Патриотические стихотворения А.С.Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»)

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.10.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)
Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции
Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание
Значение творческого наследия А.С.Пушкина. Пушкин и наша современность


Введение:

А.С.Пушкин не только русский писатель, но и мировой писатель. Он оставил огромное литературное наследие для современных читателей. Поэт занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни. А. Григорьев пророчески заметил: «Пушкин - это наше все: пока единственный полный набросок нашей национальной личности». Никто так точно не заметил тонкости русской души и национальной культуры, как Александр Сергеевич.

Творчество поэта - это бурное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с литературной жизнью России. В своих работах он улавливал красоту русской природы, особенности крестьянской жизни, широту и разносторонность человеческой души. Его творения полны красок, эмоций, переживаний.

Произведения А.С.Пушкина восхищали, и будут восхищать еще ни одну сотню лет. Его творения пользуются популярностью даже за пределами нашей страны. Школьники не только читают сказки, повести и романы, но и из года в год заучивают стихотворения, открывая разнообразный творческий мир поэта.

Довольно большая часть его литературных произведений была написана им в Нижегородской области. Природа удивительной красоты, исторические места не могли не оставить неизгладимых впечатлений в памяти поэта. Поэтому целью данной работы является изучение влияния нижегородской земли на творчество А.С.Пушкина.

Каждое новое поколение, каждая эпоха подтверждает свое понимание поэта, писателя, видит в нем современника, они изучают его, спорят о нем, боготворят или отвергают его. Но каждый неизменно видит в нем своего Пушкина.

Болдинская осень

Имя Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с нижегородской стороной и деревней Болдино. Он провел 3 осени в имении. Александр Сергеевич совершил свою первую поездку осенью 1830 года с целью заложить имущество Кистенева в попечительском совете, чтобы получить деньги, необходимые для предстоящей свадьбы с Натальей Гончаровой.

Древний предок А.С.Пушкина, Евстафий Михайлович Пушкин, посол при дворе Ивана Грозного, получил Болдино в поместье - земельное владение, дававшееся дворянам на время службы.

Дедушка А.С.Пушкина владел довольно крупными земельными владениями вокруг Болдино. После его смерти земля была разделена между многочисленными наследниками, и в результате раздробленности начались разорения старой семьи. Болдино отправился к дяде Пушкина Василию Львовичу и его отцу Сергею Львовичу. После смерти Василия Львовича северо-западная часть села со старой усадьбой была продана. Отец Пушкина владел юго-восточной частью Болдино (с усадебным домом и другими постройками) - 140 крестьянских дворов, более 1000 душ и деревня Кистенево.

Отправляясь в родовое имение, Александр Сергеевич не испытывал особого счастья. Он писал Плетневу в Санкт-Петербурге: «Еду в деревню, бог весть, буду ли иметь там время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь...». Но А.С.Пушкин ошибался. Прибыв в Болдино, утром писатель взялся за дело. С приставом мы отправились в Кистенево. В Кистенево жили ремесленники, которые делали санки и повозки, крестьяне ткали полотна и ткани. Вечером Пушкин разобрался со своими бумагами и представил болдинского народного священника. Озорные линии играют сами по себе:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго шелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика;

Осмотревшись в Болдине, поэт написал другу: «Теперь мрачные мысли мои порассеялись, приехал в деревню и отдыхаю... Соседей ни души, ездий верхом, сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается...». После напряженности последних лет, литературных баталий, нытье Бенкендорфа, который следил за каждым его шагом, после московских переживаний и ссор с его будущей свекровью, которая требовала от него денег, «социального статуса», он мог наконец-то дышать свободно: он ехал по окрестностям верхом на лошади, писал, молча читал дома. Он не собирался оставаться здесь долгое время - он поручил свои имущественные дела клерку Петру Кирееву, подписал несколько бумаг - он спешил в Москву. Но покинуть Болдино не удалось: приближалась эпидемия холеры. Карантин был установлен вокруг.

Поэт остался здесь на все три осенних месяца. Он почти не общался с внешним миром (он получил не более 14 писем). Однако принудительное уединение способствовало плодотворной работе, которая удивила самого Пушкина, который написал П.А.Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…».

