Переходная экономика и ее модели.

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Естественные монополии и их роль в экономике россии  
Рынок земли и других природных ресурсов 
Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике  
Рациональное поведение Принцип максимизации 


Введение:

С 1992 года в России происходят глубокие изменения. В некоторых других странах, в основном в Восточной Европе, изменения начались еще немного раньше. 

Переходный период в экономике - это исторически короткий период времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система базовых рыночных институтов. Этот период времени также часто называют периодом постсоциалистической трансформации. 

Естественно, экономические преобразования являются частью глубоких, обычно фундаментальных изменений в обществе - в политической и государственно-административной структуре, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.

Весы могут быть изменены по-разному. В нашей стране смена власти в 1991 году произошла после драматических событий - подавления августовского путча, распада СССР, распада Верховного Совета и вынужденного отказа от власти со стороны Президента СССР. 

Давайте подробнее рассмотрим, что такое переходная экономика? 

Переходная экономика: понятие, особенности, разновидности, особенности, функции 

Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода происходит фундаментальная трансформация основ этой системы, которая определяет генезис и развитие как новых особенностей переходной экономики, так и ее особенностей.

Выделяются следующие основные черты переходной экономики: 

  1. Переходная экономика должна создать основу новой экономической системы, тогда как предыдущая экономика воспроизводилась на ее основе. Термин «основа» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы экономических связей; тип координации деятельности между хозяйствующими субъектами. С созданием основы новой экономики переходное состояние экономической системы завершается, и оно приобретает новое качество.
  2. Важной особенностью переходной экономики является ее многоукладность. Под экономической структурой понимается тип экономических отношений, который допускает одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старой и новой основы, а также сосуществованием различных видов регулирования экономических отношений между хозяйствующими субъектами. 

Переходная экономика характеризуется нестабильным развитием, поскольку в результате происходит постоянная трансформация старых отношений при отсутствии новых институтов и правил существует конфликт старых и новых экономических интересов. 

Преобразования в переходной экономике занимают довольно длительный период, что объясняется рядом факторов:

  • сложность и непоследовательность преобразований; 
  • природные факторы; 
  • невозможность одновременно революционизировать технологическую базу, модифицировать экономику и формировать новые экономические институты. 

Переходная экономика и смешанная экономика имеют общие черты: 

  • сочетание рыночного и государственного регулирования; 
  • сочетание капиталистических форм и социальной направленности экономического развития.

В то же время этим типам экономики присущи качественные различия. Отметим некоторые из них. 

Во-первых, смешанная экономика - это современная экономическая система, которая сочетает в себе рыночное и государственное регулирование. 

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран.

Что касается переходной экономики, то она: 

  • воспроизводится не на своей собственной экономической основе, а переходит из одной экономической системы в другую; 
  • в отличие от смешанной экономики, она характеризуется нестабильностью; 
  • охватывает относительно короткий период времени, в то время как смешанная экономика характеризуется постоянным состоянием экономической системы. 

Экономика переходного периода имеет несколько разновидностей: 

  1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране она охватывала период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года до 30-х годов XX века).
  2. Принципиальное изменение методов координации внутри одной экономической системы, но они касаются ее основы и экономической политики. Этот тип переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития. 
  3. Экономическая система отдельных стран требует изменений в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических отношений. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.
  4. Преодоление длительного периода нестабильного экономического развития государств. Примером такого рода являются, например, страны Латинской Америки, которые на протяжении более двух десятилетий испытывали низкие темпы экономического роста, растущий внешний долг, резкий контраст в доходах домашних хозяйств, высокую инфляцию.
  5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит переход от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, то есть обратное движение или, точнее, переход от «чистой» экономической системы к смешанной. 

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

  • Обеспечение институциональной и правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения договоров, отношений между профсоюзами и работодателями, общих принципов внешнеэкономической деятельности). 
  • Устранение или компенсация негативных последствий поведения рынка и удовлетворение потребностей людей в общественных товарах, которые рынок не может произвести: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения.

Проведение экономической политики, направленной на: 

  • поддержание нормального функционирование рыночного механизма; 
  • сглаживание циклических колебаний; 
  • преодоление последствий экономических потрясений;
  • обеспечение предпосылок для долгосрочного экономического роста (особенно с помощью фискальной, монетарной и структурной политики). 

Реализация активной и принципиальной антимонопольной политики. 

