Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся в воспитательной работе
Роль семьи в воспитании эстетических качеств ученика
Педагогическое мастерство учителя
Технологии организации и формирования классного коллектива


Введение:

В современном Казахстане продолжается формирование собственной национальной модели образования. Этот процесс сопровождается сменой парадигмы в обучении и образовании. Старое содержание образования заменяется новым; Традиционный объект - субъективная педагогика Ю. А. Коменского, И. Гербарта заменяется другим, адресованным ребенку, как субъекту образовательного процесса, который стремится к самореализации, самовыражению и самореализации.

Образование - это процесс преднамеренного воздействия, целью которого является усвоение ребенком социального опыта, необходимого для жизни в обществе, и формирование системы ценностей, принятой обществом. Таким образом, основной задачей образования является развитие личностных качеств студента.

Личность формируется в деятельности, поэтому в «Комплексной образовательной программе в образовательных организациях Республики Казахстан» серьезное внимание уделяется вовлечению студентов в самые разнообразные виды деятельности.

Одним из принципов современного образования является обучение через личностно-ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса - преподавателей и студентов, учащихся между собой, то есть общения.

Коммуникация - это тип социальных отношений, процесс человеческого взаимодействия, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями через слова и другими знаковыми системами.

Общение имеет большое значение в формировании психики ребенка, в развитии личности и формировании рационального, культурного поведения. Именно в общении происходит формирование личности ребенка, формирование его важнейших свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Кристаллизация черт, характерных для данного ребенка, в основном происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пытается, исправляет и формирует свой собственный стиль поведения.

Надо сказать, что проблема включения общения учащихся в учебный процесс давно разработана в педагогике.

В трудах классиков Коменский Ю.А., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и многие другие вопросы общения школьников решаются с достаточной тщательностью. В настоящее время общение в воспитании школьников развивается в трудах Клюева Н.В., Лисина М.И., Мудрика А.В., Цукермана Г.А. Есть хорошая теория, есть хорошие рекомендации. Но на практике, к сожалению, проблемы, которые волновали учителей сотни лет назад, остаются нерешенными. Главным из них является то, как формировать учебный процесс с учетом особенностей общения учеников, как оптимизировать процесс общения, чтобы влиять на результаты обучения.

Таким образом, поскольку решение проблемы поиска рациональных и эффективных форм обучения новой личности возможно за счет оптимального сочетания многовекового опыта педагогов с достижениями передовой педагогической практики, станет очевидной актуальность изучения. общение студентов в рамках теории воспитания личности.

Объектом исследования является общение, как один из важнейших этапов формирования личности младшего школьника, как целостного процесса.

Предметом исследования является воспитание младшего школьника в процессе общения.

Цель исследования: выявить особенности влияния общения на результаты обучения учащихся начальных классов.

В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сформулированы:

  1. Изучить научно-теоретические основы общения в образовании.
  2. Выявить особенности общения в образовании учащихся начальных классов.
  3. Разработать и опробовать систему заданий, реализующих обучение в общении младших школьников.
  4. Определить эффективность использования данной образовательной системы.

Методологической основой являются основные принципы концепции дидактического материализма, теория познания, теория личности и ее развитие в деятельности, теория целостного педагогического процесса, труды педагогов и психологов по проблеме исследования.

Методы исследования - изучение и анализ педагогической литературы; организация целенаправленной экспериментальной работы, которая включает наблюдение, педагогический эксперимент, беседу, анкетирование, тестирование.

Теоретическая значимость работы - найденный, теоретический и практический материал по данной проблеме проанализирован, обобщен, систематизирован. Раскрыта сущность общения, а также влияние общения на процесс обучения и формирования личности младших школьников, к каким специфическим положительным или отрицательным последствиям для формирования личности оно приводит, каковы образовательные возможности общения как условие для действительно полноценного развития личности.

Научно-теоретические основы общения в образовании

Сущность коммуникативного образовательного процесса

Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предыдущее поколение передает накопленный опыт следующему, который умножает и обогащает его. Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности. 

Обучение, осуществляемое в ходе педагогического процесса, представляет собой процесс систематического взаимодействия педагогов и учащихся. Основой образовательного процесса, основным источником формирования общественно ценных личностных качеств является деятельность учащихся, и чем разумнее эта деятельность строится, тем эффективнее учебный процесс - в этом его закономерность.

