Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Человек, культура и образование на современном этапе
Новые парадигмы образования
Системы образования за рубежом
Европейская философия и классические педагогические системы нового времени


Введение:

Болонский процесс - это добровольная совместная работа стран, целью которых является создание единого образовательного и научного пространства в Европе, обеспечивающего свободное перемещение преподавателей и студентов с образовательными целями и признание их квалификации.

Болонская конвенция вышла за пределы Европейского Союза и объединила большинство стран Евразийского континента.

На конференции в сентябре 2003 года в Берлине Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу и обязалась реализовать основные принципы конвенции к 2010 году.

Создание единой системы высшего образования в Европе в масштабах Болонского процесса основывается на базовых принципах функционирования высшего образования.

Основа Болонского процесса лежит на следующих принципах:

  • введение двухуровневого обучения;
  • внедрение кредитной системы;
  • контроль качества образования;
  • расширение мобильности;
  • обеспечение работой выпускников;
  • обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Российская система подготовки научных кадров всегда сильно отличалась от европейской, что дает четкое представление о необходимости преобразования высшего образования в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Для успешного перехода к Болонской системе необходимо учитывать территориальные и национальные особенности Российской Федерации. Надежная эффективная система подготовки научных кадров определяет развитие экономики страны в будущем.

Цель курсовой работы может быть сформирована следующим образом: изучение основных путей перехода Российской Федерации к Болонской системе образования.

Объект исследования: система образования Российской Федерации.

Предмет исследования: высшее образование по принципам Болонской системы.

Для достижения цели курсовой работы должны быть решены следующие задачи:

  • Изучать научные статьи, статьи, нормативные документы по теме Болонского процесса;
  • Проанализировать полученную информацию, изучить состояние проблемы высшего образования в России в рамках Болонского процесса;
  • Опишите российское высшее образование до перехода к Болонской системе;
  • Изучить основные понятия и историю Болонского процесса;
  • Проанализировать ход реализации Болонского процесса в России;
  • Рассмотреть и изучить актуальность и цели вхождения России в европейское образовательное пространство.

Актуальность этой работы заключается в том, что страны, участвующие в Болонском соглашении, планировали реализовать цели и задачи Болонского процесса к 2010 году. И теперь, уже в 2016 году, желательно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципы Болонской декларации, какие результаты были достигнуты при тотальной интеграции российской системы образования в европейское пространство высшего образования.

Характеристика российского образования до перехода к Болонской системе

Образование является основным механизмом формирования общества и цивилизации в России. Во всех социальных институтах образование является основной репродуктивной функцией. В конце XX века характер действия экономических механизмов изменился, произошла интеллектуализация производительных сил общества. В конце двадцатого века геополитическое и экономическое межстрановое соперничество развернулось в отношении качества образования и качества интеллектуальных ресурсов. Основными конкурентами России были США и Великобритания.

Основным принципом высшего образования в конце двадцатого века была модернизация. Необходимость усиления прагматической, технологической направленности содержания образования возросла в связи с необходимостью быстрого развития промышленности в России. Исторически основными характеристиками доктрины российского образования были гармония исторической, гуманитарной и естественнонаучной подготовки; ориентироваться на высокий уровень фундаментализации и математизации образования. Фундаментальное образование было синтезировано с широким профилем подготовки специалистов, особенно в области машиностроения и медицинской отрасли высшего образования.

В 90гг. в двадцатом веке высшее образование в России было сфокусировано на англо-американской доктрине образования с целью экономических реформ капиталистической России и регулирования экономического развития с помощью механизмов отношений свободного рынка. Это привело к провалу образовательных и экономических реформ.

В.А. Садовничий, ректор МГУ, говорит, что российское научное пространство сократилось вдвое к началу XXI века, что многие исследователи покинули сектор образования, некоторые из них успешно работают за границей, что указывает на утечку персонала.

В 1992 году российское высшее образование перешло на многоуровневую систему и было стандартизировано.

Понятие образовательного стандарта введено Законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года, в частности статьей 7, которая полностью посвящена государственным образовательным стандартам.

