Педагогическая деятельность как компонент воспитательного процесса.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Воспитание как вид педагогической деятельности (воспитательная работа) - это целенаправленная деятельность профессионального учителя, которая включает учеников в деловое и межличностное общение, игру, образовательную и профессиональную деятельность и другие виды социальных отношений, которые способствуют формированию ценностно-ориентированных отношений, отношение к окружающей действительности. Воспитательная работа выступает как этическое регулирование основных отношений личности и общества; способствует самореализации человека, достижению его социального идеала.

Воспитательная работа осуществляется в специально организованной образовательной системе педагогов. Дело в том, что в образовании невозможно использовать любой, даже самый, казалось бы, универсальный метод, технику или инструмент. Эффективный результат может быть получен только в том случае, если они (методы, формы и инструменты) используются в системе, то есть взаимосвязаны, дополняют и улучшают друг друга.

 

Образование как вид педагогической деятельности

 

Основная задача учителя в организации учебного взаимодействия с учениками заключается в создании благоприятных условий для усвоения школьниками моделей поведения и отношений, что в будущем станет тем, что мы называем базовой культурой личности. В теории образования этот подход называется личностью-деятельностью.

При определении целей образования они опираются на идеал человека, который отвечает требованиям его современного общества. Цель определяет содержание, а также формы и методы воспитания, она выступает как идеальный образ будущего (человек, группа людей, общество, человечество).

Целью воспитания является создание условий для разнообразного, гармоничного развития личности ученика. Разностороннее развитие предполагает включение студента в различные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентированную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурную, спортивную, игровую, неформальную деятельность по свободному общению. Гармоничное развитие предполагает сочетание общечеловеческих, социальных, национальных и личных ценностей (Истина, Доброта, Красота) в организованной педагогической деятельности, гармонии в развитии и пропаганде здорового образа жизни; это гармоничное развитие в едином образовательном воздействии всех сфер (сторон) складывающегося отношения к миру - сознания, эмоций, поведения.

Социальный порядок государства по воспитанию человека, который является современно образованным, моральным, предпринимательским, готовым самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способным к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, с чувством ответственности за судьбу страны, отражается в Концепция модернизации российского образования и в Государственной программе патриотического воспитания граждан России.

В процессе постановки, формулирования учителем задач воспитательной работы со школьниками, результаты психолого-педагогической диагностики играют решающую роль. Преподаватель должен хорошо владеть различными методами изучения личности, уметь правильно интерпретировать полученные результаты, формулировать конкретные задачи обучения для каждого ученика и для всего класса, разрабатывать программы для изучения личности и команды из них.

Обучение и воспитание - это два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса. У них разные задачи, но в то же время они неразрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально различаться по методам и формам организации.

Педагогическая деятельность может быть отдельной сферой деятельности педагога (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично вписываться в деятельность учителя, педагога (обучение носит образовательный характер).

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречий:

  • между новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней;
  • между неограниченными возможностями развития человеческой натуры и условиями общественной жизни, которые ограничивают и программируют это развитие;
  • между активной, деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.

Основой воспитания обязательно должно быть стимулирование стремления ребенка к самосовершенствованию на основе самообразования.

Самообразование - это сознательная деятельность человека, направленная на полное осознание себя как личности, основанная на активации механизмов саморегуляции. Самообразование предполагает наличие четко осознанных целей, идеалов, личных значений, оно связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самообразование основано на адекватной самооценке, отражающей реальные способности человека, критическом анализе его индивидуальных характеристик и потенциальных возможностей. Самообразование неразрывно связано с образованием, и по мере взросления человек может стать доминирующим фактором формирования просоциальной личности. Компонентами самообразования являются самопознание, самооценка и самоконтроль. Методами самообразования могут быть самоупорядоченность, самореализация, самогипноз, самореклама, самонаказание, самоотчет. В этот период можно серьезно говорить о составлении программы самообразования, об индивидуальной траектории профессионального определения и формирования.

Чем выше степень осознания человеком своих сильных и слабых сторон, тем более значимым для него становится самообразование, которое в конечном итоге может стать основой для достойной самореализации человека в обществе.

Разновидностью воспитательной работы является перевоспитание - переориентация поведения ребенка с отклоняющегося (отклоняющегося от нормы) на адекватное требованиям общества, выражающееся в нейтрализации и устранении негативных, в формировании и развитии позитивной личности качество.

Гораздо труднее переучивать, чем учить, потому что вы должны разрушить существующую систему взглядов, приоритетов, привычек, неадекватных нормальному обществу, и сформировать новые, отличные от старых, необычные для переосмысления. Степень сложности процесса перевоспитания напрямую зависит от возраста ребенка, а следовательно, и от степени формирования асоциальных или антисоциальных стереотипов поведения.

Преступные наклонности, аморальное поведение и привычки приобретаются ребенком достаточно быстро под воздействием негативных факторов (антисоциальный образ жизни членов семьи, окружающего общества, анти-образовательный характер значительного числа, если не большинства, телевизионных программ и газетные публикации, пропагандирующие все недостатки человеческой жизни без исключения). Детей, которые подлежат перевоспитанию, называют «трудными» в повседневной жизни и «педагогически пренебрегают» в учебной среде, что более правильно.

Перевоспитание может дать положительные результаты, только если у растущего человека есть сильное желание, постоянная потребность в самокоррекции, если он начинает осознавать необходимость изменения образа жизни, привычек, поведения и у него есть образец для подражания (идеал).

 

Человек как субъект образования

 

Название этого подраздела не случайно. Во-первых, именно человек, которого воспитывают, который развивается и воспитывается одновременно, является центральной фигурой в процессе образования. Во-вторых, так назвал свой труд К.Д. Ушинский, который привел обширный круг научных дисциплин, в которых открываются, излагаются, сопоставляются факты, обнаруживающие свойства предмета воспитания, т.е. человека. К ним он отнес: анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, филологию, географию, изучающую Землю как жилище человека и человека как жителя Земли, статистику и др. Мысль великого учителя не была сосредоточена на проблема изучения каждой антропологической науки каждым педагогом и создания синтетического учения о человеке, в котором будут постигаться только те факты из наук, которые «могли бы найти применение в образовании», и предоставлять исчерпывающую информацию о человеке природа. Это учение называется педагогической антропологией.

Человек рождается как почти исключительно биологическое существо. Социальное существо, способное вступать в отношения с себе подобными, обладая сознанием, сознательно воспринимая окружающий мир и воздействуя на него, становится исключительно с развитием в онтогенезе и в условиях жизни в обществе. С самого начала своей жизни он был вовлечен в социальное взаимодействие со своими родителями. Именно в процессе социального общения человек приобретает определенный социальный опыт, который при приобретении становится неотъемлемой частью личности. Это явление называется социализацией и определяется как процесс и результат ассимиляции и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация - это процесс, протекающий в двух направлениях:

  • формирование человека как личности;
  • становление человека как субъекта деятельности.

Процесс социализации не заканчивается, когда человек достигает совершеннолетия, а продолжается всю жизнь. 

Превращение индивида в личность, обладающую чертами социальности и индивидуальности, происходит не автоматически, а в результате достаточно длительного периода формирования, который требует соблюдения определенных условий (питание, уход, уход, поддержка, наставничество и т.д.) и определяется воздействующими на него с разной степенью интенсивности факторами. Ученые указывают на три группы факторов формирования и развития человека: биологические факторы, окружающая среда (природные и социальные) и образование.

Биологические факторы (стойкие и необратимые физиологические изменения при индивидуальном развитии, генетически детерминированные свойства организма, прижизненные физические изменения в организме). Приверженцы биологизирующей концепции развития человека считают, что инстинкты, программы развития, побуждения и желания передаются ему через наследственность и путем закрепления качеств, приобретенных в ходе взаимодействия с природной средой. Их можно заменить, подвергнуть некоторой корректировке и совершенствованию, но они играют решающую роль в формировании человека.

Природная и социальная среда (социально-экономические условия в стране, социокультурные условия региона, микросреда, природные условия). Сторонники социологического направления считают, что человек, родившийся как биологическое существо, под влиянием социокультурной среды, объединяет культуру, социально значимые ценности, идеалы, развивает мотивационные, духовные, нравственные и другие социальные потребности.

