Подходы построения сбалансированной бюджетной политики на 2017 - 2019

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Уловки в споре и приемы их преодоления

Анализ инвестиционной привлекательности компании

Компания Apple объект исследования: организация, продукт

Типы сельскохозяйственных зданий и сооружений в европейских странах

 

Введение:

 

Балансность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, заключающийся в количественном соответствии (сальдо) бюджетных расходов источникам их финансирования. При сбалансированном бюджете государственные доходы равны расходам.

Практически невозможно представить себе государство, в котором все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, работают безотказно, а государственные расходы не превышают доходов.

В современных условиях при балансировке бюджета исходит из необходимости его контрциклической направленности, т.е.без дефицитного бюджета сейчас не является безусловным приоритетом финансовой политики государства, как в 19 веке. вопрос стал именно таким.

Некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности государственного бюджета, его доходов и расходов. В первую очередь, это страны с развитыми рыночными отношениями. Мощная законодательная база, защищающая национальных производителей, играет огромную роль в балансе бюджетов западных стран. Например, законы об антимонопольных и антидемпинговых мерах в государстве. Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями бюджетного дефицита по структуре (структурный дефицит) и цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать бюджетный дефицит как явление. Естественно, решить проблему, зная о ней все или почти все, намного проще.

Как показывает мировой опыт, дефицит бюджета является международной проблемой и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечают правительства многих стран, в том числе правительство США, самой мощной и экономически развитой страны мира.

Сбалансирование бюджета особенно важно в сегодняшней ситуации, когда весь мир охвачен тяжелым финансовым кризисом, нехваткой средств и кризисом в банковской системе. Решение проблемы бюджетного дефицита (или хотя бы сокращение его доли в госбюджете) зависит от правильного подхода государства к его оценке и внедрения цивилизованных мер, направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов, направленных на поддержку отечественного производителя и развития производства в целом, а также разработка механизма их реализации - вернейший путь к сбалансированности государственного бюджета.

Поэтому сегодня как никогда важно иметь представление о текущем состоянии бюджетного баланса в Российской Федерации и за рубежом, знать причины бюджетного дефицита и следить за изменениями в бюджетной политике, чтобы быть компетентным в этом вопросе.

 

Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета

 

Концепции сбалансированности бюджета: историко-теоретический обзор

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992г. бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

  1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.
  2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.
  3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

  • наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
  • контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
  • выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

 

Сбалансированность бюджета, как элемент бюджетной политики зарубежных стран

 

Для более глубокого рассмотрения и понимания предмета исследования, необходимо ознакомиться с проявлениями сбалансированности бюджета, как элемента бюджетной политики в других странах и в первую очередь, в странах с развитыми рыночными отношениями.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

В современных условиях при балансировании бюджета исходят из необходимости его антициклической ориентации, т.е. бездефицитный бюджет ныне не является безусловным приоритетом финансовой политики правительства, тогда как в XIX в. вопрос становился именно так. Смена механизма управления бюджетным дефицитом в соответствии с целями экономической политики связана с именем Дж.М. Кейнса. Он считал, во-первых, что целью государственной экономической политики является достижение несопровождающейся инфляцией полной занятости, во-вторых, что ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Такая политика является про-, а не антициклической. В третьих, по мнению Дж.М. Кейнса, балансирование бюджета будет иметь место в пределах экономического цикла, но не одного финансового года. Однако развитие мировых держав показало, что со временем происходит нарастание государственного долга и лишь иногда его снижение.

В XX в. циклические фазы профицитного и дефицитного состояния федерального бюджета США со значительными перепадами значений положительного и отрицательного сальдо становятся отчетливо выраженными. При этом речь идёт о достаточно длительных периодах, в течение которых федеральный бюджет был «хронически» сбалансирован и несбалансирован, и эти состояния были до известной степени независимы как от расстановки политических сил, так и от макроэкономического состояния экономики. Начало XX в. принесло Америке синдром устойчивых дефицитов. В период 1920-1930 гг. федеральные финансы отличались похвальной образцовостью, сравнимой разве что с периодом после окончания Гражданской войны и последовавшей за ней ускоренной индустриализацией США в 80-е гг. XIX столетия. В среднем за 1920-е гг. профициты составили 17,7 процента доходной части федерального бюджета. Поэтому важно провести более четкую разграничительную линию между сбалансированным и «положительно» несбалансированным бюджетом. В узком смысле этого определения сбалансированный бюджет – тот, в котором сальдо доходов и расходов либо равно нулю, либо имеет значения, близкие к нулевым. Бюджеты же с показателями профицита, отмеченными в США в 1920-е гг., не являются сбалансированными; скорее, их даже можно считать «положительно» несбалансированными. Аналогичная ситуация имела бы место в современной России, если бы не был создан Стабилизационный фонд, в который направляются так называемые сверхдоходы от мировых цен на нефть. Великая депрессия и Вторая мировая война принесли с собой достаточно длительную эпоху несбалансированных федеральных бюджетов США, которые имели огромные – относительно и абсолютно – дефициты в период с 1931 по 1946 г., т.е. в течение 16 лет. В частности, в 1931-1940 гг. дефициты составляли в среднем 41,6 процента всех федеральных расходов за этот период; в 1941-1946 гг. – 52,1 процента. Развитие системы национальных экономических счетов США в послевоенный период позволило определить более точно (на систематической основе) относительную степень тяжести дефицитного финансирования для экономики США в то время. В частности, в 1934-1946 гг. они достигли в среднем почти 10 процентов ВВП. Эти показатели стали рекордными за всю фискальную историю США, непревзойденными и по сей день.

