Оценка стоимости предприятия пищевой промышленности и предприятия связи

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Проектирование мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов
Проблемы развития эффективности малого бизнеса
Совершенствование управления финансами в бюджетном учреждении
Международные инвестиции в инновационные технологии

 

Введение:

Долгое время преобладала точка зрения, что для нашего общества формы собственности должны быть государственными и кооперативно-колхозными, причем первые играют ведущую роль. Эволюция этих форм собственности была видна в слиянии и создании единой государственной собственности. В этих условиях роль личной собственности была уменьшена, а частная собственность была полностью отклонена. Однако жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что обществу нужны различные формы собственности для прогресса. И сейчас в России идут реформы, в том числе реформа государственной собственности.    

Тема развития государственной собственности актуальна, прежде всего, тем, что в реальной России необходимо определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить, что должна включать категория «государственная собственность» и что роль, которую он должен играть. Важность этой темы также определяется тем, что государственная собственность является одной из характеристик социально-экономической системы, ее рассмотрение даст ответ на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны. 

Рынок, свободный от какого-либо государственного вмешательства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая реальность такова, что государство является активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил переросла рамки классической частной собственности, и государство было вынуждено взять на себя содержание крупных экономических структур: железных дорог, почтовых отделений, телеграфов. В условиях Монополистическая конкуренция, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капиталоемкостью и энергоемкостью, сами монополии были заинтересованы в усилении регулирующей роли государства, в его постоянной поддержке на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшние усилия по межгосударственной интеграции приводят к тому, что общие экономические процессы пересекают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, окружающей средой и воспроизводством труда. Рыночный механизм не способен решить все проблемы экономического роста. Наряду с движущими силами он также содержит элементы, которые сдерживают экономическое развитие. Это наблюдалось ранее, когда равновесие в экономике достигалось при частичной занятости ресурсов и, прежде всего, рабочей силы. Поэтому, говоря о рыночной экономике в настоящее время, мы говорим о роли государства в целом и государственного предпринимательства. Какое значение имеет государственное предприятие? Что входит в содержание государственного предпринимательства и какие тенденции переживают государственные предприятия в современной России?          

Сущность государственной собственности и государственного предпринимательства и их роль в экономике

Понятие и сущность государственной собственности

В экономике двадцатого? Век большое значение государственной собственности. Обычно в него входят крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социальную сферу — грузовые перевозки, энергетика, связь. Создание государственных предприятий отчасти связано с стремлением ускорить научно-техническую прогресс. В то же время государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев в экономике.    

Этот тип недвижимости существует на 3 уровнях:

  • На уровне всей федерации — федеральная собственность.
  • На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность. 
  • Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, района, села. За исключением Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают субъектами федерации).

Сейчас начался процесс приватизации крупных государственных предприятий. Причиной этого процесса является неэффективность и сложное финансовое положение этих предприятий. Но, как правило, приватизация не распространяется на железные дороги, гидроэлектростанции, почту, каналы, портовые сооружения, которые имеют большое значение для нормального функционирования экономики в целом.  

Представления о собственности формировались в науке и жизни на протяжении тысячелетий, а собственность стала, прежде всего, официальным объектом юридической, правовой природы и философии. Долгое время собственность как особое социальное отношение была непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако с дальнейшим развитием общественного производства собственность вместе с юридической становится также определяющей экономической категорией. 

Понятие имущественных отношений включает, с одной стороны, отношение владельца к своей вещи, то есть к имущественным отношениям между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) является активной стороной имущественных отношений, владеющих объектами собственности, владения, управления ими и их использования. Отмечу, что собственность не может быть без субъекта. Что касается бесхозных объектов, объектов, вещей, которые не имеют или потеряли своего владельца, они перестают быть собственностью. Объектом собственности является пассивная сторона имущественных отношений в виде объектов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, полностью или в некоторой степени принадлежащих собственнику. Часто собственность просто называют собственностью.      

В свою очередь, первичные имущественные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъективными отношениями. К последним относятся экономические отношения, возникающие в связи с имуществом и отражающие имущественные отношения субъекта с другими субъектами.  

Фактически, собственность не может быть представлена ​​без того, чтобы некоторые люди или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим собственным, а другие — как к чужим. Из этого ясно следует, что свойство — это отношение индивида к вещи. Более того, поскольку мы говорим об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, есть основания говорить о собственности как об отношениях между людьми по поводу вещей. Будучи юридически регулируемыми государством, они приобретают форму собственности, которая включает право владельца владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.    

С более полным раскрытием определения собственности как экономической категории различные экономисты исходили из разных оснований для статического или динамического характера этой категории, ее основных проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования, является определение через основные проявления экономического доминирования владельца над вещью: владение, использование, распоряжение. 