Воспитание. Биологические инстинкты, связанные с питанием, родами, безопасностью и т. д., модифицируются, опосредуются, облагораживаются социальными нормами и культурными установками, что обеспечивается образованием. Речь идет о естественной субъективной активности личности, которая формируется под влиянием потребностей, инстинктов, побуждений, желаний, способностей, стремления к самовыражению и самоутверждению. Основной идеей теории и методики воспитания была идея Л.С. Выготского о саморазвитии ребенка: «Человек, по сути, воспитывает себя сам ... С научной точки зрения невозможно одно воспитать другому».

Признание изначальной субъективности ребенка в воспитании подтверждается тремя фундаментальными основаниями: биологическим в форме генетически определенного свойства саморазвития, психологическим как признание психическим уникальности любого психического и социального в смысле неизбежного. признание особого места каждого человека в системе общественных отношений.

Наследственность и окружающая среда не зависят от воли и мастерства учителей. Воспитание - это область, где влияние учителей и родителей наиболее эффективно. И собственная деятельность образованного человека не является чем-то полностью изолированным от образовательных воздействий, и, вероятно, чем меньше возраст, тем больше она обусловлена ​​влиянием учителей (прямо или косвенно).

Современная наука рассматривает несколько возрастных периодов в развитии ребенка, школьника. По продолжительности эти периоды не совпадают, так как их выбор осуществлялся на основе основного, ведущего вида деятельности, которым занимается ребенок. Также принимаются новообразования, характерные для ученика в этом возрасте по сравнению с предыдущими.

Первый период самый короткий (прямолинейное общение), длящийся от рождения до 1 года. Считается, что в этот период ребенок еще не выполняет полностью осознанные действия.

Второй период (предметно-манипулятивная деятельность) длится два года (от 1 до 3 лет). В этот период ребенок осваивает мир своего непосредственного окружения посредством манипулятивных действий с предметами. Центральным новообразованием этого периода является ощущение себя, осознание своего «отличия» от других людей.

Третий период (игровая активность) длится от 3 до 6 лет. Именно в этот период игровые действия выполняются детьми на новом уровне: они становятся средством изучения и освоения реальности. В игре воображение ребенка развивается как психологическая основа творчества, возникают обобщенные переживания и содержательная ориентация в них. На этой основе формируются отношения к предметам и явлениям. Центральное новообразование этого века, вероятно, следует назвать способностью предвидеть и понимать последствия своих действий и сознательно совершать их, зная последствия. К. Л. Рубинштейн утверждал, что в этом возрасте не игра является ведущим видом деятельности, а развитие поступка, регулируемого социальными нормами.

Четвертый период (период образовательной деятельности) составляет от 6 до 10 лет. В это время дети ходят в школу, и их основной деятельностью является учеба. Естественно, они не забыли игру и любят играть. В игре они продолжают проводить значительную часть времени и осваивают мир предметов, явлений, окружающих их чувств. Но тем не менее они посвящают основную часть своего времени и основной работы преподаванию. Центральным новообразованием этого периода является осознание и самопознание как социального существа.

Пятый период (период общественно-полезной деятельности) - от 10 до 15 лет. В этом возрасте дети выполняют различные виды деятельности, среди которых основным остается обучение. Наряду с этим школьники этого возраста участвуют в трудовых, социальных и организационных, спортивных, художественных и других мероприятиях. Следует отметить, что любой из них признается и исполняется подростком именно как общественно полезный. Д.Б. Эльконин утверждал, что общение со сверстниками было ведущей деятельностью в этом возрасте. Центральное новообразование этого века, называемое трудным, переходным, - это чувство зрелости, сознательное стремление к независимости и самоутверждению.

Шестой период (период учебно-профессиональной деятельности) составляет от 15 до 17-18 лет. Это период ранней юности, когда образовательные, трудовые и другие виды деятельности, выполняемые студентами, признаются ими в качестве предпосылки для будущей профессиональной деятельности на фоне осознания их жизненных перспектив. Центральным новообразованием этого периода является активно формирующееся мировоззрение как система взглядов на окружающую действительность и ее место в обществе.

Эту характеристику периодов развития человека в детском, подростковом и раннем подростковом возрасте дают психологи.

Ее знания для учителей чрезвычайно важны: для создания условий, обеспечивающих выполнение ведущих мероприятий, вы можете знать только эту деятельность. Можно создать условия, необходимые для формирования и проявления новообразования личности, соответствующего возрастному периоду, только зная особенности определенного периода.

Для практиков (исключая специалистов в области дошкольного образования) целесообразно разделение на периоды развития в соответствии со структурой школьного образования, поскольку структура средней школы соответствует представлениям физиологов и психологов о периодизации школьного образования. развитие детей в школьном возрасте.

В период, охватывающий все дошкольное детство, развитие ребенка практически полностью определяется внешними образовательными воздействиями. Направление внутренних мотивационных тенденций, присущих ребенку, определяется характером и направленностью образовательных воздействий среды, воспитателей и особенностями генетической структуры организма (последнее также можно отнести к внешним факторам по отношению к развивающаяся личность: ребенок не выбирает их, они не могут на них влиять). Деятельность детей в этом возрасте организована взрослыми, возможности детей по-прежнему настолько незначительны, что в практическом плане ребенок практически полностью зависит от внешних факторов.

Младший школьный возраст, продолжающийся в первые 4 года обучения (с 6-7 до 9-10 лет), характеризуется сбалансированностью, эквивалентностью внешних воздействий на развитие ребенка и внутренними стимулирующими стимулами. Это связано с появлением в жизни ребенка одного основного вида деятельности, признанного им социально значимым. И ребенок в этом возрасте осознает себя членом общества с обязанностями, обязательствами, которые выходят за рамки исключительного подчинения взрослых непосредственному окружению.

Средний школьный возраст, или подростковый возраст (V-IX классы, с 10-11 до 15-16 лет), включая первые годы раннего подросткового возраста, характеризуется преобладанием влияния внутренних стимулов развития над внешними. Это период интенсивного физиологического развития, формирования абстрактных форм мышления, включения ученика в систему социально-трудовых отношений (даже если представить его для определенной части подростков). На общем фоне стремления к независимости, самоутверждению, взрослости все это определяет преобладание самого себя подростка в развитии его личности. Это, конечно, не означает невозможности влияния воспитателей на развитие подростков. Опекуны не только могут, но и должны влиять на подростков. Ттолько важно знать, что характер образовательных влияний должен существенно измениться. Именно в этот период учитель стремится предоставить материал, создать условия, необходимые для представления развивающейся личности, не напрямую воздействовать на эмоциональную и рациональную сферы подростка, но косвенно (наиболее эффективно через сверстников) воздействовать через создание условия успешной деятельности, выбор рациональных вариантов оценки и др.

Старший школьный возраст (X-XI классы, с 16-17 до 17-18 лет) характеризуется осознанным восприятием учеником роли внешних условий и собственных усилий в формировании личностных качеств. В этом возрасте формируется определенная жизненная позиция, то, что мы называем мировоззрением - система взглядов на мир и его место в нем. Таким образом, воспитательные влияния в этом возрасте, даже больше, чем в подростковом возрасте, должны быть направлены на создание условий для развития личности, проявления способностей ученика. Отсутствие у старшеклассников жизненного опыта и знаний о жизни часто приводит к выработке односторонних суждений, максималистских оценок явлений реальности. Задержка включения в реальные жизненные отношения фактически задерживает их в подростковой группе.

Следует помнить, что это деление на периоды (как и любое другое) очень произвольно. Календарный и школьный возраст, а также формирование определенного вида деятельности и уровня самосознания происходят у разных детей в разное время. Это связано с полом (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития. Наконец, здоровье ребенка также оказывает значительное влияние на прогресс от одного периода к другому.

Границы периодов также очень произвольны: один ребенок пришел в I класс в возрасте шести лет, а другой - в 7 лет, а затем остался в IV классе на второй год; Он закончит девятый класс в возрасте 17 лет, когда некоторые из его сверстников получат полное одиннадцатилетнее среднее образование.

Создавая условия для проявления зрелых возможностей, присущих детям, определяя зону их непосредственного развития и т. д., мы не должны забывать, что ученики не одинаково воспринимают воздействия, направленные на них.

Дети отличаются друг от друга не только цветом волос, формой лица и другими внешними признаками. Существуют внутренние физиологические различия, связанные с генетическими характеристиками, которые определяют скорость и ритм психических процессов и состояний, то есть темперамент воспитанника.

