Оценка влияния санкций на внешнюю торговлю России и Германии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 03.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Играют ли деньги главенствующую роль в современной экономике России  
Налоговая политика как инструмент государственного регулирования рыночной экономики
Отток капитала: зарубежный опыт регулирования
Прибыль и факторы, ее определяющие


Введение:

На протяжении столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. И Россия является активным участником международной торговли.
В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. К развитию международной торговли приводят два обстоятельства.

Это, во-первых, экономические ресурсы, природные, человеческие, инвестиционные, которые распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. А, во-вторых, эффективное производство различных товаров, которое требует различных технологий или комбинации ресурсов.

В настоящее время в условиях глобализации экономических процессов, развития хозяйственных связей между государствами, повышения взаимозависимости национальных экономик друг от друга внешнеэкономическая функция государства приобретает большое значение для развития экономики страны. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

Однако актуальность темы заключается в том, что в связи с последними событиями на юго-востоке Украины, присоединения Крыма к России, введение против Российской Федерации санкций, которые нацелены на воспрепятствование нормальному взаимодействию отечественного бизнеса с западным, возникает потребность рассмотреть возможные сценарии внешнеэкономического развития нашей страны.

Объектом для исследования является структура внешней торговли России.

Предметом исследования являются способы правового регулирования внешнеэкономической деятельности РФ, направления развития внешней торговли.

Целью работы является анализ внешнеэкономической деятельности государства, обзор и изучение ее современного состояния, структуры и перспектив ее развития в условиях санкций.

Исходя из всего вышеперечисленного были поставлены следующие задачи:

  • изучить структуру внешней торговли РФ;
  • выявить правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ;
  • проанализировать современное состояние и перспективы развития внешней торговли РФ;
  • выявить проблемы развития внешней торговли России со странами СНГ.

Данная работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава раскрывает теоретические аспекты внешнеэкономической политики России. Вторая глава анализирует состояние и перспективы внешней торговли. Третья глава подчеркивает проблемы развития внешней торговли РФ.

 

Понятие и сущность внешнеэкономической политики РФ

 

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы.
Внешнеэкономическая политика - один из основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией. Макроэкономическая политика подразделяется на: фискальную политику; монетарную политику; политику зарплата - цены и внешнеэкономическую политику.

Основная цель внешнеэкономической политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей, и воздействуют на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами.

Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. 

В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п.

 

Регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ

 

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики, который осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. К ним в первую очередь относятся таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами.

Данное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами.

В качестве основных актов, регулирующих данный вид предпринимательской деятельности, необходимо выделить следующие:

  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"- определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; права, обязанности и ответственность органов государственной власти в данной сфере;
  • Таможенный кодекс ТС от 27 ноября 2009 года - закрепляет основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • Единый таможенный тариф от 16 июля 2012 - определяет понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности субъектов, методы определения таможенной стоимости, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот;
  • Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О валютном регулировании и валютном контроле"- закрепляет основы валютного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично, и поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями и дополнениями.

Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии - либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные - в отношении экспорта.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне.
Импортные пошлины являются примером экономических ограничений, когда ввоз товаров не запрещается, но за каждую единицу ввозимого товара нужно платить.

Нетарифные барьеры являются более ограничивающими методами, чем тарифы. Это уже пример административных ограничений - прямых мер воздействия, предусматривающих запреты.

Виды нетарифных барьеров:

  • экспортно-импортные квоты - установление количественных ограничений на объемы экспорта и импорта;
  • лицензирование экспорта и импорта, подразумевающее специальное разрешение от государственных органов на ввоз или вывоз товаров, свободный ввоз или вывоз которых не допускается.

Государство, через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнюю торговлю определенным товарам, которые включены в списки лицензируемых по экспорту и импорту:

  • автоматическая лицензия - разрешение на беспрепятственный вывоз (ввоз) товара в течение определенного периода времени;
  • неавтоматическая лицензия - разовый ввоз (вывоз) товара.

Западные страны активно используют такой нетарифный механизм регулирования импорта:

  • антидемпинговые пошлины - при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство;
  • компенсационные пошлины - когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство.

В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

 

Оценка влияния санкций на внешнюю торговлю России и Германии

 

Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок. С этой целью могут вводиться экспортные премии - выплаты производителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами. Так, например, демпинг - продажа товаров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара - запрещен международными торговыми соглашениями.

В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики РФ – обеспечение национальной экономической безопасности, защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции, создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы.

Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Валютная политика - составная часть экономической и внешнеэкономической политики государства, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами.

Таможенная политика - система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Налог на экспорт и импорт - обязательный налоговый платеж, взимаемый государством с экспортеров и импортеров и зачисляемый в федеральный или местный бюджеты. Налоги на экспорт и импорт представляют собой финансовый инструмент регулирования внешнеторговых операций на государственном уровне.

 

Анализ динамики внешней торговли России и ее влияния на ВВП

 

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот России в январе — июле 2017 г. достиг 316,1 млрд долл., увеличившись на 26,7% в годовом выражении. Экспорт России вырос на 26,1% до 194,1 млрд долл., импорт — на 27,7% до 122 млрд долл. Основная причина высоких темпов роста экспорта — рост цен на углеводороды (в январе — июле 2017 г. цена нефти марки Urals была на 29,1% выше, чем годом ранее), импорта — укрепление рубля (по данным Банка России, индекс реального курса рубля к доллару США в январе — июле вырос на 21,3% в годовом выражении).

Приоритетным направлением сотрудничества для России постепенно становится Азиатско-Тихоокеанский регион; его доля в совокупном российском экспорте растет на фоне снижения долей ЕС и СНГ. В январе — июле 2017 г. прирост российского экспорта в долларовом выражении в страны АТЭС составил 33,1% в годовом выражении, тогда как в ЕС и СНГ экспорт вырос на 27,2% и 26,6% соответственно.

Наибольшее влияние на рост экспорта за 7 месяцев 2017 года оказало увеличение выручки от продажи сырой нефти, нефтепродуктов и природного газа. В январе — июле экспорт сырой нефти и нефтепродуктов вырос на 37,2% до 87,9 млрд долл., что обусловлено более высоким уровнем цен на нефть по сравнению с аналогичным периодом 2016 года при стабильном физическом объеме экспорта. Выручка от экспорта природного газа выросла на 21,1% благодаря увеличению поставок на 9,2% и росту средней цены на газ на 22,3% в январе — июле 2017 г. в годовом выражении.

По данным ФТС России, импорт в Россию из стран дальнего зарубежья в январе — августе 2017 г. составил 127 млрд долл., увеличившись на 26,5% в годовом выражении.

Импорт растет 13 месяцев подряд, причем в августе положительную динамику демонстрируют все категории закупок: объем ввоза машиностроительной продукции увеличился на 20,7%, химической — на 23%, продовольственных товаров — на 20,9%, текстильных изделий и обуви — на 25,4%.

Сезонно скорректированные месячные данные показывают, что восстановление долларовых объемов импорта началось во второй половине 2016 года, а в середине 2017 года импорт преодолел среднемесячный уровень 2010 года.

В январе — июле 2017 г. объем импорта из стран АТЭС был на 24,8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в то время как импорт из ЕС вырос на 18,4%.

Ввоз товаров из стран — партнеров России по ЕАЭС, Беларуси и Казахстана, показал большую устойчивость к кризисным тенденциям 2014-2016 годов, сократившись слабее совокупного объема российского импорта, а в январе — июле 2017 г. поставки из Беларуси и особенно Казахстана росли быстрее среднего.

Внешняя торговля товарами и услугами (по данным платежного баланса Банка России, на товары приходится около 85% экспорта России и около 70% импорта, на услуги — 15% экспорта и 30% импорта) играет важную роль в хозяйственном развитии и динамике ВВП России, сглаживая его колебания, как положительные, так и отрицательные. Валовое накопление как компонент ВВП снижалось с 2013 года, в том числе на 13,4% в 2015 году; личное потребление сократилось в 2015 и 2016 годах на 8,1% и 3,5% соответственно. Но рост чистого экспорта, вызванный падением импорта, заметно смягчил падение ВВП. В целом ВВП России в сопоставимых ценах в 2016 году на 3,6% превысил уровень 2008 года, но остался на 2,3% ниже уровня 2013 года.

По итогам первого полугодия 2017 г. объем ВВП составил 39,6 трлн руб., увеличившись на 1,5% в реальном выражении по сравнению с прошлогодним уровнем. В I квартале 2017 г. вернулось к росту потребление домашних хозяйств (+2,7% г/г), но увеличение совокупного ВВП было ограничено околонулевой динамикой накопления и снижением объемов чистого экспорта из-за быстрого роста импорта (+16,5% в годовом выражении, что связано с укреплением рубля и началом оживления в экономике). В II квартале 2017 г. ВВП вырос на 2,5% в годовом выражении, что стало максимумом с IV квартала 2013 г. Положительная динамика сохраняется третий квартал подряд.

