Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников
Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах
Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста


Введение:

Одной из основных причин проблем в современном обществе является низкий уровень культуры его членов. Важным компонентом общей культуры является культура поведения. Стандарты поведения определяют, что является общепринятым и допустимым в действиях члена общества, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.

Культура поведения является важной частью человеческой культуры, морали и морали. Поэтому так важно научить ребенка различать добро и зло повсюду и во всем, уважать других и обращаться с ними так, как он хотел бы, чтобы воспитывать у ребенка чувство справедливости. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества. Исследования В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская, С.В. Петерина Л.М. Гурович показывает, что художественная литература является одним из наиболее эффективных способов воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Художественная литература воздействует на чувства и ум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознательность и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.

В психологии восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, который включает в себя не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутренней помощи, сопереживании героям, в воображаемой передаче «событий» на себя, в умственном действии, приводящем к в результате личного присутствия, личного участия. Е.А. Характерной чертой такого восприятия Флерина назвала единство «чувств» и «мышления».

В поэтических образах художественная литература раскрывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Он обогащает эмоции, воспитывает воображение, дарит ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. У детей пробуждаются гуманные чувства - умение участвовать, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются принципы, честность и гражданство. Чувства ребенка развиваются в процессе овладения языком тех произведений, с которыми его знакомит учитель.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, учит эстетическому восприятию окружающей среды и одновременно формирует этические (моральные) представления. По мнению Сухомлинского В.А., чтение книг - это путь, по которому умелый, умный, думающий учитель находит путь к сердцу ребенка.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым образом, присущим только искусству, силой влияния художественного образа. По мнению Запорожца А.В., эстетическое восприятие реальности представляет собой сложную умственную деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы. Обучение восприятию произведения искусства в психологии и педагогике рассматривается как активный волевой процесс с воображаемой передачей событий на себя, «умственное» действие с эффектом личного участия.

Актуальность темы исследования определяется тем, что художественная литература является мощным мощным инструментом для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, что оказывает огромное влияние на развитие и обогащение их внутреннего мира.

Цель исследования: выявить особенности восприятия детьми художественной литературы.

Объект исследования - восприятие дошкольников.

Предметом исследования являются особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что восприятие художественной литературы может влиять на культуру поведения детей при отборе произведений с учетом содержания работы и возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Научно-исследовательские цели:

  1. Выбрать и изучить научно-психологическую и педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме.
  2. Проанализировать основные характеристики восприятия детей и особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства.
  3. Провести экспериментальное исследование восприятия художественной литературы дошкольниками.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; методы наблюдения и сравнения, количественная и качественная обработка собранных материалов.

Методологической основой исследования стала работа

Л.С. Выготский С.Л. Рубинштейн Б.М. Теплова, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова Е.А. Флерина Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович и другие ученые.

Практическая значимость: результаты могут быть использованы в работе практического психолога, педагогов и родителей детей при решении задач формирования личности дошкольника.

Научно-исследовательская база: МБДОУ «Центр развития детского сада № 1« Брук »г. Анапа.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 22 источников.

Динамика восприятия в период дошкольного детства

Восприятие дошкольников

Восприятие - это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных отношениях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного объекта, который непосредственно влияет на анализаторы. Определяется объективность мира явлений. Это происходит при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности чувств. Вместе с сенсорными процессами он обеспечивает прямую сенсорную ориентацию во внешнем мире. Будучи необходимой стадией познания, она всегда так или иначе связана с мышлением, памятью и вниманием.

Элементарные формы восприятия начинают развиваться очень рано в первые месяцы жизни ребенка, поскольку у него вырабатываются условные рефлексы на сложные раздражители. Дифференциация комплексных раздражителей у детей первых лет жизни все еще очень несовершенна и значительно отличается от дифференциации, которая происходит в более старшем возрасте. Это связано с тем, что у детей процессы возбуждения преобладают над торможением. В то же время наблюдается большая нестабильность обоих процессов, их повсеместное облучение и, как следствие, неточность и непостоянство различий. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста характерны небольшая деталь восприятия и их большое эмоциональное богатство. Маленький ребенок, прежде всего, излучает блестящие и движущиеся объекты, необычные звуки и запахи, то есть все, что вызывает его эмоциональные и ориентационные реакции. Из-за недостаточного опыта он все еще не может отличить основные и существенные признаки объектов от второстепенных. Необходимые для этого условно-рефлекторные связи возникают только тогда, когда человек играет с предметами в процессе игры и практики.