Генетические основы определенных физиологических или психических процессов, состояний следует рассматривать как склонности, которые развиваются в благоприятных условиях и остаются неразвитыми в отсутствие таковых.

Каждый физиологически здоровый ребенок обладает достаточным запасом естественных наклонностей для всестороннего развития.

Основным условием успешного развития ребенка в процессе воспитания является его включение в деятельность по усвоению и преобразованию окружающей его реальности.

 

Содержание, закономерности и принципы обучения

 

Как известно, содержание - это определяющая сторона целого, единство его частей, элементов, его свойств и связей, основная сущность, количество чего-то, что есть в чем-то еще. Категория «контент» отражает внутреннюю сторону предмета, его существенное содержание. Необходимо различать содержание образования как компонента образовательного процесса и содержание образовательной деятельности как ее предметной основы.

А.С. Макаренко в свое время предложил решение проблемы содержания образовательного процесса, провозгласив отношение к нему основным объектом внимания учителя. Отношение как социально-психологический феномен должно быть содержанием образования, поскольку именно оно наполняет, одухотворяет педагогическое взаимодействие с детьми. Находится в области любых взаимодействий ребенка с миром. Это, отношение, то, для чего ребенок приходит в школу, встречается с друзьями, идет в клуб или спортивную секцию, возвращается домой, а утром снова на некоторое время покидает семью, чтобы жить в разных отношениях, чтобы получать удовольствие удовлетворение от жизни, т.е. пережить моменты счастья.

И.П. Подлесок определяет содержание воспитания как систему знаний, убеждений, навыков, личностных качеств, устойчивых привычек поведения, которыми ученики должны овладеть в соответствии с целями и задачами, B.C. Безрукова утверждает, что содержание воспитания является частью социального опыта поколений, который выбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и передается ему в виде информации.

Содержание образования обязательно включает в себя определенный компонент знаний. Действительно, круг информации, необходимой для образования, включает в себя: знание социальных ожиданий относительно социально востребованных личностных характеристик и проявлений, эмоциональных и поведенческих реакций, отношений, связанных с понятием «воспитание»; знание культурных норм и стереотипов поведения на уровне цивилизационных, национальных, региональных, «местных» традиций и обычаев. К ним примыкает круг способностей и навыков, обеспечивающих воплощение этих знаний в жизнь, а также разносторонний опыт деятельности, выражающий определенное ценностное отношение человека к реальности. Это эмоциональный, поведенческий, рефлексивный опыт, опыт волевых усилий и действий, опыт продуктивной деятельности и общения в рамках организаций разных размеров и человеческих сообществ.

Основным источником формирования воспитательного контента является культура как в общег цивилизационном смысле, так и в смысле национальной культуры, а также культура региона, института и семьи. Это культура, по справедливому мнению П.А. Флоренский, это среда, которая растет и питает личность.

В процессе обучения культура передается молодому поколению через культурные предпочтения педагогов в контексте введения ребенка в окружающий социально-исторический контекст.

Известно, что содержание воспитания тесно связано с местом и условиями жизни в непосредственной социальной среде, в том числе в семье.

Возвращаясь к основному значению воспитания как воспитания хорошими проявлениями, мы должны быть обеспокоены проблемой создания условий, в которых будет обеспечено достаточное количество этой культурной, духовной пищи, которая могла бы послужить основой для формирования человека. Принцип, который включает в себя: ценности, нормы, значения, отношения, проявления любви, доброты, справедливости, честности и благородства.

Интернализация ребенком этих ценностей и норм, отождествление с социокультурной средой - это первое, что его окружение ожидает от человека. Таким образом, ценности и нормы входят в круг основных компонентов образования.

Н.Е. Щуркова выделяет три компонента образования, которые составляют его целостность - развитие, усвоение и присвоение. Мастеринг позволяет вам воспринимать мир определенной культуры, восхищаться им, находить радость в общении с миром, любить этот мир, взаимодействовать с ним. Освоение окружающего мира необходимо для того, чтобы общение с ним не стало роковым для человека: овладеть навыками использования ножа и вилки, включения и выключения электроприборов, использования телефона, приветствия людей, работы. Думайте, планируйте, проектируйте, оценивайте, говорите - и так до бесконечности, потому что каждое столетие предлагает человеку новый набор культурных навыков, необходимых для жизни в этой культуре. Помимо освоения и освоения мира, педагог всегда следил за тем, чтобы ребенок усваивал ценности, открытые культурой, вводил их в структуру своей личности: уважаемых родителей, любил отечество, уважал другого человека, поклонялся красоте и жаждал творческий подход.

Именно поэтому проблема эмоций и чувств так важна для понимания специфики воспитательного содержания. Без эмоционально-ценностных отношений внутренняя связь человека с миром невозможна. Именно через эмоции ценности преобразуются в значения человеческой деятельности и жизни.

Ценность отношения также рождается на волне чувств. Чувства, понимаемые как переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к людям, их действиям, к любым явлениям) и к себе, отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Они формируются обществом и играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности человека.

Пожалуй, все исследователи единодушны в том, что формирование чувств напрямую связано с областью образования, более того, понимаемой именно в ее социальных качествах. Итак, в основном с помощью чувств, мотивов, наклонностей, выполнение моральных требований регулируется.

Для развития эмоционально-чувственной сферы содержание образования должно быть направлено на наполнение духовного мира ученика образами, впечатлениями, переживаниями, мыслями, идеями, идеалами, убеждениями.

Опыт правильного отношения и социального общения передается во всех культурах через социально-психологические стандарты, поведенческие стереотипы, ритуалы, которые в педагогическом смысле играют роль своеобразных нормализующих алгоритмов. По П.В. Симонову,  глубоко усвоенная норма, смешивается в сфере человеческого подсознания, становясь регулятором его деятельности. Таким образом, нормы появляются в структуре воспитательного содержания как его объективно необходимые компоненты, целью которых является регулирование жизни ребенка путем введения разумных, сознательных ограничений; оптимизация взаимодействия; уточнение мер разрешенной деятельности.

Согласно Ш.А. Амонашвили, «педагогический процесс может стать действительно образовательным, только если он помогает ребенку познать себя членом общества, живущего в соответствии с этическими стандартами».

Помимо сферы культуры, опыт становится источником образовательного контента и одновременно его средством. Результаты человека, вступающего в мир культуры, зависят от его характера, ориентации и осмысленности.

По словам Л.С. Выготского, «ребенок в конечном итоге воспитывается сам»: только то, что было воспроизведено в его личном опыте, можно считать приобретенным. Под личным опытом понимается опыт поведения в жизненной ситуации, который постигает субъект, требующий применения индивидуального потенциала личности, его проявления как личности. Ж.Ж. Руссо много писал об уроках, извлеченных из собственного опыта, в которых он призывает ежедневно брать такие уроки из внешнего мира.

Педагогическая помощь в организации жизненного опыта позволяет ученику включиться в активные способы овладения ценностями как составляющей воспитательного контента. В структуру «воспитательного» опыта входят: опыт деятельности и общения, эмоциональный опыт, опыт поведения, рефлексивный опыт. Формирование личностных свойств основано на накоплении опыта, внутреннего опыта и формировании моделей поведения. Природа этого опыта иная - от строгого регулирования жизни до полной свободы и творчества.

Следует иметь в виду наличие различных моделей поведения (по мнению И.А. Колесникова):

  • Репродуктивное поведение (шаблонное поведение) может быть освоено путем подражания и упражнений. Например, навыки личной гигиены, поведение за столом или на вечеринке. На основе формирования привычки правильного поведения или отношения формируются культурные и поведенческие стереотипы в форме ритуалов, обычаев церемоний, выступающих в качестве способов социальной презентации и закрепления принятых в обществе моделей жизни;
  • Ритуальное поведение осуществляется в типичных ситуациях. Это достигается разными способами: развитие традиций, подражание старшим, выработка устойчивых стереотипов действий, формирование привычек, доведенных до автоматизма (иногда с помощью коучинга, тренинга). Веками регулирующие средства использовались в образовательной деятельности как режим, распорядок дня, правила поведения в школе и т. д., Что способствовало появлению следующих полезных качеств в структуре личности и ее поведении: пунктуальность, ясность, аккуратность лаконичность, подчинение старшим по возрасту и званию и т. д .;
  • Сознательное поведение основано на понимании, почему это должно быть сделано. Это может быть принудительно (разум понимает, что необходимо, хотя и не желательно) или внутренне органично. Сознание поведения требует хорошего знания норм, действующих в обществе, наличия сформированных критериев выбора между возможными моделями поведения, волевых усилий при выборе;
  • концептуальное поведение предполагает творческое участие в построении стандартов поведения и форм их реализации; Он отличается своей способностью создавать яркие поведенческие паттерны, в том числе совершать запоминающиеся действия, которые указывают на наличие определенной жизненной позиции;
  • Спонтанное поведение руководствуется мгновенной реакцией на ситуацию и может быть естественным (в случае целостности природы) или импульсивным (вплоть до агрессии).

