План счетов. Счета и двойная запись. Синтетический и аналитический учет

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Предмет, метод, основные задачи и принципы бухгалтерского учета
Первичное наблюдение, документация и ин­вентаризация
Методология бухгалтерского учета
Норматив­ное регулирование и основы бухгалтерской финансовой отчетности


Введение:

Жизнь человеческого общества состоит из множества повседневных событий и завес, которые могут касаться различных аспектов общества - политических, экономических, социальных и других. Поскольку каждый человек в обществе сравнивает свое поведение, работу и жизнь с событиями и фактами, которые его окружают, чем больше он знает о том, что происходит вокруг него, тем эффективнее и безопаснее будут его действия и действия. Поэтому человек должен учитывать и учитывать факты и события вокруг него, знать состояние реальности, которое его окружает. Это суть бухгалтерского учета в общих чертах.

Факты и события, происходящие в жизни общества, связанные с хозяйственной деятельностью компании, отражаются в хозяйственном учете. Под экономическим учетом понимается отражение фактов хозяйственной деятельности, осуществляемой предприятиями, организациями и учреждениями; например, операции купли-продажи, производства, расчетов через банк, начисления и расчета заработной платы и т. д.

Одним из основных видов бухгалтерского учета является бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет - это система, которая обеспечивает получение бухгалтерской информации о хозяйственной деятельности предприятия путем непрерывной и непрерывной регистрации фактов экономической жизни в документах, их последующей группировки и обобщения полученной информации своими способами. Помимо информационной функции бухгалтерский учет выполняет функцию контроля за соблюдением действующего законодательства, нормативных документов государственных органов, а также за эффективным использованием средств, принадлежащих предприятию.

Учетная запись является частью системы бухгалтерского учета, а система представляет собой набор элементов и информационных связей между ними. Таким образом, каждая учетная запись является элементом системы. Модель системы - это баланс, поэтому каждый счет становится частью баланса. В то же время каждая учетная запись связана с другими учетными записями. Эти отношения создаются с использованием учетных записей. Каждая транзакция, выражающая интересы определенных участников бизнес-процесса, поддерживает, но не разрушает баланс. Мы поставили цель рассмотреть структуру счетов и ее развитие, взаимоотношения счетов, систему, определяющую эти отношения, понять определение счета, проблемы классификации счетов. Классификация бухгалтерских счетов обогащает методологию изучения построения как отдельных счетов и их групп, так и всей системы бухгалтерских счетов в целом.

Двойная запись лежит в основе методологии диграфии, поэтому проблема определения двойной записи и ее содержания также будет отражена в работе. Предметом этого эссе являются счета и двойные записи счетов в бухгалтерии. Целью эссе является изучение теоретических аспектов системы счетов и двойной записи. Для достижения этой цели в работе будут рассмотрены следующие задачи: в первой главе будут рассмотрены бухгалтерские счета и их структура, во второй главе будет дано определение, содержание и сущность двойной записи.

Бухгалтерские счета и их структура

Сущность бухгалтерского учета, их назначение

В производственном процессе ежедневно выполняется большое количество бизнес-операций, требующих текущего анализа, для которых используются специальные формы - бухгалтерские счета, построенные по принципу экономической однородности.

Учетная запись является основной единицей хранения информации, которая после обобщения всей учетной информации необходима для принятия управленческих решений. Использование счетов является одним из конкретных методов бухгалтерского учета. В экономической литературе бухгалтерские счета обычно определяются как способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и местоположению, источникам его формирования, а также деловых операций по качественно однородным характеристикам, выраженным в денежной, натуральной и трудовые меры.

Для каждого типа имущества, обязательств и операций открываются отдельные счета с их именем и цифровым номером (кодом), которые соответствуют каждой статье баланса, например:

  • 01 "Основные средства",
  • 04 «Нематериальные активы»,
  • 10 "Материалы",
  • 20 "Основное производство",
  • 50 "Касса",
  • 51 "Расчетные счета",
  • 52 «Валютные счета»,
  • 75 "Расчеты с учредителями",
  • 99 «Прибыль и убыток»,
  • 80 "Уставный капитал" и др.

Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу, одна часть которой предназначена для отражения увеличения, а другая - для уменьшения. Эти части счета называются: left - дебет (от лат. «Must»); справа - кредит (от лат. «верит»). Данные о бизнес-операциях, записанные на счете, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые определяют, в какой части счета (дебет-кредит) они будут записываться. Если дебет счета отражает экономические факты, характеризующие увеличение объекта учета, для которого открыт счет, то в его кредите - факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, по дебету - уменьшение, а по кредиту - увеличение объекта учета. Любой бизнес-факт отражается в дебете одного и кредит другого счета в той же сумме.