Поддержание стабильного социального климата в обществе путем перераспределения имеющихся доходов.

Проведение стабилизационной политики государства, направленной на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия (в частности, полная занятость, стабильный уровень цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - это достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическому показателю (инфляция, безработица и изменения валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, но и наличие условий для экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость увеличения государственного спроса, инвестиций и жесткого контроля над ценами и доходами. 

Трансформационная рецессия как феномен переходной экономики

В течение 90-х годов, вплоть до 1999 года, российская экономика находилась в состоянии затяжного экономического спада, который достиг своей наивысшей точки в кризисе 1998 года. Экономическому спаду предшествовал стагнация советской экономики в 1980-х годах, преодолеть которую Концепция ускоренного развития, разработанная в годы перестройки, была направлена ​​на преодоление. Однако потенциал развития социализма к тому времени был полностью исчерпан, что отразилось в его неспособности обеспечить дальнейший экономический рост. Безнадежность ситуации обречена на провал попытки реанимации социализма, закончившейся его летальным исходом. С 1990 года экономический рост прекратился даже по официальным данным. Начался затяжной трансформационный спад.

Термин «трансформационная рецессия» был введен в научный оборот венгерским ученым Я. Корнаи. Он утверждал, что во время перехода от административно-командной системы к рыночной экономике экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным состоянием экономической системы. Это выражается в том, что старые, запланированные механизмы организации экономической координации уже разрушены, а новые рыночные механизмы все еще слабы или отсутствуют вообще.

Переходная экономика больше не является плановой, но еще не рыночной экономикой. Между разными типами экономики, между разными экономическими системами существует длительный переходный период, который, по определению, не способен обеспечить немедленный экономический подъем из-за радикальной трансформации всей системы экономических и других отношений. Следовательно, это неизбежно в любой переходной экономике. В многовековой истории человечества было много переходных периодов, когда происходили изменения в экономических, а следовательно, и всех других общественных отношениях. 

Переходный период от плановой к рыночной экономике, от социализма к капитализму не является исключением. Ни одна из постсоциалистических стран не могла избежать трансформационного спада, хотя масштабы спада производства были иными.

КНР была исключением, но китайские реформаторы сознательно не классифицируют свою страну как постсоциалистическую.

Глубина и продолжительность трансформационного спада во всех постсоциалистических странах оказались разными. В этом смысле Россия входит в число «чемпионов» как по продолжительности, так и по своей разрушительной силе, уступая пальму лишь нескольким странам СНГ. 

Каковы причины трансформационного спада в переходной экономике? Представляется целесообразным выделить две группы из них. Первый включает в себя те, что были созданы предыдущим развитием, второй - обстоятельства самого переходного периода как такового. 

Остановимся на первой группе.

Неизбежность трансформационной рецессии обусловлена ​​необходимостью частичного разрушения макроэкономической структуры, унаследованной от прошлого, из-за следующих обстоятельств:

  • изменение критерия баланса в связи с изменением экономических систем; 
  • необходимость преодоления противоречий социализма, материализацией которого является эта структура, что наиболее отчетливо видно из присущих ей структурных и технологических дисбалансов. 

В связи с изменением критерия макроэкономического равновесия выдвигается проблема глобальной перестройки, направленная на преодоление дисбалансов, унаследованных от прошлого, которые не были истолкованы как таковые в советский период.

Как уже отмечалось, структурный дисбаланс проявляется в наличии избыточных производственных мощностей для новой системы экономических отношений в тяжелой промышленности, в военно-промышленном комплексе - в частности, что связано с окончанием холодной войны в 1980-е годы в связи с окончанием глобальной конфронтации. Ликвидация избыточных мощностей осуществлялась различными способами, в том числе преобразованием военно-промышленного комплекса, перепрофилированием, реструктуризацией и даже банкротством убыточных и бесперспективных предприятий первого дивизиона.

Неизбежным следствием этих процессов стала деиндустриализация унаследованного научного и производственного потенциала, поскольку необходимо было сократить производственные мощности (а это, прежде всего, военно-промышленный комплекс и в основном работающий на нем), что технология наукоемкого производства была сосредоточена. 

В гражданском комплексе, напротив, явно не хватало возможностей для удовлетворения внутренних потребностей. Но парадокс состоял в том, что отрасли этого конкретного комплекса пострадали больше всего. Причиной была их технологическая отсталость, которая в полной мере проявилась в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, что поставило их в конкурентную борьбу с внешним миром, которая была бы фатальной для них.