На сегодняшний день дефицит бюджета США составляет 1,7 процента от ВВП.

Что касается Германии, то рост государственных расходов на протяжении 30 последних лет создал огромный государственный долг, который в 1989 г. составлял 900 млрд. марок, в 1999 г. – 2200 млрд. марок. Несбалансированность бюджета характеризовалась относительно высоким и устойчивым бюджетным дефицитом в начале 1980-х гг. – от 3,3 до 4,9 процента ВВП. С 1990 г. в связи с объединением Германии вновь обнаружилась тенденция к довольно значительному увеличению государственных расходов и бюджетного дефицита, размеры которого ежегодно почти равнялись сумме финансовых средств, переведенных в новые федеральные земли.

На параметры государственного долга и контроля за ним влияют маастрихтские критерии, зафиксированные в принятых в Маастрихте (Голландия) в 1991 г. документах о дальнейшем ходе западноевропейской интеграции, устанавливающие необходимые предпосылки для присоединения стран ЕС к валютному союзу. Во многих странах Сообщества они оказывают дисциплинирующее воздействие на бюджетную политику. В соответствии с этими критериями страны ЕС обязаны удовлетворять следующим требованиям:

  • ежегодный дефицит бюджетов общественного сектора не должен превышать 3 процентов ВВП;
  • государственный долг – не более 60 процентов ВВП.

Сегодня в Германии наблюдается тенденция к стремительному снижению бюджетного дефицита, на 2008г. дефицит составил 0,9 процента от ВВП.

В Великобритании и Франции, наоборот, дефицит бюджета стремительно увеличивается. По правилам Евросоюза, Еврокомиссия может принять санкции в отношении любой страны еврозоны, если она не справляется с финансовыми правилами альянса. 14 сентября на встрече министров финансов зоны евро французское правительство подверглось критике со стороны остальных членов ЕС.

Министр экономики Франции Кристин Лагард уже заявляла, что ее стране будет сложно справиться с тем, чтобы выровнять расходы и доходы бюджета к 2010 году. Выполнение этой цели может быть перенесено на 2012 год.

К июлю 2007 года дефицит государственного бюджета Франции увеличился до 47,44 миллиарда евро. 12 месяцами ранее он был равен всего 38,17 миллиарда евро.

Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Бюджетная система федеративных государств сложна, она состоит как минимум из трех составляющих: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Поэтому как бы ни был сбалансирован федеральный бюджет, он не в состоянии выполнять функции грамотного бюджетирования при отсутствии надлежащего бюджетного механизма на местах.

Сбалансированность бюджета достигается также с помошью бюджетного регулирования.

Романовский М.В. под бюджетным регулированием понимает «процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разного уровня в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня». По мнению Поляка Г.Б., бюджетное регулирование – это « перераспределение средств с целью обеспечения территориальным бюджетам минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий».

Очевидно, что мнения различных авторов на проблему бюджетного регулирования отличаются друг от друга. Одни трактуют бюджетное регулирование в широком смысле слова, понимая под ним систему оказания финансовой помощи, другие говорят о перераспределении средств, причем, Поляк Г.Б. ориентируется на развитие, а Романовский М.В. – на выравнивание. Авторы финансово-кредитного словаря называют бюджетным регулированием предоставление средств вышестоящими бюджетами нижестоящим с целью выравнивания их доходов и расходов. И такое понимание бюджетного регулирования содержится во многих словарях и справочниках с незначительными отклонениями. Однако, авторы финансово-кредитного словаря придают ему еще одно значение применительно к развитым странам, имея ввиду, что бюджетное регулирование является одним из способов государственного воздействия на экономику и социальные отношения.

