Политика демонополизации и развития конкуренции в сфере торговли

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 20.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Соотношение форм собственности на различных ступенях развития человеческого общества   
Наука, технологии и инновации в современной России 
 
 


Введение:

Среди массы новых явлений, с которыми люди нашей страны столкнулись с самого начала перехода к рыночной экономике, явление конкуренции привлекает относительно скромное внимание. Конкуренция в повседневной жизни, пожалуй, лишь напоминает агрессивную рекламу компаний, борющихся друг с другом, чтобы превозносить свою продукцию и выгодные цены. В то же время профессиональные экономисты придают поистине колоссальное значение концепции конкуренции на рынке как основного систематизирующего фактора, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно.

Трансформация экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений выявили острую необходимость в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создании благоприятных условий для развития конкурентной среды.

С начала 90-х годов для России обострились проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках: без твердых и последовательных мер против монополии нельзя надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех экономических реформ во многом зависит от сбалансированной, проверенной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений. В социалистических странах не было борьбы против монополий как таковых. Напротив, государственное планирование напрямую предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации производства, обеспечивающим экономию средств за счет эффекта масштаба.

В нашей стране, промышленность которой унаследовала целый комплекс гигантов-монополистов от командно-административной системы бывшего СССР, проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли монополий, уже действующих на рынке, становится особенно актуальной.

В России процесс создания государственного контроля для предотвращения недобросовестной конкуренции фактически начинался с нуля, так как он присутствовал лишь недавно в управлении экономикой.

 

Демонополизация, ее цели, методы и механизмы

 

Антимонопольная политика является основным направлением деятельности государства в формировании конкурентных рыночных структур. Он направлен на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, предотвращение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика - это комплекс правительственных мер, включая соответствующее законодательство, систему налогообложения, разгосударствление собственности, поощрение малого бизнеса и т. д. В целом, эта политика направлена ​​против монополизации производства и развития конкуренции среди производителей.

Антимонопольная политика государства основана на антимонопольном законодательстве и законодательстве о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена ​​на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рынка и формированию монополий на рынке.

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для конкуренции на рынке и предотвращение чрезмерной монополизации рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

В рамках антимонопольной политики государство демонополизирует экономику страны и реализует стратегию вмешательства в деятельность существующих монополий с точки зрения ограничения цен на продукцию.

Демонополизация - это государственная политика, направленная на обуздание монополии и развитие конкуренции. Демонополизация осуществляется с использованием законодательных мер, обеспечивающих:

  • равные условия для различных форм собственности,
  • увеличение количества производителей
  • устранение привилегий и препятствий для конкуренции.

Демонополизация включает в себя:

  • предотвращение слияний и поглощений, направленных на завоевание доминирующего положения на рынке;
  • запрещение соглашений о разделе рынков;
  • запрет на дублирование управления;
  • приобретение акций конкурирующей фирмой.

Стратегия интервенций - способы вмешательства государства в процесс монопольного ценообразования с целью снижения потерь от монополии. Есть несколько основных стратегий:

  • налоговое регулирование, позволяющее снизить негативные последствия монополии путем перераспределения ее прибыли;
  • контроль цен, что позволяет, в частности, снизить цены в монополизированных отраслях;
  • управление государственным имуществом;
  • государственное регулирование, которое предполагает наличие специальных отделов, которые контролируют цены, объемы производства, вхождение фирм в отрасль и выход из них;
  • антимонопольная политика, устанавливающая правила и ограничения, препятствующие развитию антиконкурентных явлений.

Ядром антимонопольной политики является антимонопольное законодательство, которое представляет собой совокупность правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополии и недобросовестной конкуренции. Это законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов и государственных органов на рынке.

Основные задачи антимонопольного законодательства:

  • обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в народном хозяйстве;
  • устранение всех препятствий на пути обострения конкуренции на правовой основе, что позволяет исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктата субъектов хозяйствования;
  • определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил добросовестной конкуренции;
  • защита интересов малого и среднего бизнеса от произвола крупного бизнеса;
  • создание условий для развития народного хозяйства.

Антимонопольное законодательство тесно связано с общей системой мер, с помощью которых государство пытается влиять на рыночные отношения и формы бизнес-ассоциаций. Он ограничивает некоторые из наиболее грубых и очевидных методов монополистической деятельности, оказывает определенное влияние на конкуренцию, но никогда не затрагивает наиболее важных интересов крупных корпораций. Конкретная антимонопольная программа разработана и осуществляется действующим правительством. Следовательно, эта программа является неотъемлемой частью общей экономической программы правительства, которая может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, определенных социальных групп или общие интересы нации и должна учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, общественно-политическая ситуация. Это означает, что эффективность применения антимонопольного законодательства и эффективность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

В экономической практике развитых стран проблема реализации антимонопольной политики на протяжении XX в. в основном решено успешно. Прежде всего, через правовые барьеры. Именно поэтому антимонопольное регулирование фактически является одним из составных элементов задачи обеспечения правопорядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов фирм, участвующих в рыночном процессе, рассматривается не столько в конкретном прикладном смысле, сколько в общеэкономическом смысле. Ограничивающий контроль государства над естественной тенденцией динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополии, понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания максимальной конкуренции в национальной экономике, равновесия цен на рынке.

