Передачи и их элементы с примерами и образцами выполнения
Содержание:
- Передачи
- Некоторые сведения о технологии изготовления зубчатых колес
- Основные параметры зубчатых колес
- Конструктивные разновидности зубчатых колес
- Построение изображений прямозубых цилиндрических зубчатых колес
- Рабочий чертеж прямозубого цилиндрического зубчатого колеса
- Выполнение чертежа прямозубого цилиндрического зубчатого колеса с натуры
- Изображение цилиндрической зубчатой передачи
- Построение изображений прямозубых конических зубчатых колес и конической зубчатой передачи
- Построение изображений прямозубых конических зубчатых колес
- Рабочий чертеж прямозубого конического зубчатого колеса
- Выполнение чертежа прямозубого конического зубчатого колеса с натуры
- Изображение ортогональной прямозубой конической зубчатой передачи
- Изображение червяка и червячного колеса, образующих червячную передачу
- Основные параметры червяка и червячного колеса
- Построение изображений червяка и червячного колеса, образующих червячную передачу
- Рабочий чертеж червяка
- Рабочий чертеж червячного колеса
- Выполнение чертежей червяка и червячного колеса с натуры
- Изображение червячной передачи
- Разновидности зубчатых передач и их элементов
- Цепная передача
- Храповой механизм
Передачу механической энергии от двигателя к исполнительному элементу машины осуществляют с помощью различных передаточных механизмов (в дальнейшем – передач): зубчатых, червячных, ременных, цепных, фрикционных и т. п.
1. Механизм — система подвижно соединенных между собой тел (звеньев), совершающих под действием приложенных сил определенные целесообразные движения.
2. Машина — механизм с согласованно работающими частями, осуществляющий определенные движения для преобразования энергии, материалов или информации.
3. Вращательное движение — движение, при котором все точки тела, двигаясь в параллельных плоскостях, описывают окружности с центрами на одной прямой, перпендикулярной к плоскости, называемой осью вращения.
4. Передаточное отношение (передаточное число) — отношение числа зубьев колеса z2 к числу зубьев шестерни zt.
5. Вал — деталь машины, вращающаяся в опорах (подшипниках), предназначенная для передачи крутящих моментов от одной детали к другой.
6. Ось — деталь машины, поддерживающая вращающиеся части машины (колеса). Отличается от вала тем, что не передает крутящего момента.
7. Цапфа — часть вала или оси, опирающаяся на подшипник.
8. Зубчатое зацепление — кинематическая пара, образованная зубчатыми колесами, зубья которых при последовательном соприкосновении между собой передают заданное движение от одного колеса к другому.
9. Зубчатое колесо — деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями, входящими в зацепление с зубьями другого колеса. В зацеплении двух зубчатых колес одно из колес называется шестерней (с меньшим числом зубьев), другое — зубчатым колесом (с большим чистом зубьев).
10. Ведущее зубчатое колесо — зубчатое колесо передачи, которое сообщает движение парному колесу.
11. Ведомое зубчатое колесо — колесо, которому сообщает движение парное зубчатое колесо.
Передачи
Вращательное движение от одного вала к другому передается с помощью различных деталей, совокупность которых называется передачей.
Передачи по своим действиям разделяются на передачи трением (фрикционные, ременные) и передачи зацеплением.
Фрикционная передача между параллельными валами (рис. 398, а) состоит из двух цилиндрических катков, прижимаемых друг к пруту с некоторой силой. Если оси валов пересекаются, то применяют конические фрикционные катки (рис. 398, б). Вращение от ведущего катка к ведомому передастся с помощью сил трения между ними.
Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединенных гибкой связью — ремнем.
На шкивы с натяжением надет один или несколько ремней, которые передают вращение от одного шкива другому с помощью сил трения (рис. 398, в).
Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и охватывающей их цепи (рис. 398, г).
Зубчатая передача между параллельными валами осуществляется цилиндрическими зубчатыми колесами с внешним (рис. 398, д) или с внутренним (рис. 398, е) зацеплением зубьев. При пересекающихся геометрических осях валов применяют конические зубчатые колеса
(рис. 398, з).
Реечная передача служит для преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот ) и состоит из цилиндрического зубчатого колеса и зубчатой рейки (рис. 398, ж).
Червячная передача применяется в тех случаях, когда оси валов скрещиваются. Передача состоит из червяка (винта с трапецеидальной или другой резьбой) и червячного зубчатого колеса (рис. 398, и).
Храповой механизм состоит из зубчатого колеса (храповика) и специальной детали (собачки), входящей своим концом во впадину между зубьями храповика. Этот механизм допускает вращение вала, на котором закреплен храповик, только в одном направлении, обратному вращению препятствует собачка.
Храповой механизм применяется также для сообщения валу периодического (с небольшими перерывами) вращения (рис. 398, к).
Рис. 398
Некоторые сведения о технологии изготовления зубчатых колес
Зубья зубчатых колее при их нарезании на металлорежущих станках изготовляют одним из следующих методов: методом копирования или методом обкатки (огибания). При методе копирования впадины между зубьями выполняются специальными фрезами: пальцевыми (рис. 399, а) и дисковыми (рис. 399, б).
Большую точность изготовления обеспечивает метод обкатки. При этом методе медленно вращающаяся заготовка зубчатого колеса входит в зацепление с выступами зуборезной рейки (гребенки), совершающей возвратно-поступательное движение, в результате чего на заготовке образуются зубья определенного профиля (рис. 399, в).
Помимо зуборезной гребенки может применяться долбяк, напоминающий по своей форме зубчатое колесо (рис. 399, г).
Рис. 399
Основные параметры зубчатых колес
Основным параметром зубчатого колеса является делительная окружность. Диаметр делительной окружности обозначается буквой d и называется делительным. По делительной окружности откладывается окружной шаг зубьев, обозначаемый р1 и представляющий собой расстояние по дуге делительной окружности между соседними (смежными) зубьями колеса (рис. 400). Таких шагов можно отложить столько, сколько зубьев имеет колесо. иначе говоря, отрезки, равные шагу рр делят делительную окружность на z частей, отсюда ее название — делительная.
Делительный диаметр для зубчатого колеса всегда один
Делительная окружность делит высоту зуба h на две неравные части — головку высотой hq и ножку высотой hf (рис. 400).
Зубчатый венец ограничивается окружностью вершин зубьев диаметром da и окружностью впадин диаметром df.
На чертежах поверхность и образующую вершин зубьев показывают сплошными основными линиями, поверхность и образующую впадин показывают сплошными тонкими линиями. Делительные окружности показывают штрихпунктирными линиями (см. нижнюю часть рис. 400).
