Перспективы развития современной отечественной социологии

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Образ Президента РФ в сознании россиян
Особенности социализации пожилых людей
Реформы 1990-х и начала 2000-х гг. в сознании россиян
Восприятие терроризма в современной России


Введение:

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, «на слуху» у всех. Телевидение, радио, газеты публикуют результаты опросов общественного мнения по различным вопросам. Социологические службы парламента, президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по наиболее важным социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг самых влиятельных людей в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях и в регионах проводятся конкретные социологические исследования, в которых определяются состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортными услугами, работа различных организаций и сферы услуг. В институтах студенты оценивают работу учителей, заполняя форму «Учитель глазами студента». Все это - внешний, поверхностный уровень социологических исследований, который создает имидж социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению некоторых текущих, неотложных потребностей общества. Но можно ли сказать, что предмет и задачи социологии исчерпаны этим? Что такое социология как наука? Это именно то, с чем нам нужно иметь дело.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, который раскрывается в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. д., и выполняет специальные функции по отношению к практике, исследует конкретную область социальных отношений, различные явления, процессы и вообще все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от широко понятых потребностей практики, то невозможно не понять функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарным знаниям в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество - это не механическое сочетание различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Необходимость возникает именно в той области знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такая наука - социология, наука об обществе.

Целью данной курсовой работы является изучение основных концепций современной отечественной социологии, современных социологических исследований и современного положения социологии как науки в России и Приднестровье.

Объект исследования - современная отечественная социология.

Предмет курсовой работы - состояние и перспективы развития социологии как науки в современном обществе.

Научно-исследовательские цели:

  • Рассмотреть основные понятия современной социологии;
  • Рассмотрим современные социологические исследования
  • Рассмотреть состояние современной отечественной социологии в России и Приднестровье.

Методологической и теоретической основой исследования явились концептуальные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по современной социологии и социологическим исследованиям.

Современная социология: основные понятия

Сущность современной социологии

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» является наукой об обществе в прямом смысле этого слова.

Современная социология - это множество направлений и научных школ, которые по-разному объясняют свой предмет и роль и по-разному отвечают на вопрос о том, что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь социологии» определяет социологию как науку о законах формирования, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о закономерностях развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, социальных отношений как механизма взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общинами, между общинами и индивидами. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, которая фокусируется на социальных сообществах, их генезисе, взаимодействии и тенденциях развития. Каждое из определений имеет рациональное ядро. Большинство ученых склонны считать, что предметом социологии является общество или определенные социальные явления. Однако здесь можно возразить. Социальные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и т. д. Социология, в отличие от специальных наук, изучает не определенные социальные явления, отдельные специальные аспекты или серии социальных явлений, но он изучает наиболее распространенные их общие свойства, которые не изучены ни одним из них. Политическая экономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Юридические отрасли знаний изучают только право. Теория искусства - это только искусство и т. д. Ни одна из наук не изучает общие свойства, существующие в экономических, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. д. И поскольку они являются частными видами социальной деятельности, каждый должен иметь общие племенные черты и должен проявляются закономерности, общие для всех социальных явлений. Эти очень общие свойства и законы, которые характерны для всех социальных явлений и не изучены какой-либо социальной наукой, являются ближайшим объектом социологии.

Поэтому социология - это наука об общих свойствах и основных закономерностях социальных явлений. Социология не только выбирает эмпирический опыт, то есть сенсорное восприятие, как единственное средство достоверного знания, социальных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности для проникновения во внутренний мир человека, для понимания его жизненных целей, интересов и потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, сообщества, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не умаляя значения многочисленных отраслей общества знаний, социология по-прежнему уникальна в своей способности видеть мир как целостную систему. Более того, социология рассматривает систему не только как функционирующую и развивающуюся, но и как находящуюся в состоянии глубокого кризиса. Современная социология пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основными проблемами современной социологии являются выживание человечества и обновление цивилизации, поднятие ее на более высокую ступень развития. Социология ищет решение проблем не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных сообществ, конкретных социальных институтов и ассоциаций, а также социального поведения человека.

Социология - наука о формировании, развитии и функционировании социальных сообществ, социальных процессов и социальных отношений между сообществами, между сообществами и людьми, наука об обществе и общественных отношениях.

Объект и предмет социологической науки

Объект любой науки называется тем, что она изучает, то есть реальностью, которая попадает в поле зрения этой науки. Объект науки следует отличать от своего предмета, который понимается под углом, с которого он рассматривает свой объект, и какие паттерны он обнаруживает в этом отношении.

На сегодняшний день существует множество интерпретаций объекта и предмета социологии. Все эти интерпретации разделены на три большие группы, представляющие различные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологических знаний.

Согласно первому подходу, объект социологии рассматривается как общество в целом, а субъект - как законы развития общества в виде интегрированной социальной системы.

Начало такого понимания цели социологии было положено Огюстом Контом. Сейчас его воспроизводят многие зарубежные авторы - Я. Маркович, Н. Смелзер, Н. Луман и другие.

