Периодизация и общий обзор истории культуры Древнего Рима

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Афинская демократия V в. до н.э.
Эллинистический период Античности: первая «глобализация»
Техническая цивилизация Древнего Рима
Древнеримское право – основа европейской правовой системы


Введение:

Культура древнего Рима существовала с VIII века до нашей эры и до 476 г. н.э. В отличие от древнегреческой культуры, которая, как правило, награждается самыми высокими словами и оценками, древнеримская оценивается всеми по-разному. Так, известные культурологи О.Шпенглер и А.Тойнби не воспринимают Древний Рим как самостоятельную и самобытную культуру и цивилизацию, полагая, что это была лишь последняя, ​​кризисная стадия античности. Его вклад ограничивался в основном развитием государства, права и техники.

Во всем остальном, особенно в духовной культуре - религии, философии, науке, искусстве, литературе - Рим не вводил ничего принципиально нового и оригинального, не выходил за рамки заимствования и популяризации того, что делали греки, никогда не поднимаясь до высот эллинской культуры.

Однако другие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что римская культура и цивилизация не менее отличительны и оригинальны, чем другие. Эта точка зрения кажется более разумной.

Римляне во многом были похожи на греков, но в то же время они значительно отличались от них. Они создали свою собственную систему идеалов и ценностей, основными из которых являются патриотизм, честь и достоинство, верность гражданскому долгу, поклонение богам, идея особого избранного Богом народа римского народа, Рим как высшая ценность и т.д.

Римляне не разделяли греческого прославления свободного человека, который нарушает установленные законы общества. Наоборот, они всячески превозносили роль и значение закона, неизменность его соблюдения и уважения. Для них общественные интересы были выше, чем интересы личности. В то же время римляне усилили антагонизм между свободным гражданином и рабом, считая, что для первого человека недостойно заниматься не только ремеслом, но и деятельностью скульптора, художника, актера и драматурга. Самыми достойными занятиями свободного римлянина считались политика, война, развитие права, историография и сельское хозяйство. Римляне по-своему и более четко определили качества свободного человека, исключив из них такие рабские пороки, как ложь, нечестность и лесть. Рим достиг высочайшего уровня развития рабства.

В отличие от эллинов, римляне были гораздо более воинственными. Поэтому воинская доблесть была для них одной из высших добродетелей. Военная добыча и завоевание служили основным источником существования. Военная доблесть, подвиги и заслуги были основными средствами и основой успеха в политике, получения высоких постов и занимания высоких постов в обществе. Благодаря завоевательным войнам Рим из маленького городка превратился в мировую империю.

В целом, наиболее значимые достижения Древнего Рима связаны с цивилизацией и материальной культурой. Здесь признанные достижения включают такие известные римские законы, красивые дороги, великолепные здания, грандиозные акведуки и т.д. Вклад Рима в развитие государственности и ее форм, таких как республика и империя, также очень важен.

Что касается духовной культуры, то здесь достижения Рима выглядят скромнее, хотя, безусловно, так и есть. По сравнению с греческими римскими религиозные и мифологические представления более сложны и менее однородны. Многие греческие боты перешли к римлянам, получив новые имена: Зевс стал Юпитером, Кронос - Сатурн, Посейдон - Нептун, Афродита - Венера, Артемида - Диана и т.д. Римляне многое позаимствовали у других религий. В то же время так называемый «римский миф», или мифы, связанные с Римом, выступающие в роли «римской идеи», - владение и власть над всем миром, «Рим - центр мира», «Рим - вечный город, занимающий особое место в их мифологии».

В философии и науке римляне также в значительной степени следовали за греками. Они интересовались не столько теоретическими исследованиями и поиском новых знаний, сколько обобщением и систематизацией уже накопленных знаний, созданием многотомных энциклопедий, служивших делу образования и просвещения.

Примерно такая же картина наблюдалась в области художественной культуры. Многие римские художники не только поклонялись греческим мастерам, но и буквально копировали их произведения. Однако это была их определенная роль, так как многие шедевры греческого искусства пришли к нам в римских копиях. Наряду с этим римские художники смогли внести свой и очень значительный вклад в развитие искусства.