Одним из механизмов формирования и развития личности является межличностное общение. Согласно исследованиям многих психологов - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.И. Божович В.С. Мухина М.И. Лисина, общение является ведущим средством познания мира. 

Человек не может жить, работать, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и одновременно одним из главных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. 

В психолого-педагогических исследованиях общение выступает как средство познания реальности, универсального человеческого опыта. «Только в процессе общения мы можем получать новые знания о реальности для нас, только в процессе общения возможна передача социально-исторического опыта». 

Коммуникация - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата. 

Общение - это взаимодействие людей, входящих в него как субъектов. В то же время для общения требуются как минимум два человека, каждый из которых выступает как субъект.

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых в равной степени является носителем деятельности и предполагает это в своих партнерах. 

Лисина М.И. Он предлагает общение как взаимодействие людей, во время которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы построить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. 

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобретать определенные черты характера, интересы, привычки, наклонности, изучать нормы и формы нравственного поведения, определять жизненные цели и выбирать средства их реализации.

В психологии проблемы общения рассматривались, прежде всего, в работах А.А. Бодалева. Здесь были проанализированы феноменология, закономерности и механизмы коммуникации. Одним из аспектов психологического подхода к любой деятельности является выделение субъекта и объекта этой деятельности.

В деятельности общения объектом являются другие люди: их сознание, система мотивов, эмоциональная сфера, их установки и ценности. В зависимости от того, над чем именно мы работаем в психике человека, что мы намерены изменить в ней, психологическое содержание коммуникационной деятельности будет разным. В одном случае это будет сообщение о новых знаниях (информировании), в другом - изменение системы мотивов или ценностей (убеждений), в третьем - прямой импульс к действию. Таким образом, различные типы общения с точки зрения содержания различаются. 

Таким образом, общение - это способ выразить то или иное отношение к человеку или другим людям. 

Коммуникация - это тип социальных отношений, процесс человеческого взаимодействия, основанный на обмене мыслями и чувствами, духовными ценностями через слова и другими знаковыми системами. 

В педагогике существует такая вещь, как активное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, способностями и навыками. Активное общение оказывает непосредственное влияние на развитие человека, так как оно улучшает и обогащает его собственную деятельность. 

Таким образом, проблема общения широко изучалась, как в педагогике, так и в психологии, и в социологии, но существует определенное различие в научных подходах к изучению этой проблемы.

В психологии общение рассматривается как один из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В педагогике, в связи с решением проблем воспитания подрастающего поколения, существует иная точка зрения на рассмотрение проблемы общения - процесс воспитания в ней личности. Именно в общении и, прежде всего, в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, учителями, сверстниками и т. д.) Происходит формирование личности ребенка, формирование его важнейших свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Основной задачей обучения является развитие личностных качеств студента. Эти качества проявляются в большей степени в процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристаллизация черт, характерных для данного ребенка, в основном происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пытается, исправляет и формирует свой собственный стиль поведения. Активация взаимодействия помогает ускорить процесс формирования личностных качеств. 

В чем смысл общения детей в развитии образовательного процесса? Можно сделать вывод, что в деятельности каждого отдельного студента коллектив и общение играют незаменимую, позитивную роль. Этот вывод согласуется с мнением Пиаже, который в общении с индивидом выделил отношения со сверстниками и противопоставил их отношениям «ребенок-взрослый». В группе сверстников отношения равны и симметричны, а между ребенком и взрослым (независимо от того, насколько они демократичны) - иерархическими и асимметричными. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, способность воспринимать точку зрения другого, развиваются только тогда, когда дети общаются друг с другом и организуют коллективную деятельность.

Одним из аспектов образовательной системы Джона Локка была организация активного общения ученика со сверстниками. «Общение со сверстниками - это своего рода« школа жизни », и часто она оказывается более эффективной, чем все книжные истины». 

В школьные годы общение как деятельность достигает качественно высокого уровня, так как дети начинают понимать мотивы своих сверстников, что помогает наладить с ними хорошие отношения. И если в детской команде установлены отношения доброжелательности, взаимной заботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечена благоприятная позиция в команде, его связи с одноклассниками становятся сильнее, его чувства коллективной чести, коллективной обязанности и ответственность усиливается.

