Политический режим как элемент формы государства

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль юридической ответственности в укреплении законности и правопорядка в условиях формирования правового государства
Принципы законности и их реализация в условиях формирования российского правового государства
Понятие и содержание функций государства
Основные типы, методы, способы, средства и стадии правового регулирования


Введение:

Тема этой работы, на мой взгляд, интересна для изучения. Форма государства стала одной из актуальных тем в теории государства и права, поэтому понятие «политический режим» и классификация политических режимов в настоящее время представляют большой интерес. Характеристика любой политической системы страны, конечно, связана с методами осуществления государственной власти. Политическая система государства сочетается с таким понятием, как политический режим.

Актуальность этой темы подтверждается тем фактом, что политический режим является характеристикой не только государства, но и всей политической системы. Отношения людей о государственной власти и отношения людей с государственной властью разворачиваются именно в сфере политической системы. Политический режим в развитии и жизни любой страны имеет большое значение. Также важно проанализировать типы существующих политических режимов. Их много, потому что ряд факторов влияет на тот или иной тип политического режима. Таким образом, каждое государство так или иначе имеет свой политический режим, который отличается от режимов других государств. Классификация политических режимов представляет большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов важен и актуален для характеристики государства.

Кроме того, мне интересно понять вопрос: является ли Россия демократическим государством или это просто «пародия» на демократию?

Итак, изучение политического режима позволяет получить истинное представление о реализации политической власти, степени свободы и правового статуса личности в той или иной стране в определенный исторический период времени.

Целью данной курсовой работы является исследование категории «политический режим» как элемента формы государства, анализ различных политических режимов, их основных характеристик и особенностей.

Исходя из этой цели, я поставил перед собой следующие задачи:

  • исследовать научную и учебную литературу по данной теме;
  • исследовать происхождение понятия «политический режим» как одного из элементов формы государства;
  • рассмотреть особенности и структуру функционирования политического режима, его особенности;
  • проанализировать типы политических режимов;
  • систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной теме.
  • определить политический режим, существующий в настоящее время в России;
  • обобщить и сделать выводы по заявленной теме курсовой работы.

Основным методом достижения поставленных целей и задач является изучение учебной литературы по теории государства и права, теоретическое исследование научно-методических источников.

Я также использую следующие методы: формально-правовой метод, метод системного анализа, комплексные исследования, сравнительная юриспруденция.

Предмет исследования: анализ политических режимов, их основные особенности и характеристики.

Объект исследования: категория «политический режим».

В первой главе я рассматриваю происхождение и различные определения термина «политический режим», особенности политического режима, его связь с другими элементами формы государства.

Во второй главе я систематизирую все материалы, которые я изучал, по классификации политических режимов. Нет консенсуса в отношении классификации политических режимов, но я определил и проанализировал демократические, авторитарные, тоталитарные режимы, а также другие режимы, которые являются менее значимыми, но которые также необходимо учитывать при классификации политических режимов.

В последней главе я анализирую политический режим современной России и то, как политический режим в России изменился за последние годы. Рассмотрев все признаки, характеристики, классификации, я пришел к выводу, что в России сложился политический режим, имеющий признаки демократии, но Россия еще не является полностью демократическим государством, поскольку в политической системе России существуют противоречия между формальным правовые демократические основы и существующая реальность.

Обобщаю результаты исследования в заключении.

Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы

Основные исследовательские подходы

Ни один из древних мыслителей не использовал понятие «политический режим». По мнению политологов, эта концепция появилась намного позже. Само его появление во многом было подготовлено ходом политической мысли, и многие идеи, которые используются в современном мире, берут свое начало в античности.

На востоке было несколько движений этого законника - это полное отсутствие воли подданных, позволяющее деспотической верховной власти осуществлять полный контроль над ними, это постоянное наблюдение и взаимная ответственность, это не только преданность старым законам и ритуалы, но также суровые наказания для виновных. И Лаоцзы (VI-V века до н.э.), и Мози (479-400 до н.э.), которые критиковали позицию легистов, призывая власти проявить интерес к независимости общества, но они не обосновывали свои позиции убедительно и последовательно, чем правоведы.

Древняя Греция представлена ​​идеями известных исследователей, таких как Платон, Аристотель, которые выдвинули отличительные позиции и выдвинули разные аргументы.

Платон (427-347 гг. до н.э.) выделил своеобразные формы правления: аристократию, тимократию, олигархию, тиранию, он связал их с пятью состояниями ума. Но главный вклад Платона состоит в том, что он создал образ «идеального государства», которое является продолжением легистских проектов и обосновывает концепцию тоталитарного правления.

Он считал, что любой стабильный режим может существовать в двух государствах:

  • в любой ситуации действовать в интересах широких слоев населения.
  • правящая элита действует исключительно в своих интересах (даже в условиях демократии).

Аристотель выделил три основные формы правления: монархия, аристократия, государственность. Он считал их "правильными", т.е. в интересах общества. Но наряду с «правильными» формами существуют «неправильные» формы. Они возникают, когда «правильные» вырождаются. Согласно Аристотелю, монархия вырождается в тиранию, аристократия в олигархию, а политика в демократию.

В эпоху современности ученые рассмотрели понятия, данные Платоном и Аристотелем, дополнив их. Макиавелли не создал новую типологию политических режимов или форм правления. Полибий дал новое объяснение рассуждениям Аристотеля и Платона, продемонстрировал, что типология древних также применима при анализе политической борьбы в совершенно новых условиях. Он также прокомментировал переход от одной формы правления к другой.

