Особенности взаимодействия со взрослыми в подростковом возрасте

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Образы мужчин и женщин в сознании современных подростков
Особенности «Я-концепции» в юношеском возрасте
Особенности когнитивной сферы пожилых людей
Особенности нравственного поведения младших школьников с познавательными и креативными способностями


Введение:

Подростковый период в жизни человека особенный, потому что это переход от детства к подростковому возрасту.

Основой для формирования новых психологических и личностных качеств подростков является общение в процессе различных видов деятельности, осуществляемой ими (тренировка, производственная деятельность, различные виды спорта, творчество и многое другое). В течение этого периода происходит переориентация общения с родителями, учителями и, как правило, со старшими на сверстников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно, или спазматически и насильственно, она выражается по-разному в разных сферах деятельности, в которых престиж старейшин и сверстников не одинаков, но это обязательно происходит.

Общие принципы психологии формирования личности растущего человека разработаны в работах А.А. Бодалева Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьев А.Р. Лурия А.В. Петровский В.Д. Парыгина С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и соавт. Теоретические положения о психологической природе отношений, их типах и ролях в развитии человека разработаны в работах А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, А.Г. Ковалева, В.С. Мерлин В.Н. Мясищева, А.В. Петровский Л.И. Умавский и другие.

Разрабатывая некоторые аспекты интересующей нас проблемы, мы обратились к исследованию Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев Д.И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконина и другие

Изучение специальной литературы по проблеме отношений показывает, что в настоящее время, помимо теоретического освещения общих вопросов (классификация, структура, система, типы отношений), проводятся экспериментальные исследования отношений детей и взрослых, отношений между детьми в группы и группы проводятся. Ведущая роль взрослого в умственном развитии ребенка неоспорима. Это подтверждается исследованиями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Кроме того, в общении детей со взрослыми в отечественной науке используются такие психологи, как: Г.Х. Мазитова С.Ю. Мещерякова, Н.М. Щелованова, М.И. Лисина и другие.

Актуальность нашей работы обусловлена ​​тем фактом, что ряд вопросов в рамках этой проблемы все еще остается неразработанным, например: какие факторы определяют характер возникающих отношений между подростками и взрослыми; Какие виды деятельности наиболее эффективны для развития и установления наиболее гармоничного общения этих групп.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление важности взаимоотношений со взрослыми для формирования личности подростка.

Объект исследования: процесс общения подростков и старшего поколения.

Предмет исследования: факторы и условия гармоничных отношений между группами.

Задачи:

  1. рассмотреть специфику подросткового возраста;
  2. выделить особенности процесса общения со взрослыми и сверстниками, характерные для подростков, как одного из необходимых компонентов социализации личности;
  3. выявить факторы, определяющие активное развитие взаимоотношений подростков с родителями и учителями;
  4. разработать психологические рекомендации для построения гармоничных отношений между подростками и взрослыми.

Научная новизна работы, на наш взгляд, заключается в том, что впервые в ней рассматриваются оптимальные условия формирования таких отношений между подростком и взрослым, которые обеспечивают активную жизненную позицию для подростка и одновременно время увеличить его восприимчивость к образовательным воздействиям.

Практическая ценность работы заключается в том, что основные выводы, обобщенные в виде психологических рекомендаций родителям и учителям, могут быть использованы в работе практикующего школьного психолога.

Личностно-психологические особенности подросткового возраста

Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - это острый переход от детства к зрелости, когда переплетаются противоречивые тенденции в социальном развитии. Это не только активные физиологические изменения в организме, его рост и быстрое развитие, но и время для активного формирования социальной позиции, первоначального поиска своего места в жизни. И эти процессы тесно взаимосвязаны: широкое раскрытие позиции ребенка по отношению к обществу является необходимым условием активизации его психического, в том числе интеллектуального, развития, обеспечения открытости и ориентации на общество.

Отсюда двоякое значение этого периода для формирования личности человека. С одной стороны, негативные проявления, дисгармония в структуре личности, сокращение ранее установленной системы интересов ребенка и протестующий характер его поведения по отношению к взрослым указывают на этот сложный период. С другой стороны, подростковый возраст также характеризуется множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, все отношения с другими детьми и взрослыми становятся более разнообразными и осмысленными, сфера его деятельности расширяется и существенно меняется, ответственное отношение к сам, другие люди и т. д. развивается. д. Главное, что этот период отличается вступлением ребенка в качественно новую социальную позицию, в которой действительно формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

В подростковом возрасте происходит ряд психологических изменений, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что привлекло вчера, сегодня становится неинтересным.

Потеряв свои старые интересы и не приобретя новых, подросток временно теряет связи с окружающей средой, с окружающими его людьми и может чувствовать себя очень одиноко.

Переходный период требует повышенных затрат ресурсов организма. В сочетании с изменением интереса это может привести к снижению успеваемости. У молодых подростков, естественно, повышенная утомляемость, но они сами этого не замечают. Младшие подростки, в отличие от старших, характеризуются эмоциональной нестабильностью, неожиданными переходами от светлых надежд к унынию и пессимизму.

Выступая в качестве важного этапа формирования личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, характеризующийся многоуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень способностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с пониманием подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выражения прав и обязанностей, степенью владения миром социальных вещей и взаимоотношения, насыщенность дальних и ближних связей, их дифференциация. По мере взросления подростка меняется характер и особенности видения себя в обществе, меняется восприятие общества, иерархия общественных отношений, меняются его мотивы и степень их адекватности социальным потребностям. По данным Д.Б. Эльконина, именно поэтому выявление типичных сочетаний различных показателей социальной зрелости детей от 10 до 15 лет позволяет выделить различные этапы подросткового возраста.

Наиболее выпуклый характер стадии развития подростка как личности прослеживается через изменение структуры самосознания в его различных проявлениях: самооценка, личностная рефлексия, требования к себе и другим, мотивы деятельности, идеалы интересы и т. д.

