Особенности «Я-концепции» в юношеском возрасте

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 09.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Образ "взрослости" у подростков
Образы мужчин и женщин в сознании современных подростков
Особенности взаимодействия со взрослыми в подростковом возрасте
Особенности когнитивной сферы пожилых людей


Введение:

Юношеский возраст является одним из важнейших периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинство ученых признают, что юность и юность являются основным периодом в формировании собственных убеждений и способности самостоятельно строить свои жизненные пути. В настоящее время ситуация с развитием молодых мужчин также осложняется трудностями социальной перестройки нашего общества, в связи с чем необходимо изучать психологию современных подростков и мальчиков / девочек, в частности, особенности формирования поиск смысла жизни.

Проблема определения смысла жизни в подростковом возрасте остается актуальной, поскольку, во-первых, не существует единого подхода к интерпретации понятия смысла жизни; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения ценностных ориентаций и действий людей, особенно это заметно у мальчиков и девочек. Изучение изменений в сознании современной молодежи становится особенно актуальным сегодня. Неизбежная переоценка ценностей в условиях разрушения сложившихся основ, их кризис наиболее ярко проявляются в сознании этой социальной группы.

Способность к самосознанию и самопознанию является исключительной собственностью человека, который в своем самосознании осознает себя как субъект сознания, общения и действия, становясь в прямой связи с самим собой. Конечным продуктом процесса самопознания является динамическая система восприятия человеком себя, связанная с их оценкой, называемая термином «Я-концепция».

Я-концепция - это обобщенная самооценка, система отношений к себе или, как говорят психологи, Я-концепция - это "теория себя". Важно отметить, что самооценка - это не статическое, а динамическое психологическое образование. Формирование, развитие и изменение самооценки определяются факторами внутреннего и внешнего порядка.

Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые входит личность) оказывает сильное влияние на формирование Я-концепции. Семья оказывает фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации.

Более того, это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственным (или абсолютно доминирующим) социальным окружением ребенка, но и в будущем.

С возрастом значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах становится все более значимым в развитии самооценки.

Самооценка возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно стабильный и в то же время подверженный внутренним колебаниям и изменению умственный выигрыш. Он оставляет неизгладимый отпечаток на всех жизненных проявлениях человека - от детства до старости.

Период возникновения сознательного «Я», независимо от того, как постепенно формируются его отдельные компоненты, считается юностью и ранней юностью. Почти все психологи указывают на раннюю юность как критический период в становлении самосознания и считают развитие самосознания центральным психическим процессом переходного возраста.

Рост самосознания и интереса к самому себе у подростков приводит к изменению характера формирования и структуры Я-концепции. В раннем подростковом возрасте (15-17 лет) в рамках формирования нового уровня самосознания формируется относительно устойчивая картина самого себя. К 16-17 годам возникает особое новообразование личности, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».

В первой главе мы рассмотрим такое понятие, как самосознание.

Анализ психологических особенностей подросткового возраста

Проблеме самосознания посвящено множество исследований в российской психологии. Эти исследования в основном сосредоточены вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин в общих теоретических и методологических аспектах проанализировали вопрос формирования самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. Другая группа исследований посвящена более конкретным вопросам, прежде всего связанным с характеристиками самооценки, их отношениями с оценками других.

Исследования А.А. Бодалев о социальном восприятии обострил интерес к проблеме взаимосвязи познания других людей и самопознания. Много опубликовано и собственно философско-психологических и философских исследований собственно, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, нравственным самосознанием. Работы И.С. Кон, в котором были успешно синтезированы философские, общие и социально-психологические, исторические и культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыл новые грани этой, пожалуй, одной из древнейших проблем психологии. Зарубежная литература по темам, связанным с психологией сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, З. Фрейда, С. Роджерса, Эриксона, Р. Бернс, В. Франкл и многие другие выдающиеся ученые.

Самосознание представляет собой сложную психологическую структуру, которая включает в себя в качестве специальных компонентов, по мнению В.С. Мерлин, во-первых, осознание своей идентичности, во-вторых, осознание своего собственного «Я» как активного, активного принципа, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенная система социальной и моральной самооценки. Все эти элементы функционально и генетически связаны друг с другом, но они не формируются одновременно. Эмбрион сознания идентичности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними объектами, и ощущения, вызванные его собственным телом, сознанием «я» - примерно с трехлетнего возраста, когда ребенок начинает правильно используйте личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают огромное значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно изменяет всю систему.

А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание человеком и оценка его действий и их результатов, мыслей, чувств, моральных качеств и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка себя и своего места в жизни. Самосознание является конститутивным атрибутом личности, который формируется вместе с формированием последней».

Самосознание имеет как объектное сознание, следовательно, противопоставляет себя ему. Но в то же время сознание удерживается в самосознании на мгновение, поскольку оно сосредоточено на понимании своей собственной сущности.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Главной ценностью самосознания, по мнению А. Г. Спиркина, следует считать «просто сознание нашего нынешнего существа, сознание нашего собственного существования, сознание самих себя или наше «я».

Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделившись в этом мире, познать свой внутренний мир, испытать его и определенным образом относится к сам. Осознание себя как определенного стабильного объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, может оставаться самой собой.

Однако А.Н. Леонтьев, охарактеризовавший проблему самосознания как проблему «высокой жизненной важности, венчающей психологию личности», рассматривал ее в целом как «нерешенную, избегающую научного и психологического анализа».

В современной психологической литературе существует несколько подходов к изучению проблемы самосознания. Один из них основан на анализе тех конечных продуктов самопознания, которые выражаются в структуре представлений человека о себе или «Я-концепции».

Формирование самосознания как источника формирования «Я-концепции»

«Период возникновения сознательного« я », - пишет И. С. Кон, -« независимо от того, как постепенно формируются его отдельные компоненты, долгое время считался юностью и юностью» Развитие самосознания является центральным психическим процессом переходного возраста. Практически все российские психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия жизненного цикла человека, называемая взрослым или переходным возрастом, содержанием которого является переход от детства к взрослой жизни. Определите возрастные ограничения этой стадии, поскольку терминология в области взросления несколько запутана. Из-за явления ускорения границы подросткового возраста сместились, и теперь этот период развития охватывает приблизительно возраст от 10-11 до 14-15 лет. Соответственно, молодость начинается раньше. Ранний подростковый возраст (15–17 лет) - это только начало этого сложного этапа развития, который заканчивается около 20–21 года.

Развитие самосознания в подростковом и раннем подростковом возрасте настолько ярко и ясно, что его характеристика и оценка важности для формирования личности в эти периоды практически одинаковы среди исследователей из разных школ и областей. Авторы совершенно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: в возрасте около 11 лет у подростка появляется интерес к своему внутреннему миру, затем происходит постепенное усложнение и углубление самосознания. знание, в то время как его дифференциация и обобщение усиливаются, что приводит в раннем подростковом возрасте (15-16 лет) к формированию относительно устойчивой идеи о себе, самооценке; К 16-17 годам возникает особенное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта он характеризуется самосознанием как членом общества и определен в новой, социально значимой позиции.

Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков следует непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которые являются одновременно социальными символами, признаками взросления и взросления, на которые обращают внимание и которые внимательно следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивая позиция подростка и молодежи, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: «Кто я?»

Формулировка этого вопроса является естественным результатом всего предшествующего развития психики. Рост независимости означает не что иное, как переход от внешней системы управления к самоуправлению. Но все самоуправление требует информации об объекте. В самоуправлении это должна быть информация о самом объекте, то есть самосознание.

