Особые экономические зоны: мировой опыт

Содержание:

  1. Теоретические основы создания и развития свободных экономических зон
  2. Цели и условия создания свободных экономических зон
  3. Классификация свободных экономических зон
  4. Мировой опыт функционирования свободных экономических зон
  5. Особенности развития и функционирования свободных экономических зон в РФ
  6. Государственная политика создания и регулирования особых экономических зон в РФ
  7. Таможенное и налоговое законодательство в отношении формирования и поддержки особых экономических зон
  8. Перспективы становления и развития свободных экономических зон в РФ
  9. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 22.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться оформлять отчёт по практике по бухгалтерскому учету:

 

Как написать отчет по практике по бухгалтерскому учету

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономическая оценка уровня экологической опасности систем питьевого водоснабжения
Торговый и платёжный баланс страны, их взаимосвязь и регулирование
Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России
Концепция социально-ориентированного рынка: мировой опыт и реализация в РФ

 

Введение:

 

Свободные экономические зоны (ОЭЗ) являются важным институтом мировой экономики, который является одним из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран это нетрадиционная форма расширения участия в международном разделении труда. Свободные экономические зоны создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, увеличения доходов в иностранной валюте, обеспечения доступа к валютным технологиям, улучшения платежного баланса и, в конечном итоге, улучшения национальной экономики и более тесной интеграции в мировую экономику.

Свободные экономические зоны распространены в мировой экономической практике. По оценкам экспертов, в 2004 году более 25 различных экономических зон по всему миру, в том числе около 1500 деловых районов, более 700 регионов экспортного производства, включая зоны свободной торговли, около 450 научных и промышленных парков и около 700 зон специального назначения. Это было. (оффшорные центры, зоны отдыха, эколого-экономические зоны, туристические центры и т. д.).

Общий объем экспорта товаров исключительно из регионов экспортного производства увеличился с 17 млрд. долл. США до 49 млрд. долл. США в 1990 году.

В 2003 году общее число людей, занятых в областях экспортного производства, увеличилось с 2 млн. До 4 млн. Человек за тот же период. миллион человек. Почти треть банковских депозитов развитых стран сосредоточена в оффшорных центрах. По мнению экспертов, к 2020 году свободные экономические зоны составят 20-25% мировой торговли. Представленные данные ясно демонстрируют важный вклад свободных экономических зон в развитие мировой экономики.

В то же время, свободные экономические зоны в России продолжают оставаться новой, иностранной концепцией, которая увлечена, но всегда далека от плодотворных дискуссий. До настоящего времени не было единого мнения относительно формирования и функционирования этих экономических и региональных активов, а именно размеров и типов свободных экономических зон, механизма их деятельности и системы управления на микро- и макроуровнях. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, вам необходимо ознакомиться с текущим опытом функционирования регионов в развитых и развивающихся странах, а также с практиками местного развития и проанализировать накопленный вами опыт. Это, помимо прочего, поможет избавиться от ряда мифов и предрассудков, которые утвердились в общественном сознании относительно перспектив и перспектив создания и развития свободных экономических зон в российской экономике.

Теоретические основы создания и развития свободных экономических зон

Понятие и сущность свободных экономических зон

В последние годы свободные экономические зоны стали более распространенными в практике международных экономических отношений. Пройдя долгий путь развития, они наполнились новым контентом и опытом работы, они приобрели глобальный характер, охватывающий сотни стран, но многие области различаются с точки зрения целей развития и экономической экспертизы.

Общей чертой ОЭЗ является создание благоприятных условий для осуществления различных внешнеэкономических операций, а необычайное разнообразие функций отражается в обилии терминов, определяющих эти явления современной экономики: свободная таможенная зона, свободный порт, зона внешней торговли, экспортно-производственная зона, бизнес-зона, свободная зона. региональные предприятия, промышленные порты, научные парки, технопарки и др. Каждый тип ОЭЗ имеет свои особенности, каждый регион выполняет свою задачу и имеет право на равное существование с другими.

Четкого толкования ОЭЗ в отечественных и зарубежных источниках нет.

Нынешние определения либо включают типы конкретных регионов, либо дают различные общие интерпретации этих экономических и региональных активов, которые часто затрудняют их понимание.

В 1960-х и 70-х годах, когда в мире преобладали зоны свободной торговли, международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур послужила основой для создания таможенных условий для создания этих зон. Согласно этому принципу зона свободной торговли определяется как часть территории страны, где любые товары находятся за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению. Из этого определения ясно, что свобода отдельной части государственного региона является относительной, а не абсолютной. Этот регион свободен только в том смысле, что импортируемые товары освобождаются от таможенных пошлин и налогов на импорт, применяемых к импортируемым товарам в других регионах этой страны, в соответствии с национальным таможенным законодательством.

В результате, СЭЗ являются льготными налоговыми режимами в таможенной зоне страны и расчетах с минимальными административными формальностями.

