Передача технологии по договору о франчайзинге

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Состояние и тенденции развития лицензионной торговли
Предоставление услуг типа инжиниринг на мировом рынке
Международное регулирование движения технологий
Россия в процессе международного движения технологий

 

Введение:

Сегодня в России уже никого не удивляют товары и услуги, обозначенные известными торговыми марками таких компаний, как Coca-Cola, Adidas, Xerox, Shell, McDonald's и многих других. Эти торговые марки однозначно связаны с конкретным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.

Одним из эффективных каналов распространения, по которому эти продукты распространяются внутри стран и по всему миру, является наш малоизвестный франчайзинг. Если вы зададите вопрос "Что такое франчайзинг?" Нашим соотечественникам вряд ли удастся набрать 10% тех, кто может с уверенностью объяснить суть этого явления. Поэтому необходимо объяснить, что такое франчайзинг. Те, кто знаком с этим явлением, несомненно, будут удивлены, узнав, что в Соединенных Штатах каждый второй малый бизнес в начале следующего столетия будет работать в рамках соглашения о франшизе. 

Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще незнакомо, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Как уже отмечалось, в первую очередь это проявляется в активном распространении известных брендов. Тем не менее, многие названия используются для обозначения сотрудничества такого типа в российской деловой практике: региональный центр, дилерская организация, региональное представительство и т. д. такое разнообразие свидетельствует о том, что даже в сфере предпринимателей нет четкого понимания специфика нового механизма управления. 

Сущность франчайзинга

Франчайзинг это такая коммерческая организация, в которой компания (франчайзер) передает независимому лицу или компании (франчайзи) право продавать товары и услуги этой компании. Франчайзи соглашается продавать этот продукт или услугу в соответствии с заранее определенными законами и бизнес-правилами, установленными франчайзером. В обмен на выполнение всех этих правил франчайзи получает разрешение на использование названия компании, ее репутации, продуктов и услуг, маркетинговых технологий, опыта и механизмов поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это вид аренды, поскольку франчайзи никогда не является полноправным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период оплаты ежемесячных платежей. Суммы этих взносов оговариваются в договоре франшизы (контракте) и подлежат обсуждению. Пакет франшиз (полная бизнес-система, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю успешно вести свой бизнес, даже без предварительного опыта, знаний или обучения в этой области. 

Франчайзер это компания, которая выдает лицензию или передает свое право на использование своей торговой марки, ноу-хау и операционных систем. Например, франчайзер создает успешный продукт или услугу, скажем, особый стиль ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемое «фирменное наименование»). После того, как компания доказала бизнес-концепцию и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить этот успех, купить свою франшизу. 

Франчайзи это лицо или компания, которые покупают у франчайзера возможности обучения и помощь в открытии бизнеса и платят плату за услуги (роялти) за использование торговой марки, ноу-хау и франчайзерной системы. Франчайзи оплачивает расходы по созданию бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, материалы). Эти скидки всегда дают франчайзи возможность покупать товары у франчайзера по более низкой цене, и это дешевле, чем развитие бизнеса без франчайзера. Франчайзи вносит первоначальный вклад в помощь в создании и открытии бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязательство платить ежемесячные платежи за право использовать товарный знак и бизнес-систему, а также за поддержку, обучение и консультации, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, а его прибыль превышает затраты. 

Франшиза это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другое название такой системы пакет франшиз, который обычно включает рабочие книги и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. 

Любой вид бизнеса можно превратить в франшизу. Международная ассоциация франчайзинга определяет 70 секторов экономики, в которых могут использоваться методы франчайзинга. 

Франчайзинговые отношения могут быть выгодными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен соблюдать правила ведения франчайзингового бизнеса и участвовать в рекламных и маркетинговых кампаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер усердно работает, чтобы возглавить конкуренцию, что было бы очень трудно для одного франчайзи. Франчайзер оказывает необходимую поддержку, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своей повседневной работе. 

Любой, кто заинтересован в покупке франшизы, должен решить, приемлемы ли такие отношения для них. Когда франчайзер принимает на себя обязательства перед франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер говорит: «Я вам доверяю, вы для нас хорошие инвестиции, я верю, что вы будете соблюдать законы франшизы, и я обещаю Если вы будете следовать законам франшизы и использовать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатыми и счастливыми. 

