Платежи за использование природных ресурсов в России и за рубежом: виды, назначение, методика расчета

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Инвестиции

Экономика Аргентины в системе мирохозяйственных связей

Отраслевая структура национальной экономики страны

Социально-экономическая модель Южной Кореи

 

Введение:

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в стране. В настоящее время почти во всем мире ежегодно наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния природной среды. Особенно это проявляется в нашей стране, потому что уровень технического развития в нашей стране оставляет желать лучшего, а степень защищенности предприятий нигде не укладывается. Это происходит под влиянием различных факторов, главным образом, из-за жизненной необходимости, активной и растущей человеческой деятельности по адаптации окружающей среды для себя и своих нужд. И все это приводит к необходимости принятия мер по сохранению как земельных, грунтовых, водных, лесных ресурсов, так и их ценных качеств.

Актуальность темы исследования заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами представляют собой достаточно большую группу налогов, сборов и других обязательных платежей. Особенности исчисления ресурсных платежей связаны, прежде всего, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом их предоставления для использования и составом информационных ресурсов.

Вопросы налогообложения использования природных ресурсов беспокоят многих налогоплательщиков. В настоящее время любое государство решает не только фискальные приоритеты при сборе платежей за пользование природными ресурсами, но и учитывает регуляторную функцию этих платежей. Ведь многие природные ресурсы являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях платежи за ресурсы должны играть роль регулятора рационального использования природных ресурсов, снижения вредного воздействия на окружающую среду и осуществления природоохранных мероприятий.

Предмет работы курса - платежи за природные ресурсы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотрим экономическое содержание налогов на природные ресурсы;
  • определить виды налогов на природные ресурсы;
  • выявить роль налогов на природные ресурсы в налоговых системах государств;
  • изучение возможности совершенствования налогообложения природных ресурсов в России и за рубежом. уплата налога на природные ресурсы.

Теоретико-методологическую основу исследований обеспечивали: нормативно-правовые источники, монографии зарубежных и отечественных ученых по изучаемой проблеме, теоретические и практические разработки специалистов. 

Сущность, функции и классификация платежей за ресурсы

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-ресурсной базы России становится основным фактором экономического роста. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации государственной природно-ресурсной политики имеют особое значение. Установление платы за природные ресурсы направлено на экономическое регулирование природопользования, содействие рациональному и комплексному использованию различных видов природных ресурсов и охране окружающей среды, формирование фондов охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказывать положительное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычу и рациональное использование минеральных ресурсов и продуктов их переработки. 

В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 19.12.91 № 2060-1, взимается плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и другую растительность, дикую природу, рекреационные и другие природные ресурсы): 

  • право использовать и эксплуатировать природные ресурсы в установленных пределах; 
  • ограниченное и нерациональное использование природных ресурсов; 
  • воспроизводство и защита природных ресурсов. 

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.

Для того чтобы раскрыть экономическое содержание налогов на природные ресурсы, необходимо также определить само определение платежей за природные ресурсы и природные ресурсы. 

Следует отметить, что понятия "платежи за природные ресурсы" и "природные ресурсы" в научной литературе интерпретируются неоднозначно. 

Понятие "природные ресурсы" относится как к природной, так и к социально-экономической сфере. Связывая эти сферы, природные ресурсы обеспечивают их тесное взаимодействие в процессе природопользования. Рыночная экономика требует рационального использования и охраны природных ресурсов как экономического объекта и среды обитания человека.

Плата за пользование природными ресурсами", "плата за пользование природными ресурсами", "плата за пользование природными ресурсами". - здесь приведен неполный перечень названий, используемых правовой и экономической доктриной при определении этих платежей.

Термин "платежи за природные ресурсы" является научной категорией, объединяющей различные виды платежей за управление окружающей средой, в том числе платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Текущие экологические платежи можно разделить на два вида налоговых и неналоговых платежей. 

Налоговыми платежами за пользование природными ресурсами являются налог на землю и воду, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), сборы за использование дикой природы и водных биологических ресурсов. К неналоговым платежам относятся платежи за пользование лесным фондом, плата за негативное воздействие на окружающую среду, система платежей за пользование недрами, плата за договоры на водопользование. 

Теоретически, платежи за пользование природными ресурсами выполняют различные функции, прежде всего, компенсационные и стимулирующие, но они также выполняют функцию пополнения бюджета, т.е. фискальную.

Функция компенсации реализуется путем направления собранных платежей на возмещение ущерба, причиненного загрязнением и эксплуатацией природных ресурсов, восстановлением природных ресурсов и их воспроизводством.

Стимулирующая функция направлена на повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду (например, уменьшение количества отходов), чтобы избежать чрезмерного использования природных ресурсов, т.е. экономного, бережного отношения к биосфере.

Что касается фискальной функции, то она идет вразрез с двумя предыдущими функциями, поскольку компенсационные и стимулирующие функции могут быть реализованы только путем создания специальных фондов, в которые поступают и расходуются средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, на поддержание равновесного состояния биосферы. Фискальная функция, с другой стороны, предполагает, что средства должны выделяться в государственный бюджет определенного уровня без указания того, каким образом должны использоваться полученные средства, поскольку бюджетные средства могут расходоваться только в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год.

Есть и другая точка зрения - доходная часть государственного бюджета должна формироваться в основном или почти полностью за счет платежей за пользование природными ресурсами. В такой богатой природными ресурсами стране, как Россия, в условиях спада производства и нехватки бюджетных средств именно платежи за природные ресурсы должны выполнять фискальную функцию налоговой системы. 

