Оценка эффективности финансового распределения и перераспределения

Содержание:

  1. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов
  2. Важность ценных бумаг и деятельность фондовых бирж в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов
  3. Функционирование рынка капитала при мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов
  4. Мобилизация и перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне
  5. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Систематизация факторов, влияющих на состояние национальной финансовой системы, их анализ и возможности применения в практической деятельности
Методология оптимизации макроэкономической пропорции между потреблением и накоплением в процессе финансового распределения
Расходы домашних хозяйств на недвижимость: целесообразность и финансовые расчеты их оптимальной величины в семейном бюджете
Расходы домашних хозяйств на образование: их целесообразность и финансовые расчеты их оптимальной величины в семейном бюджете

 

Введение:

Выполнение государством функций и задач, предусмотренных законом, требует соответствующих ресурсов. Мобилизация этих ресурсов и их распределение связано с возникновением финансовых отношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.

Современная экономика любого государства представляет собой разветвленную сеть сложных отношений между миллионами хозяйствующих субъектов, входящих в нее, между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в ходе которых выполняются взаимные требования и обязательства. С помощью денежного потока в наличной и безналичной формах - денежного обращения как совокупности всех платежей, опосредующих движение денежной стоимости между финансовыми и нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнеэкономическом обороте страны за определенный период - валовой продукт реализуется, национальный доход используется и все последующие процессы перераспределения в экономике.

В данной курсовой работе будут рассмотрены вопросы мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов с двух сторон: на негосударственном и государственном уровнях. В качестве объектов исследования будут рассматриваться финансовый рынок и его контрагенты (рынок капитала, коммерческие банки, рынок ценных бумаг) и государственные инструменты для мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов. Финансовые рынки играют важную роль в процессе воспроизводства. Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью средства мобилизуются из внутренних и внешних сбережений и переводятся для инвестиций предприятиям, фирмам, ассоциациям, органам государственной власти. Перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне осуществляется с помощью бюджетной политики и налогового регулирования.

Целью работы в соответствии с предметом является комплексное изучение объекта путем изучения источников правового, методического и воспитательного характера.

Финансовый рынок и его роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов

Финансовый рынок является особой формой организации денежных потоков в народном хозяйстве. Он состоит из двух частей: рынка ссудного капитала и рынка ценных бумаг. Это связано с разделением капитала на основной и оборотный. Финансовый рынок предназначен для накопления временно свободных средств от большого количества мелких и крупных собственников и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок является посредником в движении средств от вкладчиков к инвесторам, формируя финансовые ресурсы последнего.

На финансовом рынке основных субъекта:

  1. эмитент - нуждается в дополнительных финансовых ресурсах и выпускает (выпускает) ценные бумаги;
  2. инвестор - владеет свободными денежными средствами и предоставляет их эмитенту для ценных бумаг;
  3. посредники: дилеры или брокеры, которые профессионально работают на финансовом рынке и помогают инвесторам эффективно использовать свои свободные ресурсы, а эмитентам - приобретать необходимые им финансовые ресурсы.

В то же время на финансовом рынке происходит процесс покупки и продажи временно свободных денежных средств, который выглядит как процесс покупки и продажи ценных бумаг. Эмитент покупает финансовые ресурсы у инвестора, а инвестор покупает ценные бумаги у эмитента. Эмитентом является государство или юридическое лицо. В роли инвестора - физические и юридические лица. Брокеры - это посредники, которые действуют на финансовом рынке от имени эмитента или инвестора, получая за это комиссию. Дилеры также могут действовать от своего имени. Покупая и продавая ценные бумаги, они получают доход, играя на разнице цен (ставок).

Финансовые рынки делятся на первичные и вторичные. На первичном финансовом рынке новые ценные бумаги выставляются на продажу. На вторичном финансовом рынке перепродажа ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору.

Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство, социальные нужды и исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими потребностями общества. Благодаря финансовым рынкам капитал переводится на более эффективные производственные мощности, и обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научных, технических и социальных программ.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несоответствие в потребности в финансовых ресурсах для одних хозяйствующих субъектов или государства с наличием бесплатных финансовых ресурсов для других, что создает возможность для удовлетворения потребностей первых. Кроме того, для нескольких владельцев временно свободных средств по отдельности суммы могут быть незначительными, тогда как спрос на финансовые ресурсы, как правило, огромен. Финансовый рынок предназначен для накопления временно свободных средств от большого количества мелких и крупных собственников и передачи их пользователям. Таким образом, финансовый рынок является посредником в движении средств от вкладчиков к инвесторам, формируя финансовые ресурсы последнего.

Финансовые рынки играют важную роль в процессе воспроизводства. Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью средства мобилизуются из внутренних и внешних сбережений и переводятся для инвестиций предприятиям, фирмам, ассоциациям, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие вкладчиков в прибыли предпринимателей. Хозяйствующие субъекты получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, государственные органы различного уровня - для финансирования государственных расходов.

Деятельность государства как заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше сумма заимствований, тем хуже ситуация с бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис государственных финансов.

Финансовый рынок решает несколько проблем. Основными из них являются:

  • Мобилизация временно свободных финансовых ресурсов и их эффективное распределение;
  • Обеспечение максимального дохода владельцам свободных финансовых ресурсов;
  • Цивилизованное финансирование дефицита бюджета.

Функционирование финансовых рынков имеет большое экономическое значение. Благодаря им становится возможным вкладывать деньги в производство, что позволяет наращивать производственные мощности страны и накапливать ресурсный потенциал. С помощью финансового рынка обеспечивается развитие предприятий и отраслей с целью получения максимальной прибыли для инвесторов. Переполнение капитала на финансовых рынках способствует ускорению научно-технического прогресса, максимально быстрому внедрению научно-технических достижений. Все это способствует максимально быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.

С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в том числе финансовых) ресурсов. В условиях административно-командной системы механизмом такого перераспределения был в основном бюджет, а для межхозяйственного перераспределения - финансы отраслей. В рыночной экономике финансовый рынок принимает большие потоки финансовых ресурсов и становится его неотъемлемым элементом.

Важность ценных бумаг и деятельность фондовых бирж в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов

Основным инструментом финансового рынка являются ценные бумаги. Ценная бумага определяется как документ, удостоверяющий (в соответствии с установленной формой и обязательными реквизитами) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении. Именно благодаря обращению ценных бумаг временно свободные денежные средства накапливаются и инвестируются в расходы. Ценные бумаги должны содержать следующие данные: номинальная цена, срок погашения на рынке, метод погашения, налоговый режим, порядок выплаты процентов и дивидендов и т. д.

Можно выделить следующие типы ценных бумаг: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, являющиеся законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке присваивается количество ценных бумаг.

По характеру функционирования ценные бумаги делятся на две группы: долговые и долевые.

Долговые ценные бумаги - облигации, характеризуются жестко фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить сумму капитала по долгу на определенную дату в будущем. Они предлагают кредитный договор.

Долевые ценные бумаги - акции, дающие право на часть имущества эмитента, удостоверяют право его владельца-акционера на получение части прибыли общества в виде дивидендов и части имущества, оставшегося после ликвидации общества. , Акция дает право ее владельцу участвовать в управлении акционерным обществом.

Ценные бумаги могут быть размещены по открытой или закрытой подписке. В публичном предложении ценные бумаги продаются любому желающему, что требует особой степени защиты инвесторов. При закрытой подписке ценные бумаги размещаются среди ограниченного круга инвесторов. Акционерное общество закрытого типа может размещать свои акции только по закрытой подписке. Акционерное общество открытого типа - по открытой и закрытой подписке. При открытой подписке эмитент обязан выпустить проспект эмиссии с информацией о ценных бумагах и финансовом состоянии эмитирующей их компании.

Любые ценные бумаги проходят несколько этапов своего движения, то есть имеют жизненный цикл:

  1. Этап 1 - выпуск: разработка проспекта эмиссии, образцов, определение стоимости выпуска, выпуск ценных бумаг;
  2. Этап 2 - начальное размещение. Сами эмитенты или через посредников;
  3. Этап 3 - вторичное размещение. Это может быть несколько, то есть ценные бумаги можно покупать и продавать много раз, переходя от одного владельца к другому.

