Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.П. Щетинина, И.П. Иванова и др.

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория и технология развивающего обучения
Принципы педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике
Технология проблемного обучения в школе
Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)


Введение:

Тема данной работы - Педагогическая система И.П. Волкова "актуальна и полезна в наше время. Речь пойдет о педагогической деятельности, педагогических системах и конкретно о педагогической системе И.П. Волковой. На первый взгляд может показаться, что это довольно специфическая область знаний, необходимая только учителям, Педагоги, будущие учителя, но это не так. Знание педагогических основ будет полезно любому человеку, например, каждая семья воспитывает детей, а для достижения наилучшего результата необходимо знать основы педагогики.

Благодаря изучению этой темы формируются представления о педагогике, педагогических системах и отношении Волкова к этому вопросу. Волков Игорь Павлович - преподаватель, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982), занимался проблемой образования. Его основной инновационной идеей является создание механизма для реализации творческих способностей детей и реализации педагогического руководства для развития личности каждого учащегося.

Суть работы: изучение педагогической системы И.П. Волковой.

Цель данной работы - раскрыть понятие «педагогическая система», рассмотреть педагогическую систему Волкова, раскрыть ее сущность. Формулировка самой темы предполагает решение трех проблем. Во-первых, изучить источники проблемы. Второе - определить понятие «педагогическая система»; Третье - рассмотреть педагогическую систему И.П. Волковой. Такие методы исследования, как изучение, синтез и анализ, адекватны поставленным задачам.

Исследовательский характер данной работы требует определения объекта и предмета исследования. В нашем случае объектом изучения является педагогическая система. Предметом является педагогическая система И.П. Волков.

Гипотеза: мы предполагаем, что педагогическая система И.П. Волкова способствует формированию у студентов интереса к творчеству, необходимости в нем.

Конструктивно эта работа выглядит следующим образом: введение, основная часть, заключение. После заключения следует список литературы.

Педагогическая система и ее виды

В педагогическом словаре теоретиков и практиков педагогики нередко в разных контекстах используется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т. д.). Однако при использовании этого термина первоначальное истинное значение часто не вкладывается в него.

Система - это упорядоченный набор взаимосвязанных элементов, различающихся по определенным характеристикам, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих в качестве интегрального явления во взаимодействии с окружающей средой. 

Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами. 

Педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества. Но поскольку взаимодействие носит избирательный характер (с индивидуальными лицами, свойствами), изменения в педагогической системе, ее перестройка и адаптация зависят от того, на какие или на какие элементы воздействует общество в настоящее время: укрепление материальной базы, улучшение содержания образования, забота о финансовом положении учителя и т. д. Важно отметить, что именно этот механизм раскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своего рода ключом к пониманию многих типичных ошибок при принятии управленческих решений. в области народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток улучшить педагогические системы лежат в несистемном, локальном подходе к трансформации элементов.

По сложному вопросу о компонентном составе педагогических систем нет единства взглядов среди исследователей. Это связано с тем, что выбор компонентов, то есть подсистем, может иметь различные причины. С другой стороны, педагогическая система может быть изучена в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления педагогической системы в статике достаточно выделить четыре взаимосвязанных компонента: учителя и ученики, содержание образования и материальную базу.

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс.

Педагогический процесс - это развивающееся взаимодействие воспитателей и приемных детей, направленное на достижение поставленной цели и ведущее к заранее определенному изменению состояния, трансформации свойств и качеств приемных детей. Другими словами, педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт превращается в черты личности.

Другими словами, он создан и действует для того, чтобы обеспечить оптимальный ход педагогического процесса.

Функция педагогической системы заключается в реализации целей, которые ставит перед собой общество.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового разнообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество строит систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Он, в свою очередь, со своими подсистемами имеет все социальные институты, которые выполняют образовательные функции и интегрированы в систему образования. Ведущей подсистемой (магистралью) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем с целью воспитания подрастающего поколения общество создает систему подготовки педагогов - средних специальных и высших педагогических учебных заведений как педагогических систем. Заботясь об уровне профессиональной квалификации, общество создает разные уровни педагогических систем профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Типы педагогических систем отличаются не по своим существенным характеристикам (они совпадают), а исключительно по своему назначению и, как следствие, по особенностям организации и функционирования. Так, в системе дошкольного образования основной является система образования детских садов, а ее опциями являются педагогическая система круглосуточных детских садов, детских садов для детей со слабым здоровьем и т. д.

