Отток капитала: зарубежный опыт регулирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоговая политика как инструмент государственного регулирования рыночной экономики   
Оценка влияния санкций на внешнюю торговлю России и Германии
Прибыль и факторы, ее определяющие
Роль прибыли в развитии экономики 


Введение:

Как последствие усиления инвестиционной активности в мире, роста числа транснациональных слияний и поглощений вывоз капитала становится характерной чертой нового мирового порядка, глобализации, что заставляет переосмыслить его влияние на национальную экономику, а также определить роль вывоза капитала в современных экономических условиях. Сегодня лидерами по притоку иностранных инвестиций являются развитые страны, такие как США, Великобритания, Евросоюз и др., в то время как страны с развивающимися рынками, значительно уступают им по привлечению капитала.

По итогам 2009 г. объем только прямых иностранных инвестиций в развитые страны вырос практически в полтора раза и составил по предварительным подсчетам 800,7 млрд. долл.

При этом развивающиеся страны привлекли прямых инвестиций на сумму только 367,7 млрд. динамично развивающиеся страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), из которых только Россия за год удвоила привлечение прямых иностранных инвестиций.

Между тем, Россия уступает не только развитым странам, а также многим другим странам с развивающимися рынками (Emerging Markets) по соотношению привлеченных прямых инвестиций и накопленного вывезенного капитала. Такая ситуация во многом стала следствием общенационального системного экономического кризиса 90-х гг. XX в., когда наблюдался процесс безудержного оттока капитала из национальной экономики.

Таким образом, актуальность темы обусловлена значимостью категории вывоза капитала для развития национальной экономики.

Цель работы: раскрыть сущность вывоза капитала на современном этапе.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Выявить сущность и причины вывоза капитала; охарактеризовать основные формы вывоза капитала; выделить особенности вывоза капитала на современном этапе развития экономики; дать характеристику существующему государственному и межгосударственному регулированию вывоза капитала.

При выполнении работы был использован ряд учебной и научной литературы, такой как: "Вывоз капитала из России и концепция его регулирования" под редакцией Булатова А.С., "Экономическая теория" под редакцией Акулова В.Б., Акуловой О.В. и т.д., а также статьи таких журналов как: "Вопросы экономики", "Деньги и кредит" и т.д.

 

Сущность, причины и цели вывоза капитала

 

В целом понятие вывоза капитала интерпретируется в разных направлениях экономической мысли на основе разных подходов, как с точки зрения развития рынка и его составных форм экономических связей, так и с точки зрения меняются представления о сущности, роли и значении тех или иных форм таких связей в развитии национальных экономик. характер задач, экономическая безопасность и социально-экономическое благополучие.

Практически все исследователи связывают вывоз капитала в период глобализации с деятельностью транснациональных компаний и банков, видя в этом как положительные, так и отрицательные черты. Именно этот поворот исследований по экспорту капитала сильно политизировал точки зрения авторов, вводя их в поле противостояния между развитыми странами и странами с развивающимися рынками (Emerging Markets).

Проблема вывоза капитала в условиях глобализации рассматривается многими современными исследователями с точки зрения теорий неоимпериализма. В то же время превращение «старого» империализма в «новый» определяется в форме развития пяти ленинских черт, одним из которых является вывоз капитала, который является характерной чертой нового мирового порядка - глобализации и который, как и прежде, имеет особое значение.

Сегодня решающая роль монополий (сформированных в результате концентрации производства и капитала) в экономической жизни превратилась в гегемонию корпоративного капитала. Финансовый капитал достиг такого уровня развития, когда объем спекулятивных операций на порядок превышает объем реального производства. Этот капитал все больше отрывается от реального сектора, оставаясь доминирующим над ним.

Экспорт капитала происходит главным образом в форме миграции глобального корпоративного капитала, который доминирует над другими формами и представляет собой в основном виртуальный фиктивный капитал. Транснациональные корпорации и банки (ТНК и ТНБ), действующие в областях национальных государств, также стали доминирующей силой в экономике, которая была преобразована в глобальную капиталистическую.

Институциональный подход занимает особое место в современных взглядах на проблему вывоза капитала. Сегодня в процессе оттока капитала важная роль отводится таким институтам мировой экономики, как Международные финансовые центры (МФК) и Глобальные центры капитала (GCC), которые тесно связаны с ТНК в процессе концентрации и перераспределения. капитала. МФЦ состоят не только из крупных банков и финансовых учреждений, которые вышли на международную арену; неотъемлемой частью этих субъектов являются также валютные, фондовые и другие биржи, действующие согласованно в соответствии со все более унифицированными правилами. Вокруг международных финансовых центров сгруппированы многочисленные фирмы, предоставляющие юридические, аудиторские, экономические, технические и другие услуги, в основном консалтингового характера.

Современные теории связывают развитие экспорта капитала с формированием глобальной (наднациональной) экономики и глобального капитализма, который значительно увеличил мобильность капитала. Сегодня глобальные финансовые рынки оказывают огромное влияние на экономические условия во всем мире, и объем ежедневных финансовых операций (транзакций) превышает годовые бюджеты многих стран. Глобализация финансовых рынков чрезвычайно усложнила налогообложение капитала для отдельных стран, поскольку с развитием новых технологий и инфраструктуры капитал во многих случаях может быть взят в любом месте в течение очень короткого времени. Более того, в условиях свободного движения капитала любая попытка наложить на него налоги или отрегулировать его может побудить оттоку капиталп.

Таким образом, перераспределение финансовых ресурсов в пользу глобальных центров капитала (GCC) - наиболее привлекательных для инвестиций регионов, стран и предприятий - все больше выходит на первый план. Эти центры находятся преимущественно в развитых странах. Процесс концентрации капитала, производственных ресурсов и технологий в руках ограниченного круга субъектов глобальной экономики, таких как ТНК и МФЦ приводит к формированию и возникновению иерархии в экономике, власть над которой позволяет влиять на все сферы человеческой деятельности, в том числе политическую власть.