Итальянец Николло Макиавелли (1469–1527) был одним из первых, кто разъяснил принцип самодостаточности власти и создал концепцию политики. Современники знают высказывание Макиавелли - «цель оправдывает средства». Сначала он раскрыл социальные корни становления тирании и доказал, что национальная раздробленность и ослабление государства от захватчиков способствуют его прибытию.

Давайте сравним методологию двух политических мыслителей - Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Гоббс был сторонником «опекунского авторитаризма», а Локк, напротив, полагал, что человек - это подлое, эгоистичное существо. «Человек для человека волк», и если вы следуете этому, то должна начаться «война всех против всех», чтобы остановить этот Локк, считавший необходимым применять суровые наказания, применяя силу. Но у Гоббса и Локка тоже было общее мнение. Они считали, что сохранение имущества и личной безопасности является основным мотивом существования человеческого общества.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) также внес большой вклад в историю развития "политических режимов". Он проанализировал «чистые типы» политического правления, надежно обосновал, что политические институты и законы в обществе не являются просто результатом «общественного договора» или посланы мудрым правителем. Эти законы многогранны в каждом конкретном обществе и определяются его характеристиками - исторической ситуацией, климатом, «нравами», размерами территории. Поэтому Монтескье рассматривает вопрос об условиях функционирования политического режима - социальный, географический, психологический.

В наше время исследователи стали обращать внимание на конкретные политические режимы. Французский мыслитель А. де Токвиль (1805-1859) и англичанин Джон Стюарт Милль (1806-1873) были представителями теории активной, развивающейся демократии.

Демократическая теория Запада была развита такими мыслителями, как Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Джеймс Милль, Бентам, Руссо, Вольстоункрафт, Ж.С. Мельница, Токвиль и другие.

Позже представители теории марксизма выработали свои взгляды на политический режим. Теоретики и практики большевизма (В. И. Ленин, Л. Троцкий, Н. Бухарин, И. Сталин и др.) Занимались разработкой своих идей, их исследования вызывают большой интерес к изучению коммунистического режима.

Современное определение политического режима как формы государства

Форма государства как совокупность внешних признаков показывает организацию государственной власти, какими методами, какими органами и как она осуществляется.

Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления - это способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия друг с другом и с населением.

Все государства делятся на монархии и республики по форме правления. В монархиях верховная власть частично или полностью сосредоточена в руках монарха - единоличного главы государства, его верховная власть не ограничена определенным периодом и передается по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, которые избираются на определенный срок. Основными типами современных республик являются парламентские и президентские республики; Есть также смешанная республика, суперпрезидентская республика и советская республика.

Форма государственного устройства - это способ организации государственной власти над территорией, характеризующий взаимоотношения государства в целом с его составными частями. По форме федеративного устройства штаты делятся на федеральные и унитарные.

Унитарное состояние - это простое, единое, целостное состояние, которое не имеет государственных образований в своем составе.

Федеративное государство - это сложное государство, частью которого являются государственные образования или штаты.

Третьим элементом формы государства является государственный режим. Чтобы дать определение политическому режиму, необходимо обратиться к работам исследователей теории государства и права. L.I. Спиридонов отмечает: «Политический режим является характеристикой не только (и, может быть, не так много!) Государства, но и всей политической системы: отношений между людьми о государственной власти и отношений людей с государственной властью, которые формируют содержание. политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последний является одним из уровней гражданского общества, поскольку глубокие социально-экономические и культурные основы этого общества определяют природу государства не напрямую, а запечатлеваются в особенностях политического режима как содержания политического система».

Корельский В.М. подчеркивает, что «политический режим - это методы осуществления политической власти, конечное политическое государство в обществе, которое формируется в результате взаимодействия и противостояния различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократией или -демократия".

Марченко М.Н. Определяет политический (государственный) режим как способ взаимодействия государства с населением страны, выражающийся в общем характере используемых им методов социального управления. Политические режимы делятся на демократические и авторитарные.

Часто в литературе происходит ассимиляция понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим). А некоторые исследователи говорят о «замене» терминов «государство» на «политический» режим.

Что касается конституционного права, то понятие «политический режим» незаметно заменяется «государственным режимом». Чиркин В.Е. Вот как это объясняется: в последние десятилетия постепенно стало преобладать мнение, согласно которому политический режим выходит за рамки формы государства, относится не только к этой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, но включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять суть политического режима, не принимая во внимание ведущую роль Коммунистическая партия), массовые общественные объединения, политические, в том числе неорганизованные, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорят не о политическом режиме (это скорее категория политической науки), а о государственном режиме, иногда государственно-правовом. Тем не менее, эти понятия не должны быть «разведены», не говоря уже о противостоянии. При демократическом политическом режиме государственный режим будет демократическим, и наоборот.

В этом случае государственный режим определяется как «обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в конкретной стране». Таким образом, получается, что две формы сосуществуют с одним и тем же содержанием, когда как политический, так и государственный режим понимается как «совокупность способов и способов осуществления власти».

Проанализировав все определения, я пришел к выводу, что политический режим - это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима необходимо для формирования представлений об основных системах власти. Политический режим характеризует определенный политический климат, который существует в конкретной стране в определенный период ее исторического развития.