Современное процветание различных видов монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что формирование монополий является естественным процессом, и это объясняется тем, что сама конкуренция, как важный элемент рыночного механизма, порождает их, потому что каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

Используя законодательные рычаги, государство контролирует динамику потребительских цен в каждой развитой стране. В случае опасных тенденций, чрезмерно динамичного роста цен государственные органы срочно проводят расследования с целью выявления конкретных виновников, которыми обычно являются фирмы, которым удалось захватить чрезмерно активные позиции на одном из рынков.

Антимонопольная политика государства со временем приобрела новые тенденции в своем развитии. С нарастающей волной международной конкуренции во второй половине XX в. Положение государства натолкнулось на определенные трудности. Противодействие иностранной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали поддержки со стороны государства для его крупного бизнеса. Однако общие правовые условия не позволяют этого. В результате вопрос решается путем компромисса: в особо напряженных случаях государство допускает «исключения из правил» для некоторых крупных компаний, которые, как правило, являются гордостью национальной экономики, получают разрешение на слияние. 

Еще одна особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство сегодня больше ориентируется на косвенные меры по обеспечению наличия в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разных размеров. Практика доказала, что страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институциональную и производственную структуру, побеждает больше на мировой арене.

Крупные корпорации, обходя антимонопольное законодательство, используют формы слияния и монополистической деятельности, которые являются законными с точки зрения антимонопольного законодательства - холдинговые компании, система участия, конгломеративные слияния (слияния компаний, принадлежащих к различным сферам экономической деятельности), а также В качестве скрытых методов установления монопольного господства - джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации перестраивают свою структуру, приспосабливаясь к меняющимся реалиям и сохраняя их сущность.

 

Антимонопольная политика государства: цели и содержание

 

«Антимонопольная политика - это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и мониторинг процессов концентрации на рынках, подавление монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и создание условий для развития конкуренции на рынке, а также продвижение и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил. "

Усиление роли монополий приводит к потерям в экономике в целом для общества, что проявляется в следующих процессах:

  • рост цен;
  • ограничение роста производства;
  • ограничение внедрения достижений научно-технического прогресса в производство.

Для предотвращения таких негативных процессов государственное антимонопольное регулирование осуществляется в двух направлениях:

  • формирование антимонопольного законодательства;
  • создание системы антимонопольных органов, призванной регулировать и контролировать монополистическую деятельность.

Однако одних этих мер будет недостаточно, если роль антимонопольных органов не будет принята в более широком смысле. И эта деятельность должна быть направлена ​​на развитие экономики в целом, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение эффективной занятости и т. д.

Правительство использует различные инструменты в своей антимонопольной политике. Основные из них следует выделить:

  • Создание системы антимонопольных органов.
  • разработка антимонопольного законодательства с учетом различных вариантов деятельности монополизированных структур.
  • влияние уровня налогообложения на монопольное давление.
  • установление контроля над ценами монополистов.
  • смена формы собственности монополиста путем участия самого государства в производственном процессе.
  • применение прямых методов государственного регулирования отраслей экономики.
  • принципы экономической либерализации путем создания условий для расширения числа субъектов хозяйствования и развития конкуренции на рынках.
  • ввиду невозможности полностью ликвидировать монополию на рынках, смещая акцент на ограничение монопольных злоупотреблений.
  • влияние на изменения в структуре отрасли (особенно в области «естественных монополий») с целью ограниченного внедрения принципов конкуренции.
  • введение в реестр хозяйствующих субъектов с более чем 35% общего спроса на рынке.

Давайте рассмотрим некоторые из них более подробно. Антимонопольный орган проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предотвращает и подавляет монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и другие действия, ограничивающие конкуренцию. Для осуществления своих полномочий федеральный антимонопольный орган вправе создавать подчиненные ему территориальные органы и действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Формирование системы антимонопольных органов в нашей стране имеет определенную эволюцию . Предшественник Федеральной антимонопольной службы - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение «О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

В сентябре 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (74 территориальных управления). Численность специалистов центрального аппарата составляет 350 человек, территориальных органов - 1477 человек (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий). В 2007 году ожидается существенное увеличение штатной численности ФАС России, что связано с наделением ФАС России новыми полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в отдельных сферах деятельности. В структуре службы образовано 14 управлений по основным направлениям ее деятельности. ФАС России не имеет подведомственных государственных учреждений, организаций и унитарных предприятий. 

Рассмотрим для примера основные итоги и направления работы ФАС России по итогам 2007 - 2009 годов.

Миссией ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации.

Стратегическими целями ФАС России являются:

  • Создание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий.
  • Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и развитие конкуренции в их потенциально конкурентных видах деятельности.