В результате произошло общее снижение промышленного производства, которое в наименьшей степени затронуло только топливно-энергетический комплекс, продукция которого в течение последних десятилетий неизменно оставалась востребованной на внешних рынках, что поддерживает высокий уровень цен на него. Все эти обстоятельства привели к увеличению доли добывающих отраслей, хотя и не столь значительному, учитывая более высокий спад в обрабатывающих отраслях.

Тем не менее, мы можем говорить о деградации макроэкономической структуры, если подойдем к ней с точки зрения современных стандартов соотношения добывающей и обрабатывающей промышленности, продемонстрированного развитыми странами. До сих пор были сделаны только первые шаги по преобразованию унаследованной структуры национальной экономики, что позволило начать устранять наиболее очевидные дисбалансы. Но это также важно для обеспечения условий для оживления экономического роста. 

Не менее значимыми являются обстоятельства, способствовавшие трансформационному спаду, порожденному самим переходным периодом. 

Среди них отметим наиболее значимые:

  • кризис распада, сопровождавший гибель социализма, и это крах мировой социалистической системы, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и даже ряда стран (СССР, Чехословакия, СФРЮ); 
  • длительность процесса формирования нового класса собственников как субъектов инвестиций; 
  • отсутствие денежного капитала, накопление которого уже в переходный период удлинило формирование промышленного капитала; 
  • массовый отток денежного капитала, накопленного в стране за рубежом; 
  • широко распространенная общая криминализация экономической деятельности.

Кризис дезинтеграции выражался в распаде мировой социалистической системы и Совета экономической взаимопомощи, а также в традиционных экономических связях, сложившихся в течение десятилетий внутри этих формирований, которые не могли не стать фактором упадка в темпах роста в своих странах. Однако самым разрушительным по своим последствиям был распад СССР, а вместе с ним - единого народнохозяйственного комплекса, сформированного за три четверти века, единого экономического пространства. Таким образом, по экспертным оценкам, это обстоятельство составляет треть рецессии в российской экономике.

Приостановка экономического роста также неизбежна из-за радикальной трансформации отношений государственной собственности. С разрушением старой системы экономических отношений класс бывших владельцев покидает историческую арену, а новая отнюдь не рождается сразу. 

Между тем, как известно, инвестиционная деятельность, обеспечивающая экономический рост, формирует функцию владельца объектов реального сектора экономики, что позволяет ему поддерживать свой социальный статус путем увеличения и улучшения этих объектов, используя для этого различные источники доступные ему инвестиционные средства, как собственные, так и заемные. внутренний и внешний. Формирование класса собственников происходит в процессе формирования первичного капитала. В то же время исторически и логически первоначальной формой капитала являются деньги.

Денежный капитал не только по определению не мог появиться в советский период, но вынужденные сбережения населения, рассчитанные накануне рыночной трансформации в миллиарды рублей, не успели принять форму денежного капитала. Это было связано с их полным обесцениванием в условиях гиперинфляции, которая была следствием либерализации цен в январе 1992 года в хронически дефицитной и сверхмонополизированной советской экономике.

Но без денежного капитала участие в денежной стадии приватизации исключается, тем более что в индустриальной стране, которая также чрезвычайно богата природными ресурсами, речь шла об ассигнованиях в огромных масштабах. Так, национальное богатство СССР в 1985 году было исчислено в астрономическом размере 3,6 трлн. руб. - без учета стоимости земли, полезных ископаемых, лесов. Стоимость основных фондов, в том числе 2,34 трлн. руб.

Разделение и перераспределение такого богатства само по себе требует не только значительного времени, но и наличия сопоставимых сумм денежного капитала. Отсутствие такого в начальной точке было одной из основных экономических причин бесплатной приватизации на первом этапе, хотя она отнюдь не была большой и не лучшей частью государственной собственности. Но вскоре за ним последовали деньги. Кроме того, после ваучера перераспределение собственности началось практически сразу, участие в котором также немыслимо без денежного капитала. Острая и неотложная потребность в денежном капитале во многом подпитывала преступные методы борьбы с конкурентами за объекты присвоения.