Прямая связь восприятия с действиями является характерной чертой и необходимым условием развития восприятия у детей. Когда ребенок видит новый объект, он тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя им, постепенно различает его индивидуальные свойства и стороны. Отсюда большое значение действий ребенка с объектами для формирования правильного и все более детального восприятия их. Большие трудности для детей представляют восприятие пространственных свойств объектов. Соединение зрительных, кинестетических и тактильных ощущений, необходимых для их восприятия, формируется у детей, когда они практически знакомятся с размерами и формой предметов, оперируют ими, а способность различать расстояния развивается, когда ребенок начинает самостоятельно ходить и двигаться на более или менее значительные расстояния. Из-за неадекватной практики зрительно-моторные связи у маленьких детей все еще несовершенны.

Отсюда и неточность их линейного и глубокого взгляда. Если взрослый оценивает длину линий с точностью до 1/100 длины, то дети 2-4 лет - с точностью, не превышающей 1/20 длины. Особенно часто дети ошибаются в величине убранных предметов, а восприятие перспективы на рисунке достигается только к концу дошкольного возраста и часто требует специальных упражнений. Абстрактные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) ассоциируются в восприятии дошкольников с формой определенных предметов (дети часто называют треугольник «домом», круг - «колесом» и т. д.); и только позже, когда они узнают название геометрических фигур, они имеют общее представление об этой форме и ее правильном различении, независимо от других особенностей объектов. Еще большими трудностями для ребенка являются восприятие времени. У детей 2-2,5 лет он все еще довольно расплывчатый, недифференцированный. При правильном использовании детьми таких понятий, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д., В большинстве случаев наблюдается только около 4 лет; Продолжительность отдельных временных интервалов (час, полчаса, 5-10 минут) часто путают и шестилетние дети.

Значительные изменения в развитии восприятия у ребенка возникают под влиянием словесного общения со взрослыми. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают осветить их наиболее важные и характерные аспекты, учат, как с ними обращаться, и отвечают на многочисленные вопросы, касающиеся этих предметов. Усваивая названия объектов и их отдельных частей, дети учатся обобщать и дифференцировать объекты в соответствии с наиболее важными признаками. В значительной степени восприятие детей зависит от их предыдущего опыта. Чем чаще ребенок сталкивается с различными объектами, чем больше он узнает о них, тем полнее он может воспринимать и тем более правильно отражать связи и отношения между ними.

Неполнота опыта детей, в частности, также объясняется тем фактом, что при восприятии малоизвестных вещей или рисунков маленькие дети часто ограничиваются перечислением и описанием отдельных предметов или их частей, и им трудно объяснить их значение в целом , Психологи Бине, Стерн и некоторые другие, заметившие этот факт, сделали неверный вывод о существовании строгих стандартов возрастных характеристик восприятия независимо от содержания того, что воспринимается. Такова, например, схема Бине, которая устанавливает три возрастных уровня восприятия картин детьми: в возрасте от 3 до 7 лет - этап перечисления отдельных объектов, в возрасте от 7 до 12 лет - этап описания а с 12 лет - этап объяснения или толкования. Искусственность таких схем легко обнаруживается, если детям дарят картинки с близким, знакомым содержанием. В этом случае даже трехлетние дети не ограничиваются простым перечислением предметов, но дают более или менее связную историю, даже если смешаны с вымышленными, фантастическими объяснениями (С. Рубинштейн и Овсепян). Таким образом, качественная оригинальность содержания детского восприятия обусловлена, прежде всего, ограниченностью детского опыта, неадекватностью систем временных связей, сформировавшихся в прошлом опыте, и неточностью разработанных ранее дифференциаций. Паттерны формирования условных рефлекторных связей также объясняют тесную связь детского восприятия с действиями и движениями ребенка.

Первые годы жизни ребенка - это период развития основных межаналитических или условно-рефлекторных связей (например, зрительно-моторных, зрительно-тактильных и т. д.), для формирования которых требуются прямые движения и действия с объектами. В этом возрасте дети, осматривая предметы, одновременно чувствуют и трогают их. В будущем, когда эти связи станут более долговечными и дифференцированными, прямые действия с объектами станут менее необходимыми, а зрительное восприятие станет относительно независимым процессом, в котором моторный компонент вовлечен в скрытую форму (в основном совершаются движения глаз). Обе эти стадии всегда отмечаются, но они не могут быть связаны со строго определенным возрастом, поскольку они зависят от условий жизни, воспитания и образования ребенка.