Цели ФАС России будут способствовать достижению следующих целей Правительства Российской Федерации:

 

  • Обеспечение субъектам рынка равноправного доступа к потребителям и ресурсам;
  • Сокращение доли монопольных секторов в экономике;
  • Сокращение доли не и вне правовых способов регулирования деятельности субъектов рынка;
  • Сокращение возможностей административного регулирования деятельности субъектов рынка;
  • Рост количества новых эффективных субъектов экономики;
  • Повышение внешней и внутренней конкурентоспособности российских предприятий;
  • Развитие потенциала транспортной, торговой, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры.

Создание условий для развития конкуренции посредством предупреждения и пресечения антиконкурентных действий

Деятельность ФАС России в рамках достижения данной цели направлена на снижение уровня концентрации на товарных и финансовых рынках, обеспечивающее повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей внутри страны и за рубежом, снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Создание условий для развития конкуренции призвано, в первую очередь, обеспечить высокие темпы экономического роста. В настоящее время большинство отраслей отечественной промышленности, а также финансовые рынки характеризуются высокой степенью монополизации, а также структурированной технологической вертикальной интеграцией производств.

 

Политика демонополизации и развития конкуренции в сфере торговли

 

Противодействие монополистическим тенденциям экономически оправданно и эффективно, если ведет к повышению конкурентоспособности рыночно ориентированных отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке, созданию дополнительных рабочих мест. Таким образом, указанная стратегическая цель ФАС России направлена на обеспечение удвоения валового внутреннего продукта.

В рамках данной цели предусматривается решение следующих задач:

Создание благоприятной конкурентной среды

Работа ФАС России в рамках реализации этой задачи будет заключаться в совершенствовании законодательства, правоприменения в рамках полномочий службы, а также адвокатировании конкуренции. Выполнение данной задачи приведет к росту числа хозяйствующих субъектов, удовлетворенных состоянием конкурентной среды, снижению уровня концентрации на отдельных товарных рынках и повышению места России в международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств. Кроме того, за период 2005-2007 гг. предполагается в 5 раз повысить долю выставляемых поведенческих требований, направленных на обеспечение конкуренции, на 20 процентных пунктов повысить уровень прозрачности сделок.

В целом, на реализацию этой задачи будут работать 3 бюджетные программы «Совершенствование конкурентного законодательства», «Адвокатирование конкуренции» и «Социология конкуренции».

Снижение уровня недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы

Решение этой тактической проблемы приведет к увеличению числа субъектов хозяйствования, которые отметили уменьшение таких форм недобросовестной конкуренции, как распространение ложной, неточной или искаженной информации, вводящей в заблуждение потребителей о качестве и других характеристиках товара неправильное сопоставление товаров при рекламе, продаже, обмене или ином введении в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности; получение, использование, раскрытие информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.

Кроме того, численность граждан, которые недовольны рекламой, и которые отметили такие проявления ее как несправедливую, ненадежную, неэтичную, заведомо ложную и другую рекламу, при которой нарушаются требования к ее содержанию, времени, месту и способу распространения информация, которая была нарушена, уменьшится.

В реализации этой задачи будут задействованы ресурсы двух ведомственных целевых программ: «Предотвращение пресечения недобросовестной конкуренции», «Повышение эффективности контроля в сфере рекламы».

Сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства субъектами хозяйствования на товарном и финансовом рынках

Решение этой проблемы приведет к снижению уровня латентности нарушений антимонопольного законодательства в сфере контроля за экономической концентрацией, снижению доли повторных нарушений антимонопольного законодательства и повышению (с дальнейшей стабилизацией) уровня штрафы за нарушение антимонопольного законодательства (размер которых в настоящее время неоправданно низок). Кроме того, доля выполненных поручений антимонопольных органов субъектам предпринимательской деятельности, направленных на устранение соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также злоупотребление доминирующим положением, увеличится на 8 процентных пунктов. Важным направлением работы ФАС России является повышение эффективности антимонопольных расследований, сокращение количества решений антимонопольных органов, оспариваемых и отменяемых в судах.

Для решения этой проблемы необходимо не только повысить эффективность работы антимонопольных органов, но и перевооружить их, что потребует создания информационных баз данных и автоматизированных рабочих мест для мониторинга судебных дел и анализа правоприменительной практики нарушения антимонопольного законодательства, создание единой информационной системы ФАС России. Таким образом, ресурсы будут направлены на решение этой тактической задачи в рамках двух ведомственных целевых программ: «Информатизация и автоматизация» и «Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства субъектами хозяйствования».

Сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны государственных органов и органов местного самоуправления

В рамках своих контрольных и надзорных функций ФАС России обеспечивает предотвращение и пресечение антиконкурентных действий государственных органов и органов местного самоуправления, таких как создание преференциальных условий для отдельных субъектов хозяйствования, создание административных барьеров для входа на рынки, создание преференциальных условий. для участия в тендере на закупку товаров и услуг государственных и муниципальных нужд, организатор конкурса, координация деятельности его участников, необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе и т. д.