 

1970-1980-х годов. Регионы экспортного производства (СЭЗ) стали широко распространенными во всем мире, особенно в развивающихся странах, что отражает общую тенденцию изменения модели импортозамещения на модель, ориентированную на экспорт, путем развития отраслей, которые специализируются исключительно на производстве товаров для внешнего рынка.

Одно из определений регионов экспортного производства, предложенное Всемирным банком (1922 г.), описывает их как промышленные платформы, построенные на территории страны, специализирующиеся на экспортоориентированном производстве и зарегистрированные в ОЭЗ, предлагающие беспошлинную торговлю, либеральные налоги и другие правила. Другое определение (1988 г.), выпущенное международной организацией труда, определяет ОЭЗ как промышленные зоны со специальной системой стимулов для привлечения иностранных инвесторов, где импортируемые материалы обрабатываются и затем реэкспортируются. Продукция на EPZ в основном на экспорт или исключительно.

Особые экономические зоны: мировой опыт

Эксперты ООН (1993) определяют ОЭЗ, которая не может быть распространена на какую-либо свободную экономическую зону, но выделяет некоторые из ее характерных особенностей - ориентацию на экспорт и преференциальный режим бизнеса: «Свободные экономические зоны - это изолированные регионы, представляющие часть региона» Страны с беспошлинными таможенными и торговыми режимами «Иностранные фирмы, производящие продукцию для экспорта, в частности, получают ряд налоговых и финансовых выгод».

Определение, которое может быть распространено на многие регионы, дано в серии научных исследований и учебных пособий российских ученых. То есть авторы учебника «Свободные экономические зоны» (1997) В.Г. Игнатов и В.И. Бутов дает следующее определение этим хозяйствующим субъектам: «Свободные экономические зоны - ограниченные зоны, морские и аэропорты, которые являются особой экономической для отечественных и иностранных предпринимателей, способствующей решению общих экономических, социальных, научных, технических и научно-технологических проблем. с условиями.

Авторы подчеркнули, что ОЭЗ всегда оставалась субъектом, находящимся под юрисдикцией своих регионов, и никогда не пользовалась правом на внешние действия.

Что касается специальных выражений, то можно сказать, что «Большой экономический словарь», который определяет ОЭЗ как ограниченную часть национального государственного региона, где применяются особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предприятий, создавая условия для иностранных и национальных предприятий. промышленное развитие и иностранные инвестиции. Это определение определяет не только особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и наиболее важные льготы, применимые к СЭЗ.

Другими словами, свободная экономическая зона является частью национальной экономической зоны, где действует особый льготный экономический режим для отечественных и иностранных предпринимателей, которые не работают в других ведомствах и способствуют решению различных социально-экономических и научно-технических проблем.

Цели и условия создания свободных экономических зон

Создание и развитие свободных экономических зон было сосредоточено на решении определенных приоритетных экономических проблем и реализации стратегических программ и проектов.

Для государства, создавшего на своей территории ОЭЗ, сами регионы - не конец. В большинстве случаев они органически включены в национальную стратегию экономического развития. Общая цель создания ОЭЗ - помочь решить самые важные макроэкономические проблемы: ускорить темпы экономического роста, модернизировать отрасль и насытить внутренний рынок высококачественными товарами и услугами.

Любая ОЭЗ постоянно развивается.

Один тип свободной экономической зоны, как правило, может перейти в другой, на более высоком уровне развития, что, естественно, приводит к изменению или усложнению целей, стоящих перед ОЭЗ.

Задачи ОЭЗ зависят от уровня экономического развития и национальных экономических планов стран, которые их регулируют. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

Несмотря на различия, цели мировой экономики по созданию ОЭЗ в разных группах стран имеют некоторые общие черты, которые можно классифицировать как экономические, социальные и научно-технические.

 

Экономическими целями создания ОЭЗ являются: интенсификация и расширение внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом, привлечение иностранных и национальных инвестиций в экономику, повышение конкурентоспособности национального производства и экономической эффективности, увеличение экспорта и рационализация импорта, а также увеличение поступлений в иностранной валюте в бюджет страны и региона. увеличить.

Социальные цели: создание новых рабочих мест, увеличение занятости; подготовка и обучение квалифицированных рабочих, инженеров, управленческого и управленческого персонала с учетом использования мирового опыта; насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами промышленного и потребительского назначения; рост благосостояния и уровня жизни населения; ускорить развитие отсталых регионов из-за концентрации в ограниченных национальных ресурсных областях.

Научно-технические задачи: активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий; концентрация научно-технического персонала в приоритетных областях, в том числе иностранных; привлечение опыта и исследовательских успехов научно-технических центров и венчурных компаний; повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных мощностей.

Таким образом, создание ОЭЗ в разных странах преследует одни и те же цели: обеспечение полной занятости рабочей силы как непосредственно в регионах, так и за их пределами; особенно привлечение иностранных инвестиций; Организация в новых промышленных зонах, продукция которых будет экспортироваться без ущерба для существующих местных предприятий, работающих на внутреннем рынке.

Внешний опыт и еще очень скромный опыт России показывают, что для развития и успешного функционирования ОЭЗ необходим целый ряд условий.