В развитых странах межбюджетное выравнивание имеет разные виды и совершается при помощи разных способов: она может осуществляться как путем перечисления средств, так и «уступкой налогов». При этом сбалансированность в каждой стране имеет свои особенности: например, в США используют только перечисление средств; в Канаде перечисление средств и уступка налогов составляют примерно равную долю финансовой поддержки. В России преобладает уступка налогов, несмотря на то, что Бюджетный кодекс РФ в перечне видов финансовой поддержки уступку налогов вовсе не упоминает.

С точки зрения целей и инструментов бюджетного регулирования различают понятия вертикальной и горизонтальной сбалансированности (вертикального и горизонтального выравнивания). Вертикальное выравнивание трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных источников, среди которых акцент делается на налоговые поступления. Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны.

Отношения между органами власти разного уровня в бюджетной сфере существуют в любом государстве вследствие наличия административно-территориального деления. Однако, складываться они могут на основе разных принципов в зависимости от типа государственного устройства. Пожалуй, во всем мире не найдется страны, в которой не возникали бы проблемы в установлении межбюджетных взаимоотношений между центром и территориями, а также внутри самих территорий. Межбюджетные отношения характеризуют различные аспекты финансовой децентрализации и финансовой самостоятельности территориальных образований.

Интерес России к мировому опыту решения названных проблем является актуальным, поскольку страна учитывает в своем развитии зарубежные модели функционирования и развития межбюджетных отношений. Изучение методов и механизмов, которые разные страны используют для решения аналогичных проблем, позволит выделить то общее, что характерно для современного этапа развития всего человеческого общества. Мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной для всех стран модели межбюджетных отношений в силу огромного влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговое устройство разных стран.

Большинство авторов, анализируя межбюджетные отношения за рубежом, рассматривают их через призму бюджетного выравнивания, выделяя четыре основные модели: германская модель, американская модель, канадская модель и редко рассматриваемая в экономических исследованиях, но имеющая право на существование, модель межбюджетных отношений, сложившаяся в унитарных государствах.

Германская модель ориентируется на выравнивание налогового потенциала федеральных земель, как основного фактора сглаживания горизонтальных бюджетно-налоговых диспропорций. Данная модель финансового выравнивания реализуется посредством следующих инструментов: перераспределения поступлений НДС и предоставления, как правило, только целевых 39 трансфертов. Межбюджетные отношения базируются на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями, при этом осуществляется их частичное перераспределение так, чтобы сократить разрыв между “богатыми” и “бедными” землями. Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов относительно невелика, но зато есть многочисленные и весьма крупные федеральные и совместные программы регионального развития. Уникальность немецкой модели заключается в эффективности применения данных инструментов.

Для американской модели бюджетного выравнивания характерна высокая децентрализация бюджетной системы, основанная на четком разграничении бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти, включая разграничение налоговых источников. Субъекты межбюджетных отношений обладают широкой финансовой самостоятельностью, дающей им право устанавливать так называемые «свои» налоги. Такая модель организации межбюджетных отношений в литературе часто описывается как «один налог – один бюджет». В результате возрастает ответственность каждого уровня власти, и особенно местного, за обеспечение населения необходимым набором государственных услуг.

Подходы построения сбалансированной бюджетной политики на 2017 - 2019

Широко распространенной является канадская модель организации межбюджетных отношений (реализуется в Канаде, Швейцарии, Австрии), использующая одновременно элементы германской и американской моделей. Она основывается на использовании нецелевых выравнивающих трансфертов, а также целевых грантов. В качестве основного критерия для предоставления выравнивающих трансфертов принимается показатель численности населения.

Четвертая модель организации межбюджетных отношений характерна для унитарных государств. Примером являются Япония, Швеция, Дания и другие страны, активно применяющие схемы финансового выравнивания в отношениях между центром и муниципалитетами. Выравнивающие трансферты в этой модели определяются как разница между базисными финансовыми потребностями и базисными финансовыми доходами, причем, они не связаны с фактическим исполнением территориальных бюджетов. Так, в Японии, в основе расчета выравнивающих трансфертов лежит расчет бюджета стандартной территории. Выделяют основные категории деятельности местных органов власти. Для каждой категории расходов определяются удельные издержки. На основании устанавливаемых удельных издержек определяются финансовые потребности стандартной территории. Затем финансовые потребности стандартной территории корректируются на специальные коэффициенты модификации.

Таким образом, можно отметить, что в федеративных странах присутствует большая самостоятельность субъектов федерации в бюджетно-налоговой сфере, чем в ряде стран унитарного типа, хотя процессы децентрализации государственного управления все более их сближают. Зарубежный опыт организации межбюджетных отношений далеко не бесспорен с точки зрения его простого заимствования. Использование тех или иных способов и форм бюджетного регулирования зависит, прежде всего, от социально-экономического положения каждой страны и от характера происходящих в ней перемен.