Характерно, что в жизни современного молодого человека несколько социально-поведенческих моделей могут пересекаться одновременно в зависимости от места проживания (в семье, в университете, на отдыхе), что требует каждый раз особой, хотя и стереотипной , вариант действий, отношения, реакции.

Помимо вышесказанного целесообразно включить формирование прогностических моделей поведения в содержание образования. Сознательная разработка таких моделей (поведенческих реакций) может осуществляться на основе упреждающих размышлений, в том числе прогноза последствий их собственных действий и действий других людей.

Значительную роль в системе поведения играют действия, которые становятся способом разрешения противоречий между системой закрепленных норм поведения, ценностных ориентаций, стандартов и реальной ситуацией. Опыт ведения дел является одним из важнейших компонентов воспитательного контента.

Мы напоминаем вам, что акт - это акт поведения, который фокусируется на конкретном социальном контексте и является способом интерпретации этого контекста. Он сочетает в себе понимание ситуации, принятие решений на основе выбора и реальных действий. Выполняя действия, человек проявляет свою индивидуальность, а по характеру действий и их мотивам другие могут судить об уровне его воспитания и личностной ориентации.

Хорошо воспитанный человек способен ответить за свои действия. Воспитание ответственного отношения к поступку мотивируется поиском личного смысла. Специфическим компонентом содержания образовательной деятельности является организация упражнения в хороших поступках (Ш.А. Амонашвили).

Причина для действий возникает в определенных обстоятельствах, в определенных ситуациях, которые часто могут стать познавательными.

Использование воспитательных ситуаций в педагогической деятельности обусловлено тем, что они позволяют, с одной стороны, многократно вести ученика через обстоятельства, которые однозначно характеризуются, а с другой стороны, включать его в различные обстоятельства, которые позволяют ему видеть человека с разных сторон и - получать многогранный социальный опыт.

В педагогической литературе описаны варианты образовательных ситуаций, каждая из которых может стать значимым источником конкретного опыта для студентов:

  • - авансирования доверием (А.С. Макаренко);
  • - свободный выбор (О.С. Богданова, Л.И. Катаева и др.);
  • - непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова);
  • - эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин);
  • - соотнесения (X. Ю. Лиймец);
  • - успеха (В. А. Караковский, О. С. Газман);
  • - творчества (В.А. Караковский) и другие.

Для того, чтобы ребенок восстановил свое поведение, ему необходимы как глубокие знания этических правил, так и необходимость жить и общаться с людьми, которые служат примером следования этим правилам.

Однако текущая социально-экономическая ситуация сложилась таким образом, что молодые люди видят в основном рекламные, нравственно-этических образцы, предоставляемые средствами массовой информации. Это ведущие многочисленных ток-шоу, культовых рок-групп и самых ярких персонажей в рекламе. Стереотипные атрибуты их успеха - явно потребительский оттенок. На их фоне обычный порядочный рабочий человек из повседневной жизни не похож на героя.

В такой ситуации задача педагогов состоит в том, чтобы помочь выявить вокруг множества моделей личности, которые, демонстрируя позитивное решение реальных проблем, имели бы высокую степень моральных проявлений.

Все это требует введения в воспитательный контент образцов достойного образа жизни, которым могли бы следовать ученики.

Решение образовательных задач связано с формированием образа жизни сообщества учащихся, что позволяет приобрести опыт «совместной и благополучной жизни» (И.Д. Демакова). Итак, в процессе организации личного воспитания важно обеспечить накопление опыта пребывания в различных объединениях (производственном, образовательном, общественном, политическом, досуговом и т. д.). Это соответствует реальной жизненной ситуации, которая требует от человека умения продуктивно действовать и общаться в составе различных групп, групп, корпоративных ассоциаций, социальных сетей.

Каждая из этих позиций и их совокупность могут быть представлены, приняты и прожиты в разных индивидуальных вариантах, в течение которых может быть активное воплощение уважения и любви к ближнему, отношения братства и товарищества, чувство благодарного ученичества, участие в Судьба Родины и ее народа, т.е. освоение системы ценностей, включающей в себя:

  • природа со своими законами и полнотой жизненных проявлений;
  • родина, род, семья, язык, традиции как коренные основы общественного бытия;
  • человек и его здоровье;
  • свободный труд и его результаты, воплощенные в культурных и цивилизационных достижениях;
  • любовь и мир как основополагающие человеческие отношения и гаранты существования человечества;
  • красота и гармония как критерии истины и добра.

Педагогические законы понимаются как адекватное отражение объективной (не зависящей от воли педагога) реальности образовательного процесса, которая обладает общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Они отражают основные связи между факторами, условиями и результатами обучения.

Среди исследователей теории образования нет единого мнения по их содержанию и количеству. По нашему мнению, оно должно быть ограничено пятью или шестью основными законами, которые можно определить методом контент-анализа при ознакомлении с современными публикациями на эту тему.

Перечислим основные педагогические закономерности образовательного процесса

  1. Зависимость образования от уровня социально-экономического, политического, культурного, духовного и нравственного развития страны в конкретный исторический период, в который человек начинает свой жизненный путь. Чтобы жить активно, участвуя по мере роста физических и духовных сил в процессе дальнейшего развития общества, ребенок должен овладеть знаниями и опытом, которые сложились в этот исторический момент. Знание и учет учителями именно этой закономерности определяют прояснение их ценностных ориентаций, адекватную постановку целей и задач образования, определение его содержания, методов, форм и средств.
  2. Единство и взаимосвязь развития и воспитания личности. Двухсторонний характер этой закономерности совершенно очевиден, заключающийся в том, что развитие конкретных личностных качеств определяется прежде всего интересами самой развивающейся личности, меняющейся на каждом возрастном этапе, поскольку достигается достижение целей воспитания и соответствующего Развитие личности связано с успешной социализацией человека, его психическим и психологическим благополучием и психологическим здоровьем. И наоборот, существуют личные качества, развитие и закрепление которых крайне нежелательны, что подразумевает целенаправленное психологическое и педагогическое воздействие на развитие личности ребенка, то есть управление развитием личности. Знание и рассмотрение этой закономерности определяют формирование общей комплексной образовательной программы, основанной на совокупности индивидуальных программ обучения и самообразования для каждого учащегося.
  3. Связь между образованием и самообразованием. Это проявляется в логической связи между учебной деятельностью учителя и активной деятельностью самого ученика, который в процессе взаимодействия с наставником формирует собственную жизненную позицию, систему отношений с природным и социальным миром. , Здесь следует иметь в виду, что это не сколько деятельность, в которую вовлечен будущий взрослый, сколько конкретные отношения, устанавливаются, повторяются и переходят в социально одобренные привычки, поведение, характер. Эти отношения будут эффективными, если они начнут опираться на восприятие ребенка учителем как целостного человека со всеми его достоинствами и недостатками,  в различных проявлениях.
  4. Зависимость воспитания от отношений, складывающихся с индивидом, с обществом, с индивидами, с учителями, воспитателями. Ребенок успешно развивается, если в процессе организованной деятельности он испытывает такие позитивные внутренние состояния, как радость, счастье, духовность, внутреннее спокойствие и безопасность, любовь и уважение к другим. Именно эти условия непосредственно влияют на создание благоприятного психологического климата в семье, школе и окружении ребенка и способствуют психическому и моральному здоровью.
  5. Воспитание личности осуществляется в соответствии с законом параллельного педагогического действия. В жизни растущего человека нет и не может быть ни одного жеста, взгляда, слова (даже непроизвольного), ни одного действия или действия, которое бы не повлияло на его личность. Поэтому важно, чтобы в жизни педагогов, которая происходит перед учениками, слово не расходилось с делом, все действия и поступки, даже не имеющие прямого отношения к педагогической деятельности, должны иметь четко воспринимаемый гуманистический характер. Просоциальная ориентация, служит достойным примером для подражания. Хороший учитель всегда пользуется большим уважением среди детей, которые ему доверяют и берут с него пример, иногда даже не совсем осознанно. В воспитании нет мелочей: одежда, волосы, речь, стиль общения, эрудиция и профессионализм - очень эффективные средства воспитания как управления развитием личности ребенка. Специально организованный учебный процесс и реальный жизненный опыт должны органично сочетаться.
  6. Зависимость содержания, методов и форм обучения от возраста, пола и индивидуальных особенностей учащихся. Этот факт абсолютно очевиден, поскольку воспитание - это процесс сознательного воздействия на развитие личности. Поэтому педагог должен систематически изучать возрастные, психологические особенности развития образованного, чьи знания влияют на выбор содержания, форм, методов обучения и его эффективность.
  7. Двойственность процессов и результатов обучения. Многие сформированные черты личности имеют диаметрально противоположные проявления у разных детей, например:  дисциплина,  для одних это самоконтролируемая, ответственная свобода, для других - способ избежать ответственности за свои непродуманные поступки, отсутствие инициативы, повод для двойственности;  лень как ничего не делать - у некоторых детей, конечно, порок заслуживает выговора, но у других детей это внешняя форма, за которой возникает желание рационально строить действия, исключающие бессмысленные, непродуманные, непродуктивные действия, - желание, которое следует поощрять;  сопротивление воспитанию - с одной стороны, это усложняет жизнь учителя, заставляет его нервничать, конфликтует с учеником, а с другой стороны, это явление следует воспринимать как почти нормальную реакцию развивающейся личности, которая имеет субъективность и, следовательно, не воспринимает все безоговорочно как истину в последней инстанции. В этом случае квалифицированный учитель ищет и находит другие подходы к критическому ребенку, повышая его профессионализм.
  8. Наличие в учебной деятельности учителя профессиональных и педагогических ошибок. Это создает для учителя ситуацию, в которой профессионально-педагогическое отражение процесса и результатов педагогического взаимодействия, состояния учеников необходимо для своевременного выявления и устранения причин и следствий ошибочных действий.