Вывоз капитала представляет собой помещение капитала за границей в целях систематического получения дополнительной прибыли за счет использования местных производственных, материальных и трудовых ресурсов. Если при продаже товаров вследствие неэквивалентного обмена присваивается часть прибыли, созданной в другой стране, и идет однократная реализация прибыли, то при вывозе капитала прибыль присваивается непрерывно до тех пор, пока помещенный капитал находится в собственности иностранных компаний. Современное мировое хозяйство и международные экономические отношения характеризуются усилением вывоза и миграцией капитала.

Процесс интенсификации вывоза капитала в настоящее время определяется следующими факторами:

  1. развитием мирового рынка и втягиванием в него все большего числа стран;
  2. дальнейшей концентрацией и централизацией капитала в национальных экономиках;
  3. перенакоплением капитала на национальных рынках ссудного капитала промышленно развитых стран;
  4. заинтересованностью отдельных стран в притоке иностранных капиталов вследствие нехватки внутреннего капитала.

Основными особенностями вывоза капитала на современном этапе является его миграция как в развивающиеся, так и в развитые страны. Более того, с 70-х годов. тенденция к вывозу капитала в развитые страны (США, Западную Европу, Японию и наоборот) усилилась, что в основном связано с отсутствием серьезных экономических и политических потрясений. Другими особенностями вывоза капитала по-прежнему являются военно-политические аспекты, широкая государственная поддержка, усиление доминирования транснациональных корпораций, наличие неравного обмена, периодические валютные и финансовые потрясения, ведущие к быстрой миграции капитала в ту или иную страну. Последнее очень четко подтверждается финансовым кризисом в Азии в конце 1997 года, а также его продолжением в 1998-1999 годах.

Сущность вывоза капитала сводится к выводу части финансовых и материальных ресурсов из процесса народнохозяйственного оборота в одной стране и их включению в производственный процесс в других странах.

Основной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития страны-экспортера по сравнению с ростом ее внешней торговли. Вывоз капитала обусловлен формированием избытка капитала в промышленно развитых странах, что обусловлено его перерасходом, то есть когда падение нормы прибыли в народном хозяйстве не компенсируется увеличением его массы.

Теперь уже невозможно однозначно утверждать, что капитал движется только с более высокой нормой прибыли. Новые, более сложные мотивы появились в стратегии экспорта капитала. На первый план вышли следующие задачи:

  1. развитие и удержание своих ниш на международных рынках;
  2. ознакомление с научно-техническим опытом управления других стран;
  3. преодоление таможенных барьеров отдельных стран и региональных группировок;
  4. перестройка международного разделения труда.

Миграция капитала обычно не подразумевает перемещения каких-либо инвестиционных товаров из страны в страну. Когда бизнесмен покупает какие-либо инвестиционные товары за рубежом, такая сделка будет считаться внешней торговлей. Однако, если этот инвестиционный продукт транспортируется в другую страну в качестве вклада в уставный капитал созданной или приобретенной там компании, то в этом случае сделка будет рассматриваться как вывоз капитала.

 

Формы вывоза капитала

 

Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательства и вывоз заемного капитала. В первом случае речь идет о капиталовложениях в экономику других стран через развитие сферы производства и обращения (здесь у нас есть функция капитала). В случае вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала наличными (в виде банковских и государственных займов). Здесь речь идет об особой форме сделки с деньгами - ссуде, когда право собственности на денежный капитал остается в руках лица, предоставляющего право, и деньги в конечном итоге возвращаются кредитору с приращением. Можно смело сказать, что в этом случае мы имеем дело с капиталом-недвижимостью.

Экспорт предпринимательского капитала, в свою очередь, представлен как экспорт портфеля и прямых инвестиций. В первом случае мы имеем дело с приобретением пакетов акций (которые не дают контроля) иностранных предприятий и компаний. Во втором случае мы имеем дело либо со строительством предприятий (производственных объектов) за рубежом, либо с покупкой пакетов акций у иностранных фирм, которые контролируют их деятельность.

Особое место занимает вывоз капитала в виде вывоза лицензий и других прав, которые позволяют иностранному предприятию использовать ту или иную передовую технологию. Внешне эта транзакция (для покупки лицензий и патентов) действует как обычная сделка (мы имеем дело с конкретным продуктом-разрешением). Однако, по сути, это сделка с капиталом, поскольку покупка лицензии или комплекта оборудования позволяет продавцу не только влиять на деятельность данного предприятия, но и фактически контролировать его. Здесь мы сталкиваемся с конкретными формами контроля, не связанными напрямую с владением капиталом.

Экспорт капитала оказывает очень существенное влияние как на экономику страны, экспортирующей капитал, так и на экономику страны, импортирующей капитал.

В первом случае может быть нехватка инвестиционных ресурсов в «родной» стране, если вывоз капитала значительно превышает его возвратный приток в страну (в этой ситуации они часто говорят о так называемой английской болезни, когда Активная экспансия английского капитала фактически истощила целые отрасли народного хозяйства, для «обращения» потребовались достаточно серьезные меры по привлечению иностранного капитала в британскую экономику).

Однако вывоз капитала также является существенным плюсом для страны, экспортирующей капитал, поскольку этот капитал присваивается часть мировой прибавочной стоимости, которая, конечно, должна быть «разделена» с «своим» государством (налоги, сборы за разрешения на вывоз и т. д.).

Конечное влияние экспорта капитала на экспортирующую страну формируется в результате «суммирования» этих разнонаправленных последствий.

В случае ввоза иностранного капитала также есть последствия, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

Позитивные последствия включают увеличение производства, занятости, внедрение новых технологий - все, что связано с созданием новых производственных мощностей иностранным капиталом. Национальная экономика, которая получает капитал, фактически получает дополнительные финансовые ресурсы.