Платежи за пользование природными ресурсами в 2015 году прогнозируются на уровне 249 689,4 млн. рублей (0,32% ВВП), что на 33 132,1 млн. рублей, или на 15,3% больше прогноза на 2014 год.

Платежи за пользование природными ресурсами включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду; плату за пользование недрами; плату за использование водных биологических ресурсов по межгосударственным соглашениям; плату за пользование лесами; плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности; утилизационный сбор; доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотничьих договоров.

Прогноз поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет на 2015 год составит 5 935,0 млн. рублей, что на 417,2 млн. рублей или на 7,6% больше прогноза на 2014 год.

Расчет этого сбора основан на негативном воздействии на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязняющих веществ со сбрасываемыми сточными водами, хранение и размещение отходов) предыдущего года с учетом роста промышленного производства в 2015 году и нормативов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух".

Поступление платежей за пользование недрами в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется на уровне 28 869,4 млн рублей, что на 45 559,6 млн рублей или на 61,2% меньше прогноза на 2014 год. Уменьшение поступления выручки связано с получением в 2014 г. единовременных платежей за пользование недрами в случае наступления определенных событий, предусмотренных лицензией, в случае пользования недрами на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, поступивших от ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть", ЗАО "Элвари Нефтегаз" и ООО "Вениннефть" в результате перечисления в федеральный бюджет в 2015 г. (31 867,0 млн руб.);

Основные поступления в виде платежей за пользование недрами формируются за счет разовых платежей за пользование недрами в случае наступления определенных событий, указанных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации (96,9%). Поступление разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, предусмотренных лицензией, при пользовании недрами на территории Российской Федерации в 2014 году прогнозируется в сумме 27 964,4 млн рублей, что на 13 705,6 млн рублей, или на 32,9% меньше оценочного показателя на 2014 год, в связи с изменением методологии прогнозирования данных платежей с использованием понижающего коэффициента, отражающего долю аукционов, проводимых в течение последних трех лет, предшествующих плановому периоду (0,48).

Среднее значение стартового размера единовременной платы за пользование недрами рассчитывается на основании Методики расчета минимального (стартового) размера единовременной платы за пользование недрами, утвержденной приказом Минприроды России от 30.09.2008 № 232.

Прогноз доходов рассчитывается исходя из количества участков недр, планируемых к продаже на аукционах (тендерах) на основании предварительных прогнозных списков участков недр по углеводородному сырью и твердым полезным ископаемым. Перечни предлагаемых к использованию участков недр формируются в соответствии с Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.04.2011 № 407 "Об утверждении Требований к формированию перечней участков недр, предлагаемых к использованию". Согласно предварительному прогнозному перечню участков недр углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, количество аукционов (конкурсов) в 2015 году и в последующие годы планового периода составит 400 аукционов ежегодно, в том числе: по углеводородному сырью - 100 и по твердым полезным ископаемым - 300.

Регулярные платежи за пользование недрами на территории Российской Федерации и на континентальном шельфе рассчитываются в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" и исходя из видов работ в соответствии с этапами геологического процесса, облагаемого объема (площади лицензионного участка), средней ставки и количества налогоплательщиков - пользователей недрами, ежеквартально выплачивающих регулярный платеж равными частями в размере 25% от суммы, исчисленной за год.

Поступления регулярных платежей за пользование недрами на территории Российской Федерации и континентальном шельфе за 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов прогнозируются на уровне 2014 года в сумме 640,0 млн рублей.

Плата за государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации по участкам недр, предоставленным в пользование (за исключением локальных участков недр) на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годы прогнозируется на уровне 2014 года в размере 180,0 млн рублей.

Получение платы за использование водных биологических ресурсов в рамках межгосударственных соглашений в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в размере 1 643,8 млн. рублей. Прогноз платежей составлялся на основе межправительственных соглашений о сотрудничестве в области рыболовства морских живых ресурсов с учетом корректировки общего допустимого объема вылова в зависимости от состояния запасов водных биологических ресурсов и дальнейшего перераспределения квот вылова (производства) между зарубежными странами.

По сравнению со сметой на 2014 год прогнозируется снижение на 39,1 млн. рублей, или на 2,3%, поступления платежей за использование водных биологических ресурсов по межправительственным соглашениям, что связано с дополнительными доходами в 2014 году в результате предоставления пользователям Исландии на платной основе права на рыбную ловлю в исключительной экономической зоне Российской Федерации, которое не прогнозируется на 2015-2017 годы в связи с отсутствием соглашения на этот период (125,9 млн. рублей). В то же время доходы от уплаты сбора увеличились в результате повышения прогнозного курса доллара США по отношению к рублю (на 86,8 млн. рублей).

Поступление платы за пользование лесами в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в размере 17 548,6 млн. рублей, в том числе платы за пользование лесами, расположенными на землях лесного фонда, в части минимальной арендной платы - 16 628.4 млн. рублей, платежи за пользование лесами, расположенными на землях лесного фонда в части минимальной арендной платы по договору купли-продажи лесных насаждений - 854,9 млн. рублей и платежи за пользование лесами, расположенными на землях других категорий, находящихся в федеральной собственности, в части платежей за пользование лесами. 

По сравнению с прогнозом на 2014 год в связи с планируемым увеличением платы за воду прогнозируется рост платы за воду на 1239,1 млн рублей, или на 11,4%.

