Отечественный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности

Содержание:

  1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
  2. Концепция национальной безопасности
  3. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики
  4. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 12.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы узнаете сколько должно быть страниц в курсовой работе:

 

Сколько страниц должно быть в курсовой работе

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Ценовые войны в теории и на практике
Платежный баланс РФ: структура и тенденции
Концепция экономической безопасности и ее реализация в России
Типология экономических систем

Введение:

Устойчивое и динамичное развитие отечественной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках тесно связаны с национальной экономической безопасностью.

Концепция «национальной экономической безопасности» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы основных действующих лиц в рамках экономических традиций и ценностей государства.

Вопрос обеспечения экономической безопасности России как необходимого условия возрождения привлекает все большее внимание политиков, ученых и самой широкой части населения. Такое внимание не случайно.

Масштабы угрозы и даже фактический ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, выдвинули эти проблемы на передний план общественной жизни.

Попытки преуменьшить легкость и угрожающие опасности здесь не допускаются. Роль науки в разработке концепции экономической безопасности очень велика и ответственна. И речь идет не только об устных упражнениях, но и о красивых формулах, различных видах классификации угроз - внешнем и внутреннем, долгосрочном и актуальном поиске. Принципиально важно прояснить природу проблемы, выявить реальные угрозы и предоставить надежный и эффективный способ борьбы с ними.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является условием национальной независимости, социальной стабильности и эффективности и залогом успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

Понятие и сущность экономической безопасности

Экономическая безопасность является частью системы национальной безопасности всей страны. Влияет практически на все аспекты национальной, социальной и экономической жизни. Его развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования государственной системы национальной безопасности.

Распад системы национальной безопасности Советского Союза разрушил концептуальные, стратегические, организационные и институциональные основы, которые защищают интересы государства-нации России как наследников Советского Союза. Старая парадигма национальной безопасности с ее идеологией, особым пониманием интересов государств-государств и системой стратегических приоритетов больше не могла отвечать новым идеям о структуре национальной безопасности.

Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, которые произошли в ходе реформ постсоциалистического экономического пространства, являются основополагающими и охватывают весь спектр отношений и структур в области национальной и международной безопасности.

Учитывая долгосрочные стратегические аспекты, объективно формируется следующий элемент новой парадигмы, возникающей при переходе к рыночной экономике:

  1. Переход системы международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов.
  2. Переход от конфронтационной идеологии и структуры национальной безопасности к модели, основанной на партнерстве и равноправном международном сотрудничестве.
  3. Дополнение принципа охраны территории принципом обеспечения личной безопасности.

Концепция национальной безопасности в новом демократическом государстве начала формироваться вскоре после распада Советского Союза.

В 1992 году был принят «Закон о безопасности» Российской Федерации, определяющий его основные понятия и элементы. Сформулированные концепции безопасности, ключевые преимущества и определенные триады ключевых объектов безопасности (люди, общества, государства). Государства, действующие в этой области через правительственные законодательные органы, правительственные учреждения и судебные органы, были определены в качестве ключевых субъектов безопасности. Угрозы безопасности определяются как совокупность условий и факторов, представляющих опасность для личных, социальных и национальных интересов. Фактическая потенциальная угроза объектам безопасности из внутренних и внешних источников была изолирована.

Закон обеспечивается единой государственной политикой в ​​этой области с системой экономических, политических, организационных и других средств, которые надлежащим образом отражают угрозы важным интересам отдельных лиц, общества и всего государства.

Отечественный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности

В качестве основных принципов обеспечения безопасности закон 1992 года определяет:

  1. Законность.
  2. Поддерживать баланс важных личных, социальных и национальных интересов. Индивидуальные, социальные и национальные обязанности по обеспечению безопасности.
  3. Интеграция с международными системами безопасности.

Следует отметить, что попытки создать новую парадигму национальной безопасности на раннем этапе становления суверенной России основывались на романтической и несколько примитивной идее о том, что в современном мире нет реальных вызовов и угроз. Факт острой международной экономической конкуренции, конфликта между властью и интересом, не исчез, но он игнорирует конфликты и противоречия современной мировой системы, которые меняют ее состав. На основе концепции баланса интересов, партнерств и моделей международного сотрудничества, принципа защиты прав человека и личной безопасности при идеализации этих положений, а также нехватки ресурсов и механизмов, необходимых для защиты национальных интересов страны Таким образом, попытки выстроить истинную политику привели к серьезному отказу от геополитического и геоэкономического статуса страны.

В то же время возникли принципиально новые и опасные угрозы как на политической, так и на экономической арене. Поэтому работа по формированию новой парадигмы национальной безопасности в России не прекращалась.

В середине 1994 года при поддержке Совета Безопасности были приобретены необходимые национальные полномочия, и началась разработка концепции экономической безопасности. Это было провозглашено в начале 1995 года как Стратегия национальной экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и вступило в силу Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года №. 608.

Период 1995-1997 гг. Многие основные положения ранее объявленной парадигмы национальной безопасности были раскрыты. Разработанная система включает в себя определение концепции национальной безопасности как вспомогательной структуры, которая напрямую связана с мышлением государства, его ценностями и традициями, а также его многовековыми интересами. На основе этой концепции была сформирована стратегия национальной безопасности. Он отражает основные цели страны, приоритеты и полный спектр значительных выгод. Стратегия охватывает до 50 лет.

Руководствуясь концепциями и стратегиями, государству и его филиалам была предоставлена ​​возможность посредством осуществления политики национальной безопасности разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы национальной безопасности в ключевых областях их осуществления. Новая концепция национальной безопасности утверждена Указом Российской Федерации 17.

Концепция национальной безопасности

Концепция национальной безопасности Российской Федерации наряду с факторами военной мощи продвинулась в условиях многополярного мира, в котором возрастает роль экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных условий.

Концепция учитывает усиливающуюся международную конкуренцию за владение природой, технологиями, информационными ресурсами и рынками сбыта. В то же время баланс между положительными и отрицательными аспектами нынешней фазы формирования многополярного мира является мобильным, что повышает уровень требований к политическому и экономическому здравому смыслу.

Эта концепция впервые вводит понятие национальных интересов в словарь официальных документов, предлагает достаточно полное их определение, обеспечивает комплексную систематизацию возможных реальных угроз и защищает национальную безопасность страны.

В концепции четко говорится о важности национальных интересов России в сфере экономики. В связи с этим комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на основе стабильного функционирования разнородной высокотехнологичной экономики, обладающей высококачественным сырьем в основных секторах экономики, вооружением в армии. Конкурентоспособные товары, которые могут обеспечить, социальная сфера населения и потребительские товары и услуги, а также внешняя торговля.

Новая версия концепции национальной безопасности, принятая Указом Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года, учитывает последние события того времени, определяет национальные интересы в ключевых областях и угрозы для защиты национальной безопасности. И определить механизм точнее и точнее.

В частности, в экономическом секторе угрозы являются сложными: значительное сокращение валового внутреннего продукта, сокращение инвестиций, потенциал для инновационной деятельности и науки и техники, стагнация в сельскохозяйственном секторе, несбалансированные банковские системы, внешние и внутренние, рост государственного долга, экспортные поставки топлива и сырья и энергетических компонентов, а также импортные поставки - товары первой необходимости и фармацевтические препараты для продуктов питания и потребительских товаров.

Ослабление научно-технического и технического потенциала страны, сокращение научных исследований в стратегически важных областях научно-технического развития, отток иностранных специалистов, ученых и интеллектуальной собственности. Угрожает России потерей лидерства, падением высокотехнологичных отраслей, усилением зависимости от внешних технологий и ослаблением обороноспособности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских амбиций многих субъектов Российской Федерации, усиления политической нестабильности, разрушения общего экономического пространства и его важнейших факторов, производства. Это ослабит технологии, транспорт, финансы, банковское дело, кредит и налогообложение.