В американской доктрине франчайзинга франшиза определяется как «преимущественное право на использование товарного знака и других эмблем и символов, включая дизайн, логотипы (от английского логотипа эмблема организации, используемая на материалах, которые она демонстрирует) и другие идентификационные материалы, рекламные методы и завоевание публичной славы, патенты и ноу-хау, бизнес-секреты, коммерческая тайна, стиль и способ оформления интерьера, оборудование и устройства, а также изложенные в стандартных бизнес-процедурах, защищено законом об авторском праве или регистрацией товарного знака, дизайна, патента или иным образом.

В этом случае франшиза представляет собой комплекс исключительных прав, состоящий из: 

  • право действовать под торговой маркой и / или коммерческим названием франчайзера;
  • права на товарные знаки, товарные знаки и т.д .;
  • права на использование коммерческой информации, принадлежащей франчайзеру.

Созданная в 1977 году Британская ассоциация франчайзинга (BFA) (British Franchise Association) определяет франшизу как контрольную лицензию, выданную одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которое:

  1. дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься определенным бизнесом в течение периода франшизы, используя конкретное имя, принадлежащее или связанное с франчайзером;
  2. дает франчайзеру право осуществлять контроль над всем франчайзинговым периодом за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы;
  3. обязывает франчайзера оказывать франчайзи помощь в ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучении персонала, управлении продажами и т. д.);
  4. обязывает франчайзи регулярно выплачивать франчайзеру определенные суммы денег при оплате франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи в течение всего периода франчайзинга;
  5. не является обычной сделкой между холдинговой компанией и ее дочерними компаниями или между физическим лицом и контролируемой им компанией.

Таким образом, франшиза это, прежде всего, договор, который выражает условия ведения бизнеса с правом использования торговой марки и фирменных технологий франчайзера за вознаграждение.

Виды франчайзинга

Существует три основных типа франчайзинга.

Товарный франчайзинг иногда называют «франчайзинг продукта (торговая марка)». Это франшиза в сфере торговли для продажи готовой продукции. В товарном франчайзинге франчайзером обычно является производитель, продающий готовый продукт или полуфабрикат дилеру франчайзи. Последний предоставляет предпродажные и послепродажные услуги покупателям франчайзера и отказывается продавать товары конкурентов. Это правило является основным содержанием отношений между партнерами франчайзера и дилером франчайзи. 

Этот вид деятельности подразумевает приобретение права продажи товара с его товарным знаком у ведущей компании. В этом случае франчайзи покупает товары у франчайзера, а затем перепродает их от имени франчайзера. В некоторых случаях ведущая компания связана с оплатой гарантийных услуг и возмещением затрат на совместную рекламу. Как правило, товарный франчайзинг характеризуется узкой специализацией франчайзи на продажу одного вида товаров и услуг. 

В США франшизы стали популярными в начале этого столетия как способ продажи автомобилей и бензина. В то время франшизы создавались на уровне дистрибьюторов (дистрибьюторов). Такой подход дал производителям гарантию того, что их продукты будут доставлены клиентам именно в том виде, в котором они были созданы. В то же время, название и торговая марка компании были широко использованы и принесли все выгоды для потребителей. В настоящее время автомобильные и бензиновые компании не считаются франчайзерами в соответствии с законодательством США, в то время как многие другие компании широко используют франчайзинг как способ распространения и распространения своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают право продавать товары под своим брендом у ведущей компании, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, для производства шин. Если товары и услуги не имеют товарных знаков, они не включаются в эту категорию. 

Производственный франчайзинг это франшиза для производства товаров. В этом случае компания, владеющая технологией изготовления определенного продукта, продает сырье для производства местным или региональным фабрикам (например, завод по розливу безалкогольных напитков). 

Небольшая компания здесь не только действует под торговой маркой франчайзера и продает свою продукцию и услуги, но и вступает в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные требования технологического процесса, качества, обучения персонала, продаж выполнение плана, оперативная отчетность. Эта форма предусматривает тесный контакт между франчайзером и франчайзи, детальное регулирование деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. 