В рамках этой задачи количество хозяйствующих субъектов, которые считают, что правительство и местные органы власти проводят антиконкурентные действия, будет уменьшаться. Доля заказов ФАС России, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления, возрастет.

Для реализации этой тактической задачи ресурсы будут направлены в рамках ведомственной целевой программы «Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления».

Обеспечение равного доступа к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в их потенциально конкурентной деятельности

Деятельность ФАС России в рамках достижения этой цели направлена ​​на обеспечение соблюдения субъектами естественной монополии законодательства, обеспечение увеличения объема товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентной деятельности, повышение эффективности инвестиционных программ. естественных монополий, обеспечивающих недискриминационный доступ к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий и повышающим прозрачность их деятельности.

В рамках реализации этой цели предусмотрены следующие задачи:

Сокращение количества нарушений законодательства о естественных монополиях

В настоящее время до 60% нарушений антимонопольного законодательства приходится на субъекты естественных монополий. Поэтому в рамках ФАС России, выполняющей контрольные и надзорные функции, особую актуальность имеет повышение эффективности антимонопольного контроля в этой сфере деятельности.

Решение этой тактической задачи приведет к снижению доли повторных нарушений законодательства субъектами естественных монополий на 10%.

Повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства субъектами естественных монополий потребует создания информационных баз данных и автоматизированных рабочих мест для мониторинга судебных дел и анализа правоприменительной практики нарушений законодательства о естественных монополиях. В целом, средства на решение этой проблемы планируется выделить по двум ведомственным целевым программам: «Информатизация и автоматизация», «Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о естественных монополиях».

Сокращение доли монопольных секторов в экономике

Продолжающаяся реструктуризация естественных монополий ставит перед ФАС России задачу демонополизации потенциально конкурентной деятельности естественных монополий, содействия развитию рыночной инфраструктуры и формирования справедливых правил игры на развивающихся рынках. Эта задача решается совместно с Министерством экономического развития России и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации (Министерство промышленности и энергетики России).

Решение данной тактической задачи приведет к росту доли независимых производителей товаров (услуг) в общем объеме производства в потенциально конкурентных секторах естественных монополий. За период 2005-2007 гг. этот показатель должен возрасти на разных секторах естественных монополий на 30-70%.

Для решения данной задачи предполагается привлечь средства по ведомственной целевой программе «Совершенствование конкурентного законодательства».

Повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и доступности производимых ими товаров (услуг)

Осуществляя нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий и согласование их инвестиционных программ, ФАС России обеспечивает недискриминационный доступ к производимым ими товарам (услугам), внедряет стандарты раскрытия информации, обеспечивая прозрачность их деятельности.

В рамках решения данной задачи предполагается повысить эффективность инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Эластичность выпуска товаров (услуг) субъектами естественных монополий по объему чистых инвестиций возрастет за период 2005-2007 гг. на 7%. На 10% снизится доля активов субъектов естественных монополий в непрофильных видах деятельности. Кроме того, на 10% возрастет доля потребителей услуг естественных монополий, считающих, что доступность услуг естественных монополий возросла за соответствующий год.

Для решения данной задачи предполагается привлечь средства по ведомственной целевой программе «Нетарифное регулирование деятельности субъектов естественных монополий».

Если в целом оценивать деятельность работы ФАС России, то можно привести статистические данные населения. Так, например, по оценкам Всероссийского центра оценки общественного мнения, ФАС - полезное ведомство для экономики России, особенно, по мнению граждан. Среди россиян пользу в деятельности ФАС видят 68% опрошенных против 11% видящих в работе ФАС скорее больше вреда. Среди предпринимателей баланс оценок 37% «+» и 6% «-». Кроме того, почти четверть предпринимателей (24%) склонны видеть прогресс в деятельности ведомства, пусть пока и небольшой (против 3% отмечающих ухудшение ее работы). Граждане еще чаще склонны замечать повышение качества работы службы (38% «+» против 24% «-»).
 

Демонополизация российской экономики


Политика демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации определила следующие приоритетные направления:

  • создание правовых и организационных основ государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественных и государственных монополий;
  • реализация первоочередных мер по демонополизации хозяйственных комплексов: торговли, строительства, связи, транспорта и автомобильного транспорта (кроме железнодорожного), машиностроения; осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью соблюдения антимонопольных требований и предотвращения создания новых монопольных структур, не принадлежащих естественной монополии; устранение экономических и административных барьеров на пути свободного движения товаров, услуг и капитала на рынках Российской Федерации;
  • снижение финансовых, экономических, организационных и правовых барьеров для выхода на рынок новых конкурирующих структур. Под финансовыми, экономическими, организационными и правовыми барьерами обычно понимают безвозвратные затраты при организации и реализации производства, всевозможные ограничения на инвестирование в проекты и предоставление кредитов, аренду помещений, землепользование, доступ к источникам сырья, технологиям, продажам. рынки, коммерческая информация;
  • пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных секторов экономики.

Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривал отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если: их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей и не ведет к сужению конкурентной среды на рынке; они не злоупотребляют своим доминирующим положением на российском рынке и не допускают монопольных действий, определенных статьями Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Следовательно, при определении целесообразности создания промышленных или финансово-промышленных групп, работающих на российских рынках, следует учитывать прогнозируемое вероятное влияние деятельности группы на состояние конкуренции.

В этом случае должны соблюдаться следующие условия:

  • во избежание злоупотребления доминирующим положением крупным промышленным или финансово-промышленным группам не разрешается приобретать монопольное влияние на местные товарные рынки и ограничивать доступ к ним для других субъектов хозяйствования, в том числе зарубежные;
  • промышленная или финансово-промышленная группа не должна включать фирмы-поставщики или фирмы-потребители, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках;
  • при создании промышленных или финансово-промышленных групп на принципах экспортных картелей не следует объединять фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких компаний в группу приведет к значительным трудностям или ограничению конкуренции на внутреннем рынке. 

 

Приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации


Политика демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации определила следующие приоритетные направления:

  • создание правовых и организационных основ государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественных и государственных монополий; реализация первоочередных мер по демонополизации хозяйственных комплексов: торговли, строительства, связи, транспорта и автомобильного транспорта (кроме железнодорожного), машиностроения;
  • осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью соблюдения антимонопольных требований и предотвращения создания новых монопольных структур, не принадлежащих естественной монополии;
  • устранение экономических и административных барьеров на пути свободного движения товаров, услуг и капитала на рынках Российской Федерации;
  • снижение финансовых, экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур. Финансово-экономические, организационные и юридические барьеры обычно понимаются как безвозвратные затраты на организацию и проведение производства, различные виды ограничений на инвестиционные проекты и обеспечение кредиты, аренда помещений, землепользование, доступ к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммерческой информации;
  • пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных секторов экономики.

Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривал отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если:

  • их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей и не ведет к сужению конкурентной среды на рынке;
  • они не злоупотребляют своим доминирующим положением на российском рынке и не допускают монопольных действий, определенных статьями Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Следовательно, при определении целесообразности создания промышленных или финансово-промышленных групп, работающих на российских рынках, следует учитывать прогнозируемое вероятное влияние деятельности группы на состояние конкуренции.

В этом случае должны соблюдаться следующие условия:

  • во избежание злоупотребления доминирующим положением крупным промышленным или финансово-промышленным группам не разрешается приобретать монопольное влияние на местные товарные рынки и ограничивать доступ к ним для других субъектов хозяйствования, в том числе зарубежные;
  • промышленная или финансово-промышленная группа не должна включать фирмы-поставщики или фирмы-потребители, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках;
  • при создании промышленных или финансово-промышленных групп на принципах экспортных картелей не следует объединять фирмы, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, если включение таких компаний в группу приведет к значительным трудностям или ограничению конкуренции на внутреннем рынке. 

​​​​​​​

Демонополизация экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации


Источниками финансирования мероприятий и работ по реализации значительным вкладом в дело поощрения конкуренции явилась Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденная постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 191. Демонополизация есть снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Программа установила цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Постановлением Правительства РФ предусмотрено, что неотъемлемую часть Государственной программы составляют отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне.

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Она часто возникает в результате обновления производства (использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования и т. п.).

Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции (республик, краев, областей и т.д.) входят в состав программ социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.

Таким образом, введена трехуровневая система программирования демонополизации экономики и развития конкуренции, что наиболее полно соответствует реалиям, сложившимся на российских товарных рынках. Государственная программа устанавливала приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции на 1994-1995 гг. и в конкретной своей части в значительной мере выполнена. Разработан и ждет утверждения проект новой Государственной программы.

Вместе с Государственной программой Правительство РФ утвердило план мероприятий по ее реализации. Основой плана было укрепление нормативно-правовой базы конкуренции монополистической деятельности. В частности, еще до конца 1994 г. должны были быть подготовлены законопроекты:

  • "О монополиях", определяющий порядок государственного контроля и регулирования субъектов естественной и других видов монополий на федеральном и местном уровнях;
  • "Об организованных товарных рынках", определяющий правовые основы торгового посредничества и порядок осуществления торгов в виде аукционов, ярмарок, тендерных сделок, а также биржевой торговли;
  • "О слияниях и концентрации производства и капитала", определяющий контролируемые уровни концентрации производства и капитала, достигнутые путем слияния, а также систему антимонопольных запретов в целях предупреждения монополизации рынков; о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", отражающий изменение государственного статуса и системы государственной власти России, расширяющий правовые гарантии защиты иностранных инвестиций в целях развития конкурентной среды внутреннего рынка России;
  • "О концессиях", определяющий условия и порядок их создания на территории Российской Федерации в целях развития экономики и конкурентной среды рынка. К сожалению, перечисленные очень нужные законы так и не появились.