Важным условием нормального функционирования ОЭЗ является концепция и хорошо разработанная правовая база, которая гарантирует права и способствует деятельности отечественных и иностранных инвесторов.

В российской научной и учебной литературе считается, что важным условием и условием размещения свободных экономических зон является наличие регионов с уникальными природными ресурсами с точки зрения резервов и стоимости для организации смежных отраслей.

Необходимым условием успешного функционирования ОЭЗ является наличие (или создание) эффективной структуры управления районами, способность региональных лидеров освоить новую культуру управления. Выбор модели административно-экономического управления регионом зависит от типа и размера региона, особенностей государственного устройства страны и развития частного сектора. Общим базовым моментом является то, что регион, являющийся локальной социально-экономической системой, должен иметь локальную, относительно отдельную систему управления экономикой, то есть он не должен входить в компетенцию отраслевых министерств и центральных департаментов, отвечающих за различные сектора экономики.

Мировой опыт важен для нормального функционирования ОЭЗ не только для четкого определения целей и задач, но и для создания ряда условий, которые могут превратить регионы в фактор ускоренного экономического роста за счет интенсификации международной торговли, мобилизации инвестиций и углубления интеграционных экономических процессов. шоу.

Классификация свободных экономических зон

Классификация ОЭЗ может проводиться по четырем основным критериям: степень интеграции в национальную экономику; метод организации; характер имущества; характер деятельности или функции.

В зависимости от степени интеграции свободные экономические зоны делятся на два типа: расчетные (закрытые) и интегрированные в национальную экономику.

Анклавные регионы. Несмотря на единообразие функционирующего механизма, анклавные регионы отличаются от принципов, размера региона и аспектов их организации.

Анклавные регионы полностью сосредоточены на экспорте всей продукции, производимой в их регионах, с целью получения дохода в свободно конвертируемой валюте. Необходимая независимость этих регионов от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пересечения товаров и людей через границу, а экономическая независимость ОЭЗ от межсезонного внутреннего механизма достигается с помощью административных и экономических методов, которые создают в них особый экономический климат.

Интегрированная свободная экономическая зона. Характерной чертой для интегрированных регионов является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны с ее внутренними регионами. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, в этих регионах решаются проблемы повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

В отличие от регионов анклавного типа, интегрированные регионы сосредоточены в основном на импорте промежуточных товаров, а не на использовании национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов.

 

Региональные и функциональные свободные экономические зоны.

Региональный - регионы с отдельным регионом, в котором компания-резидент пользуется преимущественным режимом экономической деятельности, независимо от вида деятельности.

Функциональные - зоны льготного режима, применимые к определенному виду деятельности, независимо от положения компании в стране. Например, точечными регионами, представленными отдельными предприятиями, являются оффшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны и предприятия типа Maciladoras в Мексике.

Государственные, частные и смешанные свободные экономические зоны. По характеру собственности ОЭЗ можно разделить на государственные, частные и смешанные.

Наиболее распространенной формой собственности СЭЗ в мировой практике является смешанный тип, который включает в себя частную собственность с государством.

В последнее время как местный, так и иностранный частный капитал играют все большую роль, увеличивая долю частной собственности в ОЭЗ.

Мировой опыт функционирования свободных экономических зон

Свободные экономические зоны - одно из самых заметных корпоративных нововведений, зафиксированных в экономике второй половины этого столетия. В 90-х гг. Всего в стране более 500 регионов экспортного производства, а общее количество занятых и действующих сотрудников ОЭЗ составляет 1,5 млн. человек. Общий объем экспорта из этих регионов оценивается в 13-15 миллиардов долларов.

СЭЗ в промышленно развитых странах, как правило, широко включены в международное разделение труда в силу характера и уровня развития их глубоко интернационализированной экономики. Свободные экономические зоны в этих странах представлены всеми типами, но наиболее развитыми являются зоны свободной торговли и научно-технические свободные зоны.

Начало современным свободным экономическим зонам в странах с развитой рыночной экономикой было положено Зонами внешней торговли, созданными в США в 1934 году для улучшения внешней торговли за счет снижения таможенных затрат на производство автомобилей.

ОЭЗ стальные склады, доки, аэропорты. Беспошлинно ввозимые товары используются для экспортной продукции в регионе и все таможенные процедуры применяются к товарам, поступающим на таможенный рынок США.

Принимая решение о создании региона предпринимательства в любом регионе, власти используют несколько критериев, среди которых можно выделить два наиболее важных: более 70% жителей округа должны иметь доход ниже 80% от среднего города (нации) на душу населения (семью); Уровень безработицы в регионе должен значительно превышать городской (национальный) уровень.

Профессиональные права наиболее предпочтительны для деятельности венчурных компаний (коммерческих предприятий) и состоят из налоговых и неналоговых льгот.

 

Налоговые кредиты действительны для производства, строительства и торговли. Неналоговые льготы, особенно менеджмент, экологические стандарты и т. д.

