Педагогика сотрудничества в школьном классе

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Воспитание в современной школе с позиций деятельностного подхода
Индивидуализация в образовании
Эстетическое воспитание учащихся
Нравственное воспитание учащихся


Введение:

Сотрудничество с детьми не может быть объявлено или введено с нового квартала; это нужно искать годами. Такая педагогика развивалась много лет ... Она родилась в общении с детьми, и главное, что нас объединяет - это изменение отношений со студентами. Сегодня отношения со студентами занимают одно из первых мест.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни приобретения знаний. Педагогика сотрудничества - это направление, представляющее собой систему методов и приемов обучения и воспитания, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности школьных учителей в решении коммуникативных вопросов, возникающих в процессе обучения, единства обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Систематизировать теоретические знания по теме «Формы и методы педагогического сотрудничества».
  2. Проанализировать типы отношений, которые формируются в классных командах
  3. Определите проблемы взаимодействия.

Объект исследования: педагогика кооперации в современной школе.

Предмет исследования: расширение студенческого сотрудничества как условие успешности обучения.

Ряд положений педагогики кооперации опровергли традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большой спор. Педагогика кооперации дала толчок творческой деятельности многих учителей и положила начало деятельности школ по авторскому праву.

Технология индивидуального обучения и педагогика кооперации

В последние годы споры о педагогике сотрудничества утихли. Кажется, все в пользу. И слова «Педагогика сотрудничества» стали привычными. Но в то же время эти слова понимаются по-разному и часто в совершенно противоположном смысле, чем тот, который присутствовал в этих словах в начале.

Кажется, что проблема педагогики сотрудничества тесно связана с вопросом о роли учителя. Роль учителя не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помочь учащимся учиться. Учитель, прежде всего, должен быть создателем среды развития, которая поощряет ученика учиться.

В одной из своих статей С.Л. Соловейчик написал о своем понимании сотрудничества. Он писал, что сотрудничество - это совместная работа равных, что работник не может быть принужден ответить или позвонить в совет директоров. Более того, работник не может быть оценен. Полностью разделяя эту точку зрения, мы (а не Симон Львович) пришли к выводу, что система классных уроков и Педагогика сотрудничества полностью несовместимы.

Мы далеки от мысли, что технология индивидуального обучения и педагогика сотрудничества - это одно. Существующие в рамках системы классных уроков, у нас есть: учебная программа, потребность, помимо нашей воли, оценки и так далее. Поэтому педагогика кооперации в настоящее время также не может быть полностью реализована в технологии индивидуального обучения. Но, несомненно, в Технологии индивидуального обучения Педагогика сотрудничества применима в гораздо большей степени, чем с системой классных уроков.

Прежде всего, отметим, что при работе над индивидуальной технологией обучения студент не зависит от темпа работы студента, уровня сложности, времени для устного ответа, времени для написания теста, времени для сдачи экзамена (в идеале) , Все это выбирает студент. Учитель выставляет оценки, но и в этом вопросе от него зависит не все, так как оценки выставляются не по требованию учителя, а ученик сам выбирает объем работы, то есть здесь многое зависит от ученика. Более того, отрицательные рейтинги недопустимы. Учитель не может вызвать ученика к доске или сразу спросить его.

Уроки по индивидуальной технологии обучения оцениваются по следующим критериям: время активной работы студентов на уроке, то есть ответ на вопрос, сколько времени каждый студент независимо работал на уроке и сколько он смотрел как работает учитель или другие ученики, эффективность каждого учащегося, то есть количественное выражение результатов его работы - сколько самостоятельных работ выполнено учеником, сколько раз он отвечал устно и каково качество этой работы, психологическая обстановка урока, в том числе отсутствие каких-либо замечаний к ученику со стороны учителя.

Комментировать студенту не только бесполезно, но и вредно, поскольку психологи давно установили, что любая идея движения вызывает движение. Психологическая литература неоднократно описывала опыт следующего. Если вы положите на пол узкую доску и предложите ходить по ней, не спотыкаясь, то большинство людей сделают это без каких-либо затруднений. Но, как только эта доска размещается на уровне крыши дома, тогда 99 из 100 человек падают. Они падают, потому что воображают, как это будет больно, как они доставят его в больницу и так далее. Понятие действия вызывает действие. Кроме того, не имеет значения, является ли презентация участником мероприятия или привнесена извне. В этом может убедиться любая мама, одевая своего маленького ребенка как можно лучше, давая ему чашку чая и говоря пять раз: «Смотрите, не проливайте чай на платье!» Что будет дальше, не сложно догадаться. Подобные случаи много раз описаны в художественной литературе (Ф. М. Достоевский, «Идиот», сцена на балу). Поэтому все замечания учителя напоминают: «Не лги!» вредно, потому что они вводят в сознание студента предположение о возможности такого действия. И мы поговорим о том, как заставить этот психологический паттерн работать для учителя.