Представители второго подхода считают, что объектом социологии является не все общество, а только его особая часть - сфера социальных отношений. В данном случае предметом социологии является специфика законов, регулирующих функционирование и развитие этих отношений, их воспроизводство и изменения. В этом случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и непоследовательность такого подхода обусловлена ​​неоднозначностью понятия «социальные отношения».

Можно обозначить:

  • Все взаимодействия людей, возникающие в их социальной жизни (эта широкая интерпретация социальных отношений возвращает нас к первому подходу);
  • Те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют вместе с ними и относительно автономны от них;
  • Отношения между большими группами общества - классами, этническими группами, людьми разных стран и регионов;
  • Отношения между всеми социальными группами, включая малые семьи, трудовые коллективы, местные сообщества, дружеские компании и т. д.;
  • Взаимодействия людей и их групп, формирующих так называемое гражданское общество, то есть сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;
  • Все взаимоотношения людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, носящие как прямой контактный (очный), так и косвенный (заочный) характер;
  • Только те отношения индивидов, которые формируют микросреду ее жизни;
  • Взаимоотношения людей в семейной жизни, т. е. Вне производства, экономической, образовательной и социально-политической жизни;
  • Другие стороны и аспекты взаимоотношений людей и их групп в обществе.

В зависимости от того или иного понимания социальных отношений предлагаются различные интерпретации атрибутов нашей науки. Например, Г.В. Осипов рассматривает объект социологии как совокупность социальных связей и отношений, характеризующих взаимодействия людей как представителей сообществ, занимающих существенно иную позицию в обществе. Предметом социологии в этом контексте являются закономерности функционирования и изменения тех связей и отношений людей, которые воспроизводят или изменяют ранее существовавшее социальное неравенство людей и их групп. По мнению Ж. Т. Тощенко, объектом социологии является гражданское общество, а субъектом - законы его формирования, функционирования и развития. В. Г. Харчева исходит из того, что объектом нашей науки является общественная жизнь, признанная системой отношений личности, а субъектом - закономерности воспроизводства и эволюции личности в роли субъекта общественной жизни. Известный американский социолог Э. Гидденс считает, что социология призвана изучать социальный опыт субъектов общественной жизни, начиная с индивида и заканчивая большими группами (сообществами) людей, упорядочивая этот опыт во времени и пространстве.

Список различных определений научных атрибутов социологии, связанных с неоднозначностью социальных отношений, не ограничивается этим. Но мы не будем его продолжать, поскольку дискуссионный характер интерпретаций объекта и предмета нашей науки уже очевиден.

Представители более древних наук часто упрекают социологов в том, что они постоянно спорят об объекте и предмете своей науки. Кто-то иронизирует по этому поводу, говоря, что социологи не знают, что они изучают. В связи с этим важно отметить следующее.

Во-первых, научные дискуссии об объекте и предмете их науки ведут не только социологи, но и все ученые, представляющие активно развивающиеся отрасли знаний. Исчезновение таких дискуссий - верный признак застоя науки.

Во-вторых, социология моложе многих наук, и поэтому, естественно, ее возросло стремление к самопознанию и поиск исправлений для дальнейшего развития.

В-третьих (подряд, но не по важности) следует сказать о сложности и специфике социальной формы реальности. Он не только сложнее, чем биологические, химические, физические и другие формы материального мира, но и принципиально отличается от них включением сознания людей в себя, особой диалектикой объективных и субъективных факторов развития и функционирования. Эти обстоятельства исключают возможность единодушия исследователей, изучающих разные социальные явления и процессы, проникающих в суть этих явлений с разными мерами глубины. Они определяют зависимость социологии от национально-культурных и социально-исторических контекстов развития жизненных сил человека и общества.

В-четвертых, следует отметить усиление динамизма социальных процессов в 20-м веке, появление в общественной жизни всех стран Казахстана, особенно новых социальных явлений, которые социология не может игнорировать. Изучение соответствующих социальных трансформаций, выяснение их причин и следствий, естественно, корректирует представление об объекте и предмете нашей науки.

В-пятых, дискуссии о научных признаках социологии дают ей положительные результаты и задают новые векторы для ее дальнейшего развития. Основным результатом споров социологов об объекте и предмете их науки, которые продолжались, либо затухали, либо обострялись, в течение всего 20-го века, стало формирование третьего подхода к пониманию цели и задач социологии. Такой подход, с одной стороны, противоположен первым двум, а с другой он накапливает и. В упрощенном виде его суть можно выразить примерно так.

Социология призвана изучать как социальные отношения (во всех вышеперечисленных смыслах), так и жизнедеятельность всего общества, если под последним мы подразумеваем не сумму экономической, политической, духовной, культурной и других сфер общественной жизни, но система взаимного влияния этих сфер друг на друга. В то же время социальные отношения интерпретируются не как параллельные экономическим, политическим, духовным, культурным, экологическим и другим, а как пронизывающие все эти сферы и обеспечивающие их взаимосвязь в системной целостности. Другими словами, предметом социологии являются не законы этих областей (их изучают, соответственно, экономические, политические, культурные и другие науки), а их взаимные влияния, которые становятся объективной реальностью благодаря тому, что все социальные отношения - это отношения между людьми, социальными слоями, слоями, классами, этническими группами, другими общинами и социальными группами.