Двойное отражение информации, равно как и балансовый метод ее обобщения, является универсальной техникой, позволяющей построить информационную систему. Подсчет всех данных, зарегистрированных на счете, называется его оборотом. Оборот отражает движение активов домохозяйств и их источников. Сумма записей по дебету счета - дебетовый оборот, общая сумма по кредиту - кредитный оборот.

Разница между суммами, напечатанными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой стороне, называется балансом или балансом счета. Эта сумма отражает сумму баланса, доступность определенного типа средств или источника на отчетную дату, обычно в первый день месяца. Баланс в начале отчетного месяца называется начальным балансом, а в конце - итоговым балансом, полученным за определенный период времени. Баланс может быть дебетовым, кредитным или нулевым. Счет, на котором нет баланса (он равен нулю), называется закрытым счетом. Открыть счет - значит отразить на нем данные хотя бы одной бизнес-операции, закрыть счет - уменьшить его баланс до нуля.

Каждая учетная запись имеет следующие характеристики:

  1. Наименование отчетного периода (со дня года);
  2. Начальное сальдо (SN) - это смета затрат объекта учета на этом счете в начале 1-го дня отчетного периода, т.е. остаток на счете;
  3. Конечное сальдо (СК) - оценка объекта учета для этого счета на конец последнего дня отчетного периода.

Активный и пассивный учет счетов

В соответствии с разделением баланса по активам и пассивам различают активные и пассивные счета.

Счета, на которых учитываются различные типы имущества и других средств организации (активов) предприятия, их наличия, состава и движения и которые ни при каких обстоятельствах не принимают отрицательного значения, называются активными счетами (А). Это те объекты учета, в которые организация вложила средства.

К активным счетам, в частности, относятся счета 01 «Основные средства», 41 «Товары», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и т. д.

Активный счет находится в балансе активов и имеет следующие отличия:

  • На активных счетах сальдо (остатки) являются только дебетовыми. Это связано с тем, что в балансе средства для их состава показаны с левой стороны (актив);
  • На активных счетах поступление средств в организацию отражается (учитывается) путем дебетования, а выбытие этих средств - по кредиту счета.

Таким образом, активный счет отражает:

  • дебетовая сторона счета - остатки в начале и конце операций, а также бизнес-операции, вызывающие увеличение остатка;
  • кредитная сторона счета - только бизнес-операции, вызывающие уменьшение дебетового баланса.

Остаток по счету может быть только дебетовым, под дебетовым оборотом подразумевается получение активов, ссудным оборотом - их использование (выбытие). К активным счетам относятся: «Основные средства», «Материалы», «Касса» и т. д.

Рассмотрим порядок отражения остатков денежных средств и хозяйственных операций на активном счете 10 «Материалы», который предназначен для учета наличия и движения сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и предметов домашнего обихода и других ценностей. Организации.

Пример. На начало отчетного периода в запас швейной компании входили ткани на сумму 10 500 руб., Фурнитура - на 5400 руб. Общий остаток на начало отчетного периода по сырью составил 15 900 руб.

За отчетный период (месяц) ткани, полученные от поставщика, были капитализированы на сумму 3700 рублей, кнопки на сумму 1350 рублей. Кроме того, в том же месяце был приобретен бензин для грузовика, занимающегося доставкой одежды в магазины этой компании, на сумму 6000 рублей.

В том же месяце материалы на 7600 рублей были выпущены в производство. и аксессуары - на сумму 1200 рублей, было израсходовано бензина на сумму 2100 рублей.

Согласно правилам, на активных счетах сумма увеличения записывается в дебет, а сумма уменьшения записывается в кредит.

При записи бизнес-операций на активных счетах могут возникнуть две ситуации.

Ситуация 1. Сумма начального баланса и сумма оборота по дебету счета должны быть больше суммы, указанной в кредите счета. В этом случае в конце бизнес-операций появляется баланс, который определяется по приведенной выше формуле.

Ситуация 2. Сумма начального баланса и сумма оборота по дебету счета равны сумме, указанной в кредите счета. В этом случае на конец отчетного периода сальдо (сальдо) не будет.

Попробуйте заполнить схему записи в активном аккаунте.