Поступление утилизационного сбора в федеральный бюджет на 2015 г. прогнозируется в сумме 183 471,8 млн руб., что на 76 827,0 млн руб. или на 72,0% больше прогноза на 2014 г. в связи с увеличением прогноза утилизационного сбора для колесных транспортных средств российского производства в результате роста их производства (на 50 110,5 млн руб.) и введением экологического сбора, взимаемого с производителей (импортеров) в целях соблюдения нормативов утилизации (на 30 000,0 млн руб.). В то же время размер утилизационного сбора для колесных транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, был снижен в связи с уменьшением объема импорта легковых автомобилей (на 3 283,5 млн руб.).

Плата за утилизацию колесных транспортных средств, произведенных в Российской Федерации, по прогнозам, составит в 2015 г. 111 117,9 млн руб. Расчет прогноза утилизационного сбора для колесных транспортных средств российского производства производится в соответствии с Правилами сбора, расчета, уплаты и взимания утилизационного сбора для колесных транспортных средств и шасси, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 "О утилизационном сборе для колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сумма сбора за утилизацию по категории (типу) колесного транспортного средства равна произведению базовой ставки и коэффициенту, предусмотренному для конкретной позиции. Прогноз платы за утилизацию в отношении колесных транспортных средств рассчитывается как произведение размера платы за утилизацию по категории (типу) колесных транспортных средств на количество произведенных в Российской Федерации транспортных средств.

Экологический сбор, взимаемый в целях выполнения производителями (импортерами) норм утилизации, предполагается ввести на основании проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и иные законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами", устанавливающего обязанность производителя (импортера) продукции обеспечить использование (утилизацию) и обезвреживание произведенной (ввезенной) продукции, а также утрату такой продукции.

Ставка экологического вклада формируется исходя из средней общей стоимости вклада, транспортировки, переработки одного продукта или единицы массы продукта, утратившего свои потребительские свойства. Ставка экологического вклада может также включать в себя удельные затраты на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

Размер экологического вклада рассчитывается путем умножения нормы экологического вклада на массу или количество единиц готовой продукции (изделий), выпущенных в обращение в Российской Федерации, или массу потребительской тары, использованной для производства такой продукции (изделий), а также нормы утилизации (использования), выраженной в относительных единицах.

Доходы, полученные от реализации (предоставления) права на заключение охотничьих договоров, в федеральном бюджете на 2015 год прогнозируются в размере 100,0 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета от платежей за пользование природными ресурсами в 2016-2017 гг. прогнозируются на уровне 251 461,1 млн. рублей (0,3% ВВП) и 260 894,4 млн. рублей (0,29% ВВП) соответственно.

Увеличение платежей за пользование природными ресурсами к 2015 году на 1771,8 млн рублей, или 0,7%, в основном связано с увеличением прогнозного сбора за пользование природными ресурсами (на 3560,0 млн рублей); увеличением платы за воду (на 1818,8 млн рублей); увеличением платы за лесопользование (на 724,0 млн рублей) в результате планового увеличения платы за пользование природными ресурсами. В то же время в результате снижения нормы перечисления в федеральный бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 года с 20 до 5 процентов поступлений платежей за пользование природными ресурсами уменьшилось на 4 374,7 млн. рублей.

Рост платежей за пользование природными ресурсами в 2017 году на 9 433,3 млн рублей, или на 3,8%, в основном обусловлен: сбором аварийно-спасательных сборов (6425,7 млн рублей); платежей за пользование водными объектами (2091,1 млн рублей); платежей за лесопользование (791,0 млн рублей) в результате повышения ставок платежей. 

Современная практика расчета и сбора платежей за ресурсы

Современная система платежей за пользование природными ресурсами состоит из следующих элементов: 

  • сборы за право пользования природными ресурсами, которые экономически реализуют право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида. Таким образом реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-экономических показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами включается также дифференцированная рента, т.е. стоимостная оценка разницы в самих ресурсах, которая отражается в эффективности их эксплуатации. Например, месторождение с более благоприятными горно-геологическими условиями и содержанием полезных ископаемых используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими эксплуатационными характеристиками. Очевидно, что полученный эффект не зависит от вклада предприятия и должен быть устранен только по этой причине. Такая мера должна повысить экономическую заинтересованность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий; 
  • плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение затрат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представляет собой расходы, выплачиваемые предприятиями специализированным предприятиям и организациям на восстановление ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность; 
  • штрафные санкции за чрезмерно ограниченное использование природных ресурсов. 

В настоящее время в России действует система платежей за природные ресурсы в бюджет и внебюджетные фонды, которая включает в себя платежи за недра, платежи за пользование водными объектами, платежи за землю, платежи за лесопользование (лесные доходы). 

Платежи за пользование недрами 

Закон Российской Федерации "О недрах", принятый в 1992 году, содержит правовые и экономические основы, регулирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр, регулирование отношений управления природными ресурсами со стороны государства. Одним из методов этого регулирования является внесение платежей за пользование недрами в бюджет, то есть недропользование в Российской Федерации становится платным. 

Недропользователями могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств. 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" на недропользователей возлагаются обязанности по поиску, разведке месторождений полезных ископаемых, их извлечению (роялти) и использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система таких платежей включает в себя плату за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; плату за пользование недрами; плату за воспроизводство полезных ископаемых; акцизы на отдельные виды полезных ископаемых.

Кроме того, могут взиматься платежи с недропользователей: 

  • оплата за землю или акваторию и участок территориального моря; 
  • оплата за геологическую информацию о недрах; 
  • прочие налоги и сборы, связанные с ведением хозяйственной деятельности. 

Поскольку практически все виды деятельности, связанные с использованием недр, требуют получения лицензии, выдаваемой по результатам конкурсов и аукционов, эти платежи начинаются с платы за участие в конкурсе (аукционе) и с выдачи лицензии. Ее размер определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса, а также на подготовку, оформление и регистрацию выданной лицензии. 