В скульптуре они первыми наделили свои работы уникальными индивидуальными чертами, наполнили их глубоким психологизмом и раскрыли в них внутренний мир человека. Римские писатели создали новый жанр в литературе - жанр романа. Римские архитекторы оставили после себя красивые архитектурные памятники.

Говоря о наиболее общих чертах и ​​особенностях римской культуры, следует отметить, что, в отличие от греческой, она гораздо более рациональна и обоснована, нацелена на практические выгоды и целесообразность. Цицерон хорошо продемонстрировал эту особенность на примере математики: «Греки изучали геометрию, чтобы познать мир, но римляне, чтобы измерить землю».

В целом, греческая и римская культуры находились в состоянии сильного взаимодействия и взаимного влияния, что в конечном итоге привело к их синтезу, созданию единой греко-римской культуры, которая впоследствии легла в основу византийской культуры и имела Огромное влияние на культуру славянских народов и Западной Европы.

Согласно существующей легенде, Рим был основан в 753 году до нашей эры на реке Тибр братья-близнецы Ромула и Рема. С этого времени начинается история монархического, или «королевского», Рима, поскольку его возглавлял избранный король, который одновременно выступал в качестве верховного священника, военачальника, законодателя и судьи, и Сенат был с ним.

Основной социально-экономической единицей была патриархальная семья (фамилия). Самые важные государственные дела, в том числе выборы короля, были решены народным собранием. Основу религиозных и мифологических представлений составили многие боги и культы, среди которых особое место заняли создатель мира двуликий Янус, а также Юпитер, Марс, Сатурн и другие. Многочисленные религиозные обряды, обряды и праздники, культ предков также обретают форму.

В этот период происходило формирование римской культуры, в формировании которой активное участие принимали соседние итальянские города, Этрурия и Греция. Итальянское влияние ощущается прежде всего в некоторых обычаях и ритуалах, а также в прикладном искусстве - в керамических и ювелирных изделиях римских мастеров. Влияние этрусской культуры было очень значительным. Римляне позаимствовали у них множество ремесел, практику строительства городов и храмовой архитектуры, секретные науки гадания священников, некоторые обычаи, в том числе обычай праздновать победы командиров с триумфом.

Не менее сильным было влияние греческой культуры, откуда римляне переняли множество богов, религиозных обычаев и ритуалов. В 510 г. до н.э., после непрекращающегося противостояния королей и сената, последний король Тарквиний был свергнут, а в Риме была основана аристократическая республика. В новом обществе сложилось сословие патрициев (аристократов) и плебеев (простых людей), между которыми немедленно возникает бесконечная борьба.

В результате успехов и побед плебеев Рима к началу III в. до н.э. превращается в гражданскую общину, основными чертами которой являются равенство жалких и законных прав граждан, власть национального собрания по всем важным вопросам, сочетание коллективной и частной собственности на землю и т.д.

В этот период Рим значительно расширил свои владения и после победы в Пунических войнах (264 - 146 до н.э.), закончившихся разрушением Карфагена, превращается в огромную державу. Обнаруженные новые источники обогащения стимулируют ускорение экономического развития. Меняется социально-политическая структура римского общества, в котором выделяется дворянство - круг благородных семей, возникает другой привилегированный класс - всадники, к которым принадлежали богатые и благородные люди.

Большие изменения происходят в культуре римского общества. Растет число образованных людей, потребность в которых удовлетворяется за счет «импорта» образованных греческих рабов. Чтобы поднять репутацию Рима в завоеванных странах, высший класс начинает более активно изучать эллинскую культуру. Богатые люди отправляют своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии, чтобы послушать лекции известных ораторов и философов. Некоторые из последних переезжают в Рим, как, например, историк Полибий, который написал многотомную Историю, где прославляется великая миссия Рима.

Литература также развивается под влиянием греков, появляется целая галактика драматургов и поэтов, среди которых Плавт и Теренс, комедии которых сохранились до наших дней. Из первых римских трагедий мы знаем имя Ливия Андроника, который перевел Гомера на латинскую Одиссею. Среди поэтов этого времени самым известным является Люциус, который писал стихи на бытовые темы, высмеивал страсть к роскоши.

Сильное греческое влияние также испытано искусством. Римские скульпторы и художники изображают сцены из греческих мифов в своих работах. Огромной популярностью и повсеместным спросом пользуются копии греческих скульптур.