Финансовая форма мобилизации ресурсов характеризуется вложением в ценные бумаги, то есть финансовое вложение не предполагает обязательного создания новых производственных мощностей и контроля за их эксплуатацией. Например, для покупателей главное не то, что ценные бумаги являются формой движения капитала - стоимости, а приносят доход и приобретаются в таком качестве. Распространенной формой мобилизации капитала является выпуск ценных бумаг. Предприятие может привлечь капитал двумя способами. В первом случае компания выпускает акции, то есть ценные бумаги с переменным доходом.

В другом случае компания выпускает облигации, то есть ценные бумаги с фиксированным доходом, держателем которых является кредитор, имеющий право вернуть свой капитал и получать фиксированный годовой процент. Кроме того, кредитные инструменты и имущественные инструменты представлены здесь в одной общей форме, а именно в форме ценных бумаг. В то же время капитал находится в руках кредитора в форме ценных бумаг. Основными видами операций на рынке капитала являются покупка и продажа ценных бумаг, получение банковских кредитов, коммерческих и ипотечных кредитов.

Важную роль на рынке ценных бумаг играют биржи. Ценные бумаги, торгуемые на вторичном рынке, торгуются на фондовом и внебиржевом рынках.

Первые биржи появились 200 лет назад. Фондовые биржи являются важнейшим регулятором потока финансовых ресурсов и ценных бумаг. Биржи обязаны иметь лицензию и разрабатывают собственные условия отбора ценных бумаг, пригодных для торговли (листинга).

Существует 3 типа обменов:

  1. закрытая биржа, когда в аукционе могут участвовать только члены биржи;
  2. обмен с бесплатным доступом для посетителей, когда транзакции осуществляются только брокером;
  3. биржа, действующая под контролем государственных органов (состоит из широкого круга физических лиц).

Биржи выполняют следующие функции:

  • Осуществлять активные операции по купле-продаже ценных бумаг, выступающих в качестве конкретного продукта, цена которых зависит от спроса и предложения;
  • Обеспечение эмитентов ценных бумаг дополнительными финансовыми ресурсами для их производственных, научных и социальных нужд;
  • Перераспределить финансовые ресурсы, что позволяет изменить структуру общественного производства;
  • Обеспечить экономию возможности с наибольшей выгодой для себя использовать накопленную наличность.

Ценность фондовых бирж велика. Они являются индикатором изменений обменного курса ценных бумаг в данный момент времени - это центры для получения финансовой информации, которая сигнализирует о динамике фондового рынка. У них строгие требования к ценным бумагам. Ценные бумаги высочайшего качества разрешены на биржах, что снижает вероятность риска. Поэтому покупка ценных бумаг на бирже более надежна.

Функционирование рынка капитала при мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов

Механизм рынка капитала обеспечивает развитие финансового рынка, представляя явления, взаимосвязи и взаимозависимость по отношению к другим элементам финансового рынка. Основной целью рынка капитала является перераспределение финансовых ресурсов в экономической системе, представляющих собой канал для финансирования экономики, пополнения собственных средств предприятия и бюджетных ассигнований. Сфера формирования спроса и предложения на капитал обеспечивает накопление и перераспределение средств, движение основного капитала, максимизацию прибыли и сохранение пропорций в экономике. Через рынок капитала деньги, накопленные предприятиями, государством и частными лицами, собираются сверх их текущих потребностей, и они выделяются в качестве кредитных средств для развития производства и других секторов экономики.

Функционирование эффективной финансово-кредитной системы рынка капитала является одним из важнейших условий его экономического развития. Финансы как форма взаимосвязи рынка капитала участвуют в цикле капитала в процессе воспроизводства и формируются за счет инвестиционного спроса и предложения, где инвестиционный капитал представлен на стороне спроса, а инвестиционные товары - на стороне предложения. Рынок капитала опосредует процесс обмена инвестициями и инвестиционными товарами, то есть включает в себя превращение инвестиций в инвестиционные товары. Он характеризуется тем, что собирает и концентрирует объем сбережений, которые затем направляются в промышленность, где они долгое время иммобилизуются. Предприятия ощущают потребность в долгосрочном капитале как во время его создания, так и в ходе дальнейшей деятельности, необходимость его поддержания, обновления и расширения. Рынок капитала отражает процессы создания и реализации различных инвестиционных капиталов. В общих чертах этот рынок представляет собой сферу потоков капитала в производственных и финансовых формах.