 

Основные проблемы регулирования сбалансированности бюджета

 

Управление общественными финансами часто подвергается заслуженной критике. При этом предлагается два основных направления совершенствования. Первый – усиление контроля, создание вертикали финансово-контрольных органов, которые «железной» рукой наведут порядок. Альтернативный подход состоит в том, чтобы делегировать большую ответственность на места; он возлагает надежды на самоконтроль как на более эффективный метод.

Любой централизованный контроль в российских условиях, по крайней мере, будет несовершенен и ни к чему хорошему не приведет. В ответ на его усиление на местах будут прибегать к большим ухищрениям, чтобы уклониться от чрезмерного вмешательства.

По словам А.М.Лаврова, более разумным представляется не «закручивание гаек» в виде укрепления вертикали финансовых органов, а переход к реальной, нормативной систему межбюджетных отношений с автономными региональными и местными бюджетами /17, с.9/.

Для того, чтобы сделать управление общественными финансами эффективным, необходимо реализовать следующие основные предпосылки.

Во-первых, обязательно нужно обеспечить самостоятельность и ответственность тех, кто управляет общественными финансами.

Во-вторых, конкурентная среда является абсолютно необходимым условием для того, чтобы создавать для институтов власти стимулы, повышать прозрачность, эффективность управления общественными финансами.

На федеральном уровне подход принципиально иной: налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов. Только такая система создаёт жесткие бюджетные ограничения. К этой системе надо переходить и на местном уровне: тот, кто нарастит доходы, и сократит расходы, трансфертов не потеряет.

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения долгосрочной бюджетной и макроэкономической устойчивости. Благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств – на начало 2007 года его объем составил 8,7 процента ВВП. Однако Стабилизационный фонд не обеспечивает безопасного уровня стерилизации конъюнктурных доходов, поскольку не полностью учитывает нефтяные доходы и не учитывает газовых доходов. Кроме того, Стабилизационный фонд в полной мере не обеспечивает долгосрочной сбалансированности бюджета и сохранения доходов от невозобновляемых нефтегазовых ресурсов в счет будущих поколений.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

  • ¾ лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • ¾ совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • ¾ выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • ¾ построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • ¾ планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
  • ¾ сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • ¾ жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
  • ¾ использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • ¾ введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • ¾ строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • ¾ определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • ¾ использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • ¾ совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • ¾ мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
  • ¾ последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • ¾ оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
  • ¾ использования бюджетных резервов и т.д.

В бывшем СССР бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности бюджета был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира.

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

 

Заключение

 

В заключение можно сказать, что дефицит бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к категории чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в определенные периоды своей истории не столкнулось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны.

Однако причины дефицита бюджета могут быть разными. Дефицит может быть связан с необходимостью крупных государственных вложений в развитие экономики. В данном случае это отражает не кризисное течение социальных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить поступательные сдвиги в структуре общественного производства. Дж. М. Кейнс обосновал возможность допустить опережающий рост государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т. д., когда обычно запасов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризис в экономике, ее коллапс, неэффективность финансово-кредитных отношений, неспособность государства контролировать финансовую ситуацию в стране. В данном случае это крайне тревожное явление, требующее не только срочных и эффективных экономических мер (стабилизация экономики, финансовое оздоровление экономики и т. д.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в динамично развивающейся экономике со стабильными, а главное эффективными международными связями дефицит бюджета (конечно, в количественно приемлемых пределах) не страшен. Это не должно быть слишком драматизировано, поскольку многие экономически развитые страны жили и продолжают жить в долг в долг.

Есть несколько способов покрытия дефицита бюджета:

  1. Монетизация дефицита государственного бюджета, то есть его финансирование за счет эмиссии новых денег.
  2. Прямые займы от правительства (Минфина) в Центральном банке, использование государственных займов как основной способ покрытия дефицита бюджета (когда государство выступает в качестве заемщика).
  3. Для покрытия дефицита используется выпуск государственных займов, которые осуществляются в форме продажи казначейских векселей (государственные векселя, выпущенные на срок до одного года) или казначейских облигаций (обязательства на срок более один год).

Итак, денежное и долговое финансирование дефицита бюджета по-разному влияет на экономику. Финансирование дефицита за счет займов у частного сектора повышает процентные ставки, сокращает инвестиции и оказывает относительно нейтральное влияние на цены и совокупный спрос. Финансирование наличными, с другой стороны, снижает процентную ставку, увеличивает частные инвестиции и увеличивает цены и совокупный спрос. Получая ссуды от центрального банка для покрытия бюджетного дефицита, правительство пытается за счет более высокой инфляции избежать ее пагубного воздействия на инвестиции и потребительский спрос со стороны населения своей страны.