В большинстве штатов привилегированные права варьируются от 10 до 20 лет. Федеральные территории изначально ориентированы на двадцатилетний период, который затем может быть продлен. В некоторых штатах количество регионов ограничено (шесть для Коннектикута и семь для Кентукки).

В США также существуют традиционные экспортные производственные площадки с точки зрения привлечения иностранного капитала, иностранной рабочей силы, различных элементов для производства конечной продукции (например, «для предприятий отверток»). Отличительной особенностью этих регионов в WREE является то, что, хотя они постепенно превращаются из «торговых центров», они в основном занимаются производством товаров для внутреннего рынка. Расследование правительства Палаты представителей Конгресса Конгресса США По данным комитета Палаты представителей, «большая часть готовой продукции идет на внутренний рынок - около 89% всей продукции, производимой в зонах свободной торговли, идет в США и 11% на зарубежные рынки». Примерно 85% предприятий, работающих в этих областях, специализируются на производстве автозапчастей и комплектующих.

Зоны свободной торговли доступны практически во всех странах Западной Европы. В Германии шесть портовых городов со свободными портами (Бремен, Бремерхафен, Куксхафен, Эмден, Киль, Гамбург). Эти порты обеспечивают погрузку, разгрузку, передачу, хранение, сортировку, маркировку и продажу товаров, организацию выставок товаров и тендеров, ремонт судов, банковские и страховые услуги. Если вы используете классификацию свободных экономических зон, портовые зоны в Германии можно классифицировать как сложные. Особый преференциальный режим на его территории создается в основном за счет снятия таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС) в результате переработки и переработки товаров на территории порта.

Важное место в SRRE занимают научно-технические регионы. В США такие регионы представлены научными парками (НП). Для их создания в стране были созданы все необходимые предпосылки: наличие большого количества инновационных идей; доступ к венчурным ресурсам; развитая инфраструктура НИОКР и доступность отрасли; Привлекательные условия жизни и отдыха.

В 1985 году в Нидерландах и Федеративной Республике Германии в 18 городах было 45 и 50 технопарков, соответственно в Японии - самый большой из них - 18 технополисов, в Цукубе работают 145 тысяч человек.

В Великобритании насчитывается 18,4 тыс. Рабочих мест и более 25 региональных и технопарков.

В качестве критерия эффективности научно-технических регионов эксперты рассматривают создание местной среды, «постоянно производящей новые технологии, высококвалифицированных экспертов и предпринимателей» и поддерживаемой сетью исследовательских, образовательных и торговых организаций.

В Японии НТЗ начали создавать в 80-х годах. Программа Технополис разработана только Министерством внешней торговли и промышленности Японии. Как и все свободные экономические зоны, технополии в Японии приняли участие крупного частного капитала, а также государственных и муниципальных органов. Для этого в их регионах были предусмотрены различные кредитные и налоговые льготы. Так, фирмам, принадлежащим к «высокотехнологичным» отраслям, было разрешено записывать 30% стоимости оборудования в первый год и 15% стоимости строительства и строительства; оплачивали треть расходов на совместные исследования правительственных губернаторских лабораторий и небольших фирм.

Наиболее распространенными в развивающихся странах являются экспортно-производственные регионы. Это связано с тем, что основными функциями, которые должны выполнять ОЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, обеспечение нового высокого уровня индустриализации ее экономики; Учитывая участие страны в МРТ, мировой экономике, международной торговле или преобразованиях, достигнутых в ее собственных секторах или экономике в целом, изменение их местоположения.

В этом контексте ОЭЗ во многих развивающихся странах часто становятся основной концепцией экономического роста, рассчитанной на определенный, весьма исторически заметный (20-30 лет) период, и, как показывает мировой опыт, такая стратегия оправдана. Общий объем экспорта в ОЭЗ развивающихся стран в 1995 году превысил 25 миллиардов долларов.

Прежде всего, в отличие от ЭПЗ, работающих на внутреннем рынке и в развитых странах, ЭПЗ в развивающихся странах всегда ориентированы на внешний рынок, поскольку они могут решать свои проблемы только за счет увеличения экспорта и получения свободно конвертируемой валюты, которая им необходима для эффективного осуществления мировых экономических отношений.

Свободные экономические зоны в развивающихся странах различаются по исходной структуре выводимого капитала. В странах с развитой рыночной экономикой это преимущественно национальный частный капитал, в то время как в развивающихся странах это преимущественно иностранный частный капитал. В развивающихся странах структура расходов в этих регионах примерно следующая: прямые бюджетные инвестиции - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование от коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.

Это также выражает следующие характеристики СЭЗ в развивающихся странах - более предпочтительная инвестиционная среда, созданная государством для иностранных инвесторов.

В развитых странах, как и в развивающихся странах, свободные экономические зоны имеют значительные различия с точки зрения размера региона, который они занимают.

Развивающиеся страны уделяют большое внимание выбору ОЭЗ для обеспечения наличия более или менее развитой производственной и социальной инфраструктуры на отдельных территориях. Этот алфавит создания ОЭЗ хорошо понимается развивающимися странами, поскольку отсутствие инфраструктуры значительно увеличивает финансовые и временные затраты на развитие региона и привлечение иностранного капитала, т.е. Это конкурентный фактор не только в борьбе за иностранные инвестиции, но и в последующих продажах продукции, произведенной на территории ОЭЗ.