Начальное сальдо (остаток) на 1-й день текущего месяца заполняется, если в начале месяца (на момент открытия счета) был остаток каких-либо средств. В этом случае сумма такого остатка в рублях отражается в дебетовой части счета.

Увеличение остатка средств, возникающее в результате деловых операций в текущем месяце (дебетовая сторона), заполняется, если в течение месяца из первичных учетных документов следует, что в организацию поступили любые средства: материальные активы, денежные средства , В результате активы организации увеличились. Таким образом, эти «увеличения» отражаются в дебете активного счета.

Сокращение остатка средств в результате хозяйственной деятельности в течение текущего месяца (кредитная сторона) заполняется, если в течение месяца из первичных учетных документов следует, что организация потратила свои средства (например, заплатила за любые виды работа, переданная в собственность и т. д.), в результате чего такие средства, которые учитываются на этом счете, уменьшились. Таким образом, «уменьшение» записывается в кредит активного счета.

Дебетовый оборот - если транзакции регистрируются в течение месяца по дебету счета, то в конце месяца рассчитывается оборот по дебету счета, который будет равен арифметической сумме операций, показанных на дебете. этого аккаунта.

Оборот ссуды - если в течение месяца операции регистрируются по кредиту счета, то в конце месяца рассчитывается оборот по кредиту счета, который будет равен арифметической сумме операций, указанных в кредите. этого аккаунта.

Конечное сальдо (остаток) средств на конец текущего месяца или начальное сальдо следующего месяца определяется по вышеприведенной формуле и отражается в дебете активного счета.

Счета, которые учитывают источники формирования имущества (капитала), их доступность, состав, движение, а также обязательства организации и которые ни при каких обстоятельствах не принимают отрицательное значение, называются пассивными счетами (P).

Пассивные счета включают, например, счета 80 «Уставный капитал», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т. д.

Пассивный счет находится в пассивном балансе и имеет следующие отличия:

  • На пассивных счетах сальдо (остатки) являются только кредитными. Это связано с тем, что в бухгалтерском балансе источники средств и обязательств указаны справа (обязательство);
  • На пассивных счетах (в отличие от активных счетов) увеличение источника средств (или задолженностей за полученные средства домашних хозяйств) отражается в кредите, а его уменьшение в дебете.

Таким образом, пассивный счет отражает:

  • кредитная сторона счета - остатки в начале и в конце операций и деловых операций, вызывающие увеличение остатков;
  • дебетовая сторона счета - только бизнес-операции, которые вызывают уменьшение остатков.

Порядок записи бизнес-операций на пассивных счетах рассмотрим в следующем примере.

Пример. На начало отчетного периода задолженность по заработной плате перед персоналом организации по данным бухгалтерского баланса составила 12 600 руб. За отчетный период (месяц) он увеличился в результате двух операций еще на 13 000 руб. (5000 руб. + 8000 руб. Соответственно), а затем в результате последующих операций снизился на 13600 руб. (4700 руб. + 8900 руб.).

Согласно правилам, на пассивных счетах увеличение задолженности организаций перед персоналом регистрируется в кредит и уменьшение дебета.

При записи бизнес-операций на пассивные счета могут возникнуть две ситуации.

Ситуация 1. Сумма начального баланса и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, указанной на дебете счета. В этом случае в конце бизнес-операций появляется баланс, который определяется по приведенной выше формуле.

Ситуация 2. Сумма начального баланса и сумма оборота по кредиту счета равны сумме, указанной на дебете счета. В этом случае на конец отчетного периода сальдо (сальдо) не будет.

В течение отчетного периода счета показывают изменения, которые происходят с активами и обязательствами. На конец отчетного периода остатки на активных счетах, на которых отражается имущество организации, и на пассивных счетах, на которых учитываются источники формирования этого имущества, и, соответственно, характеризуют состояние (т. е. наличие) денежных средств, их источники, а также пассивы организации 1-го числа.

Таким образом, из анализа структуры и экономического содержания активных и пассивных счетов можно сделать следующие выводы:

  • дебет и кредит являются условными условиями для указания характера изменений (увеличения или уменьшения) имущества, его источников и обязательств организации, отраженных в счетах;
  • дебет и кредит имеют противоположное значение в активных и пассивных счетах, а именно:
  • на активных счетах дебет означает баланс и увеличение, а кредит означает уменьшение имущества и обязательств;
  • в пассивных счетах, наоборот: кредит означает баланс и увеличение, а дебет - сокращение источников;
  • новое или окончательное сальдо (на конец отчетного периода) отражается аналогично начальному и на его стороне, то есть на той стороне, на которой оно было сформировано: дебет - на дебет, а кредит - на кредит.