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных заводов по розливу и упаковке является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидер на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активную деятельность на рынке в России в 1995 году. Разработав программу по созданию нескольких кокаин -Кола брендовых заводов по производству напитков в крупных городах России. Общий объем инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 миллионов долларов. В то же время программа организации производства напитков Coca-Cola разработана не полностью. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. Фактически, большая сеть заводов создается на основе соглашения о франшизе, согласно которому Coca-Cola передает технологии и концентрируется на новых предприятиях. А управление фабрикой осуществляют предприятия и партнеры Inchape из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует самостоятельно, оставляя Inchape для этого вместе со своим партнером, она контролирует развитие предприятий. За этим опытом последовали другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими композитными продуктами и разливают их в бутылки или раздают их местным дилерам. Само собой разумеется, что товары в Нью-Йорке не должны отличаться от товаров в Сан-Франциско. 

Бизнес франчайзинг называется «бизнес формат франчайзинга». С помощью этого метода франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открывать магазины, киоски или целые группы магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под маркой франчайзера. 

Таким образом, это франчайзинг по виду деятельности, то есть включение малого предприятия в полный производственно-экономический цикл крупной корпорации. Пожалуй, самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая компания продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открыть собственную компанию по продаже товаров и услуг под именем франчайзера (например, аренда и потребительские услуги, бизнес и профессиональные услуги для бизнеса и населения, магазинов или сетей закусочных, гостиниц). Крупной корпорации предъявляются одинаковые требования к технологическому процессу, качеству, а также к обучению персонала, выбору площадки, другим услугам (методы поддержки продаж, оперативная отчетность и т. д.). 

В бизнес-франчайзинге требуется, чтобы франчайзи платил постоянные взносы, а также вносил взносы в рекламный фонд, управляемый франчайзером. Франчайзер может сдавать в аренду основные средства франчайзи, предлагать ему финансирование; он также имеет право выступать в роли поставщика для своих франчайзи. 

В настоящее время в зависимости от размера начального капитала франшизы бизнес-формат делится на следующие основные подгруппы:

  • рабочее место франшизы рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции покупка фургона; 
  • франшиза-предприятие коммерческая франшиза (Business franchise), требующая больших вложений в производственное оборудование, наличие рабочих помещений, дополнительный наемный персонал;
  • Инвестиционная франшиза, основной целью которой является возврат первоначальной суммы инвестиций.

Одним из первых признаков делового франчайзинга стало открытие первой франшизной системы McDonalds, первого в мире ресторана быстрого питания. На данный момент вы можете увидеть очень активное развитие этого франчайзи, открытие новых закусочных и т. д. 

Необходимо выделить еще одну компанию, занимающуюся бизнесом по франчайзингу. Это российско-венесуэльское предприятие Росинтер. Под его юрисдикцией находятся такие рестораны, как: Combis, Rostiks, Patio Pizza, Artiko, Santa Fe, American Bar & Grill. В настоящее время они продают франшизы на пиццерию Rostik's Patio. 

Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование товарного знака и логотипа франчайзера, его бизнес-система, начальное обучение, выбор места, поддержка и т. д.

Основные различия между ними заключаются в следующем: 

  • длительность отношений франчайзера и франчайзи,
  • кому франчайзи может обратиться за поддержкой,
  • кому он выплачивает начисленные взносы.

Корпоративный франчайзинг это современная форма организации франчайзингового бизнеса, в которой франчайзи управляет не отдельной компанией, а сетью франчайзинговых предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг это способ расширения франчайзинговой сети, при котором самооперирующееся предприятие переходит на работу по договору франшизы и присоединяется к системе франчайзинговых предприятий, действующих под контролем одного франчайзи.

Франчайзинговые системы принимают разные формы. Системы франшизы могут сочетать в себе: 

  • производитель с производителем;
  • производитель с оптовиком;
  • производитель с ритейлером;
  • оптовик с оптовиком;
  • оптовик с ритейлером;
  • ритейлер с ритейлером;
  • сервисное предприятие с сервисным предприятием.

Рассмотрим франчайзинговые системы, соединяющие производителя с производителем. Предположим, что химическая компания патентует новый способ производства аммиака. Поскольку этот процесс снижает стоимость производства аммиака, ск

Передача технологии по договору о франчайзинге

Лицензия даст им право использовать новый процесс в обмен на комиссию, называемую роялти. В этом случае лицензиар фактически является франчайзером; Лицензиат является франчайзи. С системой франшизы, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи имеют практически полную свободу действий. Политики и процедуры могут иметь свой собственный дизайн; даже мастерские и оборудование могут иметь собственный дизайн. 