«Болдинская осень» открылась стихами «Демоны» и «Элегия» - ужас потерянного и надежда на будущее, сложная, но дающая радость творчества и любви. Три месяца были посвящены подведению итогов молодости и поиску новых путей.

В уединении Болдина Пушкин передумал о прошлом. Он размышлял о том, что было сильнее: законы ужасного века или высокие импульсы человеческой души. И одна за другой рождались трагедии, которые он называл «маленькими» и которым суждено было стать великими. Это «Жадный рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан» и т.д. Эти четыре пьесы помогают нам лучше понять чувства и мысли, которыми обладал Пушкин, который три месяца находился «в пустыне, во тьме тюремное заключение».

В Болдино он вспомнил свою молодость и прошлые увлечения, попрощался с ними навсегда. Об этом свидетельствуют его работы: листы бумаги со строками стихов «прощай», «заклинания», «для берегов далекого отечества». В этих стихах, как и в других, написанных на Болдино, Пушкин выражал настроение человека, который с горечью, с душевной болью вспоминает прошлое и оставляет его.

Количество принудительного уединения, написанное А.С.Пушкиным за три месяца, сопоставимо с результатами творческой работы за предыдущее десятилетие. Он создал совершенно разные произведения в Болдино - как по содержанию, так и по форме. Одной из первых стала проза «Сказки Белкина», параллельно велась комическая пародийная поэма «Дом в Коломне» и последние главы «Евгения Онегина». Болдинская осень принесла «Сказку о священнике и его работнике Балде», «История села Горюхина». Фон пушкинской фантазии - лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых такие шедевры, как «Элегия», «Бесы», «Моя родословная», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой» и т.д.

В мире не было мира. Во Франции только что произошла революция, в результате которой Бурбоны были сброшены с трона. Бельгия восстала и отделилась от Голландии. Чуть позже, за несколько дней до отъезда Пушкина из Болдино, в Варшаве началось восстание. Пушкин думал обо всех этих событиях в тишине села. Эти мысли потревожили воображение, заставили сравнивать, искать внутренний смысл происходящего. Ночью, во время бессонницы, Пушкин обратился со стихами к самой жизни:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

Во второй раз Пушкин посетил Болдино в октябре 1833 года, возвращаясь из поездки на Урал, где собирал материал по истории Пугачевского восстания. В Болдино он надеялся привести в порядок собранные материалы и поработать над новыми работами. Именно во вторую Болдинскую осень Пушкин написал множество стихов: «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие произведения. Во время второй Болдинской осени Пушкин написал известную поэму «Осень»:   

«И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем -

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут...».

В последний раз Пушкин приезжал в Болдино через год, в 1834 году, в связи с захватом имения, и провел здесь около трех недель. Во время этого визита Пушкину пришлось сделать много домашних дел, что, однако, не помешало ему написать «Сказку о золотом петушке» и подготовить другие сказки, написанные здесь годом ранее, для публикации.

Значение болдинской осени в творчестве Пушкина определяется тем фактом, что большинство письменных произведений являются воплощением более ранних планов поэта и одновременно своего рода прологом к его творчеству 1830-х годов. Конец многолетней работы - роман «Евгений Онегин» - символический результат художественного развития Пушкина 1820-х годов. В творческом поле романа появилось много произведений - стихи, стихи, первые прозаические эксперименты. «Сказки Белкина», в которых А.Пушкин прощался с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, прозаического периода творчества.

Действительно, осень Болдина оказала значительное влияние на творческий потенциал А.С.Пушкина, заставила многое переосмыслить, реализовать то, что было давно запланировано.

А.С.Пушкин и Нижегородский край

Исследователей издавна интересовали места, связанные с пребыванием А.С.Пушкина в Нижегородской губернии. Александр Сергеевич посещал Нижний Новгород, несколько раз побывал в Арзамасе, приезжал в родовое имение Болдино, находящееся на юге Нижегородской области в 39 км от станции Ужовка.