С другой стороны, иностранный капитал также претендует на часть прибавочной стоимости, созданной в данной стране (она может забрать его «домой»), и не упускает возможности оказать не только экономическое, но и политическое давление на принимающую страну. особенно если баланс потоков капитала складывается явно не в пользу принимающей страны. В этом случае вывоз капитала рассматривается как наиболее эффективная форма воздействия на конкретную страну. Это очень четко проявилось в послевоенный период в отношении стран Западной Европы, которые получили крупный американский капитал, и вообще развивающихся стран.

Очевидным результатом вывоза капитала для себя является его превращение в международную (транснациональную) форму и формирование международных монополий капитала (или просто - международных монополий).

Наука различает несколько форм международных монополий. Чаще всего они говорят о транснациональных и многонациональных монополиях (корпорации - ТНК и ТНК соответственно). Давайте определим эти понятия. Транснациональная корпорация - это национальная компания с точки зрения капитала и контроля, но многонациональная компания (фирма, монополия). Многонациональная корпорация является многонациональной (обычно двухнациональной) с точки зрения капитала и контроля и многонациональной компанией (фирма, монополия) в своей сфере деятельности.

Первые (ТНК) встречаются гораздо чаще. Это очень типичная форма международных монополий, к ним относятся, например, “Дженерал Моторз”, ИБМ, “Майкрософт" и проч. МНК же встречаются намного реже. Из устойчивых, существующих уже почти век, стоит выделить англо-голландские компании “Ройял Датч-Шелл" и “Юнилевер”. МНК активно создавались в 70-е годы нашего столетия, но практически все они оказались непрочными, распавшись в конечном итоге на те же части, из которых и создавались, например, “Данлоп-Перелли" или “АГФА-Геверт".

Справедливости ради стоит сказать, что современные крупные фирмы - это, как правило, ТНК (их международный характер ни у кого уже давно не вызывает сомнений). Это действительно гиганты. По данным 1999 года, ведущие американские компании реализовали продукции (в млрд. дол): “Дженерал Моторз” - 176,6, “Вол Март” - 166,8, “Экссон - Мобил" - 163,9, “Форд Мотор" - 162,6, “Дженерал Электрик” - 111,6, получив при этом прибыли соответственно (в млрд. долл): 6,0; 5,4; 7,9; 7,2; 10,7 (для сравнения - крупнейшая российская фирма РАО “Газпром” произвела продукции на 12,3 млрд. дол., получив при этом прибыли 1,87 млрд. дол).

Очевидно, что капиталы таких размеров, чьи доходы вполне сопоставимы с национальным доходом многих малых, средних и даже крупных стран, претендуют на роль самостоятельных и очень серьезных участников (субъектов) современной мировой экономики. Заметим, что представленные цифры - это только верхушка айсберга этих гигантов, так как вокруг них существуют тысячи и даже десятки тысяч предприятий (фирм), юридически самостоятельных, но “включенных" в единый технологический процесс крупнейших монополий и реально от них зависящих.

Современные крупнейшие международные монополии стремятся напрямую воздействовать и на мирохозяйственные процессы, и на политические решения.

Появление столь крупных производственно-сбытовых и финансовых комплексов, каковыми являются ТНК и МНК, создает новый тип экономических отношений внутри компаний. Происходит их интернационализация, при этом также подрывается и рыночный характер связей.

Современные ТНК и МНК ведут деятельность в десятках стран мира. Продукт, по мере его производства, может несколько раз пересекать национальные границы, участвуя в международной торговле (не выходя при этом за “границы” ТНК и МНК). Такое положение дел дает возможность руководству крупнейших компаний использовать во внутрифирменном обороте не рыночные, а назначаемые (трансфертные) цены. Таким образом, значительные потоки товаров и услуг фактически выпадают из нормального рыночного оборота, хотя формально совершают рыночное движение.

Все это используется финансовой олигархией для перераспределения прибавочной стоимости, созданной в масштабах всего мирового хозяйства, в свою пользу. Характер создания и присвоения стоимости и прибавочной стоимости также принимает транснациональную форму. При этом достаточно сложно вообще определить источник прибавочной стоимости при производстве и реализации конкретного товара (в какой стране и какое количество стоимости и прибавочной стоимости производится).

Подрыв рыночных отношений внутри международных монополий - это очень серьезная проблема, которая подробно рассматривается в рамках курса “Теория организации". Для нас же важен сам факт того, что происходит искажение рыночных отношений и рынка субъектами, которые объективно возникли именно в результате становления и развития такой экономической формы, какой является рынок. В рамках крупнейших международных монополий искажается основной рыночный принцип - принцип эквивалентности в обмене (деятельностью и товарами).

Пользуясь тем, что внутрифирменный оборот не представляет собой движение продукта труда в форме товара (товаром продукт труда становится только тогда, когда он “покидает" ТНК или МНК, вступая в процесс конечного обмена), крупнейшие капиталистические предприятия на всех стадиях производства подменяют эквивалентный обмен деятельностью искусственными трансфертными ценами, которые напрямую не связаны с реальными затратами труда на стадиях производства готового продукта.

Это дает возможность искажать пропорции международного обмена (подрывать принцип эквивалентности и в обмене), так как перемещение продукта по стадиям изготовления, сопровождающееся пересечением национальных границ, в реальной статистике учитывается по искусственным трансфертным ценам, скрывающим и подлинные издержки ТНК и МНК, и их структуру.

 

Особенности вывоза капитала на современном этапе развития экономики

 

После второй мировой войны объемы внешней торговли постоянно росли, но очень часто этот рост был связан с перемещением капитала, то есть экспорт капитала стал средством поощрения вывоза товаров за границу. Это происходило в силу следующих обстоятельств:

  • вывоз капитала в товарной форме означает поставки машин, оборудования, технологий и т.д.;
  • вывоз капитала - это кредиты, предоставляемые на покупку товара стране кредитором;
  • вывоз капитала - это внутрифирменные поставки товара в рамках транснациональных корпораций (ТНК).