Следует отметить, что экспансия греческой культуры не обошлась без сопротивления со стороны некоторых влиятельных римлян, которые видели в этом опасность для морали. Однако такая внешняя оппозиция была не очень эффективной. Греческая культура продолжала свое победное шествие по римским просторам, о чем свидетельствует, прежде всего, изменение статуса греческого языка, ставшего не только литературным, но и разговорным.

К середине I в. до н.э. Римская республика находилась в состоянии кризиса. Во всех областях, и особенно в политике, требовалось обновление, поскольку на огромной территории власти переросли республиканские формы правления.

В 27 году до нашей эры Рим, формально оставаясь республикой, фактически превратился в империю с авторитарной формой правления. Первым императором, или принцепсом (отсюда и вся империя была названа принципом), был Октавиан, которому Сенат присвоил титул Августа - «возвышенный божеством», что придало его власти священный характер.

Римская империя просуществовала пять веков - до 476 года нашей эры. Из них первый век оказался самым процветающим и плодотворным, и царствование Августа считается золотым веком римской культуры.

В период империи основные направления римской философии - эпикурейство, стоицизм и неоплатонизм - стали очень влиятельными и широко распространенными. Все они в той или иной степени продолжают греческие течения, однако они не остаются полностью вторичными, а приобретают совершенно самостоятельное значение.

Главные деятели римского эпикурейства - Лукреций и Цицерон - жили и работали в I веке до нашей эры под республикой, однако эпикурейство, особенно в форме упрощенного и грубого гедонизма, получило широкое распространение в эпоху Империи, в ее знаменитом Стихотворение «О природе вещей» Лукреция развивает представления о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум.

Не отрицая существования богов, он считает, что они находятся в отдаленных местах в состоянии блаженного покоя и не вмешиваются в дела людей. Признавая наслаждение высочайшим благом человека, философ поясняет, что его следует искать в отсутствие страданий. Эпикурейство поощряло радость и наслаждение жизнью, ведь сам факт жизни является основным источником удовольствия. После смерти не будет никакого удовольствия, поскольку самой жизни не будет.

Цицерон внес огромный вклад в развитие римской культуры. Он был великим оратором, философом, теоретиком риторики, писателем, политиком. В своих трудах Цицерон стремился популяризировать все школы и направления греческой философии. В своей собственной концепции он в основном сочетал эпикурейство и стоицизм, отдавая предпочтение первому.

Римский стоицизм был представлен Сенекой, Эпиктетом и императором Марком Аврелием. Все трое рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Они видели путь к этому через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских искушений, таких как богатство, честь и благородство. Стоицизм, особенно взгляды Сенека, оказали сильное влияние на раннее христианство.

Римский неоплатонизм, основателем и главной фигурой которого был Платон, представляет собой синтез учений Платона и Аристотеля, очищенных от научного и рационального содержания, с идеями неопифагоризма и восточной мистики. Его смысл - учение о восхождении человеческой души к слиянию с Единым в некоем мистическом экстазе. Влияние неоплатонизма росло по мере усиления кризиса римского общества.

В эпоху Империи наука развивается очень успешно. Наиболее выдающимися учеными были Плиний Старший, Птолемей и Гален. Первый из них, будучи также писателем, написал многотомник «Естествознание» (37 томов), который стал настоящей энциклопедией во всех областях тогдашней науки. Помимо знаний о природе, он содержит обширную информацию об истории древнего искусства, истории и жизни Рима.

Птолемей создал всемирно известную геоцентрическую систему мира, позволяющую определять положение планет на небе. Его работа «Альмагест» была энциклопедией астрономических знаний античности. Ему также принадлежат работы по оптике, математике и географии.

Доктор Гален обобщил и систематизировал знания древней медицины и представил их в виде единой доктрины, которая оказала большое влияние на последующее развитие естествознания. В фундаментальной работе «О частях человеческого тела» он впервые дал анатомическое и физиологическое описание человеческого тела в целом. Гален проводил эксперименты на животных и приблизился к обнаружению решающей роли нервов для моторных рефлексов и кровообращения.