В наиболее общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами в отношении присвоения экономических ресурсов и потребительских товаров. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, что определяет присвоение товаров народного потребления. В результате в любом обществе, в любой стране расслоение населения на богатых и бедных обусловлено главным образом разным отношением людей к экономическим ресурсам, как к своим, так и к другим.  

Сущность собственности можно понять, если рассматривать ее в совокупности со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением товаров. Это свойство, наиболее полно отражающее социально-экономический характер эпохи. 

Все существующие экономические системы различаются по своему отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Существует несколько исторических типов собственности, для которых характерны разные способы объединения производителя и средств производства, а также распределение произведенного общественного продукта среди членов общества.

Принято проводить различие между примитивным общинным, рабовладельческим, феодальным крепостничеством и капиталистическими типами собственности. До недавнего времени социалистический тип собственности также выделялся как особый, для которого, по-видимому, не было достаточных оснований. Ни в одной из стран мира, которые когда-то принадлежали социалистическому сообществу, социализм фактически не был построен. Прямые производители в этих странах продолжали эксплуатироваться; на самом деле воссоединение средств производства с рабочими не произошло. Тип собственности, который был установлен в этих странах при тоталитарном режиме (иногда явный, но иногда завуалированный) в этих странах, причудливо сочетал характерные черты, характерные для типов собственности, как из предыдущих эпох, так и ныне существующих.    

Таким образом, собственность как экономическая категория определяется как отношение отдельных лиц или сообщества лиц к своей собственности, как к своей собственной, что выражается в ее владении, использовании и распоряжении, а также в ликвидации влияния из всех других субъектов в сфере экономического господства, на которое распространяется власть владельца, то есть как общественное отношение о владении и распоряжении вещью.

Понятие государственного предпринимательства и его форма

Государственное предпринимательство является важной составляющей деловой картины во всех странах с рыночной экономикой. Его особенности в современной России определяются наличием трех обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предприятие выступает продолжением прежних экономических отношений, присущих дореформенной экономике России, основанных на практически всеобщей государственизации (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России существуют сильные традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на этатистских традициях российских чиновников, которые, как правило, считают, что они и только они имеют правильное понимание законов функционирования и развития. всех аспектов национальной экономики, в том числе национального предпринимательства.

В-четвертых, в России этатистский менталитет традиционно силен. Широкие массы населения часто больше доверяют государственному предпринимательству, чем какой-либо правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных «новыми русскими». 

Государственное предпринимательство является спорным явлением. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могут быть инвестированы в предпринимательский бизнес, который развивается непосредственно государственными (или муниципальными образованиями) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае государственные и административные органы объективно оказываются в двойственном положении, организуя предпринимательскую деятельность своих фирм, и в то же время они обязаны играть роль арбитра деловых отношений между всеми предприятиями. сущности, в том числе созданные ими.  

Чтобы преодолеть, а затем и постоянно преодолевать неизбежные конфликты деловых интересов, возникающие здесь, в первую очередь, между их собственными — государственными (муниципальными) предпринимательскими фирмами и другими — негосударственными субъектами предпринимательской деятельности, в разных страны. Общей чертой этих подходов является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. 

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано: 

  • использование временно свободных бюджетных средств на основе погашения;
  • возможность установления жесткого контроля над четко определенными коммерческими фирмами уполномоченными государственными исполнительными органами;
  • государственное субсидирование убыточных компаний с целью противодействия монополизации рынка другими фирмами;
  • государственное субсидирование убыточных отраслей народного хозяйства. 

При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предприятие можно рассматривать как как временную меру, так и как постоянное явление. Первый из этих критериев эффективности определяет постоянную потребность в государственном предприятии. Потребность в государственном предпринимательстве в ориентированных на рынок странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштаба государственной предпринимательской деятельности и наличием общественного общественного контроля за функционированием государственных предпринимательских фирм.  

Организационно-правовая форма российского предпринимательства, которую называют государственными и муниципальными унитарными предприятиями, можно считать аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в Западной Европе.

В длинном названии этой правовой формы понятие унитарности имеет первоначальное значение. В общем смысле это понятие отражает тот факт, что такие юридические лица принадлежат одному владельцу. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ему владельцем. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено между вкладами, долями, акциями и долями между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.   

Государственные унитарные предприятия создаются (создаются) непосредственно государством через свои уполномоченные органы. Это могут быть государственные органы — министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия по закону создаются местными органами власти. 

Особое разнообразие унитарных предприятий — это унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют деятельность, которая обычно определяется как некоммерческая. Это, например, государственные учебные заведения, государственные научно-исследовательские институты. 

Каждое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем владелец имущества предприятия, созданного на основе хозяйственного ведения, не несет ответственности по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия, за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине владельца его имущество. В этих случаях собственнику имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть передана субсидиарная ответственность по его обязательствам. Наиболее известными федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются компания Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.   

Рассматриваемая правовая форма предпринимательства не предполагает наличия субъектов хозяйствования с общей правоспособностью. Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. В то же время законодательством Российской Федерации установлены виды деятельности, которые могут осуществляться исключительно и исключительно государственными предприятиями. Таковы, например, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, обработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.   

Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям вести собственный бизнес, что не обязательно совпадает с интересами конкретного кабинета. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (за исключением федеральных государственных предприятий). В то же время государство не намерено ограничивать свои имущественные полномочия, права собственности на имущество такого предприятия.   

Ограниченная независимость унитарных предприятий также определила конкретное название этой правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, называемая предприятием. Название компании унитарного предприятия всегда должно содержать указание на владельца его имущества, а название компании, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие принадлежит государству.  

Наряду с унитарными предприятиями, аналогами которых называются бюджетные (ведомственные) предприятия в странах с рыночной экономикой, в этих странах развиваются и другие формы государственного предпринимательства, которые иногда оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Гораздо более распространенными являются государственные (государственные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.  

Наиболее распространенной правовой формой государственного предприятия является государственная корпорация во всем мире. Государственная корпорация (от английской публичной корпорации — буквально: государственная корпорация; государственный сектор экономики обычно интерпретируется в англоязычных странах как сектор государственной экономики — в отличие от частного сектора) относится к определенному типу акционерного общества. Эта специфика заключается в том, что такие корпорации всегда создаются только на основании постановлений правительства в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями государственных корпораций позволяет государству финансировать, при необходимости, деятельность таких корпораций на основе погашения выделенных ресурсов. Уровень риска таких операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованного мониторинга деятельности государственных корпораций.    

Как правило, такие акционерные общества не входят в систему государственных органов, они только согласовывают с ними планы своей деятельности и представляют уполномоченным государственным органам отчеты о контроле за их деятельностью. Единоличные директора государственных корпораций назначаются государством, однако ни они, ни остальной персонал не считаются государственными служащими. При необходимости государственная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.  

В некоторых развитых странах, ориентированных на рынок, государственные корпорации являются лидерами отрасли среди крупнейших промышленных фирм (например, Renault и Elf ​​Akiten во Франции, Иране и ENI в Италии).

В России нет государственных корпораций. Правда, существует легальная форма предпринимательства, название которой очень похоже на государственную корпорацию, а именно государственную корпорацию. Государственная корпорация — некоммерческая некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией на основе имущественного вклада, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.  

К сожалению, Федеральный закон России «О некоммерческих организациях» не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и порядок управления государственной корпорацией. Он содержит только запись о том, что нет необходимости составлять какие-либо учредительные документы госкорпорации, такие как учредительные документы других юридических лиц, а также предусматривает, что госкорпорация не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации и Российской Федерации. не несет ответственности по обязательствам госкорпорации.  

Госкорпорация является очень экзотической правовой формой предпринимательства, эта форма в настоящее время представлена ​​только Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.

Самое главное, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никоим образом не может быть акционерным обществом, поскольку любые акционерные общества вместе с другими коммерческими компаниями относятся к российскому законодательству исключительно как коммерческие организации. Таким образом, перспективное фирменное наименование этого разнообразия субъектов хозяйствования не получает должного развития в содержании деятельности таких юридических лиц. 

Между тем именно в России существуют сильнейшие традиции государственного акционерного предпринимательства. За многовековую историю акционерного бизнеса в России наиболее известными, авторитетными и ответственными акционерами оказались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, созданные во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из суверенных слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерного предпринимательского общества как акционера, владеющего всеми акциями акционерного общества, является правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.   

Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночной экономикой, прежде всего в отраслях, которые особенно важны для экономики, или в отраслях, требующих крупных инвестиций. В этих секторах частные фирмы, компании с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на основе погашения. 

В России государственные акционерные предприятия представлены, как правило, в формах государственного участия в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Это предпринимательские фирмы в некоторых добывающих отраслях (концерн «Газпром») в электроэнергетике (РАО «Единые энергетические системы России»), в информационном бизнесе (телекомпания ВГТРК) и ювелирном бизнесе (ОАО «Алмазювелирэкспорт»). В некоторых акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (ОАО «АвтоВАЗ», ВАО «Автоэкспорт»).  