Самое ценное психологическое приобретение ранней юности - это раскрытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознательной реальностью является внешний мир, в который он проецирует свое воображение. Полностью осознавая свои действия, ребенок обычно еще не осознает своих психических состояний. Напротив, для подростка и молодежи внешний, физический мир является лишь одной из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретя способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоты природы, звуков музыки, ощущений своего тела. Молодой человек 14-15 лет начинает воспринимать и воспринимать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная информация часто побуждает молодого человека к самоанализу, думая о себе и своих проблемах.

Молодежь особенно чувствительна к «внутренним» психологическим проблемам. Чем старше (не только по возрасту, но и по уровню развития) подросток, тем больше он обеспокоен психологическим содержанием действия, реальностью и тем менее «внешним» контекстом события значит для него.

Открытие вашего внутреннего мира - это очень важное, радостное и волнующее событие, но оно также вызывает много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества. Молодое «Я» еще не определено, расплывчато, размыто, его часто воспринимают как смутное беспокойство или чувство внутренней пустоты, которое нужно чем-то заполнить. Следовательно, потребность в общении растет, и в то же время повышается избирательность общения и потребность в конфиденциальности.

До подросткового возраста их отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, противоречивых обстоятельствах. Его «Я» практически сводится к сумме его отождествлений с различными значимыми людьми. В подростковом и юношеском возрасте ситуация меняется. Ориентация в то же время на несколько значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних отождествлений делает его активным в размышлениях, а также вызывает чувство собственной особенности, различий с другими, что вызывает чувство одиночества, которое очень характерно для ранней юности или страха одиночества.

Развитие самосознания, как и любого сложного психического новообразования, проходит через ряд последовательных стадий. С этой точки зрения раннюю юность можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие этого уровня самосознания будет осуществляться в подростковом возрасте. Его особенности - повышение значимости для формирования Я-концепции системы личностных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют нам оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

Одним из основных механизмов самопознания подростка или самого молодого человека, его внутренним миром является личностное отражение, которое, в отличие от логического отражения, направленного на решение проблем, понимается как деятельность личного самопознания, как специальный исследовательский акт, в котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но и одновременно исследует себя как исследователя. Феномен отражения личности - это рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают другие люди, составляющие его круг общения.

При качественном развитии рефлексивного анализа, который лежит в основе формирования рефлексивных ожиданий, наблюдаются следующие возрастные изменения:

  1. Рефлексивный анализ касается в основном индивидуальных действий ребенка (9-12 лет), и даже в этой форме он проявляется только у незначительной части детей.
  2. Рефлексивный анализ относится к природе самого человека. Начиная с 12-13 лет, основным в рефлексивном анализе является изучение его характера, особенностей его личности.
  3. Рефлексивный анализ проводится с предвзятостью, наблюдается всплеск самокритики, в результате которого выявляются собственные негативные черты характера, аффективные чувства по отношению к собственным негативным чертам (13-14 лет).
  4. Рефлексивный анализ относится к характеру личности, характеристикам общения (15-16 лет). Более того, самокритика отходит на второй план, отношение к себе спокойное, доброжелательное. Различные трудности в отношениях связаны с непониманием окружающих. При переходе от юности к ранней юности личная рефлексия теряет аффективную окраску по отношению к «я» человека и переходит на более спокойный эмоциональный фон.

Глубина и интенсивность юношеской рефлексии зависят от многих социальных факторов (степень интроверсии / экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов, соотношение которых еще не изучено.

Развитие личной рефлексии отражается на особенностях Я-концепции в раннем подростковом возрасте.

Что означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в нем заложен?

Кризис подросткового возраста

Суть кризиса подросткового возраста заключается в том, что психология называет самоидентификацией. То есть человек начинает осознавать себя как самостоятельную личность и пытается позиционировать себя именно в этом качестве.

Психолог Карл Юнг назвал этот путь индивидуацией, экономист Маслоу дал этому процессу название «самореализация», в других источниках это называется социальной интеграцией или социальной автономией, другими словами, поиском своего места в обществе, которое является реальностью. В обществе, в котором будет жить молодой человек.

Первым шагом на этом пути является отделение от самой сильной привязанности - семейной привязанности. Однако разделение - неправильное слово. Я имею в виду скорее отказ молодого человека от традиций, которые важны для его семьи. Юношеский максимализм обычно превращает этот процесс в отрицание всего, что важно для старшего поколения. В рамках молодежного восстания против семейных (и социальных) традиций молодой человек может выполнять самые разные действия - от занятий спортом, йогой до употребления наркотиков или других поисков «нестандартных решений». Именно среди молодежи особенно заметно стремление найти идею, общую с другими молодыми людьми. Так возникают молодежные субкультуры: панки, готы, «зеленые», скинхеды и многие другие.

На самом деле это совершенно понятный процесс, который можно назвать «поиском вашей правды». И это правда - прежде всего о себе, о своих возможностях и потенциале. А также о возможных способах реализации этих потенций.

Ребенок, приходящий в мир, не осознает, что он сам - и мир вокруг него - несколько отличаются. Первые контакты с миром - это мать. Первое чувство мира - это взаимопонимание. То есть потребности, которые возникают у ребенка, удовлетворяются матерью. Если они не удовлетворены, то ребенок подает сигнал плача.

С возрастом ребенок сталкивается с тем, что удовлетворение потребностей не всегда происходит. И реакция на такое поведение «окружающего мира» дает первое понимание того, что «мир» и «я» - это две смежные, но не идентичные структуры.

Процесс получения знаний о себе и своих возможностях в идеале должен быть завершен к 25-30 годам. Но не факт, что в жизни все будет так идеально.

Формальными проявлениями этого процесса социализации являются их собственная, отдельная от родителей работа, иногда их собственные семьи. Но это только внешние проявления. Внутренний процесс познания может длиться всю жизнь.

Какие психосоциальные стадии охватывает интересующий нас период человеческой жизни и каковы его неотложные задачи? Это два этапа: «молодость» и «ранняя зрелость». Юный возраст, по словам Эриксона, отмечен глубочайшим кризисом - «кризисом идентичности». Детство подходит к концу, и развивающаяся личность сталкивается с задачей формирования первой цельной формы эго-идентичности. Подростку придется сделать ряд социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределения. Ему придется найти свое профессиональное призвание, осознанно и критически пересмотреть, переосмыслить весь предыдущий накопленный опыт, приобрести прежние моральные стандарты, и на основе этого развивать свою этику, формировать свои собственные ценности и убеждения. И все это происходит на фоне быстрого физического роста и полового созревания. Эриксон дает определение эго-идентичности: «Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего, пытается усилить свои социальные роли ... Возникающая интеграция в форме эго-идентичности - это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, полученного на всех предыдущих этапах ... Таким образом, чувство эго-идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность поддерживать внутреннюю идентичность и целостность согласуется с оценкой его идентичности и целостности другими людьми».

Таким образом, позитивной составляющей кризиса идентичности этого периода является формирование целостной идентичности, и в этом случае задача периода успешно решается. Негативным компонентом является смешение ролей, и в этом случае кризис неудовлетворительно разрешается, происходит «диффузия идентичности», что, в свою очередь, приводит, по мнению Эриксона, к формированию «синдрома патологии идентичности».