Благополучие эмоционального благополучия, состояние защиты, как А.С. Макаренко так и называет, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих наклонностей детей, раскрывает красоту гуманных, чувствительных отношений людей друг к другу. Все это прокладывает путь к формированию гуманных человеческих отношений.

Так, А.С. Макаренко утверждал, что именно коллективное образование создает каждому человеку благоприятные условия для проявления его индивидуальности.

Только в процессе общения со сверстниками команда развивает среду, в которой у ребенка вырабатываются отношения ответственной зависимости и, следовательно, лучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.

Проблема единства развитого общения и гармоничного формирования личности студента в его работах всесторонне разработана В. А. Сухомлинским.

Какая основная сила объединяет детей в коллективе? Какая сила ведет к духовно обогащающему единству людей? Что создает истинную гармонию личного и социального? В. А. Сухомлинский отвечает на важнейшие вопросы современной практики и теории образования следующим образом: «Эта сила - забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом. 

Также В.А.Сухомлинский много писал о потребностях человека в человеке. «... не удовлетворяя эту потребность, человек не мог раскрыться как друг, товарищ и брат другого человека».

Идея Сухомлинского воспитывать в человеке потребности человека является универсальной основой воспитания, потому что развитая коммуникация, которая стимулирует объективную активность ребенка, заключается в том, что высшая гармония личности. То есть В.А.Сухомлинский предложил, чтобы воспитательные влияния осуществлялись через общение, коллективную деятельность, дружбу и дух товарищества среди школьников.

Таким образом, основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребенок выступает как субъектом, так и объектом общения. Круг и виды общения среди школьников разнообразны; они определяются социальной ситуацией развития ребенка, социальной ситуацией развития ребенка, его возрастом и индивидуальными особенностями.

Социально-педагогическая основа целостного подхода к воспитанию - это такая организация общения между учениками и такое управление им, при которой отдельные части, стороны и элементы целостного процесса воспитания наиболее тесно взаимодействуют с отдельными сторонами и личностные элементы каждого ученика.

Целостный процесс обучения может быть построен в соответствии с моделью личности, которая как проект выступает в качестве цели социальных отношений. Основой такой целостной личности является единство деятельности и развитые формы общения. То есть это единство проявляется в процессе деятельности всей своей системой, которая утверждает логику свободного развития всех, ориентированную на всестороннее развитие личности. Это означает, что любой вид деятельности, осуществляемый автономно, должен включать все существенные элементы развитых форм общения между учениками, которые способствуют всестороннему развитию личности студента.

Таким образом, для процессов обучения и воспитания в школе общение имеет познавательную ценность: оно позволяет вам всматриваться в другого человека и с его помощью оценивать ваши собственные мотивы, стремления и человеческие качества. Другими словами, общение поощряет самопознание.

Рассматривая целостный процесс обучения как живое взаимодействие сторон, необходимо остановиться на особенностях коммуникативной и коммуникативной активности младших школьников и их отражении в образовательном процессе.

Особенности общения в образовании учащихся начальных классов

Деятельность учителя начальной школы очень специфична. Учитель работает и учителем, и классным учителем. От его работы во многом зависит то, насколько успешно будет продолжаться жизненная деятельность ребенка в школе. Особенно важно знать возрастные особенности детей: из-за их пренебрежения интеллектуальные, моральные и творческие способности ребенка не полностью реализованы. Поэтому очень важно учитывать специфику этого возраста.

Младший школьный возраст - это период жизни ребенка от шести до десяти лет, когда он учится в начальной школе. Это особый период в жизни ребенка. Особенности младшего школьного возраста как основного элемента школьного детства нельзя считать окончательными и неизменными. Мы можем говорить только о наиболее характерных чертах этого возраста.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта, и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит за счет ассимиляции системы научных понятий. В начальной школе развивается потенциал личности ребенка, формируется его личность.

Особенности общения младших школьников заключаются в следующем. Когда ребенок входит в школу, происходят изменения в его отношениях с другими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, время, уделяемое обучению, увеличивается. Теперь дети проводят большую часть дня в контакте с окружающими их людьми: родителями, учителями, другими детьми. А учебная деятельность неразрывно связана с общением.

В то же время меняется содержание общения, оно включает темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем их сверстники, так как говорят, что учителя для них очень высокие. Общение с учителем в этот период чрезвычайно важно для каждого ребенка. Богданова и В.И. Петрова отмечает, что «учитель в жизни младших школьников занимает особое место среди других взрослых. Учитель - это человек, через которого ребенок оценивает взрослых и его товарищей, школа со своими правилами и требованиями».