Признаки политического режима

Для более широкого понимания политического режима в конкретной стране следует проанализировать основные особенности политического режима:

  • механизмы власти, порядок работы государственных органов, порядок выбора правящих групп, а также политических лидеров;
  • порядок распределения власти между общественными силами разных политических партий;
  • реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • характер отношения граждан к участию в политической жизни: пассивный, активный, индифферентный, формы этого участия: стихийный, организованный;
  • характер влияния политической культуры основных групп общества на направление и развитие политического процесса;
  • состояние прав и свобод в обществе; признание или непризнание властями естественных прав человека и гражданина; реальность их гарантий;
  • способы урегулирования политических и социальных конфликтов;
  • правовой и политический статус и роль армии в обществе;
  • система методов осуществления политической власти (разрешительное - запретительное, экономическое - неэкономическое убеждение - принуждение);
  • наличие политических партий в обществе, их внутренняя структура и принципы взаимоотношений с государством; наличие оппозиции, ее статус, отношения с властью;
  • правовой и политический статус СМИ, отсутствие или присутствие или цензура, степень открытости в обществе.

Рассмотрев признаки политического режима, можно сделать следующие выводы.

Конечно, мало что может связать режим только с формой правления. Решая социальные и политические проблемы, он влияет на более глобальные процессы. Режим необходим для координации отношений между обществом и государством. Именно в гражданском обществе развиваются отношения между властью и оппозицией.

Мы видим, что режим обеспечивает не только динамизм, но и обеспечивает стабилизацию политической системы, приводя ее к организованному взаимодействию. Вся суть проблемы заключается не в предписании той или иной формы обществу, а в правильном выборе формы.

Следует отметить, что режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правительству осуществлять доверенные ему полномочия. Может существовать институт многопартийности, но в другом случае политические решения принимаются без согласования с общественными интересами.

Режимы значительно отличаются друг от друга в зависимости от методов (насильственных или ненасильственных). Важно не смешивать эти методы. Давайте проследим это в авторитарном режиме. С подобными репрессивными структурами авторитарные режимы не всегда прибегают к насилию. В некоторых случаях убеждение является более мощным. Напомним один из методов массовой мобилизации, использованный Иосифом Сталиным в начале Великой Отечественной войны против фашизма. Он обратился к народу: «Братья и сестры!» В обращении, конечно, мы видим культивирование национального единства перед лицом общей опасности. Это сыграло важную роль в достижении целей режима, суть которого совсем не изменилась - сохранить власть всеми возможными способами.

Таким образом, политический режим зависит от баланса политических сил в обществе, личности национального лидера и характеристик правящей элиты; политическая культура населения, исторические и социокультурные традиции; имеет особые методы реализации и временные характеристики и т. д. Политический режим формируется стихийно, в результате общих усилий многих субъектов политического процесса, и не может быть установлен конституциями или другими законами. Режим, на мой взгляд, - это некая жизнь, «дыхание», взвешенное и упорядоченное движение политической системы любого государства.

Типы политических режимов

Общие вопросы классификации политических режимов

Как я уже отметил, политический режим является одной из важнейших составляющих государства. В политологии различают несколько типов политических режимов, поскольку на конкретный тип политического режима влияет ряд факторов: сущность и форма государства, фактические полномочия государственных органов и правовые формы их деятельности, характер законодательство, стандарты и уровень жизни, соотношение социальных и политических сил, состояние экономики, формы классовой борьбы или классовой кооперации. Исторические традиции страны, общественно-политическая "атмосфера", которая развивается вопреки желаниям правящего слоя в государстве, оказывают существенное влияние на тип политического режима. Конечно, международная ситуация также влияет на тип политического режима. Одним из критериев определения типа политического режима является правовая форма применения определенных методов государственной власти. Теория государства и права определяет типы политических и правовых режимов, которые выделялись в многовековой истории государства. Существует несколько классификаций политических режимов. Но любой из них является условным, поскольку в политической практике нет «чистых» политических режимов.

Наиболее распространенная классификация режимов состоит в том, чтобы разделить их на две широкие категории:

  • демократический (плебисцитный, либеральный, представительный, прямой);
  • антидемократический (авторитаризм, тоталитаризм, другие политические режимы)

В своей работе я рассмотрю именно такую ​​классификацию.

Любой политический режим определяется тремя основными факторами:

  • методы и процедуры организации силовых институтов и непосредственного осуществления полномочий;
  • стиль принятия социальных и политических решений;
  • отношения между гражданами и политической властью.

Рассмотрим характеристики каждого типа политического режима.

Демократические политические режимы

Часто в современном мире мы сталкиваемся со словом «демократия». Что это, в чем суть этого определения? Термин «демократия» многогранен. Это связано с развитием человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое правление граждан. Даже в древности демократия считалась «наихудшей формой» правления. В то время считалось, что низкий уровень культуры граждан греческих городов-государств позволил правителям использовать такую ​​«демократию» в своих целях. Возможно, именно поэтому режимы демократии не существовали долгое время и перешли в охлократию (правление толпы), а те, в свою очередь, породили тиранию. Исходя из этого, Аристотель не различал демократию и охлократию и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практической реализации повлияли на дальнейшую судьбу демократического государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического использования.

В современной политической науке нет полного единства в отношении того, что следует понимать как демократическую форму правления. Понятие «демократия» в переводе с греческого означает верховенство народа. Но ситуация, в которой весь народ мог бы осуществлять власть в политике, еще нигде не реализована. Согласно статистике, есть ряд государств, которые приблизились к демократии чуть больше, чем другие (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия); другие государства часто руководствуются ими.