Помимо счетов для учета имущества организации (активные счета) и источников ее формирования (пассивные счета), в бухгалтерском учете имеются счета, отражающие как имущество организации, так и источники ее формирования. Такие учетные записи называются активно-пассивными учетными записями, которые имеют признаки как активных, так и пассивных учетных записей. Это счета, на которых учитываются активы предприятия, капитал или обязательства и которые при определенных условиях могут принимать отрицательные значения.

Потребность в таких счетах возникает, когда их экономическая природа может измениться в отношениях этой организации с другими организациями и частными лицами. Например, должники в прошедшем периоде становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот.

В активно-пассивном учете одновременно учитываются два объекта. В то же время баланс на начало и конец месяца может быть дебетовым и кредитовым, или одновременно дебетовым и кредитным (расширенный баланс).

При составлении баланса дебетовые остатки на активно-пассивных счетах отражаются в активе, а кредитовые остатки отражаются в пассиве баланса.

Исходя из этого, пассивно-активные учетные записи могут быть двух типов:

  • с односторонним балансом - дебетовое или кредитовое сальдо (например, счет 99 «Прибыли и убытки»);
  • с двусторонним балансом (расширенный баланс) - дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Примером активно-пассивного счета является счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

В зависимости от состояния этих расчетов может быть три случая:

  1. Либо другие предприятия, т. е. являются нашими должниками - в этом случае остаток на таких счетах будет дебетовым, будет отражен в активе баланса, соответственно, сам счет будет действовать как актив;
  2. Либо наша компания является должником какой-либо другой компании, которая будет нашим кредитором - в этом случае остаток будет кредитным, будет отражен в пассиве баланса, сам счет соответственно будет пассивным;
  3. Однако на практике следующая ситуация чаще всего возникает, когда другие компании должны нашей компании, а наше предприятие является должником каких-либо государственных учреждений - в этом случае баланс будет как дебетовым, так и кредитным (расширенный баланс), то есть будет отражено как в балансе активов, так и пассивов.

Чтобы определить окончательное сальдо активного пассивного счета, используется следующее правило: добавьте месячный оборот к начальному сальдо на стороне счета, на которой отражается начальное сальдо, и вычтите месячный оборот на противоположной стороне. счета. Положительной разницей будет конечный баланс, который будет отражен на той же стороне счета, что и исходный; и отрицательная разница состоит в том, что баланс перейдет на противоположную сторону счета по отношению к первоначальной. Если активно-пассивный счет не имеет начального баланса, то окончательный баланс определяется путем сравнения месячного оборота и отражается на той стороне счета, где обороты больше.

Следует отметить, что расширенный баланс на активно-пассивных счетах обычным способом не может быть выведен. Определяется по данным аналитического учета. Аналитический учет предоставляет информацию о состоянии расчетов с каждым должником и кредитором, а также об общей сумме дебиторской и кредиторской задолженности.

Совокупность всех данных о бизнес-операциях, отраженных на счете, может быть представлена ​​вектором положительных и отрицательных чисел, отражающих их влияние на остаток на счете. Если вы установили, что сальдо по дебету и сальдо по каким-либо счетам отражаются только в положительных числах, а обороты по кредитам и сальдо являются отрицательными, то вы получите единую процедуру определения остатка на счетах.

Знак у индикатора начального баланса определяется в зависимости от его принадлежности к дебетовой (+) или кредитной (-) части счета. Рассмотрим условный пример. В таблице 1 приведены начальное сальдо и оборот для некоторых счетов.

В столбце «Расчет» начальное сальдо счетов показывается одним вектором: 300-250-100 + 245-195 = 0, окончательное сальдо получается по приведенной выше формуле в виде вектора: 230- 290 + 25 + 75-40 = 0. Расширенный окончательный баланс получается путем переноса отрицательных показателей в столбец «K» с противоположным знаком, положительные показатели остаются в столбце «D». Таким образом, процедура определения итогового баланса сводится к единой процедуре для активных и пассивных счетов. Это особенно очевидно на примере счета J. Начальным балансом этого счета был кредит, а конечный баланс стал дебетовым. Более того, он был получен по той же формуле, что и для всех остальных счетов. Чтобы рассчитать баланс, нельзя разделить все учетные записи на два подмножества (активный и пассивный), но рассматривать их как единую систему. Этот порядок обеспечивает математическую правильность расчетов для определения итогового баланса.