По мнению большинства краеведов, прибывших в Болдино, А.С.Пушкин не мог пройти Арзамас. Он посетил больше Город путешествия в 1830 г. как минимум 6 раз, по словам пушкинского ученого А.Звенигородского (по дороге из Москвы в Болдино - один раз, четыре раза, когда он дважды пытался прорваться к невесте через карантин от холеры, и, наконец, когда он, наконец, уехал на Москва). Общеизвестно, что в 1833 году Пушкин добирался до Болдино окольным путем, возвращаясь из Оренбурга через Симбирск. Но он, несомненно, снова возвращался через Арзамас. К этим 7 проходам через город можно добавить еще два, когда А.С.Пушкин посетил Болдино в 1834 году.

Следующим пунктом в путешествии А.С.Пушкина в Болдино был Лукоянов. Поэт посетил этот уездный город не раз. К сожалению, здания, в которых останавливался поэт, не сохранились до наших дней. 20 октября 1830 года А.С.Пушкин приехал к Лукоянову за разрешением выехать в Москву, куда он не мог поехать из-за эпидемии холеры и карантина холеры на дорогах. Районный предводитель дворянства В.В.Ульянин отказался выдать ему такое разрешение. Получив отказ, Пушкин написал письмо губернатору и попытался прорваться через карантин от холеры без официального разрешения.

Из писем поэта Наталье Гончаровой наверняка известно, что в первую знаменитую Болдинскую осень в октябре-ноябре 1830 года Пушкин дважды посещал Лукоянова. Поэт посетил несколько лукояновских домов и семей. Это, прежде всего, цифры И.Т Агеева. Здание комнат сохранилось до наших дней (улица Пушкина, 326). Согласно легенде, Пушкин также посетил дом Сыромятниковых, с владельцем которого он был хорошо знаком. Дом не сохранился. Но дом Ольги Калашниковой-Ключаревой, дочери болдинского менеджера, с которым крепостная романтика Пушкина связана, когда он был в Михайловском, сохранился до наших дней.

Болдино занял исключительное место в мире духовно-нравственных ценностей А.С.Пушкина, как «животворящий храм» его семейной истории, и как место его вдохновенных творческих работ. Основная часть произведений Пушкина тридцатых годов была создана здесь.

Кроме того, писатель посетил Нижний Новгород 2-3 сентября 1833 года. Город встретил поэта с полосатым барьером, неокрашенной деревянной пирамидой с двумя провинциальными гербами и рядом с ней вехой в милю цвета с надписью на мемориальной доске: «Граница Нижегородского уезда». А.С.Пушкин ехал в Нижний Новгород к губернатору М.П.Бутурлину и задержался в городе, имея определенную цель: ознакомиться с содержанием «пугачевских» дел местного архива.

Для писателя город всегда оставался «родиной Минина», и поэтому можно предположить, что поэт остался в Кремле осматривать обелиск - памятник в честь великого гражданина России, о котором так много говорили в капитал. Эти беседы велись потому, что скульптурная группа «Минин и Пожарский», созданная академиком И.П.Мартосом для Нижнего Новгорода, никогда не была установлена ​​на родине героя, но была куплена сокровищницей, доставлена ​​в Москву и заняла там место в центре Красная площадь, напротив рядов гостиной.

В Нижнем же Новгороде старанием А.И.Мельникова и И.П.Мартоса был открыт обелиск. Кроме того, А.С.Пушкин восхищался Нижегородской ярмаркой, которая создала в его воображении впечатление «бального разъезда».

Таким образом, Александр Сергеевич был в Нижегородской губернии не один раз. Здесь многие восхищались им, заставляли его думать. Не только свои переживания, но и моменты радости он воплотил в произведениях, ставших мировыми литературными шедеврами.

Поэзия А.С.Пушкина

Обновление темы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Пушкина.

В своих юношеских стихах Пушкин по-прежнему во многом следует традициям своих знаменитых предшественников - особенно Державина, тяжелая лира которого звучит как в «Воспоминаниях в Царском Селе», так и в стихах тех же лицейских лет: «О возвращении императора из Парижа» в 1815 г. и «Наполеон на Эльбе».