В отличие от других элементов финансового рынка, рынок капитала разнообразен, он охватывает бесконечное количество разнородных рынков. В структуре рынка капитала, прежде всего, можно выделить такие элементы, как страховые компании, банки, инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды и государственные учреждения. Роль рынка капитала в экономике проявляется в трех направлениях: предоставление ссудного капитала государству, предприятиям и населению.

Коммерческие банки являются основным инструментом накопления денежного капитала. Концентрация капитала, которая подразумевает рост индивидуального капитала на основе инвестирования в производство части прибыли, выступает в качестве экономической формы концентрации производства. Концентрация ведет к увеличению как индивидуального, так и социального капитала. Более того, концентрация капитала тесно связана с централизацией капитала, которая проявляется в поглощении одного предприятия другим или добровольном объединении нескольких независимых капиталов в форме акционерных обществ или в других формах.

Этот процесс приводит к тому, что социальный капитал не увеличивается, а перераспределяется. В совокупности оба эти процесса, выражающие развитие общественного характера производства, определяют его растущую концентрацию. Концентрация и централизация производства сопровождаются концентрацией средств, что неизбежно означает увеличение роли банков и других финансово-кредитных учреждений. Количественное расширение банковского капитала переходит в качественное - происходит концентрация и централизация банковского капитала. Собственные и привлеченные ресурсы банков огромны; мелкие банки теряют свои позиции и все чаще заменяются крупными. Процессы слияний и поглощений в банковском секторе развиваются.

Процессы концентрации производства и банковского капитала взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие крупномасштабного производства, с одной стороны, требует соответствующего укрепления банков, а с другой стороны, способствует их росту за счет увеличения объема средств, хранящихся на банковских счетах и ​​депозитах.

 

Кредитная система аккумулирует все денежные сбережения, и, если собственных сбережений не хватает, частный или институциональный инвестор может получить кредит в банке или инвестиционной компании для инвестиционных целей. Таким образом, мобильность капитала значительно увеличивается, а скорость их движения в сфере производства увеличивается. В то же время ускоряется процесс выравнивания нормы прибыли в национальном масштабе. В результате публичной оценки предельной эффективности формируется эффективность использования инвестиционного капитала.

Эта оценка - процент по ссуде - служит индикатором инвестиций в любой форме, в любой области экономики, определяет нижний предельный порог доходности инвестиционных проектов. Капитал обычно считается самым мобильным ресурсом в экономике, но эта мобильность не является абсолютной. Высокая мобильность капитала также является причиной различий в процентных ставках. Инвестиции являются функцией инвестиционных возможностей и доходов по сравнению с теми же возможностями. Маневренность как этап финансового распределения на внутреннем рынке капитала характеризуется необходимостью и возможностью время от времени перераспределять ресурсы по проектам и их частям. Более того, новые решения не должны приниматься в ущерб социальным расходам внутри компании.

На рынке капитала происходит перераспределение финансов в производственной и финансовой формах. Форма производства включает в себя вложение ценностей в реальные активы, связанные с производством и материальными благами, то есть в промышленные инвестиции организаций и населения с целью прироста капитала. Капитал в этой форме становится фактором производства любого конкретного материала или материала оболочки. Материальные воплощения капитала не способны воспроизводиться, они могут только стареть - морально и физически - и разрушаться. Здания, оборудование, средства связи не генерируют новые здания, оборудование и т. д. финансовая форма характеризуется вложением в ценные бумаги, то есть финансовое вложение не подразумевает обязательного создания новых производственных мощностей и контроля за их эксплуатацией.

Обращение основного капитала осуществляется в результате изменения его форм - превращения товара в деньги и наоборот. Денежная форма капитала является необходимым условием непрерывности обращения основных и оборотных средств в материальной форме, их воспроизводства. Денежный капитал представляет собой саморазвивающуюся стоимость, то есть стоимость, генерирующую доход непрерывно и непрерывно, что, в свою очередь, генерирует новый доход.