Со всех недропользователей взимается плата за пользование недрами, которая включает в себя платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и использование для других целей (например, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых). При определении размера таких платежей учитываются экономические и географические условия, размеры участков недр, виды полезных ископаемых, степень геологического изучения территории и степень риска. Плата за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых взимается в виде регулярных платежей в течение всего периода их исполнения. Плата за пользование недрами взимается в виде разовых и/или регулярных платежей на протяжении всего периода реализации предоставленного права. 

Объект налогообложения: 

  • при проведении геологоразведочных и поисковых работ - договорная (оценочная) стоимость работ, по завершении которой суммы платежей корректируются для отражения фактической стоимости; 
  • для добычи - стоимость добытых полезных ископаемых и избыточных потерь в процессе добычи, а также стоимость отработанных отходов горных и сопутствующих перерабатывающих предприятий; 
  • при использовании недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая строительство и эксплуатацию подземных сооружений - договорная (расчетная) стоимость строительства объекта и стоимость услуг, оказываемых в процессе его эксплуатации. 

Плата за пользование недрами освобождается: 

  • владельцы, владельцы земельных участков, на которых добываются полезные ископаемые общего пользования, находящиеся в их собственности или аренде непосредственно для собственных нужд; 
  • Недропользователи, ведущие региональные геологические, геофизические работы, направленные на изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и изучению вулканической деятельности, инженерно-геологические исследования, палеонтологические, геоэкологические исследования, контролирующие режим подземных вод; 
  • Недропользователи, получившие участки для формирования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарное и другое значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости). 

Минимальная сумма платы за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых составляет 1% от договорной (расчетной) стоимости этих работ, максимальная - 2%. Конкретная сумма платежа зависит от вида полезного ископаемого, экономических и географических условий района и определяется по результатам тендеров или аукционов. Минимальный размер платы за право пользования недрами составляет 3% от годовой сметной стоимости работ, максимальный - 5%. Конкретный размер платы определяется лицензирующими органами по результатам конкурсов или аукционов. Эти платежи включаются в стоимость поисковых или разведочных работ. Как указано выше, платежи за право пользования недрами осуществляются в виде первоначальных и последующих регулярных платежей на протяжении всего периода добычи. Стартовые суммы разовых платежей определяются Комитетом по геологии и недропользованию РФ по согласованию с Минэкономики РФ, но не могут составлять менее 10% от суммы регулярного платежа, исходя из среднегодовой проектной мощности добывающей компании. Лимиты регулярных платежей дифференцируются по видам полезных ископаемых и устанавливаются в процентах от стоимости добытых полезных ископаемых (от 1 до 16%). 

Взыскание платы за пользование недрами может осуществляться в виде: денежных выплат; части добытого минерального сырья или другой продукции, произведенной недропользователем; выполнения работ или оказания услуг; зачета сумм предстоящих платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого взноса в уставный фонд создаваемого горнодобывающего предприятия. Формы платежей утверждаются в лицензиях на пользование недрами. Порядок распределения платежей за право пользования недрами между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами устанавливается Законом Российской Федерации "О недрах". 

Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с недропользователей, занимающихся поиском, разведкой и добычей полезных ископаемых на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне. Факторами, влияющими на размер этих платежей, являются размер арендованного участка и его конфигурация, мощность водной толщи, цели использования недр. 

Недропользователи, добывающие все виды полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, вносят вклад в воспроизводство минерально-сырьевой базы. При этом налоговой базой является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, прошедших первичную переработку, к которым относятся фактические полезные ископаемые (нефть, природный газ, газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, промышленные руды, подземные воды), слюда, асбест, концентраты цветных, редких и радиоактивных металлов, горнорудное и химическое сырье; благородные металлы; алмазы; камни - цветное и пьезооптическое сырье; для некоторых минералов - стоимость продуктов из полезных ископаемых, полученных с использованием технологий их переработки.

Нормы вычетов устанавливаются в объемах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих этот вид минерального сырья. Они определяются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытого минерального сырья. Минимальная ставка 1,7% установлена для калийных солей, а максимальная ставка (10%) - для нефти, газа и конденсата. 

Предполагается, что при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых (при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горных работ и связанных с ними перерабатывающих мощностей) вычеты не будут производиться. Недропользователи, осуществляющие геологоразведочные работы за свой счет или возмещающие государству все расходы по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых, освобождаются от этих платежей. 

Взносы направляются в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и используются для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Предложения по объектам отчислений, направляемым в бюджеты различных уровней, разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, относящейся к отдельным видам полезных ископаемых) и Министерства промышленности, науки и технологий, а затем доводятся до сведения Минфина Российской Федерации до 1 июня предыдущего года для учета их при подготовке законопроекта о бюджете. После принятия закона о федеральном бюджете на соответствующий год Министерство природных ресурсов Российской Федерации представляет в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации по каждому предприятию-плательщику сведения о суммах перечисленных им в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации отчислений, в том числе переданных с согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предприятию-плательщику для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ. Эти показатели доводятся Министерством Российской Федерации по налогам и сборам до сведения налоговых инспекций, которые информируют о них каждое предприятие-плательщика. Сроки уплаты этой суммы в бюджет зависят от среднемесячной суммы взносов и могут быть ежемесячными (с уплатой авансовых взносов) и ежеквартальными. 