Интервал между молодостью и взрослостью, когда молодой человек стремится методом проб и ошибок найти свое место в обществе, Эриксон назвал «психологическим мораторием». Это означает, что общество, осознавая сложность и важность задач этого периода, дает молодому человеку определенную задержку, временную обратную реакцию для завершения процесса формирования зрелой идентичности эго. Следующим этапом развития является этап ранней зрелости. Это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни, а также время получить профессию и начать работать. Эриксон считает, что теперь человек действительно готов к интимным отношениям с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени проявления сексуального поведения индивида были в основном мотивированы поиском эго-идентичности. Достижение зрелой самоидентификации и начало работы дают толчок новым межличностным отношениям. Основным кризисом этого этапа является «кризис близости». Положительный компонент этого кризиса - «близость», а отрицательный - «изоляция». Эриксон использует термин «близость» как многогранный: как с точки зрения стоимости, так и широты охвата. Прежде всего, он понимает близость как самое сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, родителям и другим родственникам. Но в то же время он говорит о близости, как о способности к глубокой близости, которая, по мнению Эриксона, является необходимым условием для продолжительного брака. Отрицательным решением проблемы этого этапа прохождения «кризиса интимности» является одиночество, избегание контактов, требующих близости, изоляция. Если «психический мораторий» продолжается на этом этапе, то есть процесс формирования зрелой идентичности эго не завершен, то вместо желания установить близкие отношения возникает страх «потерять себя», желание сохранить расстояние.

Канадский ученый Джеймс Марша выделил четыре статуса идентичности:

  • «Неопределенная, нечеткая личность». Человек еще не выработал четких убеждений, не определился с выбором профессии, не «вступил» в кризис личности.
  • «Ранняя, преждевременная идентификация». Человек сделал выбор, стал вовлеченным в систему отношений, но не в результате пережитого кризиса, внутренней духовной работы, а исходя из ролевых ожиданий общества, пассивно ассимилированных социальных норм, следуя чужому примеру или авторитету.
  • "Мораторий". Человек находится в кризисе, в процессе самоопределения, выбирая свой индивидуальный путь развития среди множества вариантов.
  • «Зрелая идентичность». Произошло самоопределение, человек вступает во время практической самореализации.

Здесь важно отметить, что вышеуказанные статусы идентичности в процессе развития личности могут сменять друг друга или чередоваться, характеризуя процесс становления личности, становления стадиями, и, с другой стороны, сами могут определять тип идентичности, становится личностной характеристикой. Таким образом, с нормативным прохождением кризиса подросток, находящийся на стадии «размытой идентичности», последовательно вступая и проходя стадию «моратория», достигает стадии «зрелой идентичности». Но это может не произойти! И тогда он может быть зафиксирован на уровне «расплывчатой ​​идентичности» или может встать на путь «ранней идентификации» и остаться на том уровне, который в этом и в другом случае будет оставаться типологической характеристикой личности такой человек.

Интересные данные были получены в результате исследований S. Hauser в 1978 г. и L. Kale et al. В 1980 году, когда стиль общения и межличностных отношений сравнивался, с одной стороны, и статус личности, с другой. Были определены три стиля общения: «близость» - как способность устанавливать близкие отношения; «Стереотип» - как невозможность выстроить тесные отношения, дистанцию ​​в межличностном взаимодействии; и «изоляция» - как неспособность к межличностному взаимодействию. Оказалось, что «близость» наиболее характерна для «моратория» и «зрелой идентичности», тогда как «ранняя» и «рассеянная» идентичности чаще всего сочетаются со «стереотипом» и «изоляцией». Результаты этих исследований подтверждают идею Эриксона о том, что успешное решение проблемы стадии подросткового и раннего подросткового возраста заканчивается формированием прочной зрелой эго-идентичности с самосознанием и своим местом в мире, с профессиональным самоопределением , является предпосылкой для гармоничного прохождения и решения актуального этапа проблемы ранней зрелости в построении гармоничных близких отношений как в интимной сфере, с последующим созданием семьи, так и в сфере дружеских и профессиональных отношений.

Как уже упоминалось ранее, успешное разрешение кризиса идентичности в период молодости во многом обусловлено общим качеством решения проблем предыдущих этапов развития, т. е. определенного накопленного уровня психомоторного и социального развития. Факторами, определяющими развитие человека на этих ранних стадиях, являются, в первую очередь, генетические факторы, с одной стороны, и социальные факторы, с другой стороны, такие как взаимоотношения родителей и детей в семье, школьное образование, социальная среда, общее духовное состояние в обществе и другие Но тогда получается, что все предопределено, и ничего нельзя изменить самостоятельно? Это неправда. Эриксон подчеркивает, что подросток должен попытаться снова решить все «старые» проблемы, но на этот раз осознанно, делая свой действительно осознанный выбор, выстраивая собственную систему ценностей и убеждений на этом пути. Откуда этот ресурс для подростка для такой серьезной сознательной работы?

Кон в своей книге «Психология ранней юности» пишет об этом ресурсе следующим образом: «Главное психологическое приобретение ранней юности - это раскрытие его внутреннего мира». До этого момента ребенок, «полностью осознавая свои действия, еще не осознает своих психических состояний», «единственный сознательный мир - это внешний мир». Сам факт открытия внутреннего мира внутри себя является, с одной стороны, волнующим и радостным событием, но с другой стороны приносит с собой тревожные переживания, связанные с несоответствием внутреннего «Я» внешнему поведению.

Вместе с осознанием своей уникальности возникает чувство одиночества, и отсюда растет потребность в общении. Еще один сложный и захватывающий опыт - осознание своей непрерывности, стабильности во времени. Чувство личного бессмертия сменяется паническим страхом перед старостью и смертью. В подростковом и юношеском самосознании тема смерти является острой и неоднозначной. Расставаться с идеей личного бессмертия трудно и мучительно, иногда его заменяет идея бессмертной славы, но, в конце концов, зачастую именно принятие неизбежности смерти заставляет всерьез задуматься о смысл жизни и как жить лучше.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что кризис идентичности протекает на фоне экзистенциального кризиса, связанного с острым восприятием и переживанием основных конечных реальностей бытия. Как мы уже видели, этот кризис поражает подростка вместе с открытием его внутреннего мира.

Ирвин Ялом, известный американский психотерапевт и яркий представитель экзистенциально-гуманистического направления в психологии в книге «Экзистенциальная терапия», выделяет четыре «конечных фактора»: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность, которые определяют содержание экзистенциальной психодинамики , Столкновение с этими явлениями, характеристиками самого существования, болезненно само по себе и вызывает беспокойство. Но Кьеркегор назвал такое беспокойство творческим, потому что оно способствует запуску важных внутренних процессов в человеке. Принятие, понимание, внутренняя обработка и интеграция этих экзистенциальных реалий, согласно Ялу, несомненной ценности для человека. Он сделал этот вывод на основании своей многолетней успешной психотерапевтической практики.

Как уже упоминалось выше, факт осознания собственной смертности «учит» более полно ценить время и жизнь в целом, удивляться и получать от этого удовольствие, заставляет человека найти свой смысл в этой жизни. Чувство фундаментальной изоляции, одиночества также связано с «знанием своей смерти», осознанием того, что «никто не может умереть с кем-то или вместо кого-то». Опыт экзистенциальной изоляции - крайне неудобное состояние. Тем не менее, именно такая встреча человека с базовым одиночеством в этом мире позволяет вам построить по-настоящему близкие, глубокие, содержательные отношения с другим, позволяет сочетать свою идентичность с идентичностью другого, не опасаясь потерять ее. Затем, выбрав жизненного партнера и выстроив с ним отношения, человек будет ориентирован на общность внутренних ценностей, возможность творческого раскрытия и развития каждого в рамках союза и избежит соблазна стать частью другого в целях чтобы избежать одиночества, или наоборот, приведите другого человека к роли защиты изоляции прибора.

Осознание другой экзистенциальной данности - ответственности, имеет неоспоримую ценность. Ялом пишет: «осознавать ответственность - значит осознавать создание самим собой нашего« я », нашей судьбы, проблем нашей жизни, наших чувств, а также наших страданий, если таковые имеются». По сути, это означает, на самом глубоком уровне, стать родителем для себя. Совершенно очевидно, что полноценная «встреча» с этим экзистенциальным фактором важна именно в период формирования идентичности, в период «психического моратория», в период создания семьи и построения отношений в обществе, когда происходит целый ряд жизненно важных, роковых выборов личностно-индивидуальных и социальных.

