Итак, данные, полученные методом «Агрессивность», совпадают с результатами уровня агрессивности, выявленного по опроснику Басса-Дарка.

Таким образом, на основании экспериментального исследования можно сделать вывод, что степень выраженности компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек различна. Поэтому мы считаем, что гипотеза нашего исследования - существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков - в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

Вывод:

Одной из самых ярких черт подросткового возраста является нестабильность личности. Это проявляется в личных изменениях настроения, аффективной «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологических изменениях в организме. Причины подростковых проблем разнообразны. Одним из них является желание утвердиться и выделиться в сочетании с протестом против норм и правил, существующих в обществе. Этот протест может привести подростка к одной из множества неформальных групп различного рода, и может заставить его убежать от дома к бродяжничеству. В особенно сложных ситуациях у подростков может проявляться суицидальное поведение - мысли о смерти, соответствующие угрозы, попытки самоубийства.

Агрессия - это форма девиантного поведения. У подростков одним из основных способов формирования агрессии является наблюдение за внешней агрессией. Подростки, которые подвергаются насилию дома и сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Еще один источник агрессивности - это СМИ.

Необходимо различать понятия «агрессия» и «агрессивность», поскольку их различие приводит к важным последствиям: во-первых, агрессивность личности не стоит за какими-либо агрессивными действиями субъекта, а во-вторых, агрессивность личности не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В настоящее время большинство специалистов принимают следующее определение: агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или вреда другому живому существу, имеющее все основания избегать такого обращения с самим собой. Под агрессией следует понимать степень присутствия агрессии в поведении человека.

Агрессия имеет качественные и количественные характеристики. Как и любое свойство, оно имеет различную степень серьезности: от почти полного отсутствия до его окончательного развития. У каждого человека должна быть определенная степень агрессивности. Его отсутствие приводит к пассивности, утверждениям, соответствию и т. д. Его чрезмерное развитие начинает определять все лицо личности, которое может стать конфликтным, неспособным к сознательному сотрудничеству.

В подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек, бывают возрастные периоды с все более и более низкими уровнями проявления агрессивного поведения. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена ​​как возрастными, так и гендерными особенностями: у мальчиков-подростков все показатели агрессии гораздо более выражены, чем у девочек. У мальчиков, в отличие от девочек (у девочек агрессия в основном существует потенциально - в форме страха или зависимости), агрессия определяется как тенденция или реальность поведения. В подростковом возрасте преобладает прямая физическая и словесная агрессия; в отличие от них, у девочек преобладает косвенная словесная форма агрессии.

Чтобы предотвратить агрессивное поведение, необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами общества, умению находить альтернативные мирные способы разрешения конфликтов.

На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков. Целью эмпирического исследования, проведенного в рамках курсовой работы, было выявление различий в уровне агрессивности у мальчиков и девочек.

Результаты экспериментального исследования показали, что степень выраженности компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек различна.

Таким образом, цель нашего исследования - изучить проблему агрессивности в подростковом возрасте и выявить различия в уровне агрессивности у мальчиков и девочек - была достигнута; задачи выполнены. Гипотеза - существуют гендерные различия в уровне агрессивности подростков - подтвердилась.