Преимущества и недостатки франчайзинга

Наиболее сложным элементом сотрудничества между франчайзером и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи не его работник, а предприниматель с полной юридической и экономической независимостью. В то же время франчайзи должен помнить, что после вступления в систему франчайзинга его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, поскольку любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франчайзинговые предприятия (предприятия франчайзера и др.). 

Достижение психологического взаимодействия между франчайзером и франчайзи уже составляет 50% успеха системы франчайзинга.

Каковы преимущества использования франчайзинга?

Чтобы составить наиболее четкую картину преимуществ использования франчайзинга, необходимо отдельно проанализировать преимущества, которые франчайзер, франчайзи и все потребители получают от его использования.

Преимущества для франчайзера:

  1. Франчайзер (правообладатель) получает уникальную возможность расширить сеть своих предприятий и продвигать собственный бренд без прямых затрат на создание предприятия. Сумму экономии денег подсчитать несложно: она равна размеру первоначальных инвестиций франчайзи в создание предприятия определенного бизнес-формата, который варьируется в зависимости от функционирования отрасли. 
  2. Привлечение франчайзи и передача им технологий позволяет франчайзерам осуществлять региональную экспансию. Естественно, предприятие с опытом работы на региональном рынке уже располагает информацией о ситуации в регионе, что значительно снижает затраты на маркетинговые исследования с учетом рыночной ситуации, а франчайзер выполняет только контрольные функции. Например, сеть магазинов постельных принадлежностей «Белпостел» в апреле 2004 года решила открыть собственные магазины только в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах работать только по франчайзингу. 11 региональных магазинов «Белпостелс» (два в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде, по одному в Волгограде, Красноярске и Оренбурге) также могут быть проданы франчайзи. 
  3. Франчайзинг позволяет франчайзеру получать дополнительные средства для развития бизнеса, которые обычно состоят из двух компонентов: авансовый платеж (единовременный платеж) и регулярные ежемесячные или квартальные платежи (роялти).

Итак, чтобы открыть винный супермаркет «Ароматный мир», вам необходимо сделать единовременный платеж франчайзеру в размере 3000 долларов и платить 100 долларов в месяц в качестве роялти со второго года, открывая при этом «соседний» супермаркет «АБК» в В Москве стоимость франшизы составляет 2000 долларов США, а сумма роялти составляет 1,5% от оборота.

Франчайзинг также способствует формированию специальных фондов с помощью франчайзи например, специального рекламного фонда. Так что франчайзи, кафе-мороженое Baskin Robbins должны перечислять не менее 5% объема покупок для рекламы. 

Франчайзи, являясь владельцем предприятия, больше заинтересован в его развитии, чем работник, поэтому для мотивации франчайзи дополнительных средств не требуется.

Преимущества франшизы. Франчайзинг дает франчайзи возможность получить значительные выгоды от передачи ему франчайзером проверенных на практике бизнес-технологий, что позволяет компании сэкономить значительные средства на своем «продвижении». Система франшизы предоставляет информацию, которая помогает франчайзи выбрать правильное местоположение для предприятия, использовать разработанную и успешно функционирующую маркетинговую и логистическую стратегию для ведения бизнеса таким образом, франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальном этапе, поскольку у него есть опыт его франчайзера. 

Франчайзи получает право использовать известный товарный знак. Покупатели не видят значительной разницы между покупками в корпоративном и франчайзинговом фирменном магазине. Таким образом, при покупке обуви в фирменных магазинах Econika-Style в разных городах невозможно понять, какой магазин принадлежит непосредственно франчайзеру, а какой франчайзи. Кроме того, партнер получает права на продажу известных эксклюзивных брендов обуви из коллекции Econika-Shoes: Алия Пугачева, Пармен, Арагона, Ветер, E-Collection. 

Методологическая и информационная поддержка со стороны франчайзи со стороны франчайзера. Являясь, как правило, крупной компанией, франчайзер обладает большими возможностями для подготовки качественной методической и информационной поддержки, разнообразных учебных и справочных материалов. Эти материалы используются франчайзи для улучшения обслуживания клиентов. Вступая в систему франчайзинга, франчайзеры обычно предоставляют франчайзи специальную подготовку. 

