Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе
Тестовый контроль знаний
Основные механизмы познания педагогом личности обучающегося
Роль народных традиций в воспитании


Введение:

Актуальность темы. Одна из проблем современного образования заключается в том, что обучение и воспитание не всегда основаны на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах есть психологические службы. Однако независимо от того, насколько квалифицирован школьный психолог, он не сможет принять индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации диагностическая деятельность учителя класса имеет большое значение. Во-первых, как преподаватель, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и ежедневно встречается с ними.

Классный учитель сегодня - это своего рода эколог детского возраста, который понимает, что школа должна быть не только и не столько местом, где ученики «тонут» в мире знаний, где навыки и идеалы подавляют желание ребенка быть собой и мир равный передается. Стратегия классного учителя состоит в том, чтобы обучать учащихся таким образом, чтобы они соответствовали их полу, возрасту и формировали их ответственность за развитие себя, за последствия своих действий и поведения.

Без сомнения, одним из важнейших направлений деятельности современного классного учителя является изучение личности учеников, что позволяет контролировать прогресс и темпы психического развития каждого ученика, выявлять их индивидуальные особенности и потенциальные возможности, установить характеристики групповых классов и тем самым научно обоснованно управлять учебным процессом. Эти задачи, занимающие первостепенное место в работе учителей, решаются с помощью педагогической диагностики, изучению методов которой посвящена эта работа.

Чтобы обучить человека всеми способами, нужно знать его всеми способами. Начиная или продолжая работать с детской командой, учитель класса должен уделять большое внимание выбору методов диагностики, которые помогают в формировании и развитии детской команды. Исходя из этого, тема курсовой работы «Диагностика учеников класса как часть воспитательной работы учителя, учителя класса: задачи, содержание, методы» считается актуальной.

Объект исследования: деятельность учителя класса.

Предмет исследования: диагностика студентов, методы диагностики, используемые классными преподавателями в педагогическом процессе.

Цель: рассмотреть диагностику учеников как часть воспитательной работы учителя, выявить современные методы диагностики, которые позволяют классному учителю изучать характеристики учеников и аудитории для успешного решения педагогических задач.

Гипотеза: деятельность учителя класса будет более эффективной и плодотворной, если она будет организована на основе результатов изучения особенностей учащихся и коллектива команды.

Задачи:

  1. Определите понятие диагноза.
  2. Опишите виды диагностики.
  3. Проанализируйте методы диагностики.
  4. Определите педагогические задачи учителя класса.
  5. Определите роль диагностики в работе учителя класса.
  6. Рассмотрим виды диагностики индивидуальных способностей студентов.
  7. Определить, какими методами диагностики учитель класса изучает особенности работы класса.

В работе были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение работ по индивидуальной и групповой диагностике классной команды.

Методологическая основа исследования состоит из диагностических методик, которые могут быть использованы в работе учителя класса.

Теоретическая и практическая значимость работы: эта работа может быть использована учителями в качестве учебного пособия в работе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Сущность, виды, организационные основы диагностики

Понятие и задачи диагностики

Диагностика, которую классный учитель может проводить во время работы с классом, - это педагогическое исследование учащихся, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучении и образовании. Это часть относительно нового направления - педагогическая диагностика, которая представляет собой систему действий для изучения, анализа педагогического процесса, определения и анализа результатов обучения. Другими словами, с помощью методов диагностики учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве образования и / или воспитания, школьных знаний и воспитания учащихся, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, исправляет и Предсказывает развитие педагогического процесса и студентов. На теоретическом и прикладном уровне диагностика решает проблемы того, что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и студентов, как записывать и использовать результаты. На практике учителя всегда делали это на преднаучном уровне, но только в 20 веке педагогическая диагностика стала научной основой.

Педагогический диагноз следует отличать от психологических и научных исследований, хотя между ними много общего. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса обучения и воспитания, направлена ​​на то, чтобы отслеживать результаты обучения и корректировать его; это важно не само по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие функции: контрольно-корректирующая, прогностическая, воспитательная. Первый, как видно из вышеизложенного, состоит в получении данных и корректировке процесса обучения; второе означает прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем; третье - то, что в процессе диагностики и в связи с этим учитель имеет возможность оказывать образовательное воздействие на учащихся. Дело в том, что многие диагностические данные передаются студентам и обсуждаются с ними, а воспитательная работа основана на их анализе. Итак, педагогическая диагностика имеет три предметных области: результаты обучения в форме оценки знаний, академические достижения студентов; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, нравственных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности. Последнее приближает ее к психодиагностике.

Если мы обратимся к этимологии этого слова, диагноз от греческого. Diagnostikos - способный к распознаванию - это процедура оценки, направленная на прояснение ситуации, определение истинного уровня образования. В нашем случае изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате с помощью диагностики можно установить, как выполняются педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Как показывает практика, диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием команды и личности. Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе обучения.

Следует сосредоточиться на следующих целях:

  • внутренняя и внешняя коррекция при неправильной оценке результатов обучения;
  • определение результатов обучения;
  • планирование следующих этапов учебного процесса;
  • мотивация, поощряющая академическое превосходство и регулирующая сложность следующих шагов;
  • оптимизация учебного процесса.
  • Соответственно, диагностическими задачами являются:
  • выявление относительного уровня развития студентов;
  • анализ изменений уровня развития под влиянием определенных влияний;
  • выявление потенциальных возможностей развития.

В педагогической диагностике, прежде всего, требуется исследование, которое проводится в несколько этапов: сбор данных, на основании которых делаются все выводы, сравнение поведения, которое мы наблюдаем, с предыдущим поведением того же человека, с поведением другие люди, с описанием стандартного поведения, интерпретируют так, чтобы после обработки доступной информации можно было оценить то или иное поведение и провести анализ с целью определения причин отклонений в поведении. Не менее важным является прогнозирование, которое позволяет прогнозировать поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, необходимо информировать других (чаще всего учащихся и их родителей) об оценке их поведения, поскольку обратная связь должна использоваться для влияния на их поведение в будущем. Необходимо контролировать влияние этих сообщений на студентов, чтобы узнать, удалось ли им достичь желаемого результата.

Согласно такой программе диагностических мероприятий можно выделить следующие аспекты педагогической диагностики:

  • Исследование
  • сбор данных;
  • сравнение;
  • интерпретация;
  • анализ.
  • Прогнозирование.

Доведение до студентов результатов диагностических мероприятий.

Таким образом, учитель класса может проводить педагогическую диагностику учеников с целью получения данных об их условиях жизни, характеристиках развития, обучении и образовании. В своей деятельности учитель класса может использовать различные виды диагностики.