Такие подходы к участию государства в акционерных обществах широко представлены за рубежом — в участии в так называемых смешанных акционерных обществах (компаниях со смешанным капиталом). В некоторых странах любые акционерные общества с участием государственного капитала автоматически принадлежат государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других — это касается только акционерных обществ, в которых более 50% акции этих компаний находятся в руках государства (Япония, Италия), в-третьих, фирм, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, независимо от размера пакета (США, Канада). 

Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерного общества требует одобрения (и даже назначения) руководителей таких фирм государственными органами, независимо от размера участия государства в уставном капитале общества. И в отличие от российских унитарных предприятий, такие компании обязаны ежегодно публиковать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять свою деятельность и, при необходимости, подвергать их реорганизации и даже ликвидация. 

Принимая во внимание деятельность смешанных акционерных компаний, государственный сектор экономики, например, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, связь, транспорт, аэрокосмическую промышленность и поставки электроэнергии и газа. В целом на государственный сектор британской экономики приходится около 25% валового внутреннего продукта, а также общая численность всех занятых. 

Развитие государственной собственности и государственного предпринимательства в современной бизнес-модели

Государственное предприятие в рыночной экономике

В течение двадцатого века прямая деловая активность государства была сформирована и расширена, и государственный сектор в экономике становился все более важным. В развитых странах государственные предприятия производят от одной пятой до одной трети валового национального продукта. 

Государственное предпринимательство осуществляется в областях, где деятельность противоречит характеру частных фирм или требует огромных инвестиций и рисков. Основное отличие от частного предпринимательства заключается в том, что основной целью государственного предпринимательства является не получение дохода, а решение социально-экономических проблем, таких как: 

  • Обеспечение необходимых темпов роста,
  • Сглаживание циклических колебаний,
  • Поддержание занятости,
  • Стимулирование научно-технического прогресса и др.

Эта форма регулирования обеспечивает поддержку убыточным предприятиям и секторам экономики, жизненно важным для воспроизводства. Прежде всего, это отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. 

Но не только это: государства осваивают программы развития атомной энергетики, электронной промышленности, создания компьютеров и освоения космоса. Государственные инвестиции в экономику в некоторых странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 1/4, в Италии и Великобритании — до 1/3, в Австрии и Франции — более 40% от общего объема капиталовложений. Практически за счет государства проводятся фундаментальные научные исследования. 

Имея финансы, государство выступает по отношению к частному сектору как покупатель продукции и одновременно ее покупатель, что придает рынку определенную стабильность.

Проблемы, решаемые государственными предприятиями, также включают:

  • предоставление льгот населению в различных сферах социальной инфраструктуры,
  • содействие жизненно важным наукоемким и капиталоемким секторам экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и на этой основе укрепления позиций страны в мировой экономике,
  • проведение региональной политики создания промышленных предприятий в экономически отсталых регионах,
  • увеличение количества рабочих мест
  • защита окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
  • строительство очистных сооружений,
  • развитие фундаментальных научных исследований,
  • производство товаров, которое по закону является государственной монополией.

Государственное предприятие, даже если оно наделено самыми широкими правами и обязанностями, всегда отстает от частного по степени экономической независимости. Вероятно, существуют и рыночные, и нерыночные мотивы, исходящие от государства в деятельности государственного предприятия. Политические мотивы изменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств. Поэтому государственные предприятия часто оказываются в сложной и непонятной обстановке, которую намного сложнее предсказать, чем рыночные условия.   

Исходя из мирового опыта, все задачи, которые можно и нужно решать на уровне современного государства, можно свести к следующему:

  1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетика, металлургия, топливная промышленность, стимулирование новых отраслей.
  2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития экономики в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с национальной точки зрения.
  3. Координация усилий общества по защите и улучшению окружающей среды.
  4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
  5. Разработка и предоставление социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезной работой.
  6. Поддержание в хорошем состоянии валютно-финансовой системы.

Ни одна из этих задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли или региона. Это прерогатива исключительно государства. 

Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике

До 80-х годов развитие государственной собственности носило циклический характер: в периоды кризиса проводилась национализация предприятий, в период восстановления — продажа государственной собственности. Но в целом доля государственной собственности увеличилась. 

Современный этап эволюции рыночной системы, начавшийся в 70–80-е годы ХХ века, характеризуется новыми тенденциями развития государственной собственности. Речь идет о тенденциях, определяемых долгосрочной динамикой экономических событий в странах, имеющих наиболее развитую и сложную структуру государственного регулирования. Одной из тенденций является снижение доли государственной собственности. Этот процесс основан на двух основных причинах. Первое — это изменившиеся условия общественного воспроизводства, прежде всего возросший динамизм изменений в структуре и объеме платежеспособного спроса, растущая потребность в гибкой реакции производства на изменяющийся рынок, технологическую и социальную ситуацию. Государственные предприятия, характеризующиеся слабостью внутренних импульсов к инновациям, были неспособны к оперативной структурной перестройке. Вторая причина — низкая экономическая эффективность государственных предприятий, обусловленная спецификой их функций, экономической ситуацией и особенностями системы управления государственным сектором.       

