План и структура итогового сочинения

План и структура итогового сочинения

Содержание:

  1. Составление плана сочинение
  2. Введение
  3. Основная часть
  4. К1 — Формулировка проблемы исходного текста (1 балл)
  5. К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (5 баллов)
  6. К3 — Отражение позиции автора исходного текста (1 балл)
  7. К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл)
  8. Заключение
  9. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Объем сочинения: от 150 до 250 слов.

Структура сочинения состоит из:

1. Вступление Подводка к проблеме текста (2-3 предложения )

2. Формулировка проблемы ( общественно значимый вопрос, на который отвечает весь текст)( 2-4 предложения) (К1)

3. Связка (1-2 предложения )

4. Комментарий ( как автор раскрывает проблему), 1-й пример + пояснение (К2)

5. Связка (1-2 предложения)

6. Комментарий ( как еще автор раскрывает проблему),, 2-й пример + пояснение (Сколько потребуется пр-ий) 7. Связка (1-2 предложения )

8. Позиция автора, ее формулировка (1-2 предложения) (К3)

9. Собственное отношение к позиции автора (1-2 предложения )

10. Аргументация собственной позиции (К4)

В качестве аргументов могут выступать:

  • факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло)
  • иллюстрации (наглядно-описательная форма) Можно использовать конкретный пример
  • сообщение о событии ( в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример
  • опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)
  • обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов), цитаты из авторитетных источников.
  • обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.) (2-4 предложения)

11. Вывод (заключение)( 2-3 предложения)

Составление плана сочинение

Составить план сочинения означает разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент представляет собой микротекст, который может поместиться в один абзац или состоять из нескольких. Главное, что каждый микротекст (он будет соответствовать абзацу в плане) объединен главной идеей.

Сочинение в 2-5 классах должно содержать не менее трёх абзацев (введение, основная часть, заключение).

Эти части структуры сочинения обязательно начинаются с красной строки.

Введение

Введение - это вступление и оно занимает первый абзац (примерно 50 слов). Раскрываем суть понятий. Четко отвечаем на вопрос, обозначенный в теме сочинения.

Во вступлении вы готовите читателя к восприятию написанного вами текста.

Во вступлении можно использовать следующие приёмы:

  1. небольшое обобщение, в котором демонстрируется актуальность темы сочинения;
  2. цепь вопросительных предложений, с помощью которых фиксируется внимание читателя на ключевых понятиях и осуществляется плавный переход к основной части сочинения;
  3. цитата в качестве введения. Цитированный фрагмент должен быть небольшим и иметь прямое отношение к теме сочинения

Основная часть

Основная часть представляет тему, основное содержание сочинения. Основная часть (примерно 200 слов) строится по следующей схеме: тезис – аргумент - мини-вывод. Эта часть сочинения имеет больший объем, чем введение и заключение. Она может быть разделена на более мелкие части (в том числе на относительно полные в размышлениях параграфы). Каждый абзац основной части начинается красной строки.

К1 — Формулировка проблемы исходного текста (1 балл)

Если не получили балл по К1, то 4 критерия К1-К4 не оцениваются экспертами, и вы теряете 8 баллов.

Эффективнее всего использовать метод выделения ключевых слов для определения проблемы. При чтении текста мы должны выделять повторяющиеся слова, фразы, в которых заключена главная мысль или которые содержат выводы. Чаще всего ключевые слова и фразы сконцентрированы на границах текста, т.к. обычно основную информацию автор фиксирует в начале и конце текста. Обратите внимание! ключевые слова, которые чаще всего встречаются в тексте, обязательно должны встречаться и в формулировке вашей проблемы!

Основные способы формулировки проблемы:

В виде риторического вопроса:

  • Риторический вопрос. Именно над этой (сложной, интересной) проблемой размышляет (об этой проблеме рассуждает) автор текста.

Проблема + существительное (чего?):

  • Автор текста ставит проблему (чего?) ……… В тексте (статье, произведении) писателя поднимается проблема (чего?)…………… Текст заставил меня задуматься над проблемой ………

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (5 баллов)

Внимание: это самый сложный критерий, по данным ФИПИ. Чтобы получить максимальные 5 баллов, необходимо:

  • прокомментировать проблему с опорой на исходный текст (недостаточно просто написать об актуальности и важности проблемы);
  • привести не менее 2 примеров из текста, важных для понимания проблемы.
  • дать пояснение к 2 приведённым примерам и выявить смысловую связь между ними.

Приемы оформления примеров:

  1. Цитирование.
  2. Указание на номера предложений.

Нельзя: пересказывать текст, использовать текст рецензии из задания 26. Комментарий — это один цельный абзац!

Шаблоны, которые можно использовать:

  • Какова роль Х в жизни человека
  • Каково влияние Х на жизнь человека\общества
  • Почему так важен Х в жизни\истории
  • Каково отношение человека\людей к Х.

К3 — Отражение позиции автора исходного текста (1 балл)

Позиция автора — это его решение проблемы, его ответ на поставленный в тексте риторический вопрос.

Чтобы получить балл по К3, необходимо следовать следующему алгоритму:

1) Переводим проблему в форму вопроса.

2) Ищем ответ на вопрос (чаще в заключении текста).

3) Используем КЛИШЕ:

  • Позиция автора предельно ясна: он считает, что…
  • Автор считает, что… —
  • Писатель приходит к выводу, что…

К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл)

Для выполнения этого критерия нужно выразить своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновать его. Важно выразить собственное мнение по проблеме, ответив на вопрос проблемы. Ваше мнение всегда должно на чем-то основываться, вы должны доказать, почему вы думаете так, а не иначе. То есть в этом же абзаце необходимо привести аргумент буквально на пару предложений.

Варианты аргументации:

  • собственные размышления
  • пример из жизни, кино, литературы и т.д

Заключение

Заключение является последней частью сочинения. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению (примерно 50 слов). Заключительная фраза, подводящая итог размышлений по теме. Вывод - это краткое изложение сказанного, выводы сделаны, обобщения и подчеркнуты основные мысли работы.

При составлении плана необходимо учитывать не только тематику темы, но и её главную идею. Необходимо стремиться к тому, чтобы основная идея текста была отражена в формулировках пунктов плана.

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. Как написать сочинение
  2. Как написать сочинение по ЕГЭ
  3. Как написать сочинение по русскому языку
  4. Как написать сочинение по истории
  5. Как написать сочинение по обществознанию
  6. Как написать сочинение рассуждение
  7. Как написать сочинение по картине
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения