Отношение собственности в рыночной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль государственного регулирования экономики
Теория потребительского выбора
Роль коммерческих банков в рыночной экономике
Роль государства в развитии экономики: цели, функции, методы


Введение:

Без развитых отношений и разнообразных форм собственности существование рыночных отношений невозможно, так как отношения на рынке развиваются, прежде всего, между собственниками капитала, средств производства, собственности, труда, информационного продукта. Отношения собственности лежат в основе принципа неподдельной заинтересованности в результатах управления, обеспечивая высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника и экономики в целом. Для динамичности экономического развития необходим экономический механизм - конкуренция. И конкуренция появляется там, где существует множество владельцев и форм собственности, конкурирующих друг с другом.

В наиболее общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами в отношении присвоения экономических ресурсов и товаров народного потребления. Кроме того, в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим в отношении присвоения товаров народного потребления. В результате в любом обществе, в любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает, главным образом, из разного отношения людей к экономическим ресурсам как к своим, так и к чужим.

Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными актами (указами, указами, распоряжениями различных государственных органов).

Целью контрольной работы является изучение имущественных отношений, их сущности, форм и эволюции.

Содержание имущества

Понятие собственности и ее сущность

Одно из первых определений собственности было дано в Кодексе императора Юстиниана (5-й век) «Римское право», где собственность рассматривается как право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью. В этом определении слова «право» и «владение» выражают более позднее марксистское понимание собственности (поскольку они отражают социальный характер и присвоение), а слова «использование» и «распоряжение» - западное понимание этой категории.

Собственность как экономическая категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей. Даже в законах Клисфена (509 г. до н.э.) и Солона (594 г. до н.э.) было отмечено, что законы не создают имущественных отношений, а лишь консолидируют те отношения, которые фактически сложились в обществе. Поэтому следует различать экономические и юридические категории собственности.

Как юридическая категория, собственность - это субъективная интерпретация объективно установленных отношений присвоения, результат социальной необходимости консолидировать то, что уже сложилось на практике, в специфически регулирующую форму общественного сознания.

Имущественные отношения представляют собой объективно-субъективные отношения, где объектом являются материальные условия производства и жизни человека (средства производства и труда), а также результаты производства (материальные товары и услуги), а субъектами являются человек, товарищество , ассоциации, трудовые коллективы, представители государства, работники государственного аппарата.

Собственность на материальные условия производства и собственность на рабочую силу обеспечивают равенство факторов производства в рыночной экономике в том смысле, что они не могут существовать друг без друга в процессе производства.

К имущественным отношениям относятся процессы присвоения, отчуждения, использования, владения и распоряжения факторами производства и продуктами труда, стратегии и тактики развития производства, направления использования средств, выбора форм организации труда и производства. а также контроль над ними. Собственность тесно связана с экономической властью. Строго говоря, управление производством является функцией собственности, одним из ее обязательных аспектов. Как правило, производство контролируется тем, кто владеет средствами производства. Собственность является одним из ключевых элементов экономической мощи - ее источником.

Основным определяющим фактором в содержании имущества является присвоение. Присвоение - это отчуждение объекта собственности субъектом от других субъектов, осуществляемое наряду с экономическими, а также насильственными и правовыми средствами. Исследуя категорию присвоения, можно различить присвоение по труду, по обращению и как акт, совершаемый в самом производственном процессе, в момент производства.

Право собственности, пользования и распоряжения следует отличать от собственности как полной формы присвоения и отчуждения.

Собственность неполная, частичное присвоение. Владелец является представителем средств производства. Собственность - это функционирующее имущество на условиях, определенных владельцем, например, аренда, кредит, которые подразумевают срочность, оплату, погашение, а также присвоение части дохода.

Использование - фактическое использование вещи в зависимости от ее назначения. Использование является формой реализации владения и имущества. Если собственность является функцией собственности, то использование является функцией собственности.

Распоряжение - это принятие решения владельцем или другим лицом относительно функционирования имущества, основанное на праве предпринимателя передать имущество в пользование в пределах, разрешенных владельцем.

В связи с этим важно отметить, что предприниматель в рыночной экономике не может быть собственником, но обязательно должен обладать правами владения, пользования и распоряжения - триада имущественных полномочий.

Итак, собственность - это целое, а его элементами (частями целого) являются владение, пользование и распоряжение. Связь между этими элементами заключается в следующем: выбытие определяется путем использования, использование определяется формой собственности, форма собственности определяется формами собственности.

Под имущественными правами понимаются поведенческие отношения между людьми, возникающие в связи с существованием товаров и относящиеся к их использованию, санкционированные обществом (государственные законы, традиции, обычаи, распоряжения администрации и т. д.).

Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченных ресурсов: без какой-либо предпосылки дефицита говорить о собственности бессмысленно. Следовательно, имущественные отношения представляют собой систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если нет никаких исключений в доступе к ресурсам, то они никому не принадлежат, никому не принадлежат или, что одно и то же, принадлежат всем, поскольку к ним есть свободный доступ. Согласно этой теории, такие ресурсы не являются объектом собственности.

Содержание имущественных отношений

Отношения собственности исторически преходящие. Они находятся в постоянном развитии, основой которого является прогресс в области производительных сил, адекватной социально-экономической реализации которых они становятся. Изменение отношений собственности происходит в переходный период, когда общество сталкивается с необходимостью осуществить качественно новый этап развития производительных сил, что невозможно в условиях сохранения предыдущих. Прежде всего, средства производства, созданные в предыдущий период, становятся объектом присвоения. Такое назначение осуществляется путем разделения и перераспределения ранее созданных объектов. По завершении этого процесса начинается оживление реального сектора экономики, что становится основой для расширенного воспроизводства вновь сложившейся системы экономических отношений как отношений собственности. Изменение отношений собственности является основным содержанием любой переходной эпохи. Это предопределяет весь набор институциональных преобразований, а также механизм управления. Социальная структура общества также подвержена трансформации, сопровождающейся изменением социального статуса всех членов общества. Этот процесс чрезвычайно болезненный, и поэтому, как правило, сопровождается острыми социальными конфликтами, часто принимающими крайнюю форму гражданской войны. Для Украины теоретическое развитие этой проблемы имеет особое значение в связи с тем, что в ее истории только в течение XX века. Отношения собственности дважды претерпели радикальную трансформацию: в начале столетия все формы частной собственности были насильственно преобразованы в формы социалистической собственности - общественное и кооперативно-колхозное; в конце века социалистическая собственность уже подверглась трансформации. Эта проблема также актуальна для развитых стран в связи с эволюцией индивидуальной частной собственности, которая доминировала в эпоху промышленного развития, в различные формы собственности, порожденные постиндустриальной стадией, и, следовательно, проблемой оптимальное соотношение этих форм внутри каждого производственного цикла, поскольку переход от одного цикла к другому заключается в техническом и технологическом обновлении научного и производственного потенциала.

С точки зрения содержания, собственность представляет собой систему экономических отношений, которые развиваются в связи с присвоением средств производства, которые предопределяют присвоение потребительских товаров и услуг. Присвоение средств производства происходит в исторически меняющихся формах. Материальной основой такого изменения является прогресс в развитии производительных сил, который обеспечивается непрерывным углублением знаний естественных наук о законах природы. Результатом этих знаний становятся все более сложные технологии и технологии. История знает два основных способа такого присвоения: индивидуальный и совместный. Широкое распространение форм совместной собственности обусловлено концентрацией, централизацией производства и расширением масштабов последнего в эпоху промышленного и постиндустриального развития. Индивидуальное присвоение имеет две разновидности: основой присвоения является либо собственный труд, либо чужой, который находится в различных формах личной (полной или неполной) или экономической зависимости. Особый тип индивидуальной собственности, основанный на собственном труде, который получил широкое распространение в современную эпоху как эпоху интеллектуализации труда, - это интеллектуальная собственность, «бестелесная», по словам Ф. А. Хайека. Разнообразие форм совместного присвоения определяется масштабом этой «совместимости», ассоциации.

Таким образом, мы можем назвать групповой, коллективный, кооперативный, акционерный, национальный. Последний принимает правовой статус государства. Особенностью совместного, то есть ассоциированного, имущества является его все более четкое отделение от управления в результате расширения производственных мощностей и, соответственно, усложнения управленческой работы. Такая изоляция порождает особый социальный слой - менеджеров, которые выполняют управленческие функции на профессиональном уровне, хотя стратегия развития обычно определяется собственником. Так, предметом присвоения является либо физическое лицо, либо объединение собственников разных размеров, соответственно - физическое или юридическое лицо. Отчуждение противостоит присвоению. Когда рабочий отчуждается от средств производства, отношения экономической власти развиваются на стороне владельца и экономической зависимости на стороне рабочего, поскольку рабочая сила превращается из товара в человеческий капитал, превращаясь в партнерские отношения или отношения социальное партнерство. В наиболее общем виде имущественные отношения экономически реализуются путем присвоения прибавочного продукта в исторически изменяющихся формах (земельная рента, прибыль, дивиденды, проценты и т. д.). Такое присвоение обеспечивает не только воспроизведение предмета присвоения, но и воспроизводство данной системы экономических отношений на расширенной основе, поскольку именно расширенное воспроизводство является законом экономического развития на протяжении всей истории человечества. В ходе такого воспроизводства реализуются достижения в области научно-технического прогресса, что является фактором развития отношений собственности, и в то же время материальные предпосылки для их последующего изменения постепенно создаются при переходе к качественно новый этап в развитии производительных сил. В жизни любого общества есть чрезвычайно важный правовой аспект отношений собственности, который зачастую даже в науке заменяет экономическое содержание этой категории. Основой такой замены является тот факт, что экономические отношения как имущественные отношения получают нормативно-правовую формализацию: чем полнее и совершеннее, тем более развита экономическая система, в данном случае рыночная экономика. Законодательные акты регулируют имущественные отношения как отношения между различными субъектами собственности, между собственниками и не собственниками. С точки зрения права, имущественные отношения рассматриваются как имущественные отношения. Важность юридической регистрации имущественных отношений, надежной защиты прав собственности законом полностью признается в переходной экономике по определению, характеризующемуся «правовым вакуумом» (Л. фон Мизес). Такой вакуум образуется из-за того, что вместе с отменой прежней системы отношений собственности, закон, который регулировал эту систему, также был отменен.

Новый закон возникает по мере формирования новой системы экономических отношений, в полной мере отражающей степень зрелости последних. Но там, где закон не работает, насилие входит в его права: «Насилие и закон, война и мир - это два полюса общественной жизни. Но содержанием этой жизни является экономическая деятельность. Любое насилие направлено на собственность других». Преступный беспредел, который полностью развился в переходной экономике России, может служить подтверждением достоверности этого обобщения. Этот хаос сам по себе становится способом формирования новой системы отношений собственности. Формирование последних порождает необходимость защищать их от агрессивных посягательств силой закона. Последний постепенно и постепенно вытесняет насилие, придает цивилизованные формы борьбе за раздел и перераспределение объектов собственности. На сегодняшний день в юридической науке сложились две основные концепции: континентальная и англосаксонская.

Классическим воплощением первого является Гражданский кодекс Наполеона, который все еще действует во Франции, который провозгласил частную собственность «священной и неприкосновенной», «единой и неделимой». Концентрация прав собственности полностью соответствовала периоду формирования и последующего безраздельного господства отношений отдельной капиталистической частной собственности на основе наемного труда. С появлением и все более и более распространенными формами ассоциированной собственности в эпоху зрелости буржуазного общества происходит разобщение прав собственности, что породило англосаксонскую концепцию, основанную на теории прав собственности, которая предусматривает разделение имущества на полномочия, передача которых конкретному лицу является правовой основой для принятия им хозяйственного решения в рамках этих полномочий. Классификация прав собственности очень разнообразна. Он включает, например, права собственности, пользования, управления, права на доход, безопасность, волю и наследование, запрещение вредного использования и т. д. В рамках этой концепции абсолютная абсолютизация прав собственности по существу исключается. заменяется их комбинацией, что вполне согласуется с современной моделью рыночной экономики со сложной структурой форм собственности и взаимодействием экономических агентов, ее представляющих.

Та или иная концентрация прав собственности дает их носителю экономическую власть над процессом производства, распределения, обмена и потребления материальных товаров и услуг. Источником экономической мощи является власть денег как исходной и универсальной денежной формы капитала, которая позволяет приобрести тот или иной набор полномочий. В постсоциалистических странах, как и в любой переходной экономике, правовое оформление отношений собственности крайне несовершенно и нестабильно. Тем более беспомощным и бездействующим является институт исполнения судебных решений, который так необходим в условиях, когда традиция соблюдения прав собственности и договорных обязательств еще не сложилась. Такая ситуация неизбежна в этот период уже из-за того, что экономические отношения являются первичными по отношению к правовым. Разрушение прежних экономических отношений означает отмену старого закона, и новые и соответствующие институты появляются как новая форма экономических отношений.

В результате формируется так называемый правовой вакуум, который создает предпосылки для широкого применения насильственных методов конфискации объектов недвижимости как у предыдущих субъектов, так и у конкурентов. В то же время именно законодательные акты формируют правовые предпосылки для начала радикальных преобразований в отношениях собственности, создавая для этого правовое поле. Таково, например, законодательство, принятое в СССР в конце 1980-х годов, на основе которого трансформация социалистических форм собственности началась по существу даже в дореформенный период, главным образом путем разграбления его объектов.

Прежде всего, этой возможностью воспользовались правящая номенклатура, а также представители различных слоев населения, вышедшие из подполья и не потерявшие свой предпринимательский дух в годы социализма. Поскольку реальные владельцы ранее созданных объектов присвоения формируются из числа конкурентов, появляется право, призванное придать юридическую силу вновь возникающим имущественным отношениям, которые регулируют отношения между его субъектами, создать правовое поле для деятельности экономические агенты, действующие как физические, так и юридические лица. Надежная защита прав собственности обеспечивает стабильность экономических отношений, что становится фактором их развития. С развитием цивилизации отношения собственности также изменились, принимая различные формы. Это дает основание утверждать, что свойство является исторической категорией. Часто утверждается, что основой рыночных отношений может быть только частная собственность, которая понимается как собственность отдельных лиц, или индивидуальная частная собственность.

Мировой опыт показывает, что развитая рыночная экономика и цивилизованный рынок основаны на полиморфизме собственности. И это объясняется тем, что душой рынка является конкуренция, которую предлагает большое количество участников рынка. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых определяется уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Ему не безразлично, насколько независимы участники рынка и насколько они свободны в своей экономической деятельности (в рамках закона), в условиях конкуренции. История человеческого общества знает самые разнообразные формы собственности, из которых государственная и частная собственность имеют наибольшее значение.

Формы собственности и их эволюция

Частная собственность

Исторически термин «частная собственность» связан с разграничением государственной (правительственной) собственности от всей другой собственности. Поэтому считалось, что все негосударственное является частным. Сегодня, при огромном разнообразии форм собственности, «неопределенная» является собственностью не только отдельных граждан, но и кооперативов, объединений и народных предприятий. В соответствии с этим в западной экономической теории и практике была установлена ​​концепция, согласно которой частная собственность понимается как любая негосударственная форма собственности. Это понимание имеет свою логику. Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества, и поэтому законно считать их представителями частной собственности.

Многие считают, что частная собственность является неделимой, неограниченной (кроме воли ее владельца) собственностью. Фактически, частный владелец имеет полное право осуществлять все операции над объектом своей собственности, который он считает необходимым, при условии, что эти операции не влияют на частную собственность других людей. В цивилизованном обществе были разработаны определенные правила поведения владельцев.

Частная собственность включает в себя:

  1. домохозяйства как экономические единицы, производящие товары и предоставляющие услуги для собственных нужд;
  2. легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законом. Это предприятия любого размера - от индивидуального, кустарного производства до крупных предприятий;
  3. нелегальные частные предприятия в «теневой экономике». Это включает все виды деятельности по производству товаров и оказанию услуг, которые физические лица осуществляют без специального разрешения властей;
  4. любой тип использования частной собственности для личных сбережений - от аренды квартир до денежных операций между физическими лицами.

Частный сектор развивается стихийно без каких-либо указаний центра, что указывает на жизнеспособность частной собственности. Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода создания предприятия и начало любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться с какими-либо запретами и должен иметь неограниченное право сдавать в аренду частную собственность на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые дорогостоящие предметы. Свободные цены основаны на свободном соглашении между покупателем и продавцом, свободной внешней торговле, свободе покупать и продавать жилье или собственность в частной собственности, свободе кредитования с выплатой процентов, свободе найма рабочей силы, свободе финансовых инвестиций в любое частное предприятие. - это та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.

Второе условие развития частного сектора требует юридических гарантий выполнения частных договорных обязательств. В случае любого нарушения частного контракта пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы заставить нарушителя выполнить свои обязательства.

Третье условие - необходимость абсолютной безопасности частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны быть предусмотрены законами, партийными программами и заявлениями ведущих государственных деятелей. Нам нужны гарантии, что никогда не будет конфискации.

Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные инвестиции. Для развития всех форм собственности идеальная ситуация - равные возможности для всех форм собственности. Но на самом деле государственный сектор накопил колоссальный капитал, а бюрократический аппарат, государственная банковская система и государственные предприятия объединились. Это привело к несомненным стартовым преимуществам государственного сектора. Но, несмотря на это, эффективность частного сектора растет именно потому, что угроза разорения постоянно нависает над ним в случае финансовых трудностей, какими бы ни были условия кредитования.

Пятое условие. Для дальнейшего развития частного сектора очень важно, чтобы общество уважало частный сектор. В рыночной экономике, если покупателю нужны товары, предлагаемые продавцом, и этот покупатель готов заплатить запрошенную цену, то деятельность предпринимателя, трейдера как продавца, должна считаться социально полезной.

Сегодня в Украине, несомненно, есть три группы людей, способных стать предпринимателями. Во-первых, это часть бюрократии, которая обладает властью, которую она обменивает на деньги, и, во-вторых, это теневая экономика, мафия, которая сегодня имеет миллиарды рублей. В-третьих, это квалифицированные работники, которые не удовлетворены ни своей оплатой, ни условиями труда.

Во всех странах ядро ​​успешных частных предпринимателей состоит из трудолюбивых, энергичных людей, стремящихся улучшить свой социальный статус. Рынок делает естественный выбор от мелких и средних владельцев; появляются будущие основатели крупных предприятий.

Частная собственность в своем функционировании приобретает определенные черты публичного характера. Это проявляется в уплате обязательных взносов социального страхования, налогов в государственный и местные бюджеты, а также в аренду. Кроме того, частные собственники несут ту же экономическую и юридическую ответственность и удовлетворяют определенные потребности, что и государственные и коллективные предприятия.

Разрушение и полная дискриминация частной собственности в нашей экономике в недавнем прошлом привели к тому, что были потеряны не только негативные стороны частного предпринимательства, но и его сильные мотивационные стороны. Обосновывая необходимость частной собственности, важно ответить на вопрос: «Является ли частная собственность тормозом экономического развития или она все еще эффективна и полезна сегодня?» Опыт отдельных развитых стран показал, что потенциал этой формы собственности еще не исчерпан. Также важно помнить, что частная собственность служит прямой основой других форм собственности и различных форм управления (например, акционерных обществ и фермерских хозяйств). В современном цивилизованном обществе само состояние частной собственности изменилось. Многие экономисты признают, что сейчас оно проявляется не только в индивидуальных (трудовых и не трудовых) формах, но и в других формах - коллективных, групповых, акционерных.

Государственная собственность

В современном мире нет ни одной страны, где государство не занималось бы экономической деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой налоги централизованы и перераспределяются государством с 1/3 (США, Япония) до более 50% (Швеция) продукта в национальной валюте. В западных странах доля государства в основных фондах колеблется от 7 до 30% и более.

Государственная форма собственности используется в тех сферах экономики, в которых существует объективно большая потребность в прямом централизованном управлении, для осуществления государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является достаточным критерием для функционирования в общественных интересах. Сюда входят такие виды деятельности, которые возникли в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно формируется государственная форма их управления и их материальная база (средства массовой информации). социальная и производственная структура, охрана окружающей среды, фундаментальные науки и наукоемкие производства, такие как освоение космоса и т. д.). Государственная форма собственности также возникает, когда возникает необходимость в государственной помощи для реабилитации обанкротившихся негосударственных предприятий. Это происходит на основе национализации фактически убыточных предприятий, их реорганизации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.

В Украине до недавнего времени в экономической практике преобладало стремление к «единому заводу», увеличению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последний был назван ведущим и общенациональным, что сегодня по праву оспаривается многими экономистами. Публичная собственность по существу не состоялась, потому что у нее не было объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальной стадии развития, но и как единственная, всеобъемлющая, не соответствовала потребностям индустриализации, современному этапу научно-технической революции, т.е. уровню развития постиндустриального общества. Следовательно, деформация государственной собственности была неизбежна, ее вырождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как в значительной степени технически отсталая отрасль, полуразрушенное сельское хозяйство, всеобъемлющий дефицит товаров и услуг, дефицит государственного бюджета и экономическая изоляция от мировой экономики.

В результате деформации государственной собственности возникли новые виды эксплуатации: «лагерь», когда ежегодно подвергалось эксплуатации 10–15 миллионов «врагов народа» и членов их семей; «Казармы» - в которых эксплуатировалось 35 миллионов крестьян и 3 миллиона спецпоселенцев; «Государство» - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальное бесхозяйственность и другие виды экономических преступлений).

Мировой опыт показывает, что государственная собственность может быть эффективной, поскольку она обладает определенными преимуществами перед другими формами собственности благодаря своим функциям: способность осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национального Экономика основана на критерии достижения максимальной эффективности, ориентированной в конечном итоге на человека. В то же время, независимо от экономической и социальной системы, государственная собственность в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной собственности в областях, где рыночные возможности ограничены, а мотивация к работе снижена. С другой стороны, эффективность государственной собственности может также снизиться в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за безличной собственности и потери предприятием рыночной ориентации. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны приводит к появлению государственной монополии, которая оказывает пагубное влияние на развитие экономики, удовлетворяет потребности людей и чрезвычайно выгодна для производителя. Государственное предприятие действует как монополист. В результате этой ситуации «дешевый ассортимент вымывается», потребитель получает навязанный продукт, выгодный для производителя, качество товаров снижается, сроки и объемы поставок нарушаются, производство сокращается, возникает дефицит продуктов, массовый спрос не удовлетворен.

Таким образом, можно говорить о ликвидации не государственной собственности, а ее монопольного положения. Резко сократив государственную собственность в форме общегосударственной, республиканской и муниципальной собственности, она будет играть важную роль в экономике.

Рассматривая любой город как автономию, целостную самоуправляемую экономическую систему, можно сделать совершенно определенный вывод: наиболее приемлемой формой экономических, торговых и правовых отношений для этой системы является муниципальная собственность.

Муниципализация означает передачу государственной властью права собственности на землю, здания, местные предприятия городскому (и сельскому - в сельской местности) самоуправлению.

Объектами муниципальной собственности в городах являются, прежде всего, их системы жизнеобеспечения: сети водоснабжения и канализации, газовые объекты, электричество, транспорт, жилье и т. д. Концентрация этих услуг под юрисдикцией городских властей дает много преимуществ, как для самих городов, так и для населения. Прежде всего, это экономическая выгода: объединенная городская экономика и услуги, которые она предоставляет населению, оказываются, как правило, значительно дешевле, чем в случае рассредоточения этих услуг среди индивидуальных частных собственников (или, как это часто бывало, в нашей стране, среди ведомств). Благодаря упорядочению финансов, содержание муниципальной собственности и муниципальных услуг также обходится дешевле для государственного бюджета - муниципализация помогает сократить субсидии из последнего.

Муниципальная собственность становится экономической базой, благодаря которой становится возможным улучшение и облегчение условий жизни населения. Муниципалитеты берут на себя значительную часть расходов на содержание инвалидов в обществе, особенно в трудные для страны времена.

Сосредоточение всех технических служб города (водоснабжения и канализации, газоснабжения, электроснабжения и транспорта) в одних руках позволяет, упорядочив их работу, предоставить населению дополнительные удобства.

Наконец, еще одним преимуществом муниципализации собственности является способность видеть и предоставлять перспективы развития городов и их экономик, строить и развивать городские услуги с оглядкой в ​​будущее (это особенно верно для водоснабжения, канализации, электричества и системы теплоснабжения, транспорта и жилья).

Городское правительство получает исключительное (монопольное) право производить определенные товары и услуги, выполнять ряд работ для населения. Ввиду социальной роли, которую играют такие предприятия, их нельзя рассматривать только с точки зрения прибыльности. Основным требованием к предприятиям, которые перешли в собственность городских или сельских властей, является предоставление населению качественных товаров и услуг по минимально возможным ценам, а иногда и бесплатно.

Во многих городах Западной Европы формирование муниципальной собственности дает населению большие материальные выгоды, в том числе за счет снижения налогов. Зарубежный опыт также показывает, что с переходом к муниципальной собственности бывших частных предприятий, обслуживающих городскую экономику, оплата населением их услуг (вода, газ, отопление, использование сточных вод, транспорт) не только не выросла, но и на наоборот, упал. И это правило относится не только к тем предприятиям и услугам, которые приносят большую прибыль городам, но и к маргинальным.

Таким образом, мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлечено в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной экономической деятельности всех предпринимателей. Для этого повышается эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство обязуется обеспечить правовую базу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное вмешательство в воспроизводственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах он был минимальным и сводился к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; правоохранительные органы и занятость; нормативные отношения с другими государствами; организация национальной обороны и др.

Однако по мере развития рынка проявляется присущая ему тенденция к монополизации. Неограниченное распределение рынка приводит к резкой дифференциации доходов, росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на саморегулирование рынка может поставить под сомнение само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и значимым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентированы на свободный рынок.

Теоретическое понимание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. Кейнса. Он доказал невозможность самовосстановления экономики во время рецессии, необходимость государственной политики как средства, способного сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризиса и способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Позициям Кейнса противостоят сторонники старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в экономическую деятельность частных предприятий и утверждают, что система цен является механизмом, способным обеспечить общий баланс экономики без центрального контроля. По мнению неоконсерваторов, это нормальный рыночный механизм, который может эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист А. Хайек отметил, что государство должно выполнять только роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

Отметим, что обе представленные модели регулирования национальной экономики являются асимметричными. Их критическое сравнение доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного экономического механизма. В то же время то, что отсутствует в одном механизме, достаточно присутствует в другом. Поэтому для улучшения управления народным хозяйством наиболее целесообразно использовать смешанный тип управления, в котором органично сочетаются достоинства обоих экономических механизмов.

Общепризнанно, что экономическая эффективность наиболее достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Целью государства в рыночной экономике является не регулирование рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее влияние государства и где это необходимо. Все экономисты сходятся во мнении, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - необходимы. Как сказал П. Самуэльсон, «управлять экономикой в ​​отсутствие одной или другой - все равно что пытаться аплодировать одной рукой».

Во всех странах с высокоразвитой экономикой существует общая основа для правительства смешанного типа. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: стихийно саморегулирующимся рынком и строго централизованным планированием и государственным управлением.

Между тем, у разных стран есть свои варианты, отличающиеся:

  • сферы рынка и действия государства;
  • функции государственного управления;
  • формы и методы государственного вмешательства.

Роль рынка нельзя абсолютизировать, недооценивая роль государства. В то же время нельзя преувеличивать возможности современного государства, не признавая роли саморегулирования и стимулирования рынка. Разумный синтез государственного регулирования и рыночного механизма позволяет решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается сделать больше, чем ему выделяет рыночная экономика, то происходят фатальные деформации рыночных процессов, и эффективность производства снижается. Тогда возникает необходимость избавить экономику от чрезмерной государственной деятельности, денационализировать собственность. Масштаб вмешательства в экономику зависит от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Невозможно точно определить приемлемость того или другого. Можно с уверенностью сказать, что вмешательство государства в рыночную экономику должно быть экономически оправданным и допустимым в масштабах, способствующих повышению экономической эффективности. В любом случае вмешательство государства в экономическую жизнь должно быть ограничено, и поэтому одной из основных задач рыночной экономики является достижение оптимального соотношения вмешательства государства и рыночных сил. Смещение в том или ином направлении неизбежно приводит к нежелательным отрицательным результатам.

Любая эйфория рынка также неприемлема, как и полная национализация экономики в целом. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - это не общенациональная проблема, а проблема мирового масштаба.

В современном мире экономическая роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс отражается в количественном росте государственных расходов и значительном расширении прямого регулирования экономики. Государственные расходы в настоящее время составляют значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов - это только одна сторона истории. Помимо участия в распределении национального продукта, государство также выступает в качестве независимого экономического субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании это, прежде всего, совокупность государственных предприятий, продукция которых снова используется для коллективного государственного потребления. Работники государственного сектора в настоящее время составляют значительную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разрастание» государственного сектора чревато опасностью замены рыночного механизма государственным регулированием и ростом бюрократического аппарата. Эффективное функционирование государственного сектора также является большой проблемой, поскольку существуют тенденции к снижению эффективности, качества и т. д. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил и на другой, к их поддержке со стороны государства.

Коллективная (групповая) собственность

Коллективная собственность в Украине представлена ​​в основном в форме кооперативной собственности колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственности и имущества совместных, смешанных предприятий.

Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. По имеющимся оценкам, в мире насчитывается около 1 миллиона кооперативных организаций, более 120 их видов и разновидностей, и они объединяют 600 миллионов человек. Первые кооперативы по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции появились в Дании и Швеции в 1880-1885 гг .; по использованию удобрений и сельскохозяйственных орудий - в Нидерландах, Франции. Через 120 лет на долю кооперативов приходилось 60% продаж сельскохозяйственной продукции в 12 странах. В настоящее время в Японии продается более 90% товарной продукции сельскохозяйственного сектора; в Нидерландах - 60-65%; Германия, Франция, Испания - 50-52%; США, Великобритания, Италия, Бельгия - 30%. Создана международная организация "Международный кооперативный альянс", которая сегодня объединяет 370 миллионов кооператоров мира, в том числе российских.

Имущество потребительских кооперативов существенно отличается от имущества колхозов. Колхозы являются производственными кооперативами, а их собственность функционирует в сфере производства. Потребительские кооперативы - это потребительские кооперативы в сфере обращения (хотя они и выполняют производственные функции), но здесь работают не только их члены. Последние имеют преимущества в потреблении определенного продукта.

Первые организации потребительской кооперации были созданы в России в дореволюционные времена рабочими, крестьянами и служащими, чтобы избавиться от торговых посредников при покупке товаров. В начале 1914 года в стране насчитывалось около 1,7 миллиона членов потребительских обществ. Однако в целом кооперативы в то время не оказали заметного влияния на улучшение снабжения населения. Указ СНК от 10 апреля 1918 года «Об организациях потребительской кооперации» поручил кооперативам снабжать не только своих членов (число которых в то время превышало 17 миллионов), но и все население страны. С сентября 1935 года объем кооперативной торговли был ограничен сельской местностью. В настоящее время потребительская кооперация действует как в городе, так и на селе, а также имеет широкие международные связи с организациями и фирмами в 50 странах.

Деформация собственности в нашей стране также повлияла на ее кооперативную форму, что проявилось в национализации, размывании принципов кооперации и ее характеристике как незрелой, вторичной.

Тем не менее, в силу своей специфики, кооперативная форма в рыночной экономике обладает более высоким потенциалом, чем государственная собственность, что определяет его преимущества (связь между вознаграждением и конечными результатами предприятия, самодостаточность, самофинансирование, демократические формы управление и более сильная мотивация к труду).

Исторически и логически, оригинальными принципами совместной собственности являются:

  • разделять базу для формирования фондов и фондов кооперативных предприятий;
  • участие членов кооператива в его деятельности своим трудом. Это относится ко всем видам сотрудничества;
  • право входить и выходить с возвратом имущества.

Кооперативная форма собственности является коллективной формой собственности, но она не утратила индивидуализма, что проявляется в связи между доходом и индивидуальным вкладом (долей). Отсюда и его более сильный мотивационный потенциал.

Тип коллективной собственности - акционерная собственность. Например, General Motors принадлежит 3 миллионам акционеров. Акционерная собственность является коллективной и в соответствии с методом происхождения, функционирования и экономических форм реализации. Исторически материальной основой возникновения акционерной формы была необходимость социализации, присущая крупному машиностроению. Но одного этого явно недостаточно. Высокий уровень кредитования также необходим для укрепления доверия. Долевое владение возникает на основе добровольного объединения средств различных слоев населения. Такое объединение становится основой для совместного коллективного создания в процессе функционирования акционерного предприятия доходов и их индивидуального присвоения в виде дивидендов. В пределах отдельного пакета акций (то есть количества акций, принадлежащих каждому акционеру), акционер получает свободу самостоятельно принимать решения, тем самым оказывая соответствующее влияние на перспективы развития предприятия. Акционерное имущество унаследовало частную собственность, не разрушая, а постоянно ее трансформируя, поэтому К. Маркс назвал ее «общей частной собственностью».

С определенной степенью условности мы можем выделить две основные модели акционерной собственности, которые существуют сегодня.

Англосаксонская модель: 20-30% акций являются неподвижными, они долго сдаются в руки нескольких владельцев, образуя контрольные пакеты; 70-80% акций являются мобильными, легко передаются из рук в руки и подлежат торговле на фондовом рынке.

«Континентальная» модель: постоянные акционеры имеют 70–80% ценных бумаг, а 20–30% выходят на рынок и рассматриваются инвесторами как объект временного размещения средств.

Принципиальным отличием этих моделей является роль фондового рынка. Первая модель предполагает, что новые контрольные пакеты могут быть сформированы из ценных бумаг, торгуемых на бирже. Биржа выступает здесь как «контрольный рынок», что делает судьбу каждого открытого акционерного общества зависимой от критериев эффективности, присущих этому рынку, самым высоким из которых является цена акций.

Инкорпорация в Украине постепенно приводит к формированию второй, «континентальной» модели владения акциями. Основные претенденты на акции практически любого преобразованного предприятия известны; все они стремятся владеть большими пакетами ценных бумаг. Таким образом, большинство акций связаны и не пойдут на «розничный» рынок. Продажа таких акций осуществляется «навалом» по результатам переговоров (поскольку речь идет о передаче контроля) и по ценам выше биржевых.

Долевое владение является наиболее совершенным, гибким и подходящим для крупномасштабного общественного производства. По происхождению и функционированию это социальная форма собственности, одновременно выступающая как личность. Это его достоинство и универсализм.

Интерес (мотивация) акционеров не полный, а частичный. Речь идет об относительной заинтересованности акционеров в функционировании всего акционерного капитала, который ограничен количеством средств отдельного пакета акций, а не всем капиталом.

В западных странах (исключая малый бизнес и сельское хозяйство) владение акциями стало почти универсальным - в этих странах оно охватывает почти 80% основных фондов и производимой продукции. Чисто государственные предприятия там редки. Они обычно работают в форме акционерного капитала, но считаются государственными, поскольку у государства есть контрольный пакет. Следовательно, государственная собственность развивается в направлении индивидуализации собственности, а частная собственность - в направлении социальных форм присвоения. Это диалектика.

Итак, ни одна из форм собственности не может быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои области наиболее эффективного применения. Государственная собственность успешно функционирует в областях с ограниченными рыночными возможностями стимулирования. Акционерные и кооперативные формы собственности целесообразны в тех случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большая концентрация средств, где необходимые средства для экономической деятельности могут быть получены и накоплены индивидуально.

В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяются и другие формы производства, такие как собственность общественных организаций, объединений, товариществ, церквей и т. д., Семейная собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, которая заключается в присвоении знаний, обмене научной информацией, культурой, искусством, изобретением, на основе которого становится возможной так называемая «утечка мозгов».

Развитие форм собственности на современном этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате которого появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о системе форм собственности.

Общей чертой любой формы собственности является ее индивидуализм, который лежит в основе двух важнейших функций собственности как важнейшего свойства экономической цивилизации:

  1. собственность определяет и фиксирует исключительную принадлежность определенных предметов к отдельным лицам, группам (нет «чужой» собственности!);
  2. собственность порождает не только интерес к активному использованию средств производства, но и ответственность за их судьбу, за их эффективное использование.

Экономические формы реализации имущества имеют большое практическое значение, к которым относятся:

  1. доход в виде прибыли, ренты, заработной платы, процентов;
  2. система экономических интересов;
  3. конечные национальные экономические результаты (удовлетворение потребностей членов общества, повышение благосостояния людей). Последнее интерпретируется по-разному: в условиях тоталитарной экономики как благодати государства; в рыночной экономике как результат труда собственных рук, знаний, умений, предпринимательства).

Место собственности в экономической реформе

Эволюция имущественных отношений в Украине

Рассматривая стратегию и тактику развития украинской экономики, качественные аспекты трансформационных преобразований, нельзя избежать глубокого анализа происходящего в отношениях собственности, поскольку речь идет о ключевой проблеме формирования рыночной экономики. Как далеко продвинулась Украина в своем решении и каков реальный результат более чем десятилетнего периода реформ? Формулировка этого вопроса является актуальностью выбранной темы. Экономическое возрождение происходит в Украине на фоне значительных перекосов в институциональном секторе экономики и сфере реального присвоения, острых социальных противоречий и других инверсий. На это неоднократно указывали ведущие отечественные экономисты-практики и ученые. Они единодушно называют основным фактором противоречий недостатки процесса приватизации, в результате которого не была достигнута главная цель разгосударствления собственности - существенное повышение эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса Украины. Кроме того, уровень решения многих проблем сущности, содержания и форм проявления приватизационных процессов не всегда адекватен требованиям задач социально-экономической политики в экономических системах промышленного типа. Данная статья является одной из попыток осветить вопросы, связанные с названными проблемами - разработкой и обоснованием механизмов корректировки и улучшения отношений собственности, которые сложились в Украине.

Достижение цели требовало решения следующих задач:

  • анализ социально-экономической ситуации в Украине и выявление ее основных причин и предпосылок;
  • Освещение хода приватизации в Украине с точки зрения соответствия ее целей и задач, а также глобальных тенденций результатам;
  • Разработка комплекса мер по исправлению и улучшению отношений реального присвоения, сложившихся в экономике Украины.

Формально есть все основания для довольно оптимистичных выводов. В 1992-2005 гг. 90,5 тыс. Объектов были денационализированы. В настоящее время более 80% промышленной продукции производится на негосударственных предприятиях. Малый бизнес развивается. В 2003 году насчитывалось 326 тысяч малых предприятий, 47,4 тысячи фермерских хозяйств, 1056 тысяч частных предпринимателей. Обращает на себя внимание следующий факт: сегодня почти 15 миллионов человек являются акционерами и владельцами земельных паев. В целом приватизация приусадебных участков завершена. Около 11 миллионов граждан стали их владельцами.

Можно предположить, что эти параметры отражают суть процесса трансформации - масштабы становления института частной собственности в экономике? И дело здесь не только в чисто экономических преимуществах - в способности экономической системы, основанной на принципах частной собственности, создавать эффективные стимулы для высокопроизводительного труда и в то же время обеспечивать концентрацию ресурсов для достижения наиболее важных цели. Также важно осознать другое: приоритет частной собственности также определяется ее ролью в освобождении человека, свободном развитии личности, в демократизации гражданских и политических отношений.

Очень важно учитывать принципы историзма, на основе которых происходит эволюционное развитие отношений собственности на Западе. Преобразования, проводимые в этой области, соотносятся с соответствующими принципами. Есть несколько аспектов этой проблемы. Первое - это согласование изменений отношений собственности с логикой цивилизационного процесса, его гуманизацией, подчинением интересам человека, его всестороннему развитию. Второй аспект - это необходимость учитывать еще одну цивилизационную тенденцию развития имущественных отношений, связанную с изменением доминирующего объекта собственности. В отличие от индустриальной цивилизации, где доминирующим объектом собственности являются искусственные предметы производственного назначения, перед инструментами труда в постиндустриальной цивилизации такой доминирующий объект становится информацией, содержащей затраты преимущественно интеллектуального труда, и является основа интеллектуальной собственности человека. В-третьих, моментом, который определяет логику эволюционных изменений в отношениях собственности, является их демократизация. Процесс демократизации собственности многогранен по своему содержанию. В первую очередь это связано с комплексным развитием корпоративной собственности. В западных странах доля продукции, производимой на предприятиях с корпоративной формой собственности, в общем объеме реализуемой продукции составляет 80-90%. В начале 1950-х годов в США было около 6 миллионов акционеров. Сегодня их число приближается к 50 миллионам. Как правило, в западных странах каждый третий взрослый гражданин является акционером. Все понимают роль и значение малых предприятий в демократизации отношений собственности, на долю которых в некоторых западных странах приходится 40 и более процентов выпускаемой продукции.

Наконец, процесс демократизации собственности также осуществляется на основе качественных преобразований механизма функционирования государственной собственности, в которых в некоторых западных странах по-прежнему сосредоточена довольно значительная часть социального капитала. Общая тенденция цивилизационного развития - постепенное отделение собственности от власти (прежде политической). Суть этой проблемы сводится к тому, в чьих интересах используется государственная собственность. При тоталитарном социализме государственная собственность фактически функционировала в форме государственно-бюрократической. Напротив, в государстве, регулируемом верховенством права, соответствующая форма собственности подчинена национальным интересам, а это означает, что реальное отделение собственности от власти возможно только на основе установления и укрепления демократических основ развитие общества. При отсутствии реальной демократизации государственная собственность обязательно будет использоваться в прямо противоположных интересах.

Сказанное позволяет глубже понять острые проблемы украинской экономики, в частности, они касаются коррекции структурных деформаций в отношениях собственности, которые сложились в процессе приватизации. Они позволяют лучше понять суть существенных просчетов предыдущей стратегии реформ: делается ставка на то, что полноценные отношения частной собственности будут создаваться непосредственно в результате процесса приватизации и что эти отношения станут основой Вся система проводимых рыночных реформ. К сожалению, такого результата нет. Даже поверхностный анализ этой проблемы указывает на несоответствие между намерениями и достижениями. Общий вывод очевиден: приватизация без олицетворения собственности (и это решающий результат) является основой не цивилизованного рынка, а теневой коррумпированной экономики.

Важно понимать ошибки и просчеты, сделанные в начале реформ. Прежде всего, речь идет о непонимании того, что системная реструктуризация собственности является наиболее сложным и многогранным процессом, который не ограничивается реформой правовых отношений присвоения (а приватизация касается только этого), но включает в себя соответствующие изменения реальным способом владения и использования человеком различных ценностей (не только материальных, но и духовных), характера потребления произведенного продукта, специфики обмена и распределения, а также управления экономические процессы и многое другое.

Отсутствие глубоких традиций законной частной собственности, тот факт, что за более чем 70 лет экономические ценности граждан изменились на противоположные тем, которые формируются на основе частной собственности, должным образом не учитывалось. Это означает, что, за исключением западных регионов, в Украине практически не было и не могло быть людей, которые знали бы «другое» жизни (как это было, например, в Польше, Венгрии, Чехии и других странах). постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы).

Особая острота этой проблемы становится очевидной, если мы коснемся частной собственности на землю (на самом деле, это основа всей системы отношений собственности, ее основной стержень. Я имею в виду чисто российское явление системы "общественных" земель владение, которое было внедрено в украинский народ в течение нескольких веков. Это обстоятельство коренным образом отличало Российскую империю, а это означает, что Украина от европейской цивилизации привела к ее отставанию. Это в полной мере относится к широкому кругу вопросов, которые характеризуют психологические и Культурная часть предыдущего развития общества, преобладающая ментальность людей не только по своему содержанию, но даже за своим глубоким смыслом могла лишь диаметрально противоположно всему, что Макс Вебер назвал «духом капитализма». Напомним, что на Западе система частных отношений строилась именно на этом феномене общественного сознания. Хорошо понимая русский менталитет, Нобелевский лауреат В. Леонтьев заявил, что России понадобится еще как минимум 70 лет, чтобы воссоздать полноценную систему институтов частной собственности.

Другая стратегическая ошибка заключалась в том, что они не принимали во внимание глубокие изменения, которые произошли в системе отношений собственности в период Горбачева, в частности в 1985-1991 годах. Это еще один важный компонент, который значительно отличает постсоветские страны, в т.ч. и Украина, из той же Польши и других стран Центральной и Восточной Европы, хотя при определении идеологии приватизации необходимо было это учитывать. Суть дела в том, что де-факто процесс разгосударствления и приватизации в Украине начался не с принятия соответствующего законодательства (в 1992 году), а в эпоху Горбачева. Другое дело, что это была не официальная, а теневая, неформальная, номенклатурно-бюрократическая приватизация. Главным было усыновление еще в 1987-1988 годах. законы «О трудовых коллективах» и «О государственном предприятии», согласно которым имущество государственных предприятий было передано в управление трудовым коллективам, от имени которых выступала администрация заводов и заводов, а по сути - их руководителей. Подобные процессы происходили в связи с формированием на базе крупных государственных предприятий малых предприятий и кооперативов, в большинстве механизмов выполнявших роль перевода финансовых ресурсов в непроизводственную сферу, а точнее для частного использования. Неофициальная теневая приватизация проводилась по другим каналам. Особое место в этом процессе занимают быстрая приватизация номенклатуры (1989-1991 гг.) Системных банков Украины, так называемый партийный и комсомольский бизнес, аренда, функционирование совместных предприятий и т. д. Кульминацией последних лет Горбачевский период был полным упадком государственной власти, которая ранее опиралась исключительно на диктатуру партии. Когда власть рухнула, контроль партийно-экономической номенклатуры и государственной бюрократии над ключевыми позициями государственной собственности приобрел свои окончательные контуры: частно-номенклатурная собственность, выросшая на теневых связях, фактически стала доминирующей.