Придавая осмысленную характеристику, следует обратить внимание на следующие фундаментальные моменты:

  • государственные предприятия решают проблемы как общеэкономические (например, поддержка отраслей, которые важны с точки зрения национальной экономики, но ухудшаются из-за непривлекательности для частного капитала, обеспечивая нормальное функционирование экономической инфраструктуры), так и социальная (предоставление населению льготных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, расширения занятости безработных). Их разработка и реализация значительно ограничивают возможности достижения микроэкономической эффективности; 
  • государственные предприятия в период, предшествующий крупномасштабной приватизации, с одной стороны, как правило, не имели свободы маневрировать на рынке, не могли самостоятельно менять профиль своего производства, диверсифицировать производство, а с другой, были полностью исключены из конкурса. Отсутствие каких-либо экономически обоснованных финансовых ограничений позволило использовать государственный бюджет для систематического покрытия их убытков и в то же время увеличить налоговую нагрузку на другие субъекты хозяйствования, ограничивая их стимулы для развития бизнеса; 
  • Система управления государственным предприятием имеет ряд генетических, в принципе, фатальных дефектов. Среди них: бюрократизация управленческой деятельности, проявляющаяся в доминировании частных интересов государственных служащих над государственными, превращение задачи воспроизводства государственного управления в конечную цель, практически не связанную с состоянием и направлением изменений в национальном экономика; Относительная продолжительность процессов сбора, обработки, анализа информации, необходимой государственным органам для принятия решений. Такая информация часто ненадежна, поскольку отражает прошлый период времени. Сужение государственного сектора осуществляется в тесной связи с другой тенденцией, отражающей качественные изменения в характере хозяйственной деятельности государственных предприятий и механизмах ее управления. Речь идет о коммерциализации значительной части предприятий государственного сектора. Действуя в рыночной среде, в конкурентной среде, ими необходимо управлять на основе критериев эффективности рынка (максимизация прибыли и стоимости активов, выживание). Основной причиной возникновения и развития этого направления была сложность экономики, что требовало увеличения разнообразия способов и методов ее государственного регулирования.       

Формы его проявления и результаты действия разнообразны. Обратим внимание на наиболее значимые из них: 

  • разделение государственных предприятий, в зависимости от целевой функции, на некоммерческие и предпринимательские, с последующим применением в оценке деятельности последних показателей эффективности, апробированных в частном секторе;
  • перевод государственных предприятий из режима публичного права на регулирование их деятельности частным правом;
  • повысить уровень экономической самостоятельности государственных предприятий.

Третья тенденция в развитии государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор и наоборот. Это свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которая отличается не традиционно параллельным, главным образом раздельным функционированием государственной и частной собственности, а их тесным взаимодействием. 

Смешанные предприятия имеют потенциал для разрешения противоречий, присущих системе управления рынком: между сосредоточением внимания на текущих рыночных условиях и долгосрочными целями развития экономики, ее ключевых отраслей и региональных формирований, между мотивами прибыльности и социальной эффективности. Такая возможность обеспечивается тем, что государство, как правило, устанавливает определенные ориентиры (экономические, социальные), достижение которых «включает» влияние различных льгот — на налоги, займы. Такие предприятия, будучи полностью Погруженные в рыночные условия, имеющие коммерческие цели и в то же время находящиеся в сфере действия экономических интересов государства, они позволяют последним с гораздо меньшей задержкой и затратами, чем при использовании традиционных форм управления, отслеживать изменения в механизм предпринимательской деятельности и внесение коррективов в ее экономические и правовые условия. 

Взаимодействие государственной собственности с частной осуществляется в различных формах:

  • интеграция капитала в рамках одной фирмы (предприятия);
  • рыночное предложение и использование государственного капитала (например, через участие государства в акционерном капитале в финансировании перспективных инвестиционных проектов для национальной экономики, предоставление им долгосрочных займов по ставке, обеспечивающей определенную доходность государственного капитала, перевод государственной собственности в коммерческую эксплуатацию использовать для физических и юридических лиц)

Совершенствование форм государственной собственности и государственного предпринимательства

Повышение эффективности государственного бизнеса как метод регулирования экономики

Государство может внести вклад в решение макро-задач, сосредоточив усилия в выбранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму перед двумя вариантами: социалистическая трансформация плановой экономики в направлении рынка на основе общественной собственности или отказ от последней, глобальная приватизация и регресс к капиталистической модели. Однако независимо от какой-либо рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимости ее влияния на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и степени допустимого вмешательства государства в нее.  