Синтетический и аналитический учет бухгалтерского учета

Для получения информации различной степени детализации все счета в бухгалтерском учете делятся на две группы: синтетические и аналитические. Синтетические счета служат для расширенной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета - для их подробных характеристик. То есть мы можем сказать, что синтетические счета дают обобщенную характеристику объекта, а аналитические отчеты раскрывают содержание синтетического счета.

Остаток на синтетическом счете должен быть равен сумме остатков по аналитическим компонентам. Оборот синтетического счета должен соответствовать обороту аналитических компонентов.

Синтетические счета - учетные записи, предназначенные для учета наличия и движения активов предприятия, их источников и текущих процессов в обобщенном виде. К ним относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Уставный капитал», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т. д.

Синтетические счета ведутся только в денежном выражении. Его данные используются при заполнении форм финансовой отчетности и, прежде всего, бухгалтерского баланса, а следовательно, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Отражение экономических средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Содержание синтетических счетов раскрывается по данным аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам на счетах синтетического учета.

Для синтетических учетных счетов, которые имеют несколько групп аналитических счетов, открываются субсчета. Субсчета необходимы для получения агрегированных показателей для анализа и бухгалтерского баланса. Субсчет служит промежуточным звеном между синтетическим счетом и открытыми ему аналитическими счетами.

Например, на синтетическом счете 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

  • Сырье;
  • закупленные полуфабрикаты и комплектующие, конструкции и детали;
  • топливо;
  • тара и тара;
  • Запчасти;
  • Другие материалы;
  • материалы переданы на переработку в сторону;
  • Строительные материалы;
  • инвентарь и хозяйственные товары;
  • спецодежда и спецтехника в ассортименте;
  • Спецодежда и спецтехника в эксплуатации.

По каждому из этих субсчетов будут объединены данные, основанные на аналитических счетах. Синтетические счета, не требующие аналитического учета, называются простыми («Касса», «Расчетный счет» и т. д.). Счета, которые требуют аналитического учета, называются сложными («Материалы», «Капитальные вложения», «Товары» и т. д.).

Аналитические счета - это бухгалтерские счета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении денежных средств и их источниках, содержащихся на синтетических счетах. Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим, чтобы детализировать их и получать частные показатели для каждого отдельного типа имущества, обязательств организаций и процессов. Существуют аналитические счета, которые открыты для активных и пассивных синтетических счетов.

Существует определенная связь между синтетическим счетом и связанными аналитическими счетами:

  • Начальное и конечное сальдо этого синтетического счета равно сумме остатков на всех аналитических счетах, открытых на этом счете;
  • Суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех связанных с ним аналитических счетов.

Отражение экономических средств и процессов в подробном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организован в карточках или книгах.

Прямая связь между синтетическим и аналитическим счетами может быть рассмотрена в следующем примере.

Пример. В начале месяца должники составляли 10 000 рублей, в том числе 3 000 рублей для Иванова, 2 500 рублей для Петрова, 4 500 рублей для Сидорова. На кассе было 100 000 руб., Запасы сырья и материалов составили 150 000 руб.

В течение месяца были выполнены следующие операции:

  1. Материалы, оплаченные Ивановым из расчетной суммы, поступили на склад - 2000 руб .;
  2. Получил в кассе от Иванова остаток отчетной суммы - 1000 рублей;
  3. Согласно предварительному отчету Сидорова, материалы, оплаченные им из отчетной суммы в размере 4500 рублей, учтены;
  4. Аванс выдан из кассы подотчетным лицам:
  • Иванов А.В. - 2000 руб.
  • Сидоров М.К. - 3500 руб.
  • Итого - 5500 руб.

На первую операцию 2000 руб. должны быть отражены в дебете счета «Материалы» и в счете счета «Расчеты с подотчетными лицами». В то же время такая же сумма зачисляется на аналитический счет Иванова. Таким образом, они показывают, что материалы поступили именно от Иванова, и списывают задолженность, причитающуюся ему на подотчетную сумму. Остальные операции должны также отражаться одновременно на синтетических и аналитических счетах.

После расчета оборотов и определения окончательного остатка на синтетическом и аналитическом счетах подтверждается вывод о наличии прямой связи между синтетическим и аналитическим счетами. Действительно, начальный остаток синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (10 000 рублей) равен сумме начальных остатков всех аналитических счетов, открытых в его приложении (3000 + 2500 + 4500). Дебетовый оборот синтетического счета (5500 рублей) равен сумме дебетовых оборотов всех аналитических счетов (2000 + 0 + 3500), а кредитный оборот (7500 рублей) равен сумме всех кредитных оборотов ( 3000 + 4500). Конечный остаток синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (8000 рублей) равен сумме конечных остатков всех аналитических счетов, открытых в его приложении (2000 + 2500 + 3500).