Если в юности молодой человек выберет путь избегания прямой «встречи» с этой и другими экзистенциальными реальностями, то они неизбежно настигнут его гораздо позже, в «кризисе среднего возраста», во время первого подведения итогов, сожалеет и разочарования.

Таким образом, можно видеть, что экзистенциальный кризис подросткового возраста создает условия для глубокой, сложной, творческой и, что особенно важно, своевременной обработки экзистенциальных данных, что, в свою очередь, позволяет нам успешно решать проблему возраста даже при неблагоприятном прохождении через предыдущие этапы развития. Вывод оптимистичный: в его пользу есть шанс разрешить парадокс жизни, обозначенный в самом начале статьи. Но возникает следующий вопрос: как можно повлиять на благоприятное развитие ситуации, как увеличить этот шанс?

Чтобы серьезно озадачиться этим вопросом, необходимо более конкретно определить возрастные границы рассматриваемого периода. В этом ключе представляется целесообразным и интересным использовать периодизацию В.И. Слободчикова. Эта периодизация учитывает удлинение периода социализации, профессионального и личностного самоопределения молодежи в современных условиях. Согласно этой концепции, кризис молодежи охватывает период с 17 до 21 года. Концепция молодежного кризиса по Слободичкову по своему содержанию пересекается с концепцией кризиса идентичности и концепцией «психического моратория» по Эриксону. Этот кризис приходится на возраст, который традиционно отмечается для большинства сегодняшней молодежи, заканчивающей среднюю школу и получающей дополнительное образование по выбранной системе профессионального, среднего и высшего образования. Таким образом, именно через эти системы можно помочь молодому человеку в глубоком творческом прохождении экзистенциального кризиса, организовав специальные структуры для этого или в рамках существующих структур.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьев руководит образовательной деятельностью, признан молодежной образовательной деятельностью. Несмотря на то, что во многих случаях молодой человек продолжает оставаться школьником, образовательная деятельность в старшей школе должна приобрести новую направленность и новый контент, ориентированный на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к определенным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимых для поступления в университет (например, химия и биология для будущих врачей), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в испытательных формах. (помощь воспитателю в детском саду, автомеханику при автосервисе и т. д.). В других случаях мальчики и девочки оказываются еще ближе к производственной сфере: они продолжают свое образование в профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают свою собственную трудовую жизнь, совмещая работу с преподаванием в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейн в молодости характер развития определяется трудом и обучением как основными видами деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в раннем подростковом возрасте. ХВ Дубровина поясняет, что еще рано говорить о самоопределении ко времени окончания учебного заведения, поскольку это только намерения, планы на будущее, еще не реализованные в реальности. В старшей школе формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не психологические структуры и качества, которые не завершены в их становлении, а определенную зрелость личности, т. е. формирование психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность личностного роста сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопределению:

  • формирование на высоком уровне психологических структур: теоретическое мышление, основы научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
  • развитие потребностей, обеспечивающих значимую личность (необходимость занимать внутреннюю позицию взрослого - члена общества, потребность в общении, потребность в работе, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);
  • формирование предпосылок индивидуальности в результате развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, который развертывается во времени. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоэтапный процесс, в котором освещаются задачи общества и формируется индивидуальный образ жизни, частью которого является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс между личными предпочтениями и наклонностями и существующей системой разделения труда.

Профессиональное самоопределение не может рассматриваться как своего рода «стоп-кадр» процесса развития. Сделанный профессиональный выбор не сужает возможности: опыт, полученный на выбранном пути, меняет картину дальнейших возможностей человека и направление его дальнейшего развития, открывает ему новый, ранее недоступный для него мир.

В раннем подростковом возрасте профессиональное самоопределение является важным моментом в личностном самоопределении, но не исчерпывает его. Видение себя как будущего специалиста является показателем связи молодого человека с обществом, его вступления в общество. Выбор профессии фактически означает проекцию определенной социальной позиции в будущее.

В современном смысле профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но и как непрерывный процесс поиска смысла в выбранной, освоенной и выполненной профессиональной деятельности. При таком понимании профессиональное самоопределение представляет собой процесс чередующихся выборов, каждое из которых считается важным жизненным событием, определяющим следующие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных уровнях есть представления о ряде профессий. Осознание профессии с учетом положения близких, личных пристрастий и способностей влияет на профессиональное самоопределение молодежи. Чем старше мальчик, тем острее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет, пройдя ряд этапов. На этапе фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, думая о будущем, еще не знает, как соединить цели и средства. Первичный выбор, сделанный на этом этапе, делается в условиях низкодифференцированного представления профессий, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере развития интеллектуального развития подросток или юноша все больше и больше интересуется условиями реальности, но все еще не уверен в своих способностях - стадии пробного отбора (до 16-19 лет). Постепенно фокус его внимания смещается с субъективных факторов на реальные обстоятельства. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реалистичных и приемлемых вариантов, между которыми вам приходится выбирать. Этап реалистичного выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса со знающими людьми, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжники. В разработанной им содержательно-процедурной модели профессионального самоопределения центр признает ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и необходимость профессиональной компетентности.

Основой профессионального самоопределения являются следующие психологические факторы:

  • осознание ценности общественно полезного труда,
  • общая ориентация в социально-экономической ситуации в стране,
  • осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полного самоопределения и самореализации,
  • общая ориентация в мире профессионального труда,
  • выделение далекой профессиональной цели (мечты),
  • согласование снов с другими важными жизненными целями (семейные, личные, досуговые),
  • знание выбранных целей,
  • знание внутренних препятствий, затрудняющих достижение выбранной цели и т. д.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престиж профессий, на элитарность, на «самых лучших» в том смысле, что это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто захвачены идеей быстрой карьеры, блестящего и быстрого успеха, богатства. Пряжников говорит об опасностях изощренных манипуляций, основанных на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личного выбора конкретного человека, который подрывает Сама сущность самоопределения. Помощь молодому человеку от общества и взрослых необходима, но в форме «разумной и не манипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выработке готовых рекомендаций, а на постепенном формировании способности к самосовершенствованию». решительно настроена на то, чтобы подросток сознательно и самостоятельно планировал профессиональные и жизненные перспективы и, при необходимости, своевременно исправлял их».

Социальная ситуация развития молодежи

Период отрочества является частью расширенной переходной стадии от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако это относительно независимый период со своей собственной стоимостью. Его необходимость продиктована усложнением социальной жизни и требованиями, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личной зрелости взрослых представителей. В российской психологии молодежь рассматривается как психологический век перехода к независимости, периода самоопределения, приобретения психической, идеологической и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, нравственного сознания и самосознания. Выделите раннюю юность (от 15 до 17 лет) - это старшие классы средней школы, а поздняя юность (от 17 до 21 года) - старшая школа.

Ранний юношеский возраст характеризуется неравномерным развитием как на уровне индивида (различия между учащимися средней школы по физиологическим параметрам), так и на уровне индивида (несоответствие биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости индивида). Неопределенность ситуации (в некоторых отношениях они признают взрослых, в других - нет) и предъявляемые требования по-своему отражаются в юношеской психике.

У молодежи спектр социальных ролей и интересов расширяется. В этом возрасте происходит много важных социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность осуществления активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым человеком стоит задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит задачу профессионального самоопределения молодежи с точки зрения реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром ситуации социального развития.

Выбор производится дважды: впервые в 9 классе в связи с выбором формы завершения среднего образования; во второй раз - в 11-м классе средней школы, когда планируются способы получения высшего образования или прямого включения в трудовую жизнь, то есть ученик средней школы попадает в ситуацию выбора продолжения образования по одному из его специфических формируется дважды.