На уроках по технологии индивидуального обучения учитель становится помощником ученика в преодолении трудностей, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном изучении нового учебного материала. Зная индивидуальные особенности каждого ученика, учитель оказывает каждому ученику помощь в соответствии с этими индивидуальными характеристиками. Студент может обратиться к учителю за такой помощью в любое время в течение урока. Кроме того, он также может обратиться к любому ученику в классе за помощью.

В последнее время в нашем педагогическом мире появились инновации, такие как работа в парах, работа в группах и «погружение» учащихся в учебный материал. Метод работы и время работы должны быть выбраны студентом. И если ученику лучше учиться одному, пусть он учится одному. И бывает, что две девочки сидят на уроке и помогают друг другу - и позволяют им работать вместе. То есть студент сам выбирает и метод работы. Класс - это живой организм. В нем возникают симпатии и антипатии, создаются и распадаются рабочие группы и пары, подчиняющиеся внутреннему развитию прохладного организма, а не по просьбе учителя. А какая разница с учителем, как ученик получает информацию? Для учителя главное, чтобы информация была получена. С "погружением" ситуация точно такая же. Мы не понимаем, как можно «погрузить» всех учащихся в классе одновременно в материал любого предмета. По нашему мнению, «погружение», если оно присутствует, должно быть личным делом каждого ученика. На практике это означает следующее. Каждой изучаемой теме дается очень определенное количество учебных часов. Так получилось, что ученику осталось завершить, например, по геометрии, последнюю самостоятельную работу по теме, а график содержит алгебру. Затем ученик обращается к учителю с просьбой дать ему возможность закончить изучение темы по геометрии на уроке алгебры, и учитель должен предоставить ученику такую ​​возможность.

Несомненно, в условиях свободного выбора способа работы самими студентами академическая работа становится гораздо более продуктивной.

Признавая тот факт, что все студенты разные, нетрудно прийти к выводу, что существующая сетка учебных часов не соответствует индивидуальным характеристикам каждого учащегося. Почему кто-то решил раз и навсегда, что для изучения алгебры всем студентам необходимо 4 академических часа в неделю, а для изучения литературы - 3 академических часа в неделю? Студент должен выбрать время для работы над изучением предмета. В условиях современной школы это сложно реализовать, но механизм перехода к работе в условиях, когда учащиеся выбирают количество академических часов в неделю для изучения предмета, теоретически существует.

Технология индивидуального обучения немыслима без внимания учителя к успеху каждого ученика, даже самого маленького. И как счастливы и горды ученики, когда вдруг в марте учитель говорит: «А сегодня Катя и Петя закончили учебный год!» В то же время Ваня сидит в классе и думает: «Я хуже? И я тоже этого хочу! И начинает усердно работать. Слово хорошего учителя - один из основных инструментов создания дружеского психологического климата на уроке и создания развивающей среды в классе. Как мало учителей используют этот инструмент! Нужно сталкиваться с такими фактами, когда учитель не сказал ни одного хорошего слова ученику в течение года. Приходя на урок в странном классе, мы всегда стараемся найти такие слова и посмотреть, как ученики после этого работают.

Каждый учитель во время своей работы должен «выдавать» так называемые «открытые уроки». Это уроки, посещаемые другими учителями, администрацией и родителями. Широко распространенный конкурс «Учитель года». И очень часто такие уроки превращаются в спектакли, в театр одного актера. Никто не говорит, что это плохие уроки, но это уроки, на которых учитель демонстрирует свое, часто очень высокое мастерство. Какие уловки делают учителя, чтобы не вызывать у студентов интерес и вовлекать их в работу. Смотря такие уроки по телевизору, мы видим физиков с гитарой, историков с историческими шутками, играми на уроках математики. Если только заинтересовать студентов, что в целом правильно, но, по нашему мнению, студенты, таким образом, заинтересованы не в физике, не в истории и математике, а в гитаре, шутках и играх, а не в знании.

Уроки по индивидуальной технологии обучения оставляют странное впечатление на учителей, незнакомых с технологией. На самом деле это не урок, а работа в читальном зале. Поскольку специфика предмета накладывает свой отпечаток на методику обучения, мы приводим три примера уроков по технологии индивидуального обучения.