Акцизы устанавливаются для отдельных видов полезных ископаемых, добываемых на месторождениях с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками. В настоящее время акцизы установлены для нефти, включая газовый конденсат и природный газ. Плательщиками акцизов на нефть, включая газовый конденсат, являются организации всех форм собственности, занимающиеся добычей полезных ископаемых, а плательщиками акцизов на природный газ - организации и предприятия, осуществляющие транспортировку и поставку газа ОАО "Газпром", реализующие газ сбытовым организациям (перепродавцам) и непосредственно потребителям. Объектом налогообложения акцизом на нефть является количество реализуемой продукции, на природный газ - себестоимость реализованной продукции по регулируемой государством оптово-отраслевой цене. Ставки акцизов на нефть и газовый конденсат дифференцируются по нефтедобывающим компаниям. Ставки, включенные в цену минерального сырья (без НДС), устанавливаются в рублях за тонну. Текущая и действующая ставка акциза на природный газ с 1 сентября 1995 г. установлена в размере 30 %. Сроки уплаты акциза определяются в зависимости от среднемесячных платежей и могут быть подкадными, месячными и квартальными. С недропользователей взимается также плата за геологическую информацию, если она получена за счет государственных средств. 

В целях охраны окружающей среды Законом РФ от 19.12.91 г. № 2060-1 введен сбор за загрязнение окружающей среды, 10% которого идет в федеральный бюджет, а остальное - в государственные экологические фонды. В рамках утвержденных лимитов плата взимается в расходы налогоплательщиков. За сверхнормативное загрязнение окружающей среды плата увеличивается в 5 раз и уплачивается из прибыли, оставшейся после уплаты налогов. Однако, поскольку абсолютные суммы таких платежей очень малы, их стимулирующее влияние на строительство очистных сооружений незначительно. 

Поэтому было бы вполне разумно применять более жесткие меры по защите окружающей среды, включая закрытие опасных производств. 

Проект НК РФ (часть II) не претерпел существенных изменений в государственном регулировании природопользования путем введения платы за пользование недрами. Плата за право пользования недрами будет трансформирована в налог на недропользование (тот же порядок исчисления будет сохранен), а отчисления в базу полезных ископаемых будут называться "налогом на воспроизводство базы полезных ископаемых". Однако его действие ограничено - налог будет применяться в течение пяти лет со дня вступления Кодекса в силу. В течение этого периода ставка налога будет снижена на 16% ежегодно. Вместо акцизов на отдельные виды полезных ископаемых будет введен новый налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, плата за загрязнение окружающей среды определяется как экологический налог. 

Плата за использование водных объектов 

В целях рационального использования природных ресурсов в Российской Федерации введена плата за пользование водными объектами. Термин "водный объект" определяется Водным кодексом Российской Федерации как концентрация воды на поверхности земли в формах ее рельефа или в недрах, имеющая границы, объем и особенности водного режима. Водный режим - это изменение во времени уровней, сбросов и объемов воды в водных объектах. 

С 1982 по 1998 год в системе арендных платежей за ресурсы действовала плата за воду. Однако он был незначительным как доходный источник бюджета, поскольку взимался только за воду, забираемую из водохозяйственных систем. Поскольку тарифы на один кубометр потребляемой воды были символическими по размеру, этот платеж не влиял на финансовое состояние плательщиков. Введение платы за пользование водными объектами должно устранить эти недостатки. 

Оплата за пользование водными объектами осуществляется юридическими лицами, непосредственно использующими их с применением средств, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию.

Плата взимается: 

  • при заборе воды из поверхностных водоемов, территориальных морей и внутренних вод для использования ее в производственных, технологических процессах, для собственных, хозяйственных и бытовых нужд; 
  • при сбросе сточных вод, попавших в водные объекты в результате производственной и иной деятельности; 
  • при использовании водных объектов без водозабора и сброса сточных вод: удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде; 
  • для использования акватории водоемов под лесной сплав и т.д. 

Использование водных объектов для водозабора с целью ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий; для орошения сельскохозяйственных угодий, рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; государственный мониторинг водных объектов; отдых в лечебно-оздоровительных учреждениях, а также в учреждениях по обслуживанию инвалидов, ветеранов и детей освобождается от платы. 

Объект ограждения: 

  • объем воды, взятой из водного объекта; 
  • объем продукции (работ, услуг), производимой при использовании водных объектов без водозабора (для гидроэлектростанций - количество производимой электроэнергии; для лесных сплавов - объем плавленой древесины); 
  • акватория водоемов; 
  • объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод. 

Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.98 № 819 по речным бассейнам, озерам, морям и хозяйственным районам (в установленных пределах) в рублях за 1000 м3 водозабора и за 1000 м3 сброса сточных вод, а также в тысячах рублей за 1 км2 использованной акватории в год; в рублях за 1000 кВт-ч электроэнергии, выработанной гидроэлектростанциями; в рублях за 1000 м3 легированной древесины на каждые сто километров сплава. Конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида использования водных объектов, состояния водных объектов и с учетом местных условий водоснабжения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Ставки платы за забор воды для водоснабжения населения не должны превышать 30 рублей за 1000 м3. Установленные таким образом ставки увеличиваются в пять раз за забор воды (кроме водоснабжения населения) и сброс сточных вод сверх установленных лимитов, а также за использование водных объектов без лицензии. Лимиты водопользования устанавливаются специально уполномоченными государственными органами управления водопользованием и охраной водных ресурсов. Размер платы определяется плательщиком самостоятельно в конце отчетного периода исходя из ставок и размера объекта налогообложения. 