Третий подход, конечно, не исключает продолжения дискуссии о научных признаках социологии, но он направляет их в новое русло - найти основу для интеграции первых двух подходов.

Разумеется, объектом социологического познания является общество. Но не только общество, но и сфера социальной реальности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные сообщества, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. д. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему это должно быть научно проанализировано. Любая сторона социальной реальности может стать объектом, но только после того, как они включены в процесс социологического познания, они осмысливаются и выделяются. Однако социальный объект обладает многими качественными и количественными характеристиками и может изучаться различными общественными науками. Социальные сообщества изучают философия, политическая экономия, психология, политология, история. Социолог, с другой стороны, выявляет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, изучения формирования, функционирования и развития социальных систем. В связи с тем, что социальная система может быть обнаружена на разных уровнях социальной реальности, при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.

В отличие от объекта науки, его предметом являются существенные свойства и отношения объекта исследования, знание которых необходимо для решения теоретических и практических задач тиков. Предмет исследования включает в себя объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования определяется свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научного знания и средствами познания, которые он имеет. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может быть изучен для решения различных научных проблем, а предмет исследования указывает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые социальные явления. Обычно они включают взаимодействие человека, социальные отношения, социальные сообщества, социальные процессы и т. д. И т. д.

Естественно, что общество объективно состоит из различных социальных сообществ, это имманентное общество, которое является характерной чертой любой человеческой ассоциации из-за многих общих специфических факторов. Между социальными сообществами, внутри них, а также между сообществами и индивидом не только могут, но и фактически возникают различные отношения. Любые отношения, которые определяют конкретное социальное явление, подчиняют действия определенных моделей или тенденций. Эти же закономерности и тенденции общественных отношений являются основным предметом изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем фактом, что акцент делается на различных аспектах жизни социальных сообществ и отдельных людей: действиях, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются разными подходами к изучению социальной жизни общества.

Функции современной социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все функции, присущие обществознанию: когнитивную, критическую, описательную, прогностическую, трансформирующую, информационную, мировоззренческую. В целом функции гуманитарных наук обычно делятся на две группы: гносеологические, то есть когнитивные и фактически социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном знании различных аспектов общественной жизни. Социальные функции раскрывают пути и средства их оптимизации. Функции существуют и действуют только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из эпистемологических функций социологии является когнитивной, критической. Речь идет об оценке познавательного мира с точки зрения интересов личности. Понимая критическую функцию, социология дифференциации приближается к реальности. С одной стороны, это показывает, что можно и нужно поддерживать, консолидировать, развивать - в конце концов, не все нужно менять, чтобы перестраивать и т. д. С другой стороны, это показывает, что действительно требует радикальных преобразований. Когнитивно-теоретическая, критическая функция, конечно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Теоретические и когнитивные функции социологии включают объективное знание основных социальных проблем развития современного общества. Что касается прикладной социологии, то она предназначена для предоставления достоверной информации о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно об изменениях в социальной структуре, семье, национальных отношениях и т. д. Очевидно, без конкретных знаний о процессах, происходящих в Отдельные социальные сообщества или объединения людей, невозможно обеспечить эффективное социальное управление. Степень согласованности и конкретности социологического знания определяет эффективность реализации его социальной функции.

Описательной функцией социологии является систематизация, описание исследований в виде аналитических заметок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. д. Они пытаются воссоздать идеальную картину социального объекта, его воздействия, взаимосвязей и т. д. При исследовании социального объекта требуется высокая моральная чистота и порядочность ученого, поскольку на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы являются ориентиром, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, но и позволяет человеку вносить в него изменения. Но человек всегда должен помнить, что трансформация общества - это не сама цель. А преобразования необходимы только тогда, когда они соответствуют потребностям и ценностям людей и ведут к улучшению благосостояния как общества, так и людей. Как бы ни была хороша социальная информация, полученная социологами, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Когнитивная функция социологии сохраняется в прогнозах и трансформирующих функциях.

Прогностическая функция социологии - выдача социальных прогнозов. Обычно тематические исследования завершаются формированием краткосрочного или долгосрочного прогноза исследуемого объекта. Краткосрочный прогноз основан на открытой тенденции в развитии социального явления, а также на фиксированной модели в обнаружении фактора, который оказывает решающее влияние на проектируемый объект. Открытие такого фактора является сложным видом научных исследований. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Казахстана, когда научное обоснование социальных проблем имеет большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях по развитию социального объекта. Когда социолог изучает реальную проблему и пытается определить наилучшие пути ее решения, естественно, мы движимы желанием показать перспективу и конечный результат, стоящий за ней. Поэтому, так или иначе, ход развития общественного процесса прогнозируется.

Суть преобразовательной функции социологии заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служат основой для разработки и принятия определенных решений. Всем уже ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое обоснование, но и социально-экономическое обоснование. Это где процессы запоминаются. Но социология - это только наука, ее функция - выработка практических рекомендаций.