По делительной окружности откладывают окружную толщину зуба st и окружную ширину впадин е1 Эти параметры могут иметь различную величину в зависимости от диаметра делительной окружности, по дуге которой они измеряются. Здесь имеет место равенство
Одним из основных параметров зубчатых колос является модуль
ГОСТ 9563—60 устанавливает модули зубчатых колес цилиндрических, конических и червячных с цилиндрическим червяком (табл. 39). При выборе модуля следует отдавать предпочтение первому ряду.
Рис. 400
Таблица 39
Модули зубчатых колес, мм (выдержка из ГОСТ 9563-60)
В целях повышения прочности и износостойкости зубьев зубчатых колес, особенно при малых числах зубьев, применяют корригирование (исправление) зубьев эвольвентного зубчатого зацепления.
При нарезании зубчатых колес с малым чистом зубьев (6, 8, 12) методом обкатки профиль зуба у его основания (ножки) получается неэвольвентным с небольшим радиусом кривизны, что приводит к быстрому изнашиванию зуба. Толщина ножки зуба такой шестерни меньше нормальной, т.е. зуб в этом месте получается как бы подрезанным (рис. 401).
Подрезание зуба при зубонарезании можно уменьшить. Этот процесс называется корригированием (исправлением) профиля зуба. Высота головки зуба зубчатого колеса получается больше модуля, высота ножки уменьшается.
При выполнении учебных чертежей обычно ориентируются на применение некорригированных колес нормального эвольвентного зацепления, параметры которых (см. рис. 400) находятся в определенной зависимости от модуля т и числа зубьев z (табл. 40).
Рис. 401
Таблица 40
Параметры цилиндрических зубчатых колес
Конструктивные разновидности зубчатых колес
Кроме цилиндрических и конических зубчатых колес в отдельных случаях применяются колеса и детали других форм и с иной формой зубьев, отличающиеся друг от друга технологией изготовления, материалом и конструктивными особенностями.
Конструктивные формы и размеры зубчатого колеса зависят от нагрузок, действующих на его зубья, требований технологии их изготовления, удобства монтажа и эксплуатации, уменьшения массы зубчатых колее.
Зубчатые колеса изготавливают штамповкой, прокаткой, отливкой и сваркой. Для изготовления зубчатых колес применяется сталь, чугун, бронза, а также различные полимеры (пластмассы). Находят применение армированные зубчатые колеса, состоящие из полимеров (пластмасс) и металлической арматуры.
Цилиндрическое зубчатое колесо малого диаметра (рис. 402, г и д) обычно имеет форму сплошного диска с отверстием для установки на вал.
При несколько большем диаметре колеса для облегчения его конструкции выполняются массивными только обод и ступица с отверстием для вала. Остальная часть колеса представляет собой тонкий диск с отверстиями (см. рис. 400) или без отверстий. Диск может выполняться с ребрами жесткости.
Если диаметр колеса достаточно велик, диск заменяется несколькими спицами, соединяющими обод со ступицей. Форма спиц может быть различной. Форма поперечного сечения спиц тоже различна: круглая, овальная, прямоугольная, двутавровая, крестообразная (рис. 402, а).
Колеса большого диаметра для удобства монтажа и упрощения технологии изготовления иногда выполняют разъемными из двух половин, скрепляемых болтами (рис. 402, а).
Если в конструкции необходимо применить внутреннее зацепление, то большое колесо изготовляют с внутренними зубьями (рис. 402, б). Для поворота вала на какой-либо заданный угол применяют зубчатый сектор (рис. 402, в).
Зубья колес могут быть прямыми (рис. 402, а—в), косыми (рис. 402, г), шевронными и криволинейными (рис. 402, д и е). Общие термины, определения и обозначения элементов зубчатых передач устанавливает ГОСТ 16530—83.
Рис. 402
Построение изображений прямозубых цилиндрических зубчатых колес
Вычерчивание зубчатого колеса сопровождается расчетами размеров основных элементов колеса. Формулы для этих расчетов были приведены выше.
Требуется построить изображение цилиндрического зубчатого колеса с прямыми зубьями (рис. 403, б). За исходные данные принимают: модуль т, число зубьев z, диаметр вала Dв.
Если m = 8 мм, z = 30, DB= 36 мм, то делительный диаметр d = mz= 8* 30 = 240 мм, диаметр вершин зубьев dв = т(z + 2) = 8(30 + 2) = 256 мм, диаметр впадин df =m(z — 2,5) = 8(30-2.5) = 220 мм.
Для построения вида слева проводят три концентрические окружности: da= 256 мм. d = 240 мм и df =220 мм (рис. 403, а).
С помощью линий связи, отмеченных стрелками, определяют границы зуба на фронтальном разрезе колеса.
На основании соотношений, приведенных в табл. 39, определяют размеры, по которым выполняются элементы колеса на его изображениях (рис. 403):
ширина зубчатого венца b = 6m = 6 - 8 = 48 мм.
толщина обода зубчатого венца е = 2,5m = 2,5* 8=20 мм,
толщина диска k = 3m = 3 *8 = 24 мм.
наружный диаметр ступицы колеса dc= 1,6DD = 1.6*36 = 52 мм.
Определяют диаметры:
Длина ступицы
Размеры шпоночного паза определяют по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 38):
После удалений линий построения изображения зубчатого колеса обводят соответствующими линиями (рис. 403, б): окружность вершин зубьев сплошной основной линией, делительную окружность штрихпунктирной тонкой, образующую впадин сплошной тонкой.
На разрезе образующую впадин проводят сплошной основной линией.
Рис. 403
Рабочий чертеж прямозубого цилиндрического зубчатого колеса
ГОСТ 2.403—75 устанавливает правила выполнения рабочих чертежей цилиндрических зубчатых колес.
В соответствии с этими правилами в правом верхнем углу чертежа выполняется таблица параметров, состоящая из трех частей, которые должны быть отделены друг от друга сплошными основными линиями.
Первая часть таблицы содержит основные данные для изготовления зубчатого венца колеса; вторая — данные для контроля размеров зуба; третья — справочные данные.
Па учебных чертежах обычно выполняются только первые графы первой части таблицы.
Размеры граф таблицы устанавливает ГОСТ 2.403-75 (рис. 404).
Рис. 404
На рис. 405 представлен учебный рабочий чертеж зубчатого колеса. Учитывая, что вид слева не является необходимым для изготовления колеса, на чертеже вместо него приведен только контур отверстия для вала со шпоночным пазом.
Обозначения шероховатости рабочих (боковых) поверхностей зубьев проставляют на штрихпунктирной линии, соответствующей делительной окружности. Обозначения шероховатости впадин и вершин зубьев наносят на линиях, соответствующих окружности впадин и окружности вершин зубьев.