Впервые в подростковом возрасте у детей проявляется реальный интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят собой, своими планами, своей внешностью, для подростка важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится особенно чувствительным даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжости движений. Подростки могут страдать от низкой самооценки (феномен «гадкого утенка», чрезмерно подчеркивать недостатки своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своего опыта (основным ядром подросткового опыта является поиск моральных ценностей, Смысл жизни).

Итак, на первом этапе подросткового возраста (10-11 лет) ребенок характеризуется очень своеобразным отношением к себе (самопринятие). Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе совершенно отрицательные характеристики. Ответы этих детей озадачены, сбиты с толку, как будто они не узнают себя. И хотя около 70% подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках явно преобладают отрицательные черты и формы поведения. Некоторые подростки подчеркивают, что у них много недостатков, но им нравится «только один», «единственная черта» в себе, то есть характеристикам младших подростков присущ негативный эмоциональный фон.

В то же время у детей отчетливо проявляется острая потребность в чувстве собственного достоинства и в то же время - опыт неспособности оценить себя.

На втором этапе подросткового периода (12-13 лет), наряду с общим самопринятием, сохраняется негативное отношение ребенка к себе, что выявляет зависимость от оценок других, особенно сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание неудовлетворенности собой сопровождается актуализацией потребности в самооценке, общего позитивного отношения к себе как к личности ,

На третьем этапе этого возраста (14-15 лет) возникает «оперативная самооценка», которая определяет отношение подростка к себе и в настоящее время присутствует. Эта самооценка основана на том, что несовершеннолетний сравнивает свои личные качества, поведение с определенными нормами, которые для него являются идеальными формами его личности.

Другим важным механизмом самосознания является личностная рефлексия, которая является формой подросткового осознания как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Характерно, что на первом этапе подросткового возраста предметом рефлексивного ожидания являются главным образом индивидуальные действия детей. На втором этапе ведущее место занимают особенности характера вашего персонажа и особенности взаимоотношений с людьми. В это время происходит своего рода скачок в развитии личной рефлексии, который служит серьезным стимулом для самообразования подростка. Неотъемлемой чертой рефлексии личности на третьем этапе является повышенная критичность детей по отношению к характеристикам их личности, что характерно для 35% подростков. 

Наш выдающийся учитель В.А. Сухомлинский суммировал основные черты подростка:

  1. непримиримость к злу, его эмоциональное неприятие с одной стороны, в сочетании с невозможностью понять сложные явления жизни - с другой;
  2. подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его воспитывают прямым способом. Словесное назидание раздражает его. Подростки, четко улавливающие, воспитывают ложь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из благих намерений он также может совершить нечто предосудительное;
  3. подросток хочет быть человеком. Делать что-то героическое, романтичное. Если есть потребность в действии и желание заявить о себе, подросток еще не знает, как этого можно достичь, и у него могут быть проблемы;
  4. подросток выражал противоречие между богатством желаний и ограниченными полномочиями. Отсюда и множественность, и непостоянство увлечений. Прежде чем вы обнаружите, обнаружите свои способности, вам нужно проверить их в упражнении - это тоже поиск для себя. Подросток боится обнаружить свою неудачу, он слишком горд и может прятаться за показную уверенность, решительность, которая скрывает беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто идет против них;
  5. подросток сочетает в себе грубые выходки, а также романтический энтузиазм. Восхищение красотой и ироничное отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он боится, что он будет считаться слишком чувствительным, и поэтому он прячется за грубость. Прилив физической силы стимулирует активность. Но если нет моральной культуры, вы можете потерять добрые чувства, приобретенные в детстве. Конечно, не каждый подросток демонстрирует целый набор противоречий, но их нельзя игнорировать.

Решающее значение в развитии растущего человека как личности мотивирует активность и поведение, выражающее характер его отношения к себе, другим людям, обществу, уровень самосознания и социальной ответственности.

На первом этапе подросткового периода у детей 10-11 лет мотивация к действиям и занятиям носит репродуктивный характер. Подростки предпочитают оценку со стороны взрослых, которые в основном измеряют конечные результаты деятельности детей. Следовательно, мотивация к своим собственным действиям является поверхностной и ситуативной у подростков. Дети до сих пор не знают, как установить связь между своими действиями и личными качествами, хотя в возрасте 11 лет они начинают развивать способность к самоанализу, развивается довольно критическое отношение к себе; существует ситуативный интерес к внутреннему миру, как своему, так и окружающему подростка. На втором этапе этого возраста отношение детей к своей личности резко возрастает. Подростки с особой остротой начинают ощущать необходимость заявить о себе в команде сверстников, чтобы их оценивали окружающие, причем та, которая, по возможности, соотносится с самооценкой. Мотивация к поступку становится более дифференцированной. На третьем этапе развития подростков решающее значение имеет саморегуляция поведения как неотъемлемой части самообразования, и мотивация к действиям в этом случае служит регулятором поведения и деятельности личности.

Вероятно, никогда больше, чем человек, так остро волнуется о проблемах моральных ценностей и норм, которые волнуют подростка. Подростку на моральном перепутье также нелегко найти правильный, самый разумный путь. Эти переживания часто глубоко скрыты и непостижимы для взрослых. Для подростка это трудно, потому что он видит то, чего ребенок еще не видел, но уже не замечает взрослого, который привык ко многим вещам. И поэтому подросток становится одиноким в своих поисках и очень часто погружается в свой мир, свои мечты.

Дети подросткового возраста критически относятся к прежним властям, и самые близкие люди становятся первой «жертвой» - родители. Если дети кланяются своим родителям, считают их самыми могущественными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так хороши, чтобы восхищаться ими, и может перейти в другую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию своих родителей, но с восхищением ребенком для них практически любой из них расстается.