В практике образовательной деятельности педагогические законы реализуются через систему принципов образования - общие, фундаментальные идеи, ценностные основы, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса. С одной стороны, они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия педагогов и учеников, а с другой - обеспечивают связь между теорией и практикой образования.

Рассмотрим ведущие принципы обучения:

Принцип гуманистической направленности образования. Это осуществляется путем построения образовательной деятельности на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, дружелюбия учителя с разумной требовательностью к ученикам. Этот принцип является разработкой принципа «сочетания уважения и требовательности к ученику», сформулированного выдающимся деятелем русской педагогики А.С. Макаренко в советское время: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему».

Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения. Это означает постоянное профессиональное внимание учителя к эмоциональным реакциям, разворачивающимся в действиях, словах и интонационной окраске отношения ученика к социокультурным ценностям: человеку, природе, обществу, работе, познанию и ценностным основам жизни, достойной человек - добро, правда, красота.

Принцип связи образования с жизнью. Необходимо включать учеников в ситуации, требующие волевых усилий для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости и рефлексивной позиции. Нам нужно учить студентов противостоять трудностям.

Принцип опоры на позитив. Первое, что нужно сделать, начиная строить отношения с образованным человеком, - это найти его положительные стороны, на основе которых можно добиться устойчивого успеха в образовательной деятельности. Достижение этого в человеке становится более позитивным и менее негативным - задача воспитания, направленная на облагораживание личности.

Принцип ориентации на развитие личности. В процессе учебной деятельности учитель изучает возраст, индивидуальные особенности детей, динамику и специфику их развития; определяет уровень формирования личностных качеств, ценностных ориентаций, мышления, мотивов, интересов, установок; раскрывает отношение к жизни, работе.


Воспитание базовой культуры личности ученика в учебной и внешкольной деятельности

 

Базовая культура личности и ее составляющие  было введено в отечественную педагогику О.С. Газман. Он включает в себя то существенное, обязательное, что необходимо студенту для самостоятельной деятельности, что определяет его дальнейшее развитие. В процессе воспитания базовой культуры ребенок не только усваивает социальные ценности и методы поведения и деятельности, но и развивает свои основные силы, внутренний личностный потенциал. Выращивать основную культуру личности - значит создавать предпосылки для развития ее индивидуальных сил и способностей в интересах личности, общества и государства.

Обращение в процессе образования к истокам культуры, культурного наследия предполагает развитие разнообразного мира ценностей, и в первую очередь тех ценностей, которые обеспечивают развитие личностных качеств, качеств, ориентаций в гармонии с собой, с социальная среда, другие люди и общество. Невозможно освоить и реализовать все ценности культуры, но необходимо расширять их спектр в зависимости от возраста, личных устремлений и уровня образования. Основной культурой личности является достижение ею некоторой гармонии, придание ей социальной стабильности и продуктивного включения в общественную жизнь и работу, а также личного психологического комфорта (О. С. Газман).

Базовая культура личности - это не лучшие образцы мировой, национальной и национальной культуры, а ее готовность к самостоятельному творческому развитию, обогащению культуры и самореализации себя в ней. С этой точки зрения основными составляющими базовой культуры личности следует считать аксиологическую (ценность), в том числе овладение ценностями-знаниями, ценностями-качествами и ценностными отношениями; технологическая, раскрывающая степень практической готовности ученика к решению жизненных проблем и ситуаций, включение его в различные виды деятельности и общения; личностно-творческий, обеспечивающий творческую самореализацию, последовательное развитие основных сил личности, ее способностей, талантов и личностного потенциала.

Приоритетными направлениями, лежащими в основе базовой культуры личности, являются мировоззренческая культура, культура межэтнического общения, правовая культура, нравственная культура, экологическая культура, культура жизненного самоопределения и труда, экономическая культура, эстетическая и физическая культура, культура связи с  семьей .

Формирование базовой культуры в отдельных областях создает основу для развития целостной, гармонично развитой личности. В этом случае результатом формирования базовой культуры личности студента является наличие свойств, качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих гармонию личной и социальной культуры.

 

Формирование мировоззрения среди школьников

 

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование у школьников картины мира, представляющей собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т. е. природы, общество и мышление).

Педагогическая деятельность как компонент воспитательного процесса.

Дети получают разнообразную информацию об окружающем их мире в семье, в детском саду, в школе, из средств массовой информации, литературы и т. д. Но такая информация часто носит фрагментарный характер, не упорядочена, они не формируют целостного научного понимания мира. Воплощая достижения мировой цивилизации, научная картина мира отражает наиболее существенные аспекты бытия и мышления, природы и общества. Результатом формирования картины мира у школьников является их мировоззрение как личностная характеристика, как совокупность идей, взглядов, убеждений, в которых проявляется отношение человека к реальности. 


Научные знания - часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ понимания, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что это связь между различными знаниями, идеями, концепциями, которые формируют определенную научную картину мира. Элементами этой системы являются взгляды, идеи, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение места человека в окружающей его социальной и природной среде.

Однако реальность, окружающая человека, чрезвычайно разнообразна, как и отношения, в которых человек находится с миром. Поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек связывает себя с определенным уровнем реальности, с определенной конкретной стороной реальности, потому что мир предстает перед ним в различных проекциях. Соответственно, сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны, аспекты мира, отождествляет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в разных аспектах.

Мировоззрение показывает единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения заключается в том, что человек формирует не только целостный взгляд на мир, но и обобщенную идею самого себя, которая развивается в понимание и переживание своего «Я», своей личности, своей личности.

У человека, достигшего такого уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основой которой является мировоззрение. Объединяя сложный набор ценностных отношений человека с окружающей действительностью, научное мировоззрение объединяет все свойства и качества человека, объединяет их в единое целое, определяет социальную направленность, личную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.