На изображении зубчатого колеса должны быть нанесены размеры: диаметра окружности вершин зубьев dа, ширины зубчатого венца b1 фасок на торцовых кромках цилиндра вершин зубьев. Остальные размеры наносят в зависимости от конструкции зубчатого колеса.
Рис. 405
Выполнение чертежа прямозубого цилиндрического зубчатого колеса с натуры
При выполнении эскиза или чертежа цилиндрического прямозубого зубчатого колеса с натуры для определения его параметров необходимо:
I) подсчитать число зубьев z колеса;
2) измерить диаметр окружности вершин зубьев da (рис. 406).
Если чисто зубьев четное и размеры зубчатого колеса небольшие, диаметр вершин зубьев измеряют штангенциркулем (рис. 406, б). При значительном диаметре зубчатого колеса или при нечетном числе зубьев определение диаметра вершин зубьев показано на рис. 406, а.
В этом случае штангенциркулем измеряют диаметр отверстия Dа и расстояние n, затем определяют диаметр вершин зубьев:
da = Dа + 2 n
Модуль зубчатого колеса подсчитывают по формуле
и округляют до ближайшего значения по ГОСТ 9563—60 (см. табл. 38). Затем подсчитывают делительный диаметр d =mz, диаметр впадин df = m(z — 2,5) и уточняют расчетом диаметр вершин зубьев da= m(z+ 2).
Размеры всех остальных элементов зубчатого колеса (ширина венца, размеры шпоночного паза и т.п.) определяют путем обмера зубчатого колеса.
Выполнение изображений зубчатого колеса осуществляется аналогично рис. 403 и 405.
Рис. 406
Изображение цилиндрической зубчатой передачи
При фрикционной цилиндрической передаче колеса (катки) прижаты друг к другу, поэтому при вращении одного колеса в результате возникновения сил трения приводится во вращение и другое (рис. 407, а). Подобное вращение можно передавать и с немощью зубьев (рис. 407, б) При этом цилиндрические поверхности катков соответствуют начальным поверхностям зубчатых колес. Эти поверхности проецируются на чертеже в начальные окружности диаметром dW1 и dW2 (рис. 407, а).
Рис. 407
Рассмотрим пару зубчатых колес, находящихся в зацеплении (рис. 408, б) и представим, что зубья их будут постепенно уменьшаться, изменяясь пропорционально по высоте и ширине (рис. 408, а), а расстояние между их осями aw остается при этом постоянным. При уменьшении зубьев до бесконечно малой величины зубчатые колеса превратятся в гладкие цилиндры (катки), которые будут перекатываться один по другому без скольжения (рис. 408, в и г). Эти цилиндры будут называться начальными и проецируются на плоскость чертежа в начальные окружности. Начальные окружности двух зацепляющихся зубчатых колес — это воображаемые окружности двух гладких цилиндрических катков, которые при вращении колес перекатываются друг по другу без скольжения (межосевое расстояние начальных окружностей — а).
Рис. 408
Так как при монтаже зубчатой передачи точно выдержать межосевое расстояние aw. практически невозможно (имеются нормы отклонений размеров aw), то при зацеплении зубчатые колеса касаются друг друга не по делительным окружностям (рис. 409, а. в).
Таким образом, у пары сопряженных зубчатых колес может быть несколько начальных окружностей. Делительная и начальная окружности совпадают только в очень редких случаях, тогда а = aw (рис. 409. б).
Рис. 409
Цилиндрические зубчатые передачи, где оси валов параллельны, могут быть с внешним (см. рис. 398, д) и внутренним зацеплением (см. рис. 398, е). Наиболее распространены передачи с внешним зацеплением.
На рис. 410, а показан пример цилиндрической зубчатой передачи.
Зубчатое колесо передачи, сообщающее движение другому (парному) колесу, называют ведущим, а которому сообщается движение — ведомым. Зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев называется шестерней и с большим числом зубьев — просто колесом. При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи ведущее колесо называется шестерней, а ведомое — колесом.
Для обозначения элементов шестерни и колеса вводятся индексы: для шестерни индекс 1; для колеса индекс 2.
В учебной практике наиболее широко применяют искорригированные цилиндрические прямозубые колеса, у которых зубья параллельны оси колеса.
Правила выполнения изображения зацеплений в зубчатых передачах устанавливает ГОСТ 2.402-68
Выполним чертеж зубчатой передачи, представленной на рис. 410, а, по следующим данным:
- колеса прямозубые, цилиндрические, стальные (устанавливаются на валах, призматических шпонках);
- модуль зацепления т = 12 мм;
- число зубьев шестерни z1 = 16;
- число зубьев колеса z2 = 48.
- ширина зубчатого венца b = 100 мм;
- диаметры отверстий для валов: у шестерни Db1 = 65 мм, у колеса Db2 = 90 мм.
Вначале необходимо определить параметры зубчатых колес по формулам табл. 39:
I) диаметры начальных окружностей:
dW1 = 12*16 = 192 мм;
dw2 = 12*48 = 576 мм;
2) диаметры вершин зубьев и диаметры впадин:
da1= dWi +2m = 192 + 2*12 = 216 мм;
da2 = dW2 + 2т = 576 + 2-*12 = 600 мм;
df1 = dW1 - 2.5т = 192 - 2.5*12 = 162 мм;
df2 = dW2 - 2.5т = 516 - 2,5*12 = 546 мм;
3) наружные диаметры ступиц:
dcт1= l,6Db1 = 1,6 *65 = 104 мм;
dcт2= l,6Db2 = 1,6*90 = 144 мм;
4) длины ступиц:
lст1= l,5Db1 = 1,5*65 = 98 мм;
lст2= l,5Db2 = 1,5 *90 = 135 мм.
Определив начальные диаметры шестерни dW1 и колеса dw2, находим межосевое расстояние зубчатой передачи, т.е. расстояние между осями зубчатых колес:
аW = 0,5(dW1 + dw2) = 0,5(192 + 576) = 384 мм.
Построение изображения зубчатого зацепления выполняется тонкими линиями и начинается с нанесения межосевого расстояния aw, проведения на виде слева осевых линий, начальных окружностей dW1 и dw2 окружностей вершин зубьев da1 и da2, окружностей впадин df1 и df2 (рис. 410, б). Начальные окружности должны касаться друг друга в точке, расположенной на оси, соединяющей центры зубчатых колес. Одновременно проводятся окружности, соответствующие отверстиям для валов Db1 и Db2, а также наружные диаметры ступиц dcт1 и dcт2. Для построения фронтального разреза из точек пересечения окружностей с вертикальной линией центров проводят в направлении стрелок линии связи. После выполненных построений приступают к окончательному оформлению чертежа (рис. 410, в). На обоих изображениях вычерчивают ступицы колес. По диаметрам валов, пользуясь ГОСТ 23360—78, подбирают размеры шпоночных пазов, в местах шпоночных соединений выполняют местные разрезы валов. Вычерчивают отверстия. Удаляют лишние линии, обводят чертеж, заштриховывают разрезы. На фронтальном разрезе зуб ведущего колеса изображается расположенным перед зубом ведомого зубчатого колеса (рис. 411). Ввиду имеющейся разницы высот головки и ножки зубьев получаются радиальные зазоры.