Рассмотрим два типа демократии, в зависимости от того, кто выполняет функции власти и как люди участвуют в управлении государством.

При прямой демократии (плебисцит) решения принимаются всеми правомочными гражданами. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собравшиеся на площади, приняли общее решение по любой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в форме референдума - всенародного голосования по законопроектам и важным вопросам государственной важности. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята референдумом 12 декабря 1993 года.

Прямую демократию трудно реализовать на большой территории, поэтому решения правительства принимаются специальными выборными институтами. Такая демократия называется представительной (представительной), поскольку избранный орган (например, Государственная Дума) представляет людей, которые ее избрали. В то же время люди остаются источником власти и имеют право принимать решения, но они осуществляют это право через своих избранных представителей, которые защищают их интересы.

Обе формы демократии не существуют в «чистом виде».

Основные черты демократического режима:

  1. Народный суверенитет проявляется в том, что именно люди имеют конституционную, учредительную власть в государстве. Люди сами выбирают своих представителей и могут менять их при необходимости. Все носители государственной власти получают свои властные функции благодаря народу, т. е. через выборы (депутаты или президент) или косвенно через представителей, избранных народом (сформированное и подчиненное ему правительство).
  2. Свободные выборы представителей правительства. Это ключевое условие для демократического режима. Этот принцип предполагает возможность честных и свободных выборов без принуждения и насилия. Все лица, контролирующие структуры власти, должны избираться на основе процедур, установленных законом, и переизбираться время от времени в строго определенный срок. Избиратели должны иметь возможность и полномочия отзывать своих представителей. Здесь важны следующие свободы: номинации; избирательное право («один человек - один голос»); голосование (тайное голосование и равенство всех при получении информации и возможность вести агитацию во время избирательной кампании).
  3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Государственные органы должны защищать права и свободы человека, которые человек приобретает при рождении. А также политические свободы и гражданские права, включая право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на равенство перед законом, участие в управлении своей страной и гражданство и т. д. Граждане имеют большое количество прав и свобод, которые не только провозглашены, но и закреплены за ними на законных основаниях. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено, разрешено».
  4. Конституционализм и верховенство права во всех сферах жизни. Закон преобладает независимо от людей, перед законом все равны
  5. Разделение властей. Четкое разделение на законодательные, исполнительные и судебные. Два «угла» этого вида «треугольника» в случае необходимости могут блокировать недемократические действия третьего «угла», противоречащие интересам нации. Парламент - высший законодательный орган страны - наделен исключительным правом издавать законы, играет доминирующую роль, поэтому в нем существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации политической власти, поэтому в условиях демократии три ветви власти политической власти уравновешивают друг друга. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право на законодательные, бюджетные, кадровые инициативы. Президент имеет право наложить вето на решения, принятые законодательным органом. Судебная власть имеет право отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.
  6. Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, в которой одна партия может на законных основаниях заменить другую у власти на основе результатов выборов. Все политические партии в равных правовых условиях борются за представительство в государственных органах и за голоса избирателей. В соответствии с результатами выборов политические партии, получившие большинство голосов избирателей, получают право на формирование государственных органов и статус правящей партии. Проигравшие получают статус оппозиционной партии. Оппозиция критикует власти и выдвигает альтернативную программу. Он также контролирует власть посредством деятельности своих блоков и фракций в парламентах, в прессе и в собственных СМИ.
  7. Власть в государстве основана больше на убеждении, чем на принуждении. Процедуры поиска компромисса и консенсуса в принятии политических решений преобладают.
  8. Полиция, спецслужбы и армия обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность государства и общества. Их функционирование регулируется и ограничивается действием закона. Основные функции поддержания правопорядка принадлежат полиции и судам, а не армии и спецслужбам

Важнейшим условием стабильности демократического режима является наличие достаточных духовных, психологических и материальных ресурсов в его распоряжении.

Достоинства демократического политического режима очевидны.

Но демократия, как и любая другая политическая система, имеет серьезные недостатки:

  1. Угроза дестабилизации политической системы, вытекающая из самого принципа выборов.
  2. Политическая конкуренция может перерасти в конфликт, конфронтацию, открытые столкновения и, как следствие, дестабилизировать ситуацию в обществе.
  3. Опасность тирании большинства, уверенного в своей «праведности» и подавляющего волю тех, кто остался в меньшинстве.
  4. Потенциальный недостаток профессионализма чиновников, избранных некомпетентным большинством.

Эти недостатки характерны для молодых демократических стран, в которых демократия еще не укреплена. В этом случае они могут играть роль дополнительных факторов, в результате которых демократии оказываются неэффективными и терпят неудачу. В устоявшихся странах эти слабости являются потенциальными угрозами, которые ослабляются преимуществами демократической системы.

Основным реальным недостатком демократии является медленная скорость принятия политических решений. Любая демократическая процедура требует соглашений и договоренностей между различными политическими субъектами. Это требует времени. Это слабость и в то же время сила демократии. Высокая стоимость политического решения является оборотной стороной такого преимущества демократии, как минимизация риска ошибок при принятии решений.

Таким образом, даже самая передовая демократическая система не лишена своих недостатков. И тем не менее, демократия - самая гуманная и эффективная система правления из когда-либо известных. У. Черчилль говорил о демократии, что это «ужасная форма правления, а остальные еще хуже». Следует отметить, что ущерб, нанесенный демократией основным правам и интересам граждан, намного меньше, чем ущерб, нанесенный любым недемократическим режимом. На мой взгляд, демократия - не идеальное явление, но, несмотря на все ее недостатки, она является лучшей и наиболее справедливой из всех известных форм правления.