В 1815 году Пушкин написал поэму «Наполеон на Эльбе», где свергнутого императора представлял тот же адский ад, коварный и безжалостный злодей, когда он и многие верные поэты рисовали его. А шесть лет спустя в оде «Наполеон» он создал такой многогранный и душевный образ, дал такой анализ противоречий в личности и деятельности французского императора, что по сей день историки находят в ее строфах самые глубокие и Самый точный из всех слов, написанных о нем.

В поэме «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы как чисто поэтических традиций, так и той, которая существовала в осмыслении исторического опыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отходя от привычных представлений о Отечественной войне как о национальном феномене, Пушкин впервые в русской поэзии начинает понимать ее в контексте реальной истории Европы, в контексте тех грандиозных политических потрясений, которые начались с Великая французская революция.

Главным художественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона. Сброшенный с высот, на которые вознесся его гений, и который завершил свой земной путь в мрачном изгнании, Наполеон теперь рассматривается поэтом не только в ослепительном великолепии былой славы, а не только как «грозное бедствие вселенной», но как великая и, по сути, глубоко трагическая фигура, трагедия которой заключается, прежде всего, в том, что он предал лучшие идеалы человечества, его лучшие надежды, осуществление которых зависело именно от него, гения, рожденного и вознесенного революция.

Когда на площади мятежной

Во прахе царский труп лежал

И день великий, неизбежный -

Свободы яркий день вставал, -

Тогда в волненье бурь народных

Предвидя чудный свой удел,

В его надеждах благородных

Ты человечество презрел.

И обновленного народа

Ты буйность юную смирил,

Новорожденная свобода,

Вдруг онемев, лишилась сил...

Именно в этом поэт видит самое серьезное и самое фатальное преступление Наполеона, преступление от которого началось, хотя и не близко, но уже предопределено и неизбежно падение узурпатора. Это был очень важный акцент, важный поворот темы, потому что победа русского народа над самим Наполеоном теперь приобретала совершенно иной масштаб и совершенно новый исторический смысл, представляясь не только как победа над завоевателем, но и как победа над тираном, «вором свободы»... Поэтому, клеймя тирана, Пушкин также дает ему похвалу за то, что

...он русскому народу

Высокий жребий указал,

И миру вечную свободу

Из мрака ссылки завещал.

Слова «большая парти » содержали не только очевидный смысл того, что русский народ был главной силой, сокрушившей общеевропейское правление Наполеона, но и - особенно - ту, которая в ходе титанической борьбы против вторжения врага, русский народ впервые осознал свое право на социальную свободу... Через пять лет декабрист А.А.Бестужев с полной уверенностью объявит об этом Николаю I. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда русский народ почувствовал свою силу впервые», - пишет он в своем письме царю из Петропавловской крепости. «Именно тогда чувство независимости, сначала политическое, а затем популярное, пробудилось во всех сердцах. Это начало свободного мышления в России. Война все еще продолжалась, когда воины, возвращаясь в свои дома, первыми стали распространять шум среди людей. «Мы пролили кровь, - сказали они, - и нас снова заставили потеть в корве. Мы избавили родину от тирана, и господа снова нас тиранят». Именно тогда, что военные начали говорить: «Почему мы освободим Европу, чтобы навязать свои цепи на себя? Почему они дали конституцию Франции, чтобы не осмеливаться говорить об этом, и купили первенство среди народов в крови, чтобы нас унижали дома?».

Как справедливо заметил Б.В.Томашевский, «размышления Пушкина о войне 1812 года никогда не были ретроспективными суждениями историка, они всегда являются ответом на требования нашего времени». Особенно характерны в этом отношении произведения Пушкина 1830-х годов: стихи «Перед могилой святого» и «Военачальник», а также прозаическое исследование «Рославлев».

Стихотворение «Перед гробницею святой» было написано в 1831 году, когда в связи с польским « восстанием в Европе, и прежде всего во Франции» стали звучать призывы к новой кампании против России. В стихотворении, как и в Два других, принадлежащих к одному и тому же времени («Клеветникам России» и «Бородинская годовщина»), поэт вспоминают о славе русского оружия на народной войне, которая неизбежно встречает любого завоевателя, подобного тому, как Наполеон встречал ее однажды.