Прямые инвестиции обнаружили тенденцию к ускоренному росту. В середине 60-х годов объем прямых инвестиций составил 108 млрд. долларов; а к концу XX века - 3 трлн. долларов.

В начальный период экспорт капитала шел из индустриальных стран в аграрные, зависимые. Англия и Франция инвестировали в Индию, Египет, Алжир, Сирию и другие колонии, США - в Латинскую Америку, Германия - в Юго-Западную Африку.

В то же время капитал переливался из промышленно-развитых стран с замедленными темпами экономического роста в страны, где пульс хозяйственной жизни бился более сильно. Например, из Англии в США, или из Англии и Франции - в Германию; в то же время США активно инвестировали в экономику Англии.

 

Отток капитала: зарубежный опыт регулирования

 

Отраслевые направления иностранных инвестиций определялись уровнем экономического развития принимающих государств. В промышленно-развитых странах - в производство готовых изделий (наукоемких). В слабо развитых странах капитал направлялся в горную, горнорудную, металлургическую отрасли, кредитную систему, инфраструктуру, на освоение их естественных богатств.

В 50-60 годы XX века произошло ускорение темпов экономического развития в промышленно-развитых странах:

  • открылись новые сферы приложения капитала (военные отрасли, развитие инфраструктуры, науки, образования, здравоохранения);
  • это обеспечило огромную концентрацию капитала промышленных корпораций и централизацию банковских ресурсов, что содействовало созданию дополнительных стимулов расширения вывоза капитала;
  • появились новые формы в вывозе капитала: создание совместных предприятий;
  • сооружение предприятий "под ключ" (разработка проекта, вложение в него капитала, подготовка к производству);
  • договор типа "продукт в руки" ("под ключ" плюс подготовка специалистов для работы на таких предприятиях);
  • соглашение о разделе продукции;
  • договоры о рискованных проектах, преимущественно в области разработки добычи нефти;
  • франчайзинг;
  • экспорт технологии и др.

Транснациональные корпорации набирают все большую силу. Они расчленяют традиционные прямые инвестиции на отдельные блоки: капитал, технологию, управленческий опыт, предоставляя странам-импортерам все эти элементы по частям. Такая гибкость дает двойную выгоду: инвесторы получают возможность с выгодой для себя определять цены на каждый элемент капитальных вложений и таким образом они скрывают переводы прибыли в передачах финансовых средств материнским компаниям за использование технологий и различного рода услуг в этой области.

Для малых и средних предприятий вывоз капитала связан с продвижением товаров на зарубежные рынки.

Появление транснациональных банков ускорило финансирование крупных промышленных проектов в странах, импортирующих капитал.

Изменилась роль государства в деле вывоза капитала. Государство - это крупнейший экспортер капитала, гарант вывоза частного капитала (в промышленно развитых странах созданы специальные государственные организации, занимающиеся страхованием экспортных кредитов), создание международных валютно-кредитных организаций (МВФ, МБРР, МФК, MAP, ЕБРР и др.).

Происходило взаимопроникновение капитала в промышленно-развитых странах (70% всех долгосрочных капиталовложений) на макро и микроуровнях.

В 60-70-е годы центром притяжения капитала являлась Западная Европа, а в 80-е годы - США, благодаря политике Р. Рейгана, направленной на повышение процентной ставки.

Причинами взаимопроникновения капиталов промышленно развитых стран явились:

  • ухудшение инвестиционного климата в развивающихся странах;
  • в промышленно развитых странах легче создать в обрабатывающей промышленности крупномасштабное производство наукоемкой продукции, которое обеспечено высококвалифицированными кадрами, финансовыми средствами и имеет емкие внутренние рынки;
  • развертывание НТР. С целью доступа к передовой технологии промышленно развитых стран там создаются филиалы, совместные предприятия и др.;
  • желание мелких и средних фирм обойти таможенные барьеры интеграционных группировок, затрудняющих ввоз товаров из третьих стран, и желание получить максимально высокую прибыль.

Перекрестное движение капитала между промышленно развитыми и развивающимися странами (преимущественно это нефтедобывающие страны ОПЕК) дает развивающимся странам высокие доходы, а также укрепляет их экономическую взаимосвязь с промышленно развитыми странами.

Экономические последствия вывоза капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся страны:

  • для промышленно развитых стран вывоз капитала способен приводить к некоторому застою, так как уменьшает их инвестиционные возможности. Но, с другой стороны, создает возможность получить серьезную экономическую выгоду (например, когда условием займа становится расходование его части на покупку товаров в стране-кредиторе);
  • для развивающихся стран - это создание препятствий росту национального капитала, поддержка одностороннего сырьевого развития народного хозяйства путем прямого очевидного ограбления.

Движение капитала между промышленно развитыми странами усиливает конкуренцию и побуждает национальную промышленность подтягиваться до уровня промышленности передовых стран.

Вывоз капитала становится непосредственным неблагоприятным фактором для его ввоза только при определенных, исключительных обстоятельствах и в силу присущего ему демонстрационного эффекта. Это происходит тогда, когда он осуществляется в форме чрезмерного и массированного движения капитала за границу, которое можно охарактеризовать как массовое его бегство. В этом случае вывоз капитала действительно воздействует на иностранных инвесторов, поскольку они рассматривают его в качестве показателя, определенного критерия того, что инвестиционный климат в стране не является приемлемым.

Экспорт российского капитала можно разделить на три составляющие. Первая представляет собой незаконный вывоз. Это - переправка за границу (путем использования разнообразных, в основном нелегальных, способов и приемов) теневого капитала, нажитого преступным путем. Особенностью такого вывоза является то, что он, не связан с инвестиционным климатом в стране, а является элементом системы незаконного присвоения доходов. Криминальный капитал ищет место своего обитания подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил, и где для него всегда по этой причине существует опасность изъятия государственными органами.