​​​​​​​Вторым блоком нормативно-правовой базы конкурентной и монополистической деятельности являются нормативные акты, изданные Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации. Такую возможность ему предоставил Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Сейчас это делает вышеназванное Министерство Российской Федерации. Нормативные акты федерального антимонопольного органа Российской Федерации принимаются на основе антимонопольного законодательства и должны им соответствовать. На многие из них будут ссылаться в дальнейшем тексте темы. Здесь мы лишь обратим внимание на то, что юридическое значение и правовые последствия ведомственных актов федерального антимонопольного органа Российской Федерации не совпадают. Он принимает ряд нормативных актов, публикация которых прямо поручена ему Федеральным законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» или вытекает из его норм. Например, пункт 3 ст. 27 Федерального закона установлено, что порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства федеральными антимонопольными органами определяется Правилами, утверждаемыми Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации; Предпоследняя часть ст. 12 того же Федерального закона предоставило Государственному антимонопольному комитету Российской Федерации право давать разъяснения по применению антимонопольного законодательства. Конечно, в обоих случаях акты Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации носят нормативный характер и являются обязательными.

Результатом нормотворчества федерального антимонопольного органа Российской Федерации является разработка, утверждение и публикация рекомендаций по различным вопросам применения антимонопольного законодательства. Вышеуказанные акты также считаются нормативными, однако, как уже следует из их названия, они не имеют юридической силы общего обязательного характера. В то же время они играют важную роль в понимании предпринимателями, государственными и муниципальными служащими, всеми гражданами значения определенных правовых норм и процедур их применения, а также способствуют обеспечению единообразного понимания и применения антимонопольного законодательства на всей территории страны. страна.

Третий блок нормативно-правовой базы конкуренции и монополистической деятельности очень специфичен, и его включение здесь может показаться преждевременным. Речь идет о соответствующих договорах и соглашениях, заключенных государствами-участниками СНГ. Уже отмечалось, что многие из них стремятся к сближению и последующему восстановлению единого экономического и правового пространства. Экономическая основа этих процессов - общий для стран СНГ рынок с присущей ему конкуренцией и монополистической активностью. Рынок будет играть свою интегрирующую роль только при условии постоянной работы по согласованию, а затем унификации антимонопольного законодательства. Реальные сдвиги в этом направлении уже предпринимаются, и документы, в которых достигнутые соглашения официально закреплены, вполне могут претендовать уже сейчас, а тем более в ближайшем будущем на независимое место в нормативно-правовой базе, которую мы рассматриваем.

В марте 1993 года в Москве было подписано Соглашение о гармонизации антимонопольной политики (государств-участников Содружества Независимых Государств), в котором подчеркивалось, что согласованные действия по предотвращению, ограничению, пресечению монополистической деятельности и развитию конкуренции являются необходимым условием для расширения торгово-экономических связей. Координация антимонопольной политики осуществляется государствами на основе совместных действий, принципов и правил, добровольно принятых обязательств, равенства прав и обязанностей. Стороны Соглашения согласились сосредоточить свои усилия на выявлении и пресечении:

  • монополистические действия хозяйствующих субъектов и незаконные действия властей и администрации, направленные на ограничение конкуренции;
  • соглашения (согласованные действия), достигнутые в любой форме конкурирующих экономических субъектов (потенциальных конкурентов), если такие соглашения (согласованные действия) имеют или могут привести к значительному ограничению конкуренции;
  • недобросовестная конкуренция хозяйствующих субъектов.

​​​​​​​

Они также выразили намерение добиваться единообразия в установлении критериев и методов оценки монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, процедур рассмотрения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

В декабре 1993 года в Ашхабаде в соответствии с Соглашением было заключено подробное Соглашение о проведении скоординированной антимонопольной политики. Целью соглашения является определение правовых основ предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов хозяйствования в рамках общего экономического пространства, которые не подпадают под действие национального законодательства стран СНГ. Члены СНГ обязались: координировать совместные действия по предотвращению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; приблизительные антимонопольные законы в объеме, необходимом для осуществления Договора; создавать условия для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей; согласовать порядок рассмотрения и оценки монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и создать механизм сотрудничества на этой основе. Центральное место в договоре занимает ст. 3, в котором установлены общие правила конкуренции для субъектов хозяйствования, действующих на территории стран Содружества.

Для практической реализации Договора был создан специальный наднациональный орган - Межгосударственный совет по антимонопольной политике, а также разработаны и утверждены Положения о нем. Для выполнения своих функций Межгосударственный совет имеет право:

  • разрабатывать и утверждать регламент своей работы, а также вносить в него изменения;
  • организует экспертизу проектов документов, связанных с реализацией положений Соглашения о проведении согласованной антимонопольной политики;
  • создать рабочие группы экспертов для подготовки соответствующих проектов документов;
  • вносить на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и Координационно-консультативного комитета Содружества документы, подготовленные Антимонопольным советом для принятия по ним решений и подписания в установленном порядке;
  • выдавать субъектам хозяйствования стран СНГ обязательные для исполнения указания о принятых решениях;
  • обращаться с ходатайствами и просьбами о разрешении споров в Экономический суд Содружества Независимых Государств;
  • запрашивать и получать из стран СНГ информацию, необходимую для выполнения их функций.