Содержание и методика обучения студентов

В технологическом цикле работы классного учителя предметом его анализа являются в основном социально-нравственные качества учеников. Чтобы вести воспитательную работу, учитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием и видеть проблемы в их образовании. Многие учителя считают, что они уже знают своих детей «на вид, без особых приемов, но для оптимальной работы вам все равно нужен более профессиональный подход. Содержание классовой диагностики можно свести к следующему: демографические данные о студенте и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие когнитивные способности и специальные (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевые и потребность-мотивационная сфера личности, личностная ориентация, интересы, отношения, ценности, самооценка.

Наука предлагает обширный арсенал диагностических методов для классного учителя, однако ему нужны простые, простые в использовании, интересные методы для учащихся и в то же время надежные методы. Наиболее подходящие методы диагностики для практического использования описаны ниже.

Наблюдение более доступно для учителя и дает много информации о студентах, однако, профессиональное наблюдение должно быть методически компетентным. Наблюдение ведется в сборе, описание фактов, случаев, моделей поведения студентов. Техника требует, чтобы цель и объект наблюдения были выделены - какие качества и особенности они хотят изучать (их должно быть несколько одновременно). Требуется спланировать сроки наблюдения, определить время и методы записи, записи результатов. Рекомендуется вести дневник учителя класса, где для каждого учащегося будет место для заметок по мере их наблюдения. Наблюдение позволяет увидеть студента in vivo, что ценно. Но только внешние проявления поведения доступны для этого метода; его нельзя использовать для оценки мотивов действий.

Анкеты и другие опросные методы могут дать разные данные о личных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности студентов. В форме анкеты есть открытая (студент отвечает на свободный ответ) и закрытая (необходимо выбрать один из предложенных ответов). Составление анкеты - задача не из легких и требует определения состава качеств, информации, которую хочет получить учитель. Затем вам нужно поднять четко понятные и понятные вопросы, которых не должно быть много, и т. д. Анкета позволяет быстро и много собирать информацию и легко ее обрабатывать, но ответы не всегда могут быть полными, точными, искренними. Разговор, более гибкий способ интервьюирования, может быть стандартизированным и бесплатным. В первом случае предварительно сформулированные вопросы задаются в последовательности, которая легче обрабатывается. Свободный разговор позволяет варьировать вопросы с целью получения более точной, подробной информации, но требует известных навыков. Лучше ставить косвенные вопросы и конкретные вопросы, на которые вы можете получить подробные ответы, вам нужно создать атмосферу доверия и т. д.

Для изучения личностных характеристик они также используют анализ документов (библиотечная форма), творческую работу студентов (эссе). Социометрия используется как для выявления межличностных отношений в группе, так и для выявления личных качеств. В психологической диагностике широко распространен психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов). Их особенностью является ориентация на измерение личностных качеств, что возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, который, в свою очередь, основан на концепции нормы. Испытания также должны соответствовать требованиям надежности и достоверности. Итак, тест - это стандартизированный тест, устройство, которое измеряет или обнаруживает данные черты личности.

В одной группе тестов диагностика проводится на основании успеха и метода выполнения деятельности. Есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе диагноз основан на самоописании и информации, полученной из ответов на ряд вопросов, которые составляют так называемые вопросники. Третья группа - проективные техники. Данные получены на основе анализа взаимодействия субъекта с материалом, в который он себя проецирует, раскрывают особенности его восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и обычно используются психологами. Некоторые проективные техники (третья группа) могут быть использованы классным учителем. Слово тест в точном смысле не подходит к третьей группе тестов - проективным методам, поскольку они не ориентированы на норму и не дают количественных данных. Некоторые из них могут использовать классного учителя. К ним относятся: методология незаконченного предложения, история, история; интерпретация любого события, ситуации; рисуя или дополняя картину, разыгрывая ситуацию.
Вот несколько примеров. Закончите несколькими предложениями: наступило воскресенье, и вся семья взялась за дело, как обычно ... (Студент обычно пишет, что происходит в его семье). Разыграйте сцену: ребенок пришел из школы, его мать дает ему обед и спрашивает ... Принцип проекции личности в ситуации также используется в косвенных вопросах и анкетах, например: за прошедшую неделю я был доволен .. Мне всегда интересно, когда на уроке ...

Типы диагностики

Начиная работу с диагностическими методами, учитель должен выбрать те, которые предлагают конкретный результат. Опыт показал, что диагностика напрямую связана с этапами управления развитием команды и личности.

В соответствии с этим в работе классного учителя есть три вида диагностики:

  • Initial;
  • Корректирующий (текущий);
  • Подведение итогов (финал).

Рассмотрим более подробно все три вида диагностики.

Первоначальный диагноз связан с планированием и управлением аудиторной команды. Прежде чем определить учебные задачи, которые будут реализованы в этом учебном квартале или году, классный руководитель должен изучить уровень образования учащегося.

Существует три основных варианта первоначального диагноза:

  1. когда команда формируется впервые, а учитель класса также незнаком ученикам;
  2. когда команда не нова, но учитель класса сначала начинает работать с классом;
  3. когда команда и учитель класса уже работали вместе.

В первом варианте первоначальный диагноз используется для всестороннего изучения студентов. Во втором случае учитель класса изучает не только учеников, но и саму команду, как сложную, динамичную систему. Третий вариант дает возможность классному руководителю проводить выборочную диагностику команды и личности. Это дополнение к информации, полученной ранее.

Полнота и объективность информации при первичной диагностике максимально приближает планирование учебных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности студенческой команды, ориентируя учителя на изменения, происходящие в ученике и команде. В то же время оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Современная диагностика играет роль экспресс-информации, и это помогает быстро принять решение об улучшении педагогической деятельности.

В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится общая диагностика. Приводятся основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Итак, педагогическая диагностика имеет три направления как предмет:

  1. Результаты обучения в форме оценки знаний (академические достижения студентов);
  2. Результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, нравственных качеств личности и групп учащихся;
  3. Результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее приближает его к психодиагностике)

Другими словами, диагностика, то есть периодическое обучение, зависит от: уровня знаний студентов; степень социально-психологического развития, которая как раз соответствует трем функциям образовательного процесса: обучение, воспитание и развитие.

При выборе методов диагностики следует учитывать следующее:

  • особенности возраста учеников в классе;
  • степень формирования детской команды;
  • особенности взаимоотношений учителя класса и учеников;
  • степень доверия друг к другу у детей и взрослых.