Профессиональное самоопределение как центр ситуации социального развития формирует своеобразную внутреннюю позицию старшеклассника, что связано с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович смотрит на будущее с точки зрения настоящего, молодой человек смотрит на настоящее с точки зрения будущего. Взгляд в будущее, построение жизненных планов и перспектив - это эффективный центр жизни молодежи.

Поздняя молодость характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и перехода к самореализации.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоэтапный процесс, в котором освещаются задачи общества и формируется индивидуальный образ жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как ряд задач, которые общество ставит перед возникающей личностью и которые эта личность должна последовательно решать в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которого индивид формирует баланс между своими предпочтениями и наклонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда, с другой; как процесс формирования индивидуального образа жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как «стоп-кадр» процесса развития: опыт, полученный на выбранном пути, меняет картину способностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение является важным моментом личного самоопределения, оно рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбранной, освоенной и выполненной профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых является важным жизненным событием, которое определяет дальнейшие шаги на пути личностного развития.

Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности (Н. С. Пряжников).

Психологические факторы, которые составляют основу профессионального самоопределения:

  • осознание ценности общественно полезного труда;
  • общая ориентация в социально-экономической ситуации в стране;
  • осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полного самоопределения и самореализации;
  • общая ориентация в мире профессионального труда;
  • выделение отдаленной профессиональной цели (мечты);
  • согласование снов с другими важными жизненными целями (семейные, личные, досуговые);
  • знание выбранных целей;
  • знание внутренних препятствий, затрудняющих достижение выбранной цели и т. д.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

  • детская игра (ребенок берет на себя различные профессиональные роли и «теряет» определенные элементы поведения, связанные с ним);
  • подростковая фантазия (во сне подросток видит себя представителем той или иной привлекательной для него профессии);
  • предварительный выбор профессии (охватывает весь подросток и большую часть молодежи: сортировка и оценка различных видов деятельности с точки зрения интересов студента, затем его способности, наконец, с точки зрения система ценностей);
  • принятие практических решений (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и продолжительности подготовки к нему; выбор специальности).

Условия профессионального самоопределения

Объективные условия (социальный статус, материальное благополучие семьи, уровень образования родителей, социальный престиж профессии).

Дети из более состоятельных и более образованных семей обычно хотят оставаться в одной социальной и профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся улучшить свой социально-профессиональный статус, получить высшее образование и квалификацию, что также одобряют родители.

Уровень образования родителей важнее материального благополучия.

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престиж профессий, на элитарность и одержимость идеей быстрой карьеры и богатства. С помощью сложных манипуляций со СМИ и общественным мнением формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж конкретной профессии обратно связан с ее массовым характером: чем престижнее профессия, тем больше претендентов будет на одно место, и тем больше их будет исключено. Социальное формирование молодежи происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с обострением конкуренции, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формируется готовность старшеклассников к самоопределению, проблема педагогического обеспечения жизни, профессионального и личностного выбора (М.И. Губанова), профессиональной поддержки, помощи учащимся в выборе профессии или дополнительного образования (Л. Дальберг) актуализируется.

Необходима разумная и не манипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у студента способности самостоятельно планировать свои профессиональные и жизненные перспективы, своевременно их корректировать (Н.С. Пряжников).

Субъективные условия (возраст, уровень осведомленности, уровень притязаний).

Существует опасность того, что учащийся старших классов отложит профессиональное самоопределение из-за отсутствия каких-либо выраженных и устойчивых интересов. Помощь в этом случае заключается в своевременном, на протяжении всего обучения, расширении кругозора и интересов студента, ознакомлении с различными видами деятельности, ознакомлении с работой. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается положительным фактором, оно также имеет свои издержки: категорический выбор и нежелание рассматривать другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, способом избавиться от болезненных сомнений, которые в будущее может привести к разочарованию.

Очень важен уровень осведомленности о будущей профессии, а также уровень личных претензий, который включает оценку собственных объективных способностей и способностей. У 15-17-летних мальчиков и девочек уровень требований часто завышен - это нормально и даже полезно, если стимулирует рост и преодолевает трудности. Существуют гендерные различия: дифференциация профессиональных интересов у мальчиков начинается раньше, они более критически оценивают возможности и более требовательны к своей будущей профессии, в то время как девочки чаще терпят неудачи, придавая большее значение структуре семейной жизни.

Таким образом, социальная ситуация развития в раннем подростковом возрасте является «порогом» самостоятельной жизни. Эту черту молодости хорошо выразил отечественный социолог В.Н. Шубкин, который назвал молодежь роковым периодом жизни, в котором цена ошибки составляет не два, а иногда безжизненно прожитые годы. В современных социокультурных условиях задача профориентации становится особенно сложной, поскольку сами родители и учителя часто не уверены в правильности своих советов.

Рекомендации по профориентации студентов (Е.И. Головаха):

  • Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда должна соответствовать наиболее важным жизненным целям студентов.
  • Чтобы сформировать последовательную и реалистичную жизненную перспективу, необходимо познакомить юношей и девушек с конкретными примерами успешных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором конкретной профессии, с будущими условиями труда.
  • Необходимо учитывать потребности студентов в специальной профориентационной информации.
  • Объясните прямую зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности к самоотдаче в работе и независимости в реализации жизненных целей.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности (склонности, темперамент), сексуальные особенности.

Таким образом, выбор профессии фактически означает проекцию определенной социальной позиции в будущее (М.Р. Гинзбург).

Формирование и развитие самосознания и понятий в подростковом возрасте

Понятие, значение и структура «Я-концепция»

Как научная концепция, самооценка стала использоваться в специальной литературе сравнительно недавно, возможно, потому, что в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единого ее толкования; Наиболее близким по значению к нему является «самосознание». Но «Я-концепция» - это нейтральная концепция, которая включает оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о себе, которая включает в себя как фактическое осознание его физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценку, а также субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на эту личность. Р. Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, который серьезно занимался вопросами самосознания, определяет эту концепцию следующим образом: «Я-концепция - это совокупность всех человеческих представлений о себе, связанных с их оценкой. Описательный компонент «Я-концепции» часто называют «Образом Я» или «Образом Я». Компонент, связанный с отношением к себе или к своим индивидуальным качествам, называется «самооценка» или принятие себя. «Я-концепция», по сути, определяет не только то, что представляет собой индивид, но и то, что он думает о себе, как он смотрит на свой активный принцип и возможности для будущего развития».

«Я-концепция» возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивый и в то же время подверженный психическим изменениям, внутренним изменениям и колебаниям. Он оставляет неизгладимый отпечаток на всех жизненных проявлениях человека - от детства до старости. Первоначальная зависимость «Я-концепции» от внешних воздействий неоспорима, но в будущем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

С момента своего появления «Я-концепция» стала активным принципом, действующим в трех функционально-ролевых аспектах:

  1. «Я-концепция» как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основан на концепции, согласно которой человек всегда следует по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Репрезентации, чувства или идеи, которые противоречат другим представлениям, чувствам или идеям человека, ведут к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Чувствуя необходимость достижения внутренней гармонии, человек готов предпринять различные действия, которые помогут восстановить утраченное равновесие. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о себе.
  2. «Я-концепция» как интерпретация опыта. Эта функция «Я-концепции» в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, поскольку человек имеет устойчивую тенденцию строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретация его опыта.
  3. «Я-концепция» как совокупность ожиданий. Я-концепция также определяет ожидания человека, то есть его представление о том, что должно произойти. У каждого человека есть определенные ожидания, которые во многом определяют характер его действий. Люди, уверенные в себе, ожидают, что другие будут относиться к ним таким же образом; те, кто считает, что они никому не нужны, не могут им понравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо соответствующим образом интерпретируют реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая «Я-концепцию» как набор ожиданий, а также оценки, связанные с различными областями поведения.