В гуманитарных науках деятельность историков Тита, Ливии и Тацита заслуживает особого внимания. Первый - автор грандиозной «Римской истории от основания города» (142 тома), в которой раскрывается значение «римского мифа» и прослеживается история превращения Рима из небольшого городка на Тибре в мировая держава. Тацит в своих основных трудах - «Анналы» и «История» (14 томов) - излагает историю Рима и Римской империи, а также предоставляет богатую информацию о жизни древних немцев.

Наибольшее возвышение в эпоху Империи переживает художественная культура. Среди искусств архитектура занимает ведущее место, в развитии которого особую роль сыграл архитектор и инженер Витрувий. В своем трактате «Десять книг по архитектуре» он обобщил опыт греческой и римской архитектуры и разработал концепцию города с центральным форумом (областью), а также методы построения различных строительных механизмов.

Следует отметить, что форум стал очень распространенным типом римского строительства. Шесть таких форумов были построены. Первый - Римский форум - был построен в VI веке до нашей эры, а затем к нему были добавлены еще пять форумов - Цезарь, Август, Веспасиан, Нерва и Траян. Форум Траяна оказался самым амбициозным, построенным Аполлодором из Дамаска и состоящим из нескольких сооружений: двор, окруженный колоннами, триумфальная арка, храм-базилика.

Римская архитектура достигает своего расцвета при Августе. По свидетельству историка Светония, Август заявил, что, сделав римский кирпич, он оставит его мрамором. Во многом он справился со своей задачей. При нем были восстановлены старые церкви и построены новые, среди которых были прославлены храмы Аполлона и Весты, которые были частью его дворцового комплекса. Он строит свой собственный форум - форум Августа, который продолжил форум Цезаря и стал одним из самых великолепных. При Августе его сподвижник Агриппа строит Пантеон - храм всех богов, представляющий собой гигантское цилиндрическое тело диаметром 43 м, покрытое большим сферическим куполом. Храм стал одним из настоящих шедевров архитектуры.

После августа развитие архитектуры продолжается. Из созданных памятников заслуживает особого внимания знаменитый Колизей или Амфитеатр Флавиев, который вмещал более 50 тысяч зрителей и предназначался для гладиаторских боев и других зрелищ.

Вилла Адриана в Тиволи также очень примечательна. Расположенный в живописном парке, это великолепный ансамбль, воспроизводящий отдельные здания и уголки Афин и Александрии, в частности Академию Афин и Лики. Этот факт сделал виллу чрезвычайно популярной сегодня - в связи с появлением постмодернистской архитектуры, так как она считается первым историческим памятником такой архитектуры.

В повседневной жизни Империи эти термины включают общественные бани, которые становятся оригинальными центрами культуры и отдыха, поскольку они включают в себя не только бани и парилки, но также библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спортивные состязания и игры. Самыми грандиозными и знаменитыми были Бани Каракаллы.

В эпоху Империи также развиваются благоприятные условия для развития литературы, особенно для поэзии. Самые выдающиеся поэты - Вирджил, Гораций и Овидий - снова были связаны с правлением императора Августа.

Вирджил, который является главной фигурой римской поэзии, создал сборник пастушьих песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», которая дает советы фермерам и хвалит природу. Пиком работы Вергилия была незаконченная эпическая поэма «Энейд», которая перекликается с гомеровской эпопеей. Он посвящен странствиям Энея, легендарного основателя Рима.

Работа Горация удивительно многогранна по сюжету, жанру, стилю и метрике. Он писал лирические стихи, философские стихи, злые сатиры, в которых он высмеивал пороки римского общества. В его работах эпикурейство сочетается со стоицизмом. Он повлиял на поэзию Новой Эры. Его трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма.

Овидия добился больших успехов прежде всего благодаря своей любовной лирике, а также мифологической поэме «Метаморфозы», которая рассказывает о превращении людей и богов в животных, растения и звезды. Его стихотворение «Фасти» рассказывает о римских религиозных праздниках.

Веселое ироничное стихотворение Овидия «Наука любви», содержащее инструкции о том, как найти любовника и обмануть ее мужа, вызвало раздражение у Августа, который видел в ней издевательство над его законом о браке. Опального поэта сослали в город Томи на побережье Черного моря. Там он написал «Скорбную элегию», в которой горько жаловался на свое одиночество, надеясь на прощение, но так и не был прощен.