Но уже к III-IV классам ситуация меняется. Педагог как личность становится менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой для детей, и их интерес к общению со сверстниками растет, который постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. 

В начальной школе круг друзей ребенка начинает быстро расти, и личные привязанности становятся более постоянными. Общение переходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы своих сверстников, что помогает наладить с ними хорошие отношения. В начальный период обучения, с 6 до 8 лет, впервые создаются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы не существуют долго и, как правило, недостаточно стабильны по составу.

Дети младшего школьного возраста по-прежнему проводят много времени в различных играх, но их партнеры по игре все чаще становятся не взрослыми, а сверстниками. В детских группах во время игры их особые отношения устанавливаются с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений.

Таким образом, наряду с внешним изменением характера общения происходит его значимая внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению для ребенка определяется в основном оценками учителя, успехами в учебе, то в III-IV классах появляются признаки различной мотивации для межличностного выбора, связанного с независимой оценкой со стороны Изучение личных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяемый фразой «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой сознательное отношение ребенка к себе, к окружающим его людям, событиям и поступкам - такое отношение, которое он может четко выразить своими поступками и словами.

Появление внутренней позиции становится поворотным пунктом в дальнейшей судьбе ребенка, определяющим начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт установления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система моральных норм, которой он следует или пытается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

Роль и значение общения младших школьников в образовательном процессе заключаются в первоначальном усвоении нравственных норм и правил поведения, формировании ценностных ориентаций. В процессе межличностного общения дети пытаются анализировать опыт других людей и на этой основе формировать собственный опыт. Уже многие моральные действия совершаются ими по собственной инициативе.

Коммуникация в образовательном процессе в начальной школе, предшествующие действия, которые сопровождают это и последующие действия, являются источником сложных отношений между студентами и источником их самопознания и саморегуляции. Коммуникация оказывает эффективное влияние на формирование коллектива и личности учащегося, на его самопознание, самосознание, самооценку, моральные установки, образ жизни.

Младший школьник действует в коммуникативной деятельности в двойной предметно-объектной позиции: он одновременно воздействует на сверстников и воспринимает их мысли, суждения, чувства, развивая собственное отношение к ним.

В заключение к главе можно сформулировать следующее. Роль общения в образовательном процессе очень велика. Именно в общении происходит передача морального, духовного опыта, культуры поведения, его усвоение и на этой основе выработка их собственных привычек и навыков.

Мерилом воспитания, сформированными личностными качествами являются не слова, а поведение и поступки. Общение очень важно для приобретения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнений в действиях и действиях. А формирование личности в процессе общения младших школьников обеспечивается только целенаправленным руководством со стороны учителя. При этом условии управление деятельностью младших школьников становится методом обучения. Поэтому необходимо учитывать содержание деятельности учителя в организации общения младших школьников с воспитательной работой.

Анализ влияния общения на результаты обучения учащихся начальных классов

Анализ возможностей общения в воспитательной работе

Принцип единства целей обучения и воспитания основан на процессе воспитательной деятельности, возможности внедрения не только обучения, но и воспитания в практику школы.

Создание в начальной школе соответствующих условий для обучения младших школьников происходит в соответствии с решением новых проблем, возникающих в результате школьной реформы для начального образования.

В соответствии с государственными образовательными стандартами основной задачей начального образования является воспитание личности учащегося на основе формирования учебной деятельности, личного отношения к окружающей среде, овладения этическими, эстетическими и нравственными нормами. 

В связи с этим основной задачей начального этапа является формирование у учащихся интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности к активно-активному взаимодействию с внешним миром (с природой, другими людьми, собой и т. д.).

В основе определения и построения содержания образования на начальном этапе лежат такие принципы, как обеспечение интегративного характера образования, нравственности, эстетического вкуса, экологической культуры, здорового образа жизни студента на основе лучших традиций, обычаев. духовное и культурное наследие народа. 

Ориентация учебной цели на воспитание личности учащегося свидетельствует о целесообразности формирования нравственных качеств и базовых аспектов культуры и основ общения у младших школьников, поскольку посредством общения ребенок удовлетворяет свои потребности для участия в разнообразных творческих, проблемных ситуациях, вооружен необходимыми знаниями и навыками.