Антидемократические политические режимы

Антидемократический режим - это политический режим, при котором государственные органы не учитывают интересы населения и не уважают права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

  1. При управлении государством интересы личности не учитываются.
  2. Государство устанавливает полный контроль над всеми сферами общественной жизни (политической, экономической, социальной, культурной и т. д.).
  3. Национализация всех общественных организаций.
  4. Человек лишен каких-либо прав.
  5. Наличие строгой цензуры.
  6. Религиозные убеждения населения не принимаются во внимание.
  7. Отсутствие политического плюрализма.
  8. Политические репрессии.
  9. Запрещение деятельности оппозиционных организаций и партий.

Антидемократический режим - это:

  • авторитарный;
  • тоталитарный.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим - это недемократическая государственная система, характеризующаяся диктаторскими методами правления и режимом личной власти.

Во многих странах мира авторитарные политические режимы уже созданы. Около 100 государств в современных условиях действуют при авторитарных режимах: от военно-диктаторского до монархического. Авторитарные политические режимы отличаются абсолютной властью государственных органов. Это проявляется в жестком политическом правиле, регулирующем социальные процессы, опираясь на силу и методы принуждения. В то же время для авторитаризма характерно сохранение сферы гражданского общества, рыночной конкуренции и частной инициативы в экономике.

Основными социальными опорами авторитарного режима являются группы военных («силовики») и государственная бюрократия. Зачастую их действия, направленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Но эти режимы не подходят для установления связи между простыми гражданами и правительством. И в этом заключается опасность самого существования авторитарного политического режима.

Авторитаризм имеет следующие характерные особенности:

  1. Власть неограниченна по своей природе и сосредоточена в руках одного человека или группы лиц, одновременно освобождая людей от рычагов государственной власти.
  2. Нет четкого разделения властей, как в демократии. Значительная концентрация исполнительной и законодательной власти находится в руках главы государства, роль парламента в управлении государственной политикой ограничена. Исполнительная власть влияет на судебную систему.
  3. Политические свободы и права граждан более ограничены. Законы в основном защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: «все, что не разрешено, запрещено».
  4. Монополизация власти и политики, частичный плюрализм. Политическая оппозиция не допускается. Это обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий и других организаций, но их деятельность строго контролируется властями и строго регламентируется; все стороны должны стремиться к линии, которая определяется правящей партией.
  5. Формирование полномочий путем назначения сверху. Окружающая среда лидера выбирается на основе лояльности к лидеру и личной склонности, симпатии, а не зависимости от способностей и деловых качеств. Смена власти часто происходит через насильственные вооруженные перевороты.
  6. Опора на силу. Авторитаризм не может прибегать к массовым репрессиям. Но он может позволить себе любые действия в отношении граждан, чтобы заставить их подчиняться. «Силовые» структуры общества практически не контролируются обществом и часто используются главным образом в политических целях.
  7. Ограниченное вмешательство в неполитические сферы и в экономику. Правительство занимается вопросами обеспечения собственной безопасности, обороны и внешней политики, общественного порядка, хотя оно также может влиять на стратегию экономического развития.
  8. Административные и командные методы преобладают как методы государственного управления; в то же время нет террора, массовых репрессий, насильственных методов осуществления политической власти.

Авторитарный политический режим имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества часто чувствуются в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть может обеспечить общественный порядок, политическую стабильность и мобилизовать общественные ресурсы для выполнения определенных задач. К недостаткам авторитаризма относятся полная зависимость политики от позиции главы государства и его окружения, отсутствие политического выражения общественных интересов среди граждан.

Авторитаризм занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и других факторов он в конечном итоге развивается в направлении демократии или тоталитаризма. Например, авторитарный режим Ф. Кастро, установленный в 1959 году на Кубе, затем перерос в тоталитаризм. В других государствах (Чили, Таиланд, Панама) авторитаризм постепенно перерос в демократию.

Различают следующие виды авторитарных режимов: партийный, военный, национальный, корпоративный и т. д.

Особенностью партийных режимов является осуществление монопольной власти любой партией или политической группой. Чаще всего это однопартийные режимы, но они могут также включать формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их политическими "командами". (Беларусь).

Военные режимы возникают из переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее количество примеров таких режимов в странах Латинской Америки, Африки, а также Греции, Пакистана, Турции. Они отличаются подавлением большинства гражданских и политических свобод, внутренней нестабильностью и значительным распространением коррупции. Государственные ресурсы используются в основном для подавления снижения социальной активности граждан и сопротивления. Физическое насилие также может быть использовано в соответствии с этим правилом.

Модели национального авторитаризма возникают в результате преобладания определенной национальной или этнической группы в элитной группе. Такие режимы функционировали в ряде стран постсоветского пространства (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Стремление создать социальные и политические преимущества для представителей одной и той же группы населения в этих странах ярко выражено. Это дополняется проведением секретной политики вытеснения иностранных групп.

Корпоративные режимы представляют власть бюрократических групп, которые объединяют власть и собственность, они контролируют процесс принятия правительственных решений и используют преимущества официальных органов для защиты своих узких интересов. Экономической основой такой системы власти является система квот, порядок выдачи разрешений на регистрацию предприятия, отсутствие должного контроля за деятельностью государственных служащих, которые, занимаясь предпринимательской деятельностью вопреки закону, получают огромные личные доход.