В системе общего образования основой является педагогическая система «школа» с вариантами в зависимости от рабочего времени: традиционная, полупансион (школы с продленным днем), интернат (школа-интернат, детский дом, суворовская и нахимовская школы и т. д.). Вариантами «школьной» образовательной системы являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогичным образом, варианты для педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. Специальные педагогические системы имеют все основания включать учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции для юных натуралистов, юных техников, туристов и т. д.).

В специализированной литературе термин «педагогическая система» используется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подпадают отдельные компоненты педагогического процесса, набор организационных форм и т. д. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, молодежные организации. Неоднозначное значение, наряду с понятием «педагогическая система» в педагогической литературе, имеют понятия «система образования» и «дидактическая система». Более того, традиционные понятия «система образования» и «система обучения» не идентичны им, хотя часто можно увидеть смесь этих понятий, которые различаются по значению. Если «система образования» и «система обучения» являются относительно независимыми, условно выделенными частями педагогической системы, которые формируют ее в их диалектической взаимосвязи, то образовательные и дидактические системы являются средством для школы, чтобы эффективно решать свои проблемы. Учебно-дидактическая система - это не что иное, как динамическая педагогическая система, как педагогический процесс. Термины «система образования» и «дидактическая система» выражают те доминирующие задачи, для которых они созданы; это, однако, не означает, что в первом случае элементы обучения не предусмотрены, а во втором - обучение в процессе обучения не ожидается.

Любое учебное заведение, в основе которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторской педагогической системе, называемой авторской школой. Педагогические системы Ю.А. Комениус, К.Д. Ушинский Л.Н. Толстой А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Волкова и многие другие системы классических педагогов, современные инновационные педагоги и руководители учебных заведений.

В противном случае вам нужно подходить к творчеству отдельных учителей-новаторов, которые реализуют свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно дело, когда учитель творчески воплощает одну или несколько идей, которые часто не связаны друг с другом, и совсем другое, когда педагогический процесс основан на оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить о дидактической или образовательной системе автора. Это дидактические системы Л.В. Занкова Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова М.М. Махмутова, П.Я. Эрдниева и образовательные системы И.П. Иванова В.А. Караковский и другие.

Педагогическая система И.П. Волковой

Волков Игорь Павлович - учитель-новатор из города Реутово Московской области. Кандидат педагогических наук. Он обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многомерному построению процесса обучения творчеству.

В школе он преподавал рисование и пение. Во время работы он был убежден, что все дети были талантливы, у них было глубокое сознание и воображение, а также высокая приспособляемость к делу. Даже в младших классах они сами почти достигают некоторых методов рисования, проектирования. Убедившись в этом, он учится в самых обычных классах, т. е. не из специально отобранных учеников, вместо уроков труда и изобразительного искусства он проводит обобщенные творческие уроки. Изучая проблему развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают различными потенциальными способностями». И школа должна их идентифицировать и развивать. Итак, необходимо создать необходимые условия для цветения одаренных детей.

Решив научить детей творчеству, он приходит к выводу. В мире есть дети, которые одарены в основном в одной области: искусством, музыкой, спортом и т. д. Но это чрезвычайно редкий дар природы, и в общей массе у них есть обычные склонности, то есть потенциальные способности. Если вы создадите для них благоприятные условия, то они могут быть разработаны даже на высоком уровне. Но дело в том, что эти таланты появляются, так сказать, не в один момент, а некоторые раньше, другие позже. Это означает, что поиск и последующее развитие творческих способностей детей должно проводиться более одного года. Студенту должна быть предоставлена ​​возможность практически активно выражать себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчество нужно учить!

Творчество, индивидуальность, искусство, считает И.П. Волки появляются даже в минимальном отклонении от образца. Но для того, чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нам нужно как общее образование, как минимум минимальные общепрофессиональные знания.

Необходимо включать различные виды труда в учебный процесс и поощрять творчество детей. Для этого в начальных классах были разработаны творческие уроки.