Вторая составляющая - это вывоз законно полученных доходов, которые стремятся за границу в силу неблагоприятного инвестиционного климата в стране и неверия в перспективы стабильной и эффективной работы на отечественном рынке, неустойчивой социально-политической обстановки, угрозы враждебных слияний и поглощений агрессивным криминальным бизнесом, стремления иметь за рубежом своего рода страховые резервы на случаи воздействия на деловую активность компаний разного рода неблагоприятных факторов и т.д.

Третья составляющая - вывоз капитала, связанный с необходимостью инвестиций за границей, для продвижения российских товаров и услуг на мировых рынках, создания там дочерних компаний и других структур, занимающихся рекламой, информационными услугами, переработкой сырья и полуфабрикатов, поставляемых из России, и реализацией соответствующей продукции.

Государственное регулирование должно всеми силами, вплоть до жестких репрессивных мер, препятствовать вывозу капитала первого вида, тормозить (насколько это возможно в рамках существующих мер регулирования и законности) развитие тенденций вывоза второго вида и способствовать эффективной реализации за рубежом российского капитала, экспортируемого в целях укрепления позиций российских транснациональных компаний на мировых рынках товаров и услуг.

Нельзя, к сожалению, сказать, что эти задачи решаются успешно. Вывоз капитала в последние годы держится на крайне высоком уровне, сравнимым с потребностями России в средствах для амортизации производственных фондов. Приблизительная оценка ежегодно вывозимого капитала составляет колоссальную сумму - 20-25 млрд. долл. (с учетом не фиксируемой официальной статистикой значительной части нелегального вывоза). И это несмотря на то, что до 2004 года в России действовала система регулирования вывоза капитала, которая включала в себя комплекс ограничений и запретов. Последние относятся как к сфере внешней торговли, так и к валютным операциям, которые, как известно, подразделяются нашим законодательством на текущие и капитальные.

Ограничения и запреты, действующие во внешней торговле, направлены на пресечение контрабандного импорта и экспорта, недопущение вывоза какого-либо продукта (например, стратегического сырья), соблюдение соответствия потоков товаров, предъявляемым органам контроля документам на вывозимые и ввозимые товары, соблюдение относящегося к торговым операциям российского законодательства.

Валютные ограничения, состоящие из административных и законодательных запретов и регулирования валютных операций граждан и организаций, резидентов и нерезидентов, обычно направлены на поддержание оптимальной структуры платежного баланса и обменного курса, а также на концентрацию иностранных валютные резервы в руках государства, которые накапливаются для обеспечения финансовой устойчивости государства. , достижение других важных целей, государственная экономическая политика. Одной из особенностей современной российской экономики является то, что непродуманные экономические реформы вызвали гигантский отток капитала из России, что может поставить под вопрос будущее самого государства. Поэтому объективно на первом месте в списке задач валютного регулирования стоит задача значительно сократить этот отток.

Действовавший до настоящего времени конкретный механизм регулирования и контроля за вывозом капитала осуществлялся следующим образом. Вывоз капитала в форме операций с капиталом (различные инвестиции и операции, связанные с кредитованием на срок более 180 дней) в основном осуществлялся в соответствии с разрешениями Центрального банка и в соответствии с установленной им процедурой. Центральный банк проанализировал обоснованность операций и их соответствие государственным интересам и правовым нормам. Работа коммерческих банков контролировалась Центральным банком, и это давало определенные гарантии того, что операции с капиталом будут осуществляться на основании официальных разрешений.

В связи с этим основная часть экспорта, особенно нелегального, приходится на текущие валютные операции, которые допускаются российским законодательством без ограничений. К текущим операциям относятся: платежи и расчеты за поставленные товары и услуги, некоммерческие расчеты, выплата процентов и дивидендов по банковским счетам, займы, инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал предприятий и организаций, движение краткосрочного заемного капитала и т. д. Отток национального капитала имел место (и в значительной степени все еще происходит сегодня), в частности, под видом оплаты иностранных информационных и интеллектуальных услуг, неполучения валютных поступлений экспортеру или товаров импортеру, оплата товаров и услуг по высоким ценам или, наоборот, продажа товаров по низким ценам. цены, кредиты, выданные российскими банками нерезидентам, кредиты, выданные иностранными контрагентами по высоким процентным ставкам и т. д.

Развитие системы валютного регулирования после начала экономических преобразований в нашей стране происходило, прежде всего, в результате постоянного совершенствования Центральным банком и правительством России механизмов противодействия оттоку капитала. В первой половине 1990-х годов экспортеры российского капитала использовали в основном такой метод, как невозврат выручки от экспорта товаров для отправки капитала за границу.

До 1994 года невозврат экспортной выручки достигал, по некоторым оценкам, 50-70% стоимости экспортируемых товаров. В результате ужесточения экспортного контроля, введения паспорта сделки с описанием специфики экспортных контрактов, их стоимости и сроков выполнения, невозвраты значительно сократились. В 1995 году было не более 4%. К этому времени российские предприятия и организации, причастные к незаконному вывозу капитала, были «перепроектированы» для предоставления иностранным контрагентам авансов по невыполненным импортным контрактам. В ответ на это Банк России и Государственный таможенный комитет разработали инструкцию, в которой определены меры контроля за импортными операциями, что значительно сократило возможности вывоза капитала по этому каналу. После дефолта, усилившего отток капитала, Центробанк ввел процедуру резервирования рублевых депозитов в размере 100% предоплаты за импорт товаров. Уполномоченные банки обязаны были хранить депозит до момента представления документов о поступлении ввозимых товаров на территорию России. Эта мера резко сократила сумму авансовых платежей за импорт, с помощью которых значительная часть национального капитала покинула страну.

В ответ многие экспортеры капитала начали прибегать к другим приемам. В частности, значительное распространение получило манипулирование внешнеторговыми ценами, а также контрактами на покупку за рубежом работ и продуктов интеллектуальной деятельности. Проверка обоснованности как цен, так и подобных контрактов представляется довольно сложным делом, и этим широко пользуются предприниматели, переводящие огромные суммы за границу.