Первоначальное накопление капитала или исследования особенно важны для ОЭЗ в развивающихся странах, потому что все расходы по созданию региона несет покупатель.

Общей отличительной чертой ЭПЗ в развивающихся странах является то, что он полностью запрещает торговлю продукцией, произведенной в регионе, на внутреннем рынке или ее жесткими ограничениями. Это верно даже для дефектных и излишних продуктов.

Они не отличаются широким разнообразием схем управления свободными экономическими зонами. Если пренебречь ненужными функциями, их можно сократить до двух моделей. Во-первых, он характеризуется тем, что все ОЭЗ подчинены центральному государственному органу.

В других странах ОЭЗ подотчетны непосредственно специальному руководящему органу ОЭЗ, который называется «Управление ОЭЗ». Как правило, в этот орган входят представители различных министерств и организаций, ответственных за Министерство внешней торговли и промышленности за деятельность ОЭЗ.

Структура органов управления ОЭЗ также различна. Например, на Филиппинах в руководящий орган ОЭЗ входят 7 представителей министерств, занимающихся вопросами инвестиций и торговли в этой ОЭЗ, под председательством министра внешней торговли и промышленности. Такой состав позволяет получить наиболее активную помощь государственного аппарата в отношении ОЭЗ и обеспечить тесную координацию между высшими органами управления. На микроуровне руководящий орган ОЭЗ обычно включает отдел маркетинговых инвестиций, отдел обучения и отбора персонала.

Особенности развития и функционирования свободных экономических зон в РФ

История создания и развития свободных экономических зон в России

В России оценка деятельности свободных экономических зон остается неопределенной, что вызывает ожесточенные дискуссии об их создании, эффективности и перспективах дальнейшего развития. Чтобы ответить на многие вопросы о формировании и функционировании свободных экономических зон в России, необходимо ознакомиться с текущей местной практикой их создания, проанализировать, что накопилось, в том числе и негативный опыт.

Свободные экономические зоны в России начали создаваться в начале 1990-х годов.

Однако, в отличие от многих зарубежных стран, где политика формирования ОЭЗ характеризуется значительной долей прагматизма и целесообразности, процесс создания ОЭЗ в нашей стране характеризовался необычайными амбициями и чрезмерной политизацией. Идея свободных экономических зон стала инструментом в борьбе за перераспределение власти в крупных регионах. В результате Верховный Совет РСФСР, Приморский край, Находка, Алтайский край, Санкт-Петербург только с июля 1990 года по июнь 1991 года. Петербург, Ленинградская область, Выборг, Зеленоград, Калининград, Читинская, Новгородская области, Еврейская автономная область. Общая площадь этих регионов составила более 1 млн. Кв. км. Население составляет 18,5 миллиона человек. Таким образом, совокупные размеры всех доступных свободных экономических зон в мире, взятые вместе, неоднократно блокируются.

Принятие РСФСР «Закона об иностранных инвестициях в РСФСР», включающего главу о СЭЗ в 1991 году, облегчило процесс его формирования. В соответствии с законом были созданы свободные экономические зоны для развития иностранного капитала, передовых зарубежных технологий, управленческого опыта и экспортного потенциала. Они создали предпочтительный режим экономической деятельности для компаний с иностранным капиталом и иностранными инвестициями.

В 1992 году отношение к созданию свободных экономических зон в России существенно изменилось в связи с трансформацией экономики и либерализацией экономической жизни.

 

Законы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в России, не предписывали особый режим хозяйственной деятельности в ОЭЗ.

Эта неопределенность в правовом статусе ОЭЗ вызвала обеспокоенность у иностранных инвесторов, которые рассматривали текущую ситуацию как отход от политики российского правительства по созданию региона. Постановление Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон в Российской Федерации», принятое в июне 1992 года, способствовало стабилизации ситуации.

В результате вокруг свободных экономических зон сложилась атмосфера неопределенности, точнее появилась вероятность сокращения небольших экспортных зон.

В 1993-1995 годах российское правительство должно было в основном защищать государственную линию, связанную с формированием двух типов местных регионов. Предпринят ряд шагов по улучшению инвестиционного климата иностранных и отечественных предприятий, работающих в ОЭЗ. К ним относятся: предоставление льгот по налогообложению прибыли предприятий с иностранными инвестициями; налог на добавленную стоимость и специальные налоговые льготы на импортное технологическое оборудование; Снятие налогов с избыточных платежей по оплате труда с 1 января 1996 года и т. д.

Принятые меры способствовали с середины 1990-х годов. Создание свободных экономических зон в России несколько усилилось.

В феврале 1999 года было принято решение о создании 20 зон экономического развития в Санкт-Петербурге со специальным режимом, когда предприятия получали стимулы для активизации своих инвестиционных проектов и повышения экономической эффективности и конкурентоспособности международного грузового и грузового комплекса города.