Исходные принципы в оформлении и организации этих уроков Волков принял следующие:

  1. знание как основа творчества;
  2. строгий подбор учебного материала;
  3. повторение повторений;
  4. разностороннее развитие студента;
  5. формирование устойчивого интереса к ребенку;
  6. обучение грамотному выполнению работы под руководством взрослого;
  7. контроль учителя за работой учеников; индивидуальный подход.

Для построения учебного процесса инновационный учитель предлагает 19 видов работ. Используются принципы межпредметных связей и блочного изучения учебного материала. Отработаны методы труда, в результате создан креативный продукт.

Инновационная идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей детей и их развития. Начиная с 4-го класса была представлена ​​творческая книга школьника.

Содержит содержание самостоятельной и творческой работы учащегося, выполняемой в дополнение к учебной программе, примерно в следующих разделах:

  • Углубленное изучение программных и внеклассных предметов;
  • Экспериментальная и исследовательская работа (например, по истории; работа по искусству; участие в олимпиадах, конкурсах, конкурсах)

Это основные направления самостоятельной работы, ведь они более разнообразны. За 7 лет ведения книги у нее будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности лучше или хуже. К моменту окончания учебы профессиональные предпочтения и склонности студента вполне понятны.

Практика показала, что творческим занятиям в школе также нужны творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные классы после занятий.

Методология и организация в творческих комнатах значительно отличается от традиционных форм внеклассных занятий. И.П. Волков так их определяет:

  1. Учащийся любого класса может прийти в любое творческое помещение в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить собственный ритм работы (систематически или «время от времени»).
  2. В творческой комнате любого типа студент, независимо от возраста, получает начальное профессиональное образование.
  3. Организация и методы работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем1.

В течение года студент знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись сделана в «Креативной книге».

Урок творчества педагогических волков

Игорь Павлович в Творческой комнате.

Игорь Павлович выделяет три возможных варианта тренировочных схем.

Это зависит от объема изучаемого материала:

  1. по прямой (кратчайший путь),
  2. по дуге
  3. вдоль бесформенной кривой.

Он также определил пять систем обучения:

  1. линейно-последовательный;
  2. порванный;
  3. параллельный;
  4. блок-параллель;
  5. на основе ассоциативных отношений.

Автор раскрывает особенности этих систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.

В целом система И.П. Волкова способствует формированию у студентов интереса к творчеству, необходимости в нем.

Уроки из I.P. Волковой

Цель этих уроков - раскрыть способности детей, вооружить их общим трудом ZUN, позволяя им делать первые шаги в творчестве, воспитывать любовь и уважение к работе.

Такие уроки назывались условно, поскольку творчество - сложное, сложное явление, обусловленное многими социально-педагогическими психофизиологическими предпосылками. Ряд наук занимается изучением творчества и творческой личности. Название «уроки творчества» отражает ориентацию, «сверхзадачу», которую учитель имеет в виду при планировании и организации уроков. Научить креативности в отношении этих уроков - прежде всего, научить креативному отношению к работе, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни, которые не боятся работы. В то же время труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может существовать творческая личность. Любовь к работе, творческое отношение к ней невозможны без привычки работать, без развития умений, навыков, сообразительности и ловкости.

В процессе труда при изготовлении самых разнообразных продуктов у младших школьников развиваются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, настойчивость, настойчивость, любознательность, решительность, инициативность, независимость, способность выбирать работу и определять, как лучше ее выполнять. способность завершить работу, т. е. качества, без которых творчество невозможно. Эти черты личности (характеристики) все еще слабо развиты у младших школьников, и учитель уделяет особое внимание их формированию.

На творческих занятиях дети не только получают необходимый набор знаний и навыков, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это дает толчок проявлению творческих способностей. Успеху обучения способствует постоянное поощрение учителя нестандартного, оригинального решения и соответствующего отклонения от имиджа. А также обучение умению видеть общее в разных и различиях в общих явлениях, повторным упражнениям в анализе, обобщении и обобщении, передаче приобретенных знаний и навыков в новую ситуацию.