Большое значение для развития восприятия и наблюдения в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра. В игре дети различают различные свойства объектов - их цвет, форму, размер, вес, и поскольку все это связано с действиями и движениями детей, это создает благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления. объектов. Большое значение для развития восприятия и наблюдения имеет рисование и моделирование, в ходе которых дети учатся правильно передавать контуры предметов, различать оттенки цветов и т. д. В процессе игры, рисования и выполнения других заданий дети привыкают самостоятельно наблюдать, сравнивать, оценивать размеры, форму, цвет. Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте восприятие становится более организованным и управляемым. В процессе школьной работы для развития восприятия необходимы тщательные сравнения предметов, их отдельных сторон, указание на сходство и различие между ними. Наиболее важными являются самостоятельные действия студентов с предметами и участие различных анализаторов (в частности, не только зрение и слух, но и осязание). Активные, целенаправленные действия с объектами, последовательность и систематизация в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение - это основные требования к наблюдению, которые должны строго соблюдаться учащимися и преподавателями. Особенно необходимо позаботиться о правильности наблюдений. Сначала наблюдения школьников могут быть недостаточно подробными (что естественно, когда вы впервые знакомитесь с объектом или явлением), но наблюдения никогда не должны заменяться искажением фактов и их произвольной интерпретацией.

Восприятие дошкольниками художественной литературы

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, который включает в себя не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутренней помощи, сопереживании героям, в воображаемой передаче «событий» на себя, в умственных действиях, приводящих к эффект личного присутствия, личное участие.

Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы не сводится к пассивному изложению определенных аспектов реальности, по крайней мере, очень важных и значимых. Ребенок попадает в описанные обстоятельства, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. Этот вид деятельности расширяет сферу духовной жизни ребенка, важен для его психического и нравственного развития. Прослушивание произведений искусства вместе с творческими играми имеет решающее значение для формирования этого нового вида внутренней психической деятельности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. Четкий сюжет, драматическое описание событий способствуют тому, что ребенок входит в круг воображаемых обстоятельств и начинает умственно помогать с характерами произведения.

В свое время С.Я. Маршак написал в «Большой литературе для маленьких»: «Если у книги есть четкий незаконченный сюжет, если автор не безразличный регистратор событий, но сторонник одних его героев и противник других, если книга имеет ритмичное движение, а не сухая, рациональная последовательность, если вывод из книги - не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, и даже для всего этого книгу можно разыграть как игру, или превратилась в бесконечную эпопею, придумав для нее новые продолжения, это означает, что книга написана на настоящем детском языке».

Л.С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у ребенка - дошкольника, можно вызвать интерес к судьбе героя рассказа, заставить ребенка следить за ходом событий и испытывать к нему новые чувства. Дошкольник может наблюдать только зачатки такой помощи и сочувствия героям произведения искусства. Восприятие произведения приобретает более сложные формы у дошкольника. Его восприятие произведения искусства чрезвычайно активно: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует с ним, борется с врагами. Мероприятия, проводимые одновременно, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близки к игре. Но если в игре ребенок действительно действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства являются воображаемыми.

В дошкольном возрасте развитие отношения к произведению искусства переходит от непосредственного наивного участия ребенка в изображаемых событиях к более сложным формам эстетического восприятия, которые требуют умения занять позицию вне их, рассматривая их как если снаружи.

Таким образом, дошкольник не эгоцентричен в своем восприятии произведения искусства. Постепенно он учится занимать положение героя, мысленно помогать ему, радоваться его успехам и оплакивать его неудачи. Формирование этой внутренней активности в дошкольном возрасте позволяет ребенку не только понимать явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и связывать извне с событиями, в которых он не принимал непосредственного участия, что крайне важно для последующего психического развития.

Особенности восприятия детьми дошкольных сказок

Говоря о влиянии различных типов устного фольклора на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве. Особенно необходимо сказать о влиянии сказки.

Чтобы понять сложную и влиятельную роль сказок в эстетическом развитии детей, необходимо понять особенность детских мировоззрений, которые мы можем охарактеризовать как детский мифологизм, который сближает детей с первобытным человеком и художниками. Для детей, для первобытного человека, для настоящего художника вся природа жива, полна внутренней богатой жизни - и это чувство жизни в природе, конечно, не содержит ничего надуманного, теоретического, но является непосредственно интуицией Живое, убедительное воспитание. Это чувство жизни на природе все больше нуждается в интеллектуальном дизайне - и сказки просто удовлетворяют эту потребность ребенка. Есть еще один корень сказок - это работа детского воображения: как орган эмоциональной сферы, фантазия ищет образы, чтобы выразить в них чувства детей, то есть, изучая детские фантазии, мы можем проникнуть в замкнутый мир. детских чувств.