Другие регионы активизировали свои усилия по воссозданию старых или приобретению новых индивидуальных предпочтений.

Фактически, в начале 2003 года было создано 23 федеральных экономических района, в том числе федеральные правовые регионы, действующие в Калининградской и Магаданской областях в России, и три региона в Ингушетии. Список федерально значимых ОЭЗ, созданных на территории Российской Федерации в 1990-2000 гг.

Многие свободные экономические зоны - Бурятия, Республика Тыва, Ингушетия, Углич и Новгородская область - были практически просто офшорными: предприятия регистрировались только на территориях ОЭЗ и производственной деятельности за ее пределами. С вступлением в силу второй части Налогового кодекса они потеряли свою долю львиных льгот и на практике прекратили свою деятельность.

Таким образом, специфика политики зонирования в нашей стране прослеживалась в 90-е годы. и в начале текущего десятилетия не было четкого стратегического направления, оно было стихийным. В стране отсутствовала базовая концепция и соответствующая правовая база для развития ОЭЗ. Их создание решалось под влиянием различных факторов - намерений руководства отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, политической и экономической ситуации в стране. Российские ОЭЗ, как правило, создавались не на основе федеральных законов, а на основании отдельных указов и решений исполнительного органа, которые принимались в отдельных ОЭЗ.

Государственная политика создания и регулирования особых экономических зон в РФ

Создание особых экономических зон является перспективным направлением развития российской экономики. СЭЗ - это институт, призванный привлекать инвестиции, укреплять экономический и научный потенциал государства, помогать экспортоориентированным и развивать импортозамещающие отрасли.

Правовой основой для создания ОЭЗ являются Федеральные законы "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 117 ФЗ от 22 июля 2005 года и от 116 июля. Экономические регионы Российской Федерации. Технологические инновационные, индустриально-производственные, туристско-развлекательные и портовые ОЭЗ создаются в России. Закон предусматривает, что созданные предприятия должны иметь свободные экономические зоны с налоговыми, таможенными, административными преференциями и режимом льготного землепользования.

Нынешнее участие России в мировой экономике характеризуется крайне низким разнообразием экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции высокотехнологичных отраслей.

Ограниченное количество трансграничного сотрудничества уменьшает возможности для изменения технологий и динамичного развития наших собственных секторов.

Еще одним недостатком российской национальной экономики является ее слабая диверсификация, что создает высокую зависимость от мировых цен на основные экспортируемые товары. Это один из серьезных источников потенциальной нестабильности экономики нашей страны.

Кроме того, уровень использования научных достижений в производстве крайне низок.

 

Отсутствие эффективных связей между наукой и промышленностью не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - секторах с самой высокой добавленной стоимостью. Чтобы понять возможное влияние создания ОЭЗ на отрасль внешнеэкономической деятельности, необходимо рассмотреть динамику изменений с 2000 по 2007 год по основным показателям внешней торговли нашей страны.

В целом, согласно утвержденной концепции учреждения ОЭЗ, создание и развитие особых экономических зон в Российской Федерации будет способствовать: выводу страны из зоны развития экспортно-сырьевой базы; улучшение национального инвестиционного климата; создание оптимальных условий для развития отраслей с высокой степенью переработки и разработки и производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; развитие туристической и курортной деятельности; Обеспечить конкурентоспособность России на мировом рынке и ее равную интеграцию в мировую экономику.

Указанные цели и задачи могут быть непосредственно реализованы с развитием секторов прямого импорта и замещения, диверсификацией экспортных поставок и сфер обслуживания, которые используют стратегические и географические возможности страны, в частности, транспортные и транспортные услуги.

Таможенное и налоговое законодательство в отношении формирования и поддержки особых экономических зон

Налогообложение резидентов особых экономических зон

Коммерческая организация, кроме зарегистрированного унитарного предприятия, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в которой находится особая экономическая зона и которая подписала соглашение с органами управления особых экономических зон, связанных с промышленным производством, действует в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Техническая и инновационная деятельность осуществляется под руководством одного предпринимателя или коммерческой организации в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением единицы предприятия, которая является особой экономической зоной и подписала соглашение об управлении особыми экономическими зонами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таможенный режим свободной таможенной зоны.

Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары помещаются и используются в особой экономической зоне без уплаты таможенных товаров и налогов на добавленную стоимость, а также с применением экономических запретов и ограничений на эти товары, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Что касается государственного регулирования внешней торговли, российские товары размещаются и используются в соответствии с условиями, применимыми к экспорту, экспортным таможенным режимом с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны резидентами особых экономических зон для осуществления промышленного производства или технико-внедренческой деятельности.

Под таможенным режимом свободной таможенной зоны: товары, ввозимые с территории иностранных государств на таможенную территорию Российской Федерации; Товары, ввозимые с остальной таможенной территории Российской Федерации на территорию особой экономической зоны; товары приобретаются у лиц, которые находятся на территории особой экономической зоны и не являются резидентами особой экономической зоны.