Мировоззренческие верования как результат формирования картины мира. Убеждения, как и знания, являются субъективным отражением объективной реальности, результатом усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Верования не являются чем-то «известным» и «понятым», они представляют собой знание, которое перешло во внутреннее положение человека.
Выполняя регулирующую функцию, убеждения определяют всю духовную структуру личности - ее ориентацию, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, действия. В то время как человек пробуждается к деятельности по внешней необходимости, которая не перешла в его внутреннюю потребность, не стала его собственной волей, он действует без внутреннего сгорания, активности, не мобилизуя все ресурсы.

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда приводит к определенной оценке, некоторому знанию реальности. Эти знания могут относиться к сфере повседневного, повседневного сознания, которое развивается под влиянием традиций, настроений, привычек, которые порой носят очень консервативный характер. Кроме того, эти знания могут также функционировать в понятиях, суждениях, выводах, гипотезах, теориях, отражающих наиболее значимые, регулярные отношения и отношения объективной реальности. Следовательно, дело в том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Рост науки определял не только развитие ее теоретического аппарата. Он оставил отпечаток на формах и стиле современного мышления, одной из особенностей которых является стремление к строгой фактической достоверности. Факты - это элемент знаний, который строго соответствует реальности, практике.

Факты реальности становятся фактами науки, одной из первоначальных основ научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные аспекты множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предсказания, дают принципы для решения не только задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, связанных с этой целостностью.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых внутренние законы реальности раскрываются с наибольшей полнотой и глубиной. Отражая не только существующие, но и должные, такие идеи являются одним из механизмов организации и получения научных знаний. В связи с этим в процессе формирования мировоззрения особое внимание следует уделить формированию методологических концепций, обобщений, идей, характеризующих реальность и ее теоретических описаний.

Возрастные возможности формирования картины мира у школьников. Часто утверждают, что на начальном этапе обучения кажется, что можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем, даже в начальных классах в принципе возможно выявить идеи, которые дают представление об общих законах, которым подчиняется все движение и развитие. Понимание школьников вполне доступно для некоторых существенных отношений и зависимостей в явлениях природы и общества, которые носят мировоззренческий характер. К ним относятся первоначальные представления о сезонных изменениях жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и т. д.

Интенсивное становление личности в подростковом возрасте создает благоприятные условия для овладения научной картиной мира. Изучая систематические курсы по основам наук, подростки глубже анализируют объекты и явления реальной реальности, находят в них сходства и различия, взаимосвязь и причинность, устанавливают законы и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным философским выводам и обобщениям.

Неотложная необходимость в подростковом возрасте - это стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта и дает толчок формированию идеалов и установок. В то же время для подростков характерны нестабильность мнений, взглядов, недостаточная самооценка и преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать студентов к самооценке явлений.

В молодом возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, это определяет их готовность усваивать научное мировоззрение во всей его полноте и полноте. Философская направленность мышления, когнитивное отношение к реальности, необходимость проникновения в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщения, солидных взглядов и убеждений у старшеклассников, обеспечение широты ориентиров в мире, принципов поведения и деятельности.

В этом активно участвует одно из наиболее ценных новообразований ранней юности - самосознание личности, непосредственно определяемое ее самооценкой и уровнем стремлений, идеалами и ценностными ориентациями, представлениями о себе, своих ожиданиях и жизненных планах. Профессиональное самоопределение также осуществляется с определенных мировоззренческих позиций, что включает в себя активную проверку на прочность, первоначальное принятие и усвоение человеком системы ценностей, целей, стандартов, норм и стандартов, характеризующих конкретную профессиональную группу, формирование моральной, психологической и трудовой готовности следовать своим социальным и гражданским обязанностям.

Основные средства формирования картины мира среди студентов. Человек осваивает целостный взгляд на мир, если его система взглядов основана на единстве сознания, опыта и действия. Это означает, что формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, эмоции, волю личности, от его активной практической деятельности.

Интеллектуальная составляющая мировоззрения включает движение от прямого чувственного отражения реальности к абстрактному концептуальному мышлению. Однако концептуальное мышление не является конечной точкой научных и образовательных знаний. После этого начинается восхождение от абстрактного к конкретному - возвращение к конкретному на более высокой стадии развития, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При подъёме от абстрактного к конкретному процесс суммирования, связывания друг с другом абстракций не только совершенствуется, но и создается синтез, что означает дальнейшее углубление в сущность явлений материального мира во всех их причинно-следственных связях, отношения и посредничество.

Любой результат аналитической и синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержит как знания, так и способ деятельности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Поэтому необходимо формировать единство знаний и умения мыслить и действовать у студентов.

Мировоззрение не содержит рассеянных знаний, но его систему, которая отражает, насколько это возможно, структуру современного научного знания, организованную на основе методологических идей, теорий и принципов. Системы знаний, усваиваемые студентами, находятся в постоянном движении, соотносятся с другими системами и перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения. В то же время простого перехода из одной системы в другую не происходит, но осуществляется обобщение сформированных систем знаний, создание новых систем,  и ситуации, а также передача знаний широкому кругу людей.

Чтобы знания превратились в убеждения, органично вписались в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентаций личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и чувств. Здесь важную роль играет эмоционально-волевой компонент мировоззрения. Позитивное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и работе выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства, ко всему, что создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат в школе.

Готовность и решимость человека достичь цели напрямую связаны с волей. Воля - это сторона сознания, не сводимая к интеллекту и чувствам, основной функцией которой является регулирование поведения и деятельности. В сочетании с убеждениями и чувствами воля приводит человека к осознанным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом мировоззрение включает в себя практически эффективный компонент. Сфера практических действий студентов может быть довольно широкой. Учебно-трудовая и социальная деятельность вовлекает студентов в самые разные социальные отношения, дает им разностороннюю информацию, опыт общения. Они не приводят к чисто внешним результатам, но перестраивают внутренний мир школьников, развивают их потребность в активном творчестве как черту личности. Недостаточно, чтобы эта деятельность была социально полезной, необходимо, чтобы она удовлетворяла самого ученика, хотя и не полностью, но в общих чертах соответствовала его личному идеалу. Сформировать социально значимый мотив - значит превратить объективную цель деятельности в «реальный действующий мотив» (А. Н. Леонтьев), создать внешнее, объективное внутреннее свойство субъекта, заставить его в этом нуждаться.

Целостный процесс формирования научного мировоззрения среди студентов обеспечивается непрерывностью обучения, взаимопроникающими связями между предметами. Внедрение межпредметных коммуникаций позволяет увидеть феномен с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Междисциплинарные взаимодействия, которые дают студентам возможность всесторонне охватить все свойства и отношения изучаемых объектов, имеют особенно большое значение с точки зрения мировоззрения. Например, на основе межпредметной корреляции студенты формулируют такие методологические идеи, как единство живой и неживой природы, общность естествознания и социально-исторические основы взаимодействия человека, общества и природы, единство антропогенеза и социогенеза, и т.д.

Социальная и профессиональная позиция учителя является важнейшим фактором формирования научного мировоззрения среди студентов, поскольку этот процесс во многом основан на доверии учащихся к учителю. Это идеальная юношеская вера, - отметил Н.А. Добролюбов, - облегчает действия учителя и делает его пример полезным ... Но горе учителю, который своим неосторожным поведением и проявлением своих страстей перед учениками разрушил очарование с помощью который он был окружен в их глазах ... Как только моральное доверие потеряно или поколеблено хотя бы немного, слово учителя сразу теряет свою силу. Только учитель, который не учился, не освоил, но всем своим существом принял возвышенное значение науки, передовые идеи века, которые сформировались как творческая личность, могут быть духовным наставником для молодежи и руководство к научному мировоззрению.

Воспитание и религия. На протяжении многих веков религиозное образование было единственной педагогически продуманной системой со своими целями, задачами, содержанием, формами и методами работы. Эта система обеспечивала определенную организацию жизни верующих: обязательное посещение церкви, познание и исполнение молитв, соблюдение праздников и церемоний. На протяжении многих веков разрабатывались методы и приемы для индивидуального и коллективного воздействия на человека, включая исповедание, отпущение грехов, благословение, причастие и т. д. Система религиозного образования дополняется не менее продуманными и эффективными методами самообразования и самосознания, убеждение, такое как молитва, покаяние, воздержание, обет. Религиозное воспитание достаточно психологизировано, оно учитывает особенности бессознательного и подсознательного, эмоционального и волевого в личности.