Одной из форм государственного предпринимательства являются государственные предприятия.

К казначейству относятся предприятия (фабрики, фабрики, фермы), принадлежащие «казначейству», то есть государственные предприятия.

Они находятся под непосредственным государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, назначения), ценовой политики, финансов и материального стимулирования персонала. Государственные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно, они обязаны заключать конкретные соглашения с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество государственного предприятия присваивается ему на основании оперативного управления.   

В то же время государство берет на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и предоставляет им необходимую финансовую помощь, защищает их от банкротства, предоставляет льготы для государственных закупок. Следовательно, данные предприятия фактически являются бюджетными организациями и исключены из системы управления рынком, хотя они испытывают определенное ее влияние.

Нормальное функционирование государственных предприятий поддерживается строгой дисциплинарной ответственностью, но они вряд ли смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы на их содержание составят значительную часть государственного бюджета. 

Из вышеизложенного вытекают как минимум два вывода:

  • количество государственных предприятий должно быть сокращено до разумного минимума;
  • в отношении них целесообразно разработать специальную систему управления.

Казалось бы, решение проблемы управления государственными предприятиями может быть найдено путем заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах она разная и учитывает специфические особенности этой страны. Поэтому предложения о переносе на российскую землю соответствующего опыта США или Франции вряд ли приемлемы. Необходимо вписаться в существующую систему органов управления самостоятельно и учесть собственный исторический опыт.   

Возможно, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является внедрение этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянными комитетами (например, Федеральной комиссией США по атомной энергии). 

Сохранив административное подчинение предприятий, необходимо устранить предыдущие наиболее существенные недостатки системы командования. Это, в первую очередь, отсутствие стимулов для руководства предприятия проявлять инициативу и риск, а также тот факт, что практически нет ответственности за последствия решений, принятых вышестоящими органами. Современный бизнес-менеджер государственного предприятия не должен становиться передаточным органом для выполнения приказов и распоряжений работников государственного аппарата. Здесь он также имеет право на определенную независимость. Высшая власть должна сохранять только контроль над своими действиями. 

Средством преодоления этих и других недостатков ранее существующей системы управления может быть:

  • во-первых, коллегиальность в принятии важных деловых решений высококвалифицированными специалистами;
  • во-вторых, использование системы конкурсного отбора для старшего персонала;
  • в-третьих, использование в некоторых случаях независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видна в следующем:

Стратегические решения по управлению государственным предприятием должны приниматься коллективно в вышестоящем органе.

В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень независимости, без которой предпринимательская деятельность управляющего не может проявиться.

Выбор менеджеров должен основываться на конкурсе программ абитуриентов. Преимущество отдается программам, наиболее полно отражающим требования государственной промышленной политики. 

Заключение договора с бизнес-менеджером, в котором его права действительно гарантированы и его обязанности четко определены, а с компанией — «план-договор», в котором содержится программа его деятельности.

Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. Для этих целей необходима не только определенная свобода руководителя, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (отдельных лиц, подразделений, предприятий в целом). Возможно и необходимо использовать как давно используемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибыли) формы управления производством.  

Ответственность государства за долги предприятия должна быть не прямой, а вспомогательной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов управления государственными предприятиями может выглядеть следующим образом. 

При отраслевом органе управления создается комиссия (комитет, совет) по управлению казначейскими предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества неуместна, поскольку управление государственным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. В то же время рекомендуется включать в состав этих комиссий не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Государственного комитета по промышленности, ГКАП), Чтобы предотвратить преобладание ведомственных интересов. Созданная таким образом комиссия могла бы выполнять функции постоянной конкурсной комиссии по отбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу предприятия и осуществлять контроль. Наряду с «внешним» управлением необходимо ввести в организационную структуру предприятия органы, через которые персонал сможет принимать участие в управлении производством.    

Гражданско-правовой характер договора, в принципе, позволяет федеральным органам власти устанавливать права и обязанности руководителя управления предприятия без учета законодательных ограничений, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

К государственным коммерческим предприятиям относятся предприятия, которые не преобразованы в акционерные общества и на основе которых не созданы казначейские предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия полностью коммерциализированы, имеют широкую независимость и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать управляющего и осуществлять операции с государственной собственностью).  

В отличие от государственных предприятий в конкурсе участвуют АО с государственным капиталом. Их основная задача — получать прибыль (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, так как они самостоятельно отвечают за свои долги. Однако в критических ситуациях эти акционерные общества могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные органы из резкого воздействия конкуренции, что снижает стимулы для эффективного функционирования. И, тем не менее, отношение к государственному предприятию обречено на неэффективность. Необходимо сделать все возможное, чтобы оно приносило не меньше прибыли, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влиянию государственных органов на управление можно выделить две группы акционерных обществ: акционерные общества, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и акционерные общества в которому государство владеет контрольным пакетом акций или долей золота.       