Из данных приведенных выше можно сделать вывод, что объемы экспорта по отношению к аналогичным месяцам прошлого года значительно увеличились.

На поддержку крупного бизнеса, который в основном и обеспечивает рост во многих отраслях, в том числе в сельском хозяйстве, как и в прошлом году, выделяются миллиардные суммы. Кроме того, средства идут на поддержку экспорта. Так, например, Минпромторг ранее заявил, что в 2017 году поддержит экспортеров на сумму в 26 млрд рублей.

Таким образом, несмотря на то, что курс рубля в первом полугодии укреплялся, что было невыгодно для экспортеров, объемы экспорта продолжили расти.

По данным ФТС России, в первом полугодии экспорт вырос на 28,7% и достиг $168,6 млрд. При этом наибольшие темпы прироста по сравнению с аналогичными месяцами 2016 года были в январе (+46,8%) и марте (+34,9%).

Укрепление курса рубля стало одной из основных причин того, что импорт начал расти. Импорт товаров в Россию в первом полугодии 2017 года увеличился на 27,2% и составил $101,8 млрд. На показатели также повлияли замедление инфляции и небольшое восстановление внутреннего спроса после трудного 2016 года. Россияне вновь стали покупать больше продукции, в том числе импортной. Индекс Минэкономразвития «спрос-запрос», который ведомство разработало для оценки потребительского спроса, показал самое высокое значение за последние три года. Эксперты говорят, что потребительская активность россиян полностью восстановилась с 2014 года.

Восстановление импорта – это также результат того, что наши компании постепенно адаптируются к работе в условиях санкций и продовольственного эмбарго. Бизнесу потребовалось время на налаживание новых связей после того, как был введен запрет на продовольственные товары из Евросоюза, США, Канады и других стран в 2014 году. Теперь на место прежних стран-поставщиков приходят другие, однако этот процесс происходит медленно.

 

Сотрудничество России и Германии в условиях санкций

 

Развитие экономических противоречий во взаимоотношениях со странами ЕС.

Ввиду ситуации в Крыму, проведения референдума жителей, многими воспринятого как нелегитимного, и заявлений о присоединении полуострова к России, западные политики сочли, что воссоединение России и Крыма угрожает территориальной целостности Украины. Тогда, с целью повлиять на политику РФ, США и ЕС предусмотрели введение санкций, которое
планировалось осуществить в три этапа.

Первые санкции были приняты 6 марта 2014 года. Тогда Европейский союз ввел относительно мягкие санкции в отношении России — приостановил переговоры об облегчении визового режима и взял паузу в подготовке к саммиту G8 в Сочи.

Началом перехода ко второму этапу санкций можно считать дату публикации санкционного списка (17 марта), состоявшего из 21 фамилии российских и крымских политиков и чиновников. Список впоследствии был дополнен еще несколькими десятками фамилий бизнесменов, государственных служащих и деятелей культуры Российской Федерации, а также республики Крым.

Новый виток политического кризиса на Украине — сепаратистские настроения в Донецкой и Луганской областях — начавшийся в апреле 2014 года, стал причиной ввода очередного пакета санкций против России. Данный факт послужил причиной тому, что в середине апреля 2014 года началась подготовка к вводу третьего этапа санкций, которые затронули непосредственно как экономические, так и, в частности, инвестиционные отношения России и ЕС. Так, 17 апреля Европарламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток».

В этой связи министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев выразил опасения, что подобные решения могут негативно сказаться на энергетической сфере не только Болгарии, но и всей Европы. Однако, меньше чем через месяц в санкционный список ЕС попали фамилии еще 13 человек, а также крымские компании «Черноморневтегаз» и «Феодосия».

Также в рамках третьей волны санкций против РФ, принятых Евросоюзом, 18 июля 2014 года Европейский инвестиционный банк прекратил финансировать проекты в России. Как заявил президент банка Вернер Хойер, штрафные меры только в этом году затронут проекты на общую сумму в шестьсот миллионов евро. По словам Хойера, в эту сумму входят кредиты,
предусмотренные в рамках программ ЕС «Партнерство по модернизации» и «Северное измерение». В следующем году речь пойдет о сумме от около семисот миллионов евро до одного миллиарда евро, уточнил глава ЕИБ.