На виде слева в зоне зацепления окружности вершин зубьев обоих колес проводятся сплошными основными линиями (рис. 410, в). Окружности впадин изображаются сплошными тонкими линиями.
Рис. 410
Рис. 411
Построение изображений прямозубых конических зубчатых колес и конической зубчатой передачи
Передачу вращения от одного вала к другому, оси которых пересекаются, осуществляют с помощью конических зубчатых колее.
Конические колеса бывают с прямыми, круговыми. криволинейными и другими зубьями. При изучении курса "Инженерная графика" главным образом рассматриваются зацепления конических зубчатых колес с пересечением осей под прямым углом, в которых применяются конические зубчатые колеса с прямым зубом (прямозубые). Зубья конических колес расположены на конической поверхности. Зуб называется прямым, если он направлен вдоль образующей конической поверхности, на которой он расположен.
Построение изображений прямозубых конических зубчатых колес
Конические зубчатые колеса имеют следующие элементы (рис. 412): делительный конус, конус вершин зубьев, конус впадин, а также внешний дополнительный конус.
На практике вершины перечисленных выше конусов не совпадают, но при выполнении учебных чертежей обычно принимают вершину С за общую вершину этих конусов.
Образующие конуса и оси зубчатого колеса образуют: угол конуса вершин зубьев ðа, угол делительного конуса ð, угол конуса впадин ðf.
Сечение зубчатого колеса внешним дополнительным конусом называется торцовым сечением. За делительную окружность принимается окружность, по которой делительный конус пересекается с внешним дополнительным конусом, иначе говоря, делительная окружность расположена на торцовом сечении.
Делительная окружность характеризуется делительным диаметром и ей соответствует внешний окружной делительный модуль те.
Значения модуля те определяются как и для цилиндрического прямозубого колеса (табл. 41).
Высота головки и ножки зуба конического зубчатого колеса измеряется по образующей внешнего дополнительного конуса.
Рассмотрим некоторые соотношения параметров конической передачи (рис. 412) с внешним окружным делительным модулем те, числом зубьев шестерни (зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев) z1, числом зубьев колеса (зубчатое колесо передачи с большим числом зубьев) z2:
делительный диаметр шестерни dW1= те z1;
делительный диаметр колеса dе2 = те z1;
высота головки зуба hae = те;
высота ножки зуба hаe = 1.2 те;
высота зуба Rе = Rае+ hfe = 2,2me.
Длина образующей Rе делительного конуса колеса равна
или после упрощения
Угол делительного конуса колеса d определяется его тангенсом, который равен
Так как отрезок ED = 0.5DD1 = 0.5de2 = O.5mez2 и аналогично отрезок ЕС = 0,5de1 = O.5mez1, то
Угол конуса вершин зубьев колеса , где угол
(<DСА) определяется его тангенсом, который находим из прямоугольного треугольника:
или после упрощения
Угол конуса впадин колеса . Угол
определяют по его тангенсу из прямоугольного треугольника HDC (см. рис. 412):
или
Угол внешнего дополнительного конуса колеса определяют по формуле
Угол делительного конуса шестерни
Учебный чертеж конического зубчатого колеса
выполняется упрощенно. Пользуясь установленными соотношениями и взаимосвязями с некоторыми размерами зубчатого колеса и шестерни ортогональной конической зубчатой передачи (см.
табл. 41), разберем пример построения чертежа зубчатого конического колеса (см. рис. 412) по следующим данным:
- внешний окружной делительный модуль
те= 6 мм; - число зубьев шестерни z1 = 20;
- число зубьев колеса z2= 30;
- диаметр вала колеса Dв = 40 мм.
Предварительно определяем параметры зубчатых венцов, необходимые для выполнения графических построений:
делительный диаметр шестерни de1 = mezi = 6*20 = 120 мм;
делительный диаметр колеса de= mez2 = 6*30 = 180 мм;
высота головки зуба hae = me = 6мм
высота ножки зуба hfe= 1.2me = 1.2*6мм = 7.2 мм.
Рис. 412
Таблица 41
Параметры конических зубчатых колес
Построение (рис. 413) начинаем с фронтального разреза.
Проводим взаимно перпендикулярные оси. На вертикальной оси от точки С вверх и вниз откладываем отрезки, рапные 0,5de2 = 90 мм, а вправо и влево отрезки, равные 0,5de1 = 60 мм.
Точки D и D1 соединим с вершиной С и получим контур делительного конуса.
В точках D и D1 к образующим делительного конуса проведем перпендикулярные линии CD и CD1, на которых отложим высоту головки зуба hae = DA = 6 мм и высоту ножки зуба hfe= DH = 7,2 мм.
Точки А, Н и A1, H1, соединим прямыми (образующими конуса вершин зубьев и конуса впадин) с общей вершиной С (рис. 413, б).
Для окончательного построения изображений необходимо подсчитать размеры конструктивных элементов колеса по формулам табл. 41.
От точки D по образующей делительного конуса к вершине С отложим длину зуба bе (ширину зубчатого венца):
bе = 6mе = 6*6 =36 мм.
Далее рассчитываем толщину обода зубчатого венца е = 2,5те = 2,5*6 = 15 мм, которую откладываем по образующей внешнего дополнительного конуса.
Откладываем размер впадины п и длину ступицы lст.
Ступица изображается в соответствии с ее длиной lст.= 1,5 * 40 = 60 мм и диаметром dc = 1.6*40 = 64 мм.
В ступице выполняется отверстие Db = 40 мм.
По диаметру вала Db = 40 мм по ГОСТ 24071—80 выберем ширину шпоночного паза be = 12 мм и размер паза t1 = 3,3 мм, в результате чего получаем размер Db+ t1 = 40 + 3,3 = 43, 3 мм.
На виде колеса слева условно показаны окружности вершин зубьев сплошной основной линией, делительная окружность — штрихпунктирной тонкой.
Посте выполнения всех построений фронтальный разрез и вид слева обводятся окончательно и выполняется штриховка на разрезе (см. рис. 413, б).