Геометрия. Второй уровень технологий (внутри темы). На тему дано. например, 8 уроков. Ученики, предположим, уже знают, как работать самостоятельно, но все же не могут обойтись без объяснения, поэтому учитель объясняет всю тему сразу на первом уроке. Мы уже говорили, что, по нашему мнению, любое, даже лучшее объяснение, не может быть понято всеми учениками одинаково, поэтому учитель объясняет новый материал, основанный на «сильных» учениках - в быстром темпе, большими блоками, пропуская неважное подробности . После этого начинается самостоятельная работа, в которой будут проводиться еще 5-6 занятий. Ученики выполняют индивидуальные задания по карточкам, а учитель оказывает помощь, в том числе объясняет новый материал, тем ученикам, которые испытывают трудности в работе. Во время этих уроков разные ученики будут выполнять разное количество заданий разного уровня сложности. В то же время учащиеся, которые выполнили всю самостоятельную работу по данной теме, начинают отвечать устно, то есть сдают тест, а затем готовятся к тесту, который они выполняют на последних двух уроках.

На третьем уровне техники нет объяснения как такового для класса. Затем, на самом деле, есть один урок, который начинается в сентябре и заканчивается в мае. Ученики приходят на урок, открывают тетрадь, в которой лежит задание, не выполненное на предыдущем уроке, и начинают его выполнять. Нет необходимости организовывать и настраивать студентов в начале урока. Таким образом, в своем собственном темпе они будут работать весь урок, прерывая только на время, потраченное на проверку и помощь им с учителем или другим учеником, и на время, необходимое ученику для отдыха, так как усталость от работы неизбежна. Но студенты сами выбирают время отдыха и его количество. Когда устаешь - тогда отдохни и сколько надо. В конце урока, после звонка, студенты закрывают тетради и учебники и делают перерыв, чтобы продолжить работу на следующем уроке. Как видите, здесь нет ничего, что обычно происходит во время открытых уроков с фейерверками. На наших уроках мы показываем не работу учителя, понимаемую в традиционном смысле, а работу учащихся под руководством учителя. 

По-другому проходят уроки литературы. Определенное количество часов также дается на любую тему. Есть 5 уроков по теме. На первом уроке учитель рассказывает об изучаемой работе, о писателе, о своей эпохе за 10-15 минут. Студенты читают тексты заранее. После этого студенты получают карточки с многоуровневыми заданиями и пытаются ответить на вопросы. Поскольку никогда не бывает, что все учащиеся дома читают текст, которого часто просто нет, такие студенты читают текст на уроке. Поскольку вопросы уровня «3» в литературе в основном связаны с содержанием текста, отвечая на эти вопросы, все учащиеся в классе знакомятся с текстом в результате. Вопросы уровня «А» и «В» в литературе более сложны, в частности, вопросы уровня «В» связаны с работой студента. В течение 3-4 уроков разные учащиеся с помощью учителя или без него будут осваивать разное количество материала. В то же время все уроки они постоянно обращаются к тексту работы. После этого в заключительных занятиях проводится семинар. Мы уже упоминали, что ученики с плохо развитой речью сначала читают записанные ответы, тем самым развивая навыки устной речи, чтобы впоследствии отказаться от этого. Столкновение мнений, разные подходы к одной и той же проблеме - это характерная черта всех уроков по технологии индивидуального обучения на уроках литературы.

Технология индивидуального обучения пытается создать для студента максимально комфортные условия для получения и усвоения информации, и возможно впечатление, что студенту разрешено все. Это не так, потому что большая свобода выбора подразумевает большую ответственность. Да, мы дадим возможность студенту работать в своем темпе на своем уровне сложности. Мы поможем ему преодолеть трудности и вселим в него уверенность в своих силах. Мы не дадим ученику двойку и не оставим его после занятий.

Но в то же время мы пытаемся заставить студента чувствовать ответственность за свой выбор.

Реализация идей педагогики сотрудничества

В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, формирования в этом отношении нового педагогического мышления, мысли передового педагогического сообщества воплощаются в реализации идей «педагогики сотрудничества», которые отражают и сосредоточить новые направления и факторы как педагогического стиля и педагогического такта, так и педагогической техники учителя.

«Педагогика сотрудничества» является одним из наиболее всеобъемлющих и богатых педагогических обобщений, которые привели к реализации многочисленных инновационных процессов в образовании. Это имя было дано группой учителей-новаторов 80-х годов. прошлый век. Их обобщенный опыт сочетал в себе лучшие традиции советской школы, достижения российской и зарубежной психолого-педагогической науки и практики. Ее идеи были включены практически во все современные образовательные технологии, легли в основу реализации концепции нового образовательного мышления. «Педагогика кооперации» как проявление нового педагогического мышления характерна для всех образовательных учреждений, всех структурных элементов образовательного процесса, в том числе производственного обучения.