Практика регулирования отношений между государствами-участниками СНГ включает многосторонние и двусторонние соглашения. 29 марта 1996 г. было подписано Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, согласно которому стороны обязались создать необходимые условия для функционирование «общего рынка», обеспечивающего одинаково благоприятные условия для свободной экономической деятельности хозяйствующих субъектов своих государств. 2 апреля 1997 года было подписано соглашение о союзе Беларуси и России. Устав Союза назвал задачи в сфере экономики созданием условий для свободной экономической конкуренции субъектов предпринимательства.

Недавно были высказаны мнения о том, что новая отрасль конкурентного права формируется или даже формируется. Есть большие сомнения относительно полезности такого подхода; вряд ли это поможет упорядочить конкуренцию и ограничить монополистическую деятельность. Во-первых, из самого названия предлагаемой отрасли выпал второй компонент унифицированных регулируемых общественных отношений - монополистическая деятельность. Во-вторых, и это главное, система права, которая давно сформировалась в нашей стране и «разделена» на отрасли, охватывает все существующие нормы права. Появление новых отраслей права возможно только в рамках этой системы и исходя из критериев предмета и метода правового регулирования, разработанных наукой и закрепленных нормотворческой практикой. Мы можем говорить только об искусственном построении прикладной стоимости в соответствии с различными другими критериями производных, сложных групп правовых норм. Накопление одних отраслей права над другими («бизнес», «конкурентный», «корпоративный» и т. Д.) Непродуктивно. Во избежание путаницы и правильной ориентации участников общественных отношений, в том числе предпринимателей, в «правовое пространство» правильнее было бы называть предполагаемые группы правовых норм не отраслями права, а законодательством. Это законодательство, зафиксированное в ст. 11 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», регулирует отношения в сфере конкуренции и монополистической деятельности.


Пути улучшения демонополизации в Российской Федерации


Демонополизация как фактор инновационного развития экономики

Решение этой проблемы связано с совершенствованием экономического законодательства в направлении реальной демонополизации российской экономики.

Мировой финансовый кризис, охвативший экономику США и европейских стран, также затрагивает Россию. Энергичные и оперативные меры правительства нашей страны позволяют надеяться, что события 1998 года не повторится, но поиск путей устойчивого экономического развития не должен прекращаться. Практика последнего десятилетия показала, что крупный бизнес, включая банковское дело, мало способствовал экономической стабилизации. Наоборот, текущий банковский кризис спровоцирован спекулятивными интересами частных банков и корпораций. Известно, что масштабные заимствования за рубежом частными банками и корпорациями обходятся в 5-6% годовых. Частные банки и корпорации одолжили эти деньги внутри России под 12-20%. Почему при такой «норме прибыли» встать на тернистый путь инновационного развития национальной экономики?

Создание Инвестиционного фонда два года назад было встречено с оптимизмом в России, которая должна была «запустить» механизм инновационного промышленного роста. Аудит Счетной палаты, проведенный в 2008 году, показал, что из 400 миллиардов рублей. Только 10% инвестиционного фонда было использовано. Есть много причин не использовать инновационные инструменты. Один из них заключается в том, что 124 нормативных акта пришлось изменить; Эти изменения не существуют до сих пор.

Переход российской экономики на инновационный путь требует решения многих других проблем реформирования экономической системы. Так получилось, что реформа российской экономики проходила в основном на макроуровне. Это:

  • денационализация мощной, централизованно организованной производственной системы;
  • создание законодательства, обеспечивающего формирование и укрепление рыночных отношений; формирование соответствующей финансово-кредитной базы;
  • разработка принципиально новой структуры государственного, регионального и местного бюджетов.

Однако так сложилось, что макроэкономические преобразования не способствовали развитию экономики на микроуровне. В деятельности отраслей и предприятий больше неудач, чем успехов. В связи с этим насущной необходимостью стало направление интеллектуальных, управленческих усилий и ресурсных возможностей общества на инновационное восстановление национального производственно-экономического комплекса.

Монополизация растет, монополии доминируют в экономике, и эффективная борьба с этим самым нерыночным явлением все еще невозможна из-за несовершенного законодательства. Правда, некоторая надежда появляется с принятием Закона о защите конкуренции. Этот закон должен устранить очевидное противоречие между реальной ситуацией и тем, что, согласно действующему законодательству, субъекты естественных монополий не считаются доминирующими на рынке.

Монополии и олигополии научились управлять рынком без внешних признаков координации своих действий, без появления сговора. И сговор очевиден. Потребители чувствуют это все время. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), существует картельный заговор среди семи крупнейших нефтяных компаний России. Однако ФАС не может наложить на них соответствующие санкции, поэтому крайне важно создать механизмы для реализации Закона «О защите конкуренции», принятого в июле 2006 года. Основные нововведения в законе заключаются в следующем:

  • три компании, контролирующие более 50% рынка, будут считаться монополистами;
  • санкции ФАС также включают олигополии, которые могут координировать свою ценовую политику посредством неформальных соглашений;
  • компании, нарушающие антимонопольное законодательство, наказываются штрафами, исчисляемыми не в размере минимальной заработной платы, а в процентах от годового оборота - от двух до восьми; должностные лица, которые не вмешиваются в сговор, отстранены от должности на пять лет;
  • компании, активно способствующие раскрытию сговора, могут быть полностью освобождены от штрафов.