В период, предшествовавший вводу нового, более либерального валютного законодательства, в средствах массовой информации усилилась критика политики использования валютных ограничений для сдерживания оттока капиталов за границу. При этом в качестве аргумента отмечался факт продолжающегося его вывоза, несмотря на применение ограничений. Интересно, что и в Правительстве, и в Государственной Думе данный аргумент также постоянно использовался теми, кто проталкивал валютную либерализацию. Однако он не является серьезным основанием для ликвидации ограничений. Упразднение ограничений неизбежно приведет к еще большему оттоку капиталов.

Во-первых, как показывает практика использования валютных ограничений в нашей стране, как и в других странах, при их введении вывоз капитала уменьшается. В России он существенно сократился в 1994 году в связи с ужесточением контроля за товарным экспортом, а также в 1998 году в результате введения более жестких мер регулирования и контроля за платежами по импорту. Правда, по мере адаптации предпринимателей к изменившимся нормам регулирования, впоследствии каждый раз происходило нарастание вывоза капитала. И все же в течение определенного периода удавалось его сдерживать. Таким образом, опыт регулирования показывает, что валютные ограничения могут быть вполне эффективными, но только в том случае, если они оперативно реагируют на новые технологии и приемы незаконного экспорта капитала, то есть видоизменяются и совершенствуются в соответствии с новыми условиями.

Во-вторых, наличие ограничений сдерживает экспорт капитала тех предпринимателей, которые являются законопослушными и не пользуются всякого рода уловками для того, чтобы обойти закон. Поэтому их отмена неизбежно увеличит число экспортеров капитала; объемы вывоза в таком случае возрастут.

Однако, ныне взят курс на либерализацию валютного режима страны и отмену созданной за десятилетие системы валютных ограничений. Правительство, как ни странно, в этом видит средство для привлечения инвестиций. Оно считает, что Россия в результате будет более привлекательной для иностранных инвесторов: отсутствие ограничений для вывоза капитала усилит доверие к России как объекту вложений. Заблуждение правительства заключается в том, что оно смешивает совершенно разные вещи: вывоз капитала со стороны российских предпринимателей и вывоз, осуществляемый иностранцами.

Для иностранцев, конечно, необходим свободный режим. Но он, в сущности, существовал и в рамках прежнего законодательства, которое не содержало значительных препятствий для вывоза. Были, правда, незначительные ограничения, связанные с установлением определенных сроков проведения конверсионных операций, что было направлено на предотвращение обвала российского фондового и валютного рынков. Но если какой-либо иностранец имел намерения вывезти капитал из России, никто ему в этом помешать не мог, если он это делал в пределах инвестированного когда-то капитала и полученной в результате его применения прибыли.

Другое дело - национальный капитал. Для его вывоза необходимы действенные валютные ограничения. И они никоим образом не могут уменьшить доверие иностранных инвесторов к России. Напротив, если меры по сдерживанию вывоза капитала российскими предпринимателями окажутся эффективными, то это ослабит негативный демонстрационный эффект воздействия на иностранных инвесторов.

Конечно, это поднимает вопрос о том, как долго должны соблюдаться валютные ограничения? Ответ определяется предпосылками, определяющими их применение. Они необходимы, по-видимому, до тех пор, пока идет масштабный вывоз капитала или опасность такого вывоза реальна. Но это означает, что временные рамки ограничений зависят от инвестиционного климата. Ограничения могут быть сняты, когда российским предпринимателям становится выгоднее инвестировать деньги в национальную экономику, чем в компании и ценные бумаги за рубежом, а также когда система теневого и полутеневого присвоения доходов российскими предпринимателями включает в себя необходимый элемент вывоза капитала за рубеж. Если бы было возможно сдержать отток капитала, связанный с этой системой, то можно было бы прогнозировать увеличение доли легального бизнеса в деловой жизни России и увеличение внутренних инвестиций, по крайней мере, в форме увеличение объема самофинансирования предприятий. Рост внутренних инвестиций может улучшить общую ситуацию в стране и сделать ее более привлекательной для иностранных инвесторов.

Российское правительство вводит новое, более либеральное валютное законодательство, которое, по его мнению, поможет сделать рубль полностью конвертируемым. В самых общих чертах либерализация режима обменного курса будет осуществляться в следующих направлениях.

Новая версия отменяет ранее применяемый принцип приобретения иностранной валюты экспортерами в соответствии с заключенными договорами. Другими словами, теперь предприниматель может приобрести любое количество иностранной валюты. Это положение означает явное ослабление контроля над валютными операциями, оно значительно облегчает вывоз капитала.

Новое законодательство также радикально меняет механизм регулирования валютных операций, связанных с движением капитала. Предыдущие ограничения на операции с капиталом, связанные с долгосрочным кредитованием, инвестициями в акции и акции иностранных предприятий и организаций, другие ценные бумаги, зарубежную недвижимость и т. д., отменяются. Прежде всего, речь идет о том, что новый закон исключает процедуру обязательного индивидуального рассмотрения осуществимости этих операций и выдачи соответствующих разрешений. Таким образом, закон говорит предпринимателям, что больше нет необходимости вывозить капитал (разумеется, если он носит законный характер, очищен от обязательств по фискальным платежам), используя различные мошеннические схемы при проведении текущих валютных операций. Приобретенная иностранная валюта может свободно и открыто вкладываться в различные инвестиционные объекты без чьего-либо разрешения.

Правда, до 2007 года Закон вводит ограничения другого рода, предоставляя Правительству и Центральному банку право (исходя из конкретной ситуации, сложившейся в конкретный период) замедлять интенсивность операций с капиталом в иностранной валюте и рост их объем с помощью набора мер. Эти меры включают в себя: введение требований об открытии специальных счетов в уполномоченных банках, установление соответствующего режима счетов и предоставление резервирования на определенный период денежных сумм, рассчитанных на основе процента от стоимости сделка, установленная органами валютного контроля. Однако в то же время в законе содержатся такие положения, что даже такой мягкий режим ограничения вывоза капитала делает его абсолютно неосуществимым и чисто формальным.