Каждая бизнес-операция, записанная на дебет или кредит синтетического счета, отражается в той же сумме, соответственно, на дебете или кредите нескольких аналитических счетов, открытых в дополнение к его синтетическому счету.

Классификация бухгалтерских счетов

Все бухгалтерские счета классифицируются по экономическому содержанию, а также по назначению и структуре. Классификация счетов по экономическому содержанию показывает, что отражено в определенных счетах, по назначению и структуре - как отдельные объекты учета отражаются в счетах, то есть, что означает дебетовая и кредитовая записи, баланс.

Основой классификации счетов по экономическому содержанию является группировка объектов учета.

В соответствии с этой группировкой различают счета для учета:

  • имущество организации (счета основных средств, нематериальных активов, выгодных вложений в материальные активы, финансовых вложений, материальных запасов, денежных средств, средств в расчетах);
  • источники формирования имущества (счета уставного, добавочного и резервного капитала, целевого финансирования, прибыли, банковских кредитов, займов, кредиторской задолженности, обязательств по распределению);
  • бизнес-процессы (счета основных и вспомогательных отраслей, обслуживающие отрасли и фермы, общие производственные и общехозяйственные расходы, процессы закупки и продажи имущества) и финансовые результаты.

По назначению и структуре счета делятся на основные, нормативные, операционные. Основные и нормативные счета отражают собственность организации и источники ее формирования, а операционные отражают бизнес-процессы и их результаты.

Основные счета состоят из инвентарных (материальных) счетов собственного капитала, а также резервных и расчетных счетов.

Запасы учитывают материальные ценности и денежные средства. К ним относятся счета основных средств, материалы, кассовые аппараты и т. д. По структуре все инвентарные счета активны, их остатки только дебетовые, дебетовый оборот показывает увеличение средств, кредитный оборот - уменьшение.

На счетах капитала и резервов учитываются уставный, добавочный и резервный капитал, целевое финансирование, нераспределенная прибыль, резервы на будущие расходы. По своей структуре все счета операций с капиталом и пассивами пассивны, сальдо - только кредиты, оборачиваемость кредитов показывает увеличение соответствующих источников, дебетовый оборот - уменьшение. Капитальные счета и резервы поддерживаются только в денежном выражении.

Расчетные счета используются для учета расчетов организаций с другими предприятиями, организациями и частными лицами. Они бывают трех типов: расчетные счета должников, кредиторов и дебиторская задолженность.

Нормативные счета - это те, которые предназначены для уточнения (регулирования) оценки имущества организаций и источников их формирования. Они дополняют основные активные и пассивные аккаунты и делятся на контратаки (противоположные) и дополнительные.

Встречные счета предназначены для учета сумм, уменьшающих оценку имущества организаций и источников их формирования. Например, основные средства с момента ввода в эксплуатацию и до выбытия отражаются по исторической стоимости в счете «Основные средства». Сумма амортизации основных средств учитывается отдельно на встречном счете «Амортизация основных средств».

Дополнительные регулирующие счета предназначены для учета сумм, которые увеличивают или уменьшают оценку имущества организаций или источников их формирования. К таким счетам относятся счета «Отклонения в стоимости материальных ценностей», «Торговая наценка» и т. д.

Операционные счета - это калькуляция, распределение и сопоставление.

Расчетные счета предназначены для учета затрат, связанных с производством товаров, выполнением работ или оказанием услуг, а также расчетом фактических затрат на единицу продукции, выполненных работ или услуг.

Распределительные счета - это коллективное распределение и распределение бюджета.

Сбор и распределение счетов предназначены для учета затрат на любой бизнес-процесс с целью их последующего распределения между объектами расчета.

Счета распределения бюджета используются для распределения затрат между смежными отчетными периодами.

Сравнительные счета используются для определения финансовых результатов бизнес-процессов. В них одни и те же объекты учета отражаются в дебете и кредите в разных оценках, поэтому их можно сравнивать. Сопоставлением является счет «Продажи», а также активно-пассивный счет «Прибыли и убытки».

Все ранее рассмотренные счета используются для учета имущества, принадлежащего этой организации. Такое свойство отражается в балансе; поэтому счета называются балансом. Организации могут содержать имущество, которое им не принадлежит и, следовательно, не влияет на бухгалтерский баланс (арендованные основные средства, материальные активы, принятые на хранение и т. д.).