Эта система работы находится в зачаточном состоянии и в поиске. Многое еще предстоит понять, обдумать, обсудить. Дальнейшее совершенствование и усовершенствование этого, очевидно, позволит в большей степени, чем сейчас, целенаправленно формировать творческие способности детей, что позволит им выполнять действительно творческую работу, оригинальную и независимую от концепции до ее реализации.

Повсюду и на уроках творчества, и в творческой комнате, и в художественной студии на тренировке использовался алгоритм обучения, разработанный Волковым, когда все лишнее отбрасывается, а конкретная задача решается в кратчайшие возможные сроки.

У него было много учеников. Творческие работы школьников экспонировались в ЦДХ, в Манеже, на ВДНХ, в Музее Революции. В процессе преподавания, занимаясь проблемой вовлечения студентов в многостороннюю творческую деятельность, Игорь Павлович руководил различными кружками. Особенно большое место в его творчестве отводится занятиям с детьми в художественной студии. Логическим завершением этой работы стала его книга «Художественная мастерская в школе», которую он сам иллюстрировал.

И.П. Волков описал в 5 книгах, 7 брошюрах, многих научных статьях; Информация дается в журналах США, Японии, Индии, Эфиопии и др. Более 30 раз он появлялся на Центральном телевидении, в 1988 году. Была проведена программа «Встреча в Останкино». Выступал в Лейпцигском университете, на Международной конференции в Болгарии, на ежегодных заседаниях Академии педагогических наук СССР, на многих всесоюзных конференциях по школьному образованию.

Его имя было занесено в Педагогическую энциклопедию РФ и в «Реестр художников Российской империи, СССР,« Русское зарубежье ».

Было снято несколько документальных фильмов о работе Волкова, наиболее значимым из которых является «Час ученичества».

Участвовал в выставках работ художников Москвы и Московской области. В 1997 году были проведены две выставки, посвященные творческой деятельности семьи. Обладая большой работоспособностью, он всю жизнь не расставался со своим альбомом, занимался живописью и графикой. Волков работал художником в последние годы, признавался только реалистично, хвалил Россию, ее леса, поля, русскую архитектуру.

Исходные принципы педагогической системы И.П. Волковой

Анализируя свой многолетний опыт, принимая во внимание цели и задачи педагогического творчества, а также психологические особенности школьников этого возраста.

Волков сформировал исходные принципы, руководящие принципы, которыми учителя должны руководствоваться при разработке и организации творческих уроков:

  1. Знание является основой творчества.
  2. Строгий отбор учебного материала.
  3. Повторение разнородно организованного изучаемого материала.
  4. Универсальное развитие ребенка.
  5. Формирование устойчивого интереса к обучению.
  6. Обучение грамотному выполнению работы под руководством взрослого.
  7. Непрерывный мониторинг студента.
  8. Индивидуальный подход.

Вывод:

Итак, в целом можно сказать, что педагогическая система комбинация компонентов, которая остается стабильной при изменениях. Если изменения превышают определенный допустимый предел, система уничтожается, на ее месте появляется новая система с другими свойствами. Его изучали многие учителя, такие как Коменский, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, Толстой, Занков и многие другие. Каждый из них предлагал свои модели и типы. Также Игорь Павлович Волков выдвинул свою педагогическую систему. Он сосредоточен на развитии творческих способностей детей. Он предложил ввести так называемые уроки творчества, а также создать специальные комнаты творчества для повышения продуктивности способностей детей.

Волков предлагает 19 видов работ. Используются принципы межпредметных связей и блочного изучения учебного материала. Отработаны методы труда, в результате создан креативный продукт. Инновационная идея заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей детей и их развития. Начиная с 4-го класса была представлена ​​творческая книга школьника. Содержит содержание самостоятельной и творческой работы студента, выполняемой в дополнение к учебной программе.

В процессе этих уроков дети развивают тяжелую работу, настойчивость, настойчивость, любознательность, решительность, инициативность, независимость, способность выбирать работу и определять, как лучше всего это сделать, способность доводить дело до конца, то есть качества, без которых творчество невозможно.

То есть педагогическая система И.П. Волкова способствует формированию у студентов интереса к творчеству, необходимости в нем. В ходе работы гипотеза подтвердилась.