Экономический коллапс, социальная дифференциация общества и девальвация духовной ценности усилили напряженность в отношениях между регионом и федеральным центром, угрожая федеральной и социально-экономической структуре Российской Федерации.

Угроза публичной криминализации особенно остра. Значительные просчеты, сделанные на ранних этапах реформ в экономике, военной, правоохранительной и других сферах государственной деятельности, способствуют росту преступности и коррупции. Последствиями этих просчетов являются ослабление правового контроля за состоянием страны, интеграция определенных элементов административной и законодательной власти с криминальной структурой, а также последних в области банковского дела, крупных корпораций, торговых организаций и распределительных сетей.

Угрозы национальной безопасности также вызваны глубоким расслоением богатых и доминирующих граждан с низким доходом в узком кругу, увеличением доли населения, живущего за чертой бедности, и ростом безработицы.

В настоящее время основными задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  1. Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности.
  2. Внедрение оперативных и долгосрочных мер по предотвращению нейтрализации внутренних и внешних угроз.
  3. Обеспечение национального суверенитета и территориальной целостности и безопасности границ.
  4. Экономический рост и уровень жизни населения, самостоятельные социально ориентированные экономические курсы.
  5. Преодоление научно-техническойи технической зависимости страны от внешних источников.
  6. Обеспечение общего состояния безопасности людей и граждан и защита его конституционных прав и свобод.
  7. Улучшение системы государственной власти, федеральной и местной автономии, всех уровней права.
  8. Формирование гармоничных международных отношений.
  9. Правоприменение, поддержание общественно-политической стабильности общества.
  10. Строгое соблюдение законодательства всеми гражданами, государственными служащими, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.
  11. Равное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира.
  12. Поднятие и поддержка государственной обороны на достаточно высоком уровне.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

  1. Создать благоприятные условия для международной интеграции российской экономики.
  2. Расширить рынок сбыта российской продукции.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутрихозяйственной деятельности следует учитывать:

  1. Правовая поддержка реформ и создание эффективных механизмов контроля за соблюдением национальных законов.
  2. Более жесткое государственное регулирование в экономике.
  3. Совершение необходимых шагов для преодоления последствий экономического кризиса, поддержания и развития научного, технического, технического и производственного потенциала, снижения вероятности технических катастроф и перехода к экономическому росту.
  4. Повышение конкурентоспособности промышленной продукции и улучшить благосостояние населения.

Переход к высокоэффективной, социально ориентированной рыночной экономике осуществляется путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг для максимизации благосостояния общества и всех граждан.

Подчеркнуты задачи, связанные с устранением трансформации структуры российской экономики, при поддержке отраслей, составляющих основу селекционной экспансии, обеспечивающей более быстрый рост производства высокотехнологичной и высокоперерабатываемой продукции:

  1. Обеспечение полной занятости населения.
  2. Необходимо усилить государственную поддержку инвестиционной и инновационной деятельности.
  3. Принять меры по созданию устойчивой банковской системы, отвечающей реальным экономическим интересам.
  4. Облегчить корпоративный доступ к долгосрочным кредитам для финансирования капитальных затрат, фактической государственной поддержки и реализации целевых программ по реструктуризации промышленности.

Как никогда прежде, приоритетом является ускорение развития высококонкурентных отраслей и отраслей и расширение рынка высокотехнологичной продукции. Для их решения необходимо предпринять шаги по содействию передаче новых военных технологий в частное производство и по внедрению механизмов выявления и разработки передовых технологий, которые сделают российские компании более конкурентоспособными на мировом рынке.

Концентрируя финансовые и материальные ресурсы в приоритетных областях науки и техники, оказывая поддержку крупным научным школам, ускоряя формирование научно-технических резервов и национальной технологической базы, привлекая частные средства для этих целей, важно организовать фонды и использовать субсидии и т.д., программы развития приоритетов для областей с высоким научно-техническим потенциалом, национальной защитой интеллектуальной собственности в стране и в других местах. Безопасное проживание, научно-техническое расширение публичной сети коммерческой информации, создание равных условий для роста и конкурентоспособности бизнеса независимо от форм собственности, растущего социального благосостояния, прогрессирующей науки и образования, духовной и социальной морали. Разработка, защита прав потребителей.

Следовательно, обеспечение экономической безопасности имеет важное значение для укрепления государства, реалистичного обеспечения социального обеспечения и развития механизмов коллективной ответственности и демократического и социального партнерства.

Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики

Между экономической безопасностью и системой интересов государства и государства существует тесная связь. Связь между экономическим потенциалом государства и вопросами экономической мощи заключается в категориях интересов государства и государства. Состояние национального генофонда, состояние и состояние физического здоровья и социально-культурного благополучия. Геополитическое и геоэкономическое положение страны в современном мире.

К сожалению, на первом этапе экономических реформ в России вопрос соблюдения интересов государства-государства России не поднимался. Сама рыночная реформа считалась первоочередной задачей, а вопрос о вариантах ее реализации игнорировался.

Государственные интересы можно определить как важные интересы всех этнических и социальных групп общества. Это:

  1. Исторически самоопределение как единой нации в цивилизованном и культурном смысле.
  2. Политически оно исторически организовано как нация.

Под экономической безопасностью понимается надежная защита интересов государства в экономике от внутренних и внешних угроз и экономического ущерба, обеспечиваемого всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая правоохранительные и специальные службы.

Состояние экономической безопасности оценивается по перечню параметров, критериев и показателей, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Помимо этих ценностей, как свидетельствует много зарубежного опыта, система теряет способность динамично развиваться и конкурировать на внутреннем и внешнем рынках, подвергается расширению иностранных и многонациональных монополий и подвержена коррупции и преступность усиливается.

Тип экономической безопасности зависит от области и сектора экономической деятельности и соответствующего рынка. Реальный сектор экономики в основном говорит о промышленности и технологии, промышленной безопасности. Однако эти области не охватывают все эти типы проблем. В то же время необходимо учитывать, кто распределяет и перераспределяет национальное богатство государства в интересах него, приватизации государственной собственности и неиндустриализации экономики. Под давлением дешевого импорта, экспортного потенциала и того, как используется внутренний рынок.

Энергетические проблемы современной экономики требуют разделения энергетической безопасности на самостоятельные формы. Это связано как с ограниченной и высокой стоимостью источников энергии, так и с конкуренцией между производителями энергии и энергопередающими сетями за контроль над этими ресурсами. Сегодня энергетическая политика во всех частях мира глобализирована и является одной из основных целей геополитического и глобального экономического планирования.

Безопасность инфляции отражается в росте цен. Но это обычно связано с общим фискальным потоком и балансом экономики. Повышение цен может отражать состояние финансовых рынков, валютных рынков, условий бюджета, национальной торговли и платежных балансов. Таким образом, общий инфляционный потенциал экономики, которая развивается в результате целостности факторов, как правило, говорит о финансовой безопасности, и его особыми признаками являются инфляция, валюта и бюджеты, банки, рынки ценных бумаг.

Независимые виды формируют внешнюю экономическую безопасность посредством взаимодействия внутренней и мировой экономики, внутренних и внешних рынков. Это отражается на конкурентоспособности отечественных экспортеров, отечественных производителей и экономики в целом, а также на показателях внешней торговли в структуре ВВП, годовых платежах и результатах торгового баланса, динамике и структуре объема торговли.

Все большую роль в современной экономике играет интеллектуальная безопасность. Безопасность в этой области должна быть достигнута посредством патентной защиты и таможенных правил.

Другой тип экономической безопасности - информационная безопасность. Это особая роль информации и информационных технологий на современных рынках, в организациях бизнеса.

Сегодня проблемы, связанные с глобализацией мировой экономики, играют важную роль. Глобализация - это объективный процесс. В настоящее время об этом много говорят, и это смутно ценится. Нет сомнений в том, что концепция объективной глобализации и парадигма, регулируемая сегодня под эгидой Соединенных Штатов и их геополитических партнеров, нуждаются в полном регулировании. Процесс глобализации следует и сфокусирован на неолиберальной парадигме, отражающей интересы ключевых заинтересованных сторон в глобальной экономике.

Важно, чтобы Россия выработала собственное видение своей позиции в глобализации, чтобы построить правильную географическую стратегическую концепцию в глобализации. Без концепций и агрессивной внешнеэкономической и политической деятельности эта нация наверняка обошла бы современное мировое экономическое пространство.

Индивидуальные соображения должны учитывать субъективную структуру мировой экономики. Для этого вам необходимо проанализировать:

  1. Процесс интеграции нации в союз.
  2. Международный капитал, транснациональные корпорации (ТНК) и банки как организационно-правовая форма.
  3. Регулирующая и координирующая Международная Экономическая Организация.

Экономически развитые государства и их различные формы интеграции привели к деятельности многонациональных предприятий, происхождение или основы которых каким-то образом связаны с соответствующими национальными интересами экономического, дипломатического и часто военно-политического характера. Наиболее влиятельные страны МВФ, ВТО, МБ и других международных экономических организаций оказали решающее влияние на их деятельность. С другой стороны, Международная экономическая организация, с другой стороны, продемонстрировала финансовую и экономическую многостороннюю поддержку политики западных стран, особенно Соединенных Штатов. С другой стороны, они активно формируют институциональную базу нового экономического мирового порядка, в котором доминируют многонациональный капитал и международные финансовые рынки.

Интересы государств-наций крупнейших наций мира, конкурентная позиция национальной экономики или ее союзов, интересы многонациональных предприятий остаются важнейшими приоритетами и мотивами действий в международных отношениях.

Содержание экономической безопасности раскрывается через ключевые понятия, относящиеся к категориям угроз и параметров, стандартам и показателям экономической безопасности.

Методологический ключ к классификации угроз экономической безопасности содержится в национальной стратегии экономической безопасности (основные положения):

  1. Усиление имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и социальную гармонию. Относительный баланс социальных интересов может быть спутан в результате:
  • сокращение общества в узкий круг доминирующей группы богатых и бедных и не сможете убедить своих будущих людей;
  • увеличение доли городской бедноты по сравнению с деревнями, создание социальной и криминальной напряженности и почвы;
  • широкое распространение в России относительно новых негативных явлений - наркомания, организованная преступность, проституция и т.д.;
  • увеличение количества безработных. Это может привести к социальному конфликту;
  • плата заработной платы, пенсий и пособий, приостановление деятельности и т.д.
  1. Трансформация структуры российской экономики обусловлена ​​следующими факторами:
  • укрепление направления топлива и сырья в экономике;
  • задержка освоения при добыче полезных ископаемых;
  • большинство отечественных товаров имеют низкую конкурентоспособность;
  • снижение производства в ключевых областях производства, в основном в машиностроении;
  • снижение эффективности, расширение технической унификации научных исследований и разработок, разрушение созданных научных коллективов, и на основе этого подорван научно-технический потенциал России;
  • конквация зарубежными компаниями многих видов товаров народного потребления и фармацевтики на российском внутреннем рынке;
  • приобретение российских компаний иностранными компаниями для продвижения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;
  • увеличение внешнего долга России и, как следствие, увеличение расходов бюджета на погашение.
  1. Угроза неравномерности социально-экономического развития региона определяется следующими важными факторами:
  • объективные различия на уровне регионального социально-экономического развития, спадов, кризисов и наличия социально-экономически углубленных районов, структурных изменений в промышленном производстве, с резким снижением доли обрабатывающей промышленности;
  • нарушение производственных и технических связей между компаниями в разных уголках России;
  • увеличение разрыва в уровнях производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами в Российской Федерации.
  1. Причины криминализации социально-экономической деятельности заключаются в следующем:
  • увеличение безработицы, потому что большая часть преступлений совершается людьми, которые не имеют определенного источника дохода;
  • интеграция части бюрократии государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа к преступным организациям для управления конкретными долями производства и проникновение различных форм власти;
  • ослабление системы государственного управления, которая в области приватизации, операций импорта/экспорта и торговли всегда приводит к расширению криминальной структуры внутренних финансовых рынков.