При работе с методиками диагностики учитель класса должен придерживаться следующих правил:

  • Первое правило. Содержание диагностической процедуры должно предполагать ожидаемый результат.
  • Второе правило. Диагноз должен быть информативным и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Третье правило. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющими отношения к занятиям.
  • Правило четвертое Не навреди! Результаты (любые) должны служить не в ущерб, а в пользу учащихся в классе.
  • Пятое правило. По результатам диагностического исследования должны быть внесены коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна быть объяснена студентам. Для изучения детской команды школьный учитель может использовать следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, проективные тесты, анкеты, эссе, графические и графические темы и т. д.

Методы диагностики позволяют решить следующие педагогические задачи:

  • Изучение личностных качеств студентов.
  • Изучение общих и особых особенностей класса.
  • Изучение уровня взаимоотношений в коллективе.
  • С учетом индивидуальных особенностей студентов при планировании и организации аудиторных мероприятий.
  • Подбор методов стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.

Начиная работу с детской командой и продолжая работать с детьми, для учителя класса всегда очень важно знать, как все члены детской команды относятся друг к другу, является ли команда, в которой они были вместе в течение длительного времени, существенный. Педагогический диагноз не важен сам по себе, а потому, что он обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Это необходимо для оптимальной организации педагогического процесса.

Помимо изучения детской команды, классный руководитель должен обратить внимание на изучение личности каждого ученика. Учитель класса должен изучить интересы учеников, особенности характера, душевное состояние и т. д.

В технологическом цикле работы классного учителя предметом анализа являются главным образом социальные и нравственные качества учащихся. Для ведения воспитательной работы необходимо хорошо знать студентов, следить за их развитием, видеть проблемы в их образовании. Многие учителя считают, что они уже знают детей «на глаз», без особых приемов, но для оптимизации работы требуется более профессиональный подход.

Таким образом, содержание диагностики у студентов может быть сведено к следующему:

  • демографическая информация о студенте и его семье;
  • данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
  • когнитивные способности (особенно внимание, память, воображение, мышление);
  • эмоционально-волевая и потребность-мотивационная сфера;
  • личностная ориентация (интересы, отношения, ценности, самооценка);
  • поведение студентов;
  • изучение класса в целом, как группы, коллектива: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и многое другое.

Как учить студентов и заниматься в группе? Наука предлагает большой класс диагностических методов классному учителю, который прост, легок, интересен для студентов и в то же время надежен.

Существуют различные методы диагностики, такие как:

Метод опроса. Широко представлен в педагогической литературе; с его помощью выявляются ценностные ориентации студентов, знания, отношения, отношения, отношения к сверстникам, окружающий мир и самих себя.

В качестве примера мы предлагаем несколько вопросов, которые диагностируют ценностную ориентацию учащихся:

  1. что вам нравится в школе, что вам не нравится?
  2. Кто заставляет тебя учиться лучше (мама, папа, бабушка, я хочу учиться сам)
  3. Какое время дня тебе больше нравится (утро, день, вечер)?
  4. Какие предметы вы не хотите изучать? Зачем?

Метод наблюдения. Это самый доступный способ узнать о студентах. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев и моделей поведения учащихся. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие качества и особенности изучать), а также продолжительности и методов регистрации результатов. Наблюдение позволяет увидеть студента в естественных условиях.

Метод беседы - более гибкий способ изучения студентов, чем опрос. Разговор может быть стандартизированным и бесплатным. В первом случае предварительно сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы их было легче обрабатывать. Свободный разговор позволяет варьировать вопросы с целью получения более точной, подробной информации, но требует известных навыков. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют бесплатные, подробные ответы. Например: как обычно проходит ваш вечер, а не спрашиваете: любите ли вы смотреть телевизор?) Не путайте диагностический разговор с образовательным. Следует избегать грубых учений, внимательного, уважительного отношения к ученику, ученик должен чувствовать, что он искренне заинтересован и хочет помочь. Результаты разговора в краткой форме лучше фиксируются.

Метод анкетирования и другие методы опроса предоставляют разную информацию о личных качествах, ценностях, отношениях, мотивах учащихся. Согласно форме анкеты, есть открытые (студент отвечает на свободный ответ) и закрытые (необходимо выбрать соответствующий вариант среди предложенных ответов). Опрос позволяет быстро собрать много легко обрабатываемой информации. Возможные недостатки анкеты - ответы не всегда могут быть полными, точными, искренними. Вот пример анкеты «Общение», студентам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение. 1. Вам трудно общаться? а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе д) за свободный ответ 2. Если да, то кто они? а) мало или нет друзей б) обидеть, дразнить; c) они крадут вещи d) они бьют e) они не понимают мой внутренний мир e) у них нет общих интересов g) они заставляют меня что-то делать h) они боятся, и я не заинтересован в них k) им нужны только хорошие оценки k) они не видят моих хороших качеств m? 3. К кому вы обратитесь за помощью в трудную минуту? а) однокласснику б) другу вне класса в) матери г) своему отцу д) другому родственнику д) своему учителю? После обработки результатов следует анализ данных: выявление типичного и специального, объяснение причин.

Метод столкновения взглядов, позиций - позволяет связаться с учащимися с просьбой высказать свое мнение, дать совет о том, как относиться к тому или иному явлению, поведению, проблеме. Например, «Что делать?» Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принцип» 1. Школьные ситуации описаны: а) Идет экзамен «Вы правильно выполнили свою работу. Ваш товарищ не знает решения и просит дебет. Что ты будешь делать? Б) вы получили «2» в литературе и знаете, что ваши родители накажут вас за это. Будете ли вы сообщить своим родителям об этой отметке? И т.д. 2. Варианты обсуждаются. И тогда правильность ответов устанавливается. Обработка: по результатам решения задач каждого ученика его можно отнести к одной из четырех групп: группа 1 - с неустойчивым отношением (выбранные детьми принципы поведения противоречат моральным нормам); 2 группа - недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы найти свое мнение при малейшем давлении); группа 3 - активно отстаивать свое мнение (в исключительных случаях они склонны к компромиссу) группа 4 - активное, стабильное отношение к нравственным нормам (студенты делают правильный выбор)

Метод незаконченного предложения, рассказа, рисования или дополнения картинки, разыгрывающей ситуацию. В качестве примера приведем неполные предложения из теста (Дж. Ньюттен - А.Б. Орлов) для учащихся 5 классов, цель которых - определить, как ученики воспринимают школу, учителей и себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать в виде таблицы, выделив характерные и индивидуальные ответы. Используйте материал для корректировки своей работы, внесения изменений в учебный процесс. Вы можете использовать этот материал для выпуска стенгазеты на тему «Почему мы должны учиться?». 1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто ... 2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто ... 3. Больше всего я люблю, когда учитель ... 4. Больше всего я люблю не нравится, когда учитель ... 5 Больше всего я люблю школу, потому что ... 6. Я не люблю школу, потому что ... 7. Я счастлив, когда в школе ... 8. Я боюсь, когда в школе ... 9. Я не хотел бы быть в школе ... 10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе ... 11. Если я не осторожен на уроке, я ... 12. Когда я я ничего не понимаю в уроке, я ... 13. Если что-то неясно мне при выполнении домашних заданий, я ... 14. Я всегда могу проверить, прав ли я ... 15. Я никогда не могу определить, если я прав ... 16. Если мне нужно что-то вспомнить, я ... 17. Мне всегда интересно, когда на уроке ... 18 Я всегда не заинтересован, когда в классе ... 19. Я хотел бы всегда быть в школе ...