Отметим, что с этой точки зрения спонтанная приватизация была вынужденной, тем более что она проводилась - даже до официального провозглашения рыночных реформ - в той или иной степени во всех постсоциалистических странах. Денежного капитала как такового не было, но в то же время можно было полностью и безнаказанно использовать административный ресурс в условиях начала хаоса. Поэтому вполне понятно, что его субъектами были, прежде всего, представители правящей номенклатуры, а также представители крупного теневого бизнеса, которые к тому времени получили возможность легализовать свой капитал на основе по существу проморынка. законы, которые были недавно приняты в то время.

Таким образом, для появления новых владельцев требуется много времени. Кроме того, первым из них, появившимся в годы приватизационной ваучера, очень часто оказывались временные работники, которые по тем или иным причинам теряли приобретенные объекты в ходе перераспределения собственности после ваучера. Также потребовалось время, чтобы накопить денежный капитал.

И хотя победа на аукционах и тендерах была обеспечена не только деньгами, но и многими сопутствующими обстоятельствами, такими как степень близости претендентов к государственным структурам, подкуп государственных чиновников разных уровней, способность успешно лоббировать конфликтные сделки, тем не менее, их участники должны были раскошелиться на сотни миллионов долларов, и в начале нового столетия законопроект перешел в миллиарды. Но их надо было накапливать, начиная практически с нуля.

Различные методы такого накопления были разработаны в истории становления капитализма и значительно дополнены российской практикой первичного накопления капитала в бурные 90-е годы. Но в любом случае между формированием денег и промышленным капиталом неизбежен временной разрыв, который сам по себе является фактором трансформационной рецессии.

Продолжительность трансформационного спада увеличивается еще больше, если накопленный в стране денежный капитал устремляется за границу. И это вполне естественно в условиях экономической, политической и другой нестабильности, присущей любой переходной экономике, в условиях, когда благоприятный инвестиционный климат уже давно сформировался за пределами прозрачных и легко преодолеваемых границ. По оценкам экспертов, в 90-е годы из России было вывезено около 200-300 миллиардов долларов накопленного капитала, не говоря уже об ущербе, нанесенном экономике так называемой утечкой мозгов, потери от которой не меньше существенный.

Как видите, многие обстоятельства, присущие переходной экономике, не только ограничивают экономический рост, но и порождают противоположное явление - трансформационный спад различной продолжительности и разрушительной силы, в зависимости от конкретных исторических условий конкретной постсоциалистической страны. , Переход от рецессии к росту происходит, когда капитал овладевает реальным сектором экономики, поскольку в стране формируется благоприятный инвестиционный климат, который не только останавливает отток внутреннего капитала за границу, но и стимулирует приток иностранного капитала.

Такой процесс явно проявился в российской экономике в последние годы, начиная с 1999 года. В то же время любое обострение отношений между властями и крупнейшими российскими компаниями без убедительных причин для представителей крупного бизнеса чревато опасностью ухудшение ситуации для национальной экономики с точки зрения притока и оттока иностранного капитала. внутренний. И в любом случае переход от восстановления экономического роста к росту инвестиций сдерживается.

Все эти процессы и явления, которые порождают и подпитывают трансформационный спад, отчетливо видны не только в переходной российской экономике, но и в экономиках других постсоциалистических стран, хотя в силу специфики каждой из них они протекают в них по-разному. , Но в любом случае, когда появляется критическая масса истинных собственников, способных перейти от первоначального, то есть не воспроизводящегося, накопления капитала к воспроизводству, трансформационный след становится отправной точкой экономического роста. 

Различные страны с переходной экономикой характеризуются крайне неравномерной динамикой макроэкономических показателей.

Их условно можно разделить на следующие типы:

  1. страны, которые на первом этапе трансформации характеризовались некой «макроэкономической дырой»: значительным (кризисным) спадом производства и ВВП в 1990-92 гг. последовало резкое замедление рецессии и выхода в 1993-1994 гг. (а в Польше - уже в 1992 году) по траектории роста. В эту группу входят Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Венгрия, с несколько менее уверенным выходом из «ямы» - Болгария, Румыния, Албания, Эстония, Литва, Латвия и Армения. В Болгарии в 1996-97 гг. экономический рост снова был заменен катастрофическим спадом, в Албании самый серьезный политический кризис привел к полной дезинтеграции государственности, в Латвии и Румынии рост оставался очень медленным и нестабильным.
  2. страны, экономика которых находится в состоянии непрерывного неравномерно замедляющегося спада. 