Прежде всего, это проявляется в том, что предусмотренный законом механизм резервирования носит по сути формальный характер. Действительно, в случае, когда транзакция имеет соответствующее обеспечение (банковская гарантия, страховка, аккредитив и т. д.), Предприниматель освобождается от бронирования в соответствии с законом. Понятно, что крупные структуры, занимающиеся вывозом капитала и, как правило, имеющие тесные связи с различными финансовыми организациями, способны получить такое обеспечение без затруднений и с минимальными затратами.

Кроме того, резервирование и использование других ограничений (проведение транзакций через специальные счета в уполномоченных банках, установление режима специального счета) не могут использоваться на регулярной основе, но только в крайних случаях. Это следует из того, что новое валютное законодательство предусматривает применение ограничений ко всем субъектам валютных отношений и исключает их использование в отношении отдельных предприятий и организаций.

Другими словами, в нем не учитываются различия в формах вывоза капитала: вывоз капитала, необходимый для продвижения российских товаров и услуг, например, за границу, не должен подвергаться тем же ограничениям, что и при вывозе. выход, в частности, с целью полного сокращения экономической активности в нашей стране и ее переноса в зарубежные страны. В связи с этим, эти меры по ограничению оттока капитала, очевидно, будут иногда использоваться Правительством и Центральным банком в чрезвычайных обстоятельствах массового оттока капитала за границу. Их использование в нормальных условиях нанесет ущерб торговле и другой экспансии российских предприятий за рубежом, и поэтому не может рассматриваться как полезное действие.

Во многих отношениях формальный характер новых ограничений также обусловлен тем, что новая редакция Закона позволяет российским предприятиям и организациям открывать счета в иностранных банках (чисто уведомительным способом, то есть без обращения за разрешением от российские органы валютного контроля) для расчетов с иностранными контрагентами. и накапливать там экспортную выручку. Поскольку такие банки выходят за рамки российского законодательства, вышеуказанные ограничительные меры, очевидно, не применяются к средствам на этих счетах. Это делает использование валютных ограничений неэффективным. Более того, их введение может привести к росту экспорта капитала, а не к его сокращению, поскольку для российских экспортеров будет предпочтительнее проводить расчеты с использованием счетов, открытых в иностранных банках, а не на российской территории. Экспортная выручка, превышающая суммы, подлежащие обязательному конвертации в российскую валюту, в значительной степени, очевидно, останется за границей и будет использоваться там, в том числе в качестве инвестиций.

Возможность использования российскими предприятиями текущих счетов в иностранных банках не только подрывает основы регулирования вывоза капитала за границу, но и чревата рядом других негативных последствий для нашей экономики. Эти последствия включают, в частности, ухудшение условий для государственного мониторинга и контроля за миграцией российского капитала за границу, поскольку иностранные банки, как правило, действуют за пределами пространства, контролируемого российскими органами валютного регулирования.

Можно прогнозировать относительное снижение ввоза иностранной валюты в страну, а следовательно, и масштабов операций на валютных рынках России, и темпа накопления государственных валютных резервов. В результате способность государства влиять на курс рубля будет снижаться для проведения конкретной экономической политики.

Кроме того, условия работы российских коммерческих банков, вероятно, станут более сложными. Возможности для роста их ресурсной базы уменьшатся в результате перевода определенной части активов российских предпринимателей на счета иностранных банков. И это, конечно, негативно скажется на прибыльности и капитализации российской банковской системы, о чем в последние годы российские власти очень обеспокоены.

Однако, несмотря на неадекватный характер нового валютного законодательства для нашей экономики, он все же был принят парламентом страны в ускоренном порядке. Похоже, это связано с рядом причин. Первый заключается в том, что значительная часть правящей политической элиты страны до сих пор не очарована либеральной догмой, которая утверждает полезность любого сокращения участия государства в регулировании экономической жизни в целом и валютных отношений в частности.

Следующая причина - неспособность органов государственной власти создать эффективные административные и экономические механизмы для противодействия оттоку российского капитала за рубеж. В решающей степени этому способствует лоббирование интересов крупного бизнеса, прежде всего олигархических кругов, связанных с экспортом сырья, в СМИ, правительстве и парламенте. Для российских предпринимателей новое законодательство, открывающее свободный поток капитала за границу, является «царским подарком». Хотя для экономики страны в целом она не приносит ничего хорошего. Нетрудно предвидеть, что недавно возникшее сокращение вывоза капитала вновь будет поставлено под сомнение, поскольку условия государственного контроля за нелегальной миграцией капитала, очевидно, ухудшатся.

 

Государственное и межгосударственное регулирование оттока капитала

 

Формы государственного регулирования процесса вывоза капитала условно можно разделить на три блока: правовой, административный и экономический. Методы прямого воздействия реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются исключительно экономическими средствами.

Таким образом, экономические средства объединяют как прямые, так и косвенные инструменты регулирования, а также конкретные институциональные рамки.

Экономические инструменты государственного регулирования экспорта и импорта капитала можно разделить на следующие четыре группы:

  • активно-структурные инструменты;
  • фискальные структурные инструменты (инструменты фискальной политики);
  • денежные инструменты (инструменты денежно-кредитной политики);
  • внешнеэкономическая деятельность;
  • другие инструменты.

Для повышения эффективности и гибкости влияния денежно-кредитного регулирования экспорта и импорта капитала с целью достижения стратегических целей экономического развития необходимо использовать более широкий круг инструментов денежно-кредитной политики. Это будет невозможно без улучшения банковской системы и рынков капитала, а также выявления и устранения монетарных искажений.