Российское высшее образование стало многоуровневым в 1992 году, кроме того, появились образовательные и профессиональные программы разного уровня по своему характеру и масштабам. Образование предоставило российским студентам право выбора, будь то содержание и уровень образования; это также обеспечило техническую реакцию высшего образования на изменения в условиях рыночной экономики и гуманизацию системы образования. Постановлением Комитета высших учебных заведений Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации утверждены «Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и «Положение о порядке осуществления образовательные и профессиональные программы на разных уровнях государственных высших учебных заведений».

Самое главное, Международная стандартная классификация образования (МСКО), принятая ЮНЕСКО, была учтена при создании системы многоуровневого высшего образования в Российской Федерации.

Высшее образование представлено тремя уровнями:

Неполное высшее образование - первые два года обучения по программе бакалавриата и программе среднего профессионального образования (последующий срок обучения). По окончании этих программ был выдан диплом о неполном высшем образовании и присвоена квалификация в соответствии со списком специальностей среднего профессионального образования. Срок обучения 2-3 / 3,5 года.

Базовое высшее образование является основой всех их областей науки, техники и культуры. Программы бакалавриата были 4 года обучения или более. Образование на этом уровне предоставило студенту возможность получить научные знания о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний в областях обучения. В конце концов, у бакалавров был выбор: продолжить обучение по программам третьего уровня или работать.

Третий уровень состоял из двух типов образовательных и профессиональных программ:

  • подготовка квалифицированных специалистов в течение 5-6 лет на базе общего базового образования (11 классов) и подтверждена дипломом о высшем образовании;
  • подготовка специалистов, продолжающих базовое образование, в соответствии с программой подготовки сертифицированных специалистов (диплом специалиста, 1-3 года обучения) или непрерывное обучение в магистратуре. В первом случае был выдан диплом специалиста (после 1-3 лет обучения, диплом магистра наук, 2-3 года).

Для желающих продолжить свою исследовательскую деятельность были созданы программы последипломного образования.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» не содержал положений о распределении образования по уровням. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования оставил структуру высшего образования без изменений.

Обучение продолжалось на трех уровнях:

  • неполное высшее образование (не менее 2 лет обучения);
  • высшее образование, квалификация «бакалавр» (минимум 4 года обучения);
  • высшее образование, квалификация «магистр» (не менее 6 лет обучения, с учетом обучения по программе бакалавриата) или квалификация специалиста (не менее 5 лет обучения).

Федеральный закон № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. выделил три уровня высшего профессионального образования:

  1. Степень бакалавра (минимум 4 года обучения) с прохождением итоговой аттестации.
  2. Специальность (не менее 5 лет обучения) с прохождением итоговой аттестации.
  3. Магистерская программа (не менее 6 лет обучения) с прохождением итоговой аттестации.

Получив диплом, можно было продолжить обучение в своей области на следующем этапе высшего образования. Это не составляло второго высшего образования. Незаконченное высшее образование больше не было частью многоуровневой системы высшего профессионального образования. Были также программы ускоренного обучения в бакалавриате для людей, которые уже получили среднее профессиональное образование. Сокращенные программы высшего профессионального образования не проводились.

В 2000 году была введена конкурсная процедура подготовки специалистов и изменен принцип финансирования вузов, произошел переход к договорной основе финансовых отношений между учебными заведениями и государством, а также введен принцип целевых стипендий.

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы от 26 июля 2000 года предусматривал реализацию мер, направленных, в том числе, на реорганизацию учреждений профессионального образования путем их интеграции. с высшими учебными заведениями и созданием университетских комплексов. План также предусматривал эксперимент по проведению единого государственного выпускного экзамена по среднему образованию с последующей его законодательной консолидацией.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года, экзамен должен был сочетать итоговую аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и вступительный экзамены для поступления в вузы. Эксперимент рассчитан на 3 года (с 2001 по 2003 год), но в 2003 году он был продлен еще на один год. В первом эксперименте приняли участие учебные заведения пяти регионов - республик Чувашия, Марий Эл, Якутия, Самарская и Ростовская области. Экзамены проводились в два этапа: первый (школа) проводился для выпускников 2001 года, второй (университет) для выпускников прошлых лет, абитуриентов-нерезидентов, выпускников техникумов и профессионально-технических училищ. Экзамены проводились по следующим предметам: русский язык, математика, биология, физика, история, химия, обществознание и география.

В Берлине на встрече министров образования европейских стран в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, тем самым присоединившись к Болонскому процессу.