Метод социометрического выбора - это метод, позволяющий количественно, графически выразить структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг с другом с использованием этого метода; Можно решить 2 задачи: 1) выявить лидеров и изолированных детей; 2) выявить взаимные симпатии и сплоченность команды.

Незавершенные предложения (Ю.Нюттен-А.Б.Орлов):

  1. Я думаю, что хорошо это тот, кто ...
  2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто ...
  3. Больше всего люблю когда учитель ...
  4. Больше всего мне не нравится, когда учитель ...
  5. Больше всего мне нравится школа, потому что ...
  6. Я не люблю школу, потому что ...
  7. Я счастлив, когда в школе ...
  8. Я боюсь, когда в школе ...
  9. Я бы не хотел в школу ...
  10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе ...
  11. Если я не осторожен на уроке, я ...
  12. Когда я не понимаю что-то на уроке, я ...
  13. Если что-то неясно мне при выполнении домашнего задания, я ...
  14. Я всегда могу проверить, правильно ли я ...
  15. Я никогда не могу определить, прав ли я ...
  16. Если мне нужно что-то вспомнить, я ...
  17. Мне всегда любопытно, когда на уроке ...
  18. Мне всегда не интересно, когда в классе ...
  19. Я бы хотел, чтобы школа всегда ...

Примеры проективного теста:

  1. Представьте, что у вас есть картинка: студент сидит дома за столом, перед ним книги, тетради ... Художник не изобразил лицо студента, не нарисовал его устно, не указал, что студент может думать, как он себя чувствует
  2. Продолжите несколькими предложениями: «Раздается звонок, студенты сидят на своих местах, учитель входит и ...»
  3. Продолжите несколькими предложениями: «Пришло воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась ... »
  4. Закончите предложение: «На прошлой неделе я убедился, что ...»
  5. Закончите предложение: «В последние дни я был расстроен ...»
  6. Представь, что ты мама. Ваш десятилетний ребенок спрашивает: «Правда ли, что папа получил много денег нелегально давным-давно и был наказан за это?» (Предполагается, что так и было) Что вы ответите?
  7. Друг предложил Витя пойти на вечеринку, где можно курить «травку» и вообще ... «Не стесняйся, будь проще», - добавил он. Виктор ответил ...

Так, у современного классного учителя может быть в своей педагогической копилке целый набор различных методов диагностики. Важно уметь их использовать, правильно организовывать и форматировать результаты своих диагностических исследований.

Организация диагностики, представления и использования результатов

Диагностические процедуры в школе должны проводиться систематически. Учитель класса может сделать это самостоятельно, работая с психологом. Рекомендуется проводить как общепедагогическую диагностику занятий, так и направленную на частные аспекты развития учащихся. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса или диагностическая карта класса. 

Такая карта может быть заполнена к концу года в качестве обобщенного диагноза. Это таблица, в которой данные о каждом ученике вводятся в сокращенной или зашифрованной форме. Это делает его информативным, информативным, удобным для просмотра и анализа: по горизонтали - все об одном ученике; по вертикали - состояние класса по одному показателю. Последний столбец предназначен для формулирования основных индивидуальных образовательных задач. В таблице приведены демографические, медицинские, психолого-педагогические данные.

Демографические данные включают в себя: фамилия, имя, отчество; Дата рождения; данные о родителях.

Медицинские данные включают в себя: информацию о заболевании детей; степень физического развития, родители и врач сообщают об этом;

Психологическая информация: - способности - доминирующие черты характера - хобби - специальные навыки - интересы

Педагогические данные: - успеваемость - поведение - отношение к учебе, работа - положение в классе - отношения с друзьями - социальная активность - внешкольная деятельность - профессиональные навыки

Для получения данных используется набор методов:

  1. Одноразовый письменный опрос
  2. Беседы
  3. Анализ документов и студенческих работ
  4. Наблюдение
  5. Социометрические и проективные (тестовые) методы
  6. Профили.

 Большую часть данных следует сообщать студентам, обсуждать и работать с ними над саморазвитием, самообразованием, что благотворно скажется на отношении студента к себе, к другим людям.

Итак, мы будем последовательно описывать процедуру заполнения карты характеристик с указанием возможных вариантов использования данных:

  1. Имя - напишите отдельно для мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
  2. возраст - записывается для учета отклонений в развитии и работе, связанных с получением юридической ответственности, получением паспорта, проведением вечеринок и т. д.
  3. возраст и образование матери и отца - для привлечения родителей к работе с детьми
  4. тип образования (демократическое, авторитарное, коварное) - мы получаем в процессе беседы, наблюдения, посещения семьи. Раньше работал с родителями и детьми.
  5. состояние здоровья - родители и врач сообщают об этом; пишите на шифре: БО - без отклонений, ЗР - зрение, СЦ - сколиоз. Данные используются для регулирования нагрузки, организации, направленной на поддержание здоровья, проведение лечения.
  6. успеваемость - могут быть записаны произвольно, указывая преобладающие оценки учащихся и оценки по отдельным предметам. Данные используются для поддержки индивидуального роста учащегося, оказания ему необходимой помощи.
  7. черты характера - их можно уточнить в процессе наблюдения, общения с детьми, с родителями, учителями. Отрицательные черты лучше зашифрованы. Данные используются при организации воспитания, самообразовании школьников, индивидуальной работе по формированию положительной самооценки.
  8. информация об увлечениях, интересах, специальных навыках - дополнена данными бесед с родителями, учителями. Данные могут быть использованы для развития интересов, индивидуальной работы в организации досуга.
  9. одаренные дети помогают определить олимпиады учителей, оценки и наблюдения
  10. отношение к обучению, мотивы обучения - выявить путем наблюдения, разговора. Произвести произвольную фиксацию: - познавательной деятельности, - интереса - чувства долга ... необходимо для развития интереса к обучению, умениям.
  11. общая культура, эрудиция - выявить путем наблюдения во время беседы с учителями, самими учениками. Мы пишем это так: высокий, достаточный, средний, низкий. Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения и эстетической культуры.
  12. положение в группе, отношения с друзьями, межличностные, эмоциональные отношения в классе. Идентифицированы лидеры, которых предпочитают и отвергают, то есть социально активных и признанных членов класса и социально пассивных, непризнанных. Данные могут быть получены с использованием наблюдения и социометрической техники. Используют для развития классовой сплоченности, формирования индивидуальных личностных качеств, коммуникативных навыков.
  13. постоянные или временные задания - важно учитывать их при организации дел в классе, для развития контактов, различных навыков, качеств учеников
  14. профессиональные намерения - выяснить через разговоры и специальные приемы. Использование в профориентационной группе и индивидуальной работе,
  15. информация о постоянной внешкольной деятельности студентов - учитывается при направленности групповой и индивидуальной воспитательной работы

Графики можно добавлять самостоятельно.