Что касается их реализации, то реализация - это прерогатива руководящих органов, конкретных руководителей. Именно это объясняет тот факт, что многие очень ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по трансформации современного общества, никогда не были реализованы на практике. Более того, зачастую органы управления действуют вопреки рекомендациям ученых, что приводит к серьезным последствиям в развитии общества. Все шире и глубже выявляются основные направления обновления общества и появляется возможность выявлять отклонения от цивилизационного развития. Суть реформы в Казахстане, точнее, трансформации общества, заключается в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных сообществ. Задача состоит в том, чтобы преодолеть отчуждение человека от рациональной деятельности, оптимизировать и качественно повысить ее эффективность. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформ и демократизации общественной жизни в Казахстане. Процесс трансформации общества в Казахстане идет от одного качественного состояния к другому только в связи с сознательной трансформацией целей в результаты и приводит к предпосылкам, условиям и средствам развития сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологического персонала (хотя это также имеет место, поскольку его профессиональная подготовка в стране началась всего несколько лет назад), но и тем, насколько необходима социологическое обоснование управленческих навыков. решения не сформированы среди большинства управленческого персонала.

Информационная функция социологии - сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация является наиболее оперативной формой социальной информации. В крупных социологических центрах он сосредоточен в памяти компьютеров. Его могут использовать социологи, руководители учреждений, где проводилось исследование. В установленном порядке информация поступает в государственные и другие административно-хозяйственные учреждения.

Идеологическая функция социологии вытекает из того факта, что она объективно участвует в общественно-политической жизни общества и посредством своих исследований способствует прогрессу общества. Идеологическая функция социологии выражается в использовании действительно правильных, проверенных количественных данных, фактов, которые могут только убедить современного человека во всем. В конце концов, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающих интересы, мировоззрение любого социального слоя, социальной общности. История показывает, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социальные социологические концепции того или иного типа лидировали в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 года в установлении либерально-демократического режима в Англии, работы Франсуа Вольтера, Жана-Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. д. В течение длительного периода Идеология марксизма была ведущей интеллектуальной тенденцией в Казахстане. Расистская идеология стала основой нацистского путча и Третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

Современные социологические теории и отрасли социологии

Современные социологические теории

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их развития и сам термин принадлежит американскому социологу Роберту Мертону. Но теории возникли намного раньше. Они представлены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и других. Развитие специальных социологических теорий в 20 веке связано с именами крупнейших социологов Карла Мангейма, Теодора Адорно, Талкотта Парсонса, Пола Лазарсфельда и других. Специальные социологические теории представляют собой систему отраслей знания социологии, которые изучают особые формы и сферы общественного бытия и социальной реализации форм общественного сознания, их общие и особенно специфические законы функционирования и развития.

В отличие от социологической теории, основной функцией которой является рассмотрение социальных процессов и явлений, форм и типов социальной жизни и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает конкретную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно независимую систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе общественных отношений. Таким образом, труд рассматривается как сложный социальный процесс в социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности системы образования изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.

В современной социологии выделяют несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, повседневной жизни и т. д.). Во-вторых, особые теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. д. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, его элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология городов и сел и т. д. В-четвертых, специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и ненормальных явлений и т. д.

Конечно, главная задача любой специальной социологической теории - изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории - это самостоятельные социологические знания, обусловленные спецификой предмета изучения и отношения к изучаемому объекту.

Таким образом, к концу 20-го века социология превратилась в сложно структурированную науку.

В качестве основных структур в нем выделяются:

  • Макроциология и микросоциология
  • Общая и прикладная социология (первая посвящена разработке фундаментальных основ социологии, вторая - изучению конкретных актуальных социальных проблем);
  • Теоретическая и эмпирическая социология, которая решает вопросы либо теоретического характера, либо совокупности методологических и методологических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
  • Отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т. д. И т. д. Количество отраслей социологии велико и постоянно растет);
  • Направления и школы социологии, то есть союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, общие методологические и методологические ориентации. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализацию, то он называется школой. Направление социологии представляет собой более аморфное, как правило, международное объединение единомышленников.

Социология - многоуровневая наука, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретических и эмпирических знаний.

Что представляют собой макро- и микроуровни социологии? Влажно-социологический уровень означает сосредоточение на анализе социальных структур, сообществ, крупных социальных групп, слоев, систем и процессов, происходящих в них. Социальное сообщество, являющееся предметом макросоциологического анализа, - это цивилизация и ее крупнейшие образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, но направлен на их всестороннее освещение. Макросоциологический подход к явлениям связан с мировыми социальными системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и социальными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям представляет интерес для общества как целостного социального организма. В отличие от макро-микросоциологии, она анализирует социальные процессы в отдельных областях общественной жизни и социальных сообществ. Микросоциология ориентирована на социальное поведение, межличностное общение, мотивацию к действию, стимулы для группы, общественные действия и т. д.

Теоретическая социология имеет четырехуровневый характер:

  1. парадигматический уровень теоретизирования;
  2. "большие", то есть общие социологические теории;
  3. теории так называемого «среднего уровня»;
  4. специальные (или частные) понятия.

