Политика как социальный институт

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Квазигруппы: понятие, признаки и разновидности
Экономические институты как объект социологического исследования
Изменение роли института семьи в современном обществе
Высшее образование как канал социальной мобильности


Введение:

Политология, возникшая в древние времена, считает одним из важнейших аспектов социальной жизни, который тесно переплетен со всеми социальными институтами и затрагивает каждого в той или иной степени.

Цель: Определите основные черты политической науки как социального института.

Задачи:

  1. Рассмотрим предмет политической науки.
  2. Определить подходы к изучению политологии как социальной науки.
  3. Изучить функции и задачи политологии.
  4. Проследить взаимодействие политологии с другими общественными институтами.
  5. Проследить историю становления и развития политологии.

Роль политики в мире усиливается как главная связь между различными аспектами общества, и многие события наделены политическим характером, что приводит к его все большему влиянию на жизнь населения. Политология как наука, изучающая политические явления, должна рассматривать их неразрывно с обществом и его социальными институтами, поскольку каждое событие в политической жизни отражается в других областях.

Определение и особенности

Социальный институт - это чрезвычайно расплывчатое понятие, имеющее более десятка определений, например, А.А. Грицанов дает следующее определение: «Социальный институт - это относительно устойчивая форма организации общественной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в обществе».

Ян Щепанский сводит определения социального института к четырем основным:

  1. определенная группа людей, осуществляющих совместную деятельность:
  2. определенная организация людей, которая выполняет комплекс функций от имени всей группы;
  3. учреждения и средства деятельности, которые регулируют поведение членов группы;
  4. некоторые социальные роли, особенно важные для группы. 

Обычно социальные институты делятся на 4 основные группы:

  1. экономические институты (институты, связанные с производством товаров и их распределением)
  2. Институты стратификации (институты, связанные с взаимоотношениями различных социальных групп общества)
  3. Политические институты (институты, связанные с распределением политической власти в обществе)
  4. Духовные институты (институты, связанные с созданием и потреблением обществом духовных благ)

Все эти институты взаимосвязаны и в совокупности отражают все аспекты общественной жизни.

Несмотря на огромное количество определений, почти все дают социальному институту такую ​​характеристику, как стабильность отношений и организации. И поскольку оно стабильно, оно должно иметь определенную структуру. Что касается структуры, а также в отношении определения, то нет однозначного определения.

Социолог К. Панунцио видит структуру социальных институтов следующим образом:

  1. Подсистема символических и утилитарных инструментов.
  2. Подсистемы семейных, договорных и принудительных объединений.
  3. Подсистемы морали, правил жизни и обычаев.
  4. Подсистемы веры, идей и идеалов. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация, 2003

Рассмотрим институт семьи в структуре, предложенной Панунцио: первая подсистема появляется в форме общей фамилии, штампа в паспорте, общего имущества и т. д.; второй тип подсистем сам по себе говорит об объединении, то есть семье; третий тип выражается в церемонии бракосочетания, определенных традициях распределения семейных обязанностей, которые различны в каждом обществе, но тем не менее присутствуют везде; К последнему типу относится представление общества об идеальном устройстве семьи, отношениях супругов, наличии определенного количества детей.

Роль социальных институтов в обществе

Функция социальных институтов в общественной жизни заключается в формировании определенных устойчивых отношений между членами общества и регулировании их поведения в обществе.

В предыдущем разделе было указано, что социальные институты влияют на все аспекты жизни общества. Этот вопрос следует рассмотреть более конкретно:

Экономическая сфера

Социальные институты, связанные с экономикой, способствуют производству (фабрика, фабрика, корпорация), распределению (налог, торговля, рынок) товаров, улучшению условий труда и его распределению (биржа труда, профсоюзы).

Духовная сфера

Духовные институты способствуют развитию духовных ценностей общества (мораль, религия), воспитанию населения (школы, институты), предоставлению различных духовных благ обществу (музеи, театры, религиозные учреждения).

Социальная сфера

Институты стратификации играют важную роль в разделении общества на различные социальные группы по профессиональным, расовым, гендерным и другим характеристикам, облегчая взаимодействие между этими группами, разрешая конфликты и споры и способствуя достижению правопорядка в обществе.