Состав информации о студентах и ​​форма их организации могут варьироваться в зависимости от преподавателя, желательно сделать компьютерную версию карты, так как «бумага» не позволяет вносить изменения и следить за динамикой развития. Самый простой способ, если учитель создает карту классов, как таблицу в «Microsoft Excel». Сложнее, если вы создаете автоматизированную базу данных класса (школы), для которой можно привлечь учителей информатики, учеников, родителей. Однако следует помнить, что для учащихся и родителей нежелательно или просто невозможно знать некоторые данные. В отечественной и зарубежной практике имеются разработки в области компьютерной диагностики студентов. Для классного учителя лучше всего использовать готовые диагностические технологии и методы, хотя он может многое сделать с соответствующей подготовкой.

Помимо диагностических процедур, классный руководитель в своей деятельности должен полагаться на помощь родителей. Родительские встречи играют особую роль в установлении контакта между семьей и школой. Каждое родительское собрание является своего рода публичным экзаменом для учителя класса. Успех всей дальнейшей работы с родителями зависит от того, как все пойдет. Работая с родителями, учитель класса не должен пренебрегать различными опросами, проведением анкет и другими диагностическими вариантами.

Мы считаем, что методология незаконченных предложений достаточно информативна, что поможет определить отношение родителей к школе, учителям и поступлению собственного ребенка в образовательное учреждение.

Вот как это выглядит:

  • Мои школьные воспоминания ...
  • В классе я всегда чувствовал ...
  • Мой классный учитель лечил меня ...
  • Результаты моей школы были ...
  • Мне понравилось, когда учитель ...
  • Мне не понравился учитель ...
  • Я обиделась, если ...
  • Я был бы счастлив, если ...
  • Самое яркое событие в школьной жизни - это ...
  • Из школьной жизни мне больно вспоминать о ...
  • Я хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя в школе ...
  • Я не хочу, чтобы мой ребенок выжил в школьные годы ...

Если родители, отвечая на заданные вопросы, вспоминают более негативные аспекты школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что они невольно будут искать такой негатив в школьной жизни своего ребенка и даже иногда провоцируют его. Поэтому классный руководитель может в значительной степени избегать проблемных ситуаций, если он изучает уже сложившиеся стереотипы отношения отдельных родителей к школе, обусловленные их собственным опытом школьной жизни. Полученные результаты помогут классному учителю снять напряжение родительских ожиданий (я знал, что так будет и т. д.), Избавиться от стереотипов и предотвратить возможность возникновения конфликтных ситуаций в самом начале работы с классной командой.

Такая предварительная диагностика поможет с первых дней их работы увидеть родителей, которые будут поддерживать и поддерживать работу с классом, а также определить семьи, которым будет трудно пережить период их собственной адаптации к школе и своего ребенка. По словам самих учителей класса, анкета может быть успешно использована для знакомства с новой командой класса, родителями. Родители не всегда могут сказать вслух, что они будут доверять бумаге с успехом. Но частые анкеты пугают и раздражают родителей, поэтому пользоваться ими нужно только тогда, когда это абсолютно необходимо.

Напомним, что учеба студентов не является самоцелью, а лишь средством совершенствования воспитательной работы. На основании диагностических данных учитель оценивает состояние воспитания учеников и формулирует проблемы их дальнейшего развития. Учитель класса должен быть в состоянии определить приоритетные задачи для обучения учащихся класса на определенный период на основе диагностических данных и других источников. Более того, проблема здесь должна пониматься как недостаточное развитие, воспитание школьников, а задача - как описание желаемого состояния, качественных изменений, новообразований в личности учащегося или группы. В педагогике это называется самой педагогической задачей. Например, формирование навыков межличностного общения. Технология обучения требует раскрытия инструментальных, диагностических, описывающих поведение ученика. В этом случае это будет примерно так: студент знает себя, имеет представление о себе, знает, как понимать и уважать других, чуток в общении и т. д. 

Диагностическая карта класса помогает выявлять проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:

  1. Определите типичные характеристики, показатели воспитания по индивидуальным параметрам и оцените их в соответствии с их моральными и иными стандартами.
  2. Узнайте взаимосвязь между различными параметрами, чтобы понять причины отклонения. Например, связь между мотивами обучения и успеваемостью.
  3. Сформулируйте актуальные педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважения к себе и другим; сформировать интерес к познавательной работе, обучению.

Задачи также могут быть сформулированы на основе общих целей и содержания образования, с указанием их с учетом диагностических данных, ведомственных документов и методических рекомендаций.

Таким образом, педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, обработкой информации и ее использованием для управления учебным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели образовательных систем, которые способствуют «переводу учащихся с одного уровня образования на другой».

Диагностика в педагогической деятельности учителя класса

Педагогические задания классного учителя

Диагностические процедуры в школе должны проводиться в соответствии с планом и систематически. Обученный классный учитель может сделать это самостоятельно, работая со школьным психологом, если таковой имеется. Рекомендуется проводить как общепедагогическую диагностику занятий, так и направленную на конкретные аспекты развития учащихся. Следовательно, может быть составлена ​​программа обучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса, разные по форме. Текстовая характеристика класса, традиционная для национальной школы, в недавнем прошлом была исключительно формальной, неинформативной и не требовала диагностики. В личном деле студента нет другой информации, кроме успеваемости.

Получение данных требует набора диагностических методов, таких как: одноразовый письменный опрос, интервью, анализ документов и работ студентов, наблюдение, социометрия, проективные методики и опросники. Данные используются для выявления проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учащихся, групп и всего класса, для постановки целей и разработки плана, образовательных программ. Ученые предлагают составить карты персонажей для ученика и / или класса. Так, в МОПИ-МГОУ (под руководством В.И. Журавлева) разработана диагностическая карта класса, которая имеет следующие особенности. Он построен в виде двумерной таблицы, в которой на пересечении столбцов и линейок данные о каждом ученике вводятся в сокращенной и / или кодированной форме. Это делает его информативным, информативным и в то же время удобным для просмотра и анализа: по горизонтали - все об одном ученике, по вертикали - в классе с одним параметром. Он отражает демографические, медицинские, психолого-педагогические данные. Как уже было сказано, большая часть данных должна быть сообщена студентам, чтобы обсудить и поработать с ними по вопросам саморазвития, самообразования, которые будут благотворно влиять на отношение студента к себе, другим людям и т. д. 