Например, франчайзер сети супермаркетов «Копейка» проводит начальное обучение в своих учебных центрах бесплатно; На открытии франчайзинговой компании обувного салона «Монарх» проводится бесплатное обучение в момент передачи коммерческой документации и подписания контракта, а через регулярные интервалы каждые две недели персонал обучается, предоставляются руководящие указания по всем направлениям деятельности. деятельность магазина, каждые шесть месяцев (до начала сезона) мастер-классы. 

Франчайзи, владеющие собственным предприятием, имеют уникальную возможность работать в сети, что значительно повышает ее конкурентоспособность. Таким образом, франчайзи получают возможность приобретать товары по более низким оптовым ценам, а при наличии единого распределительного центра они могут снизить затраты на логистику компании. Например, при покупке франшизы для мирового супермаркета «Ароматный мир» франчайзи включаются в единую логистическую систему; Сеть супермаркетов «Копейка» владеет собственным дистрибьюторским центром, а для франчайзи мебельного магазина Felix скидки, предлагаемые на покупку продуктов, выше, чем у их дилеров. 

Франчайзи получает возможность рекламировать свою компанию с помощью более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия. Таким образом, франчайзи обувного салона Econika-Style получают мощную рекламную поддержку через общую рекламу сети магазинов Econika-Style и рекламу эксклюзивных обувных брендов. 

Франчайзи получают доступ к кредитным ресурсам. Как известно, коммерческие банки в России неохотно работают с малыми предприятиями. Франчайзи более привлекательны для банков, поскольку их кредитование коммерческими банками характеризуется более низким уровнем риска, чем при работе с небольшими предприятиями, которые не являются частью системы франшизы. Это связано как с более низким уровнем банкротства франчайзи, так и со значительной степенью бизнес-планирования со стороны франчайзинговых компаний, включая политику заимствования. В рамках программы сотрудничества с Антоном (производство и продажа мужской одежды) РНКБ Банк предлагает выгодную систему кредитования для членов сети фирменных магазинов, использующих систему франчайзинга. 

Преимущества для клиентов:

  1. Клиент имеет возможность получать качественное предоставление товаров и услуг через франчайзи, сочетая в себе качество технологий, характерных для крупного предприятия, и индивидуальный подход к обслуживанию, характерный для малого предприятия.
  2. Единый, известный бренд это гарантия качества товаров и услуг, это чувство уверенности в том, что потребности клиента будут удовлетворены и удовлетворены должным образом.
  3. Наличие единого фирменного стиля и единой технологии обслуживания, используемой всеми франчайзи одного франчайзера, гарантирует, что клиент, обращаясь к любому франчайзи, получит одинаковый спектр услуг одинакового высокого качества. При высоком уровне организации франшизы клиент не может отличить корпоративные предприятия франчайзера от франчайзи и некоторых франчайзи от других. 

Таким образом, можно сделать вывод, что франчайзинг для клиентов это способ получить качественные продукты и услуги от более широкого круга операторов рынка.

Франчайзинг может быть выгоден для российской экономики в целом:

  1. Франчайзинг способствует развитию малого бизнеса в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных секторов экономики, как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малый бизнес, так и путем повышения эффективности положительного государственного влияния.
  2. Франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малых предприятий без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, тем самым повышая общую культуру предпринимательских отношений.
  3. Франчайзинг помогает решить проблему занятости путем создания новых рабочих мест.
  4. Франчайзинг способствует развитию внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет использования международного франчайзинга.

Франчайзинг, как видно из вышесказанного, является эффективным методом организации и ведения бизнеса. Однако, несмотря на все преимущества, франчайзинг, как и любой другой способ ведения бизнеса, характеризуется определенными недостатками для обеих сторон франчайзинговых отношений. 