Политическая сфера

В этой работе эта область имеет наибольшее значение, поскольку политология изучает этот конкретный аспект общественной жизни, деятельность этих учреждений будет более подробно рассмотрена ниже.

Наука как социальный институт

Наука, благодаря своей образовательной деятельности, способна регулировать поведение членов общества, что означает, что она соответствует определению, данному Ю. Щепанским.

Как социальный институт наука стала рассматриваться только в XVI-XVII веках в Западной Европе, и это стало свидетельством ее специфических функций и значения для общества. Разделение на отдельный социальный институт показало структурированность и стойкость организации науки. В его функции входило развитие научных знаний, их систематизация и обработка. Научная деятельность, система знаний, научные организации и учреждения стали рассматриваться как социальный институт науки.

В предыдущей главе была описана структура социальных институтов и даны элементы, общие для большинства социальных институтов.

Рассмотрим науку в рамках этой структуры:

  1. Наличие символических и утилитарных элементов: человек после получения определенного уровня образования получает сертификат / диплом, который является символом того, что он обладает определенным уровнем знаний и способностью использовать эти знания.
  2. Существование системы семейных, договорных и принудительных объединений: обязательность определенного уровня образования для всех граждан страны, возможность получения дополнительного образования на конкретной договорной основе.
  3. Наличие определенных обычаев и нравов: в качестве морального элемента можно заключить соглашение об экспериментах на животных и людях (в биологических науках), определенных традициях определения определенных социальных, политических и других явлений, которые не поддаются точному систематизация.
  4. Наличие веры, идей и идеалов: ученые верят в силу науки и в то, что они изучают, многие из них в своих исследованиях руководствуются более высокими идеалами и надеются, что их работа принесет пользу миру и обществу.

Политическая наука

Политология - это наука о политике, ее существенное, институциональное и функциональное выражение «технологии» политических процессов. Федощев Ф.Г. Политическая наука. Учебник в схемах и определениях. М .: Книжный дом, 2010 Поскольку политология - это наука о властных отношениях в обществе, она возникла так же давно, как и сама власть в государстве. Основателем политологии является Аристотель, древнегреческий философ, живший в третьем веке до нашей эры. В его работе «Политика» были заложены основы политической и социальной философии, политологии и теории управления.

Политология изучает такие элементы общественной жизни, как политические режимы, партии, формы правления и другие процессы и явления, связанные с политикой. Зачем все это изучать и в чем смысл политической науки как науки? Важность политической науки заключается прежде всего в объяснении основных процессов, происходящих в государстве, поиске закономерностей в политических явлениях и их отражении в жизни общества в целом и отдельных социальных групп и отдельных лиц.

Ключевые особенности политики:

  1. Прогнозирующий, заключающийся в предположении о перспективах развития общества и создании моделей будущего состояния политической системы, экономики, социальной стратификации и т. д. В то же время как положительные, так и отрицательные результаты политических явлений предсказаны.
  2. Интеграция, целью которой является поддержание целостности политической системы посредством формирования политического сознания и поведения общества.
  3. Организационные и организационные, заключающиеся в мобилизации ресурсов для быстрого решения социальных, экономических и других задач, стоящих перед обществом.
  4. Идеологическое, формируя определенные идеалы общества, отвечая на вопросы «К какому обществу мы стремимся?», «Какое общество у нас сейчас?». Эти идеалы должны мотивировать людей к творческой деятельности.
  5. образовательные, направленные на социализацию граждан, их активное участие в политической жизни государства.
  6. Инновационный, ответственный за творческое изучение политики, создание теорий и моделей, поиск новых путей решения существующих проблем. Политология, опираясь на имеющийся опыт, должна создать предпосылки для формирования лучшего общества.

Наряду с развитием политических отношений в обществе развивалась и политология: формировались новые подходы, создавались теории.

Сейчас существует множество подходов к рассмотрению политологии, основные из которых:

  1. Директивный подход
  2. Функциональный подход
  3. Коммуникативный подход
  4. Институциональный подход

В предписывающем подходе политика рассматривается как отношение к власти. То есть общественные отношения будут тогда рассматриваться политически, когда они каким-либо образом связаны с перераспределением власти или использованием механизмов власти.