Государства Восточной Европы прошли «дно» экономического спада в первой половине 90-х годов. В середине 90-х. почти все они вошли в стадию роста, кроме Болгарии, где в 1996-1997 гг. экономическая ситуация снова резко ухудшилась. В конце 90-х. Восточная Европа в целом и особенно те государства, в которых рыночные реформы активно и последовательно проводились, приблизились к докризисному уровню и даже превзошли его (Польша, Словакия и Словения). Польская экономика развивается особенно высокими темпами, которые уже значительно превысили уровень конца 1980-х годов.

В отличие от России, где предприятия горнодобывающего комплекса оказались наиболее стабильными, в Восточной Европе те отрасли, которые занимают «среднее» положение в технологической цепочке, показали наибольшую жизнеспособность. Это отрасли, которые производят продукцию с низкой добавленной стоимостью: текстильная, пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая и др. Они не требуют крупных инвестиций, ориентированы в основном на потребительский спрос, который стабилизировался к середине 90-х годов, и имеют сравнительное преимущество. по затратам на мировом рынке.

Рост почти полностью обеспечивается расширением «нового частного сектора», то есть частных фирм, которые были созданы в последние годы «с нуля» и не обременены типичными проблемами государственных и приватизированных предприятий (устаревшее оборудование, излишки труд, наличие социальных объектов). В вышеупомянутых отраслях быстро возникли частные предприятия, которые продемонстрировали относительную устойчивость в сложных условиях переходного периода.

Например, в Польше в начале 1990-х годов, когда страна проходила «шоковую терапию», частный сектор был единственным растущим сектором экономики. В 1993 году объем производства в этом секторе, включая компании с иностранным участием, по официальным данным, увеличился на 35%, а производство на государственных предприятиях сократилось на 6%. Долгое время частные предприятия составляли более 50% ВВП Польши, и мы говорим о «новом частном секторе», потому что в то время в Польше практически не было приватизации. На самом деле, доля частного сектора была еще выше, потому что его показатели не полностью отражены в статистике. В Венгрии доля частного сектора в 1993 году оценивалась в 30% ВВП.

Производство также быстро растет на новых заводах, построенных иностранными компаниями (они обычно предпочитают новое строительство приобретению старых заводов, которые требуют дорогостоящей модернизации, урегулированию отношений с другими владельцами и урегулированию трудовых конфликтов). 

Следует отметить, что экономическая политика стран Восточной Европы очень прагматична и имеет мало общего с политической идеологией новых правительств, которые заменили радикальных либералов в 1993-1995 годах. Чтобы укрепить денежную систему, развить рыночные институты и решить самые насущные бюджетные проблемы, новые лидеры обычно вынуждены сокращать государственные расходы и приватизировать государственную собственность не менее энергично, чем реформаторы начала 1990-х годов.

Такая ситуация особенно характерна для Болгарии, Венгрии и Польши. Это были «левые» правительства этих стран в середине 90-х годов. начал "приватизировать" систему социального обеспечения и заблокировал попытки ортодоксальных политических групп восстановить элементы командной экономики (в Болгарии - путем воссоздания сельскохозяйственных кооперативов, в Польше - путем повторной национализации банков). 

Опыт Восточной Европы показал, что, несмотря на быстрое развитие «нового частного сектора» и приток иностранного капитала, динамика экономического роста сильно зависит от состояния основной массы государственных и приватизированных предприятий.

Эта зависимость проявляется двумя способами:

  • во-первых, без улучшения финансового положения большинства предприятий нельзя ожидать расширения производства обычных, массовых и стандартных товаров для внутреннего рынка; 
  • во-вторых, кризис в реальном секторе лишает государство налоговых поступлений и, наоборот, заставляет его отвлекать огромные средства на субсидии, субсидии на цены, пособия по безработице и другие формы поддержки предприятий и работников. Из-за этого государство не может выполнить свои бюджетные обязательства по другим статьям расходов, что приводит к дефициту бюджета и росту инфляции.

Дефицит бюджета, как и в России, изначально покрывался выпуском государственных ценных бумаг. Это привело к общеизвестному явлению - эффекту вытеснения, то есть отвлечению ограниченных финансовых ресурсов от реального сектора. Банки предпочитали вкладывать деньги не в производство, а в надежные ценные бумаги, выпущенные государством. Это привело к еще большему «инвестиционному голоду» и снижению производства. 

Чтобы разорвать этот «порочный круг», страны Восточной Европы предприняли широкие кампании по реорганизации банков и реструктуризации предприятий.