Рис. 413
Рабочий чертеж прямозубого конического зубчатого колеса
Рабочие чертежи конических зубчатых колес оформляются по ГОСТ 2.405—75. На рис. 414 представлен рабочий чертеж конического зубчатого колеса, построение которого разобрано на рис. 413. Чертеж выполнен с некоторыми упрощениями в таблице параметров по сравнению с ГOCT 2.405—75, как это обычно делается в учебной практике.
Так как рассматриваемое колесо выполнено без спиц и отверстий в диске, то на чертеже приведен только фронтальный разрез. Вместо вида слева помещен лишь контур отверстия в ступице с указанием формы и размеров шпоночного паза.
На рабочем чертеже указывают:
а) диаметр большего основания конуса вершин зубьев (Ø187.5 мм);
б) расстояния от большего основания контура вершин зубьев и от вершины делительного конуса до опорного торца ступицы (30 и 90 мм);
в) длину образующей делительного конуса (108,2 мм);
г) ширину зубчатого венца (по образующей делительного конуса) (36 мм);
д) углы делительного и дополнительного конусов, а также углы конусов вершин зубьев и впадин (56019' и 33041', 59029' и 520З1');
е) размеры элементов зубчатого колеса (диаметры ступицы и отверстия для вала, шпоночный паз. фаски и т.п.);
ж) степень точности изготовления зубьев по ГОСТ 1758-81.
Часть этих сведений указывается на изображении, а часть заносится в специальную таблицу параметров, размещаемую на чертеже (на рис. 414 помешена часть таблицы, предусмотренной ГОСТ 2.405—75). В таблице приведены некоторые данные, необходимые для изготовления колеса.
Отдельные сведения, необходимые для указания на чертеже, подсчитываются по формулам, рассмотренным выше. Так, например.
дает возможность определить величину угла делительного конуса ð = 56019'
Угол внешнего дополнительного конуса
Длина образующей делительного конуса
Для определения угла подсчитываем
получаем угол
Угол конуса вершин зубьев
По величине
определяем угол £=3048' и угол конуса впадин ðf = ð - £ = 56019' - 3048' = 52031'.
Остальные параметры колеса определяются в соответствии с их геометрической формой и с учетом подсчитанных величин,
Рис. 414
Выполнение чертежа прямозубого конического зубчатого колеса с натуры
Для того чтобы выполнить с натуры чертеж конического прямозубого колеса ортогональной передачи, необходимо определить его внешний окружной модуль те.
В первую очередь следует измерить с помощью угломера угол (угол внешнего дополнительного конуса) (рис. 415, а):
затем подсчитываем угол ð (угол делительного конуса):
Измерив диаметр окружности вершин зубьев dае (рис. 415, б) и подсчитав число зубьев z, определяют модуль тс.
Для определения те рассмотрим прямоугольный треугольник ADF (рис. 412). Гипотенуза AD равна высоте головки зуба hас = те. Катет AF равен разности радиусов окружности вершин зубьев и делительной окружности:
Угол DAF равен углу ð (углы с соответственно перпендикулярными сторонами), поэтому
Так как de = теz, то можно написать
Отсюда
Округлив подсчитанное значение те, подберем по ГОСТ 9563—60 те и подсчитаем de = теz. Затем замеряем ширину венца b и остальные элементы зубчатого колеса, после чего приступаем к его вычерчиванию.
Рис. 415
Изображение ортогональной прямозубой конической зубчатой передачи
Коническая зубчатая передача (рис. 416, а) изображается по правилам, установленным ГОСТ 2.402 -68.
Перед вычерчиванием ортогональной конической зубчатой передачи должны быть данные для определения параметров колее, замеренные с натуры или полученные расчетом:
- внешний окружной модуль те, мм;
- числа зубьев z1, и z2:
- углы делительных конусов ð, и ð2;
- диаметры валов Db1 и Db2.
Имея эти данные, можно определить:
1) высоту головки и ножки зуба hae и hfe,
2) диаметры делительной окружности de1 и de2,
3) ширину зубчатых венцов bе;
4) диаметры и длины ступиц dc1, dc2, lст1, lст2;
5) размеры шпоночных пазов;
6) прочие элементы зубчатых колес, определяемые их конструкцией (толщины сводов, дисков и т.п.) (см. табл. 40).
Изображения ортогональной передачи обычно выполняются в такой последовательности.
1. На главном виде, который в данном примере оформляется как фронтальный разрез передачи, проводятся взаимно перпендикулярные линии, соответствующие оси шестерни (горизонтальная) и колеса (вертикальная) (рис. 416. б).
2. От точки пересечения С этих линий откладывают по осям: вверх и вниз отрезки СК, равные а вправо отрезок СЕ, равный
3. Через точки К проводят горизонтальные линии, а через точку Е вертикальную линию до взаимного пересечения в точках D u D1.
Точки D и D1 соединяют с точкой С линиями, которые являются образующими делительных конусов шестерни и колеса.
4. В точках D и D1 к образующим делительных конусов восставляют перпендикуляры (образующие дополнительных конусов), на которых откладывают высоту головки зуба hаe = те и высоту ножки hfe= 1,2те.
5. Концы отложенных отрезков соединяют с точкой С линиями, которые представляют собой образующие конусов вершин зубьев и впадин.
6. Вдоль образующих начальных конусов от точек D и D1 по направлению к точке С откладывают ширину зубчатого венца и проводят границу зуба.
7. Наносят контуры конструктивных элементов колес (ступицы, отверстия в них и т.п.) (см. табл. 40).
8. С помощью горизонтальных линий связи строят вид слева. На изображении колеса на этом виде проводят делительную окружность штрихпунктирной линией и окружность вершин зубьев.
9. В заключение удаляют лишние линии построений (связи), производят обводку изображений и штриховку фигур сечений в разрезе. При этом следует учитывать
а) на разрезе нерассеченный зуб ведущего колеса изображается перед зубом ведомого колеса (рис. 416, в);
б) на виде слева наносят штрихпунктирные линии, соответствующие делительной окружности одного зубчатого колеса и начальному конусу другого зубчатого колеса (рис. 416, б).
Рис. 416
Изображение червяка и червячного колеса, образующих червячную передачу
Червячная передача состоит из червяка и червячного колеса. Червячная передача применяется для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями (рис. 417, а).
Червяк представляет собой винт, который можно рассматривать как шестерню с винтовыми зубьями (витками).
Червячные передачи делятся на два вида:
а) передачи с цилиндрическим червяком, у которого винтовые зубья расположены на цилиндрической поверхности;
б) передачи с глобоидным червяком, у которого винтовые зубья расположены на поверхности, образованной вращением дуги окружности вокруг оси червяка.