Определение Болонского процесса

Болонский процесс - это движение, созданное для объединения и объединения систем образования, в основном из Европы. Единое образовательное пространство позволяет системам образования стран, участвующих в Болонском процессе, использовать все лучшее, что есть у других, тем самым увеличивая мобильность студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепляя связи и сотрудничество между университетами, участвующими в Болонском процессе.

Присоединение Российской Федерации к Болонской конвенции сильно повлекло за собой серьезную перестройку российского высшего образования. Это в основном сказалось на целях и содержании образования, которое должно соответствовать общеевропейским стандартам.

Ориентация на европейский стандарт высшего образования определила четкие действия:

  • введение двухуровневой (начиная с Берлинской конференции трех циклов) структуры высшего образования (бакалавр-магистр-доктор);
  • использование кредитной системы ECTS, которая становится общей основой для национальных кредитных систем;
  • повышение мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости университетов;
  • развитие сотрудничества в области качества образования ... к общеевропейскому пониманию;
  • объединение академических ресурсов и культурных и образовательных традиций для разработки и реализации комплексных образовательных программ;
  • формирование подхода к образованию как процесса, который длится всю жизнь;
  • повышение роли студентов в реализации Болонских преобразований; студенты должны участвовать в них как компетентные, активные и творческие партнеры;

повышение привлекательности европейских университетов (это также актуально для российских университетов), призванных стать открытыми для всех регионов мира, стать органическим компонентом международного академического сотрудничества, в котором преобладают подлинные академические ценности;

достижение синергизма между Европейским пространством высшего образования и Европейским исследовательским пространством), в котором исследования, обучение методам исследований и поддержка междисциплинарности имеют особое значение.

Согласно положениям Болонского процесса, бакалавриат, подготовка специалистов и магистратура стали рассматриваться как самостоятельные виды высшего образования. В связи с сочетанием специальности и степени магистра на одном уровне образования специалисты, получившие диплом в своей области, могут получить второе высшее образование по специальности магистр. Присоединение к процессу также предполагает изменение системы государственных образовательных стандартов, внедрение компетентностного подхода, который должен развивать общие культурные и образовательные компетенции среди учащихся.

История Болонского процесса

История Болонского процесса восходит к 18 сентября 1988 года. В Болонье (Италия) была подписана «Великая хартия университетов» - документ, принятый ректорами европейских университетов, целью которого является объединение систем образования и политики развития. европейского университетского сообщества.

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования пришли из старейшего университета Болоньи в Италии и во всей Европе. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летию, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Magna Charta Universitarum Magna Charta. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время празднования годовщины в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 университетов.

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования начал подниматься от университетского до государственного уровня. В 1998 году в Париже, в стенах знаменитого университета Сорбонны, также во время празднования его юбилея состоялась встреча министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбоннская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые подтвердила стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

В следующем 1999 году на родине Великой хартии в Болонье состоялась историческая Первая конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования» определила основные цели, ведущие к сопоставимости и, в конечном итоге, к гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в Европе. С этой декларацией начинается сам Болонский процесс, который должен быть завершен к 2010 году.

Впоследствии встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз новые страны присоединялись к Болонскому процессу. В 2001 году в Праге принимали министров. В Пражском коммюнике число стран, участвующих в Болонском процессе, было увеличено до 33. В Берлинском коммюнике 2003 года число участников достигло сорока, включая Россию, которая подписала Болонскую декларацию во время Берлинской конференции. Четвертое совещание состоялось в мае 2005 года в норвежском городе Берген. Здесь пять стран бывшего Советского Союза, включая Украину, объявили о своем вступлении в Болонский процесс. В Лондонском коммюнике 2007 года число стран-участниц было расширено до 46.

В 2009 году конференция проходила в бельгийском городе Левен, основные рабочие вопросы которого касались планов на ближайшее десятилетие. Все эти вопросы были описаны в итоговом коммюнике, демонстрирующем новое направление Болонского процесса - более глубокую реформу, которая обеспечит завершение реализации Болонского процесса. Другое изменение касается внутренних механизмов, связанных с председательством в Болонском Совете. Если раньше Болонский процесс возглавлялся страной, председательствующей в ЕС, то теперь этот процесс будет возглавляться двумя странами: и страной, председательствующей в ЕС, и странами, не входящими в ЕС, по очереди в алфавитном порядке.