В современных условиях «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их преподавателей, построенная на осознании преподавателем и учащимися общих целей в педагогическом процессе. Преподаватель и ученики в образовательном процессе являются равноправными партнерами. В этом случае учитель выступает в роли авторитетного советника, старшего товарища, а ученики получают достаточную независимость как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношения сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности студентов, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплины. 

Педагогическое сотрудничество - двустороннее явление, в котором участвуют оба субъекта педагогического процесса. Нет обучения без страсти, и нет обучения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», которые составляют ее единство. Невозможно сосредоточиться только на трудолюбии, жажде знаний и навыков, желающих учиться успешно, творчески работающих учениках. Есть очень способные ученики, но есть много ленивых, не желающих учиться, которые должны к этому привыкать, а иногда даже вынуждены. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя (учителя, мастера) состоит в том, чтобы постоянно и обязательно активизировать учебный процесс, вовлекать каждого учащегося в активную учебную и производственную учебную деятельность. Поскольку есть разные студенты, то должны быть разные подходы к их обучению и образованию. Таким образом, педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимоуважение, но и требовательность, высокая ответственность студентов. Педагогическое сотрудничество, выбор подходящего стиля взаимоотношений со студентами требуют педагогического такта, умения и опыта учителя. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества распространяются и поддерживаются в первую очередь опытными, творчески работающими новаторскими учителями. Однако это не означает, что «педагогика сотрудничества» является собственностью только «педагогических маяков». Каждый учитель, который стремится овладеть педагогическими навыками, должен и может быть активным последователем этого.

Значение «педагогика сотрудничества» выходит далеко за пределы методологии и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. В то же время «педагогика сотрудничества» представляет собой целостную методологическую систему, характерными чертами которой являются:

создание творческой атмосферы на каждом уроке, на каждом уроке; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект образовательного процесса; обеспечение студентов уверенностью в своих силах, в возможности достижения успеха; исключение, как правило, из методов принуждения студентов к обучению; демократичный, дружественный стиль обучения, непринужденная атмосфера общения между учителем и учениками, учащимися между собой; создание условий для продвижения вперед к «слабым» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» студентов «слабым»; создание на каждом занятии комфортных условий для учебного процесса: атмосферы радости успеха; устранение страха перед неудачей и негативной оценки; широкая практика оценочного общения учителя со студентами; эмоциональная слабость, поощрение инициатив и вопросов учеников к учителю и друг другу; Широкое использование педагогических инструментов, которые поощряют студентов к активному обучению: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельная работа, стимулирование и поддержание интереса студентов во всех его формах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации студентов к обучению, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, использование «активных» форм и методов организации и проведения занятий; объективность и объективность оценки результатов обучения учащихся, использование политики оценки для повышения качества обучения; Широкое использование самоконтроля и самоанализ студентами своих учебных успехов.

Вот некоторые идеи, которые позволяют развивать даже самые маленькие способности детей и вызывать у них социальные чувства - два условия, необходимые для сотрудничества.

Идея сложной цели

Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для того, чтобы сохранить дух сотрудничества, необходимо установить цель как можно более сложной, указать ее исключительную сложность и вселить уверенность в том, что цель будет достигнута, Тема хорошо понятна. В этом случае учеников объединяет не только цель - сама по себе цель может быть не столь интересной, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Трудно добиться сотрудничества с детьми без общего энтузиазма.

Идея поддержки

Поскольку в каждом классе есть дети с очень разными способностями, и поскольку само понятие «педагогика сотрудничества» отвергает разделение детей по их способностям, дифференцируя детей даже на уровне помощи или заданий («у вас более сложная задача» вам легче »), дополнительные занятия, особенно с маленькими детьми, потому что это может заставить ребенка заподозрить, считается ли он второсортным, авторы, экспериментируя отдельно, пришли к той же идее поддержки: опорный сигнал от VF Шаталов, схема от С.Н. Лысенкова, видимая модель поведения в методике творческого воспитания И.П. Иванов, вспомогательная часть в Е.Н. Ильин, Алгоритм пения в методе Д.Е.Огороднова. Формы поддержки очень разные, но общий принцип хорошо виден: чтобы даже слабый ученик мог ответить на доске довольно свободно, чтобы не задерживать урок и не замедлять темп урока, поддержка должна быть в перед ним. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, метод решения проблемы. Слабые ученики используют поддержку дольше, чем сильные, но эта разница в классе незаметна, каждый отвечает уверенно и заслуженно получает хорошие оценки.