Любые сделки с товарами, помещенными в таможенный режим свободной таможенной зоны, допускаются, если такие сделки соответствуют положениям соглашения о промышленном производстве или ведению технико-внедренческой деятельности.

Принимая решение о создании особой экономической зоны, Правительство Российской Федерации вправе создать перечень запрещенных операций, связанных с товарами, помещенными в таможенный режим свободной таможенной зоны.

Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможенные органы проводят определение товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в соответствии с определением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовые функции регулирования в таможенной сфере. Для этих целей таможенные администрации имеют право запрашивать документы, подтверждающие таможенное положение товаров, когда они ввозятся на территорию особой экономической зоны, используемой в этом регионе, а также когда они вывозятся с территории особой экономической зоны.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный выполнять регулирующие функции в таможенной сфере, определяет условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля, а также с регулированием, строительством и планированием особой экономической зоны.

Лица, работающие на территории особой экономической зоны (резиденты и нерезиденты), обязаны вести учет импортируемых, экспортируемых, хранящихся, производимых, перерабатываемых, приобретаемых и продаваемых товаров на территории особой экономической зоны и сообщать таможенным органам об этих товарах. Изменения в товарах в особой экономической зоне должны быть отражены в бухгалтерских документах. Метод бухгалтерского учета и отчетности, а также порядок и сроки отчетности для таможенных администраций определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление регулирующих функций в таможенной сфере, вместе с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление своих полномочий по выполнению функций государственной политики и разработки нормативных актов. Правовое регулирование в сфере налогов и сборов.

При вывозе товаров, помещенных в таможенный режим свободной таможенной зоны за пределы территории особой экономической зоны (за исключением перемещения товаров в другую особую экономическую зону с целью использования свободной таможенной зоны в соответствии с таможенным режимом) или при передаче этих товаров в страну-нерезидента особой экономической зоны Использование таможенного режима таможенной территории должно быть прекращено в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и с учетом указанных реквизитов.

Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут быть уничтожены на территории особой экономической зоны, если они теряют свою коммерческую ценность (с разрешения) под контролем таможенной администрации или если они отчуждаются в пользу другого жителя особой экономической зоны, что отражает факт уничтожения или отчуждения. сообщить в таможню.

По окончании существования особой экономической зоны товары, находящиеся на территории, помещенной в таможенный режим свободной таможенной зоны, перемещаются в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны или помещаются в другой таможенный режим в течение трех месяцев после окончания действия специального договора. экономическая зона.

Перспективы становления и развития свободных экономических зон в РФ

Ожидания по созданию портовых особых экономических зон

В соответствии с поправками Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и некоторыми нормативными правовыми актами Российской Федерации, касающимися создания портовых особых экономических зон, в открытом морском и речном портах могут создаваться аэропорты для международных перевозок и въезда. иностранные суда в своих регионах и иностранные суда в регионах, запланированных для их постройки. Их площадь должна быть не более 50 кв. км может быть увеличен постановлением Правительства Российской Федерации.

Срок действия особых экономических зон составляет 49 лет.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон об особых экономических зонах в Российской Федерации» и некоторые правовые акты Российской Федерации о создании портовых особых экономических зон »определили объем капитальных вложений, которые должны быть сделаны резидентом портового региона.

Уточнены особенности реализации режима свободной таможенной зоны в ПОЭЗ. В частности, внесены соответствующие изменения в закон «О земле и градостроительных кодексах Российской Федерации» «при передаче земли или земли из одной категории в другую».

Создание портовых особых экономических зон является предпосылкой повышения конкурентоспособности российских морских и речных портов на международном транспортном рынке.

 

Возможность создания портовых особых экономических зон откроет новые перспективы для российских портов, заинтересует инвесторов и привлечет дополнительные средства.

В то же время, положительные изменения могут произойти в отношениях с иностранными компаниями. Изменение федерального закона позволит иностранным инвесторам иметь некоторые гарантии для инвестиций в российскую экономику. Одобрение изменений можно рассматривать как следующий шаг в развитии российского законодательства с учетом рыночных механизмов, который может изменить осторожное отношение иностранных инвесторов к проектам в России.

Рекомендации по созданию и функционированию свободных экономических зон в Российской Федерации

В современных условиях необходимо пересмотреть политику зонирования на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более конструктивного использования мирового опыта. Основной задачей реализации нормального формирования регионов является принятие федерального закона о свободных экономических зонах, в частности, в котором необходимо создать экономический механизм, включающий процедуры создания, обработки и ликвидации экономических зон, типы зон, порядок финансирования инфраструктуры, гарантии и льготы. создание федерального подразделения для иностранных инвесторов, функции управления, координация регионов.

Укрепление правовой базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в Российской Федерации, также может сыграть важную роль. Помимо Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999 г.) законодательная база должна включать законы о концессиях, дополнения и поправки к «Закону о соглашениях о разделе продукции», Закон о почве Российской Федерации и другие правовые нормы. Отсутствие солидной законодательной базы в России ограничивает приток иностранного капитала как в ОЭЗ, так и в целом по стране.