В функциональном подходе политика - это деятельность управления обществом. Роль политики в рамках этого подхода заключается в сохранении целостности общества и его структур.

Коммуникативный подход, предложенный Аристотелем, считается самым древним. В рамках этого подхода политика рассматривается как высшая форма взаимодействия людей, а государство - как всеобъемлющая форма социального общения.

Институциональный подход к изучению политологии ориентирован на устойчивые формы проявления политики - политические институты. Политика в рамках этого подхода рассматривается как способ взаимодействия общества и государства через государственные институты.

Политология влияет на жизнь не только внутри государства, но и на положение стран на мировой арене. Мировая политика возникла недавно, в результате Первой мировой войны, которая вынудила общественность выступить против секретных договоров и потребовать наличия информации. Это привело к мысли, что профессиональные дипломаты могут отказаться от мировой политики. Карр Э.Х. Двадцать лет кризиса: 1919-1939. Введение в изучение международных отношений.

Карр в своей статье исследует различные взгляды на политологию. Он выделяет два основных подхода к рассмотрению политической науки: утопизм и реализм. Утописты видят роль политологии в развитии такого пути развития государства, который достигнет идеального, по их мнению, устройства его. В своей деятельности они опираются на теорию и моральные ценности общества, которые они развивают. Реалисты, с другой стороны, полагаются на опыт и видят роль политической науки в объяснении и предсказании политических событий. Однако эта политика находится между утопизмом и реализмом и заключается в способности сочетать стремление к идеалу и опору на существующий опыт.

Связь политологии с общественной жизнью

Политическая структура государства прямо или косвенно влияет на все сферы общественной жизни так же, как они влияют на течение политических явлений в государстве и на глобальном уровне.

Проблема взаимоотношений между политикой и экономикой является одной из важнейших проблем общества на протяжении всего его развития. Этот вопрос становится наиболее острым в переходные периоды (изменение политической системы или экономической модели, изменение социальных ценностей граждан). Экономика является руководством в этих отношениях, поскольку она является материальной основой политики и определяет ее. Содержание политики так или иначе исходит из экономических интересов людей.

Это одна из сторон взаимодействия, однако политика, определяемая экономикой, обладает достаточной независимостью и способна оказать противоположное влияние на экономику. Ф. Энгельс писал, что влияние политики на экономику «может быть трех видов. Он может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; он может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время для каждой большой нации он терпит крах через определенный промежуток времени или может создавать препятствия для экономического развития в определенных направлениях и толкать его в других направлениях. Этот случай, наконец, сводится к одному из предыдущих. Однако очевидно, что во втором и третьем случаях политическая власть может нанести наибольший ущерб экономическому развитию и может привести к растрате сил и материалов в больших количествах. 

Политика влияет на экономику, решая основные экономические проблемы, успех которых зависит от того, к кому они обращаются. Если проблема решается на основе оценки социальных сил, выражающих объективные потребности исторического развития, тогда общество сравнительно быстро справится с трудностями. В том же случае, когда проблема решается с учетом оценки и анализа, проведенного группой людей, преследующих свои экономические интересы, проблема может оставаться нерешенной в течение длительного времени и приводить к новым трудностям.

Сейчас в России формируется новая наука, цель которой - проанализировать взаимодействие бизнеса с государством и влияние этого взаимодействия на общество. Эту науку называют экономической политологией. В России потребность в этой науке стала очевидной в 1990-х годах, когда общество увидело, насколько велико влияние бизнеса в государстве и насколько противоречивыми могут быть отношения между государством и экономической элитой. В 2005 году МГИМО выступил с идеей создания факультета экономической политологии, где студентов будут обучать анализу отношений в «треугольнике» бизнес-власть-общество. Они также изучают эту проблему в Высшей школе экономики. Подходы к изучению экономической политологии в этих институтах различны: в МГИМО она более прикладная и основана на практическом опыте, а НИУ ВШЭ занимается изучением западных экономических теорий и выявлением в них тех аспектов, которые могут помочь в понимании политических явления.