Идея свободного выбора

Чтобы дети почувствовали, что они являются учителями в процессе обучения, необходимо, по возможности, предоставить им свободный выбор. На уроках математики даже самые маленькие дети могут быть подкованными, прежде чем решить, какую задачу решить. Детям может быть предоставлено право выбирать, какие сложные слова учитель должен написать на доске при работе над презентацией. На уроках труда детям можно дать только тему - «мы делаем рыцарей», «мы делаем самолеты», «мы делаем копии архитектурных памятников», но как мы это делаем, что мы делаем из этого - это полностью оставлено на выбор ребенка. Свобода выбора - самый легкий шаг к развитию креативной мысли. Многие дети не способны на изобретение, изобретение, но даже самые нереальные из них способны сделать выбор.

Дети быстро развиваются, когда играют роль учителей. Например: все учащиеся по очереди возглавляют класс, громко комментируют работу, как настоящие учителя, учат детей старшего возраста в дни самоуправления, сопровождающие лица несут полную ответственность за события дежурного дня в классе и на занятиях. школьникам, старшеклассникам можно поручить проверку тетрадей младших школьников. Ученики должны помогать друг другу, но их нельзя пометить.

Идея продвижения вперед

Эта идея по-разному видится в работе каждого из нас, но все пришли к ней. Продвижение программы доставляет студентам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободно управляет временем в классе. В то же время сильные дети получают возможность ответить на вопросы, которые еще не изучались в классе, используют интуицию, догадываются, почему они быстро развиваются и не скучают среди слабых детей и не отнимают от работы, как часто случается. Наш общий опыт показывает, что сильные ученики, «главный резерв учителя», побеждают больше всего в сотрудничестве. Ничто не сдерживает их, они возглавляют команду. Класс становится думающим, трудолюбивым и улыбающимся.

В заключение я хотел бы привести «Памятку учителю», в которой на основе обобщения передового педагогического опыта сформулированы некоторые правила совершенствования педагогического мастерства, основанные на базовых принципах «педагогики сотрудничества»:

  • Научиться читать по лицам студентов; попытаться увидеть, что они ожидают от вас.
  • Чаще ставьте себя на место своих учеников, старайтесь понять их трудности.
  • Поощряйте даже малейшие попытки студентов мыслить, а не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, независимо, творчески.
  • Помогите студентам достичь своих целей, но не навязывайте их мнения.
  • Как можно чаще позвольте ученикам почувствовать радость успеха.
  • Не опекайте студентов в мелочах, доверяйте им в долгосрочной перспективе.
  • Уметь прощать учеников за мелкие проступки, не ставить мелочи впринципе.
  • Старайтесь всегда быть в форме, опрятным, опрятным, не только внешне, но и внутренне.
  • Ни в коем случае не превращайте образование в сухие, скучные, раздражающие записи и морализаторство.
  • Относитесь ко всем учащимся, независимо от сочувствия, с одинаковыми стандартами строгости.
  • Ни одно дело, ни одно доброе дело студента не должно пройти мимо вашего внимания; ученики всегда должны чувствовать, что учитель все видит, учитель все знает.
  • В отношениях со студентами, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не умаляйте человеческого достоинства студента. Очень редко прибегают к серьезным наказаниям, стараются обходиться без них.
  • Всегда поддерживать бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности групповой команды.

Есть много дорог к сердцам и уму студентов: увлекательная интересная история, интимная беседа, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность учителя ... Педагогическое мастерство заключается не только в том, чтобы идти по одному пути, но все сразу, ищу новые.

Принципы взаимодействия учителя и ученика

Образование как для студентов, так и для учителей - один из видов познания мира. Образование, как вид познавательной деятельности, является начальным, наиболее важным атрибутом, от которого зависит характеристика всей образовательной деятельности. Образование основано на общих законах познания.

Познание человека проходит ряд этапов. Первоначально сенсорные знания, которые приводят к различным представлениям о природных и социальных явлениях, событиях, объектах, окружающих ребенка. Чем систематичнее и обобщеннее эти чувственные образы, тем более он обучен с точки зрения возможностей познания над Власовым В.В. 

Второй этап - абстрактное познание, овладение системой понятий. Когнитивная деятельность студента становится односторонней. Он изучает определенные аспекты мира через содержание учебных предметов. Если с конкретным чувственным знанием у ребенка возникает образная картина, например, леса и его обитателей, журчащие ручьи, порхающие бабочки, то абстрактное знание приводит к понятиям, правилам, теоремам и доказательствам. В уме есть числа, определения, формулы. Младший ученик находится на стадии перехода знаний от конкретного к абстрактному. Он начинает осваивать концептуальные формы мышления.

Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности студентов проявляется как противоречивые силы и создают различные тенденции в психическом развитии. Преподаватель должен знать механизмы возникновения и разрешения противоречий, чтобы умело управлять процессом обучения.

Существует более высокая стадия познания, когда на основе абстрактного высокоразвитого мышления формируется обобщенная идея мира, ведущая к формированию взглядов, убеждений и мировоззрений. Обучение значительно ускоряет темпы индивидуального психологического развития студента. Студент за короткий промежуток времени узнает то, что известно в истории человечества веками.

Принципы взаимодействия учителя и ученика:

  • взаимное уважение участников взаимодействия и признание права на свободный, осознанный и ответственный выбор целей и задач взаимодействия;
  • активное участие партнеров в определении целей и характера совместных действий;
  • согласование действий и ожиданий участников взаимодействия.
  • Взаимодействие - это особые отношения между учителем и учениками, когда они действуют как равные люди друг для друга и влияют друг на друга. Для осуществления взаимодействия собеседникам необходимо воспринимать друг друга как равные субъекты этого общения, что не так часто встречается на практике в системе «учитель-ученик».

Основные недостатки в уровне готовности учителя к практической воспитательной работе, к реализации принципов взаимодействия:

  • многие учителя занимают авторитарную позицию,
  • многим учителям трудно установить контакт, испытывают серьезные трудности в диагностике учебного процесса, его коррекции и прогнозировании ожидаемого результата;
  • Причины сбоев в их деятельности часто видны во внешних обстоятельствах, а не в самих себе, что снижает чувство личной ответственности.

В связи с этим основными характеристиками учителя являются:

  • высокая квалификация и конкурентоспособность на рынке труда;
  • омпетентность, ответственность;
  • свобода владения своей профессией и ориентация в смежных сферах деятельности;
  • умение эффективно работать по специальности на уровне мировых стандартов;
  • готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Эффективный учитель:

  • Он направлен на самореализацию (то есть на полную реализацию своих возможностей)
  • Он относится к себе позитивно и ценит себя (имеет общепризнанную позитивную самооценку)
  • Творчески настроен и творчески подходит к делу (имеет творческое отношение к жизни в целом)
  • Психически здоров (психические функции полностью развиты и в психике нет отклонений)
  • Автономный и независимый (бесплатно для творчества)
  • Спонтанный (естественный, сохраняет детскую спонтанность)
  • принимает вещи такими, какие они есть (объективно, адекватно)
  • демократична и ориентирована на дружеское общение
  • оказывает положительное влияние на ученика и аудиторию
  • Может вызвать живой интерес к предмету обучения
  • верит в способности своих учеников
  • искренне радуется и сопереживает студентам
  • укрепляет самооценку у студентов.

Основные положения педагогики сотрудничества:

  • отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика;
  • тренировка без принуждения;
  • идея о трудной цели (перед учеником ставится самая трудная цель и вселяется уверенность в ее преодолении);
  • сотрудничество учителей;
  • Сотрудничество с родителями.
  • личностный подход к образованию;
  • самоанализ (индивидуальный и коллективный разбор учеников, самого учителя;
  • саморазвитие, самореализация студентов;
  • коллективная творческая образовательная деятельность;
  • творческое самоуправление студентов.

Свобода и сотрудничество

Большинство воспитывается не на примере, как это принято считать, а на отношении, собеседовании и сотрудничестве. Педагогика конкретно занимается вопросами сотрудничества с частью человечества, которая называется словом «дети». Педагогика - наука об искусстве сотрудничества.

Он считал одну меру хорошего или плохого образования: стимулирование интереса детей к обучению. Детям интересно учиться, их глаза светятся - хорошая школа; скучно им, мучительно, «тупые глаза без цвета» - плохая школа. Студенческая свобода была показателем качества обучения. Все принуждения указывают на недостатки метода обучения. Свободная школа - это не то место, где свобода от обучения, а то, где она великолепно преподается, и поэтому ученики чувствуют себя свободно.

«Педагогика для всех» начинает разговор о свободе с прозаических и актуальных рассуждений о независимости. И вскоре речь заходит о выделении основных центров внутреннего мира человека.

Из этих парадоксальных изменений сегодняшней целесообразности и вечной необходимости раскрывается фейерверк с опровержением ответов, даже не предложенных кем-либо, но вопросов, наиболее распространенных вопросов о воспитании.

Облегчает ли жизнь детей, давая им большую свободу? Вопрос сложный. Свобода не облегчает, а усложняет жизнь, ставит человека перед необходимым трудом нравственного выбора. Делая выбор, мы опасно облегчаем жизнь детям.