Меры и инструменты денежно-кредитного регулирования, в первую очередь направленные на устранение дестабилизирующего воздействия процессов экспорта и импорта капитала на российскую экономику, не будут эффективными и не смогут оказать запланированного воздействия на экономику до тех пор, пока банки и акции Рынок становится глубоко интегрированным в экономические структуры. Для этого, между прочим, необходимо попытаться изменить климат делового общения в российском обществе: превратить преобладающую атмосферу недоверия и коррупции в доверие, основанное на диктатуре закона, а не на произволе чиновников.

В целях достижения экономического роста, восстановления и развития промышленного сектора - осуществлять выборочную, избирательную поддержку за счет льготных ресурсов отдельных кредитных организаций, а также создание специализированных государственных банков для кредитования производства, прежде всего отраслей, ранее обозначенных как "двигатели роста". Поскольку сам рынок не может их создать, доминирующая роль государства на данном этапе очевидна.

Чтобы улучшить условия для экономического роста, ввоз иностранного капитала в форме инвестиций, а также для предотвращения оттока капитала путем противопоставления внутренних инвестиций в качестве конкурентной альтернативы оттоку, необходимо не столько уменьшить общее налоговое бремя, а точнее для внесения изменений в структуру налоговой системы, в том числе для повторного введения инвестиционной выгоды по налогу на прибыль, и в целях максимизации его эффективности, для ее концентрации в точках экономического роста, а также для механизма налогового кредита. Повышается качество документальных проверок, проводимых органами налогового контроля, укрепляется налоговая дисциплина и ответственность, разрабатываются эффективные методы контроля и сбора.

Налоговые органы должны не только раскрывать факты сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов, в том числе с помощью «оффшорных схем», но и оперативно блокировать возможные каналы для возникновения налоговых нарушений путем совершенствования нормативно-правовой базы.

Из изучения системы инструментов (методов и форм) для реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала, в том числе активно - структурного, фискально-структурного, монетарного, а также направлений их более эффективного использования можно сделать следующие выводы:

  • а) Наибольшая эффективность нормативного воздействия на систему инструментов для реализации стратегии государственного регулирования экспорта и импорта капитала проявляется при использовании всего комплекса экономических методов и форм. и в разумной последовательности.
  • б) Возможности использования инструментов регулирования вывоза и ввоза капитала из государства по-прежнему ограничены из-за того, что в настоящее время фактически используется небольшое количество методов и форм соответствующего регулирования.
  • в) Для повышения эффективности и гибкости политики государственного регулирования вывоза и ввоза капитала для вывоза и ввоза капитала с целью достижения стратегических целей экономического развития необходимо использовать более широкий спектр инструментов (методы и формы).

Проблема оттока капитала, как легального, так и нелегального вывоза его из России, будет существовать до тех пор, пока в стране не будет установлена ​​определенная стабильность, в экономике, по закону, пока потенциальные внутренние инвесторы не поверят в надежность бюджета страны, налогов, правовые и институциональные системы. Неспособность государства в ближайшее время принять срочные правовые, финансовые и экономические меры для улучшения российской экономики, блокирования каналов для нелегального вывоза денег за границу может привести к дальнейшему вывозу капитала из России и новому финансовому шоку.

Экспорт прямых инвестиций из России благотворно влияет на ее внешнюю торговлю, может повысить уровень конкурентоспособности российских компаний и всей национальной экономики, а также сопровождается заметным притоком дивидендов и прибыли, который мог бы быть более значительным, если бы Это было связано не с незаконным происхождением значительной части этих инвестиций, а с высоким налогообложением доходов от них в самой России. Экспорт портфельных инвестиций по объему превышает экспорт прямых инвестиций. Можно также предположить, что значительная часть капитала, нелегально вывозимого из России, превращается в портфельные инвестиции.

Несовершенство законодательной базы и правоприменительной практики, отсутствие институциональных преимуществ также были названы серьезными препятствиями на пути иностранных инвестиций в Россию. Но, несмотря на это, абсолютный объем иностранных инвестиций в российскую экономику растет с каждым годом. В то же время актуализируется вопрос принятия практических мер по привлечению ранее вывезенного капитала в российскую экономику.

 

Заключение

 

Сущность вывоза капитала сводится к выводу части финансовых и материальных ресурсов из процесса народнохозяйственного оборота в одной стране и их включению в производственный процесс в других странах.

Основной причиной вывоза капитала является опережение внутреннего экономического развития страны-экспортера по сравнению с ростом ее внешней торговли.

Вывоз капитала осуществляется в двух основных функциональных формах - вывоз предпринимательства и вывоз заемного капитала. В первом случае речь идет о капиталовложениях в экономику других стран через развитие сферы производства и обращения (здесь у нас есть функция капитала). В случае вывоза ссудного капитала мы имеем дело с вывозом капитала наличными (в виде банковских и государственных займов).

Несмотря на очевидные изменения, происходящие в мировой экономике, качественные изменения в механизмах взаимодействия экономических систем отдельных стран, в частности, причины движения капитала, по-прежнему рассматриваются с позиций традиционных научных школ. Положения, объясняющие цель экспорта капитала, а также его влияние на национальную экономику, были сформулированы уже к концу XIX века. Основным мотивом вывоза капитала, выделенным классиками, является поиск вариантов наиболее выгодного вложения, определяющий направления его движения на современном этапе развития. Капитал стремится к тому, чтобы стать более конкурентоспособным, где доходы бизнеса превышают его расходы в наибольшей степени, где норма прибыли выше, где существует либеральное законодательство и т. д.

Односторонний вывоз капитала для достижения более высокой нормы прибыли на вложенный капитал из Российской Федерации по сравнению с внутренним обусловлен наличием ряда мотивов, основанных на следующих факторах:

  • снижение ожидаемой доходности;
  • повышенная неопределенность ожидаемых результатов, приводящая к риску неполучения запланированного дохода
  •  потеря вложенных активов из-за нестабильности экономической и политической обстановки.

Реализация национальных интересов и проектов требует расширенного воспроизводства в рамках национальной экономики.