В качестве общей цели создание акционерного общества со 100% -ным государственным капиталом призвано решить проблему сочетания достаточно плотной зависимости предприятия от государственных структур и достаточной независимости для достижения коммерческих целей.

Влияние государства на производственную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления ОАО. Выпадает один из его основных элементов — собрание акционеров. Судя по всему, его функции должен выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником — государством.  

Желательно представить представителей администрации предприятия, трудового коллектива и органов местного самоуправления вместе с представителями отраслевого органа управления. И конечно, высококвалифицированные специалисты (менеджеры, финансисты). Представители работников избираются трудовым коллективом, представители местного самоуправления назначаются этим органом, все остальные назначаются отраслевым руководящим органом.  

АО со 100-процентным государственным капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Это создает возможность взыскания задолженности по имуществу такого предприятия. 

Обеспечение экономической независимости и установление ответственности за собственные долги создает объективные предпосылки для «поведения рынка» соответствующих фирм. Тем не менее, достаточная эффективность таких АО сомнительна, учитывая, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут препятствовать действиям администрации по улучшению коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассматриваемой правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач акционерного общества.  

Более перспективными являются АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такая корпоратизация, если она будет проведена правильно, решит три основные проблемы. 

Во-первых, поскольку оно применяется к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных средств, значительное количество акций выходит на рынок ценных бумаг, и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы.

Во-вторых, остается возможность влиять на стратегию и тактику акционерных предприятий с целью обеспечения общественного интереса.

В частности, как крупный инвестор государство может оказать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Несмотря на то, что небольшие инвесторы и менеджеры предпочитают проекты с большей отдачей в краткосрочной перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ. 

В-третьих, создаются предпосылки для нормальных (в отличие от ранее существовавших) отношений между владельцем, руководителем и трудовым коллективом.

Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять права владельца через своих представителей в управлении акционерным обществом (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение не менее трех лет состав совета директоров Акционерные общества должны включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство и Комитет государственного имущества России вправе поручать на договорной основе представление интересов государства в совете директоров отдельным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по рекомендации соответствующего министерства, отдел и регион. При таком составе совета директоров реализация государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.  

Перспективы развития государственной собственности

Любые государственные структуры отношений собственности основаны на соображениях экономической эффективности с учетом удельного веса каждой формы собственности. Более того, социальные, национальные, идеологические и другие неэкономические факторы становятся основными подходами к решению вопросов о приоритетности различных форм собственности. Какова будет структура отношений собственности в России? Что приведет к стремлению к «цивилизованной» экономике, характерной для развитых стран? Каковы возможные масштабы государственной собственности в экономике?    

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию в качестве опорной линии всей экономической цепочке. Растущий процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно делить на элементы.   

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или универсальных ресурсов, которые действительно принадлежат народу. Примером являются невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; определенные объекты, использование которых связано с высоким риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергии, транспорта, экономической инфраструктуры в целом и той части экономической системы, которая работает непосредственно на население и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости переходить, например, в коллективную собственность атомных электростанций со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, конечно, безусловная прерогатива государственной собственности сохраняется.     

Это должно также включать материальные ресурсы науки, особенно фундаментальные. Определенная часть совхозов, доказавших свою жизнеспособность, также может быть сохранена. 

В рекомендациях разных авторов доля государственной собственности должна быть уменьшена до 50 и даже до 30% основных фондов.

В течение длительного времени государственный сектор будет занимать значительные позиции в национальной экономике России, и этот сектор требует адекватной системы управления. По всей видимости, все государственные предприятия можно разделить на две категории: одна — под непосредственным контролем государства, вторая — в полном коммерческом расчете. 

Абсолютно очевидным и не ставится под сомнение тот факт, что науке, искусству, образованию. Они не требуют национализации, а поддерживают государство в этих областях, причем развитие государственной формы собственности происходит только в таких масштабах, которые гарантируют работникам этих профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, свободно создавать научные, художественные, педагогические коллективы с использованием определенных государственных ресурсов.  

Что касается развития государственной собственности, то здесь, конечно, традиционные развитые промышленные и постиндустриальные технологические системы оставляют широкие возможности. Например, крупные предприятия, ранее работавшие как часть военно-промышленного комплекса, должны сохранять государственную форму собственности. 

В каких бы областях ни развивалась государственная собственность в экономике, бюрократические тенденции остаются ее основной болезнью. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, когда господство таких тенденций превращает государственную собственность в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как общественной формы качественное изменение содержания имущественных отношений начинает приобретать все большее значение.  