В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе, уравновешенными, гибкими. Их выносливость к физическим и психическим нагрузкам возрастает. Они учатся лучше и с правильным отношением, легче ладить как с родителями, так и с учителями.

Формирование отношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков и того, насколько хорошо они смогут «вписаться» в окружающее общество, найти свое место в нем и реализовать себя, насколько гармоничными они будут быть. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свои особенности.

Специфика процесса социализации подростков

Подростковый возраст выступает как важный момент в социальном развитии, который несет особую нагрузку в формировании личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «Я и общество» обеспечивает общественно полезную деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только привлечь к себе внимание, выразить себя, но и увидеть свое «я» в оценке. других людей, чтобы чувствовать, что общество признает его. Это механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, который является отправной точкой, необходимым внутренним условием для дальнейшего развития его деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в общественное движение, ознакомления его с общественным движением общества, усвоения социокультурных ценностей.

Основными условиями для усвоения ребенком социально-исторического опыта являются:

  1. общение со взрослыми, во время которого ребенок учится адекватной активности, усваивает культуру человека;
  2. осуществление таких мероприятий, которые будут воспроизводить в себе значимые социально развитые способы человеческой деятельности и человечности.

Усвоение социально-исторического опыта выступает процессом воспроизводства в развивающейся личности исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры из поколения в поколение. Без общества, без усвоения социально-исторического опыта, становление человека невозможно приобрести специфическими человеческими качествами, даже если человек обладает биологической полнотой.

Этот процесс называется социализацией и считается наиболее важным в процессе становления и развития полноценной личности.

Социализация стала самостоятельной областью исследований в конце 60-х годов ХХ века. В этот период в русской педагогике появились публикации, посвященные опыту и теоретическим основам социализации учащихся средних школ. В 70-80 годы была изучена связь социализации с индивидуализацией, определены основные направления развития и социализации личности с позиции деятельностного подхода. Важнейшими источниками и средствами социализации были трудовая и социально-политическая деятельность подростков, образовательная команда, равноправное общество, средства массовой информации, семья, гендерно-ролевая ориентация и подготовка к семейно-брачным отношениям, самореализация школьников. и др. Раскрыта роль учителя в общественно-полезном деле. Самоутверждение подростков, в формировании их активной жизненной позиции, профессионального самоопределения, нами изучены особенности социализации в сельском образе жизни и ряд других вопросов. Педагогическая наука и школьная практика обогатились новыми научными знаниями, позволившими установить зависимость и взаимозависимость явлений, связанных с социализацией.

При изучении проблем социализации выявление особенностей взаимоотношений старшеклассников имеет особое значение. Именно в этом возрасте, как показали исследования И.С. Кона И.Б. Котовой, Т.Н. Малковский Р.Г. Гуровой, А.В. Мудрика, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова, расширяет социальную среду, которая влияет на студентов. У подростков старшего возраста у мальчиков и девочек развивается желание освободиться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации является общение со сверстниками, оно также становится средством психологической защиты от сверстников.

Современная педагогика и школа, на наш взгляд, остро нуждаются в научно обоснованных положениях, рекомендациях, которые способствуют развитию у учащихся любого уровня готовности и способности активно участвовать в работе, общественной жизни, осознанно вести себя в обществе и семье, учиться Роли мужчины и женщины нравственно относятся к любви, семье и браку - в результате овладевают социальным опытом, осознают себя как личность. Важно определить реально достижимые задачи, средства и методы профилактики и коррекции факторов социализации, содержание работы с определенными типами жертв неблагоприятных условий, в которых социализация проходила в соответствии с возрастом, полом, социокультурной принадлежностью детей, молодежь, их окружение, специфические социальные отклонения.

Некоторые вопросы, связанные с проблемой социализации личности подростков, были рассмотрены в научных исследованиях (диссертации) А.В. Волохова «Вариационно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций» (1992 г.); I.G. Доценко «Педагогический менеджмент временного объединения подростков» (1995); Л.В. Ершова «Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении» (1995); ИХ. Андрамонова «Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики» (1999); Т.Г. Пташко «Социализация личности подростка в детском общественном объединении» (2000).

Растущий интерес к проблеме социализации студентов подтверждается тем, что в новейшей лексике, справочной и учебной литературе этому вопросу уделяется большое внимание. В учебниках и учебных пособиях, созданных Г.М. Андреева, В.А. Сластенин И.С. Коном, И.Ф. Исаев А.М. Мищенко Е.Н. Шиянов Р.С. Немов, С.А. Смирнов, Т.А. Стефановская, В.И. Шевандрин Е.В. У Андриенко есть главы (разделы) о сущности социализации.

Все исследователи отмечают тот факт, что система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития подростков. Особенность развития подростка заключается в том, что он входит в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая новое место среди них, выполняя новые функции. Родители, учителя, педагоги и взрослые должны строить свои отношения на основе развивающегося чувства юности. Учитывая его возросшие возможности, относиться к нему с уважением и доверием, создавать условия, помогать преодолевать трудности в учебе и общественно полезных делах, помогать устанавливать отношения с товарищами, создавая тем самым благоприятные условия для психического развития.

Подросток, присоединяясь к различным видам общественно-полезной деятельности, расширяет сферу общения, возможность усвоения социальных ценностей, формирует нравственные качества личности. Хотя учение остается основным делом подростка, основные новообразования в его психике возникают, прежде всего, в общественно полезной деятельности. Это связано с тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет потребность в общении со сверстниками, доминирующими в этом возрасте, и потребность в самоутверждении. Удовлетворяя эти потребности, подросток развивает взгляды на различные явления природы и общества, усваивает социальные ценности, мораль и правила поведения. Именно с общественно полезными видами деятельности связаны резервы воспитания подростка как гражданина.