Все это не могло не сказаться в корне на особенностях процесса приватизации в постгорбачевский период, который по своему содержанию оказался не первичной денационализацией, а перераспределением собственности, которая фактически уже принадлежала частным лицам. Законы Украины о приватизации, принятые в 1992 году, не учитывали это. И этому есть объяснение. На начальном этапе периода трансформации (1992-1994 гг.) Не только правовая логика, но и официальная политика денационализации и приватизации определялась в основном людьми, непосредственно и непосредственно вовлеченными в теневое перераспределение собственности в период Горбачева. Естественно, эти лица не стремились к официальной легализации теневых связей, сложившихся в предыдущие годы, с помощью которых утвердилась частная номенклатурная собственность, которая к тому времени стала доминирующей. Этому было много объяснений, в том числе и политических. Однако основным из них был экономический интерес - незаконная собственность создала возможность быстрого личного обогащения без адекватной ответственности за его эффективное использование. Собственность без ответственного собственника - это качественно новая система экономических отношений, малоизвестная в мировой практике. В то же время никто еще не описал новый менталитет, новый экономический взгляд и новый образ жизни соответствующих экономических субъектов. Это, по сути, сформировало новое, что было получено на «выходе» нового этапа приватизационного процесса.

Концепции собственности в Украине

Рыночная трансформация украинской экономики требует четкого определения прав собственности, которые в настоящее время очень слабо санкционированы. На это есть несколько причин. Во-первых, в этот период роль изменчивости и нелинейности в отношениях собственности велика, когда результаты влияния определенного фактора при наличии других влияний часто оказываются непредсказуемыми не только с точки зрения их последствий, но даже для их классификации в обычной системе координат. Во-вторых, несложная институциональная структура не позволяет четко определить права разных собственников, их роль, значение и ответственность по отношению как к обществу, так и к другим собственникам.

Ярким и довольно типичным примером здесь является «деятельность» трастовых компаний, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, которые собрали десятки триллионов карбованцев у своих инвесторов, но не могут выплатить обещанные дивиденды или даже вернуть свои депозиты. Долг всех таких бизнес-структур перед гражданами и юридическими лицами достигает 28,2 трлн. В-третьих, в силу вышеуказанных причин оказывается очень проблематичным раскрыть процесс формирования собственности и четко определить суть той или иной формы присвоения, не говоря уже о спецификации прав собственности.

В теории прав собственности центральное место занимает теорема Р. Коуза, связывающая права собственности, затраты на трансформацию и структуру производства. Суть его заключается в следующем: если права собственности четко определены (определены) и трансакционные издержки равны нулю, то распределение ресурсов (структура производства) останется неизменным независимо от изменений в распределении прав собственности, если мы проигнорируем эффект дохода.

Страны с переходной экономикой, в состав которых входит украинская экономика, характеризуются состоянием, сформулированным А.В. Бузгалин как следствие теоремы Коуза: если трансакционные издержки высоки (например, они составляют величину, близкую к стоимости трансформации), а права собственности плохо определены, то распределение ресурсов (и, следовательно, структура и эффективность производства) ) будет существенно зависеть от распределения прав собственности.

Значение экономической теории прав собственности можно резюмировать следующим образом. С одной стороны, это показывает и в определенной степени доказывает, что в настоящее время отношения присвоения функционируют через свои правовые формы. С другой стороны, это позволяет нам выделить критерий для разграничения различных форм собственности и организационно-экономических субъектов на их основе. Этим критерием является сама структура прав собственности в той или иной форме присвоения, «работающая» в двух направлениях: владелец - не владелец и с точки зрения объема прав владельца. Последнее выражается в различных сочетаниях прав собственности, что позволяет классифицировать предпринимательские структуры.

Анализируя другие экономические концепции, такие как кейнсианские, неолиберальные и т. д., мы можем сказать, что они не ставят проблему собственности во главу угла проблемы.

Частная собственность на средства производства является основным элементом рыночной экономики. Его историческая стабильность объясняется некоторыми особенностями, которые отсутствуют во всех других формах собственности.

По словам известного венгерского ученого Я. Корнаи, частный сектор состоит из четырех компонентов: домохозяйство как экономическая единица, продукты и услуги которой используются для удовлетворения собственных потребностей; формальные частные предприятия, действующие в соответствии с их правовым статусом и имеющие разный размер, от предприятия с одним работником до гигантских фирм; Частные предприятия в «теневой» экономике, которые подлежат производству и оказанию услуг, осуществляются без специального разрешения властей, в том числе для нужд официальных частных или государственных предприятий. Наконец, использование частной собственности или личных сбережений любым способом, начиная с аренды частной собственности и заканчивая стрельбищами и заканчивая кредитами наличными между двумя лицами.

Мировой опыт показывает, что частная собственность является отправной точкой в ​​организации малого бизнеса, который является «спусковым крючком» любой рыночной экономики.

Если частная собственность в ее классической форме, разделяющей ее, дезинтегрирует общество в производственных терминах, то ее новая форма (корпоративная) создает экономические предпосылки для социальной интеграции, что в то же время порождает сложные социальные проблемы. На это следует обратить внимание, поскольку в странах бывшего СССР, а также в Восточной Европе происходит своего рода ренессанс частной собственности, интенсивное возрождение различных форм ее функционирования.

Вывод:

В своей наиболее общей форме собственность - это отношения между экономическими агентами в отношении присвоения экономических ресурсов и потребительских товаров, причем последние являются производными от первых.

Все известные в истории экономические системы имеют свой набор форм собственности. В настоящее время во всем мире формы собственности отличаются, прежде всего, таким критерием, как его юридическое лицо. С этой точки зрения, прежде всего, выделяют частную и государственную собственность, которая имеет много разновидностей.

Какая форма собственности лучше, можно судить по следующему критерию: какая из форм обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленном будущем более высокую эффективность общественного производства, более высокий уровень жизни и удовлетворение потребностей населения. населения, но всегда с учетом социально-экономических и экологических показателей качества жизни.

В настоящее время, согласно совокупности этих показателей, предпочтение следует отдавать, конечно же, частной собственности, которая является ядром развитой рыночной экономики западных стран.

Развитая рыночная экономика, которую стремятся построить все страны с переходной экономикой, основана на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне естественно, что превращение отношений собственности через приватизацию является ключевым моментом в превращении плановой экономики постсоциалистических стран, в том числе Украины, в рыночную экономику.