Должны ли мы стремиться улучшить ребенка или улучшить себя? Обе немногие, которые преуспевают. Но каждый может изменить свое отношение к ребенку.

Характер воспитывается в противостоянии с трудностями; Правильно ли защищать детей от них? Ни да, ни нет: главное в вопросе отсутствует. Человек готов к тому, чтобы испытать по-настоящему серьезные моральные испытания именно из-за того, что он не заботится о мелких запретах и ​​не имеет привычки использовать свободу как разменную монету.

Наконец, самое болезненное, самое серьезное для школы утверждение: культуры недостаточно для образования. Из развития культурных форм не следует преобразование души. Встреча с ними может стать только поводом, а не эликсиром нравственного роста. Культурные и моральные ряды далеко не гармоничны; тот или иной должен отдать предпочтение.

В разговоре об образовании слова «свобода» и «сотрудничество» были тесно связаны. С нами этот резкий поворот мысли каким-то образом стал общепринятым в нашей стране: движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не ведет.

И снова, подтверждение этой зависимости скрывает как самую возвышенную сторону, так и самую практичную; самая естественная педагогическая ситуация, с которой сталкивается любой, кто вдохновлен мыслями о свободе в образовании.

«Если вы дадите детям полную свободу, но не создадите кооперативных отношений, главное в воспитании внутренне свободного человека выпадет - обострение совести. Именно в сотрудничестве, в стремлении работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимной мотивации, которая делает требование ненужным, и рождается добросовестное отношение к людям, работе, обязанностям. »

Сотрудничество порождает это парадоксальное и спасительное сближение: оно умудряется неразрывно связать игру и бизнес, жесткий и пластичный; общение с подсказками, улыбками, полусловами и приблизительными определениями; неуклюжий, застенчивый, преодолевая неприятности - и блестящие легкие удары мастерства. В течение многих лет общенациональная борьба за педагогику сотрудничества, развернутая Матвеевым и Соловейчиком, развивалась аналогичным образом: она сложная, грубая, напористая - и благоговейно утонченная, возвышенная, тщательно очищенная ... Старомодная. Непроизносимым. Беззащитно. В тонкой игре всех усилий.

Многие считают, что есть какой-то способ поощрения независимости, другой способ воспитать смелость и третий способ воспитать честность. Мы все думаем, что недостатки ребенка похожи на совокупность болезней, и каждая болезнь имеет свою таблетку. Нет не правда.

Как научить независимости? Очень просто! Нужно помочь ему создать такой внутренний мир, наделить его такой душой, таким духом, чтобы он не убегал от свободы, но стремился к ней и знал, как контролировать себя на большом.

Первая цель образования, явная и бесспорная, это независимость. Надо воспитывать ребенка и ставить его на ноги, чтобы он был достаточно развит и воспитан, крепок духом, чтобы он не зависал на людях и не зависел от них.

Но образование практически бесполезно и не ведет к независимости, если человек не развивает внутреннюю независимость, жизненный характер, от которого зависят все другие качества, не укрепляется.

Когда-то путь воспитания соответствовал образу жизни. От взрослого сына требовалось послушание, но ведь ему давали больше, а не меньше, чем сейчас. Ему дали дом, или наследство, или приданое для начала экономики, ему дали профессию, ему дали готовый образ жизни.

Способ образования отличается от образа жизни. Подрастает молодой человек, которому придется выбирать профессию, выбирать жену, выбирать образ жизни - и он воспитывался методами, разработанными тысячу лет назад.

Секрет слова «независимость», который ускользает от нас, заключается в том, что независимость означает свободу. 

Кто-то (родители, сверстники, закон) наказывает человека, который не свободен за ложный выбор; человек, который наказывает человека за неправильный шаг, наказывает жизнь. Свобода человека определяется источником наказания за ошибки; человек совершенно свободен, если источник наказания находится в нем самом, и больше нигде. Его собственная совесть наказывает его, и только она. Чем шире, чем значительнее выбор путей и путей, тем меньше у человека свободы от серьезной внутренней ответственности.

Получается, что общее количество свободы является некоторой постоянной величиной. По мере увеличения внешней свободы увеличивается и свобода от необходимости делать выбор, нести ответственность за свою судьбу, свобода от совести. А полная свобода поведения - это полное внутреннее отсутствие свободы, чрезвычайно напряженная моральная и духовная жизнь. Напряженный, сложный, опасный! Для неразвитых людей это буквально невыносимо - насколько трудна, например, жизнь некоторых молодых парней «в гражданской жизни» по сравнению с армией.

Но почему некоторые дети и подростки, имеющие свободу, расслаблены, а другие распущены?