Чтобы привлечь как иностранных, так и российских инвесторов, необходимо отказаться от регионального аморфизма и более четко определить модель развития ОЭЗ. Только некоторые из ранее созданных СЭЗ могут быть защищены в новых, более жестких условиях рыночных отношений. При благоприятных условиях ОЭЗ "Находка" и Особая экономическая зона в Калининградской области имеют шанс стать продуктивными регионами.

Технопарки могут быть перспективной формой ОЭЗ, что объясняется особенностями взаимоотношений науки и производства в нашей стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных отраслей, особенно в области фундаментальных исследований. Однако интеграция науки и производства все еще неразрешима. Поскольку хозяйственный механизм несовершенен, промышленные и сельскохозяйственные предприятия практически не используют достижения научно-технического прогресса.

Создание технопарков не только привело к организации отдельных высокотехнологичных производств, но и способствовало расширению и диверсификации российского экспорта. Технопарки с иностранным капиталом могут оказать существенное влияние на экономику страны: обеспечить дополнительный приток иностранных средств за счет экспорта высокотехнологичной продукции; содействие развитию отечественной промышленности, которая не может интегрировать достижения науки и техники в производство, извлечет выгоду из деятельности технопарков путем закупки высокотехнологичной продукции на внутреннем рынке; помогает облегчить утечку мозгов.

Другим стратегически обоснованным аспектом является реализация транспортно-географического положения России и потенциала портовых регионов. Создание здесь широкой сети свободных таможенных зон не только ускорит интеграцию России в мировую экономику, но и привлечет большие потоки товаров и капитала, отправляемых в аналогичные зарубежные страны Черноморского и Азиатско-Тихоокеанского регионов.

Регионы, богатые природными ресурсами, но не имеющие особо выгодного расположения (Кемеровская и Читинская области, Алтайский край), могут быть преобразованы в ряд крупных концессионных территорий. Особое внимание следует уделить заключению долгосрочных инвестиционных контрактов на разработку полезных ископаемых с гибкими масштабами распределения продукции, что будет способствовать притоку иностранного капитала в другие сектора местной промышленности и социального пространства.

Вышесказанное дает основания полагать, что безрассудный энтузиазм и всеобщий нигилизм неуместны в приближении к свободным экономическим зонам в нашей стране. Решения о создании свободных экономических зон требуют избирательного подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений со стороны федеральных и местных властей. ОЭЗ не могут стать универсальным способом решения проблем, с которыми сталкивается российская экономика, но, помимо других инструментов экономического регулирования, они могут способствовать ускорению перехода их региона к рыночным отношениям страны и более быстрой и глубокой интеграции России в мировую экономику.

В курсе рассматриваются различные аспекты создания и функционирования свободных экономических зон. В их создании много общего, но есть и существенные различия. Все они объединены общей целью - повысить региональную эффективность производства, расширить экспорт, создать новые рабочие места, развить промышленную и социальную инфраструктуру с привлечением иностранного и национального капитала.

Заключение

В настоящее время свободные экономические зоны действуют более чем в 120 странах и влияют на различные аспекты их экономической жизни. ОЭЗ в промышленно развитых странах способствовали развитию внешней и внутренней торговли, повышению научно-технического потенциала и эффективности сферы НИОКР, обеспечению региональной политики активизации деятельности малых и средних предприятий в депрессивных регионах и выравниванию различий между регионами. Важным аспектом деятельности ОЭЗ в промышленно развитых странах является то, что она ориентирована не только на мир, но и на внутренний рынок и в основном основана на местном капитале.

Социально-экономические выгоды от создания ОЭЗ огромны в развивающихся странах. Наиболее распространенными в странах этой группы, особенно в новых индустриальных странах, являются регионы экспортного производства, работающие на основе использования только иностранного капитала.

В странах с переходной экономикой влияние свободных экономических зон на различные аспекты экономики возрастает. Этот эффект особенно заметен в Венгрии, Китае и Вьетнаме. Поэтому внедрение Китайской ОЭЗ и других областей с соответствующим инвестиционным климатом, несомненно, было успешным. Среди достижений ОЭЗ многие эксперты, как китайские, так и иностранные, объясняются, прежде всего, высокими темпами устойчивого экономического роста, привлечением крупных иностранных инвестиций, значительным увеличением объема и диверсификацией экспорта и, наконец, уровнем жизни.

К сожалению, анализ деятельности свободных экономических зон в России показывает, что они до сих пор не выполнили свою главную роль - служить очагами динамичного экономического роста, ускорять развитие других регионов. Их вклад в экономическое и социальное развитие страны крайне низок. Но это не означает их бесполезность или неуместность в российских условиях. Напротив, ОЭЗ, которая обычно является перспективной формой регионального управления и внешнеторговой деятельности в России, но требует избирательного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений федеральных и местных властей, в конечном итоге может дать положительный результат. Учитывая правила и изменения, о которых говорилось выше, свободные экономические зоны могут служить цели ускорения перехода страны к современным рыночным отношениям, ускорения более быстрого и рационального участия России в мировой экономике и международном разделении труда.