Во многих психологических теориях «Я-концепция» является одним из центральных понятий. В то же время ни его универсального определения, ни единства в терминологии до сих пор не существует. Термины, которые некоторые авторы используют для обозначения «Я-концепции» в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Для уточнения терминологии воспользуемся схемой, предложенной Р. Бернсом, что, по нашему мнению, наиболее полно отражает структуру «Я-концепции», а с другой стороны, упрощает терминологию, найденную на страницах психологической литературы. В схеме Бернса «Я-концепция» представлена ​​в виде иерархической структуры. На пике - глобальная самооценка, включающая все виды индивидуального самосознания.

У. Джеймс, первый из психологов, начавший разрабатывать проблемы Я-концепции, рассматривал глобальное, личностное «Я» («Я») как двойственное образование, в котором «Я-сознательный» (Я) и «Я-Я» like-object »(Я) Это две стороны одного целого, всегда существующие одновременно. Один из них - чистый опыт, а другой - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать о условностях такого различия, которые, по сути, являются лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить сознание, лишенное содержания, а также содержания психических процессов, которые существуют в изоляции от сознания. Поэтому в реальной ментальной жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически неразрывное целое.

«Я» как объект существует только в процессах сознания и является содержанием этих процессов, поскольку человек может осознавать самого себя. Мы можем отделить результат и процесс рефлексивного мышления только в концептуальном смысле; психологически они существуют вместе.

Из определения Р. Бернса в «Я-концепции» различаются описательный и оценочный компоненты, что позволяет нам рассматривать Я-концепцию как набор установок, направленных на себя.

Большинство определений установки подчеркивают три основных элемента:

  • Осуждение, которое может быть как оправданным, так и неоправданным (когнитивный компонент отношения).
  • Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочный компонент).
  • Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

В отношении «Я-концепции» эти три элемента установки конкретизированы следующим образом:

  • Образ Я - индивидуальные представления о себе.
  • Самооценка - это аффективная оценка этого взгляда, которая может иметь разную интенсивность, поскольку специфические черты образа личности могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  • Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны изображением себя и самооценки.

Рассмотрим более подробно эти три основных компонента Я-концепции.

Основные составляющие Я-концепции

Когнитивная составляющая Я-концепции или «Образ Я».

Самооценка человека, как правило, кажется ему убедительной, независимо от того, основаны ли они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут быть, в частности, его тело, его способности, его социальные отношения и многие другие личные проявления. Конкретные методы самовосприятия, приводящие к формированию образа самости, могут быть самыми разнообразными. Описывая себя, человек обычно прибегает к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и т. д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием Человек сам пытается выразить словами основные характеристики своего обычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивный, роль, статус, психологический и т. д. Могут быть перечислены до бесконечности. Все они составляют иерархию с точки зрения важности элементов самоописания, которые могут варьироваться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.

Этот вид самоописания - это способ охарактеризовать себя, уникальность каждого человека посредством сочетания его индивидуальных особенностей. Вечный вопрос о том, может ли человек знать себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа, который я законен в отношении его когнитивного компонента, и здесь следует иметь в виду, что любое отношение не является отражением самого объекта, но систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Следовательно, знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Это объясняет выбор второго компонента Я-концепции.

Эмоционально-оценочный компонент самооценки или самооценки.

Человек как личность - это самооценка. Самооценка подразумевает «определенное отношение к себе: к своим качествам и условиям, способностям, физическим и духовным силам». Самооценка - это личное суждение о своей ценности, которое выражается в характерных для человека позициях. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства собственного достоинства, чувства собственного достоинства и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его «я». Следовательно, низкая самооценка подразумевает самоотречение, самоотречение, негативное отношение к личности.

Существует несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах формирования личности:

  • оценка других людей;
  • круг значимых других или референтная группа;
  • фактическое сравнение с другими;
  • сравнение реального и идеального Я;
  • измерение результатов их деятельности.

Самоуважение играет очень важную роль в организации эффективного управления своим поведением; без этого трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Истинная самооценка дает человеку моральное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Более подробно мы рассмотрим самооценку ниже.

Поведенческий компонент Я-концепции.

Он состоит из потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действий, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. Каждое отношение - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с конкретным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как и в комплексе установок, объект в данном случае является самой установочной средой. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «образом Я», очень сильны и устойчивы, что очень сильно влияет на деятельность человека, его поведение, отношения с другими.

Определив три основных компонента Я-концепции, не следует забывать, что «образ Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различию, поскольку они неразрывно связаны в психологических терминах. Образ и оценка своего «я» предрасполагают человека к определенному поведению; поэтому мы рассматриваем глобальную самооценку как совокупность человеческих установок, направленных на себя. Однако эти настройки могут иметь разные углы или условия.

Обычно существует как минимум три основных способа самоустановок:

  1. Реальное Я - отношение, связанное с тем, как человек воспринимает свои текущие способности, роли, свое текущее состояние, то есть со своими представлениями о том, кем он является в настоящем времени
  2. Зеркальное отражение Я - отношение, связанное с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркало Я выполняет важную функцию самокоррекции претензий человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает поддерживать Само-Реальность в адекватных пределах и оставаться открытым для нового опыта посредством взаимного диалога с другими и с самим собой.
  3. Идеальное Я - это отношение, связанное с идеей человека о том, кем он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как набор качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть в себе, или роли, которые он хотел бы выполнять. Более того, личность формирует идеальные элементы своего Я в соответствии с теми же основными аспектами, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ состоит из ряда идей, которые отражают самые сокровенные чаяния человека. Эти идеи оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным я являются одним из важнейших условий саморазвития человека.

В дополнение к трем основным модальностям установок, предложенным Р. Бернсом, многие авторы выделяют другую, которая играет особую роль.

Конструктивное Я (Я - в будущем). Именно ему свойственно смотреть в будущее и строить проективную модель «я». Основное различие между «конструктивным самопроектом» и «идеальным я» заключается в том, что оно пронизано эффективными мотивами и они более точно соответствуют знаку «стремиться». Те элементы, которые человек принимает и устанавливает для себя как достижимую реальность, трансформируются в самоконструктивное Я.

Следует отметить, что любое из образов Самости имеет сложное, неоднозначное по своей структуре происхождение, состоящее из трех аспектов взаимоотношений: физического, эмоционального, психического и социального Я.

Таким образом, самооценка представляет собой совокупность представлений человека о себе и включает в себя убеждения, оценки и поведенческие тенденции. В силу этого его можно рассматривать как набор установок, направленных на самого себя, характерных для каждого человека. Я-концепция формирует важный компонент самосознания человека, участвует в процессах саморегуляции и самоорганизации человека, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником человеческих ожиданий.

Особенности «Я-концепции» в раннем подростковом возрасте

Психологические исследования формирования самооценки человека в ходе его жизни идут по нескольким направлениям. Прежде всего, мы изучаем сдвиги в содержании самооценки и ее компонентов - какие качества лучше узнаваемы, как уровень и критерии самооценки меняются с возрастом, какое значение придается внешности, и какое психическое и моральные качества. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образа Я как целого - степень его дифференциации (когнитивная сложность), внутренней последовательности (целостности), стабильности (устойчивость во времени ), субъективная значимость, контрастность, а также уровень самооценки. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от зрелости; в этом отношении существует грань между подростком и молодым человеком.