Количество забираемой воды определяется предприятиями - водопользователями по данным специального журнала первичного учета ее использования. С этой целью, по состоянию на 1-е число каждого месяца, предприятия осуществляют изъятие показателей водоизмерительных приборов. При отсутствии таких приборов забор воды определяется временно, до монтажа приборов, как объем установленных лимитов подачи воды, а также на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и нормативов водопотребления, по характеристикам работающих насосов, по суммарному потреблению электроэнергии. Могут применяться и другие косвенные методы учета потребления воды. Начисленный платеж за воду плательщики уплачивают не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетный период для предпринимателей без образования юридического лица, субъектов малого предпринимательства и налогоплательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал; для остальных налогоплательщиков - каждый календарный месяц. В этом же периоде налогоплательщики подают налоговую декларацию в налоговые органы по месту их нахождения по установленной форме. Сумма платы за пользование водными объектами включается в стоимость продукции (работ, услуг). Ее распределение по уровням бюджета осуществляется следующим образом: 40% суммы платежа зачисляется в федеральный бюджет; 60% - в бюджеты субъектов РФ, на территории которых расположены водные объекты. 

Земельный сбор взимается на всей территории Российской Федерации. Целью его введения является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов для финансирования этой деятельности. Формами оплаты являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. 

Ежегодный земельный налог оплачивается землевладельцами, землевладельцами и землепользователями. За арендуемые земли взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при переходе права собственности на землю, установлении коллективной и долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли. Данный показатель характеризует стоимость земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный период окупаемости. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади земли в год. 

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются организации, в том числе международные, неправительственные, иностранные юридические лица, российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие земельные участки (находящиеся в собственности, собственности, пользовании или аренде) на территории России. Земельный налог рассчитывается исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок. Объектами налогообложения являются земельные участки независимо от их целевого назначения (промышленное назначение, транспортные коммуникации, лесной фонд, водный фонд, личная подсобка, жилой фонд, дача, гаражное строительство, садоводство, огородничество, животноводство и т.д.). К облагаемой территории относятся земли, занятые строительством, сооружениями, санитарно-защитными и техническими зонами объектов. 

Установлена дифференциация платы за землю для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья устанавливаются с учетом состава земли, ее качества, площади и местоположения. Средний размер налога на гектар пашни в Российской Федерации установлен Законом Российской Федерации "Об оплате за землю" от 11.10.91 № 1738-1. Законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставляется право, исходя из средней суммы налога и кадастровой оценки земли, определять и утверждать ставки земельного налога для групп пахотных земель, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Ставки земельного налога для городских территорий определяются исходя из средних ставок по экономическим регионам Российской Федерации, категориям городов с учетом их статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории. Средние ставки дифференцируются по месту расположения и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. За часть площади земельного участка, превышающую установленную норму изъятия, взимается налог дважды. 

Был установлен ряд льгот по земельному налогу.

В частности, земельный налог полностью освобождается от уплаты: 

  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; 
  • предприятий, а также граждан, занимающихся традиционными ремеслами по месту жительства и хозяйственной деятельности малых народов и народностей, а также народными промыслами и ремеслами в местах их традиционного быта; 
  • научные организации, экспериментальные и образовательные учреждения и учебные заведения сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации иного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, экспериментальных и учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесных культур; 
  • учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые из бюджетов различных уровней или профсоюзами (за исключением санаторно-курортных учреждений), детские учреждения здравоохранения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятники истории и культуры, а также религиозные объединения, на землях которых расположены используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры; 
  • предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, получивших нарушенные земли для сельскохозяйственных нужд (нуждающихся в мелиорации) на первые 10 лет пользования; 
  • земли, занятые полосой слежения вдоль Государственной границы России; 
  • земли общего пользования населенных пунктов; 
  • учреждений культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и спортивных объектов (за исключением видов деятельности, не относящихся к профилю спортивных объектов, учреждений физической культуры и спорта), независимо от источника финансирования; 
  • высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственных научных центров, а также высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; 
  • государственные предприятия связи, акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, осуществляющие распространение (трансляцию) государственных телерадиопрограмм, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидротехнических сооружений Минтранса Российской Федерации, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе на землях, покрытых водой и искусственно созданных территориях, находящихся в ведении Минтранса Российской Федерации, а также предприятия и организации Российской Федерации. 
  • предприятиям, научным организациям и научно-исследовательским учреждениям за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационном резерве Российской Федерации; 
  • земли, предоставленные для поддержки деятельности государственных органов и Министерства обороны Российской Федерации; 
  • санаторно-курортные учреждения, объекты отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности; 
  • Внутренние, железнодорожные и пограничные войска, а также войска гражданской обороны на землю, предоставленную для их постоянной деятельности; 
  • учреждений и органов пенитенциарной системы; 
  • участники Великой Отечественной войны и граждане, на которых распространяются льготы участников Великой Отечественной войны; 
  • инвалиды I и II групп; 
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и другие. 

С предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта взимается налог на землю, расположенную в полосе отвода железной дороги, в размере до 25% ставки земельного налога, установленной для земель сельскохозяйственного назначения. Органы законодательной (представительской) власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, имеющихся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Местные органы власти вправе установить льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки платежа, снижения ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков в пределах сумм налога, остающихся в распоряжении соответствующего местного органа власти. 

Юридические лица - налогоплательщики земельного налога исчисляют его самостоятельно и ежегодно не позднее 1 июля подают налоговую декларацию в налоговые инспекции по месту нахождения объектов налогообложения. Исчисление земельного налога производится налоговыми инспекциями, которые подают налоговую декларацию не позднее 1 августа. Все налогоплательщики уплачивают земельный налог в равных долях в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер, условия и сроки оплаты аренды земли устанавливаются договором, в котором определяется ее форма (денежная или натуральная). 