30 июля, последовав примеру США, ЕС перешел к третьему этапу санкций и ввел против России секторальные ограничения, касающиеся стратегических отраслей экономики РФ. «Черный список» въезда граждан на территорию ЕС пополнился еще на 8 человек, санкции были применены в отношении Российского национального коммерческого банка, концерна ПВО
«Алмаз-Антей» и авиакомпании «Добролет» (что впоследствии привело к прекращению ее деятельности). Особого внимания заслуживает ввод ограничительных мер в сферах торговли и инвестиций в отношении Крыма и Севастополя. Устанавливается запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также
добычу нефти, газа и минералов. Запрещается поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг. Под запрет поставлены не только прямые и непрямые инвестиции, но и оказание страховых услуг для любых проектов в перечисленных областях, а также посреднические услуги в осуществлении сделок с третьими (не входящими в ЕС) странами и транзит грузов для этих государств. Кроме того, запрещается оказание любых видов технического содействия этим проектам. Европейским банкам отныне
запрещено выдавать кредиты и приобретать любые доли в новых проектах в этих секторах экономики Крыма и Севастополя.

Помимо этого, Европейский союз применил экономические санкции к пяти российским банкам: «Сбербанк», банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк» и «Россельхозбанк». Данные санкции были введены с целью ограничения доступа России к рынкам капитала ЕС. Настоящие
ограничения предусматривают запрет на продажу и покупку гражданами и компаниями ЕС новых облигаций, акций и других финансовых инструментов со сроком погашения более 90 дней, выпущенных российскими государственными банками, их дочерними компаниями или компаниями, которые действуют от их имени. Также запрещены услуги, связанные с выпуском таких финансовых инструментов как, например, брокерское дело.

12 сентября совет ЕС утвердил введение новых санкций против России, затронувших ряд российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур, а также некоторых физических лиц. В частности, ЕС запретил долговое финансирование трех топливно-энергетических компаний: «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», а также ввел ограничения на торги их облигациями, имеющими срок обращения свыше 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг. Санкции коснулись также оборонных концернов: «Уралвагонзавод», «Оборонпром» и «Объединенная авиастроительная корпорация». Ограничения распространены на кредиты и ценные бумаги сроком обращения до 90 дней. Кроме того, в список включены оборонные предприятия «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения»,
«Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт».

Этим компаниям запрещено поставлять европейские технологии двойного назначения. Также ЕС ужесточил ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг вышеупомянутым российским банкам: «Сбербанку», «ВТБ», «Газпромбанку», «ВЭБ» и «Россельхозбанку». Резидентам ЕС запретили выдачу кредитов этим финансовым организациям, а также ЕС объявил о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией в сфере услуг по разработке месторождений трудноизвлекаемой нефти.

Ответной реакцией России на введенные санкции ЕС стало продовольственное эмбарго, введенное указом президента России от 6 августа 2014 года. Согласно этому указу предполагается наложение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство,
вводившее экономические санкции в отношении российских лиц. Под эти запреты попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи.

Валовый годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США. Больше всего пострадают от запрета страны ЕС, которые поставляли на российский рынок продовольствия из санкционного списка на 6,5 миллиардов долларов США, и Норвегия (товаров на $1,2 млрд).

Со стороны России также рассматривается запрет использования воздушного пространства России для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в страны Восточной Азии. Однако в результате такого запрета могут пострадать не только иностранные перевозчики пассажиров и грузов, но и Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД), а также ключевая российская авиакомпания «Аэрофлот», которая является получателем основного объема платежей, выплачиваемых иностранными авиакомпаниями за использование транссибирских воздушных трасс. По экспертным оценкам, объем выручки «Аэрофлота» от этих роялти составляет от $200 млн до $500 млн в год.

 

Влияние санкций на взаимоотношения России и Германии

 

Как торгово-экономическое, так и инвестиционное сотрудничество между Россией и Германией традиционно относится к ключевым и определяющим областям двусторонних отношений. По состоянию на конец 2013 года по общему объему иностранных инвестиций в Россию ФРГ занимала седьмое место после таких стран как Швейцария, Кипр, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция, однако по объему ПИИ стояла на втором месте после Кипра (в 2013 г. в Россию пришло 9,1 млрд. долл. немецких инвестиций) Число немецких компаний, работающих в России, значительно выросло за 2013 год и на сегодняшний день составляет порядка 6200 организаций, что является самой многочисленной иностранной бизнесобщиной в России.