Термин «идеология» в 1796 году был введен французским ученым А. Дестютом де Трейси и определен как наука об идеях. Однако с момента введения термина его определение претерпело ряд изменений, вот одно из определений: идеология - это система взглядов, идей, выражающих фундаментальные интересы крупных социальных групп: народов, классов, обществ, социальных движений.

А политика и идеология универсальны и способны проникать во все сферы общественной жизни и мышления человека, но они также сочетаются друг с другом. В случае слабости политики, отсутствия идей и решений политику можно заменить идеологией, которая в аналогичной ситуации заменяет и подчиняет политику.

В естественном государстве политика и идеология объединяются в единый политико-идеологический комплекс. Политика по своей сути идеологическая, поскольку она ставит перед собой определенные идеалы и цели, на основе которых она осуществляет свою деятельность. Однако политика не должна становиться слишком склонной к идеологии, потому что в этом случае политика не сможет решить насущные проблемы общества, а направит все свои чаяния и ресурсы на достижение своих целей.

Любая политика должна иметь определенную теоретическую основу, вытекающую из идеологии. Именно эта основа определяет цели развития общества, отбирает социальные силы, на которые опирается политическая власть.

Политическая идеология является формой выражения политических знаний и идей.

Основные функции политической идеологии:

  1. Ориентация: устанавливает цели, к которым следует стремиться, и способы достижения этих целей.
  2. Мобилизация, придание своим последователям определенной ориентации на политическую деятельность.
  3. Интеграция: действует как объединяющий фактор в обществе, сдерживая индивидуальные интересы.

Существует много политических идеологий, основными из которых являются либерализм, консерватизм, социал-демократия, фашизм, социализм и анархизм.

Либерализм возник как идеология в XVII-XIX веках в Европе в ходе борьбы буржуазии против феодального монархического абсолютизма. Источниками всей политической идеологии были Ж. Локк, С. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант и другие.

Либерализм основан на естественных правах людей на жизнь, свободе совести и праве на частную собственность.

Характерные черты либерализма:

  1. Индивидуализм - интересы личности превыше всего.
  2. Свобода является главной ценностью, и единственным способом ее ограничения является свобода другого человека.
  3. Причина - рациональность ставится выше эмоций.
  4. Равенство - каждый человек имеет одинаковые права и свободы в гражданском, политическом и экономическом плане, но это не означает равенства доходов и социального уровня.
  5. Толерантность - терпимое отношение к другим взглядам, религиям, расам и т. д.
  6. Согласие - политические отношения и отношения между социальными группами должны основываться на взаимных договоренностях, а не на насилии.
  7. Верховенство закона - закон один и тот же и обязательный для всех.

Консерватизм

Консерватизм начал формироваться как реакция на Великую французскую революцию и стал выступать против либерализма. Консерваторы выступают за сохранение существующих традиций и институтов, отказ от радикальных реформ. Источниками консерватизма являются Э. Берк, Ричард Хукер, Джозеф де Местре, Климент Меттерних и другие.

Основные принципы консерватизма:

  1. Традиционное - уважение к традициям, обычаям, прошлому, как основа стабильности в государстве.
  2. Человеческое несовершенство - по мнению консерваторов, человек несовершенен, и с этим может бороться только строгий общественный контроль.
  3. Иерархия - неравенство людей из-за большого количества статусов и должностей.
  4. Порядок - государство для общего блага должно поддерживать строгий порядок в обществе.
  5. Приоритет государственных интересов над интересами личности.
  6. Постепенный и плавный процесс социальной реформы.

Фашизм

Идеология фашизма сформировалась между первой и второй мировыми войнами в Италии под руководством Бенито Муссолини. Крайне правая идеология с уклоном в милитаризм, культ личности, тоталитаризм и идеи национального превосходства. Часто термин фашизм также означает нацизм в Германии, которая также возникла между мировыми войнами.