Средства, не принадлежащие этой организации, но находящиеся во временном использовании или временном хранении, отражаются на забалансовых счетах (счета арендованных основных средств, сырье и материалы, принятые для обработки, строгие формы отчетности и т. д.).

На забалансовых счетах, в отличие от балансовых счетов, учет ведется без использования метода двойной записи. Получение значений отражается на таких счетах в доходах, а выбытие - в расходах. Забалансовые счета не взаимозачитываются с другими счетами.

Характер и значение двойной записи на счетах

Любая бизнес-операция обязательно имеет двойственность и взаимность. Чтобы поддерживать эти свойства и контролировать записи бизнес-операций на счетах в бухгалтерском учете, используется метод двойной записи.

Двойная запись - это запись, в результате которой каждая бизнес-операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: на дебет одного счета и одновременно на кредит другого подключенного к нему счета на ту же сумму.

Двойная запись отражает двукратные изменения в составе имущества предприятия и имеет следующие значимые значения: она дает бухгалтерский учет системного характера, обеспечивает связь между счетами, дает представление о движении активов домохозяйств, их источниках формирования (информационная ценность), устраняет ошибки в учетных записях.

Метод двойной записи определяет существование таких понятий, как соответствие счетов и учетных записей.

Корреспондентские счета - это взаимосвязь между счетами, возникающая по методу двойной записи, например, между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета» или 70 «Расчеты с персоналом за вознаграждение» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Проводка бухгалтерского учета - это не что иное, как выдача корреспонденции счетов, когда в то же время делается запись о дебете и кредите счетов для суммы регистрируемой бизнес-операции.

Суть двойной записи можно рассматривать в качестве примера следующих операций.

Пример. Получил со счета в банке до кассы 300 тыс. Руб. для выплаты заработной платы рабочим и служащим.

Для отражения этой операции на счетах счетов последовательно уточняются счета, участвующие в операции.

Содержание показывает, что операция вызывает изменение в двух счетах: «Касса» и «Расчетные счета». Оба они являются активными учетными записями, поскольку они отражают собственность организации. Денежные средства в кассе увеличились на 300 тысяч рублей, поэтому сумма должна быть отражена в дебете счета Kassa (увеличение активных счетов отражается в дебете счета). Средства на текущем счете уменьшились на 300 тысяч рублей, поэтому сумма должна быть отражена в кредите счета «Текущий счет» (уменьшение активных счетов отражается в кредите счета). Поэтому для этой операции вам нужно сделать следующую запись:

Дебет счета Kassa составляет 300 000 рублей.

Кредитный счет "Текущий счет"

Для этой бизнес-операции счета «Касса» и «Расчетный счет» оказались взаимосвязанными (взаимозачетными).

Пример. Заработная плата от рабочих и служащих в размере 300 тыс. Руб.

Для операции зачтены два счета: кассир и персонал. Операция вызывает уменьшение средств на кассе, поэтому активный счет «Касса» должен быть зачислен на 300 тысяч рублей. В то же время происходит уменьшение остатка на пассивном счете «Расчеты с персоналом за оплату», который необходимо дебетовать. Бухгалтерская запись будет выглядеть так:

Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда 300 000 руб.

Кредитный счет "Касса"

В зависимости от формы учета двойная запись отражается по-разному. В мемориальной форме каждая операция записывается дважды в разных регистрах: для дебетования и зачисления на счет. Эта запись также называется фрагментированной. В форме бухгалтерского учета используется комбинированная запись. В этом случае регистры построены таким образом, что, записывая операцию один раз, они отражают ее как в дебете, так и в кредите соответствующих счетов. Это экономит бухгалтерскую работу (вместо двух записей сумма равна одной), и корреспонденция счетов отчетливо видна.

В бухгалтерской практике, помимо простых, используются сложные проводки, которые бывают двух видов. В первом случае, когда один счет списывается, несколько счетов зачисляются одновременно. В этом случае сумма зачисленных счетов равна сумме списанного счета.

Пример. Выручка от реализации продукции в сумме 1500 тыс. Руб. Поступила на текущий счет. и 3000 тыс. руб. от продажи остаточной стоимости основных средств.