Существуют различные типы цилиндрических червяков, из которых наибольшее распространение получил архимедов червяк. У архимедова червяка образующая винтовой поверхности пересекает ось червяка, благодаря чему винтовой зуб червяка ограничивается архимедовыми (наклонными) геликоидами.
В осевом сечении зуб архимедова червяка представляет собой равнобедренную трапецию, положение сторон которой характеризуется углом профиля α (рис. 417, г), обычно равным 200. Значительно реже применяются червячные передачи с эвольвентным червяком и другими червяками, которые имеют более сложную поверхность винтового зуба. В учебной практике применяются главным образом червячные передачи с архимедовым червяком, в которых оси червяка и червячного колеса скрещиваются под углом 900.
Червяки различаются по направлению хода винтовой линии на правые и левые, а по числу заходов — на одно-, двух-, трех- и более заходные.
Наибольшее распространение получили червяки, изготовляемые за одно целое с валом. У таких червяков диаметр окружности впадин близок по величине к диаметру вала червяка.
Рис. 417
Основные параметры червяка и червячного колеса
Шаг червяка р представляет собой расстояние вдоль оси между двумя смежными выступами витков в осевом сечении червяка (см. рис. 417, г).
Ход зуба (витка) многозаходного червяка рz1 представляет собой расстояние вдоль оси между двумя смежными точками винтовой линии отдельного захода. Как и для любого многозаходного винта, между осевым шагом р и ходом рz1 имеет место следующая зависимость:
где z1 — число заходов червяка.
Расчетному шагу р соответствует расчетный модуль
Модуль т определяет основные параметры червяка. Модуль т выбирают по ГОСТ 9563—60. Как и у зубчатого колеса, у червяка имеется делительный диаметр d1 (см. рис. 417, г). Величина делительного диаметра принимается в зависимости от модуля т: d1 = qm, где коэффициент q представляет собой число модулей в делительном диаметре.
Величину коэффициента q выбирают по ГОСТ 2144—76 в зависимости от заданной величины расчетного модуля (табл. 42).
Таблица 42
Значение коэффициента q в зависимости от осевого модуля
В табл. 43 приведены основные параметры червяка и червячного колеса.
Если выбранный коэффициент q не соответствует значениям табл. 43, то делается перерасчет (с новым значением q).
Таблица 43
Параметры червячной передачи
Высота делительной головки витка (зуба червячного колеса)
Высота делительной ножки витка (зуба)
Высота витка (зуба)
С учетом принятых размеров зуба (витка) червяка можно определить (рис. 418) диаметр вершин витков червяка dq = d1 + 2т и диаметр впадин червяка df = d1 - 2,4т.
Длина резьбовой части червяка (рис. 418) (no образующим цилиндра впадин) зависит от числа зубьев червячного колеса zc и определяется по формуле
Рис. 418
Вершины зубьев червячного колеса расположены на поверхности кругового кольца, полученной вращением дуги окружности вокруг оси колеса (см. рис. 417, б и в). Параметры зуба червячного колеса определяются в сечении средней плоскостью венца (плоскостью симметрии зубчатого венца, перпендикулярной оси колеса). Модуль mt, относящийся к этому сечению, называется окружным модулем и определяет размеры параметров и элементов червячного колеса. По своему значению модуль червячного колеса mt принимается равным расчетному осевому модулю m сопряженного с червячным колесом червяка.
Размеры зуба червячного колеса равны размерам зуба червяка.
По заданным модулю mf и числу зубьев червячного колеса подсчитывают его параметры:
делительный диаметр колеса d2= mzc;
диаметр вершин зубьев da2 = d2 + 2ha = mt(zc+ 2);
диаметр впадин df2 = d2— 2hf = m(zc — 2,4).
В ответственных быстроходных передачах венец червячного колеса изготовляют из антифрикционных материалов (бронзы, латуни). Если колесо имеет значительный диаметр, то в целях экономии цветных материалов ступицу и диск колеса выполняют из чугуна или стали. Соединение зубчатого венца со ступицей и диском осуществляется винтами (рис. 419), болтами или в пресс-формах, если ступица колеса выполнена из полимерных материалов (пластмассы).
Рис. 419
Построение изображений червяка и червячного колеса, образующих червячную передачу
Изображение червяка и червячного колеса выполняют в соответствии с ГОСТ 2.402—68.
Ниже приводится пример построения изображений червяка и червячного колеса, образующих червячную передачу (см. рис. 417, а), характеризуемую следующими исходными данными:
1. модули червяка и колеса т = тt =2 мм;
2. число заходов червяка z1 = 1 (однозаходный);
3. число зубьев червячного колеса zc = 42;
4. диаметр вала червяка dB =12 мм;
5. диаметр червячного колеса Da= 16 мм;
6. червячное колесо изготовлено из стали и закрепляется на валу с помощью призматической шпонки.
Построения выполняются на основании расчетов параметров червяка и червячного колеса.
По исходным данным определяют размеры витков червяка и зубьев червячного колеса:
высота головки hа= т = 2 мм;
высота ножки hf = 1.2т = 1,2* 2= 2,4 мм;
высота зуба h = 2.2 т = 2,2* 2 = 4,4 мм.
Затем подсчитывают параметры червяка, предварительно определив по табл. 42 значение q= 9.
Диаметры червяка:
Длина резьбовой части червяка
(или примерно 1,5d)
По имеющимся данным выполняют главный вид червяка (см. рис. 417, г) с горизонтально расположенной осью червяка и местным разрезом, на котором показывают профиль витка червяка; границы впадин изображают сплошными тонкими линиями.
На поперечном разрезе червяка (на рис. 417, г, слева) заштриховывают только сечение червяка в пределах окружности впадин; винтовой зуб червяка условно показывают нерассеченным.
Линию, соответствующую начальной окружности. выполняют штрихпунктирной линией.
Для построения изображений червячного колеса предварительно определяют его параметры: делительный диаметр d2 =mzc = 2 * 42 = 84 мм;
диаметр вершин зубьев dа2 = m(zc+ 2) = 2(42 + 2) = 88 мм;
диаметр впадин df2 = m(zc -2,4) = 2(42 — 2,4) = 79,2 мм
Затем тонкими линиями чертят фронтальный разрез червячного колеса (см. рис. 417, б).
Сначала проводят горизонтально ось колеса, а перпендикулярно ей ось симметрии венца червячного колеса. На вертикальной оси откладывают отрезки d2 = 84, Dа2 = 83 и df2 = 79.2 мм.
Через концы отрезка d2 проводят дуги окружностей радиусом, равным половине делительного (начального) диаметра червяка:
Из центра этих окружностей О и О1 проводят дуги окружностей через концы отрезка df2, (радиусом Rf) и отрезка da2 (радиусом Ra). Эти дуги ограничивают соответственно впадины и вершины зубьев колеса.