Платежи за землю зачисляются на бюджетные счета соответствующих самоуправлений. Часть средств аккумулируется на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации, часть - в федеральном бюджете для финансирования централизованной деятельности. Земельный налог и арендные платежи имеют специальное назначение и используются для финансирования землеустроительной деятельности, ведения земельного кадастра, мониторинга, охраны земель и повышения их плодородия, освоения новых земель, компенсации затрат землепользователей на эти цели и погашения кредитов, выданных на эти цели. Однако Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.99 г. "О федеральном бюджете на 2000 год". 

Основные изменения, предусмотренные проектом Налогового кодекса Российской Федерации (часть II) в действующем земельном налоге, в первую очередь, касаются налоговой базы. Он предполагается равным кадастровой стоимости земельного участка (при отсутствии кадастровой стоимости - его нормативной цене) и рассчитывается на основе норм, определяемых оценочными зонами данной территории. Такой налог будет применяться до введения налога на недвижимость на данной территории. 

Лесные доходы - это совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включая возвраты леса и арендные платежи за арендуемый участок лесного фонда. Поэтому пользование лесным фондом в России оплачивается. Доходы от леса носят арендный характер, что объясняется естественной разницей между лесопользованием и транспортными условиями в лесном секторе. Являясь доходным источником бюджета, доходы от леса предназначены для покрытия государственных расходов на воспроизводство древесины. 

Основное место в составе лесных доходов занимают лесные налоги, за которые взимаются сборы: 

  • корневое дерево; 
  • Уборка живицы, вторичной древесины, заготовка сена, выпас скота, промышленная заготовка древесных соков, диких ягод, грибов, лекарственных растений, технологического сырья, размещение ульев, пасеки и других побочных продуктов лесного хозяйства; 
  • Использование лесных угодий для охоты, оздоровления, туризма, спорта и других подобных целей. 

В рамках лесных налогов взимается также плата за землю лесного фонда. 

Плательщиками лесных налогов за древесину, отпускаемую в корень, являются лесопользователи, осуществляющие заготовку древесины в лесном фонде Российской Федерации, а также в лесонасаждениях, не входящих в состав лесного фонда (юридические лица, в том числе иностранные и физические). Размеры лесозаготовок определяются ставками, установленными для единицы продукции, получаемой при использовании лесного фонда, а для отдельных видов пользования - ставками гектаров используемой площади лесного фонда. В соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Федеральной службой лесного хозяйства России, минимальные ставки лесозаготовок на 1 м3 заготовленной древесины устанавливаются органами власти субъектов РФ в зонах лесного налога.

Минимальные ставки (ставки и надбавки к арендной плате) лесозаготовок дифференцируются: 

  • лесотаксные ремни; 
  • Самые высокие таксы установлены на буке, дубе, кедре, сосне, а самые низкие - на осине, ольхе; 
  • качество древесины (бизнес и дерево); 
  • ассортимент деловой древесины (крупный, средний, мелкий). 

Кроме того, применяется шкала арендной платы за деловую древесину в расчете на 1 м3 в зависимости от показателя жидкого запаса на один гектар эксплуатационной площади и расстояния транспортировки заготовленной древесины от места заготовки до ближайшего сплава или погрузочно-разгрузочного пункта. Минимальные ставки позволяют определить нижний предел рыночной цены на лесосырьевые ресурсы и применяются при продаже древесины на корню, а также при выдаче разрешений на право пользования другими лесными ресурсами с конкурсов, аукционов и конкурсов в качестве начальной (стартовой) цены. Конкретные ставки и размеры лесозаготовок определяются органами местного самоуправления по результатам конкурсов, аукционов или иным способом, но они не должны быть ниже минимальных ставок. Регистрация древесины, подлежащей заготовке, производится в зависимости от метода заготовки по площади, количества деревьев, подлежащих заготовке, и количества заготовленной древесины. 

Объект, покрытый лесной податью - объем древесины на корне, поставляемой лесопользователям. Для определения объема материала производится оценка материала лесозаготовительной площадки или запаса древесины в плотных кубических метрах. Используются специальные таблицы (высотные и объемные категории стволов, урожайность некоторых сортов из хозяйственных стволов), разработанные лесотаксическими полосами и породами леса. Расчетная плата за производство древесины на корню фиксируется в лесозаготовительных билетах, выписанных на заготовку и вывоз древесины. Краткосрочный отпуск древесины осуществляется по специальным заказам - "Квитанции на заготовку древесины", которые лесопользователи должны получить до начала заготовки древесины на разрешенных делянках. Оплата за древесину, подлежащую заготовке, производится в полном объеме в доходную часть бюджета в том календарном году, на который выделяется лесной фонд, в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%. В случае отпуска древесины в корне каждого лесосека в размере до 500 м3, размер сбора за древесину не разбивается по срокам, а оплачивается в полном объеме до его выдачи. При получении путевки после очередного взноса в счет оплаты отпуска за древесину лесозаготовители оплачивают в бюджет все платежи за истекшие сроки. Оплата за древесину поступает в бюджеты регионов, в которых осуществляется использование лесных участков. Если заготовка древесины на аукционах (тендерах, конкурсах) осуществляется по стоимости, превышающей норму заготовки древесины, то 50 % разницы перечисляется на счета органов управления лесами. Остальная часть разницы перечисляется в районный (городской) бюджет. 

