Оценка конкурентоспособности товара и производства

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль сбыта продукции на предприятии
Конкуренция и факторы ее определяющие
Формирование спроса и предложения на выпускаемую продукцию
Формирование портфеля заказов на выпускаемую продукцию

 

Введение:

Основная цель любой компании в рыночной экономике - сохранить и расширить свои позиции на рынке (или в своем сегменте), рост или, по крайней мере, стабильную прибыль. Это возможно только с акцентом на максимизацию прибыли, основным средством достижения которой является обеспечение высокой конкурентоспособности.

Эта проблема становится все более актуальной для российских предприятий, когда в переходный период экономики резкое сокращение финансирования со стороны основного потребителя - государства - заставило товаропроизводителей перестроить свою экономическую политику. Теперь организации руководствуются своими внутренними производственными возможностями, расширяя прямые связи с поставщиками сырья и материалов со значительной долей бартерных сделок, которая в последнее время начала значительно сокращаться.

Другими словами, нормальная экономическая деятельность предприятий стала зависеть от возможности обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, технического оснащения производства и конкурентоспособности продукции.

Именно его выпуск и внедрение завершают обращение экономических активов предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по кредитам, рабочим и служащим, поставщиками и возмещать производственные расходы. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема продаж - важная задача для каждого предприятия. Но сделать производимую продукцию конкурентоспособной невозможно, если компания не в состоянии конкурировать с другими организациями. Поэтому эти две проблемы нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны.

Продукты отражают результат производственного процесса, который обеспечивается товаропроизводителем с потенциалом наличного производства с учетом требований рынка. Итак, при изменении спроса на продукцию возникает необходимость пересмотреть конкурентоспособность предприятия - необходимое условие обеспечения конкурентоспособного производства.

С другой стороны, результаты этого условия будут:

  • развитие внутреннего рынка и рост ВВП;
  • стабильные налоговые поступления в бюджет;
  • сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
  • трудоустройство;
  • социальная стабильность.

Вопрос создания конкурентоспособной продукции и продукции актуален в настоящее время. В России это выражается в импорте товаров из других стран, производство которых не освоено отечественными производителями. В частности, к ним можно отнести определенные виды продуктов питания, лекарств, аудио и видео техники и промышленного оборудования.

 

Оценка конкурентоспособности товара и производства

 

В рыночной экономике величина продаж продукции во многом зависит от ее конкурентоспособности. Конкуренция на рынке требует постоянной оценки продукта с позиции его соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Их выполнение всех требований отражено в продуктовой политике промышленной организации и предприятия.

Товарная политика является неотъемлемой частью бизнес-плана, включая предварительный выбор ассортимента товаров и услуг, некоторые из которых будут в дальнейшем включены в производственный портфель. Разработка товарной политики предусматривает:

  • оценка рынков сбыта;
  • анализ уровня конкурентоспособности собственных товаров и аналогичных товаров, выпускаемых конкурентами;
  • выбор наиболее выгодных рынков и создание для каждого из них соответствующего ассортимента продукции, объема продаж и цены;
  • анализ выручки и разработка плана перспективного ассортимента с учетом его конкурентоспособности;
  • изучение возможности неценовой конкуренции.

Чтобы оценить рынки сбыта, необходимо определить место товара на разных рынках исходя из платежеспособности спроса на соответствующий товар, а также структуры покупателей по платежеспособному спросу на каждом из анализируемых рынков и перечню конкурентов.

Оценка уровня конкурентоспособности не всегда дает положительный результат, поэтому на рынке могут использоваться различные стратегии. Стратегия, которая предусматривает производство товаров с минимальными затратами в результате использования более дешевого сырья, материалов, рабочей силы, негативно влияет на их качество и цену. Однако эти товары могут быть востребованы и приносить высокую прибыль производителю, например, потребительские товары китайского производства (обувь, одежда). Стратегия, ориентированная на недорогие продукты с пониженными качественными параметрами, имеет негативные последствия. Это нестабильность, высокая степень риска, поскольку платежи, способность требовать и возможность покупать дешевые предметы труда и рабочую силу не прогнозируются с течением времени.

Стратегия производителя, направленная на повышение «имиджа» его предприятия, позволяет сформировать положительное общественное мнение о вашей организации даже при небольшом снижении ее прибыльности, а также установить более высокую цену при продаже этого предприятия.