Итак, вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником, является принципиально важным для сохранения государственной собственности в российской экономике.

В настоящее время, принимая во внимание изменения в структуре государственной собственности и последствия уже достигнутого прогресса, особое внимание следует уделить развитию самого государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить значительную роль в будущем, при этом мы не должны забывать о проблемах национальной безопасности, спешащих избавиться от прибыльных предприятий.  

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуется общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без сотрудничества которых производство неконкурентоспособно. 

В результате можно сказать, что необходимо ликвидировать не столько государственную собственность, сколько ее монополию. Важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя такие варианты денационализации экономики, как аренда с возможностью покупки. 

Еще одним направлением в развитии государственной собственности является приватизация крупных предприятий, которая уже созрела и будет реализована в ближайшее время.

Будем надеяться, что в ближайшее время наконец начнется свободная продажа (конечно, при всех условиях) земельных участков, а также зданий и сооружений.

Вывод

Во-первых, государственное предпринимательство необходимо в рыночной экономике для эффективного функционирования экономики страны. Государственное предпринимательство осуществляется в областях, где деятельность противоречит характеру частных фирм или требует огромных инвестиций и рисков. Его основное отличие от частного предпринимательства заключается в том, что основной целью государственного предпринимательства является не получение дохода, а решение социально-экономических проблем, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, сохранение занятости, стимулирование научно-технического прогресса. ,  

Во-вторых, в условиях рыночной экономики государственные предприятия должны быть приоритетными в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетика, металлургия, топливная промышленность, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития экономики в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с национальной точки зрения; координация усилий общества по защите и улучшению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; разработка и предоставление социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезной работой; поддержание в хорошем состоянии денежно-кредитной и финансовой системы.     

Говоря о государственном предпринимательстве по отношению к России, следует отметить, что в действующей законодательной базе все еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и создание условий для эффективной работы и развития. Также необходимо разработать базовый законодательный акт в форме Федерального закона «Об управлении государственным имуществом», который бы определял, что понимается под управлением государственным имуществом, каковы его цели и задачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты и субъекты управления, учета и контроля за эффективным и надлежащим использованием государственного имущества. 

Частный сектор является частью экономики страны, которая не находится под контролем государства. Частный сектор формируется за счет домашних хозяйств и фирм, принадлежащих частному капиталу. Частный сектор экономики делится на корпоративный, финансовый и отдельный секторы экономики.  

Существуют две группы причин, которые препятствуют развитию частного сектора экономики в современной России. Первый — это причины кардинального (общеэкономического) характера, присущие экономической политике государства, а второй — локальный (преимущественно организационный) характер. 

Государственный сектор — государственные унитарные предприятия (с правами хозяйственного ведения и оперативного управления), государственные учреждения, коммерческие общества (открытые акционерные общества) с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые совместные акционерные общества с государственным участием, в которых государство имеет право «золотой запас».

В смешанной экономике роль государственного регулирования очень велика.

Нынешняя система государственного регулирования является переходной и неполной. Ход реформ уже показал невозможность эффективного экономического развития в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами для компенсации его недостатков, если он не работает или приводит к результатам, которые не отвечают интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить через определенные компромиссы между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.   

Непосредственное участие государства в производстве необходимо и неизбежно, особенно в тех областях экономики, которые не могут быть привлечены российским частным капиталом. Мы говорим об обновлении производственной инфраструктуры отдельных предприятий легкой и пищевой промышленности, способных производить недорогую массовую продукцию, пользующуюся устойчивым спросом, срочно необходима государственная поддержка для экспорта продукции обрабатывающей промышленности, но на практике она сталкивается с При нехватке средств государство продолжает распределять ресурсы довольно случайно. 

Можно констатировать, что в России сложилась новая социально-экономическая система, которая характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким увеличением дифференциации доходов населения. Население.

В России переход к различным формам собственности начался несколько лет назад, и с тех пор он столкнулся со многими проблемами, которые ранее не предполагались. Сейчас многие, до сих пор неоспоримые пути и методы построения рыночной экономики на основе различных форм собственности оцениваются неоднозначно. Во многих неудачах переходного периода виноваты непоследовательность и непоследовательность многих действий правительства, необдуманные решения по вопросам приватизации и незапланированная передача государственной собственности в частную и коллективную собственность. Вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики сейчас рассматривается иначе. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и всего общества.    

Одной из особенностей нынешней структуры собственности в России является то, что она остается связанной с государством. До сих пор земля свободно не продается в России. Проблема в приватизации крупных предприятий.  

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. И отрицательный момент, вероятно, в том, что движение не слишком энергичное.