Недостатки франчайзинга

Недостатки для франчайзера:

  1. Влияние франчайзи на всю франчайзинговую систему в целом. Клиент формирует мнение не о деятельности конкретного предприятия-франчайзи, а обо всех предприятиях, работающих под этой торговой маркой. Таким образом, деятельность одного франчайзи, который не соответствует корпоративному законодательству, может отрицательно повлиять на имидж всей франчайзинговой системы. 
  2. Франчайзи является независимым предпринимателем, он связан с франчайзером только по соглашению, и для франчайзера проблематично контролировать франчайзи и найти законные методы для соблюдения всех условий договора. Для франчайзера необходимо постоянно контролировать деятельность франчайзинговых предприятий: это специализированное программное обеспечение для отслеживания финансовых и материальных потоков, проверки полноты представленного ассортимента и демонстрации товаров, а также регулярный мониторинг соблюдения условий франчайзинговый пакет. Франчайзеру также необходимо создать специальный отдел контроля франчайзи, который проводит плановые и внезапные выборочные проверки предприятий франчайзи, что увеличивает количество работников франчайзера и, как следствие, несет дополнительные расходы. 
  3. Сложность сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Чем больше франчайзи работает в системе франшизы, тем больше вероятность того, что секрет функционирования предприятия станет собственностью конкурентов. Также вероятно, что франчайзи, покинувшие систему, будут использовать бизнес-технологию франчайзера в своем новом бизнесе или передавать ее конкурентам. 

Недостатки для франчайзи:

  1. Зависимость франчайзи от франчайзера и его планов по ведению и развитию бизнеса. Франчайзи должен четко соблюдать требования к нему, предъявляемые к франчайзеру и предусмотренные соглашением между ними. Франчайзи должен безоговорочно следовать принципам, используемым в системе франшизы, в том числе следовать процедуре формирования ассортимента, придерживаться единой логистической и маркетинговой политики. Например, сеть туристических агентств «Горящий ваучер» требует соблюдения единой ценовой и маркетинговой политики у франчайзи. 
  2. Бизнес-технология, полученная от франчайзера, требует значительных усилий и затрат на адаптацию и дальнейшее развитие франчайзи. Например, только стоимость ремонта помещений при покупке франшизы кафе «Шоколадный дом» колеблется от 1000 долларов за квадратный метр. 
  3. Легкость введения новых франчайзи в бизнес может привести к быстрому увеличению числа франчайзи и, как следствие, к конкуренции между ними. Выходом из сложившейся ситуации может стать подписание эксклюзивного договора франчайзинга для определенной территории. 
  4. Договор франчайзинга, как правило, заключается на длительный срок, что делает невозможным быстрый выход из бизнеса, то есть у франчайзи нет возможности попробовать, подходит ли ему этот вид бизнеса или нет, и если не подходит, убирайся. Срок действия франчайзингового соглашения на российском рынке составляет в среднем 3-5 лет. 
  5. Успех франчайзи неразрывно связан с успехом франчайзера и его финансовой стабильностью. Прежде чем присоединиться к системе, франчайзи должен тщательно изучить финансовую мощь потенциального франчайзера. Если франчайзер объявит о банкротстве, франшиза будет аннулирована, и франчайзи также не сможет работать под брендом франчайзера, так как имидж этой марки упадет. 

Как видно из приведенных выше преимуществ и недостатков франчайзинга, преимущества франчайзинга для франчайзера иногда становятся недостатками для франчайзи, и наоборот. Однако не следует рассматривать все недостатки франчайзинга как негативные черты конкретной франчайзинговой системы. Требования франчайзера, которые могут рассматриваться как недостатки в системе франчайзинга для франчайзи, являются лишь необходимыми требованиями для существования системы. 

Таким образом, прежде чем принять решение о начале развития франчайзинга на предприятии, потенциальный франчайзер должен рассмотреть все «плюсы» и все «минусы» будущей франчайзинговой системы, как для себя, так и для будущих франчайзи.

Ведение бизнеса в форме франчайзинга должно быть выгодным как для франчайзера, так и для потенциального франчайзи, а будущий доход предприятий потенциальных франчайзи должен быть пропорционально разделен между франчайзи. Таким образом, должен быть достигнут уровень расходов и доходов, чтобы обоим предприятиям было выгоднее вести бизнес вместе, чем организовывать предприятия отдельно. Также обязательным условием существования системы франшиз является ее стабильность. 

Мы определяем условия, при которых может быть обеспечено стабильное взаимодействие предприятий на основе франчайзинга. Есть два из них: 

  1. Прибыль, полученная от взаимодействия франчайзера и франчайзи, должна в любом случае превышать сумму прибыли, которую каждый из них может обеспечить для себя, функционируя независимо (принцип индивидуальной рациональности).
  2. Вся прибыль, полученная от взаимодействия предприятий в франчайзинговой системе, должна быть поделена между ними пропорционально их затратам и ожидаемой сумме прибыли (принцип групповой рациональности).