Образование становится активной силой воспитания и развития, и если жизнь проходит через нее, все, что важно, - это то, что она обеспечивает содержание для развития личности, для взаимодействия учеников, служит поводом для борьбы мнений, отстаивания свои взгляды. В то же время самое важное в образовательном процессе - это совершенствование - общение младших школьников: передача накопленных духовных ценностей (познавательного опыта, черт характера) друг другу, формирование привычек, уровня жизни, обычаев, поведение, рождение и развитие личных и коллективных перспектив.

Организация урока в форме общения создает все условия для всестороннего формирования личности младшего ученика. В общении и коллективной деятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд социально значимых способностей.

В достижении целей воспитания каждый элемент начального образования имеет свое место и играет свою определенную роль. В то же время на вооружение выходит не вооружение определенным количеством предметных знаний, навыков и умений, а личное воспитание на основе формирования учебной деятельности младших школьников, которая становится основой для овладения знаниями, умениями и навыками.

Структура этих знаний, умений и навыков обеспечивает адаптацию младшего школьника к окружающей природной и социальной среде, формирование его социального статуса, его овладение различными способами работы и приемами, методами познания мира.

Предмет «Познание мира» обеспечивает адаптацию ребенка к природной и социальной среде. Основным источником содержания образования здесь является окружающий мир в трех его составляющих: человек, природа, общество.

Содержание предмета «Познание мира» выгодно отличается от того, что оно, обеспечивая школьников младшего возраста широкой информацией из различных отраслей научного познания, культуры, оснащает их методами познания мира. Это реализует эффективность обучения грамотного общения с внешним миром. 

Обучение и воспитание через общение создают благоприятные возможности для формирования социально значимой личности и проявления ее индивидуальности. В общении развивается гибкость мышления, преодолеваются инерция и стереотипы, что необходимо для ориентации молодого ученика в современном быстро меняющемся мире.

С точки зрения содержания, логики и структуры субъект «Познание мира» характеризуется следующими важными особенностями: во-первых, блок «Человек» является новым. Здесь студенты начинают узнавать о человеке со всеми его отношениями с внешним миром: «Человек - это живая природа», «Человек - это другие люди», «Человек - это материальная и духовная культура» и т. д. В то же время внимание уделяется сосредоточены не на абстрактной сущности этих понятий, а на их реальном проявлении.

Основная цель обучения русскому языку в начальных классах - научить умению использовать родной язык в различных ситуациях общения, потому что связь человека с реальностью, с внешним миром, происходит через язык. Язык и общество неразрывны. С обогащением сознания формы общения развиваются и становятся более сложными, и, следовательно, язык развивается и становится более сложным.

Язык связан с мышлением. Язык - это средство проектирования, выражения и передачи мыслей, средство общения между людьми. С помощью языковой, образовательной деятельности формируются виды речевой деятельности школьников.

Язык и математика считаются ведущими предметами, которые предоставляют студентам необходимые знания о естественных (родных) и искусственных (математика) языках, развивают речевую деятельность, формируют навыки в устной и письменной форме, чтобы правильно передать свои мысли, способствуют восприятию мир, отражая его в художественных словах и математических формулах, с помощью которых реализуется способность человека участвовать в различных коммуникативных ситуациях.

В целом русский язык имеет особый статус среди других учебных дисциплин: он является предметом обучения, средством обучения в других дисциплинах и средством общения. Функции языка связывают его с внешним миром, реализуя способность ребенка участвовать в различных коммуникативных ситуациях, познавательных, информационных процессах. Следовательно, язык обеспечивает, прежде всего, связь с литературой, с художественной литературой, с источником знаний о человеке, об обществе, о моральных ценностях социального мира. Таким образом, процесс познания, развития культуры поведения проходит через язык. Поэтому процесс развития речевой деятельности связан с познавательной деятельностью человека, с исследованиями человека.

Предметы «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическое воспитание», «Труд», организующие особенности целостного образовательного процесса, формирующие эстетические и этические формы сознания, создают предпосылки для уравновешивания воли, физического здоровья, формирование основных привычек, характеризующих здоровый образ жизни.

Роль общения в трудовом воспитании младших школьников и в организации их труда ничем не заменит. Общение стимулирует проявление взаимности к конечным результатам труда, взаимопомощи.