В раннем подростковом возрасте происходит постепенное изменение «субъектных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношения телесного и морально-психологического компонентов Я. Молодой человек привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, воспринимает его внешность и соответственно стабилизирует уровень притязаний, связанных с ним. Постепенно другие свойства «я» теперь выходят на первый план - умственные способности, волевые и нравственные качества, от которых зависит успех деятельности и отношений с другими.

Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференциация элементов образа Я последовательно возрастают от младшего к старшему, без заметных разрывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши больше, чем подростки, подростки больше, чем дети. Согласно Бернштейну (1980), способность старших подростков восстанавливать личные качества основана на развитии в этом возрасте более фундаментальной познавательной способности - абстракции.

Интеграционная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, целостность образа Самости, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность абстрагироваться. Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они сгруппированы вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних существенных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Добавляя фразу «Я в своем уме ...», многие молодые люди подчеркивают свою противоречивую природу: «Я в своем уме - гений + ничтожество».

Данные о стабильности изображения у меня не совсем понятны. В принципе, оно, как и стабильность других установок и ценностных ориентаций, увеличивается с возрастом. Самоописание взрослых в меньшей степени зависит от случайных, ситуационных обстоятельств. Однако в подростковом и раннем подростковом возрасте самооценка иногда меняется очень резко.

Что касается контрастности, степени отчетливости образа Самости, то здесь также наблюдается рост: от детства к юности и от юности к взрослости человек больше осознает свою индивидуальность, свои отличия от других и дает им больше важность, так что образ Самости становится одним из центральных параметров личности, с которой она связывает свое поведение. Однако с изменением содержания образа Я степень значимости его отдельных компонентов, на которые ориентируется личность, существенно меняется. В раннем подростковом возрасте масштаб самооценки заметно увеличивается: «внутренние» качества распознаются позже, чем «внешние», но более старые придают им большее значение. Повышение степени осознания своего опыта часто сопровождается гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом. В ранней юности это случается часто.

Исследования содержания изображения Я, проведенные под руководством И.В. Дубровина показала, что на рубеже подросткового и раннего подросткового возраста происходят значительные изменения в развитии когнитивного компонента Я-концепции, характеризующие переход самосознания на новый, более высокий уровень.

Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, увеличение гибкости и определенности в их использовании; повышение избирательности, последовательности, сложности и систематичности этой информации; использование более тонких оценок и отношений; повышенная способность анализировать и объяснять поведение человека; есть беспокойство по поводу точного изложения материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются в развитии личностных характеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и коррелируют с большим количеством «значимых индивидов». Самоописания в раннем подростковом возрасте носят более личный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и в то же время они сильнее подчеркивают отличия от других людей.

Идея подростка или молодого человека о себе всегда коррелирует с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда полностью не совпадает с этим «мы». Ученики старших классов оценивают образы своего собственного «я» как более изящные и нежные, чем группа «мы». Молодые люди считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но более добрыми и способными понять другого человека, чем их сверстники. Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.

Преувеличение собственной уникальности, свойственное многим подросткам, обычно проходит с возрастом, но отнюдь не ослабление индивидуального принципа. Наоборот, чем старше и развит человек, тем больше он находит различий между собой и своим «средним» сверстником. Отсюда острая потребность в психологической близости, которая будет как самораскрытием, так и проникновением во внутренний мир другого человека. Осознание их отличия от других логически и исторически предшествует пониманию их глубокой внутренней связи и единства с окружающими.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе I, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут в направлении большей субъективности, психологических характеристик. Известно, что в восприятии другого человека психологизация описания через 15 лет резко возрастает. Повышение субъективности самоописания обнаруживается в том, что с возрастом число субъектов увеличивается, что указывает на изменчивость, ситуационный характер их характера, тот факт, что они чувствуют свой рост, зрелость.

В исследованиях когнитивного диссонанса изображения я обнаружил, что самоописания и описания другого человека по заданному параметру существенно различаются (Нисбет, по мнению В.П. Трусова). Человек описывает себя, подчеркивая изменчивость, гибкость своего поведения, свою зависимость от ситуации; в описаниях другого, наоборот, преобладают признаки стабильных личностных качеств, которые стабильно определяют его поведение в самых разных ситуациях.

Другими словами, взрослый человек склонен воспринимать себя, ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости и др. - как объект с относительно постоянными свойствами. Такое «динамическое» восприятие себя возникает при переходе в раннюю юность 14-16 лет.

Формирование нового уровня самосознания в раннем подростковом возрасте идет по линиям, обозначенным Л.С. Выготский, - интегрируя образ себя, «двигая» его «снаружи внутрь». В этот возрастной период происходит изменение определенного «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри».

В.Ф. Сафин описывает это существенное различие во взглядах самого себя на подростков младшего и старшего возраста следующим образом: подросток в первую очередь сосредоточен на поиске ответа: «Кто он среди других, насколько он похож на них»; старший подросток - «кто он в глазах окружающих, насколько он отличается от окружающих и насколько похож или близок к его идеалу». Вице-адмирал Алексеев подчеркивает, что подросток - это «личность для других», а молодой человек - это «личность для себя». В теоретическом исследовании И.И. Чеснокова указывает на наличие двух уровней самопознания: нижний - «Я и другой человек» и высший «Я и Я»; специфика второго выражается в попытке соотнести его поведение «с мотивацией, которую он осознает и которая определяет его».

Мы уже отмечали, что компоненты самооценок поддаются лишь условному концептуальному различию, поскольку в психологическом отношении они неразрывно взаимосвязаны. Следовательно, когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в раннем подростковом возрасте напрямую связан как с эмоционально-оценочным компонентом, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.

В период перехода от подросткового возраста к раннему подростковому возрасту, как часть формирования нового уровня самосознания, происходит развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является изменение оснований для критериев оценки себя, своего «я» - они заменяются «извне», приобретая качественно различные формы, по сравнению с критериями оценки других людей человеком. Переход от личной самооценки к общему, целостному (смена основ) создает условия для формирования в истинном смысле слова собственного отношения к себе, совершенно автономного от отношения и оценок других, определенных успехов и неудач всевозможные ситуационные влияния и т. д. Важно отметить, что оценка индивидуальных качеств, аспектов личности играет подчиненную роль в таком отношении к себе, а лидером является некое общее, целостное «самоприятие», "самооценка".

Именно в ранней юности (15-17 лет) на основе развития собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т. е. «Операционная самооценка» начинает основываться на соответствии поведение, собственные взгляды и убеждения, результаты деятельности.

В возрасте 15-16 лет проблема несоответствия между истинным я и идеальным я особенно сильно актуальна. По мнению И.С. Несоответствие Кона является совершенно нормальным, естественным следствием когнитивного развития. С переходом от детства к юности и далее самокритика растет. Итак, в изучаемой Е.К. Матлиновские сочинения десятиклассников, описывающих их собственную личность, в 3,5 раза критичнее высказываний, чем у пятиклассников. Чаще всего в раннем подростковом возрасте они жалуются на слабость, нестабильность, подверженность влиянию и т. д., а также на такие недостатки, как капризность, неуверенность, обида.

Несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным изображениями является функцией не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых юношей несоответствие между реальным я и идеальным я, т. е. между теми свойствами, которые индивид приписывает себе, и теми, которыми он хотел бы обладать, намного больше, чем у его сверстников со средними интеллектуальными способностями.

Одним из важных индикаторов поведенческого компонента Я-концепции является динамика уровня притязаний под влиянием успеха или неудачи при выполнении задач различной степени сложности. Начиная с классической работы Ф. Хоппе, уровень притязаний считается вызванным двумя противоречивыми тенденциями: с одной стороны, сохраняйте свое «я», чувство собственного достоинства на самом высоком уровне, а с другой - уменьшайте свое претензий во избежание неудачи и тем самым не наносящих ущерб самооценке (Ф. Хоппе, 1930, по данным Дубровина И.В.).