Следующая министерская конференция состоялась всего через год после вышеупомянутого, а точнее, в марте 2010 года. Место проведения конференции в Будапеште-Вена совпало с юбилеем - десятилетием Болонского процесса. В честь юбилея было сделано официальное объявление о создании Европейского пространства высшего образования, что означает, что цель, поставленная в Болонской декларации, была достигнута. Кроме того, начиная с этой конференции, Европейское пространство высшего образования было расширено до 47 стран.

Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования и Четвертый Болонский политический форум состоялись в Ереване 14-15 мая 2015 года. В мероприятии приняли участие более 100 делегаций из 47 стран-участниц Болонского процесса, а также как около 20 министров образования. На конференции были представлены основные результаты деятельности в области обеспечения качества, использования кредитной системы, квалификационных систем, признания предшествующего образования.

Помимо конференций министров иностранных дел, в рамках Болонского процесса проводится ряд международных мероприятий, посвященных его отдельным аспектам. Весь университет Европы начал свою деятельность, намереваясь успешно завершить создание единого образовательного пространства к сроку, установленному Болонской декларацией.

Внедрение Болонского процесса в России

Как уже известно, Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на конференции в Берлине. Есть много причин. Например, присоединение к Болонскому процессу позволит нашей стране интегрироваться в процесс международной интеграции высшего образования. И не менее важно, влечет за собой процесс глобализации и информатизации в сфере высшего образования Российской Федерации.

Став участником Болонского процесса, российское и российское высшее образование неизбежно должны были интегрироваться в общеевропейскую систему высшего образования, причем речь должна идти не о встраивании или адаптации к европейским системам образования, а о синхронизации систем и модернизации российского высшего образования. образование. Это привело к необходимости создания нового поколения образовательных стандартов уровня образования (бакалавриат - выпускник). Программы бакалавриата, магистратуры и специализации в российском высшем образовании «растут» из традиционных (одноуровневых, интегрированных) образовательных программ.

Государственный образовательный стандарт как документ, регулирующий формирование базовых образовательных программ, был введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

В соответствии с этим законом с 1994 по 1996 годы было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования.

В соответствии с действующим Перечнем в системе HPE, в настоящее время действуют 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров.

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны стать стандартами нового поколения, обеспечивающими дальнейшее развитие уровня высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда.

В проекте этих стандартов термины и определения используются в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в области высшего образования:

  • основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса в данной области подготовки (специальности) высшего профессионального образования;
  • учебное направление - комплекс образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различного профиля, интегрированных на основе общего фундаментального обучения;
  • профиль - совокупность базовых типичных признаков профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание;
  • компетентность - умение применять знания, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
  • модуль - часть образовательной программы или часть дисциплины, имеющая определенную логическую полноту по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
  • кредитная единица - показатель сложности образовательной программы;
  • результаты обучения - приобретенные знания, навыки и освоенные компетенции.

С 2004 года началось формирование организационных, нормативных, методологических основ участия России в Болонском процессе.

Министерство образования и науки Российской Федерации в 2004 году сформировало Группу по реализации Болонских принципов в России. Основными направлениями деятельности Группы являются: анализ реализации Болонских принципов в развитии высшего профессионального образования в Российской Федерации; разработка рекомендаций по реализации Болонских принципов в Российской Федерации и Европе; координация деятельности федеральных органов высшего профессионального образования в Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

В 2005 году приказом Министерства образования и науки был утвержден «План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования Российской Федерации на 2005–2010 годы», а также согласована реализация Основные задачи по развитию системы высшего образования были возложены на Национальный фонд подготовки кадров в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией.

Также в 2005 году были определены ведущие университеты и организации Российской Федерации для реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией и университеты, координирующие реализацию основных целей развития ВПО. Система в соответствии с Болонской декларацией в федеральных округах Российской Федерации.

Россия, участвующая в процессе формирования общеевропейского пространства высшего образования, разделяет цели повышения доступности высшего профессионального образования, внедрения системы непрерывного образования, повышения качества образования на основе компетентностного подхода и интеграции науки. и образование, повышение мобильности и укрепление интернационализации, а также совершенствование системы выявления наилучшей практики и взаимного обучения. В новом десятилетии мы должны эффективно использовать Болонский процесс и его механизмы для решения национальных проблем модернизации образования, а также многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональном и международном рынке образовательных услуг.