Общесоциологические («большие») теории призваны дать полное объяснение социальной формы материального мира, раскрыть основные закономерности социальной жизни людей и их групп, тенденции развития общественных отношений как единой системы. Теоретические конструкции, созданные Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсонсом, А. Шютцем, Дж. Мидом, Дж. Хомансом, П. Бурди, утверждают это и другие классики социологии. Однако ни одна из когда-либо предложенных «больших» социологических теорий не может быть полностью признана соответствующей ее утверждениям. Всем им присуща (одна в большей, другая в меньшей степени) односторонняя трактовка социальной жизни, недооценка тех или иных ее граней и законов. Социальный вопрос настолько сложен, что он не поддается всестороннему пониманию даже гениев. Но вы можете получить достаточно полную картину этого, если изучите все доступные общесоциологические теории, каждая из которых интерпретирует социальную жизнь в каком-либо одном аспекте (или их конкретной комбинации).

Теории «среднего уровня» включают те, которые утверждают, что понимают не всю общественную жизнь как целостную систему, а только некоторые ее структуры (слои, классы, этнические группы, трудовые коллективы и т. д.) и процессы (конфликты, социализация и адаптация личности, ненормальное поведение людей и т. д.).

Общую социологическую теорию можно сравнить с глобусом - моделью нашей планеты и теорией среднего уровня - с географической картой определенного континента и / или страны.

Основные параметры географических карт, как известно, предопределяются расположением отображаемого объекта на земном шаре. Точно так же содержание теории среднего уровня зависит от содержания общей социологической теории, которую она конкретизирует.

Продолжая географическую аналогию, отметим, что когда люди путешествуют в какой-то незнакомой стране, они предпочитают использовать не земной шар, а карты соответствующего района. Этим мы хотим сказать, что теории среднего уровня в некоторых случаях более необходимы, чем общесоциологические. Мы говорим о ситуациях разработки программ эмпирических социологических исследований, формулирования гипотез, определения методов и приемов их проверки и интерпретации полученной информации. Возросшая теоретическая и методологическая роль концепций среднего уровня в эмпирических исследованиях объясняет обилие последних в отсутствии общей социологической теории, которая удовлетворяла бы всех социологов.

Социологических теорий среднего уровня гораздо больше, чем «больших». Их число постоянно растет, и это один из векторов развития социологии. На основе именно этих теорий формируются и развиваются многочисленные разделы социологии.

Не менее, но для практики проведения эмпирических исследований больше, специальные (частные) теории, которые определяют средние уровни, являются более значимыми. Например, одна из теорий среднего уровня - это понятие коллектива. Исследования, проведенные на его основе, установили, что закономерности коллектива по-разному проявляются в производственном, учебном, военном, управленческом и других видах. Кроме того, найдены закономерности, характерные для каждого типа коллектива. Поэтому были разработаны специальные теории вышеупомянутых типов коллектива, которые имеют частный характер по отношению к этой концепции среднего уровня. Естественно, что исследователю, занимающемуся изучением некоторых проблем коллектива, скажем, мастерской предприятия, прежде всего понадобится специальная теория производственного коллектива.

Отрасли социологии

Сейчас их так много, что есть необходимость в их классификации.

Чаще всего отраслевая социология типологизируется по трем признакам:

  1. изучаемые предметы общественной жизни;
  2. сферы социальной жизни, в которых работают изучаемые предметы;
  3. междисциплинарный характер отраслей социологии, их связь с другими науками.

Мы рассмотрим третью типологию в следующем абзаце, а теперь выделим первые два.

Субъекты социальных действий выделяют отраслевую социологию:

  1. индивиды,
  2. семьи,
  3. малые группы,
  4. группы,
  5. профессиональные группы,
  6. слои и классы,
  7. молодежь (ювеносоциология),
  8. люди зрелого возраста. (акмесоциология),
  9. пожилые люди (геронтосоциология),
  10. женщины (феминосоциология),
  11.  гендерная социология, изучение особенностей социального поведения людей разного пола,
  12. национальные образования (этносоциология) 
  13. организации (социология армия, высшее образование и т. д.),
  14. политических партий,
  15. электората,
  16. средств массовой информации (СМИ),
  17. типов населенных пунктов (городская социология, сельская социология и т. д.),
  18. регионы страны,
  19. общественная элита,
  20. органы власти и т. д.

Появление новых субъектов социальных отношений (безработные, предприниматели, забастовщики, внутренне перемещенные лица, беженцы, массовые движения, религиозные движения и т. д.) И необходимость их социологического анализа предопределяют появление либо новых отраслей социологии, либо разделения эти ветви в подсекторах.

Согласно второй типологии выделяются следующие отраслевые социологии:

  1. труд,
  2. свободное время,
  3. жизнь,
  4. менеджмент,
  5. промышленность,
  6. сельское хозяйство (социология сельского хозяйства),
  7. военное дело,
  8. наука
  9. образование,
  10. образование (включая педагогическую социологию),
  11. мораль,
  12. право,
  13. религия,
  14. мода,
  15. спорт,
  16. искусство,
  17. литература,
  18.  медицина и здравоохранение, 
  19. реклама,
  20. кино,
  21. девиантное поведение (включая социологию преступности),
  22. образ жизни,
  23. общественное мнение,
  24. социальная работа.