Ширина зубчатого венца колеса определяется по формуле
В рассматриваемом примере В = 0,75 *22 = 16,5 мм.
Эта величина откладывается на изображении.
Червячные колеса обычно выполняются с фасками. характеризуемыми углом обхвата 2γ (см. рис 417, б).
Для определения угла обхвата вначале определяют величину sin γ:
В данном случае
Следовательно. угол обхвата в рассматриваемом примере 2γ = 1040.
Элементы червячного колеса выполняют на изображениях в соответствии с их размерами, определенными по соотношениям, приведенным в табл. 43:
толщина обода
диаметр ступицы
длина ступицы
По построенному фронтальному разрезу (см. рис. 417, в) выполняют вид слева.
Размеры шпоночного паза определяют для вала Dв2=16 мм по ГОСТ 23360-78.
Форма и размеры спиц обычно задаются.
На виде слева делительную окружность проводят штрихпунктирной линией.
Рабочий чертеж червяка
Рабочие чертежи цилиндрических червяков и сопрягаемых с ними червячных колее выполняют в соответствии с правилами, установленными 1-ОСТ 2.406-76.
Рабочий учебный чертеж червяка приведен на рис. 420. Ось червяка располагается параллельно основной надписи. На главном виде делается местный разрез, выявляющий профиль винтового зуба витка червяка в осевом сечении (или вычерчивают выносной элемент), как показано на рис. 420.
На чертеже червяка указывают:
а) диаметр вершин витков;
б) длину резьбовой части червяка;
в) фаски (или радиусы галтелей) на торцовых кромках цилиндра вершин зубьев;
г) радиусы закруглений (галтелей) на головке и ножке витка;
д) прочие размеры, определяющие конструктивные элементы червяка;
е) шероховатость боковых поверхностей витков, поверхностей вершин и впадин
В таблице параметров на учебных чертежах (см. рис. 420) помешают основные данные для изготовления червяка.
Рис. 420
Рабочий чертеж червячного колеса
Чертежи червячных колес выполняются в соответствии с ГОСТ 2 406—76.
На рабочем чертеже червячного колеса (рис. 421) представлен фронтальный разрез, полностью определяющий конструкцию колеса, поэтому полный вид слева на чертеже не выполнен.
На рабочем чертеже червячного колеса указывают:
а) диаметр вершин зубьев в средней плоскости зубчатого венца;
б) наибольший диаметр зубчатого венца;
в) ширину зубчатого венца;
г) данные. определяющие внешний контур зубчатого венца (например, радиус выточки поверхности вершин зубьев, размеры фасок или радиусы закруглений торцовых кромок);
д) прочие размеры, определяющие конструктивные формы червячного колеса.
Шероховатость боковых поверхностей зубьев указывается условными знаками, размещаемыми на дуге окружности, проведенной на фронтальном разрезе зуба штрихпунктирной линией.
Колесо червячной передачи сопрягается с червякам, поэтому при изготовлении колеса учитывают параметры сопряженного червяка и передачи. В связи с этим в таблицу параметров на чертеже заносят сведения о сопряженном червяке, а также указывают межосевое расстояние.
Рис. 421
Выполнение чертежей червяка и червячного колеса с натуры
Для того, чтобы выполнить с натуры чертеж червяка или червячного колеса, необходимо определить соответствующие им значения модулей.
Расчетный осевой модуль червяка приближенно определяют следующим образом:
1) измеряют в осевом направлении любой резьбовой участок червяка l;
2) подсчитывают число осевых шагов п, приходящихся на длину l,
3) определяют величину осевого шага
4) находят расчетный осевой модуль
Для определения окружного модуля mt червячного колеса подсчитывают число зубьев колеса zс и измеряют наименьший диаметр вершин зубьев da2 (см. рис. 417, б).
Затем подсчитывают окружной модуль
Подсчитанные значения модулей т или тt необходимо округлить до ближайшего стандартного значения (см. табл. 38).
Если червяк и червячное колесо принадлежат одной червячном передаче, то т должно быть равно т.
Можно измерить глубиномером штангенциркуля высоту h1 винтового выступа червяка, которая равна высоте зуба (рис. 422).
Так как высота зуба h 2 = 2,2тt, то осевой модуль
Остальные параметры и размеры элементов червяка или червячного колеса, необходимые для выполнения чертежей, определяют измерениями и подсчетом.
Рис. 422
Изображение червячной передачи
Рис. 423 иллюстрирует построение изображения червячной пары редуктора. Выполненное изображение червячной пары (рис. 423, в) отражает только взаимное расположение в ней червяка и червячного колеса без учета остальных деталей редуктора (рис. 423, а).
Для построения изображения червячной пары необходимы сведения, характеризующие червячную передачу: расчетный (осевой) модуль червяка т или окружной модуль червячного колеса тt, число зубьев колеса zc и др.
Необходимые данные для выполнения построений обычно рассчитывают или получают в результате измерений с натуры.
Построение изображений червяка и червячного колеса показано на рис. 417, а их параметры приведены в табл. 42.
Изображение червячной пары выполняют в такой последовательности.
- Для построения фронтального разреза определяют и откладывают межосевое расстояние dw = 0.5(d1 + d2).
- Проводят дуги и окружности R1, R2, R3, R4, которые устанавливают границы начальных поверхностей вершин зубьев (витков) и впадин червяка и червячного колеса.
- Выполняют построение вида слева в соответствии с нанесенными линиями связи. На этом виде проводят начальную окружность колеса и образующие начального цилиндра червяка, которые должны касаться друг друга. Определяют контуры остальных элементов зацепления.
Законченный чертеж зацепления представлен на рис. 423, в. На осевом разрезе колеса винтовой зуб червяка располагается перед зубом колеса.
На виде слева окружность вершин зубьев колеса и образующую цилиндра вершин витков червяка в зоне зацепления изображают сплошными основными линиями (взаимно пересекающимися), окружность впадин не изображают.
Рис. 423
Разновидности зубчатых передач и их элементов
Кроме цилиндрических, конических и червячных зубчатых колес в отдельных случаях применяются колеса и детали других форм и с иной формой зубьев.
Например, цилиндрические зубчатые колеса в ряде случаев выполняются с косыми зубьями (рис. 424, а). Косой зуб представляет собой часть винтового зуба, расположенного на цилиндрической поверхности. Косой зуб характеризуется направлением (правое или левое) и углом наклона зуба β к оси, представляющем собой дополнительный угол до 90" к углу подъема винтовой линии на делительном цилиндре.