На психическое развитие подростка на его поведение существенно влияет общественное мнение его товарищей. Во всех своих действиях и поступках он акцентирует внимание прежде всего на этом мнении. Учитель для подростка не является бесспорным авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личностным качествам учителя. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. Основываясь на этих оценочных суждениях, подросток строит свое отношение к учителям. Меняется положение подростка в семье: с ростом физических и умственных способностей они начинают больше доверять ему и поручают ему выполнять сложные домашние задания, в том числе при обсуждении домашних проблем.

Трудности в работе с подростками вызваны психологическими характеристиками возраста: повышенная возбудимость, относительная нестабильность нервной системы, быстро происходящие изменения в организме, завышенные претензии, превращение в высокомерие, переоценка возможностей, уверенность в себе и т. д.

Первая стадия подросткового возраста характеризуется тем, что на рубеже 9–10 лет ребенок имеет тенденцию к независимости и необходимость узнавать его во взрослом мире, в обществе, которое признается не просто как совокупность знакомые люди, но как социальный организм, где я »действует наравне с другими. Отсюда стремление быть осмысленным среди взрослых, выходить из круга близких людей в круг широких социальных отношений. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к его морально-психологическим характеристикам и необходимости оценивать его личные качества и качества других людей. Это, в частности, привело к быстрому росту негативной самооценки, отражающей, среди прочего, повышенную концепцию чувства долга. Главное для 10-11-летнего - получить признание других людей (друзей и незнакомцев) за его новые возможности, завоевать доверие, потому что «я тоже взрослый», «я со всеми».

На втором этапе этого периода, в возрасте 12-13 лет, возникает необходимость общественного признания, осознания не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Этот этап характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как самосознания в системе социальных отношений, самосознания как социально значимого существа, субъекта. Желание проявить себя в обществе приводит к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослых, актуализировать себя в других, выходить за пределы себя, когда «я» не растворяется в системе отношений, но показывает силу - «Я за всех», ведущую к развитию осознанного отношения к другим людям, к окружающей среде, стремлению найти свое место в команде - выделяться, а не быть обыденным, нужно играть роль в обществе.

Формирование готовности к функционированию в обществе порождает на следующем, третьем этапе подросткового периода, в 14-15 лет, желание использовать свои способности, проявить себя, что приводит к осознанию своей социальной вовлеченности, активной поиск путей и реальных форм развития предметной и практической деятельности, обостряющих потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.

В подростковом возрасте происходит глубокая дифференциация, стратификация, каждая стадия которой наполнена особым содержанием. В то же время продолжается процесс активного формирования тех элементов индивидуализации, которые выражаются в стремлении определить свои возможности в обществе.

Таким образом, специфика социализации личности подростка в современных условиях выражается в следующем:

  • Исследователи очень заинтересованы в явлении социализации. Это связано с социально-экономическими изменениями в нашей стране и в связи с этим поиском путей повышения эффективности процесса социализации личности подростка в различных социальных институтах.
  • Представляется законным рассматривать социализацию подростка как процесс становления человека социальным существом, включая социальное познание, то есть осознание человеком своего «я» и отношений с другими людьми, как сверстниками, так и представителями старшего поколения, приобретение знаний о социальных структурах, в том числе о количестве отдельных социальных институтов и их функций, усвоение значимых в обществе ценностей и норм, формирование на их основе системы ценностных ориентаций и социальные установки, развитие практических навыков и их внедрение в конкретные виды деятельности.

Отношения между подростками и взрослыми

Гармоничные отношения с родителями и другими взрослыми как один из факторов нормального развития личности подростка

Хорошо известно, что ведущие отношения со сверстниками играют ведущую роль в подростковом возрасте. Это свидетельствует о глубоких потребностях подростка в развитии социальных и нравственных связей. Общаясь со сверстниками, подростки формируют не только первое, более серьезное общество, чем узы ранних веков, где они получают поддержку и могут достичь самовыражения, но и решается ясная задача: добиться признания их социальной значимости в обществе. За внешней картиной доминирования взаимоотношений со сверстниками лежит глубоко скрытая психологическая ориентация на совершенно разные отношения - направление на взрослое общество, его отношения, попытка ассимилировать их.

Попытки интегрироваться в общество проявляются у разных подростков по-разному: от безразличия к активности и усугубляемого стресса. Обычно современные подростки руководствуются в социальных контактах взрослым сообществом, связями внутри него. В умах подростков доминирует не школа, образование, не досуг, а общество и общество, их проблемы. Изучение социально-психологических особенностей социализации подростков указывает, с одной стороны, на их мотивационную готовность усваивать нормы и ценности общества, с другой - маргинальность молодого поколения, недостаточную самореализацию и частичная недооценка потенциала подростка как личностью, так и обществом.

Потребность подростка достичь одного уровня с обществом определяет изменение его отношения к окружающей среде. Однако между этой потребностью и ее реализацией лежит черта, определяемая социально закрепленными позициями детства и взрослого мира, формами «зоны отчуждения», которая проявляется в агрессивности и страховании подростков, а также в раздражении и тревоге взрослых. Можно назвать внешние и внутренние причины, побуждающие возникновение этой «зоны».

Внутренние причины связаны с особенностями психического развития подростков и взрослых, а внешние - с особенностями их взаимодействия. Для современного подростка характерны неудовлетворенность отношением взрослых к ним и углубление кризиса самооценки. В то же время отказ от оценок взрослых отчетливо проявляется независимо от их правильности. Таким образом, существует тенденция к углублению и усилению необходимости самоутверждения и самокритики. И то, и другое направлено на одно - выход в общество, получение его признания. И общество (прежде всего, взрослые) еще не готово найти приемлемые формы этого признания.