Предотвращение или смягчение последствий угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, которые подрывают стабильность социально-экономической системы государства.

Теоретически вопрос параметров, критериев и показателей экономической безопасности тесно связан с результатами функционирования экономики в целом.

Параметры макроэкономической активности называются переменными, которые характеризуют ту или иную версию макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса или предложения; в рамках политики регулирования спроса - политика валютного курса, фискальная и тарифная политика).

В области денежно-кредитной политики это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса соотносится с ростом цен), динамика денежной массы, скорость обращения денег и процентные ставки. В области фискальной политики это налоговые ставки, налоги, государственные расходы, государственные субсидии и размер бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть очень требовательными в критические периоды экономического развития. Жесткость денежно-кредитной политики связана с ограничениями денежной массы, бюджетно-налоговой политикой, ограничением государственных расходов и уровнем налогов.

Наиболее эффективный результат экономической функции измеряется тремя общими экономическими критериями:

  • инфляция;
  • экономический рост (рецессия);
  • безработица.

На основании этих критериев рассчитываются показатели инфляции, экономического роста (рецессии) и безработицы. Это исходные параметры, из которых может быть разработана достаточно репрезентативная система показателей, учитывающая различные факторы макроэкономики на разных уровнях детализации.

Рекомендуется использовать такие показатели, как процентные ставки, наиболее важные данные баланса (государственный бюджет, торговля, платежи), размер внутреннего государственного долга, внешний долг.

На основании этих критериев составляется примерный перечень параметров порогов экономической безопасности, что позволяет отслеживать их состояние и динамику, а также обеспечивать контроль. Мы рекомендуем вам включить в этот список индикатор, который наиболее точно отражает агрегированное местоположение:

  1. Динамика и структура валового внутреннего продукта, объем и темпы промышленного производства, сектор экономики и региональная структура, динамика отдельных отраслей, капиталовложения и т.д.
  2. Состояние природных ресурсов, производственного, научно-технического потенциала страны.
  3. Способность экономических механизмов адаптироваться к изменениям внутренних и внешних факторов (инфляция, дефицит государственного бюджета, влияние внешних экономических факторов, стабильность внутренней валюты, внутренний и внешний долг и т.д.).
  4. Степень развития финансово-кредитной системы.
  5. Качество жизни населения (ВВП на душу населения), уровень безработицы и различия в доходах, предоставление материальных товаров и услуг для ключевых групп населения, условия окружающей среды и т.д.

Таким образом, существует ряд количественных и качественных показателей, позволяющих объективно и всесторонне оценить уровень экономической безопасности не только в целом по стране, но и в каждом регионе.

Заключение

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач страны. Само понятие экономической безопасности само по себе означает защиту экономических и социальных интересов граждан. И обеспечение этой безопасности является основной функцией государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, всесторонне учитывает все аспекты социально-экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан и устраняет эти опасные последствия Мы поддерживаем разработку программ.

Эта статья разъясняет определение и характер национальной экономической безопасности. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности.

Учтены основные положения концепции национальной безопасности, ее приоритеты и методы их реализации на современном этапе развития российской экономики.

Охарактеризованы основные критерии и показатели экономической безопасности национальной экономической системы.

Проведен анализ основных показателей экономической безопасности России, который выявил существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития:

  1. Рост валового внутреннего продукта гарантируется «сырьевой» отраслью.
  2. Демографические показатели ухудшаются с каждым годом. Численность населения, естественный прирост, продолжительность жизни, качество потоков иммигрантов.
  3. Уровень преступности, особенно количество тяжких преступлений и взяточничества, растет.
  4. Уровень доходов населения не позволяет достойной жизни гражданам России.
  5. Износ основных фондов ухудшает энергетическую безопасность.
  6. В результате вступления России в ВТО конкурентоспособность российских производителей может быть серьезно нарушена.

Эти выводы поднимают вопрос о необходимости комплексного и детального подхода к обеспечению экономической безопасности России.