Основные трудности при интеграции в общеевропейское образовательное пространство связаны с существенной реформой образовательного процесса, разработкой и принятием новых государственных стандартов в области высшего образования в связи с переходом на модульную систему образования и внедрением ECTS. кредитная система; необходимость повышения квалификации педагогических кадров и выстраивания отношений с рынком труда в соответствии с новыми задачами образования; необходимость реформирования системы управления в университетах для разработки и последовательной реализации институциональных стратегий интернационализации; необходимость сохранения национального разнообразия и традиций фундаментального образования в высшем образовании.

В связи с этим важно совершенствовать управление высшими учебными заведениями, чтобы обеспечить эффективное формирование общеевропейского пространства высшего образования и его механизмов для решения национальных задач многоуровневой интернационализации системы высшего образования и позиционирования российских программ на региональный и международный рынок образовательных услуг.

Для решения проблем интернационализации большое значение имеет также представление в международном пространстве объективного анализа процессов, происходящих в российской системе высшего образования. С 2005 года Россия представляет национальные доклады о реализации Болонского процесса на официальных встречах европейских министров образования. Доклады о новых результатах должны быть представлены странами, участвующими в Болонском процессе, на следующей встрече министров в апреле 2012 года в Бухаресте. Объективное и полное предоставление статистических и качественных аналитических данных не только обеспечит повышение эффективности участия Российской Федерации в формировании общеевропейского пространства высшего образования, но и может служить инструментом для продвижения российского языка. бренд высшего образования в международном пространстве.

В целях решения вышеуказанных проблем Национальный фонд подготовки кадров отслеживает и анализирует деятельность вузов по использованию механизмов модернизации образовательной деятельности в соответствии с европейскими тенденциями развития высшего образования. С 2005 года мониторинг проводится в рамках проектов Федеральной программы развития образования (с 2006 года - Федеральной целевой программы развития образования). Основные результаты проектов представлены на сайте в разделах Болонский процесс в России, Семинары и конференции, Материалы, Публикации.

В коммюнике Министерской конференции в Бухаресте в 2012 году российские представители не первыми представили национальный доклад в рамках тематических рабочих групп и сводный отчет о выполнении задач Болонского процесса по итогам Конференция не была включена. Из этого можно сделать вывод, что процесс интеграции российского высшего образования в европейское пространство еще не достиг стадии завершения и предстоит еще многое сделать.

На встрече министров образования стран, участвующих в Болонском процессе 14-15 мая 2015 года в Ереване, они говорили об увеличении мобильности до 20% к 2020 году путем введения совместных программ, реализации комплекса практических мер, направленных на при повышении качества информации и инфраструктуры, уровня финансирования, гибкости программ, повышения привлекательности карьеры преподавателя и исследователя.

Важной вехой в развитии Болонского процесса может стать пересмотр «Стандартов и рекомендаций для независимых учреждений, чтобы гарантировать качество высшего образования в Европейском пространстве высшего образования» (Европейские стандарты и руководящие принципы).

Работа над новой версией началась в сентябре 2014 года при участии группы Е4 - Европейской ассоциации обеспечения качества высшего образования, Европейской студенческой ассоциации, Европейской ассоциации вузов и Европейской ассоциации университетов.

По итогам конференции в Ереване были определены приоритеты до 2020 года: переход к автоматическому признанию квалификаций в рамках Болонской системы; создание с помощью высшего образования инклюзивного общества, основанного на демократических ценностях и гражданских правах; разработка образовательных программ, необходимых для европейского рынка труда.

Были также выделены некоторые цели, которые должны были быть достигнуты в соответствии с Болонским соглашением до 2010 года, и достижение которых не было полностью реализовано:

  • поддержка вузов в разработке инновационных образовательных программ, в том числе с использованием современных информационных технологий; ориентация программ на рынок труда.
  • укрепление диалога с работодателями, формирование программ со сбалансированным соотношением теоретической и практической частей
  • развитие инклюзивных программ в образовании на фоне растущей диверсификации европейских обществ
  • продолжение усилий по реализации ранее согласованных структурных реформ. С акцентом на создание единой системы образовательных степеней и кредитов, унификацию стандартов качества высшего образования, сотрудничество с целью повышения образовательной мобильности.