Чем хуже отношения между подростком и взрослыми, чем чаще он обращается к сверстникам, тем больше он зависит от них. В отношениях начального возраста равенство, подростки вырабатывают способы отношений, проходят специальную школу социальных отношений. Общение настолько привлекательно, что дети забывают о домашних заданиях и уроках. Общение с родителями, столь эмоциональное в детстве, становится не таким прямым. Подросток теперь меньше зависит от родителей, чем в детстве. Он больше не доверяет свои секреты, поступки, планы своим родителям, а своим новым друзьям. В то же время он категорически защищает право на дружбу со сверстниками, не терпит никаких дискуссий и комментариев не только о недостатках, но и о достоинствах друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как посягательство на его право выбора и его свободу.

В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми людьми начинает формироваться под влиянием возникающего чувства взрослой жизни. Отечественные психологи им. Л.С. Выготский был единодушно признан самым важным психологическим новообразованием подросткового возраста как особым чувством взрослости, подталкивая его к утверждению своей независимости. Эта взрослая жизнь для подростка изначально проявляется негативно как требование свободы от зависимости и ограничений, присущих положению ребенка. Отсюда быстрая и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего, перестройка отношений с родителями. 

Подростки начинают сопротивляться в отношении ранее выполненных требований со стороны взрослых, чтобы более активно защищать свои права на независимость, отождествленные в их понимании со взрослой жизнью. Они болезненно реагируют на реальные или явные нарушения их прав, стараются ограничить притязания взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание оппозиции по отношению к взрослому, подросток нуждается в поддержке. Особенно благоприятна ситуация, когда взрослый действует как друг. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск своего места в системе новых, возникающих взаимодействий, лучше узнать себя. Совместные действия, общие занятия помогают подростку осваивать новые способы работы со взрослыми. 

В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, которые поддерживают подростка в жизни.

В связи с легкой уязвимостью подростка для взрослого, очень важно найти формы установления и поддержания этих контактов. Подростку нужно делиться своим опытом, рассказывать о событиях своей жизни, но ему самому сложно начать такое тесное общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Он сам претендует на определенные права больше, чем стремится взять на себя ответственность. Если подросток чувствует, что от него ожидают многого, он может попытаться уклониться от обязанностей под видом самого «доброго» взрослого. Следовательно, для разработки новой системы подростковых отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое правоприменение обычно отклоняется.

В тех случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, демонстрируют непослушание, чтобы изменить прежние отношения. И взрослые постепенно под влиянием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как многие факторы влияют на восприятие подростков как подчиненных и зависимых от них. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток зависит от родителей в финансовом отношении) и социальный (подросток поддерживает социальный статус студента). В результате могут возникнуть конфликты между подростками и взрослыми.

Первым источником проблем во взаимоотношениях со взрослыми является отсутствие понимания взрослыми внутреннего мира подростка, его ложных или примитивных представлений о его переживаниях, мотивах определенных действий, стремлениях, ценностях и т. д. 

Исследования показали, что чем старше становится подросток, тем меньше понимания он находит у окружающих его взрослых. Если их представления об опыте учащихся в IV - V классах более или менее верны, то представления взрослых об опыте учащихся в VII - VIII классах очень далеки от Это.

По большей части родители и учителя подростков не способны видеть, а тем более учесть в практике воспитания быстрый и интенсивный процесс взросления, который происходил в подростковом возрасте, они изо всех сил стараются сохранить "детские" формы контроля и общения с детьми.

Именно в этот момент подростки, начиная с пятого класса, отмечают в качестве основного основания для своего горя общение с ними: «Я расстроен, если мои родители заботятся обо мне и следят за моим аппетитом и одеждой» (пятый класс); «Мне жаль, если мои родители не понимают меня, моих чувств и забот. Они скрывают все от меня и вторгаются в мои секреты »(VIII класс). 

Тем не менее, подросток особенно нуждается в руководстве для взрослых. Нужно только отказаться от категорических приказов и распоряжений как основного способа общения.

Подростки нуждаются не в скучных нотациях и раздражающих учениях, а в искренних, интимных беседах, полезных, ясных, глубоко продуманных логических аргументах и, самое главное, в организации правильного нравственного опыта, в убеждении в обоснованности моральных норм и необходимости следовать им. в повседневной жизни. 

Тот факт, что на самом деле в подростковом возрасте потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признавали их равными партнерами в общении, является неудовлетворенной, что порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями и учителями. Это особенно актуально в старших классах подростков, ученики которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».

Многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают из того факта, что взрослые стараются дать что-то подростку, не желая и не зная, как что-либо взять. Но только благодаря реальным проявлениям доброты, сочувствия, сочувствия эти важные и столь несовершенные личные качества могут сегодня развиться.

Подросток живет со своей семьей. Он вошел в семью с самого рождения, привык к близким, как они к ним привыкли в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, приобретая жизненный опыт, подросток обнаруживает различные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии с устоявшимися семейными традициями.

Семья с высоким уровнем рефлексии и ответственности понимает, что ребенок растет, и что это необходимо учитывать, меняя стиль отношений. Они начинают относиться к подростку с учетом чувства зрелости, которое у него появилось. Характер подростка из такой семьи развивается довольно хорошо. Он строит свои отношения с другими (взрослыми и сверстниками) в основном в достаточно лояльном типе. Высокое отражение окружающей среды создает благоприятные условия для духовного развития подростка.

Семья отчуждена. В этой семье с подростком обращаются так же, как и в детстве - они не очень заинтересованы в нем, избегают общения с ним и держатся от него подальше. Отчужденные родители уже внесли свой вклад в развитие характера своего ребенка. Он либо стал носителем отчужденных форм поведения и владельцем отчужденной души, либо у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он бросается на улицу к своим сверстникам, где он ищет удовлетворения в общении.

Авторитарная семья, согласно сложившимся стереотипам, продолжает предъявлять к подростку те же строгие требования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток также одинок, несчастен и неуверен, как в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо проявляются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, наоборот, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокий невротизм небезопасного подросток.