В целом, в эпоху Империи римское общество как цивилизация продолжало развиваться. Однако в духовном смысле это уже в I веке до нашей эры появились симптомы серьезного кризиса. Дело в том, что к этому времени «римская идея», как власть над всем миром, была реализована. Достигнув этого, Рим как бы исчерпал себя, потерял источник внутреннего саморазвития. Не случайно уже при Августе идея «вечной Рымы» вышла на первый план, которая была сосредоточена только на поддержании достигнутого величия и силы. Но без великой вдохновляющей цели общество обречено на гибель. В любом случае судьба Рима убеждает в этом.

С 1 века до нашей эры Рим все чаще выступает в качестве первой исторической формы общества потребления. Знаменитый лозунг «Хлеб и зрелища» был образом жизни не только безземельных плебсов, но и всех слоев общества. Даже среди элиты общества исповедуемый гедонизм все больше превращался в культ грубых удовольствий и развлечений. Императоры Калигула и Нерон стали символами жестокости и морального разложения. Это была духовная пустота, духовный кризис, который был главной причиной общего кризиса римского общества и его смерти. Опять не случайно, что уже в I веке до нашей эры. Христианство возникло в Римской империи как противостояние духовному упадку римского общества.

Христианство стало одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), адресованных всем людям, независимо от этнической, языковой или иной принадлежности. Он основан на вере в Иисуса Христа как Богочеловека, который Своей смертью искупил грехи людей, принеся спасение миру и человеку. Отвергая ценности римского общества, среди которых сила, сила, мощь, физические удовольствия и удовольствия все больше выходили на первый план, христианство противопоставляло их высоким духовным и моральным ценностям.

Сам Бог предстает в нем как духовная сущность. Главная христианская ценность - любовь к Богу - духовная, она противопоставляется физической, плотской любви, признанной греховной. Христианство провозглашало равенство всех людей перед Богом. Он действовал как защитник угнетенных, униженных и нищих, обещая им в будущем избавление от рабства и нищеты. Все это соответствовало устремлениям простых людей, делая их сторонниками новой религии.

Несмотря на жестокие гонения со стороны римских властей, рост числа христиан неуклонно продолжался, и в 4 веке нашей эры христианство ищет официального признания. Однако новая религия уже не могла спасти римское общество, кризис которого стал слишком глубоким и необратимым. В 395 году Римская империя распалась на Восток и Запад, а в 476 году, после очередного разгрома римлян немецкими войсками, последний император Ромул Августул был свергнут, а Западная Римская империя прекратила свое существование.

Что касается римской культуры, то в ее лучших достижениях она существует сегодня. К ним относятся римское право, римская архитектура и литература, латынь, которая веками была языком европейских ученых. Однако главным вкладом Древнего Рима в мировую культуру все еще оставалось христианство, хотя оно не спасло Рим от смерти.

Заключение

Рим создал свою первоначальную цивилизацию, основанную на особой системе ценностей, которая сложилась в римском гражданском обществе в связи с особенностями его исторического развития. Эти особенности включали создание республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывных войн в Риме, которые превратили его из небольшого итальянского городка в столицу огромной державы. Под влиянием этих факторов сложилась идеология и система ценностей римских граждан.

Это было определено, прежде всего, патриотизмом - идеей особого избранного Богом народа римского народа и самой судьбой назначенных ему побед, Рима как высшей ценности, обязанности гражданина служить ему изо всех сил. Для этого гражданин должен был иметь мужество, стойкость, честность, верность, достоинство, умеренность в образе жизни, умение подчиняться железной дисциплине на войне, одобренной законом и установленной предками в мирное время, почтить богов-покровителей их семей, сельских общин и самого Рима.

Случаи, достойные римлян, особенно из дворянства, признанной политики, войны, сельского хозяйства, развития права (гражданского и священного) и историографии. На этой основе сформировалась ранняя культура Рима. Иностранные влияния, прежде всего греческие, проникающие через греческие города южной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или обрабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура во времена своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и последующее развитие Европы.

Раннее римское мировоззрение характеризовалось ощущением себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданскому сообществу и приоритетом государственных интересов над личными интересами в сочетании с консерватизмом, который состоял в следовании обычаям и обычаям их предков. Во II - I вв. до н.э. произошел отход от этих установок и индивидуализм усилился, индивид начал выступать против государства, даже некоторые традиционные идеалы были переосмыслены.