В Югославии динамика ВВП изначально была аналогична динамике ВВП закавказских республик (растущее углубление рецессии). Но затем происходит внезапный переход от спада в 27,7% к экономическому росту. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, Югославия обеспечивала экономический рост не через 2-4 года после начала программы финансовой стабилизации, а почти сразу после ее начала.

По всем вышеперечисленным параметрам у российской экономики были самые «благоприятные» условия для глубокого трансформационного кризиса к началу переходного периода. Производственная структура резко сместилась в сторону высокой доли первого агрегата группы «А» в отрасли со значительным развитием военно-промышленного комплекса. Сектор услуг был плохо развит. В области техники и технологий экономика занимала лидирующие позиции только в ряде отраслей (космос, военная техника), в целом она имела слабую конкурентоспособность на мировых рынках и была обременена массой устаревшего оборудования.

Задача реформирования в области рыночных отношений была особенно сложной: необходимо было воссоздать рыночные институты «из ничего». Развитие производства ради производства определяло относительно низкий уровень жизни населения, что означало отсутствие в обществе определенного «запаса прочности», который способствовал бы его радикальной реформе. Глубокое проникновение социалистического менталитета в общество стало одной из причин остроты борьбы политических сил в процессе трансформации, слабости демократических сил. Необоснованные, неоправданно оптимистичные заявления руководства страны о преодолении трудностей за полтора года породили соответствующие ожидания населения и еще большее разочарование, если они не оправдались.

В начале переходного периода многие предполагали, что в России будет развиваться либеральная экономика, похожая, например, на экономическую систему США. Однако практика показала, что вопрос о конечной цели трансформации гораздо сложнее. Особенности российского исторического опыта нельзя сбрасывать со счетов. Россия не может напоминать ни США, ни Германию, ни какую-либо другую страну. Оставаясь оригинальным, он должен извлечь все положительное из мирового опыта.

Ясно одно: Россия должна развиваться по пути рыночного и демократического государства. Рынок тесно связан с демократией. Эта связь связана, во-первых, с тем, что частный владелец должен рассматривать государство не как врага, а как союзника и покровителя, способного защитить свои права собственности. Уверенность в неприкосновенности его экономических и политических прав позволяет владельцу развивать свой бизнес на основе долгосрочной и продуманной стратегии. Во-вторых, демократия обеспечивает такие условия, при которых важные правительственные решения принимаются в интересах большинства и, следовательно, благоприятствуют тем областям и сферам экономической деятельности, которые являются наиболее перспективными в любой момент времени.

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями (мегатрендами) свидетельствует о том, что конечной целью переходного периода должна быть социальная рыночная экономика. 

Будущая смешанная модель российской экономики, которая станет результатом переходного периода, должна иметь следующие основные особенности: 

  • органическое единство и взаимодействие рынка и государства, в которых частная собственность и рыночные механизмы распределения ресурсов являются в сочетании с надежной защитой государства от конкуренции и других «правил игры», активного участия государства в производстве «общественных благ» и в развитии социальной сферы;
  • наличие развитых рыночных институтов, которые образуют целостную взаимосвязанную систему и способны обеспечить быстрый рост за счет мобильности всех факторов производства и их эффективного использования; 
  • социальная направленность экономики, отвечающая высоким современным требованиям к качеству рабочей силы, творческая мотивация труда и предпринимательской деятельности, гуманизация производственных отношений, состояние образования, науки, здравоохранения, культуры и окружающей среды; 
  • социальное партнерство, основанное на развитых институтах гражданского общества и демократической государственной власти. 

Заключение

Переходный период - это исторически короткий период времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система базовых рыночных институтов. Одной из сравнительно простых форм демонтажа является либерализация экономики. Но рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты. Поэтому институциональная трансформация является первичной по отношению к другим областям реформы.

На ранних этапах реформ главной задачей было подавление инфляции, обеспечение макроэкономической стабилизации и либерализация экономики. В ходе реформ большинство стран были вынуждены принять резкие и болезненные меры «шоковой терапии» для национальной экономики и населения. Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов позволяет перейти к стадии экономического роста. На третьем, заключительном этапе реформ должна сложиться современная структура экономики.

Теория и практика трансформации позволяют выделить несколько закономерностей переходного периода. Это изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, трансформационная рецессия и интеграция в мировую экономику. Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что конечной целью постсоциалистической трансформации для России является социальная рыночная экономика.