Общение открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала человека. Спортивно-развлекательные и художественно-эстетические мероприятия, организованные в условиях свободного общения, стимулируют содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к реальности и овладение широким спектром специальных знаний и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию учеников, вызывают чувство коллективного сочувствия, симпатии, совместного чувства эмоциональной и моральной атмосферы и ее совместного творчества.

В результате анализа содержания программы обучения на начальном уровне общеобразовательной школы было выявлено, что решение основных задач обучения в начальной школе также реализует такие образовательные задачи, как:

  • формирование личного отношения к миру;
  • овладение моральными нормами;
  • формирование и развитие познавательной деятельности и творческих способностей;
  • формирование основ научного мировоззрения и расширение мировоззрения;
  • развитие сознательной дисциплины и культуры поведения;
  • формирование здорового образа жизни;
  • развитие культуры речи, дружелюбия и социальной активности.

Общение на уроках делает любой урок более интересным, живым, воспитывает у учащихся осознанное отношение к воспитательной работе, позволяет многократно повторять материал, помогает учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, навыки и способности учащихся с минимальное время

Таким образом, в учебном процессе очень важно, чтобы учащиеся живо общались друг с другом и с учителем, поскольку характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми во многом определяет его эффективность.

Выявление эффективности общения в образовании учащихся начальных классов

Соотношение материалов для анализа возможностей общения в воспитательной работе, полученных в результате изучения государственных образовательных стандартов, послужило отправной точкой для разработки программы экспериментальной работы.

Целью экспериментальной работы является разработка и апробация форм организации учебного процесса с использованием коммуникативной активности младших школьников. Эффективность экспериментальной работы определяется достигнутым уровнем образования младших школьников.

Экспериментальная работа проводилась в 3-м классе «А» в условиях естественно-педагогического процесса на базе школы-гимназии № 5 г. Шахстинска в 2006 году. В исследовании приняли участие 28 детей.

Управление процессом обучения невозможно без обратной связи, что несет в себе характеристику его эффективности. Под эффективностью образования понимают степень соответствия достигнутых результатов целям образования. Диагностика помогает определить степень соответствия ее конструкции. Для того чтобы оценить эффективность образовательного процесса, необходимо изучить деятельность и поведение образованного. Данные диагностического исследования сопоставляются с исходными характеристиками, разница между начальными и конечными результатами определяет эффективность учебного процесса.

Разработка критериального аппарата включает определение личностных качеств младшего школьника, которые бы характеризовали уровень его воспитания.

Воспитание младшего школьника определяется такими сформированными личностными качествами, как нравственность, культура речи, поведение. Также показателями воспитания студентов являются их общение и взаимоотношения в коллективе, со сверстниками, пожилыми людьми и т. д. Характер, культура общения и поведение учащихся во многом определяют эффективность образовательных воздействий на личность.

Важным критерием общего воспитания личности ученика начальной школы является его активность. Учебная деятельность - это качество деятельности человека, которое проявляется в отношении младшего студента к содержанию и процессу учебной деятельности, в его стремлении эффективно овладеть знаниями и методами деятельности в оптимальное время.

Таким образом, критерий аппарата для задачи исследования включает в себя следующие критерии:

  • уровень формирования нравственных качеств;
  • уровень формирования культуры поведения и общения;
  • уровень образовательной деятельности.

Уровень развития нравственных качеств человека включает в себя способность руководствоваться в своем поведении нравственными мотивами, самостоятельностью и осознанностью поведения.

Для выявления уровня формирования нравственных качеств были определены следующие показатели:

  1. Моральные представления: честность, справедливость, ответственность, доброжелательность.
  2. Осознание нравственных норм.
  3. Применение моральных идей и норм в деятельности.

Высокий уровень формирования нравственных качеств человека характеризуется формированием нравственных представлений, сознательным применением моральных норм в практических действиях, а также самоконтролем.

Средний уровень формирования нравственных качеств - младший ученик имеет четкие представления о правилах поведения и нравственных нормах, но не руководствуется ими в практических действиях.

Низкий уровень - нет элементарных представлений о морали.

Этот показатель измеряется путем опроса младших школьников, а также анализа их поведения. 

Уровень формирования культуры поведения и общения характеризуется следующими показателями:

  1. Необходимость дружелюбия, вежливости в общении со сверстниками;
  2. Умение быть внимательным к другому ребенку, замечать его настроение, помогать или не вмешиваться в выполнение заданий;
  3. Сознательное отношение к своим действиям и действиям сверстников.