Стратегия направлена ​​на внедрение новейшего оборудования, передовых технологических процессов и увеличение доли высококвалифицированных специалистов. Выпуск продукции с использованием современных средств производства позволяет, при прочих равных условиях, обеспечить ей более длительный срок эксплуатации. Для разработки аналогичных продуктов с соответствующими технико-экономическими показателями конкурирующему производителю потребуется привлечь значительные инвестиции, окупаемость которых в экономически обоснованном периоде связана с определенным риском.

При каждой оценке конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:

  • определение ассортимента готовой продукции исходя из возможности существующих производственных мощностей и требований к товарам на рынке;
  • установление конкурентов - производителей аналогичной продукции, входящих в спектр существующих организаций;
  • нахождение технико-экономических параметров оценки конкурентоспособности товаров и выбор соответствующих методов их оценки;
  • расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции;
  • определение ассортимента продукции с точки зрения потребителя и производителя, а также уровня конкурентоспособности для включения в производственный план и перехода на новую продукцию и разработки плана организационно-технических мероприятий по обеспечению уровня конкурентоспособности товаров.

Созданный ассортимент продукции по данным долгосрочного плана развития производства пересматривается с учетом возможностей существующих производственных мощностей и требований к товару со стороны покупателя. Поскольку требования внутреннего и внешнего рынков не всегда совпадают, они устанавливаются отдельно. На основе скорректированного ассортимента продукции определяется список конкурентов, производящих аналогичные товары.

Продукция собственного производства и конкурирующих организаций оценивается по уровню их конкурентоспособности. Индивидуально каждый из параметров, включенных в соответствующую группу технико-экономических или технико-экономических показателей, оценивается уровнем доверия (УД), который устанавливается в пределах 0,7-0,99.

Уровень достоверности параметров, основанных на новых технических решениях, может превышать единицу не более чем на 50%. В каждом случае значение уровня доверия устанавливается в соответствии с экспертным заключением.

Определение номенклатуры товаров, включаемых в план производства, основывается на следующих показателях:

  • интегральный показатель конкурентоспособности i-го товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя-конкурента, т.е. Оценка конкурентоспособности товара и производства;

  • номенклатура i-го товара собственного производства не должна включаться в план производства, если Оценка конкурентоспособности товара и производства. При условии равенства уровней, т.е. , номенклатура i-го товара может быть включена в план производства только в том случае, когда уровень конкурентоспособности производства будет выше, чем у конкурента.

Если продукция не включается в план производства, так как не соответствует указанному выше требованию, но товаропроизводитель заинтересован в её изготовлении, производится анализ уровней доверия. На основе результатов анализа разрабатывается план организационно технических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара, не включенного в план.

Новый интегральный показатель рассчитывается по следующей формуле:Оценка конкурентоспособности товара и производства, (2.2)

  • где ОКСim, ОКСimh – относительный интегральный показатель конкурентоспособности i-го товара соответственно до и после осуществления плана мероприятий;
  • m – показатели, включенные в план организационно-технических мероприятий;
  • b – показатели изменившихся уровней доверия УДjim вследствие внедрения результатов этого плана.

Изменение УД и интегрального показателя конкурентоспособности товара рассчитывается только по тем показателям, которые претерпели изменение в результате внедрения плана организационно-технических мероприятий. Новый уровень доверия УДjih рассчитывается двумя методами.

Первый метод используется в случае, когда j-й показатель продукции прямо пропорционален уровню доверия, т.е. с увеличением фактического значения j-го показателя уровень доверия тоже растет. В этом случае используется следующая формула:

Оценка конкурентоспособности товара и производства, (2.3)

где ΔУДji – относительная величина прироста (+) или сокращения уровня доверия (-) j-ого параметра i-ой продукции, которая представляет собой произведение ΔjiУДji, где Δji – фактическое изменение j-ого параметра в долях единицы, т.е. Оценка конкурентоспособности товара и производства – отношение фактической величины параметра после и до внедрения плана организационно-технических мероприятий.