Поэт бросает гордый вызов клеветникам России, ее заклятым врагам, готовит новый крестовый поход против нее:

Так высылайте ж нам, витии,

Своих озлобленных сынов:

Есть место им в полях России,

Среди нечуждых им гробов.

В 1835 году Пушкин написал поэму «Генерал», поэму, примечательную не только тем, что он воссоздает самый выразительный портрет выдающегося полководца Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая бесценные заслуги Барклая перед Отечеством Печальное величие и драматизм его судьбы, как и все пушкинские сочинения о Отечественной войне, резко противоречили официальной точке зрения, которая сводила все содержание великой народной эпопеи только к победе русского царя.

О вождь несчастливый!... Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

Командующий русской армией Барклай - де - Толли, проведение «а план продуман глубоко», упорно избегает общего участия и заставил противника продвинуться вглубь бескрайних российских просторах. С каждым приказом отступать в стране росло недовольство. Причины этого были, конечно, разными. Круги помещиков опасались, что вторжение Наполеона потрясет феодально-абсолютистский порядок, отменит ли он крепостное право на территориях, оккупированных французами. Широкие массы восприняли продвижение захватчиков вглубь России как серьезное национальное унижение.

Пока эти глубокие различия не дали о себе знать. Пройдет время, и эти различия будут обнаружены с силой, чем больше, тем значительнее роль крестьян, самоотверженность которых решающим образом повлияла на исход войны. И прогрессивная дворянская интеллигенция будет болезненно ощущать потерю единства, которое объединяло людей с ней в страшное время двенадцатого года.

Но теперь это единство казалось непоколебимым. Представители всех классов, охваченные гневом и беспокойством, стремились остановить врага. Возмущение армии было особенно велико. Барклай Толли был громко обвинен в трусости и измене. Конечно, эти обвинения были глубоко несправедливыми. Командующий русской армией трезво и правильно оценил ситуацию.

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем, -

скажет позднее о тактике Барклая восхищенный Пушкин.

Объясняя эту историческую несправедливость совершенно объективными причинами - отсутствием доверия населения к иностранцу (совершенно естественный недостаток в критический момент для Отечества), - тем самым Пушкин подчеркнул решающее значение этого доверия в судьбе Отечественной войны.

«Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение, - писал он, объясняя значение слова «военачальник», - один Кутузов мог дать Москве врага, один Кутузов мог оставаться в этом мудром активном холостом ходу, усыпляя Наполеона под пожар Москвы и ожидая Роковой момент: для Кутузова один человек был в доверенности народа, что он так чудесно оправдал!».

14 сентября, в 2 часа дня, взглядам французов, поднявшихся на Поклонную гору, предстал огромный, блиставший золотом бесчисленных куполов город. Во многие столицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, как Москва. Не было депутации с ключами от Москвы и униженных просьб пощадить город.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою, -

писал Пушкин.

Потрясенный император смотрел из окон Кремлевского дворца на море огня, охватившего центр города, Солянку, Замоскворечье. «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают... Какая решимость! Какие люди!» - повторял он.

Заключение

Хотя А.С.Пушкин за всю свою недолгую жизнь провел в Нижегородской губернии не так много времени, этого было достаточно, чтобы написать здесь столько замечательных произведений, наполненных добротой и теплом. Каждое произведение, написанное здесь, по-своему уникально. Природа удивительной красоты, исторические места не могли не оставить неизгладимых впечатлений в памяти поэта. Поэтому могу с уверенностью сказать, что А.С.Пушкин запечатлел в своих работах эмоциональные импульсы и эмоции, возникшие под влиянием его пребывания в Нижегородской области. Именно здесь он реализовал свои ранние планы, переосмыслил свой творческий путь.

Несомненно, А.С.Пушкин заслуживает восхищения. Его творчество является неотъемлемой частью нашей культуры, которая будет жить веками, радуя сердца читателей искренними линиями. События будут быстро меняться и самими людьми, но каждый найдет в своих произведениях то, что дорого его сердцу.