Авторитарные режимы могут быть разделены на жестко авторитарные, умеренные и либеральные.

Существуют также такие типы, как «национал-патриотический», в котором национальная идея используется властями для создания либо демократического, либо тоталитарного общества, а также «популистский авторитаризм», опирающийся на эгалитарно-ориентированные массы, и также включает авторитарные режимы:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры или режимы с военным правлением;
  • теократия;
  • личные тирании.

Авторитаризм имеет свои сильные и слабые стороны.

Сильные включают в себя:

  • преодоление сопротивления политических противников;
  • относительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок;
  • мобилизация государственных ресурсов для решения определенных проблем;

Таким образом, авторитаризм является эффективным средством проведения радикальных социальных реформ.

Слабые стороны включают в себя:

  • полная зависимость политики от должности главы государства или группы высших руководителей;
  • ограниченные институты политического выражения общественных интересов;
  • отсутствие у граждан возможностей предотвратить произвол и политические авантюры

Тоталитарный политический режим

Термин «тоталитаризм» был введен в политическую лексику в 1925 году Б. Муссолини. С этого времени формирование тоталитарной системы начинается в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 года.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека доминирующей идеологии и политической власти.

Изначально понятие «тотальное состояние» имело позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, где разрыв между политическими и социально-политическими факторами был преодолен. Современная интерпретация концепции впервые была предложена для характеристики фашизма. Затем оно было распространено на советские и смежные государственные модели.

Тоталитарные режимы обычно возникают в неординарных условиях: необходимость немедленного решения стратегических задач, усиление нестабильности, глубокий экономический и политический кризис в обществе. Установление тоталитаризма - это способ достижения определенных целей и преодоления проблем.

Основные черты тоталитаризма как политического режима:

  1. Государственная власть формируется по каналам, закрытым от общества, окруженным «ореолом секретности» и недоступным для контроля со стороны граждан. Духовная атмосфера общества характеризуется нетерпимостью инакомыслия, принципом «кто не с нами, тот против нас»
  2. Монополистический государственный контроль над экономикой, культурой, средствами массовой информации, религией и т. д., вплоть до личной жизни, исчезает грань между политической и неполитической сферами жизни («страна как единый лагерь»).
  3. Сверхцентрализованная структура власти, имеющая пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер (лидер) или группа. Доминирующая группа не несет ответственности перед каким-либо выборным органом, закрепляющим за собой власть, законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Полное отсутствие прав человека. Политические права и свободы оформлены, но на самом деле их нет. Законы защищают только интересы правящей элиты, представленной как интересы государства. Серьезные ограничения вводятся в политические и такие права, как свобода права занимать государственные должности, выбор профессии, свобода передвижения, выбор места жительства и т. д.
  5. Полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и являются инструментом массовых репрессий. Армия часто используется для этих целей.
  6. Основными методами управления являются принуждение, насилие, террор. «Разрешено только то, что предписано властями, все остальное запрещено».
  7. Наличие единой массовой партии во главе с лидером, а также слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партийное государство», где центральный партийный аппарат находится на первом месте в иерархии власти, а государство выступает средством реализации партийной программы.

Особенности организации государственной власти при тоталитаризме:

  • полная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • преобладание репрессивных устройств;
  • ликвидация представительных органов власти;
  • монополия правящей партии.

Центром тоталитарной системы является лидер. Он объявлен самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благополучии людей. Любое критическое отношение к нему подавляется.

Всех граждан призвали выразить поддержку официальной государственной идеологии, потратить время на ее изучение. Несогласие и выход научной мысли из официальной идеологии преследовались.

Слепая вера и страх - главные ресурсы тоталитарного правительства. В сознании людей создается образ врага, с которым не может быть примирения. Атмосфера секретности, чрезвычайное положение, которое не позволяет потерять бдительность и расслабление, поддерживается всеми возможными способами. Это оправдывает репрессии и командование.

Существует несколько типов тоталитаризма: коммунистический, фашистский и теократический.

Коммунистический тоталитарный режим существовал в СССР и других социалистических государствах. В современном мире он существует на Кубе, в КНДР. Этот тип тоталитаризма довольно классический, поскольку он предполагает полную ликвидацию частной собственности, максимальный государственный контроль во всех сферах и подчинение личности государственным интересам.

Фашизм был впервые установлен в Италии в 1922 году. Фашистские режимы существовали также в Испании, Португалии и Чили. Ненавистным разновидностью фашизма был немецкий национал-социализм, который был воплощен в государстве в 1933 году. Нацистский тоталитарный режим просуществовал до 1945 года. В Германии акцент делался на национальном и расовом превосходстве немцев, поисках низших рас - внешний враг, которого нужно было покорить или уничтожить.

В последние десятилетия религиозный тоталитаризм дал о себе знать. Эта политическая практика типична для Ирана, где вся общественная жизнь строится на принципах ислама с жесткими требованиями как к его последователям, так и к «неверным». Афганистан стал разновидностью тоталитаризма такого типа с приходом к власти талибов.

Полный тоталитаризм редко встречается в истории человечества. Потенциал духовного сопротивления всегда сохраняется, возникают силы, способные взорвать систему абсолютной власти.