Второй метод используется, когда j-ый параметр имеет обратную связь с уровнем доверия, т.е. по мере роста величины j-ого параметра уровень доверия сокращается. Для расчета используется следующая формула: Оценка конкурентоспособности товара и производства. (2.4)

 

Оценка уровня конкурентоспособности производства предприятия

 

Для согласования интересов производителя и потребителя необходима оценка конкурентоспособности производства, которая осуществляется в следующей последовательности:

  • к потенциально возможной номенклатуре товаров собственного производства добавляется перечень альтернативной продукции;

  • производится группировка показателей перечня для оценки конкурентоспособности производства: группа технологичности продукции – это совокупность частных показателей, отражающих уровень технологического процесса изготовления единицы продукции;

  • определяется трудоемкость, затраты на материалы, ремонт и техническое обслуживание в расчете на единицу ремонтной сложности, время и затраты на технологическую подготовку производства в расчете на единицу продукции;

  • производится группировка показателей, характеризующих организацию производства; группа по организации производства – это совокупность требований, которые обеспечивают планомерное осуществление производственного процесса и оцениваются:

а) уровнем специализации, т.е. долей постоянной номенклатуры изготавливаемой продукции. Рост специализации позволяет сократить долю оригинальных узлов, деталей и повысить удельный вес специального и специализированного оборудования (УДсп, УДоб);

б) уровнем параллельности – долей одновременного выполнения составляющих элементов изделия (УДпр). Рост ее – это увеличение одновременного изготовления деталей, из которых собирается готовое изделие;

в) уровнем непрерывности – долей времени непосредственного изготовления продукции (трудоемкость) в общем времени изготовления единицы продукции, начиная с момента получения сырья и материалов и до момента отгрузки готовой продукции (УДнепр) и т.п.;

  • производится группировка показателей экономических параметров; группа экономических параметров, включающая цену единицы продукции, ее прибыль, объем производства.

Далее конкурентоспособность производства оценивается по трем групповым показателям:

По технологичности: Оценка конкурентоспособности товара и производства, (2.5)

  • где УКСтехi – интегральный показатель уровня конкурентоспособности технологии производства i-го изделия;
  • УДтехqi – уровень q-й составляющей; частный показатель изготовления единицы i-й продукции, который определяется как отношение минимально возможного результата к фактическим затратам;
  • α – количество составляющих (q = 1, 2, 3… α);
  • K – коэффициент влияния составляющей q на выполнение технологической операции.

По организации производства Оценка конкурентоспособности товара и производства, (2.6)

  • где УДqi – уровень q-й составляющей для производства единицы i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение фактических затрат времени к расчетным;
  • t – количество составляющих (q = 1, 2, 3… t);

По экономичности Оценка конкурентоспособности товара и производства, (2.7)

  • где УДэцi – уровень цены i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение фактической цены к максимально возможной (верхний предел);
  • УДэпрi – уровень прибыли i-й номенклатуры продукции, который определяется как отношение фактической прибыли к плановой;
  • УДэрi – уровень объема реализации i-й номенклатуры, рассчитывающийся как отношение фактической величины объемов к плановой.

Рыночная экономика – это определенная закономерность между уровнем цен и объемом реализации, которая проявляется в эластичности спроса, суть обусловленной опережающими темпами роста объема реализации по сравнению с темпами снижения цен. Следовательно, при росте цен без учета конкурентоспособности товара и спроса возможна ситуация, когда прирост цен не обеспечит покрытия тех потерь от сокращения объема реализации. Иными словами, прибыль от реализации товара по старым ценам может оказаться выше по сравнению с прибылью от реализации этого товара по новой цене, если последняя рассчитывается без учета конкурентоспособности товара и спроса на него.

Уровень конкурентоспособности производства i-ой номенклатуры продукции УКСkpi рассчитывается по формуле:

Оценка конкурентоспособности товара и производства, (2.8)

где УКСтехi, УКСоргi, УКСэi – уровни конкурентоспособности i-й номенклатуры продукции по групповым параметрам соответственно технологичности, организации производства и экономичности.

Оценка ведется по всей номенклатуре продукции, включенной в план производства, в том числе и по аналогичной продукции конкурентов.

 

Оценка конкурентоспособности товара и производства

 

В план производства включают номенклатурные позиции товара, изготовление которых по уровню конкурентоспособности их производства превышает эту величину аналогичного товара, произведенного конкурентами, т.е. Оценка конкурентоспособности товара и производства. В случае заинтересованности товаропроизводителя в изготовлении товара с Оценка конкурентоспособности товара и производства ниже, чем у конкурента, т.е. Оценка конкурентоспособности товара и производстванеобходимо экономически обосновать эту заинтересованность, а именно:

  1. разработать план организационно-технических мероприятий по обеспечению ;
  2. рассчитать новый Оценка конкурентоспособности товара и производствапосле осуществления плана;
  3. определить коэффициент корректировки с учетом изменения;
  4. определить дополнительную прибыль.