Точка в конце списка, конечно, не является окончательной. Число отраслей социологии, выделенных в сфере общественных отношений, также систематически растет. Сегодня не только на Западе, но и в Казахстане началось тщательное социологическое исследование проблем международных отношений, бизнеса, конкуренции, культурной и образовательной деятельности, что позволяет говорить о формировании новых отраслей и подотраслей. социологии.

Мы заключаем то, что было сказано об уровнях и отраслях социологии следующим образом. Представьте себе дерево с корнями, стволом, жирными сучками, ветвями, листьями и плодами, которые из них идут. Это дерево является моделью нашей науки. Его корнями являются социологические парадигмы, методологические основы социологии и общенаучные методы познания. Ствол дерева социологии - это общие социологические («большие») теории. Жирные - это теории среднего уровня, а отрасли - это особые (частные) теории. Все, что растет на одной жирной суке, является отраслью социологии. Листья, цветы и плоды символизируют эмпирическую социологию, конкретные социологические исследования, их методы и результаты.

Для того чтобы нарисованное изображение более адекватно отражало уровни и структуру социологии, отметим, что дерево социологии выглядит не как стройный кипарис или ель, а как сибирская (ползучая) яблоня. У него мощная корневая система, короткий ствол, много толстых ветвей и ветвей и развитая крона. Аналогичная картина наблюдается при рассмотрении дерева социологии - множественности парадигм и методологий, хорошо разработанных концепций среднего уровня, отраслей и эмпирических исследований с относительной неразвитостью общих социологических теорий.

Любая модель упрощает и огрубляет реальность. Это утверждение также применимо к изображению дерева социологии, которое мы предложили. Но каждая модель, даже самая примитивная, полезна для понимания явления, которое она отражает. Представление социологии как дерева облегчает понимание органической природы отношений и взаимозависимости различных структур и уровней. Эмпирические исследования «исчезнут» и «отпадут» от социологии, если они не будут питаться живительным соком, вытекающим из методологии и теории. Но все древо социологии погибнет без научного "хлорофилла", произведенного на его эмпирическом уровне.

Перспективы развития социологии

Как А.О. Бороноев отмечает, что уже складываются новые направления, появляются социологические школы, появляются новые лидеры.

Этому способствуют несколько факторов:

  1. социология стала университетской наукой, то есть она начала заниматься молодежью;
  2. происходит интенсивный обмен идеями с зарубежными странами;
  3. углубляется институционализация социологии как науки.

Но в то же время не следует забывать, что в обществе, где много традиций и инициатива давно запрещена, перемены трудны, и это занимает много времени.

Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, включая социологию, является как формирование ее особого отношения к изучаемому объекту, выделение собственного предмета или предметной области, развитие ее когнитивных инструментов и методы, и развитие собственного категориального аппарата, чем в настоящее время казахстанские социологи начали активно заниматься.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернета, информационных технологий, генной инженерии - эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут доминировать в 21 веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования отношений человека с окружающей средой.

Общий системный кризис человеческого общества, порожденный в первую очередь кризисом западной цивилизации, потребляющим несравнимо больше, чем он способен создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят, что из науки, которая объясняет явления, она должна превратиться в науку, которая создает новую социальную реальность. Более того, современная парадигма социологии должна состоять не в признании этой роли, а в усвоении новой философии значения и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили их полную непригодность.

Но где взять такую ​​философию? Какое состояние выбрать в качестве примера желаемого развития, в качестве примера для подражания? Многие указывают на Соединенные Штаты. Увы, Соединенные Штаты, где, как признал вице-президент А. Гор в своей книге «Земля в масштабе», цивилизация потребительского рынка зашла в тупик.

Истина нынешней эпохи заключается в том, что в настоящее время нет ни государства, ни философии, которые могли бы служить ориентиром (целью развития) для всего человечества в этом отношении.

Актуальная необходимость разработки новой базовой социологической теории была признана А. Зиновьевым. «Без такой теории, - писал он, - исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в инструменты идеологии и пропаганды, а формальные конструкции оказываются пустыми ментальными (символическими) конструкциями. Короче говоря, точные методы социальных исследований без содержательной теории, адекватные данному обществу, превращаются из инструментов понимания этого общества в инструменты помутнения сознания".

Так что же такое социология в контексте эволюции власти? Это наука о законах контролируемого взаимодействия всех социальных объектов и субъектов в их прошлом, настоящем и предполагаемом состоянии. Обладая развитым категориальным аппаратом, она способна создавать собственную инженерию (социальные технологии), тем самым исследуя будущее.

Довольно часто они говорят о какой-то особой миссии социологии по сравнению с другими отраслями знания. Хотелось бы отметить, что состояние социологии ограничено развитием всех других наук и, прежде всего, философии. Социолог, если ему нужно выйти за рамки своей (его) философии, вынужден создавать (искать) новую.