В отечественной и зарубежной практике существуют разработки как типографских опций для карты характеристик студентов, так и компьютерной диагностики студентов. Для классного учителя лучше всего использовать готовые диагностические технологии и методы, хотя он может многое сделать сам с соответствующей подготовкой. На оборотной стороне карточки находятся инструкции для учителя. Состав информации о студентах и ​​форма их организации могут варьироваться в зависимости от преподавателя, желательно составить компьютерную версию карты, поскольку «бумага» не позволяет вносить изменения и отслеживать динамику развития.

Педагогические задания классного руководителя. При этом под проблемой здесь следует понимать недостаточное развитие, воспитание школьников, а задачу - описание желаемого состояния, качественных изменений, новообразований в личности учащегося или группы (в педагогике это называется педагогическим сама задача). Результатом диагностического этапа в работе учителя класса является оценка состояния образования учащихся и постановка задач по их дальнейшему развитию. Учитель класса должен быть в состоянии определить приоритетные задачи для обучения учащихся класса на определенный период на основе диагностических данных и других источников. Например, формирование навыков межличностного общения. Технология обучения требует раскрытия инструментальных, диагностических, описывающих поведение ученика. В этом случае это будет примерно так: ученик знает себя, имеет представление о себе, знает, как понимать и уважать других, проявляет сочувствие в общении и т. д.

Диагностическая карта класса помогает выявлять проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:

  1. Определите типичные характеристики, показатели воспитания по индивидуальным параметрам и оцените их в соответствии с их моральными и иными стандартами.
  2. Узнайте взаимосвязь между различными параметрами, чтобы понять причины отклонения. Например, связь между мотивами обучения и успеваемостью.
  3. Сформулируйте актуальные педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважения к себе и другим; сформировать интерес к познавательной работе, обучению.

Результатом этапа диагностики в работе классного учителя является оценка состояния воспитания учащихся, и если выявлены проблемы, которые не могут не беспокоить классного учителя, он должен уметь определять приоритетные задачи по воспитанию класса студентов за определенный период на основании диагностических данных и других источников. Задачи также могут быть сформулированы на основе общих целей и содержания образования, с указанием их с учетом диагностических данных, ведомственных документов и методических рекомендаций.

Более того, проблема здесь должна пониматься как недостаточное развитие, воспитание школьников, а задача - как описание желаемого состояния, качественных изменений, новообразований в личности учащегося или группы (в педагогике это называется реальной педагогической задача). 

Диагностическая карта класса помогает выявлять проблемы и ставить задачи по следующему алгоритму:

  • Определите типичные характеристики, показатели воспитания по индивидуальным параметрам и оцените их в соответствии с их моральными и иными стандартами.
  • Узнайте взаимосвязь между различными параметрами, чтобы понять причины отклонения. Например, связь между мотивами обучения и успеваемостью.
  • Сформулировать актуальные педагогические задачи. Например, развивать навыки общения, уважения к себе и другим; сформировать интерес к познавательной работе, обучению.

Задачи также могут быть сформулированы на основе общих целей и содержания образования, с указанием их с учетом диагностических данных, ведомственных документов и методических рекомендаций.

В соответствии со своими должностными обязанностями учитель класса выполняет несколько функций: аналитическую и прогностическую; организационный и координационный; коммуникативный; контроль. 

Аналитико-прогностическая функция включает в себя: изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся, изучение и анализ коллектива учащихся в процессе его развития, анализ и оценку семейного воспитания учащихся, анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Эта функция сопровождает выполнение всех других функций учителя класса.

Организационно-координационная функция включает в себя: установление контактов с родителями (другими законными представителями) учащихся, оказание им помощи в обучении учащихся (лично, через психолога, социального педагога, учителя дополнительного образования); проведение консультаций, собеседований с родителями учеников; организация внеклассных мероприятий для детей (различные мероприятия); работа с учителями этого класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальных школ и V-VI (VII) классов - с учителями расширенной дневной группы; организация в классе учебного процесса, оптимального для развития позитивного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы со студентами путем проведения «малых советов учителей», педагогических консультаций, тематических и других мероприятий; стимулирование и регистрация различных видов деятельности учащихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; индивидуальная педагогическая работа с каждым студентом и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений; ведение учета (дневник занятий, личные дела учеников, план работы учителей).

Коммуникативная функция заключается в: формировании позитивных отношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе; в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь учитель класса выступает в качестве посредника в случае конфликта. Конфликты между учителями и учениками затягиваются, когда обе стороны не могут долго договариваться. Затем учитель класса должен предложить третье решение, по крайней мере, в минимальной степени, которое устраивает обе стороны; в обучении школьников установлению позитивных отношений с людьми; в создании общего благоприятного психологического климата в классе; в оказании помощи студентам в формировании коммуникативных качеств.

Контрольные функции включают в себя: мониторинг успеваемости и посещаемости каждого учащегося; контроль посещаемости учебных занятий для студентов.

Резюмируя вышесказанное, я хочу подчеркнуть, что функции учителя класса намного более всеобъемлющие и ответственные, чем функции учителя предмета. Поэтому классный руководитель должен тесно сотрудничать со школьным психологом, постоянно совершенствоваться, изучать методическую литературу по диагностике коллективной команды.

Роль диагностики в работе учителя класса

К сожалению, одна из проблем современного образования заключается в том, что обучение и воспитание не всегда основаны на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах есть психологические службы. Однако независимо от того, насколько квалифицирован школьный психолог, он не сможет принять индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации диагностическая деятельность учителя класса имеет большое значение. Во-первых, как преподаватель, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и ежедневно встречается с ними. В-третьих, после получения результатов диагностики учитель класса сможет строить свою учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся и особенностей аудитории.

Разработка диагностической системы и работа над ней позволяет классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и формирование как личности, но и владеть психологической ситуацией в классе, определить перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами студентов и отдельными студентами.

Для этого была разработана программа «Исследования по развитию личности студента и студенческого организма». Первая часть программы посвящена изучению личности студента.