В общественном сознании нашего народа происходит переоценка роли религии в культуре и истории, духовно-нравственного развития человека и общества. Включение знаний о религии в школьное образование и образование, по мнению И.В. Метлик связан как с положительной оценкой религии определенной частью общества, так и с осознанием того, что «значительный слой исторического и культурного наследия нашего народа и всего человечества не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без знание истории и культуры основных традиционных религий ».

В основе культуры личности лежат духовно-нравственные ценности. Исторически в религиозной культуре формировались и развивались такие ценности, как любовь к человеку, свобода, ответственность, коллегиальность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, патриотизм, трудолюбие, рациональность жизненных проявлений и другие. Эти ценности имеют универсальное значение и поэтому должны обогащать содержание школьного образования.

В системе образования России создаются предпосылки для получения знаний о религии в процессе обучения и воспитания учащихся государственных образовательных учреждений, включение которых определяется социально-правовыми нормами светской школы. Современная русская светская школа не ставит целью всеобщее и обязательное воспитание детей в духе религиозного просвещения. Такая подготовка является культурно приемлемой, религиозной по своему характеру. Школа религиоведения знакомит учащихся с основными религиями мира, дает информацию о происхождении, истории религии, основных чертах догмы, символике, этических нормах, значении религии в разных культурах. Это помогает углубить гуманитарное образование, помогает общаться со сверстниками из разных стран и повышает их терпимость. Знакомство детей с ценностями религиозной культуры должно быть педагогически истолковано с учетом светской средней школы и включено в педагогический процесс.

Образовательные возможности познания религии заключаются в том, что они углубляют представления студентов о гражданстве, патриотизме, уважении прав личности в духовной сфере, развитии национальной идентичности, формировании этической культуры личности, т.е. направления воспитательной работы, которые современная школа осуществляет в своей воспитательной работе. Знакомство с семейными традициями, опыт семейного воспитания, формирования целомудренного и ответственного отношения к браку и семье, к представителям противоположного пола с учетом моральных норм, принятых в традиционной культуре народов Россия обогащает сознание студентов значительными ценностями и чувствами в русской и мировой культуре.

Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования в школе.

Это особенно актуализирует ответственность педагогов за формирование у учащихся научной картины мира и одновременно уважение взглядов и чувств верующих детей и их родителей. Задача школы - раскрыть ребенку реальность объективного мира, его несостоятельность, познаваемость.

По мере взросления и достижения совершеннолетия ученик сам имеет право делать свой мировоззренческий выбор.

 

Гражданское воспитание школьников

 

Воспитание гражданина является одной из основных задач учебного заведения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся, школа в первую очередь ориентируется на формирование у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Основной целью гражданского образования является формирование гражданственности как интегративного качества личности, воплощающего внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, самооценке и дисциплине, гармоничное проявление патриотических чувств и культура межнационального общения. Формирование гражданственности как черты личности определяется субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, а также объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Развитие проблем гражданского образования в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике она связана с именами Платона, Аристотеля, Ж.Ж. Руссо и других. Если первые связывали проблемы гражданского образования в первую очередь с формированием уважения к государству и законопослушности, то последние видели основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Теория гражданского образования в зарубежной педагогике наиболее полно была разработана немецким учителем Г. Кершенштайнером, который отметил необходимость целенаправленного формирования гражданства.

В российской педагогике цели и задачи гражданского образования отражены в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинский Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцен и другие. Идея национальности в образовании, сформулированная К.Д. Ушинским, основана на учете особенностей российского менталитета, развитии национальной идентичности, воспитании гражданина.

Советская педагогика рассмотрела вопросы гражданского воспитания в аспекте социальной направленности личности, приобретения коллективного опыта. В знаменитой книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» в определенной степени обобщил и систематизировал теоретический и практический опыт советской школы гражданского образования. Особое место в этой работе отводится формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школьных, семейных и детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского образования в школе и семье - это работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитания в духе мира и ненасилия. Важное место в гражданском развитии личности занимает участие детей, подростков и молодежи в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения. В толковом словаре В.И. Даля, слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель своего благополучия, любящий человек, уроженец или тесть». Патриотизм как черта личности проявляется в любви к своей родине, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения является чувство интернационализма, что подразумевает равенство и сотрудничество всех народов. Противостоит национализму и шовинизму. Патриотизм имеет представление об уважении и любви к своей родине, соотечественникам; в интернационализме, уважении и солидарности с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе вовлечения студентов в активную творческую работу на благо Родины, прививая бережное отношение к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям и традиции народа.

Патриотическое и международное воспитание в образовательной и внешкольной деятельности осуществляется с использованием разнообразных форм и методов. Прежде всего, патриотическое воспитание предполагает организацию работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символов других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют субъекты гуманитарного и естественнонаучного циклов. Изучая природу родного края, его историческое прошлое эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков - они раскрывают историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское образование предполагает формирование у студентов знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и творчеством выдающихся ученых, дизайнеров, писателей, художников, актеров и т. д.

Правовая культура и профилактика правонарушений в детской среде. Задачи юридического образования - ознакомить студентов с требованиями правовых норм, обеспечить, чтобы они приобрели для них личное значение, получили внутреннюю санкцию и стали руководством в повседневном поведении.

Динамика деформации личности может быть представлена ​​последовательностью следующих этапов: появление разрывов и искажений в нравственно-волевой сфере личности; превращая их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мотивации для предпочтительного поведения, в том числе антиобщественных целей и средств; соответствующие искажения морального правосознания относительно границ разрешенного поведения; преступление; систематическое правонарушение; систематическое оскорбительное поведение; преступление.

Студенту, склонному к совершению преступлений, всегда присущ определенный набор искаженных знаний, интересов, потребностей, отношения к людям и социальных ценностей.

«Дефектность сознания, - отметил А. Макаренко, - это, конечно, не техническая дефектность личности, а дефектность некоторых социальных явлений, социальных отношений - одним словом, прежде всего, испорченные отношения между человеком и обществом, между требованиями личности и требованиями общества ».

Источники деформации нравственно-правового сознания школьников находятся, как правило, в семье. Неблагоприятным для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией его взрослых членов (пьянство, драки, судимости и т. д.), Но и такая, где атмосфера добычи денег скрыта за чисто внешним благополучием, оправдывая любые средства наживы в глазах этой семьи. В такой атмосфере у детей воспитываются пренебрежение работой, ориентация на «прибыльную» работу, эгоистичные предпочтения в выборе трудовой деятельности и ложно понятые престижные устремления. Результат «просвещения потребителей» чаще всего настроен на удовлетворение потребностей любых средств, в том числе асоциальных. Дети из аналогичных семей обычно имеют высокую преступную активность.

Для подростка одобрительное мнение членов его группы о безнравственных и незаконных действиях, совершенных им, кажется более значительным и важным, чем осуждение таких же действий взрослыми - родителями, учителями и т. д. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им социально значимую направленность.

В работе по предупреждению преступности среди студентов можно выделить следующие этапы:

  • устранение обстоятельств, способствующих формированию оскорбительного поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно повлияли на поведение (ранняя профилактика);
  • улучшение окружающей среды, условий жизни и образования студентов, которые негативно влияют на них, и в то же время корректируют свое личное положение (первый этап прямой профилактики);
  • аналогичные меры в отношении лиц, которые уже совершили правонарушения и поэтому находятся в центре внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, районных инспекторов (второй этап прямого предупреждения);
  • правовое воспитательное воздействие на студентов, которые систематически совершают правонарушения, то есть тех, чье поведение позволяет нам предсказать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап прямого предотвращения);
  • работать со студентами, которые уже совершили преступление, если меры наказания или замещающие меры не предусматривают их удаление из коллектива (предотвращение рецидива).

Профилактика правонарушений среди учащихся является одним из центральных направлений образовательной деятельности школы, семьи и общественности.

 

Формирование основ нравственной культуры у студентов

 

Любое действие человека, если оно в той или иной степени затрагивает других людей и не безразлично интересам общества, вызывает оценку со стороны других. Мы оцениваем это как хорошее или плохое, правильное или неправильное, справедливое или несправедливое с точки зрения морали.