Основные санкции Германии по отношению к России были применены в сфере военного сотрудничества. Так, 19 марта 2014 года немецкий оборонный концерн «Rheinmetall» приостановил выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн евро. Проект по строительству подготовительного военного центра стартовал в 2011 году и по плану должен быть реализован в 2014 году. Однако, ввиду событий в Крыму, правительство Германии
посчитало дальнейшую работу над данным проектом «нецелесообразной». Это решение нанесло сильный ущерб концерну «Rheinmetall» и ОПК Германии в целом. Кроме того, ФРГ прекратила экспорт оборонной, а также военной продукции в Россию. Помимо экономических потерь данные санкции привели к тому, что оборонный комплекс ФРГ вынужден сокращать производство, что приводит, в свою очередь, и к сокращению рабочих мест. По словам председателя правления концерна «Rheinmetall» и главы союза оборонной промышленности
Германии, Армина Паппергера, «при сложившийся ситуации, при отсутствии госзаказов со стороны государства, а также запретов на торговлю с другими странами, им ничего не остается как перенести производство за границу».

Европейские санкции против России помимо ОПК затронули и другие секторы немецкой экономики. Это касается товаров двойного назначения, банковского и финансового секторов, а также поставщиков оборудования для нефтегазовой отрасли.

Некоторые немецкие СМИ также отмечают, что экономика страны «во втором квартале стагнировала, и в целом в 2014 году рост будет ниже, чем прогнозировалось изначально». Кризис особенно сказался на деятельности компаний, которые осуществляли или планировали обширные прямые инвестиции. Например, «Volkswagen» и «Continental» в Калуге, «MAG» —
в Омске, «Sсhaeffler Gruppe» — в Ульяновске, «Edscha» — в особой экономической зоне в Тольятти, «Bosch» — в Энгельсе в Саратовской области. Доля России в германском экспорте казалось бы, невелика — всего 3,5 %18. Однако важно понимать всю сложность и активность российскогерманского сотрудничества. В последние годы, после начала строительства Северного потока (газопровода из РФ в Северную Европу) Германия является важным распределительным центром российского газа. Компании Германии являются совладельцами проекта, а кроме того, в экономику РФ привлечено много немецких кредитных ресурсов. Поэтому позиция ключевой экономики Европы по отношению к сотрудничеству с Россией будет неизменной — продолжать при любых условиях. Этого требует немецкая экономика
и крупнейшие бизнес-структуры. Так, крупнейшие компании Германии, такие как «BASF SE», «Siemens», «Volkswagen», «Adidas» и «Deutsche Bank», открыто выступают против более широких экономических санкций против России. При этом политическая риторика правящих кругов может варьироваться.

Таким образом, от введённых санкций страдают как немецкая, так и российская сторона. Причём больший риск неполучения прибыли от вложенных инвестиций несет Германия, т. к. объем немецких инвестиций в России в разы превышает объем российских инвестиций в ФРГ. В свою очередь, реализация большинства инвестиционных проектов с участием немецкого капитала, запущенных до начала украинского кризиса, продолжается и идет в запланированные сроки. 

 

Заключение

 

Развитие инновационной деятельности в последние годы способствовало укреплению научно-технического взаимодействия между различными странами. Целью такого сотрудничества зачастую выступает разработка и продвижение на рынок инноваций, способных значительно улучшить существующее организационные структуры. Подобное взаимодействие характерно для стран как с одинаковым, так и различным уровнем инновационного развития (например, для России и Германии).

В вопросах инновационного развития Германия является признанным лидером среди стран Евросоюза. Согласно данным Немецкого института экономических исследований (DIW) Германия занимает лидирующие позиции по производству объёма валовой добавленной стоимости в сфере производства, связанного с научными исследованиями. В Германии, начиная с 2005 г., постоянно увеличивались объёмы финансирования инновационной деятельности в среднем на 5% ежегодно и в 2011 г. сумма инвестиций в инновационную сферу составила 75 млрд евро. Причём основная доля инвестирования в развитие инновационной деятельности приходится на промышленные предприятия, которые заинтересованы в осуществлении научных исследований и разработок и в активном внедрении инноваций. Государство также оказывает существенную поддержку инновационным компаниям.

Развитие международного сотрудничества России и Германии в сфере инноваций требует совершенствования существующих механизмов взаимодействия, отработки новых эффективных моделей осуществления партнерства на долгосрочной основе и формирования специального правового поля для реализации намеченных мероприятий в сфере разработки, создания и
реализации инноваций. Формирование ключевых позиций России и Германии в организации международного сотрудничества в сфере развития образования, науки и инноваций обеспечит переход от теоретического осмысления к конкретизации на практике стратегии инновационного развития экономик двух стран.