Эти показатели определялись по уровням:

  1. Высокий - был выдвинут за формирование необходимости соблюдать дружелюбие и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, умение быть внимательным к другим детям, анализировать их действия и действия сверстников.
  2. средний - был поставлен для формирования необходимости соблюдать дружелюбие и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, но допускались незначительные недостатки в способности быть внимательными к другим детям; Не всегда сознательное отношение к своим действиям.
  3. Низкий - было установлено, что ребенок не всегда соблюдает дружелюбие и вежливость в совместной деятельности с другими детьми, не знает, как быть внимательным к другим детям, действует только по аналогии, не знает, как анализировать свои собственные действия, делает это только под руководством учителя.

Уровень формирования образовательной деятельности представляет собой совокупность следующих показателей:

  1. Любопытство - это личностная черта, которая обеспечивает состояние готовности и постоянное стремление младшего ученика овладеть новой информацией.
  2. Инициатива - это волевое качество человека, благодаря которому ребенок действует творчески. Это активная и смелая гибкость действий и действий ученика начальной школы, отвечающая условиям обучения. Этот показатель делится по степени формирования качества на высокий, средний, низкий.
  3. Высокий уровень характеризуется ярко выраженным познавательным интересом, постоянством стремления к новым знаниям, умением активно и творчески мыслить;
  4. Средний уровень - умеренность в стремлении к новым знаниям, ребенок действует как бы по указанию;
  5. Низкий уровень - слабое выражение познавательной потребности или ее полное отсутствие.

В процессе экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению воспитания младших школьников были получены результаты.

Таким образом, выяснилось, что у большинства учащихся начальной школы не было нравственных качеств и культуры поведения, а также образовательной деятельности.

С учетом результатов было принято решение о проведении воспитательной работы. Формирующий эксперимент экспериментальной работы включает в себя разработанный комплекс для воспитательной работы, который включает в себя все формы общения младших школьников.

Особенность этого комплекса заключается в том, что воспитательная работа проводится как во время обучения, так и во внеурочное время. Это объясняется следующим. Для детей младшего школьного возраста ведущая образовательная деятельность. В этом возрасте это больше всего влияет на развитие детей и определяет появление многих новообразований. Развивает одновременно умственные способности и личностные качества.

Поэтому в воспитательной работе в базовом цикле начальной школы используется набор уроков: «Русский язык», «Математика», «Знание мира», «Литература». Эти уроки построены в форме активного общения, дискуссий, групповых форм работы, экскурсий с последующим обсуждением. 

Организация таких уроков эффективна в любой образовательной программе:

  • Во-первых, все студенты работают, более того, целый урок.
  • Во-вторых, вы можете быстро организовать проверку любой задачи путем взаимного контроля.
  • В-третьих, в коллективной работе есть огромный потенциал для развития общения и речи студентов.

Вне школьных занятий был принят ряд мер для развития культуры поведения, общения и развития нравственных качеств личности. 

В результате таких уроков и внеклассных занятий дети развивают:

  • умение замечать состояние других людей и выстраивать общение в соответствии с ним.
  • умение показать свое воспитание в процессе школьников, выполняющих индивидуальные задания по предмету;

Таким образом, в формирующем эксперименте по воспитанию младшего школьника в процессе общения были использованы следующие методы:

  • воспитание младшего студента в процессе его обучения;
  • обучение младшего школьника внеклассным занятиям с использованием игры и различных групповых занятий;
  • Привлечение внимания молодого ученика в особой беседе к личностным качествам. Следует подчеркнуть, что каждый человек с детства начинает формировать различные качества, которые впоследствии применяются человеком в работе и общении с другими.

Мы выбрали оптимальные формы и методы обучения, используя общение, коллективную деятельность младших школьников. При планировании и проведении эксперимента учитывались психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

На заключительном этапе, состоящем из контрольного эксперимента, мы исследовали эффективность работы системы. Как и в констатирующем эксперименте, использовались методы опроса, а также изучение практических учебно-игровых совместных действий детей.

Результаты, приведенные в таблице, показывают, что, в целом, показатели, характеризующие воспитание младших школьников, увеличились у детей, что положительно характеризует сложившийся учебно-методический комплекс по совершенствованию воспитательной работы.