Семья с коварным отношением. В такой семье принцип вседозволенности продолжает преобладать: подросток уже давно «сидит на голове» по отношению к своим родителям и хорошо усвоил принципы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующий ему конфликт являются основными характеристиками характера подростков из таких семей. Потворствующая семья лишает подростка возможности реализовать законы общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных отношениях с другими.

Семья гипер-опека. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых много внутренних проблем, возникающих в основном из-за личных трагедий и комплексов. Родители до сих пор не расстаются с подростком, заботятся о нем не только извне, но и стремятся завладеть его эмоциональными переживаниями.

Подростки, живущие в унизительных семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, развратничают, обычно заражаются этими недугами в детстве. Для подростка, который еще не попробовал запрещенное зелье, мотивационная готовность употреблять алкоголь или наркотики также чрезвычайно высока.

В неполной семье подросток начинает чувствовать себя особенно неловко. В конце концов, именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце или матери, потому что сексуальная идентификация у подростков осуществляется в корреляции с родителями обоих полов.

Подросток в приемной семье - трудная проблема в подростковом возрасте, особенно если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если ему повезло, и он нашел хорошую семью, он все еще постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как его приемные родители относятся к нему.

Описанные выше стили родительского общения и воспитания позволяют представить варианты условий, созданных подростками в родительских семьях. Именно разнообразие стилей, которые подросток приобретает в повседневном общении со взрослыми, учит его стратегиям общения с людьми.

Обратите внимание, что если мы сравним сферы общения между подростками с их родителями, с одной стороны, и с учителями, с другой, со всем напряжением первого, оно все еще гораздо «пренебрегают», второе оказывается быть непродуктивным с точки зрения личностного развития.

Во-первых, переживания, связанные с подростками в общении с учителями, занимают одно из последних мест (напомним, что сами учителя очень неадекватно связывают эти первые переживания с переживаниями подростков), а во-вторых, подростки ассоциируются только с отрицательными переживаниями учителей.

Характер общения с учителями и отношение подростка к этому общению меняются в подростковом возрасте. Если основным мотивом общения среди младших подростков является желание получать поддержку, поощрять учителей к учебе, поведению и школьной работе, то в более старшем возрасте - стремление к личному общению с ним.

Начиная с шестого класса, подростки все больше заботятся о профессиональных и личных качествах учителей. Более того, если профессиональные качества воспитателей-подростков в целом удовлетворены, то личные - нет. Эта неудовлетворенность личными качествами учителей чаще всего воспринимается подростками как проблема «справедливости» учителя.

Однако, несмотря на недовольство подростков личными качествами учителей, они все же стремятся общаться с ними, чего, кстати, учителя чаще всего не замечают. Как правило, они считают, что подростки довольны общением с ними, а также их личными качествами.

Таким образом, с возрастом ситуация растет для потребностей подростков и личного общения с учителями и неспособности их удовлетворить. Соответственно, зона конфликта расширяется. 

Психологические рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками

Как мы уже отмечали, у подростка, по сравнению с младшим школьником, появляется нечто новое по отношению к взрослому. Подросток начинает более критически оценивать слова и поступки взрослого, его требования к поведению и отношению взрослого, его социальное положение и гражданский облик неизмеримо растут. И вместе с этим ответственность взрослого за свое поведение, за свои моральные качества и отношения должна неизмеримо возрастать. Требовательность взрослого к себе всегда должна быть выше уровня требований подростка. Это одна из главных основ родительского авторитета.

Не менее важно другое - знать своего ребенка. Знайте его жизнь, интересы, друзей, характер их отношений, его радость и обиду, беспокойство и заботу. Только зная все это, вы сможете своевременно прийти к нему на помощь, когда это необходимо. Знание вашего ребенка поможет вам занять правильную позицию в ваших отношениях с ним. В этом случае очень важно учитывать не только индивидуальную идентичность, но и общие закономерности, возрастную картину развития.

Характер требований подростка к отношению взрослого к нему противоречив. С одной стороны, подросток ищет независимости, протеста против мелкой опеки, контроля, недоверия. С другой стороны, он испытывает тревогу и опасения, сталкивается с новыми, трудными проблемами и задачами для него, ожидает помощи и поддержки взрослых, но не всегда хочет открыто признать это.

Великий ценитель детской души В.А. Сухомлинский глубоко отметил главное противоречие в отношениях между подростком и взрослым: «Не покровительствуйте мне, не следуйте за мной, не связывайте каждый мой шаг, не скручивайте меня подгузниками надзора и недоверия и не напоминайте мне моей колыбели. Я независимый человек. Я не хочу, чтобы меня вела рука. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, я хочу достичь ее, но я хочу подняться на эту вершину сам. Я уже встаю, делаю первые шаги; и чем выше становится моя нога, тем шире открывается мне горизонт, чем больше я вижу людей, чем больше я их знаю, тем больше люди видят меня. Из-за величия и безграничности того, что мне открыто, это страшно. Мне нужна поддержка старшего друга. Я достигну своего пика, если буду полагаться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боюсь так говорить. Я хочу, чтобы все поверили, что я доберусь до вершины самостоятельно, своими силами». Взрослый должен понимать эту сложность и непоследовательность внутреннего мира подростка и строить свои отношения с ним на основе этого понимания.

Взрослый должен быть другом подростка, но особенным другом, отличным от сверстника. Это связано не только с разницей в социальных позициях взрослого и взрослого человека (у одного уже есть определенный круг обязанностей и вытекающие из него права; другой все еще стремится получить эти права, имея довольно расплывчатые представление об обязанностях), но и о той особой психологической функции, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг лидера. Его задача - помочь подростку познать самого себя, оценить его способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Присутствие взрослого друга является важнейшим условием нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый сложный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в некоторых других сферах общения - потому что он ищет такого друга. И то, где он найдет его, кем он окажется, во многом зависит от атмосферы в семье и микроклимата отношений, окружающих подростка.