Характерные черты фашизма:

  1. Антикоммунизм - это набор политических доктрин, направленных против идей, политических движений и идеологий коммунизма, а также методов правления, используемых в социалистических странах.
  2. Традиционализм - опыт ставится выше разума, консервативно-реакционных и контрреволюционных идей.
  3. Национализм - это идея расового превосходства.
  4. Государство - это пропаганда максимально возможного слияния интересов граждан и социальных групп с интересами государства.
  5. Милитаризм - это идея, которая оправдывает постоянное наращивание военной мощи и использование силы в решении внешних и внутренних конфликтов.
  6. Лидерство - это назначение одного человека абсолютным лидером в государстве.

Социализм

Социалистическая идеология получила наибольшее распространение в 20 веке, после того как Карл Маркс создал теорию марксизма в середине 19 века.

Характерными чертами социализма являются:

  1. Равенство - социальное неравенство, вызванное неравенством доходов и другими факторами, должно быть полностью устранено.
  2. Приоритет общества - каждый человек зависит от общества, что означает, что благосостояние общества является приоритетом, потому что без этого благосостояние граждан невозможно.
  3. Коллективизм - коллективная деятельность важнее и продуктивнее, чем деятельность отдельных людей.
  4. Общественная собственность - поскольку частная собственность является источником неравенства людей, ее следует заменить общественной.
  5. Масса - желание создать бесклассовое общество.
  6. Плановая экономика - внедрение командно-административной экономической модели.

Анархизм

Первым, кто открыто назвал себя анархистом, был Пьер Жозеф Прудон, который жил в 19 веке. Он считается основателем современного анархизма. Анархизм - это политическая идеология, которая не признает власть человека над человеком и рассматривает любое государство как акт насилия против своих граждан.

Характерные черты анархизма:

  1. Отсутствие власти - признание любой власти насилием.
  2. Свобода ассоциации - в анархистском обществе возможны любые объединения людей, которые служат удовлетворению их интересов.
  3. Взаимная помощь - признание коллективного труда более эффективным, чем труд одного человека.
  4. Равенство - отсутствие какого-либо рода, не было никакой иерархии в обществе.

В дополнение к этим идеологиям существует множество других, например, феминизм и экологизм, но они встречаются гораздо реже, чем те, которые описаны выше.

Правильный набор правил поведения, установленных государственной властью, а также таможенных и общежитийных правил, утвержденных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной властью государства в целях защиты, консолидации и развития общественных отношений и политики. это выгодно и приятно для правящего класса. Шмидт О.Ю., Большая Советская Энциклопедия, М .: ОГИЗ РСФСР, 1940

Анализ политики не может быть проведен без анализа ее взаимодействия с законом. Взаимодействие политики и права очень многостороннее: с одной стороны, политика регулирует правовые нормы и делает их в целом обязательными, с другой стороны, власть в демократическом обществе должна сама подчиняться установленным ей нормам права.

Несмотря на сильную взаимозависимость между законом и политикой, между ними существует ряд различий:

  1. Основное различие между правом и политикой заключается в том, что право - это совокупность норм, актов и законов, а политика - это стратегия и тактика поведения человека и воздействия властных структур на общество не только через правовой аппарат, но и через другие рычаги давления, такие как власть, идеологические и материальные.
  2. Существует различие в широте понятий, политика охватывает не только политическую сферу, но и распространяется на любые вопросы общественной жизни. Политика почти везде, где есть закон, и право далеко не всегда проявляется в политических явлениях.
  3. Политика способна к быстрым изменениям, а закон меняется крайне медленно. Закон является довольно «стабильной» сферой общественной жизни, а политика более противоречива и, как следствие, является гибкой и противоречивой.

Основные способы взаимодействия политики и права:

  1. Закон подчиняется политике (наблюдается в тоталитарных и авторитарных странах или во время революционных движений).
  2. Абсолютизация права, переоценка его возможностей
  3. Разумное взаимодействие права и политики.

Гармоничное взаимодействие этих сфер общественной жизни оказывает очень благотворное влияние на общество и может служить основой для создания действительно демократического государства.

Проблемы взаимодействия права и политики становятся очень важными в современном мире, поскольку правовые нормы становятся законными только тогда, когда они обязательны для всех членов общества, включая чиновников и государственных чиновников. 