В Налоговом кодексе РФ плата за пользование лесным фондом была названа лесным налогом. Существенных изменений в действующем механизме исчисления налога на лесные ресурсы не ожидается. 

Активизация стимулирующей роли платежей за ресурсы

Следует отметить, что система платежей за пользование природными ресурсами нестабильна. 

За последние 20 лет нормативная база в этой области неоднократно менялась. 

Кроме того, с момента внесения изменений в законодательство подзаконные акты (например, Постановления Правительства РФ, регулирующие полномочия различных федеральных органов исполнительной власти) достаточно долго не меняются. 

Все это приводит к многочисленным проблемам при осуществлении органами государственной власти своих полномочий. 

В результате Федеральная налоговая служба наделена полномочиями по администрированию ряда платежей за природные ресурсы, несмотря на то, что в системе федеральных органов исполнительной власти существуют специализированные органы, обладающие компетенцией в той или иной области. 

Возможно также, что один платеж осуществляется несколькими органами, что не всегда оправдано.

Очевидно, что такая ситуация оказывается неблагоприятной как с точки зрения плательщиков природы, так и с точки зрения администрирования таких платежей. 

Такая сложная и запутанная система также негативно влияет на экономическую ситуацию в стране. Конечной целью должна быть четкая, понятная и прозрачная система администрирования платежей за пользование природными ресурсами.

В целом, наблюдается печальная тенденция к рассредоточению платежей за природные ресурсы в пользу различных агентств и служб. Задекларированный Налоговым кодексом РФ лесной, экологический и дополнительный налог на прибыль от добычи углеводородов исчез из статьи 13 НК РФ до того, как он успел появиться (редакция НК РФ ч. 1 от 29.07.2004 г.), водный налог, в общем, приказал к длительному сроку действия, налог на добычу полезных ископаемых - сложен и не покрывает всей суммы платежей за пользование недрами.

Снятие платежей за природные ресурсы вне рамок налогового законодательства лишает государство возможности их нормального администрирования, так как необходимо создать параллельную структуру для администрирования этих платежей. 

Имеется определенный опыт в администрировании внебюджетных выплат заработной платы. После отмены глав 213 и 212 Федеральных законов РФ существующие функции были переданы Пенсионному фонду. Администраторы пока не в состоянии работать с платежами за природные ресурсы, и не будет соответствующих функциональных обязанностей, будет ли и когда - вопрос, на который в настоящее время нет ответа.

Таким образом, рассматриваемые проблемы платежей за природные ресурсы не способствуют стабилизации и устойчивому развитию экономики страны. Следует отметить, что данный вопрос носит комплексный негативный характер, поскольку затрагивает не только экономическую составляющую, но и социальные и экологические аспекты.

Анализ изложенных проблем позволяет сделать вывод о возникающей угрозе и необходимости принятия следующих мер для ее предотвращения:

  • Устранение дублирования в структуре платежей за природные ресурсы;
  • Создать соответствующие внебюджетные фонды для выполнения стимулирующих и компенсационных функций платежей за природные ресурсы;
  • провести исследование о необходимости глобальной трансформации налоговой системы с целью полного изъятия естественной ренты в государственный бюджет;
  • оценить ущерб, причиненный размыванием платежей за природные ресурсы.

Вывод:

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-ресурсной базы России становится основным фактором экономического роста. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации государственной природно-ресурсной политики имеют особое значение. Платежи за природные ресурсы устанавливаются в целях экономического регулирования природопользования, содействия рациональному и комплексному использованию различных видов природных ресурсов и охране окружающей среды, привлечения средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказывать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычу и рациональное использование минеральных ресурсов и продуктов их переработки.

Система налогов (налоговых платежей) на природные ресурсы представляет собой совокупность форм налоговой оценки государством дохода от природной ренты, относящегося к производственному фактору "государственное регулирование экономики". Вместе с тем, мы имеем в виду любые налоговые платежи - налоги, пошлины, сборы и другие платежи в бюджетную систему, связанные с процессом управления природными ресурсами и регулируемые налоговым и другим связанным с ним законодательством. 

Система налоговых платежей за природные ресурсы, с одной стороны, является важным источником формирования доходной базы государственного бюджета и экономической безопасности страны, с другой - финансовым инструментом государственного регулирования природных ресурсов. Стимулы для этого вида налогов должны предоставляться в том порядке, в котором они начисляются на единицу или массу природных ресурсов, используемых в производстве, в соответствии с установленной нормой эффективности их использования.

В настоящее время система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации, включает следующие виды платежей за природные ресурсы: - налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог), - плата за пользование водными объектами (федеральный налог, с 1 января 2005 года платеж заменен налогом на воду), земельный налог (местный налог). Федеральные сборы - плата за пользование объектами животного мира и плата за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В целях стимулирования природоохранной деятельности планируется предусмотреть возможность установления налогового и бюджетного законодательства: - временных налоговых льгот, залоговой стоимости некоторых видов отходов потребления, экологических залежей, - экологических фондов (для ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, государственных кредитов и госзаказов на выполнение работ по охране окружающей среды и т.д.).

Интеграция страны в мировую экономику, вступление в международные организации требуют гармонизации российского налогового законодательства с законодательством стран - экономических партнеров, подписания международных соглашений, принятия обязательств в области международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обмена информацией.

Соглашения в налоговой сфере должны предусматривать, в частности, меры, позволяющие ограничить доступ к предоставляемым ими льготам для лиц, которые не являются реальными налоговыми резидентами стран - участниц соглашений.

Все вышеперечисленные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые можно резюмировать как создание конкурентоспособной налоговой системы.