Бухгалтерская запись для этой операции будет выглядеть так:

  • Дебет счета 51 "Расчетные счета" 4500
  • Кредитный счет 90 "Продажи" 1500
  • Кредитный счет 91 «Прочие доходы и расходы» 3000
  • Субсчет 3 «Выпуск основных средств» 3000

Эта сложная разводка может быть представлена ​​двумя простыми, а именно:

  • Дебет счета 51 «Расчетные счета» 1500
  • Кредитный счет 90 "Продажи" 1500
  • Дебет счета 51 «Расчетные счета» 3000
  • Кредитный счет 91-3 «Выбытие основных средств» 3000

Во втором случае один счет зачисляется и несколько счетов списываются одновременно: в этом случае сумма списанных счетов равна сумме зачисленного счета.

Пример. От поставщика получены материалы на сумму 1000 тыс. Руб. и оборудование для монтажа на сумму 250 тыс. руб.

Учетные записи для этой транзакции будут выполняться следующим образом:

  1. Дебет счета 10 «Материалы» 1000
  2. Дебет счета 07 "Оборудование для монтажа" 250
  3. Кредитный счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" 1250

Использование сложных проводок уменьшает количество счетов, что, в свою очередь, экономит время, необходимое для реализации учетных и аналитических функций.

Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же бизнес-операция в равной сумме отражается дважды - при дебете одного и кредите другого счета. Следовательно, в случае несоответствия сумм по данной операции, выявляется ошибка и устанавливается лицо, ответственное за нее.

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе организации является составление оборотного списка.

Оборотная ведомость позволяет обобщать учетную информацию, отраженную на счетах бухгалтерского учета. Он составляется в конце месяца на основе данных счетов об остатках (остатках) на начало и конец месяца и оборачиваемости дебетовых и кредитных счетов за месяц. Все счета, используемые в организации, отражаются в ведомости оборота, по одной строке для каждого счета. В выписке есть три пары столбцов, в которых показаны начальные сальдо, оборот по дебету и кредиту счета и итоговое сальдо для каждого счета. При правильной организации учета обязательно должно быть попарное равенство результатов в столбцах, т. е. Общая сумма дебетовых начальных сальдо должна быть равна общей сумме начальных сальдо по кредитам; результат дебетовых оборотов по счету - общая сумма оборотов по кредитам; общая сумма остатков по дебету - общая сумма остатков по кредиту.

Такое равенство имеет следующее обоснование: равенство остатка по дебету и кредиту счетов в начале и в конце месяца подтверждается структурой баланса, поскольку общий дебетовый остаток по счетам показывает сумму Имущество организации, а общий кредитный баланс показывает сумму источников формирования этого имущества.

Равенство результатов дебетового и кредитового оборота для всех счетов следует из сущности метода двойной записи, при котором каждая бизнес-операция дважды отражается в дебете одного счета и кредите другого в равных количествах.

Кроме того, равные результаты дебетового и кредитового оборота по счетам в ведомости оборота также должны быть равны сумме в журнале бизнес-операций.

Парное равенство результатов оборота счетов имеет большое контрольное значение, поскольку отсутствие этого равенства указывает на наличие ошибок в счетах, которые необходимо идентифицировать и исправить. Информация в ведомости оборота для счетов синтетического баланса используется при составлении баланса организации.

Таким образом, двойная запись является отражением в бухгалтерском учете принципа целостности. Благодаря двойной записи факты экономической жизни превращаются в проводки. Двойная запись является плодом коллективного творчества нескольких поколений бухгалтеров, она была изобретена ими, но не открыта.

Вывод:

Завершая обзор содержания, сущности счетов и двойной записи, необходимо подчеркнуть, что помимо адаптации системы учетных записей к потребностям и целям людей, существует также формальная задача: адаптация учетных записей и их неотъемлемое соответствие заданным методологические построения. Можно отметить, что каждая теория имеет свои хорошие и плохие стороны. Свет учета - двойная запись, тени - его интерпретация. Но и свет, и тени могут и должны быть поняты при ознакомлении с теорией бухгалтерского учета, поскольку всегда важно понимать, как, когда и почему возникла двойная запись, каковы ее границы и будет ли она существовать вечно.

Наконец, следует сказать, что в нашей переходной экономике новый план счетов открыл огромные возможности для владельцев в формировании учетной политики предприятия и, таким образом, в изменении размера финансового результата. Для государства новый план счетов имел страшные последствия. Выбор учетной политики и возможность произвольной оценки отдельных видов имущества позволяют легально уклоняться от уплаты налогов. Эти тенденции усилились с принятием Закона о бухгалтерском учете.

В связи с этим можно предположить, что система счетов и двойных записей будет продолжать активно изучаться и совершенствоваться.