Другой метод оценки конкурентоспособности товара и производства основывается на экономико-математическом моделировании. Математическими методами устанавливается новый перечень технико-экономических показателей или факторов-аргументов, которые определяются на основе фактического анализа, использования методов корреляции и регрессии.

Для выбора наиболее существенных производственных факторов проводится их парная корреляция, позволяющая оценить степень их взаимосвязи с отдельными производственными факторами. Такой подход позволяет исключить из дальнейшего исследования коллинеарные, дублирующие друг друга производственные факторы, находящиеся нВ функциональной или близкой к ней зависимости.

Экономико-математические модели позволяют установить основные пути роста конкурентоспособности товара (производства) и дать им количественную оценку. Другими словами, разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста объема реализации соответствующего товара или плана внедрения мероприятий по совершенствованию производства.

 

Пути повышения конкурентоспособности продукции

 

В конкурентной политике в отношении продукта, прежде всего, учитываются его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования и эстетика внешнего вида. способность продукта удовлетворять совокупные потребности клиента лучше, чем у конкурирующих продуктов. Создание такой потребительской ценности продукта, которая включала бы совокупность свойств продукта, является существенным условием выживания на рынке. Таким образом, красивый дизайн автомобиля с плохим техническим обслуживанием не спасет новую марку автомобиля от провала рынка.

Производитель, создавая конкурентоспособный продукт, использует различные стратегии. Он может:

  • добиться отличия собственной продукции в глазах потребителей от продукции конкурентов;
  • выбрать из намеченного товара один из самых привлекательных для всех покупателей и сделать на этой основе прорыв на рынке продаж;
  • найти новую заявку на промышленные товары;
  • своевременно выводить экономически неэффективные товары из маркетинговой программы предприятия;
  • регулярно развивать и совершенствовать систему обслуживания продаваемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Но чтобы оценить конкурентоспособность продукта, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где продукт уже продается или предлагается к продаже, о его конкурентах. Анализ рынка фокусируется на это особенно относится к оценке тех потребностей, которые не удовлетворяет предложенный продукт, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого продукта, которые отмечают потребители.

В заключение решается вопрос о том, соответствуют ли производимые в настоящее время продукты техническому уровню и требованиям к качеству конечных пользователей, а их конкурентоспособность оценивается в результате всестороннего исследования рынка.

На основании оценки существующей и предполагаемой конкурентоспособности продукта, ответы на такие вопросы, как: продолжить производство продукта и его маркетинг; модернизировать продукт, чтобы превратить его в продукт рыночной новизны; стоит ли снимать его с производства и начать выпуск нового продукта?

Однако создание новых продуктов - чрезвычайно сложный процесс. Помимо конструктивных и технологических решений и модернизации производственной базы, речь идет о создании такой массы товаров, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что 8 из 10 новых продуктов, представленных на рынке, не оправдывают возложенных на них надежд. Причины этого отказа в первую очередь:

  • недостаточное владение государством спроса на этот конкретный продукт;
  • технические и эксплуатационные дефекты товара;
  • неэффективная маркетинговая политика;
  • завышенный;
  • не вовремя выходить на рынок;
  • нерешенные производственные проблемы и др.

То есть в целом конкурентная политика организации изначально была неверно предсказана.

Два фактора имеют решающее влияние на решение о выпуске нового продукта: производство и рынок. То есть уровень обеспеченности ресурсами определяется и оценивается, производится расчет общих затрат; изучение возможности создания конкурентоспособного продукта.

Однако не только выпуск новых продуктов повышает конкурентоспособность производства и товаров. Но чтобы рассмотреть более подробно, обратимся к истории нашей страны.

 

Заключение

 

Конкурентоспособность предприятия - это возможность производить продукцию на существующих производственных мощностях в соответствии с запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции.

Конкурентоспособность товара - это совокупность технико-экономических показателей (параметров) товара, обеспечивающих удовлетворение требований рынка. Анализ конкурентоспособности дает оценку потенциальных возможностей конкурирующих организаций в отношении производства и доставки продукции на товарный рынок, технические и экономические характеристики которой могут повлиять на снижение интереса потребителей.

Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности отличаются тем, что внешние факторы являются мерами воздействия, которые позволяют производителю ориентироваться на товарном рынке и определять дальнейшую стратегию, тогда как внутренние факторы являются потенциалом предприятия, обеспечивающим производство конкурентоспособной продукции.