Для развития ребенка его жизненные условия очень много значат. Но сами условия не создают личность. Важно, какое место ребенок занимает в этих условиях, как он к ним относится, как он в них действует. Действия ребенка в особых условиях организуются взрослыми. Они устанавливают круг его прав и обязанностей, формируют отношения, то есть создают потом; То, что психологи называют социальной ситуацией развития ребенка, определяет формирование его личности в целом.

Подросток должен работать вместе со взрослыми. Более того, у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть очень разным. Подросток может быть помощником родителей по дому, консультантом по дому. Взрослый может познакомить подростка с его деятельностью и интересами или поделиться интересами и увлечениями самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кинотеатра и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в обслуживании и ремонте автомобилей и освоение компьютерных программ - это далеко не полный перечень областей, в которых взрослый может находиться с подростком. Следует подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого человека порождает сообщество переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком и порождает эмоциональную и духовную близость.

В совместной деятельности не только родители узнают характер сына или дочери, но и лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и чувств, учится быть чутким и заботливым к людям.

Давая ребенку много, родители имеют право просить у него много. Он может и должен быть внимательным ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чувствительность и отзывчивость стали его привычкой, своего рода потребностью. Только в атмосфере взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

Ошибку совершают те родители, которые, опасаясь перегружать детей учебой, освобождают их от любых обязанностей в семье. Это крайность, ведущая, как правило, к нежелательным последствиям: развивается эгоизм, пренебрежение работой. Расширяя обязанности подростка, мы не должны забывать, что он должен иметь в семье определенный, более широкий круг прав, чем учащийся начальной школы. Причиной этого являются его расширенные возможности. Подросток может участвовать в дискуссиях по семейным и социальным вопросам, в беседах и дискуссиях о литературе, искусстве. Уважайте его мнение. Если он ошибается, поспорите с ним, но не отмахивайтесь: «Мал все же поговорим об этом!» Подросток чутко относится к отношению взрослых в семье к себе и готов активно отстаивать свое главное право - право на уважение.

Родители знают, что у подростка может быть резкое, не всегда объяснимое изменение настроения. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачным, молчаливым. Он не садится обедать - «без аппетита». Время пришло - не брать уроки. Если вы начинаете с упреков, повышаете свой тонус, тогда в ответ вы можете услышать грубость. И кроме того, вы не будете знать, что случилось, чем расстроен ваш сын. Все будет иначе, если, подождав некоторое время, вы будете с ним дружески поговорить и сможете призвать к откровенному разговору. Он сам расскажет о своих разочарованиях и почувствует облегчение, что поделился с вами своими неприятностями, нашел сочувствие. И если в то же время вы дадите совет о том, что лучше всего делать в этом непростом деле, вы достигнете двойной цели: не только помочь своему сыну, но и завоевать его доверие.

Подростки бдительно замечают отдельные неудачи и недостатки взрослых. Более того, они прямые и искренние; и если мы, взрослые, честно признаем свою ошибку и, если необходимо, приносим извинения, то наш авторитет не пострадает вообще.

Часто предметом критики является учитель. От школьников часто слышат, что учитель «несправедлив» по ​​отношению к ним, что у него есть любимые и нелюбимые ученики, что он неправильно отмечает и т. д. Такие разговоры не следует поощрять, но их нельзя избегать. Необходимо заставить подростка задуматься о своем поведении, проанализировать свои действия, и многие упреки в адрес учителя исчезнут сами собой.

Родители знают, что у подростка может быть резкое, не всегда объяснимое изменение настроения. Например, вы заметили, что сын пришел из школы мрачным, молчаливым. Он не садится обедать - «без аппетита». Время пришло - не брать уроки. Если вы начинаете с упреков, повышаете свой тонус, тогда в ответ вы можете услышать грубость. И кроме того, вы не будете знать, что случилось, чем расстроен ваш сын. Все будет иначе, если, подождав некоторое время, вы будете с ним дружески поговорить и сможете призвать к откровенному разговору. Он сам расскажет о своих разочарованиях и почувствует облегчение, что поделился с вами своими неприятностями, нашел сочувствие. И если в то же время вы дадите совет о том, что лучше делать в этом непростом деле, вы достигнете двойной цели: не только помочь своему сыну, но и завоевать его доверие.

Когда подросток приходит к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не говорите о занятости и нехватке времени. Желание ребенка поговорить по душам с родителями необходимо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами с отцом или матерью заставляет подростка искать «адвоката» вне семьи. Это может оказаться случайный человек с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях родители уже вынуждены думать о своих отношениях с сыном или дочерью из-за какого-либо серьезного проступка их детей. Иногда уже поздно.

Недостатки и недостатки предыдущего образования в подростковом возрасте раскрываются особенно ярко. Если у ребенка младшего школьного возраста не развивалось, например, ответственное отношение к занятиям, не развивались познавательные интересы, если он не привык к систематической работе, то в подростковом возрасте неизбежно возникают трудности с учением.

Следует с осторожностью, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Научитесь слушать подростка, согласитесь с ним, если он прав, убедите его, если он ошибается. Требования к подросткам должны обоснованно аргументироваться. Выбор образовательных влияний, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но как можно больше уважения к нему». Что касается подросткового возраста, я особенно хочу подчеркнуть вторую часть этой формулы, поскольку родители часто забывают об этом.

Задача взрослого - быть с подростком. А это значит - вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать и при необходимости активнее вмешаться в жизнь подростка. Рядом находится взрослый - это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично ведет его через трудности подросткового и юношеского возраста. Это означает, что подросток всегда будет чувствовать свободу и независимость, уважение и доверие, столь необходимые ему в это время. Это означает, что его потребности, желания и интересы встретят понимание и поддержку.