Ситуация в мировом сообществе в конце 20-го века свидетельствует о том, что антидемократические режимы исторически и политически изжили свою полезность. Мир должен двигаться в направлении демократии как более необходимого политического режима. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

Другие политические режимы

Я рассмотрел традиционную классификацию политических режимов на демократические, авторитарные и тоталитарные. Есть и другие классификации.

Переходные режимы возникают и развиваются в результате победы радикальных оппозиционных сил; они могут существовать десятилетиями и различаться либо в демократическом, либо в авторитарном направлении. Политологи выделяют военные режимы, которые созданы в результате военных переворотов, вся власть в центре и на местах принадлежит военным и чиновникам.

Чрезвычайные государственные и правовые режимы устанавливаются во время попыток государственных переворотов, стихийных бедствий, массовых беспорядков, экологических и других катастроф, угрожающих безопасности и жизни людей, упорядоченному функционированию государства. Они могут распространяться на всю территорию государства или на отдельные регионы. Введение чрезвычайного положения связано с запретом демонстраций, ограничением свободы средств массовой информации, введением комендантского часа, приостановкой деятельности определенных политических партий и т. д.

Режимы могут быть классифицированы в соответствии с другими критериями - в соответствии с методами, которые они используют для достижения своих целей, в соответствии со стилем поведения лидера режима, в соответствии с социальным составом правящей группы и ее политическими убеждениями и т. д. давайте рассмотрим некоторые из них.

В рамках конституционного управления существует два основных типа режимов - парламентский и президентский. При парламентаризме основным органом власти является парламент, избираемый народом на определенный срок и уполномоченный выбирать премьер-министра из числа своих представителей.

Основное различие между президентским режимом и парламентским: независимые выборы народа главой государства, президентом, который получает большую степень независимости, назначает премьер-министра, принимает важные внешнеполитические решения, имеет право на законодательная инициатива, руководит вооруженными силами, часто является лидером правящей партии и т. д.

Существуют также традиционный, мобилизационный и автономный режимы; либеральные и террористические режимы; светские и теократические режимы; режимы реформ и контрреформ.

Разделение режимов на умеренные, либеральные, террористические и репрессивные объясняется тем, как правящая элита влияет на общество и достигает своих целей. Политический режим является либеральным, если основное внимание уделяется убеждению общества и политической оппозиции в правильности его политики. Он считается умеренным, если в его политике убеждение и принуждение разделены примерно на равные части. И демократия в кризисной ситуации, и политика авторитарных режимов могут быть умеренными, если они ослаблены и не могут прибегнуть к обычным для них репрессиям. Например, хрущевская «оттепель», когда режим впервые в советской истории выбрал совершенно новые способы убеждения общества в правильности своей политики и получения необходимой общественной поддержки ее реализации.

Режим является репрессивным или террористическим, если он опирается на репрессии и террор. Используя эти методы влияния, режим с легитимностью парализует или уничтожает политическую оппозицию и впоследствии преследует любые попытки ее создания.

Светские и теократические режимы различаются по основам, на которых власть узаконена правящей группой. Светская власть, независимо от того, является ли она авторитарной или демократической, оправдывает свои притязания на управление обществом, полагаясь либо на доверие народа, либо на право на силу и способность навязывать свою волю обществу. Теократия ставит религиозную основу под свое правление, утверждая, что основой государственной власти является не только доверие народа, но и его избранность Богом. Например, власть русского самодержавия, которая опиралась в своем правлении на известную идеологическую формулу «Православие - самодержавие - народность». Религиозная власть в России широко использовалась для освящения государственной власти.

Политический режим современной России

Политический режим, сложившийся в России в последние годы, вряд ли можно отнести к какой-либо одной модели в чистом виде. После господства авторитаризма и тоталитаризма политическая система России приобретает черты развитой демократии. На мой взгляд, вопрос о политическом режиме современной России является актуальным и дискуссионным. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы.

С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции, Россия представляет собой демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его свободы и права объявлены высшей ценностью, государство обязано гарантировать эту ценность. Народ объявлен единственным источником власти, выражающим свою волю на референдумах и выборах.

Согласно Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена ​​на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство защищает труд и здоровье людей, оказывает государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству. 137 статей Конституции содержат нормы демократического режима.

О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закреплено или провозглашено в ее Конституции. Надо сравнить свою позицию с реальностью.

В России почти все процессы по-прежнему закрыты для государства, от экономики до социальной сферы. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности силовых структур. Это еще не преодолено. Таким образом, государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а перераспределительного характера. Поэтому реальная деятельность государства в России отличается от законодательной базы, которая существует как норма.

Кроме того, следует отметить, что в начале века в России наблюдалась неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактический контроль правительства только со стороны президента, организационная слабость и небольшое количество партий, фиктивная свобода СМИ.

Как уже упоминалось, в Конституции говорится, что Россия является социальным государством, которое стремится обеспечить достойную жизнь и устанавливает гарантированную минимальную заработную плату. Но в начале века и в настоящее время минимальная заработная плата является чистым «призраком», призраком, который не имеет ничего общего с существующими цифрами. В демократическом государстве минимальная заработная плата на рынке должна гарантировать работнику и членам его семьи возможность приобретать товары хотя бы в скромной потребительской корзине и оплачивать коммунальные услуги. Согласно статистике, уровень минимальной заработной платы, установленный сегодня российским государством, не дает таких возможностей даже одинокому работающему человеку.