История политологии

История политической науки восходит к античности, когда политическая мысль выражалась в мифологической форме, а власть воспринималась как воля Бога. Деятельность Хаммурапи, Конфуция и некоторых других государственных деятелей Древнего Востока относится к этому историческому периоду.

В древние времена такие мыслители, как Аристотель, Аристотель занимался политическими вопросами: «Мысль», 1983, Платон Платон. Работает в четырех томах. Санкт-Петербург: «Издательство Олега Абышко», 2006, Цицерон Цицерон. Диалоги. М., Научно-издательский центр "Ладомир" - "Наука", 1994. и другие. В своих работах политология была представлена ​​только как часть экономической, духовной и правовой подсистем общества. Однако уже существует отделение политической науки от влияния мифологии.

Становление политической науки как самостоятельной научной дисциплины стало возможным благодаря ее отделению от других областей общественной жизни. Основоположником современной политологии считается флорентийский мыслитель Никколо Макиавелли, живший в XVI веке. Именно он впервые представил политологию как самостоятельную дисциплину. 

Многие доктрины вытекают из доктрины естественных прав, которые показывают несостоятельность политической науки. Так, опираясь на эту теорию в XVII веке, которые одновременно приходят к противоположным идеалам политического устройства государства. Гоббс утверждает, что идеальной формой правления является абсолютная монархия, и Локк видит идеал государства в республике.

В эпоху Возрождения начался процесс отхода политологии от теологии и развития ее гуманистических принципов.

В 18-19 веках в Западной Европе процветала политология, вызванная переходом многих государств к конституционным формам правления. В этот период возникла необходимость в анализе деятельности политических структур и способствовала развитию науки о государстве, его органах и правовых основах деятельности органов власти. Работа таких мыслителей, как Монтескье Монтескье Шарль Луи восходит к этому периоду. Избранные произведения, Вольтер, Руссо. В этот период формируется система либеральных взглядов на государственную власть, появляется характеристика верховенства закона, формируются концепции прав и свобод граждан.

Окончательное разделение политической науки как самостоятельной научной и образовательной дисциплины восходит к началу 20-го века. В 1903 году была создана Американская политологическая ассоциация, которая заложила основу для создания подобных организаций в Европе (главным образом после Второй мировой войны). В этот период американская школа политической науки стала доминирующей, перехватив инициативу у европейских.

В начале 20 века основное внимание исследователей было сосредоточено на проблемах социальных основ политической власти. Формирование определенных разделов политической науки, например, общественно-политической науки.

После Второй мировой войны происходит новый виток развития политической мысли, создается много теорий, объясняющих проблемы демократии и социальной политики государства, обосновывающих современные концепции власти и теоретические модели западного общества.

В России на политологию стали обращать внимание еще в XVII веке, когда Михаил Ломоносов в 1755 году создал кафедру политики в структуре Московского университета. В то же время Екатерина II переписывалась с ведущими французскими мыслителями, такими как Вольтер, и пыталась следовать их теории «просвещенного абсолютизма».

С 1804 по 1835 г. в Московском университете действовала кафедра моральных и политических наук.

С приходом Советской власти политология приобретает статус буржуазной «лженауки». Политическая экономия, которая была идеологической основой СССР, утверждала, что политология как таковая является лишь надстройкой экономики. Несмотря на запрет политологии в СССР, в 1955 году была открыта Советская ассоциация политических наук. Возрождение политологии в современной России началось в 1989 году с реставрации факультета политики Московского университета; В 2008 году кафедра была переименована в кафедру политики.

Вывод:

В данной работе рассмотрена деятельность политологии как социального института, ее влияние на жизнь общества, других институтов и на сферы общественной жизни. В рамках работы было исследовано, что такое социальные институты, политология и политика, и было доказано, что политология, как и другие науки, является социальным институтом и оказывает влияние на общество.

Автор выделил основные взаимосвязи между политологией и жизнью общества с точки зрения экономики, права и идеологии. Была установлена ​​сильная зависимость жизни общества от политологии и ее взаимодействия с другими науками и общественными институтами. Рассматривается процесс развития политической науки и ее становления как самостоятельной научной и учебной дисциплины.