Зная основные тенденции развития подростка, индивидуальные особенности его ребенка помогут родителям найти средства и методы конкретного воздействия, выбрать правильную форму взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток - это личность, которая развивается под влиянием многих факторов.

Помочь подростку вырасти - это значит научить его анализировать действия и взаимоотношения людей, понимать мотивы поведения, причины и последствия действий не только окружающих, но и его собственных. Подросток часто склонен упускать из виду недостатки своего поведения. Надо научить его критиковать себя, свои поступки и отношения.

Надо научить его работать, привлекать к работе со взрослыми. Работа вместе со взрослыми и наравне с ней вызывает у подростка чувство удовлетворения и гордости, поддерживает и укрепляет самооценку, вызывает уважение к себе. Эти положительные эмоции чрезвычайно важны для установления и установления контактов между взрослым и подростком.

Однако не следует думать, что взрослый может заменить подростков сверстниками. Нужно помнить, что друзья-подростки нужны. Влияние сверстника на формирование личности подростка очень велико, более того, оно неизбежно и бояться его не нужно. Взрослый должен знать социальный круг подростка, понимать его специфику, только при этом условии он может стать ведущим «дальновидным» взрослым другом.

При наличии острых психологических проблем при общении со взрослым психологом для подростков может быть проведен цикл разговоров, включенных в специальную программу. Он должен охватывать ряд актуальных вопросов и проблем, например: почему мы не всегда понимаем друг друга, обижены, расстроены, не всегда получаем поддержку в нужное время? Как найти взаимопонимание с родителями, учителями, тренером и другими старшими? Как научиться донести свои мысли до собеседника, если он старше, у него больше прав? Как не потерять уверенность и уметь разрешать конфликты в общении со взрослыми?

В содержание программы должны входить такие пункты, как:

  • Цель программы: помочь подростку прояснить свои позиции в отношениях со значительными взрослыми, научиться успешно общаться с родителями и учителями.
  • Основные темы:
  1. Особенности общения с людьми разных возрастов (младшие, сверстники, пожилые люди)
  2. Разъяснение их отношений со взрослыми
  3. Уверенность в отношениях с родителями
  4. Разрешение конфликтов со взрослыми
  • Методы и формы работы: имитационные и ролевые игры, элементы групповой дискуссии, рисование, работа в парах и мини-группах, психогимнастика, работа с видеоматериалами.

В результате программы участники:

  • Узнайте о различных типах общения и отношений участника в этих ситуациях.
  • Уточнить их отношения со значительными взрослыми
  • Получить возможность поиграть в своих текущих (сложных) ситуациях в общении с родителями и учителями
  • Практикуйте новые стратегии работы со взрослыми

В конце психологического тренинга с подростками в рамках программы проводится встреча с родителями, на которой ведущий рассказывает о содержании программы и о том, какое поведение рекомендуется придерживаться родителям, чтобы усилить навыки своего ребенка. Также для родителей может быть подготовлен специальный буклет, который содержит информацию о характеристиках возраста и рекомендации по построению взаимодействия с подростком.

Такая программа, на наш взгляд, должна быть рассчитана на подростков среднего возраста - 11-15 лет.

Вывод:

Подростковый возраст - это острый переход от детства к зрелости, когда переплетаются противоречивые тенденции в социальном развитии. Отсюда двоякое значение этого периода для формирования личности человека. С одной стороны, негативные проявления, дисгармония в структуре личности, сокращение ранее установленной системы интересов ребенка и протестующий характер его поведения по отношению к взрослым указывают на этот сложный период. С другой стороны, подростковый возраст также характеризуется множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, все отношения с другими детьми и взрослыми становятся более разнообразными и осмысленными, сфера его деятельности расширяется и существенно меняется, ответственное отношение к сам, другие люди и т. д. развивается. д. Главное, что этот период отличается вступлением ребенка в качественно новую социальную позицию, в которой действительно формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Формирование отношений со взрослыми и сверстниками является неотъемлемой частью процесса социализации подростков и того, насколько хорошо они смогут «вписаться» в окружающее общество, найти свое место в нем и реализовать себя, насколько гармоничными они будут быть. Известно, что социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но подростковый возраст, как пограничный этап, имеет здесь свои особенности.

В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми людьми начинает формироваться под влиянием возникающего чувства взрослой жизни.

Подростки начинают сопротивляться в отношении ранее выполненных требований со стороны взрослых, чтобы более активно защищать свои права на независимость, отождествленные в их понимании со взрослой жизнью. Они болезненно реагируют на реальные или явные нарушения их прав, стараются ограничить притязания взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внимание оппозиции по отношению к взрослому, подросток нуждается в поддержке. Особенно благоприятна ситуация, когда взрослый действует как друг. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск своего места в системе новых, возникающих взаимодействий, лучше узнать себя. Совместные действия, общие занятия помогают подростку осваивать новые способы работы со взрослыми. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, которые поддерживают подростка в жизни.

Взрослый должен быть другом подростка, но особенным другом, отличным от сверстника. Это связано не только с разницей в социальных позициях взрослого и взрослого человека (у одного уже есть определенный круг обязанностей и вытекающие из него права; другой все еще стремится получить эти права, имея довольно расплывчатые представление об обязанностях), но и о той особой психологической функции, которую должен выполнять взрослый. Взрослый - друг лидера. Его задача - помочь подростку познать самого себя, оценить его способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Задача взрослого - быть с подростком. А это значит - вовремя прийти ему на помощь, подсказать, посоветовать и при необходимости активнее вмешаться в жизнь подростка. Рядом находится взрослый - это значит, что у подростка есть надежный и опытный друг, который умело и тактично ведет его через трудности подросткового и юношеского возраста. Это означает, что подросток всегда будет чувствовать свободу и независимость, уважение и доверие, столь необходимые ему в это время. Это означает, что его потребности, желания и интересы встретят понимание и поддержку.