Мне кажется, что в будущем социология вернется к своим истокам, давно определенным молодым П. Сорокиным. Он считал, что «все виды мировой энергии или мировой жизни ... in abstracto можно разделить на известные категории, из которых у каждой категории есть свои специфические свойства», и определил три основных типа энергии (и, соответственно, взаимодействия): неорганическую. (физико-химический), органический (жизненный), психосоциальный (или психический) (общественный). В соответствии с этим науки можно разделить на три группы: физико-химические, биологические и социальные. Далее он сказал, что «все процессы взаимодействия, имеющие психическую природу, независимо от того, кем или чем они выполняются, представляют собой социальное взаимодействие и, следовательно, являются объектом социологии».

Но даже более важным, чем это определение, заимствованное у Тарда или Петражицкого, является убеждение П. Сорокина в том, что огромный спектр явлений, которые сейчас считаются биологическими, перейдет в область социологии: «В мире людей и высших животных Биологические функции приобретают новый, а именно психический характер, что делает их объектами специальной науки. Именно эта связь психики, а не что-то еще, заставляет их рассматривать социальные явления и дает им право изучать их не только у биолога, который изучает чисто жизненные формы этих отношений, но и у социолога, который изучает их сознательные социальные формы".

Конечно, следует отличать социологию как эмпирическое исследование социальных фактов, известных (используемых) с древних времен, от социологии как теоретической науки, которая стала возможной, согласно закону развития человеческого знания, открытому Огюстом Контом, только в наше время, после научного обоснования сначала теоретической химии, а затем и абстрактной биологии.

Как видите, современная социология сложилась сравнительно недавно. Более того, когда О. Конте начал читать лекции в Париже, из которых позднее было написано эссе из шести томов «Позитивная философия», его слушали лишь несколько десятков человек.

Социология тесно связана с философией. Основа общения - изначальная целостность человеческой социальной мысли. Важнейшей задачей в развитии современной философской мысли является обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное влияние на состояние природно-космической среды, поиск путей решения глобальных проблем человечества, понимание глубокие интеграционные процессы в мировом сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает также проблема человека, его ценностно-смысловой направленности в современном мире. Принцип антропоцентризма наполняется новым теоретическим содержанием, в рамках которого философия и социология, по отношению к историческим специфическим пространственно-временным границам, могут сыграть существенную роль. Однако переход человечества к качественно новому витку развития в социальном, духовном, культурном плане - в современных условиях - это только реальная возможность преодолеть кризис, но это все еще не реальное государство. Человечество должно осознать тревожную ситуацию с помощью современных форм философского мышления, духовной культуры в целом, чтобы овладеть наукой рационального управления и регулирования социальных процессов в современном мире.

Современное состояние социологии как науки в России и Приднестровье

Ситуация современной социологии в России

Особенность социальных изменений в современном российском обществе заключается в том, что они связаны с системным переходом от одной социально-экономической структуры общества к другой. Это нечто иное, чем урбанизация, демографические изменения или просто модернизация. Здесь есть комплекс всех типов и типов социальных изменений, взаимодействие всех факторов.

При всем разнообразии и разнообразии мнений, по-видимому, можно сказать, что необходимость демократизации российского общества (хотя и далеко не одинаковая) признается различными политическими партиями и движениями, различными ветвями власти, центром и субъектами федерации как одно из главных, ведущих направлений в проводимых реформах. Сейчас становится особенно очевидным, что у этого процесса нет объективной исторической альтернативы. Обнаруженные рассуждения и предположения о целесообразности варианта просвещенного авторитаризма вновь возвращают страну к своему государству вплоть до марта 1917 года и даже в XVIII веке.

В современной России позиция социологии довольно амбивалентна.

На идеологическом и теоретическом уровне его статус не вызывает сомнений, но с точки зрения практического существования социология все больше становится маргинальной социальной дисциплиной. На это есть несколько причин. Среди них: социология - дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных ресурсов, времени и человеческих ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает также ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории само развитие догматической марксистской парадигмы очень медленно приводило к формированию идеологического вакуума, заполнение которого происходит очень медленно.

Все это очень печально, потому что культура общества определяется, в частности, тем, как это общество понимает и исследует себя.

Однако многие трудности и проблемы, которые проявляются перед современной российской социологией, имеют свои положительные стороны. Одним из них является то, что после социологических исследований, как прикладных, так и теоретических, он открыт для молодых ученых, являющихся членами социологической науки. И это редкий исторический шанс.

Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощный импульс для дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными изменениями во всей общественной жизни, начиная с 1987 года. Затем Всесоюзный, а затем Всероссийский центр Было создано исследование общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по различным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Были широкие возможности для контактов и интеграции с широкими общественными науками. Появляется все большее количество профессиональной литературы, работы известных социологов. Открылась новая страница в российской социологии, которая была усилена образованием в 1991 году.

Институт социологии РАН (В.А. Ядов), а в 1992 г. - Российская социологическая ассоциация. Были широкие возможности для контактов и интеграции с широкими общественными науками. Появляется все большее количество профессиональной литературы, работы известных социологов. В последнее время СМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос.