Одним из элементов финансовой формы рынка капитала являются страховые компании, которые являются инструментом для привлечения средств для долгосрочных и среднесрочных инвестиций. Одним из звеньев в структуре рынка капитала являются также пенсионные фонды, которые накапливают и мобилизуют долгосрочные сбережения, то есть пенсионные фонды могут стать дополнительным источником государственного пенсионного обеспечения и дополнительным источником мобилизации долгосрочных кредитных ресурсов. Паевые инвестиционные фонды специализируются на инвестициях в акции и облигации, которые размещают средства акционеров в акциях предприятий.

В целом деятельность на рынке капитала включает в себя следующие этапы: формирование сбережений - вложение ресурсов - доходов. Получение достаточного дохода и прироста капитала является целью рынка.

Характеристики дохода определяют все параметры инвестирования, то есть вложения ресурсов, которые осуществляются в три этапа:

  1. Осуществляется отбор инвестиционных проектов и капитал распределяется в соответствии с выбранными проектами;
  2. Оптимизация или постоянная корректировка структуры капитала предприятия осуществляется путем привлечения источников внешнего финансирования (эмиссия ценных бумаг, банковские кредиты).
  3. Формирование накоплений и распределение дивидендов осуществляется, соотношение между инвестициями и дивидендами оптимизируется с помощью разумной дивидендной политики.

Методы решения этих проблем и определения, по сути, всех показателей инвестиционного процесса каждой компании.

Составные части рынка капитала имеют ярко выраженные особенности, которые определяют тенденции развития как этих составных частей, так и рынков в целом в самой системе.

Рынок капитала как элемент единого финансового рынка представляет собой движение капитала в денежной форме, и законы этого движения определяются как процессами накопления капитала, так и особенностями взаимодействия рынка капитала с денежным рынком.

Сложность структуры характеризуется различными перекрывающимися группами элементов системы, которые определяют различные структуры. Такие структуры переплетаются и навязывают свои особенности рынку капитала, меняя масштабы и структуру инвестиционного спроса. В процессе инноваций на рынке капитала возрастает потребность в капитале для качественно новой модернизации производственных процессов, а требования к качественным характеристикам капитала меняются. Таким образом, чтобы обеспечить промышленное развитие научных и технологических инноваций, капитал должен удовлетворять как минимум двум основным требованиям: во-первых, быть крупным, который сосредоточен в одном центре, а во-вторых, быть мобильным, то есть быстро двигаться в наиболее прибыльном секторы экономики. Выполнение этих требований является основным условием для разрешения противоречия между накоплениями и инвестициями в рамках одного предприятия и для разрешения противоречия между рынками для инвестиционных товаров и инвестиционными рынками для всего общества.

Внутренний рынок капитала формируется из сочетания структурированных и свободно предпринимаемых мер, включая внутрифирменную коммуникацию, а также количественных аспектов, которые облегчают сравнение проектов, особенно их влияние, с учетом целевых установок предприятия, направленных на повышение стоимость собственного капитала. Созданию рынка капитала способствует его маневренность, способность перераспределять ресурсы между проектами и их частями, а также способствовать гибкости его структур. Доступность информации также характеризует создание рынка капитала, то есть надежная информация поступает от самих проектов.

Структура перераспределения финансов на внутреннем рынке капитала также формируется из информационной поддержки, причем информация должна поступать от самих проектов, в этом случае обеспечивается высокая степень свободы в отношении сигналов, поступающих от участников рынка. Инвесторы могут не знать или иметь ложную информацию об инвестиционных возможностях и потенциальной прибыли в различных проектах. Для наиболее выгодного размещения капитала его владелец должен располагать такой информацией, которая позволяет взвешивать различные варианты инвестирования. В то же время важно, чтобы эта информация была рабочим инструментом как для самих предпринимателей, так и для внешних потенциальных инвесторов.