Степень вовлеченности российских вузов в Болонский процесс следует суммировать. Это очень четко отразит состояние проблемы высшего образования в России.

Магистерские программы внедряются в большинстве университетов. Тем не менее есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования застопорился на середине пути. Университеты занимают позицию своего минимального развития. Количество этих программ, их размер и доля магистров в общем количестве студентов относительно невелики.

Система займов (кредитов) в целом в университетах не распространена. И даже в тех случаях, когда он вводится, кредитные единицы используются в основном для формальных расчетов, то есть не выполняют все намеченные им функции.

Университеты демонстрируют относительную гибкость в создании учебных программ, предлагая курсы по выбору. По-видимому, степень этой гибкости будет увеличиваться дальше.

Университеты имеют широкий спектр форм стимулирования исследовательской работы.

Студенческие рейтинги распространены почти в половине университетов, но они не охватывают половину студентов, а степень открытости рейтингов относительно низкая. Рейтинги преподавателей высших учебных заведений встречаются еще реже.

Информационная прозрачность вузов находится на низком уровне.

Практика зачета курсов, проводимых в зарубежных университетах, и обучения иностранных студентов в российских университетах относительно распространена, но, как правило, влияет на минимальное количество студентов. Программы двойных и совместных дипломов с зарубежными университетами существуют в относительно небольшом числе университетов.

На ведущих факультетах количество преподавателей русского языка, преподающих за рубежом, и иностранных преподавателей примерно одинаково. Но в обоих случаях такая практика не слишком распространена.

Нельзя не добавить, что многие проблемы сталкиваются с реализацией Болонского процесса в России. Некоторые из них (например, сложность преобразования принятых в стране оценок в кредиты) также характерны для европейских систем образования, но большинство проблем характерны для России. Однако эти проблемы не являются непреодолимыми препятствиями, а представляют собой только ограничения, устранение которых требует усилий как со стороны властей (финансирование), так и общественности (принимая степень бакалавра как самостоятельную).

Вывод:

В данной курсовой работе были рассмотрены причины и этапы присоединения России к Болонскому процессу. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство - цели Болонской декларации должны стать целями российской системы образования. Преимущества, которые получит наша страна, университеты, а также студенты и преподаватели, неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, но требования, которым должно соответствовать образование сегодня, давно изменились, материально-техническая база для подготовки специалистов устарела. Все вышеперечисленные факторы вместе составляют комплекс причин, которые не позволяют нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляют нас интегрироваться в мировое образовательное пространство.

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство с энтузиазмом восприняло предстоящие изменения. С 2003 года был осуществлен ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования; были назначены главные университеты и координирующие университеты для Болонского процесса.

Анализ уровня реализации некоторых положений Болонской декларации позволяет сделать вывод, что принципы Болонского процесса в России реализуются ровно наполовину. Однако сравнение с Европой показывает незначительное отставание в России.

Важно следующее: теперь, спустя 13 лет после подписания Россией Болонской декларации, процесс будет продолжаться такими же темпами, не остановится ли он после того, как российская система образования столкнулась с трудностями в ее реализации? Для преодоления этих трудностей, по нашему мнению, потребуется много времени и энергии, поскольку некоторые из проблем - неподготовленность университетов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия степени бакалавра на рынке труда - вероятно, потребуется несколько лет, чтобы их преодолеть.

Болонское соглашение и участие России в нем является плюсом для системы высшего образования, но российское правительство подходит к этому прагматично, выбирая те элементы, которые укрепляют высшее образование в Российской Федерации, и не применяют те, которые его ослабляют. Россия не только европейская страна. Активно налаживаются контакты с Азией и Тихоокеанским регионом, в формате БРИКС и в формате АТЭС. В России реализуется ряд инициатив. Например, программа «5-100» или «Глобальное образование». Это программы, которые реализуются подразделениями в Европе и представляют большой интерес.

В будущем стоит отметить, что этот шаг - подписание Болонской декларации - положит начало комплексным реформам всей системы образования (а не только высшего образования), которые также затронут другие сферы российского общества. Действительно, именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.