Работы современных российских социологов получили широкое признание:

  • Т.И. Заславской, Г.В. Осипова В.Н. Иванова О.И. Шпарастака, И.С. Коджи
  • В.В. Рывкина Ю.А. Левада, И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслова, Н.М.
  • Вимашевская, Б.А. Трунина А.В. Дмитриева и др.

Наконец, была создана реальная возможность для развития отечественной социологии вне монополии философии на социальное познание, без административного вмешательства в социологические исследования. Однако трудно сделать что-то стоящее, если вы идете традиционным путем. Мы всегда будем позади. Нам нужно искать необычные решения, даже те, которые сейчас кажутся невероятными или неосуществимыми. В то же время каждая новая вещь происходит амбициозно в заявленных возможностях, и реальные результаты накапливаются постепенно.

И так мы сделаем выводы по ситуации в России:

  1. Социология - наука об обществе, взаимоотношениях и взаимодействии индивидов. Социология - это отдельная наука, отличная от философии, психологии, социальных наук (экономика, политика).
  2. Русская социология внесла огромный вклад в мировую социологию.
  3. Сегодня российская социология участвует в развитии общества, хотя ее роль недооценивается или используется в качестве инструмента политических баталий.

Современная социология в Приднестровье

Я не могу представить себе демократическую страну, в которой социология не была бы востребована. Внимание приднестровских социологов сосредоточено на изучении общественно-политических, экономических и культурных процессов. Социологические данные активно используются в профессиональной деятельности менеджерами разных уровней, предпринимателями, учителями, врачами, юристами. Поэтому вполне разумно сказать, что в Приднестровье социология полностью заняла место как наука и как профессия.

Будучи по сути «доктором» общества, социолог должен не только диагностировать и выявлять социальный абсцесс, но, что более важно, показывать пути и возможности решения проблем. И, конечно, когда люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне, беспокойство о будущем детей, некоторое разочарование и даже апатия, социальные «терапевты» просто необходимы.

Сегодня социолог также является рупором гражданского общества: его миссия состоит в том, чтобы дать обществу понимание того, что оно представляет и в каком направлении оно должно двигаться.

Очень важную роль в определении общественного сознания играют средства массовой информации. Уровень доверия СМИ к обществу во многом определяет его политическую жизнь. Позиция СМИ влияет на настроение и мнение граждан не меньше, чем окружающая их реальность. И здесь социологи в тесном сотрудничестве с представителями средств массовой информации четко определили широкий спектр деятельности. «До некоторой степени я доверяю» - так значительная часть тех, кто принимал участие в опросе, определяет свое отношение к СМИ (58,7%). 16,9% респондентов выразили полное недоверие, и только 8,9% ответили, что они полностью доверяют СМИ. Здесь нужно думать, анализировать - работать!

В связи с этим уместно говорить об отношении к опросам общественного мнения. Согласно данным исследования общественного мнения, молодые и обеспеченные в финансовом отношении приднестровские граждане доверяют СМИ значительно больше, чем старикам и бедным. Кажется, что основным потребителем СМИ является новый средний класс, лояльный властям, состоящий из людей, которые приспособились к современным экономическим и социальным реалиям. Это средний класс, ориентированный скорее на позитивную, оптимистичную информацию. Подобное утверждение поднимает вопрос: как наши СМИ соответствуют информационным потребностям всех слоев населения?

За последние 10 лет отношение приднестровцев к социологам значительно изменилось. Если раньше было довольно много людей, которые опасались задавать вопросы, то сегодня большинство респондентов интересуются опросами. Так как участники исследования надеются, что их мнение будет не только услышано, но и учтено чиновниками при принятии того или иного решения.

Например, данные исследований независимого социологического центра «Новый век» показывают, что почти половина респондентов (42,1%) доверяют социологическим опросам, полагая, что «они (опросы) помогают отражать реальную ситуацию в общественном мнении». В то же время около 30% участников опроса пока «не уверены в своей объективности»...

Сложные и во многом уникальные события и явления, происходящие на современном этапе развития приднестровского общества, требуют соответствующей интерпретации. Вне социологического анализа сегодня трудно представить построение развитого демократического государства и решение проблем эффективного функционирования общественного организма в целом.

Вывод:

Итак, в заключение сделаем основные выводы.

Современная социология - это множество направлений и научных школ, которые по-разному объясняют свой предмет и роль и по-разному отвечают на вопрос о том, что такое социология.

Социология - наука о формировании, развитии и функционировании социальных сообществ, социальных процессов и социальных отношений между сообществами, между сообществами и людьми, наука об обществе и общественных отношениях.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

В качестве основных структур в нем выделяются:

  • Макроциология и микросоциология
  • Общая и прикладная социология (первая посвящена разработке фундаментальных основ социологии, вторая - изучению конкретных актуальных социальных проблем);
  • Теоретическая и эмпирическая социология, которая решает вопросы либо теоретического характера, либо совокупности методологических и методологических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
  • Отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т. д. И т. д. Количество отраслей социологии велико и постоянно растет);
  • Направления и школы социологии, то есть союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, общие методологические и методологические ориентации. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализацию, то он называется школой.

Разумеется, объектом социологического познания является общество. Но не только общество, но и сфера социальной реальности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные сообщества, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. д.