Некоторые исследователи (см. Б.В. Зейгарник, Б.С. Братус) считают, что для подросткового возраста характерно активное стремление различными способами реализовать только первую из этих тенденций, в то время как для зрелой личности, наоборот, это типично способность отделять эти тенденции в процессе деятельности, в первую очередь, из-за того, что успех или неудача в конкретной деятельности воспринимается именно как конкретная неудача, а не крах самооценки в целом.

Согласно исследованиям, в переходный период в раннем подростковом возрасте происходит изменение характеристик уровня притязаний в сторону большей зрелости личности.

Важно отметить, что он движется как бы в противоположность изменениям, происходящим в этот период в самопознании, образу Самости и отношению к себе. Если последние характеризуются, как было показано выше, своей большей целостностью, интеграционностью, то отношение к результатам их собственной деятельности - это дифференциация, формирование способности отделять успех или неудачу в конкретной деятельности от оценки себя как человек.

Таким образом, в раннем подростковом возрасте, в рамках формирования нового уровня самосознания, возникает относительно устойчивая картина себя, самооценка. К 16-17 годам возникает особое новообразование личности, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».

Я-концепция и самооценка личности

В самой общей форме в психологии принято различать две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Понятие «реальный» вовсе не означает, что это понятие реалистично. Главное здесь - представление человека о себе, о том, «кто я». Идеальная Я-концепция (идеальное «Я») - это представление человека о себе в соответствии с его желаниями («кем бы я хотел быть»).

Конечно, реальные и идеальные Я-концепции могут не только не совпадать, но в большинстве случаев они обязательно разные.

Расхождение между реальной и идеальной самооценкой может привести к различным, как негативным, так и позитивным последствиям. С одной стороны, несоответствие между реальным и идеальным «я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов.

С другой стороны, несоответствие между реальной и идеальной самооценкой является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого несоответствия, а также интерпретацией его личности.

В любом случае ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеала, особенно в подростковом и юношеском возрасте, мало основано на иллюзии. По сути, исходя из того, что реальные и идеальные самооценки в большинстве случаев (статистическая норма) не совпадают так или иначе естественным образом, были разработаны некоторые методы измерения адекватности самооценки.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка во многом определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, вы должны осознавать, что чувство собственного достоинства не является чем-то заданным, изначально присущим человеку.

Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе активности и межличностного взаимодействия. Общество существенно влияет на формирование самооценки личности.

Отношение человека к себе является новейшим образованием в системе отношений человека с миром. Но, несмотря на это (и, возможно, именно из-за этого), самооценка занимает особенно важное место в структуре отношений личности.

Самооценка напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации человека. Несмотря на все несоответствия современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, идеи о связи самооценки с асоциальным и правонарушительным поведением подростка почти повсеместно приняты. Споры в основном сводятся к выяснению того, какая самооценка нарушителя - завышена или занижена. Наиболее распространенной позицией, основанной на эмпирических исследованиях, является позиция о чрезмерной самооценке несовершеннолетних правонарушителей и даже взрослых преступников.

В связи с этим отмечается, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией человека, создает довольно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению правонарушений.

В то же время существует и другая точка зрения, также основанная на экспериментальных данных. По мнению сторонников этой точки зрения, уровень самооценки у несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у законопослушных подростков.

Большинство исследований, в которых были получены противоположные результаты, согласно сторонникам этой концепции, методологически некорректны. Ряд исследований показал, что среди молодых преступников и тех, кто попал в сферу внимания общественных организаций, занимающихся «трудными» подростками, самооценка негативна.

В работах этого направления указывается, что возникшая неблагоприятная самооценка (слабая уверенность в себе, страх отторжения, низкая самооценка) в будущем приводит к расстройствам поведения.

В то же время выделяются следующие последствия неблагоприятной самооценки (Х. Ремшмидт):

  1. Снижение самооценки и часто в результате - социальная деградация, агрессивность и преступность.
  2. Стимуляция конформистских реакций в сложных ситуациях. Такие молодые люди легко подвержены влиянию группы и вовлечены в преступные действия.
  3. Глубокие изменения в восприятии. Таким образом, молодые люди с отрицательной самооценкой едва ли осознают, что они делают добрые дела, так как считают себя неспособными к ним.

В целом следует отметить, что в современной психологии существует определенное противоречие в данных по проблеме завышения или недооценки самооценки несовершеннолетних правонарушителей.

В науке часто, когда возникает такое «тупиковое» противоречие, становится актуальной необходимость разработки другой концепции, определенного третьего подхода, который имеет объяснительную силу и устраняет противоречия.

Можно взглянуть на рассматриваемую проблему и возникшее противоречие с других концептуальных позиций. Можно предположить, что главным в проблеме самооценки правонарушителей-подростков является не ее завышение или занижение, а то, что их самооценка, как правило, противоречит оценке общества, не соответствует внешняя оценка (родителей, учителей, класса).

В связи с этим оценка всегда ниже самооценки подростка (даже если последний достаточно адекватен). Это спусковой механизм преступности, стимул к асоциальному поведению личности подростка.

Необходимость уважения, признания является одной из важнейших потребностей личности. В некоторых понятиях личности это относится к базовым, фундаментальным потребностям (например, А. Маслоу).

Блокирование реализации этой необходимости даже рассматривается автором концепции общего адаптивного синдрома Г. Селье как мощный фактор дистресса. В связи с этим он подчеркнул, что человеку необходимо признание, он не может терпеть постоянное осуждение, потому что это делает работу мучительной и вредной больше, чем все остальные стрессоры.

Очевидно, все, что было сказано, верно для личности подростковой молодежи не меньше, чем для взрослых, но тем более, учитывая кризис идентичности и его острый опыт, характерный для этого возраста.

В условиях, когда самооценка подростка не находит поддержки в обществе, когда его оценка другими постоянно низка по сравнению с самооценкой, когда реализация одной из фундаментальных потребностей постоянно блокируется - потребность в уважении, острая развивается чувство личного дискомфорта. Человек не может постоянно находиться в состоянии острого дискомфорта и дистресса; подросток не может не искать выхода из этой ситуации. Его самооценка должна найти адекватную поддержку в социальном пространстве. Одним из распространенных способов решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка личности подростка другими людьми адекватна самооценке или даже превосходит ее. В этой группе оцениваются подростки (это постоянно словесные и невербальные), что приводит к удовлетворению потребности в уважении и, следовательно, к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе.

Таким образом, самооценка подростка, наконец, получает адекватную поддержку в пространстве внешних социальных оценок личности.

Вывод:

Исходя из вышеизложенного, мы можем определить соотношение понятий «Я-концепция» и «Личное самоопределение». Поскольку наиболее емким определением личного самоопределения будет процесс формирования единой семантической системы, в которой объединены обобщенные представления о себе и обобщенные представления о мире, можно сказать, что я являюсь понятием (как динамической системой представлений). о себе вкупе с их оценкой) является фактором, определяющим процесс личностного самоопределения.

Период возникновения сознательного «Я», независимо от того, как постепенно формировались его отдельные компоненты, долгое время считался юностью и ранней юностью.

В период ранней юности (14,5-17 лет) в рамках формирования нового уровня самосознания формируется относительно устойчивое представление о себе, самооценке. К 16-17 годам возникает особое новообразование личности, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение».

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы:

Основой самоопределения в ранней юности является личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловой характер; активное определение своей позиции в отношении социально развитой системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования.

Самым емким определением личного самоопределения является процесс формирования семантической системы, в которой слиты представления человека о себе и мире.

Я-концепция может рассматриваться как фактор личностного самоопределения в раннем подростковом возрасте.