Завершающим этапом финансовой операции является получение дохода, который, в свою очередь, делится на две части. Первая часть характеризуется как прибыль инвестиционной компании или связана с повышением доходности новых капиталовложений, а вторая направляется на накопление или дальнейшее производство и способствует перераспределению средств между отраслями и производственными секторами. Такое перераспределение становится возможным благодаря увеличению спроса в целом на такие отрасли. К ним относятся строительство промышленных зданий и коммуникаций, производство оборудования, добыча сырья, подготовка квалифицированных кадров и т. д.

Совокупность этих этапов перераспределения финансов представляет собой круговорот капитала как в сфере производства, так и в сфере обращения. Инвестиционная деятельность в сфере производства - это создание новых инвестиционных товаров с ощутимой оболочкой. Указанная инвестиционная деятельность, то есть создание новых инвестиционных товаров, включается в инвестиционный цикл конкретного предприятия только в том случае, если она осуществляется для собственных производственных целей. В то же время распространение инвестиционной деятельности на сферу обращения является историческим процессом, результатом эволюции промышленных инвестиций.

Оценка эффективности финансового распределения и перераспределения

При гипотетическом предположении, что процессы обращения капитала, продуктов и доходов на каждом предприятии расширяются равномерно, то есть они имеют одинаковые темпы роста, замкнутый производственный цикл внутри предприятия возможен без снижения достигнутой прибыльности и эффективности производства. Учитывая равномерное расширение цепочек инвестиций, продукта и доходов на этом предприятии, сохраняется разная продолжительность цепочек на предприятиях. В результате это приводит к неравномерному росту цепочек инвестиций, продуктов и доходов. Таким образом, разная длительность инвестиционных инвестиционных циклов на предприятиях, а также неравные циклы инвестиций, продуктов и обращения доходов в рамках одного предприятия обусловливают необходимость расширения инвестиционного процесса вне предприятия, формирования единой инвестиционной системы на основе индивидуальных, частных инвестиционных циклов.

Мобилизация и перераспределение финансовых ресурсов на государственном уровне

Основой использования финансов для влияния на процесс воспроизводства является государственный бюджет, как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование посредством использования прямого государственного финансирования, а также государственных заказов и закупок). Кроме того, внебюджетные средства играют важную роль в социальной политике.

Использование финансовых регуляторов имеет две стороны:

  1. Дискреционная государственная финансовая политика - включает в себя преднамеренное манипулирование налогами (налоговыми ставками и налоговой структурой) и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
  2. Автоматическая финансовая политика основана на действии встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или уменьшать его профицит) во время рецессии и увеличивать его профицит (или сокращать его дефицит) во время инфляции без необходимости каких-либо специальных шагов для сторон политики. Например, с помощью прогрессивной шкалы чистого налогообложения оно приводит изменение налогов прямо пропорционально уровню национального дохода.

Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги. Регулирующее воздействие может быть через повышение или понижение налоговых ставок, дифференциацию ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налоговой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение определенных категорий налогоплательщиков от налогов, предоставление налоговых льгот и налоговые вычеты, изменение частоты налоговых платежей, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

Прямые налоги (подоходный налог, налог на имущество и т. д.) служат для стимулирования эффективности инвестиций в экономическую деятельность, особенно когда речь идет о прямых налогах с предприятий, налоговая стоимость которых в развитых странах за последнее десятилетие снизилась , а нормативный еще один увеличивается.

Подоходный налог с граждан, также связанный с прямыми налогами, рассчитывается в большинстве стран по прогрессивной шкале, которая сама по себе содержит регуляторный элемент (эффект встроенного стабилизатора). Сегодня в развитых странах прямой подоходный налог с граждан является первым в сумме доходов бюджета от прямых налогов. По этой причине, а также с учетом того факта, что граждане развитых стран являются активными участниками инвестиционной деятельности, подоходный налог является эффективным косвенным регулятором.

Уровень налогообложения доходов является одним из факторов, определяющих совокупный спрос на товары и услуги (включая финансовые): снижение налогов стимулирует совокупный спрос (но в то же время снижает доходы бюджета), а увеличение налогов ограничивает совокупный спрос. Поэтому глобальной тенденцией является высокий уровень подоходного налога с граждан (это решает налоговую проблему государства), но при условии предоставления налоговых льгот для определенных категорий долгосрочных финансовых вложений (это решает проблему стимулирования спрос на долгосрочные финансовые активы и развитие инвестиционных процессов).