Разница в том, как свобода пришла к ним. Ответственность - это не свобода, которая дается или дается, а та, которая получается своими силами. Ребенок и подросток развивают не свободу, как они иногда думают, а свои собственные действия для получения свободы, самоосвобождения.

Когда ребенок должен освободиться от опеки своих родителей, когда он борется за свободу в семье, скандалы в стиле кухни не дают толчка развитию. Подросток обретает внешнюю независимость - чтобы превратить ее в зависимость от сверстников. Для него свобода - всего лишь козырь: он получил его здесь, продал там. Самоосвобождения не происходит.

Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значимости противника. Одно дело избавиться от мелких родительских запретов, другое - избавиться от тьмы, трусости, социальной несправедливости и господства злых людей.

Если в семье мир, если ребенок с первых шагов чувствует себя свободным и знает вкус независимости, то его стремление к самоосвобождению растет, он стремится стать лучше, сильнее, пытается освободиться от собственной слабости, неумелости ищет мастерства в своем любимом творчестве - только мастер независимый и свободный. Самоосвобождение, по сути, то же самое, что и самообразование, но первое из двух слов описывает процесс более точно. Освободиться больше, чем быть образованным.

Стремление к самоосвобождению, поддерживаемое старейшинами, дает независимого, свободного, образованного человека.

Для духовно развитой свобода - это крылья; для неразвитых это бремя. Спешите избавиться от себя, наденьте на себя другого! Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как они думают, а облегчают ее. Мы принимаем выбор. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность, мы получаем право на наказание от жизни, мы ставим тупик на источники независимости. И если мы будем постоянно наказывать, осуждать, комментировать, то вырастут люди, которые боятся независимости, боятся свободы.

Человек меняется не от манипуляций, которые с ним делают, не от влияний, а только от собственных умственных усилий, возникающих в его отношениях с людьми. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что человек - это узел отношений.

Образование принципиально двойственное, у него два ряда. Один ряд - культурные, культурные навыки поведения, умственное развитие, обучение - все, что в прежние времена в богатых семьях давали воспитатели.

Еще одна серия - это мораль, умение справляться с целями и умение выбирать моральные средства.

По мнению большинства, обучение означает привитие культурных навыков. На самом деле, обучать - значит учить человека, как относиться к людям и бизнесу по-человечески.

Моральное воспитание - воспитание без образования, без специальных педагогических мер и мер. Ему нужна трата души, а не времени, не нервов. Если мы выбираем культурную линию, но мы ничего не можем добиться от ребенка, мы становимся все более злыми, более нетерпимыми, все реже и меньше любим того, кто нас разочаровал, и это становится все хуже и хуже. Если мы делаем второй выбор, моральный, мы постепенно учимся находить выходы, мы развиваем изобретательность, определенный педагогический прием, мы становимся лучше, даже не занимаясь самосовершенствованием, не думая об этом - и наши дети становятся лучше.

Влияние образования - пассивная педагогика. Мы наметили в своей голове определенный курс в виде образа ребенка, и теперь все наши действия определяются не нами, а ребенком. Немного он отклонился - мы начинаем отвечать. Если бы он следовал заданной траектории, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем только его недостатки.

Моральное и духовное воспитание - активная педагогика. Мы призываем к самоосвобождению, вызываем чувство сочувствия, пробуждаемся хорошо. Мы сами не спим в наших душах и не позволяем нашим детям засыпать в их душах.

Одна педагогика подчеркивает, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: нужно, чтобы ... нужно, чтобы.

Другая педагогика фокусируется на том, как достичь этих хорошо известных «должен, должен, должен». Она говорит: надо, надо ... надо, надо.

Чтобы дети росли как моральные люди, нам нужно получить от ребенка только то, чего мы можем достичь, не посягая на него. Так и получается - но не так.

На самом деле, как мало нужно для хорошего воспитания! Надо только понимать, что нет двух отношений к ребенку - человеческого и педагогического. Есть один, один и только один: человек.

Вывод:

Педагогика кооперации не придумана, на нее невозможно получить патент. Экспериментальные учителя только видели ее, смогли увидеть в результате своих многолетних сложных экспериментов. Они научились хорошо учить всех, не разделяя детей в соответствии с их способностями и в то же время предоставляя каждому возможность учиться на пределе своих сил, что ведет к развитию ребенка. И они обнаружили, что общим источником их поисков и находок является сотрудничество с детьми. Как оказалось, они изменили свои методы с одной целью: добиться сотрудничества.

Это единство отношений сотрудничества и новые методики, разработанные для сотрудничества с детьми, являются сутью педагогики сотрудничества.