Диагностика индивидуальных особенностей учащихся в классе

Необходимость индивидуального подхода к ребенку в современной системе образования очевидна. Значение индивидуализации постоянно растет. В наше время педагогика ориентирована на то, что каждый видит личность. В соответствии с этим ребенок имеет право на понимание, на положительную оценку как больших, так и малых успехов в образовательных вопросах, в любой другой достойной деятельности. Индивидуально ориентированные рабочие планы становятся все более популярными. Разрабатываются многие методы, в соответствии с которыми реализуется личностно-ориентированный принцип обучения, включая различные методы диагностики, направленные на выявление личностных качеств, представляющих интерес, с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.

С помощью схем, личностных характеристик, познавательной сферы, интересов и склонностей исследуется место студента в системе межличностных отношений. Результаты диагностики фиксируются в социально-психологическом паспорте, который отражает уровень развития учащегося на каждом этапе.

Данные, отражающие уровень развития команды на данном этапе, заносятся в социальный паспорт класса.

Третья часть программы предназначена для работы с родителями и учителями-предметниками. Здесь представлены совместные исследования, педагогические консультации и темы родительских собраний, направленные на повышение психологической компетентности учителей и родителей.

Диагностические мероприятия программы проводятся с учетом следующих условий:

  • исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;
  • результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же учащегося с целью выявления степени его прогресса в развитии;
  • изучение личности учащегося и студенческого состава осуществляется на протяжении всех лет обучения;
  • определены перспективы развития студента и коллектива;
  • исследования носят сложный системный характер;
  • Диагностика проводится in vivo в учебном процессе.

Обучение детей и коллектива осуществляется не только с помощью специальных психологических приемов, но и посредством индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями и учителями.

Здоровье и физическое развитие

Диагностика состояния здоровья и физического развития учащихся проводится совместно со школьным врачом и учителем физкультуры. Состояние здоровья контролируется путем мониторинга заболеваемости. Все пропуски уроков по болезням, типы заболеваний учитываются, графики заболеваемости строятся в кварталах. Материал проанализирован, разработаны профилактические меры. Дети с физическими недостатками и хроническими заболеваниями посещают группы физиотерапии. Все изменения в их состоянии и состоянии здоровья регистрируются, доводятся до сведения родителей и учитываются в работе классного руководителя.

Особенности развития личности

В пятом классе АСОШ № 2 был определен преобладающий тип темперамента у детей. Для более полной картины типы темперамента были определены самими детьми, родителями и классным учителем.

Учитывая все компоненты, результаты были следующими:

  • холерик - 5;
  • спокойных людей - 16;
  • флегматик - 3;
  • меланхолик - 2.

Таким образом, спокойный человек был преобладающим типом темперамента в классе. Преобладание спокойных людей в классе создает соответствующий эмоциональный фон. Это позитивный настрой, увлечение интересными вещами, высокая эффективность. Однако есть и отрицательные моменты. Многие дети в классе обладают ярко выраженными способностями лидера-организатора, и между ними устанавливается соперничество. Не все трудолюбивы. Некоторые студенты не могут сосредоточиться на домашней работе, предпочитая обманывать. Для других чувство юмора перерастает в тарабарщину. В такой команде тоскливой неуверенности в себе трудно, поэтому с ними ведется работа по формированию позитивного «Я - концепция».

Определяя тип темперамента по ребенку, родители и классный руководитель не всегда совпадали. Поэтому Айра Р. оценила себя как спокойного человека, ее мать также оценила ее, а учителя класса - меланхоличного человека. Причиной такого несоответствия было неискреннее поведение девочки в школе (плач из-за оценок, демонстрация слабости, незащищенности). Дома и с друзьями Ира вела себя совершенно иначе. Кроме того, «чистый» тип темперамента редко проявляется у человека, особенно у ребенка. Это было учтено в дальнейшей работе. В 7-м классе изучение темпераментной структуры уже проводилось. Вес каждого из типов темперамента, присущих ученику, рассчитывали, а соответствующие символы записывали в порядке убывания количества баллов. Результатом стала так называемая формула приоритета, например, ICSF. Его владельца можно только произвольно назвать меланхолией, поскольку черты других типов также присутствуют, хотя они менее выражены. Даже если у двух парней одинаковые формулы, персонажи могут быть разными. Например, Денис Р. и Кирилл Б. Формула SCFM, но у Дениса С 18 баллов, а у Кирилла 10. Кирилл более вспыльчив, эмоциональн и т. д. Характер человека может измениться, поэтому его исследование будет проводится в девятом классе снова, и произошедшие изменения будут проанализированы.

Учитывая формулу темперамента, можно оптимально решить проблемы организации детей во время тренировок, в частности их рассадки.

Характер и самооценка

Диагноз основывался на статье Т. Аржакаевой «Самооценка наших детей». Автор статьи направлен на повышение психологической компетентности родителей. Применение метода позволяет сделать более объективной не только оценку ребенка родителями, но и самооценку ученика, а также оценку характера ученика классным учителем. Информация о самооценке ребенка, зеркальной самооценке («Я глазами моей матери») и оценках в классе четко изложены в виде профилей разных цветов.

В результате вы можете получить ценную информацию о том, насколько адекватно ребенок оценивает себя, о знаниях родителей своего ребенка и учителя класса - своего ученика. При сравнении профилей становится ясно, что ребенок ожидает от родителей и учителя. Это повод для размышлений: получает ли студент необходимую психологическую поддержку, признание? Требования к нему оптимальны?

Конечно, каждому ребенку и родителям нужно работать индивидуально, но выявляются некоторые общие тенденции. Очень часто оценка матери ребенка и самооценка зеркала не совпадают. Мамы переоценивают своего ребенка, пристрастны к нему. Наиболее реальными чертами характера являются те, у которых в профилях больше всего совпадений.

Таким образом, работа с результатами диагностики позволяет классному руководителю планировать индивидуальный подход к каждому человеку и к классу в целом. Это могут быть различные мероприятия, направленные на развитие и воспитание: разговоры, споры, учебные часы, поездки и т. д. Для некоторых детей это будет индивидуальная работа со специалистами - психологом, наркологом, педагогом - организатором или преподавателем дополнительного образования. Для других, построение взаимодействия с родителями.

Изучение особенностей классной комнаты команды класса

Современный ученик развивается, воспитывается вместе с другими школьниками, аудиторная команда является активным субъектом учебного процесса каждого ребенка. Поэтому важным направлением работы учителя класса является формирование здоровой, классной команды.

Студенческая команда постоянно развивается. Состав класса меняется. Помимо количественных изменений, существуют и качественные. Группа пятиклассников из разных классов начальной школы должна в своем развитии перерасти в коллектив.

Изучение этого процесса осуществляется по следующим направлениям: уровень формирования команды, уровень сплоченности, степень эмоционального единства в классе, межличностные отношения. Диагностика межличностных отношений позволяет выявлять группы внутри команды, выяснять, какое место занимает каждый ребенок в системе межличностных отношений. Процедура исследования проводится с использованием социометрии. После обработки данных возникает много вопросов. Почему один ребенок пользуется симпатиями большинства, а другой - одинок? Как помочь безнадзорным и изолированным детям? Чаще всего стеснительные, небезопасные парни становятся последними. Дополнительную информацию можно получить, изучив тип человека в общении. Рассматривая стратегии поведения личности в общении, психологи выделяют четыре типа: позитивное доминирование, негативное доминирование, позитивное подчинение, негативное подчинение. Для всех детей в классе заполняется анкета, в которой напротив каждой фамилии ставятся баллы: 4 - всегда, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко, 0 - никогда. Затем проводятся расчеты и анализ типов «доминирование-подчинение» и «позитивность-негативность». Для наглядности приведена схема личного поведения.

Информация используется для организации деятельности детей в классе и в групповой работе в классе. Так, дети с отрицательным доминированием успешно работают с одноклассниками, поведение которых дружелюбно. Для них необходимо применять чередование руководящих и подчиненных ролей. Дети с отрицательными представлениями также лучше работают с доброжелательными сверстниками. Их нужно постоянно поощрять, чтобы повысить их самооценку, и стараться, чтобы эта похвала подкреплялась реальными достижениями.

Чтобы преподаватель мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику «Фотография». Ученикам предлагается выступить в роли «фотографов» и сфотографировать их класс. Все дети получают лист бумаги, на котором должны быть размещены все ученики и классный руководитель, как на групповой фотографии. Каждый «фото» ученик должен подписать с именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свою фотографию и фотографию учителя класса. Анализируя полученные фотографии, учитель должен обратить внимание на то место, на котором ученик размещает себя, своих друзей, одноклассников и учителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

«Урок физкультуры». Студентам предлагается создать класс для урока физкультуры. Главное требование - не вкладывать всех в рост. На листах бумаги дети могут по своему усмотрению построить целый класс. От них зависит, будут ли ребята стоять один за другим или парами. Эта методика позволяет определить степень самооценки каждого учащегося, степень его вовлеченности в жизнь в классе.

«Дом, в котором я живу». Ученикам предлагается построить многоэтажное здание на листе бумаги и наполнить его значительными людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучать привязанность студентов друг к другу, к семье и друзьям, к товарищам.

Другой диагностический проективный метод предлагает студентам определить свое отношение к одноклассникам.

Чтобы поставить этот тип диагноза, вам нужно раздать листы с готовыми фразами детям и попросить их продолжить предложения:

  • Самый близкий мне человек в классе - это ...
  • Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное время учебы ...
  • Ребята, которых мне приятно видеть в моем доме ...
  • Парни, с которыми я хотел бы пообщаться в школе, это ...
  • Парни, с которыми я хотел бы пообщаться за пределами школы ...
  • Ребята, с которыми я не общаюсь, ...
  • Ребята, с которыми я должен поговорить в школе необходимо, это ...
  • Парни, чьи интересы мне чужды ...
  • Парни, которые не любят меня ...
  • Ребята, которых я избегаю ...

Методы диагностики очень эффективны в процессе исследования не только новой классной команды, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Такой подход достаточно информативен и не требует много времени у студентов. Учитель класса с его помощью получает фактический материал, который помогает увидеть даже не слишком очевидные процессы и события, происходящие в жизни детской команды.

Таким образом, современные методы диагностики в области воспитания, образования и развития заставляют нас двигаться вперед, они позволяют нам планировать работу классного учителя со студентами с учетом личностных особенностей и образовательных потребностей.

Вывод:

Народная мудрость гласит: «Не цени людей, но цени их». Ребенок, как и любой взрослый, нуждается в понимании, доверии, поддержке. Основными принципами педагогической деятельности каждого учителя должны быть взаимодействие, взаимопонимание, взаимопонимание. Понять, что представляет собой каждый ребенок, на что он способен, как наладить с ним отношения, учитель класса может, среди прочего, с помощью диагностических мероприятий.

Таким образом, деятельность учителя и диагностическая деятельность неразрывны. Как вы знаете, любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель, а тем более классный учитель, должен иметь педагогический диагноз.

С другой стороны, есть школьный психолог, профессионал в своей области, в обязанности которого входит изучение новых методов диагностики. У него есть специальная литература, поэтому знания учителя в области диагностики должны быть сведены к умению правильно и своевременно применять разработанные специалистами методы. По вопросам диагностической деятельности, для информации или совета учитель должен обратиться к школьному психологу, который обязан принять на себя часть бремени диагностической деятельности, так как это его работа.

Анализ литературы, выработанный в результате исследования, а также мониторинг деятельности классных учителей в школе убедили автора в том, что диагностика является отличным подспорьем в работе классного учителя, если принять компетентный подход к работе, ни в коем случае не полагайтесь на школьного психолога, не бойтесь использовать разные методы диагностики.

Учитель класса может проводить педагогическую диагностику учеников, чтобы получить данные об их условиях жизни, особенностях развития, обучении и образовании. В своей деятельности преподаватель класса может использовать такие виды диагностики, как начальная, корректирующая, обобщающая.

Учитель современного класса может иметь в своей педагогической копилке набор различных методов диагностики. Например, метод опроса, метод разговора или метод столкновения взглядов, позиций. Важно правильно их использовать, чтобы иметь возможность систематизировать и форматировать результаты ваших диагностических тестов, соблюдая правило: «Не навреди!»

Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, обработкой информации и ее использованием для управления учебным процессом. На основе диагностических исследований создаются прогностические модели образовательных систем, которые способствуют «переводу учащихся с одного уровня образования на другой».

Функции учителя класса намного более обширны и более ответственны, чем функции учителя предмета. Поэтому учитель класса должен тесно сотрудничать со школьным психологом, постоянно совершенствоваться, изучать методическую литературу по диагностике аудиторной команды.

Работа с результатами диагностики позволяет классному руководителю планировать индивидуальный подход к каждому человеку и к классу в целом. Это могут быть различные мероприятия, направленные на развитие и воспитание: разговоры, споры, учебные часы, поездки и т. д. Для некоторых детей это будет индивидуальная работа со специалистами - психологом, наркологом, педагогом - организатором или преподавателем дополнительного образования. Для других, построение взаимодействия с родителями.

Таким образом, современные методы диагностики в области воспитания, образования и развития заставляют нас двигаться вперед, они позволяют нам планировать работу классного учителя со студентами с учетом личностных особенностей и образовательных потребностей.