Динамика показателей такова:

  • Количество детей с высоким уровнем формирования нравственных качеств увеличилось на 28%. При среднем уровне - снизился на 7%. Низкий - снизился на 21%, то есть до нуля.
  • Показатель уровня культуры поведения и общения изменился следующим образом: количество детей с высоким уровнем возросло с 29% до 57% - т.е. на 28%, количество детей со средним уровнем образования уменьшилось на 10 %, количество детей с низким уровнем снизилось на 18% и составило всего 2 человека.
  • Образовательная активность детей также возрастает: только два человека (7%) остались на низком уровне, количество детей с высоким уровнем возросло на 10% и составило 6 человек по сравнению с 3 на начальном этапе.

На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что наша экспериментальная работа оказала влияние на образование младших школьников, постепенно и целенаправленно формируя их внутреннюю готовность к осознанному и независимому осознанию своего места в обществе, а также корректируя и осознавая перспективы их развития. развитие. Что подтвердило нашу гипотезу. Это может мотивировать внедрение развитого образовательного комплекса в учебный процесс в школе-гимназии № 5 г. Шахтинска.

Рекомендации по организации воспитательной работы:

  • диверсифицировать подход к выполнению различных задач
  • создать условия для студентов для необходимого использования воспитания в учебном процессе

Для занятий рекомендуется применять следующие задания:

  1. Задачи «конфликтного» характера для учащихся развивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение независимо от взглядов учителя и других учащихся.
  2. Внедрение «учитель-ученик» «демократическое» общение в учебный процесс и вне учебной деятельности; «Студенческий учитель»; «Студент-ученик», в котором ученик выражает свое мнение, имеет право соглашаться или не соглашаться с мнением учителя.

Вывод:

Коммуникация - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на координацию и объединение их усилий с целью выстраивания отношений и достижения общего результата.

Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобретать определенные черты характера, интересы, привычки, наклонности, изучать нормы и формы нравственного поведения, определять жизненные цели и выбирать средства их реализации.

Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребенок выступает как субъектом, так и объектом общения. Круг и виды общения среди школьников разнообразны; они определяются социальной ситуацией развития ребенка, социальной ситуацией развития ребенка, его возрастом и индивидуальными особенностями.

Когда ребенок входит в школу, происходят изменения в его отношениях с другими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, время, уделяемое обучению, увеличивается. Теперь дети проводят большую часть дня в контакте с окружающими их людьми: родителями, учителями, другими детьми. А учебная деятельность неразрывно связана с общением.

Создание в начальной школе соответствующих условий для обучения младших школьников происходит в соответствии с решением новых проблем, возникающих в результате школьной реформы для начального образования.

Образование становится активной силой воспитания и развития, и если жизнь проходит через нее, все, что важно, - это то, что она обеспечивает содержание для развития личности, для взаимодействия учеников, служит поводом для борьбы мнений, отстаивания свои взгляды. В то же время самое важное в образовательном процессе - это совершенствование - общение младших школьников: передача накопленных духовных ценностей (познавательного опыта, черт характера) друг другу, формирование привычек, уровня жизни, обычаев, поведение, рождение и развитие личных и коллективных перспектив.

Организация урока в форме общения создает все условия для всестороннего формирования личности младшего ученика. В общении и коллективной деятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и ряд социально значимых способностей.

В процессе экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента по выявлению воспитания младших школьников было выявлено, что у большинства младших школьников отсутствуют нравственные качества и культура поведения, а также учебная деятельность.

С учетом результатов было принято решение о проведении воспитательной работы. Формирующий эксперимент экспериментальной работы включает в себя разработанный комплекс для воспитательной работы, который включает в себя все формы общения младших школьников.

Результаты контрольного эксперимента показывают, что в целом показатели, характеризующие воспитание младших школьников, увеличились, что положительно характеризует сложившийся учебно-методический комплекс по совершенствованию воспитательной работы.

На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что наша экспериментальная работа оказала влияние на образование младших школьников, постепенно и целенаправленно формируя их внутреннюю готовность к осознанному и независимому осознанию своего места в обществе, а также корректируя и осознавая перспективы их развития. развитие. Что подтвердило нашу гипотезу. Это может мотивировать внедрение развитого образовательного комплекса в учебный процесс в школе-гимназии № 5 г. Шахтинска.