При расчете косозубых цилиндрических колес различают окружной шаг рt и нормальный шаг рn, которым соответствует окружной модуль:
и нормальный модуль
На рис. 424, б представлена развертка боковой поверхности делительного цилиндра косозубого колеса, на котором наглядно видно направление зуба и угол наклона зуба.
Окружной шаг рt измеряется в торцовом сечении колеса. Нормальный шаг рn измеряется в направлении, перпендикулярном направлению зуба.
Зависимость между окружным и нормальным шагом определяется из треугольника АВС:ВС = AC cos β или рn = рt, cos β (рис. 424, б).
Из последнего равенства, разделив обе его части на π, получаем тn = mt cos β.
Рис. 424
Шевронные колеса (рис. 425, в) можно рассматривать как два совмещенных косозубых колеса с разным направлением зуба.
Кроме конических колес с прямыми зубьями применяются колеса с косыми (тангенциальными), а также с круговыми зубьями (рис. 425, г).
Если необходимо показать на изображениях зубчатых зацеплений направление линии зуба, то на изображении наносят три сплошные тонкие линии (рис. 425, а—г). Условные изображения других зубчатых колес, червяков и т.п. выполняются по ГОСТ 2.402-68.
Рис. 425
Кроме цилиндрических зубчатых передач с внешним зацеплением зубьев применяются передачи с внутренним зацеплением зубьев (рис. 426, а).
Расчеты параметров этих колес и их рабочие чертежи выполняют так же. как и для колес с внешними зубьями. При этом необходимо учитывать, что у колеса c внешними зубьями высота головки зуба откладывается от делительной окружности радиально от центра к периферии, а у колеса с внутренними зубьями — наоборот, от периферии к центру.
Для преобразования вращательного движения в поступательное, применяется реечная передача (рис. 426, б), которая состоит из цилиндрического зубчатого колеса и зубчатой рейки. Реечные передачи могут выполняться как с прямыми зубьями, так и с косыми.
Рабочие чертежи зубчатых реек выполняются в соответствии с ГОСТ 2.404—75.
Рис. 426
На рис. 427 представлен учебный рабочий чертеж рейки. На чертеже показывают профили двух крайних впадин. Линия вершин так же. как и у зубчатых колес, изображается сплошной основной линией, линия впадин не указывается или показывается сплошной тонкой линией, линия делительной поверхности - штрихпунктирной тонкой линией. В правом верхнем углу чертежа приведена таблица параметров в том виде, как она обычно выполняется на учебных чертежах.
Рис. 427
Цепная передача
Цепная передача состоит из ведущих и ведомых звездочек и охватывающей их цепи (рис. 426, в). Звездочки закрепляются на валах с помощью шпонок. Передача движения от одного вала к другому осуществляется приводной цепью, надетой на звездочки.
В машиностроении применяются приводные цепи различных типов (рис. 428, а, б). Наибольшее распространение получили роликовые приводные цепи.
Профиль зубьев звездочек отличается от профиля зубьев колес зубчатых передач. Он очерчен дугами окружностей, размеры радиусов которых определяются по таблицам (ГОСТ 591—69).
Согласно ГОСТ 2.402—68 цепь на чертежах передачи изображается тонкими штрихпунктирными линиями (рис. 428, в), касающимися делительных окружностей звездочек.
Рабочие чертежи звездочек цепной передачи оформляются по ГОСТ 2.408—68.
Рис. 428
На рис. 429 представлен пример рабочего чертежа звездочки для роликовой цепи, выполненной с некоторыми упрощениями.
На изображении звездочки указывают:
а) ширину зуба;
б) радиус закругления зуба;
в) расстояние от вершины зуба до линии центров дуг закруглений;
г) диаметр обода;
д) радиус закругления у границы обода;
с) диаметр окружности выступов;
ж) прочие размеры, определяющие конструкцию звездочки;
з) шероховатость поверхностей.
В таблице указывают параметры, необходимые для изготовления звездочки.
Рис. 429
Храповой механизм
Храповой механизм позволяет осуществлять вращение вала только в одном направлении. Механизм состоит из двух основных деталей: зубчатого храпового колеса (храповика) и собачки (рис. 426, г). Конец собачки, располагаясь во впадине зубьев храповика, препятствует обратному вращению вала, на котором закреплен храповик (рис. 430, а).
Зуб храпового колеса (рис. 430, 6) имеет прямолинейный профиль, отличный от профиля зуба зубчатых колес. Расположение рабочей части зуба храповика, в которую упирается собачка, характеризуется углом β = 12...150. Величина этого угла и расположение оси собачки выбираются так. чтобы собачка свободно входила во впадину между зубьями и в то же время не выскакивала самопроизвольно из этой впадины.
Зубья храповика характеризуются модулем
где t — шаг зубьев (расстояние между соседними зубьями по окружности вершин).
Размеры храповика определяются из следующих соотношений.
- Высота зуба храповика h= 0,75m.
- Диаметр окружности вершин зубьев da = mz, где z — число зубьев храповика.
- Диаметр окружности впадин df = da- 2 h = m(z- 1,5).
Угол равен 55...600.
На чертежах храповик изображается условно: указываются один-два зуба, окружность впадин проводится сплошной тонкой линией (рис. 430).
Рис. 430
Примеры и образцы решения задач:
Услуги по выполнению чертежей:
- Заказать чертежи
- Помощь с чертежами
- Заказать чертеж в компасе
- Заказать чертеж в автокаде
- Заказать чертежи по инженерной графике
- Заказать чертежи по начертательной геометрии
- Заказать черчение
Учебные лекции:
- Инженерная графика
- Начертательная геометрия
- Оформление чертежей
- Чертеж общего вида и сборочный чертеж
- Техническое рисование
- Машиностроительные чертежи
- Геометрические построения
- Деление окружности на равные части
- Сопряжение линий
- Коробовые кривые линии
- Построение уклона и конусности
- Лекальные кривые
- Параллельность и перпендикулярность
- Методы преобразования ортогональных проекций
- Поверхности
- Способы проецирования
- Метрические задачи
- Способы преобразования чертежа
- Кривые линии
- Кривые поверхности
- Трёхгранник Френе
- Проецирование многогранников
- Проецирование тел вращения
- Развёртывание поверхностей
- Проекционное черчение
- Проецирование
- Проецирование точки
- Проецирование отрезка прямой линии
- Проецирование плоских фигур
- Способы преобразования проекций
- Аксонометрическое проецирование
- Проекции геометрических тел
- Сечение геометрических тел плоскостями и развертки их поверхностей
- Взаимное пересечение поверхностей тел
- Сечение полых моделей
- Разрезы
- Требования к чертежам деталей
- Допуски и посадки
- Шероховатость поверхностей и обозначение покрытий
- Разъемные и неразъемные соединения деталей