Регулирующий потенциал косвенных налогов (НДС, акцизов) заключается в возможности через них влиять, прежде всего, на структуру потребления, а через него - на производство. Например, освобождение от НДС определенных товаров или услуг, выбранных в соответствии с приоритетами государственной экономической политики - это могут быть социально значимые товары (некоторые продукты питания, товары первой необходимости, медикаменты и т. д.), потребление которых производится в основном по категориям граждан с низкими доходами, и освобождение таких товаров от НДС является одной из мер социальной защиты граждан. Некоторые виды финансовых операций могут быть освобождены от НДС, развитие которого целенаправленно стимулируется государством (например, страхование).

Введение акцизов регулирует потребление в направлении снижения спроса на товары необязательного пользования, в том числе на товары, расходы на которые являются непроизводительным использованием значительных средств (предметов роскоши, ювелирных изделий), товаров, производство или потребление которых несет экологическую опасность (автомобили). , бензин и другие нефтепродукты), продукты неэластичного спроса (алкоголь, табачные изделия).

«Злоупотребление» фискальной стороной косвенных налогов в ущерб регулированию и стимулированию имеет негативный социальный эффект. Косвенные налоги по существу являются регрессивными, поскольку бедные отдают больше своих доходов за товары и услуги, подлежащие косвенному налогообложению, чем богатые. Тенденция к росту доли косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений в последние годы в развитых странах свидетельствует о том, что все большая часть налогового бремени переносится на группы населения со средними и низкими доходами.

Осуществление регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может быть достигнуто путем изменения общего объема финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и мониторинга системы распределения государственных средств, доведения их до конечного получателя и т. д.

Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в репродуктивные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и др.). правоохранительные органы, социальные и культурные учреждения и т. д.).

Регулирование через систему бюджетных расходов включает в себя:

  1. Использование прямого государственного финансирования - бюджетные субсидии (субсидии, субвенции). Экономическая сущность этой группы операций заключается в перераспределении государственных средств, что является непродуктивным.
  2. Использование системы государственных заказов и закупок. Экономическая сущность этой системы заключается в перераспределении государственных средств в пользу производителей государственных товаров (работ, услуг). Средства выделяются на сферу материального производства, поэтому, в отличие от предыдущей группы, этот вид расходов является производительным.

Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта и, следовательно, занятости. «Государственные расходы, а также частные инвестиции оказывают многократное (умноженное) влияние на доходы, поскольку непосредственно за этим следуют производные потребительские расходы тех, чей труд оплачивается государством». Сам Дж. М. Кейнс полагал, что если государство финансирует организацию общественных работ, даже если они неэффективны, это «приведет к значительному увеличению как реальных доходов общества, так и его капитальных благ по сравнению с существующими размерами».

Однако в современных условиях эта позиция не является определенной. Возможный негативный эффект от увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет увеличения дефицита бюджета, в результате которого возникают инфляционные тенденции.

Фискальная политика (включая налоговую и расходную политику) может быть сложной и сложной. С помощью регуляторов бюджета можно добиться увеличения совокупного спроса за счет снижения уровня налогообложения и увеличения государственных расходов (политика стимулирования). С одной стороны, это позволяет добиться экономического роста; с другой стороны, это провоцирует инфляционные процессы, сопровождающиеся хроническим дефицитом бюджета.

Для сокращения совокупного спроса и сдерживания роста цен используются повышение уровня налогообложения и политика экономии бюджетных средств (сдерживающая политика). Это имеет сильный антиинфляционный эффект, но наряду с инфляцией, как правило, экономический рост также подавляется.

Внебюджетные средства также могут быть использованы в финансовом регулировании. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика подразумевает повышение уровня обязательных платежей (путем повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, которые не подлежат отчислениям во внебюджетные фонды), и стимулирующая политика противоположна.