С учетом вышеуказанных условий оба предприятия будут иметь прямые экономические стимулы для объединения и, как следствие, будет достигнуто стабильное взаимодействие между сторонами.

При организации франчайзинговой системы также необходимо учитывать, что при всей полезности изучения внутриэкономических аспектов функционирования системы франчайзинговая компания должна работать в рамках законодательного поля России, принимая во внимание учет отрасли, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе. 

Заключение

Франчайзинг это такая коммерческая организация, в которой компания (франчайзер) передает независимому лицу или компании (франчайзи) право продавать товары и услуги этой компании. Франчайзи соглашается продавать этот продукт или услугу в соответствии с заранее определенными законами и бизнес-правилами, установленными франчайзером. В обмен на выполнение всех этих правил франчайзи получает разрешение на использование названия компании, ее репутации, продуктов и услуг, маркетинговых технологий, опыта и механизмов поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это вид аренды, поскольку франчайзи никогда не является полноправным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период оплаты ежемесячных платежей. Суммы этих взносов оговариваются в договоре франшизы (контракте) и подлежат обсуждению. Пакет франшиз (полная бизнес-система, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю успешно вести свой бизнес, даже без предварительного опыта, знаний или обучения в этой области. 

Наиболее сложным элементом сотрудничества между франчайзером и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи не его работник, а предприниматель с полной юридической и экономической независимостью. В то же время франчайзи должен помнить, что после вступления в систему франчайзинга его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, поскольку любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франчайзинговые предприятия (предприятия франчайзера и др.). 

Достижение психологического взаимодействия между франчайзером и франчайзи уже составляет 50% успеха системы франчайзинга. Франчайзинг является чрезвычайно перспективным видом предпринимательства: если в «обычном» бизнесе из 100 новых предприятий выживает не более 10, то успешно работают 90 из 100 франшиз, что также важно с точки зрения создания новых рабочих мест.

Франчайзинг может быть выгоден для российской экономики в целом: 

  1. Франчайзинг способствует развитию малого бизнеса в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных секторов экономики, как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малый бизнес, так и путем повышения эффективности положительного государственного влияния.
  2. Франчайзинг создает комплексную систему практического обучения для малых предприятий без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, тем самым повышая общую культуру предпринимательских отношений.
  3. Франчайзинг помогает решить проблему занятости путем создания новых рабочих мест.
  4. Франчайзинг способствует развитию внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет использования международного франчайзинга.

Франчайзинг, как видно из вышесказанного, является эффективным методом организации и ведения бизнеса. Однако, несмотря на все преимущества, франчайзинг, как и любой другой способ ведения бизнеса, характеризуется определенными недостатками для обеих сторон франчайзинговых отношений. 

Франчайзинг играет важную роль в экономике и может вскоре стать доминирующей формой розничной торговли. Он также занимает видное место в сфере услуг и несколько меньше в производстве. 

Франчайзинг процветает, потому что он сочетает в себе стимул личной собственности с управленческими и техническими навыками крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает короткий путь к росту, поскольку они выполняют свою работу. Для франчайзера франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзер растет, что позволяет предпринимателям финансировать его рост за счет продажи франшиз. 

Рост франчайзинговых сетей набирает обороты. По оценкам экспертов, в начале XXI века более 50% малых предприятий будут франчайзинговыми предприятиями. Можно с уверенностью сказать, что в новом веке франчайзинг станет самой распространенной и практичной формой бизнеса. 

Большинство ведущих франчайзеров уже имеют свои офисы в более чем 30 странах и все еще заинтересованы в дальнейшем расширении. Практически все они уделяют особое внимание проектам, связанным с российским рынком, реализуя его огромный потенциал. Неизбежность проникновения новых франчайзинговых сетей на рынки стран бывшего СССР с каждым днем ​​становится все более очевидной. Будущее нашей экономики в целом будет зависеть от того, как скоро мы осознаем все преимущества франчайзинга. 

Как в Америке, так и в мировой экономике наблюдается рост потребностей населения. А изменения в свободной рыночной экономике, новые формы и концепции франчайзинга предоставят возможности для дальнейшего роста компаний.