Мораль в прямом смысле этого слова - обычай, нрав, правило. Часто термин «этика» используется как синоним, означающий привычку, привычку, обычай. В другом смысле «этика» - это философская наука, которая изучает мораль. В зависимости от того, как человек освоил и принял мораль, в какой степени он соотносит свои убеждения и поведение с существующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне морали. Другими словами, мораль - это личностная характеристика, которая сочетает в себе такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплина, коллективизм, который регулирует поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени его соответствия определенным правилам. Если бы не было таких правил, то одно и то же действие оценивалось бы с разных точек зрения, и люди не могли прийти к единому мнению - у человека все хорошо или плохо. Правило, которое носит общий характер, т. е. Распространяется на многие идентичные деяния, называется моральной нормой. Норма - это правило, требование, которое определяет, как человек должен действовать в конкретной ситуации. Моральные нормы могут побуждать ребенка к определенным действиям и действиям, а также могут запрещать или предупреждать их. Нормы определяют порядок отношений с обществом, коллективом и другими людьми.

Нормы сгруппированы в зависимости от областей отношений между людьми, в которых они работают. Для каждой такой сферы (профессиональные, межэтнические отношения и т. д.) Существует свой исходный принцип, которому подчинены нормы - моральные принципы. Так, например, нормы отношений в любой профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются моральными принципами взаимного уважения, интернационализма и т. д.


Моральные понятия, универсальные по своей природе, то есть охватывающие не отдельные отношения, а все сферы отношений, побуждающие человека руководствоваться ими повсюду, называются моральными категориями. Среди них такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и т. д.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество развивает моральный идеал, то есть модель нравственного поведения, к которой стремятся взрослые и дети, считая ее разумной, полезной, красивой.

Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают в качестве формы общественного нравственного сознания. В то же время мораль является не только формой общественного сознания, но и формой индивидуального морального сознания, поскольку у человека есть свои особенности духовного склада, особенно его идеи, чувства, переживания. Однако эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Моральные нормы, принципы, категории, идеалы, усваиваемые и принимаемые личностью, одновременно выражают ее специфические отношения с другими людьми, с самим собой, с работой, с природой. Содержание воспитательной работы учителя, классного учителя по формированию нравственной культуры среди учащихся также составляет формирование указанных групп отношений.

Отношение к другим людям предполагает формирование взаимного уважения между людьми, товарищескую взаимопомощь и требовательность, коллективизм, воспитание заботы о старших и молодых людях в семье и уважение к представителям противоположного пола. Самоотношение состоит из чувства собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплины, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, добычи денег. Отношение к труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и воспитательных обязанностей, развитии творческих принципов в работе, признании важности своей работы и результатов чужой работы. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

Формирование основ нравственной культуры у учащихся осуществляется в школе, семье, обществе.

Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к своей естественной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм является основой системы определенных представлений о мире, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. В то же время его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку его места в окружающей действительности, отношений с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение разнообразные отношения с человеком, обществом, духовными ценностями, деятельностью, составляющей содержание гуманистической сущности человека.

В психологическом словаре понятие «человечность» определяется как «система отношения человека к социальным объектам (человеку, группе, живому существу), обусловленная нравственными нормами и ценностями, которая представлена ​​в уме опыт сострадания и сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах помощи, соучастия, помощи. Однако, исходя из связи между гуманизмом и человечеством, содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон - естественной жизни каждого человека и социальной жизнь, которая включает в себя все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе в том числе уровень развития его личных качеств.

Обе стороны личности напрямую связаны с человечеством. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает в качестве начальной формы отношения к человеку как к ценности. Человечество - это совокупность моральных и психологических качеств личности, выражающих сознательное и эмпатическое отношение к человеку как высшей ценности.

Как качество личности, человечество формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности проявляется в дружелюбии и дружелюбии; готовность помочь другому человеку, внимательность к нему; рефлексия - умение понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, эмпатии; в толерантности - терпимость к чужим мнениям, убеждениям, поведению.

Воспитание человечества осуществляется в различных формах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сочувствие, соучастие. Признаки безразличия, черствости не могут не быть замечены и проанализированы учителем. Гуманитарная культура учителя заключается не только в личной приверженности принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам имеет особую образовательную силу; это может заменить длительные дискуссии, разговоры и истории о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического воспитания.

Важным условием воспитания человечества является организация коллективных образовательных и общественно полезных мероприятий, особенно такого рода, когда ученики оказываются в ситуациях прямого проявления заботы о других, оказывая помощь и поддержку, защищая молодых и слабых. Такие ситуации могут возникать непосредственно в процессе совместной деятельности или могут быть специально предусмотрены учителем.

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у студентов, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ на уроках проблем добра и зла, подлинного и абстрактного гуманизма, социальной справедливости и несправедливости знакомит учащихся со сложным миром человеческих отношений, учит нас понимать и ценить идеи гуманизма, их универсальный характер.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одной из основных задач нравственного воспитания школьников является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организацию, порядок в определенной области, жизнь людей. Дисциплина отражает соответствие человеческого поведения и образа жизни правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплина как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в самоконтроле, внутренней организации, ответственности, готовности подчиняться как личным, так и социальным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина является одним из проявлений общественной дисциплины. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение студентами правил отношений со студентами и преподавателями, это обязательное выполнение всеми членами коллектива принятых правил и положений. Будучи неотъемлемой частью нравственности, дисциплина студентов заключается в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательной реализации. Укоренившиеся правила поведения определяют действия и поступки человека. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без дисциплины. Дисциплина является результатом нравственного воспитания. Неслучайно поэтому А.С. Макаренко рассматривал дисциплину как морально-политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена ​​на разъяснение учащимся необходимости дисциплины в интересах личности, коллектива и общества. Однако дисциплина личности - это не только подчинение. Это следует рассматривать в контексте индивидуальной свободы, как субъективную способность человека к самоорганизации, достижению своих целей исторически сложившимся способом. Способность человека выбирать свою собственную линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является моральной предпосылкой ответственности за свои действия (О.С. Газман). Обладая самодисциплиной, студент защищает себя от случайных внешних обстоятельств, тем самым увеличивая степень своей свободы.

Дисциплина как личностное качество имеет разные уровни развития, что отражается в концепции культуры поведения. Культура поведения включает в себя различные аспекты нравственного поведения личности; в нем органично слиты культура общения, культура внешности, культура речи и повседневная культура.

Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда вежливость и внимательность становятся нормой общения. Важно научить детей правилам поведения с семьей, друзьями, соседями, незнакомцами, на транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, дарения подарков, соболезнований, с правилами ведения бизнеса, телефонными звонками и т. д.

Культура внешности состоит из способности элегантно, со вкусом одеваться, выбирать стиль, соблюдать правила личной гигиены и использовать жестикуляцию, выражение лица, походку и движение.

Культура речи - это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительный язык в разных условиях общения, овладевать нормами устного и письменного литературного языка.

Одним из направлений формирования культуры поведения является воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни (повседневной культуре) - рациональной организации своего дома, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время еды и т. д. Культура поведения детей во многом определяется личным примером учителей, родителей, старшеклассников, традициями и общественным мнением, сложившимся в школе и семье.

 

Вывод:

 

Воспитание экологической культуры у студентов. Быстро развивающееся движение за защиту природы охватило весь мир. Вопрос о том, как человек должен относиться к окружающей среде, одинаково встал перед каждым жителем планеты. В современной науке экология характеризуется единством биологических, социальных, экономических, технических и гигиенических факторов в жизни людей. Исходя из этого, выделение социальной, технической и медицинской экологии, учитывающей поведение человека в природе, является законным.

Целью формирования экологической культуры школьников является воспитание ответственного, уважительного отношения к природе. Достижение этой цели возможно, если в школе проводится целенаправленная систематическая работа по формированию среди учащихся системы научных знаний, направленных на понимание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологические ценностные ориентации, нормы и правила по отношению к природе, умение ее изучать и защищать.

Формирование экологической культуры у школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегин и др.) Определены основные принципы экологического воспитания школьников. Среди этих принципов междисциплинарный подход к формированию экологической культуры; систематическое и постоянное изучение материалов окружающей среды; единство интеллектуальных и эмоционально-волевых принципов в деятельности студентов по изучению и оздоровлению природной среды; взаимосвязь уровня мировой, национальной и местной истории в выявлении экологических проблем в образовательном процессе.