В условиях стагфляции, то есть параллельного развития инфляционных процессов и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование часто оказывается неэффективным. Финансовая система, хотя и способная оказывать значительное влияние на валютную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее, наоборот, она оказывает дестабилизирующее воздействие, наиболее ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не полностью удовлетворяет потребности государства в рычаге воздействия на экономику, и, следовательно, существует потребность в других регуляторах, в частности, в методах денежно-кредитного регулирования.

Монетарное регулирование осуществляется государством, а центральный банк играет ведущую роль. Его методы включают учетную политику (изменение ставок дисконтирования), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение норм резервирования) и операции на открытом рынке.

Цель увеличения денежной массы достигается за счет расширения «политики дешевых денег». Он используется, как правило, в качестве антикризисной меры, направленной на увеличение совокупного спроса.

Политика дешевых денег включает в себя следующие действия Центрального банка:

  • Покупка государственных ценных бумаг;
  • Снижение учетной ставки;
  • Более низкие резервные требования.

Так называемая «политика дорогих денег» направлена ​​на сокращение предложения денег, в том числе:

  • Продажа государственных долговых инструментов;
  • Увеличение процентной ставки и соотношения резервов.

Политика дорогих денег используется как антиинфляционная мера.

Преимущества монетарных методов, на которых ориентированы представители неоклассической экономической школы:

  1. позволяют эффективно бороться с инфляцией и дефицитом бюджета;
  2. действовать гораздо быстрее, чем бюджет;
  3. дать меньше социально-политического резонанса (в случае «непопулярных» мер).

К недостаткам монетарных методов регулирования можно отнести то, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных проблем государства.

Заключение

В заключение хочу сказать, что наиболее важную роль в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов на негосударственном уровне играют финансовые рынки. Они обеспечивают свободное движение финансовых ресурсов. С их помощью средства мобилизуются из внутренних и внешних сбережений и переводятся для инвестиций предприятиям, фирмам, ассоциациям, органам государственной власти. Благодаря финансовому рынку обеспечивается участие вкладчиков в прибыли предпринимателей.

Хозяйствующие субъекты получают дополнительные финансовые ресурсы для расширенного воспроизводства, государственные органы различного уровня - для финансирования государственных расходов. С помощью финансового рынка осуществляется межотраслевое, межтерриториальное и межхозяйственное перераспределение денежных (в том числе финансовых) ресурсов. В рыночной экономике финансовый рынок принимает большие потоки финансовых ресурсов и становится его неотъемлемым элементом.

Механизм рынка капитала обеспечивает развитие финансового рынка, представляя явления, взаимосвязи и взаимозависимость по отношению к другим элементам финансового рынка. Основной целью рынка капитала является перераспределение финансовых ресурсов в экономической системе, представляющих собой канал для финансирования экономики, пополнения собственных средств предприятия и бюджетных ассигнований.

Через рынок капитала деньги, накопленные предприятиями, государством и частными лицами, собираются сверх их текущих потребностей, и они выделяются в качестве кредитных средств для развития производства и других секторов экономики. В структуре рынка капитала, прежде всего, можно выделить такие элементы, как страховые компании, банки, инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды и государственные учреждения. Роль рынка капитала в экономике проявляется в трех направлениях: предоставление ссудного капитала государству, предприятиям и населению.

Основой для мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов на государственном уровне является государственный бюджет, как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование посредством использования прямого государственного финансирования, а также государственных заказов и закупок). Осуществление регулирования через систему государственных расходов является основой кейнсианской экономической политики. Регулирующее воздействие может быть достигнуто путем изменения общего объема финансирования, направлений расходования государственных средств, периодичности финансирования, организации и мониторинга системы распределения государственных средств, доведения их до конечного получателя и т.д.

Перераспределяя средства между отраслями или регионами, государство вносит необходимые коррективы в репродуктивные пропорции, сглаживая неравномерность их развития и обеспечивая финансирование стратегических секторов экономической и социальной сферы (таких как военно-промышленный комплекс, государственное управление и др.). правоохранительные органы, социальные и культурные учреждения и т. д. Налоговое регулирование осуществляется в процессе мобилизации доходов бюджета. Инструментами регулирования являются все прямые и косвенные налоги.