Реализация закона «О защите конкуренции» позволит на практике выстроить «солидарную рыночную экономику», направить ее на интересы и людей наемного труда.

Демонополизация промышленного производства, переработки, транспортировки и реализации сырья и энергоресурсов абсолютно необходима для возрождения российского сельского хозяйства. Во всех развитых странах сельское хозяйство является основой национальных экономик и, по сути, выводится за рамки рыночных отношений, защищенных от всемогущества монополий. Это связано с объективными причинами - природными, экономическими, технологическими и социальными. В связи с этим в развитых странах государства поддерживают сельскохозяйственную отрасль, субсидируют определенные виды продукции и гарантируют закупки с точки зрения объемов и цен. Это делается даже в Соединенных Штатах, где основные сельскохозяйственные районы находятся в благоприятных климатических условиях.

Монополия оказывает негативное влияние на средний и малый бизнес в целом, сдерживает его развитие за счет монопольных высоких цен, осуществляет нерациональное распределение ресурсов и исключает возможность повышения уровня жизни работающего населения. Монополия подавляет стремление использовать достижения научно-технического прогресса, поскольку не она, а монопольная «рыночная власть» при установлении цен на рынке обеспечивает высокую прибыль.

Надеемся, что Закон «О защите конкуренции» не повторит судьбу Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках», принятого еще в марте 1991 года, который фактически ничего не изменил за последние годы в области демонополизации. 

Большие финансовые ресурсы, выделяемые Правительством России, его заметно повышенное внимание к внедрению современных технологий, демонополизация во всех сферах экономики создают возможности для инновационного развития.

 

Приоритетные задачи антимонопольной политики

 

Последовательное проведение государством антимонопольной политики важное условие формирования и функционирования рынка, а практика применения антимонопольного законодательства имеет большое значение для современной России. В качестве приоритетных задач антимонопольной политики на 2004-2008 гг. выделяются:

  • антимонопольное сопровождение реформ естественных монополий, жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктурных отраслей;
  • модернизация законодательств о защите и развитии конкуренции, о естественных монополиях и о рекламе;
  • контроль за концентрацией прав собственности на ограниченные природные ресурсы и предотвращение негативных последствий такой концентрации для конкуренции на товарных рынках, содействие повышению прозрачности российской экономики, выявление реальных собственников и групп лиц, контролирующих компании, имеющие рыночную и монопольную власть;
  • защита и развитие конкуренции на строительном рынке, на рынке услуг по инженерной подготовке земельных участков под застройку;
  • расширение инструментария политики защиты и развития конкуренции на товарных и финансовых рынках;
  • интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское;
  • разработка механизмов активного адвокатирования конкурентной политики в России;
  • усиление превентивных функций Федеральной антимонопольной службы, повышение ее прогнозных и аналитических возможностей.

Экономическая результативность отдельных отраслей или рынков зависит от поведения продавцов и покупателей при проведении ценовой политики, товарной и продуктовой стратегии, политики коммуникаций и рекламы, от инвестиций в новое производство, вертикальной и горизонтальной интеграции, тактики решения юридических вопросов, интенсивности действия конкурентных сил, прибыльности отрасли. В связи с этим глобальная цель государственной антимонопольной политики заключается в создании для равной, добросовестной конкуренции среды, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.


Заключение


Статья 2 признает виновным в правонарушении антимонопольного законодательства любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать, либо вступающее в сговор с любым другим лицом, или лицами, с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами, либо с иностранными государствами. Мера пресечения в этом случае - штраф, тюремное заключение.

Статья 3 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или в другой форме, либо сговор с целью ограничения промышленности или торговли на территории США.

9 октября 1914 г. был принят Закон Клейтона, дополняющий существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и развития на нем монополий. Вот основное содержание некоторых из статей закона Клейтона:

Статья 2 объявляет незаконными действия любого лица, занимающегося коммерцией, если в процессе таковой деятельности прямо или косвенно данное лицо осуществляет дискриминацию в ценах между различными покупателями товаров одного и того же сорта и качества, когда результатами такой дискриминации может быть существенное ослабление конкуренции или же тенденция к образованию монополий в любой сфере коммерческой деятельности.

Статья 3 объявляет незаконным для любого лица, занимающегося торговлей, осуществлять продажу, сдавать в аренду, устанавливать цену на товар или же скидку на основе условий, соглашений или договоренностей о том, что покупатель или продавец не должны будут использовать или совершать сделки в отношении товаров конкурентов, если результатом этого явится существенное ограничение конкуренции или появится тенденция к образованию монополии в какой-либо сфере торговой деятельности.