Я думаю, что Россия в начале века была другим государством, чем то, которое провозглашено в Конституции. Трудно сказать, какой именно, но такое положение дел в России приведет к противоречию между формальной демократией и реальностью. На лицо социальной дихотомии, и это характерно для тоталитаризма, а не демократии.

Как видим, в современной России переход к демократическому политическому режиму происходит в сложных условиях. Этому способствуют периодические кризисы в экономике, дестабилизация политической ситуации со стороны оппозиции. Кроме того, проблема демократизации в нашем обществе усложняется из-за многонационального характера государства, движений за создание суверенных национальных единиц. Значительную опасность для демократии в России представляют люди, которые противостоят прошлому тоталитарному режиму, но не являются сторонниками демократии. Идеал этих людей - авторитаризм.

Таким образом, общественно-политическая система, функционирующая в России в начале века, не во всех отношениях отвечает общепринятым критериям демократии. Аналитики характеризуют эту систему в терминах «авторитарной демократии», «системы режима», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Но, тем не менее, в нынешних социально-экономических и политических условиях, как я уже отмечал, многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, методов и методов политического правления еще не вполне адекватны на практике.

Так что в президентской республике России, с разделением власти, полномочиями отдельных ее ветвей, их институты все еще не сбалансированы, нет четкого юридического закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти. Например, законодательная власть Федерального собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, которые могут нарушить реализацию любых законов.

Продолжающиеся социально-экономические реформы, которые позднее сами власти назвали «непопулярными», привели к расколу общества. Сейчас около 200 российских семей владеют 80% российского богатства. Соотношение доходов богатых и бедных составляло 35: 1, а по мировым стандартам оно не должно превышать 6: 1. В отсутствие «среднего класса» такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, вызывает массовые нарушения прав и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворения их прав и потребностей в еде, одежде, и жилье.

Обнищание населения, безработица, коррупция, преступность не совместимы с установлением гражданского общества и верховенства закона, с гарантией личных и политических прав российских граждан.

Сложный, сложный и противоречивый характер процесса формирования демократии в России не является простым, не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера:

  • наша страна не имела серьезных политических, исторических традиций демократии и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.
  • переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, который десятилетиями доминировал в стране в условиях кризиса в российском обществе;
  • в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического, правового, социального государства (например, расстрел здания парламента в 1993 году, война в Чечне в 1994-1996 годах, дефолт, невыплата заработная плата, непопулярные социальные реформы).
  • менталитет русского народа по-прежнему сохраняет утопические ожидания, что кто-то придет, изменит жизнь к лучшему и наведет порядок.

Однако российская реальность дает нам основания утверждать, что демократия наполняется реальным содержанием.

Следует отметить, что политический плюрализм в России обеспечивается не только законодательством, но и на практике. Задача установления верховенства права была поставлена ​​и реализована, в которой человек чувствует себя в значительной степени защищенным законом и правом от произвола государственной власти. Основным способом защиты прав граждан являются не жалобы, а обращение в суд. В России права человека приобретают массовый характер, что является наиболее надежной гарантией от произвола.

У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной, свободе слова. На региональном уровне выборы наблюдаются не только с предсказуемыми результатами, но и полностью конкурентными.

Итак, говоря о политическом режиме современной России, необходимо отметить переходное состояние ее государства, обладающего признаками демократии, оно еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формально-правовыми демократическими основами и реальностью.

В дальнейшем возможно усиление демократических тенденций в России. Растущая демократия политического режима гарантируется постоянно растущей свободой слова и печати; реализация принципа разделения властей; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборы государственных органов; изменение менталитета россиян с течением времени, минимизация политических конфликтов, поддержание стабильных отношений между элитными слоями и гражданами.

Вывод:

Итак, в заключение этого исследования я подведу итоги проделанной работы. Изучив научную и учебную литературу по этой теме, я исследовал понятие «политический режим», которое следует понимать как совокупность методов, приемов, приемов, используемых при осуществлении политической власти. Политический режим - это жизнь, «дыхание» политической системы. И в то же время политический режим представляет собой сложную, многогранную категорию, которая включает в себя ряд динамических аспектов жизни государства в обществе. Это обстоятельство объясняет возможность классификации политических режимов по различным критериям.

Общепринятой, на мой взгляд, является типология политических режимов, учитывающая особенности взаимодействия государства и гражданского общества, степень проникновения государственной власти в другие сферы социальной реальности и частную жизнь граждан. Исходя из этого, они различают демократические, авторитарные и тоталитарные типы режимов, которые я изучал и анализировал.

Сравнивая современные политические режимы, я пришел к выводу, что мир продолжает делить мир на страны с демократическим режимом и страны с авторитарным режимом, а тоталитарные режимы, добившись определенного успеха в 20-м веке, полностью себя пережили, но некоторые их фрагменты остались. Это не значит, что тоталитарные режимы ушли навсегда, в зависимости от политической ситуации они снова могут набирать силу. Существуют также переходные режимы в некоторых странах, где происходит трансформация либо в демократию, либо в авторитаризм, например, в страны Азии и Африки.

Анализируя политическую ситуацию в начале XXI века, можно сделать вывод, что в современном мире господствуют демократические режимы. Страны, в которых они укоренились (в том числе Россия, несмотря на сложный, сложный и противоречивый характер процесса, продолжается формирование демократии, наблюдается рост демократии), имеют большое развитие в экономике, науке, армии и другие области. Антидемократические режимы исторически и политически изжили свою полезность. Мир должен двигаться в направлении демократии как более необходимого и справедливого политического режима.