Сказки играют большую роль с точки зрения гармоничного развития личности. Что такое гармоничное развитие? Гармония - это последовательное соотношение всех частей целого, их взаимопроникновения и взаимных переходов. Сильные стороны личности ребенка как бы воспитываются слабыми, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложную систему - человеческую личность - функционировать более гармонично и целостно. Моральные представления и суждения людей не всегда соответствуют их моральным чувствам и действиям. Поэтому недостаточно просто знать, понимать своей головой, что значит быть моральным, и высказываться только в пользу моральных действий, вам необходимо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы вы хотели и могли быть ими, и это уже область чувств, эмоций, чувств.

Сказки помогают развить отзывчивость, доброту у ребенка, сделать эмоциональное и нравственное развитие ребенка управляемым и целенаправленным. Почему сказки? Да, потому что искусство и литература - самый богатый источник и мотиватор чувств, чувств и именно высших чувств, особенно человеческих (моральных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка - это не просто выдумка, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка расширяет рамки обычной жизни ребенка, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, предательство и предательство и тому подобное. Образная форма этих явлений особенная, сказочная, доступная для понимания ребенку, а высота проявления, моральный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь, как для маленьких, так и для взрослых. Для детей это несравненные моральные уроки; для взрослых это уроки, в которых сказка раскрывает свое, иногда неожиданное влияние на ребенка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них есть внутренний импульс помогать, помогать, защищать, но эти эмоции быстро исчезают, так как нет условий для их реализации. Правда, они, как батарея, заряжают душу моральной энергией. Очень важно создать условия, область активной деятельности, в которой чувства ребенка, испытываемые им при чтении художественной литературы, найдут свое применение, чтобы ребенок мог внести свой вклад, по-настоящему сочувствовать. Я хотел бы обратить внимание на образность, глубину и символику сказок. Родители часто заботятся о том, как справляться со страшными сказками, читать или не читать своих детей. Некоторые эксперты предлагают вообще исключить их из «репертуара чтения» для маленьких детей. Но наши дети не живут под стеклянным куполом, они не все время находятся под защитной защитой своего отца и матери. Они должны расти смелыми, настойчивыми и смелыми, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости. Поэтому они должны рано, но постепенно и осознанно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи. Да, сами дети к этому стремятся - об этом свидетельствуют «фольклорные» и страшные истории, которые сочиняют и пересказывают друг другу дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ребенок, воспитанный в народной сказке, чувствует меру, что воображение не должно переходить в искусство, и в то же время дошкольник начинает вырабатывать реалистичные критерии эстетической оценки.

В сказке, особенно в сказке, многое разрешено. Актеры могут попасть в самые необычные ситуации, животные и даже неодушевленные предметы говорят и ведут себя так, как будто люди делают разные трюки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны только для того, чтобы объекты раскрыли свои истинные, характерные свойства. Если типичные свойства предметов и характер действий, совершаемых с ними, нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неверна, что этого не происходит. Это открывает ту сторону эстетического восприятия, которая важна для развития познавательной деятельности ребенка, поскольку произведение искусства не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его идей, но и позволяет выделить существенное, характерное для предмета.

Реалистичный подход к сказочной фантазии развивается у ребенка на определенной стадии развития и только в результате воспитания. Наблюдения Т.И. Титаренко показал, что дети, не имеющие соответствующего опыта, часто готовы принять любую фантастику. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, основываясь на достоверности изображенных в ней событий. Старшие дошкольники настолько укоренились в этой реалистичной позиции, что начинают любить всевозможных «оборотней». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.

Ребенок дошкольного возраста любит хорошую сказку: мысли и чувства, вызванные ею, не исчезают в течение длительного времени, они появляются в последующих действиях, рассказах, играх, рисовании детей.

Что привлекает ребенка в сказке? Как правильно указал А.Н. Леонтьеву, для правильного понимания тех или иных частных психических процессов, необходимо учитывать природу мотивов, побуждающих ребенка действовать, для которых он выполняет эту операцию. Эти вопросы очень мало освещены в традиционной психологии. Например, с точки зрения психоаналитиков, интерес ребенка к сказке обусловлен темными, асоциальными побуждениями, которые из-за запрета взрослых не могут появиться в реальной жизни и поэтому стремятся к удовлетворению в мире фантастики. конструкции. К. Бюлер считает, что жажда необычного, неестественного, примитивного стремления к ощущениям и чуду привлекает детскую сказку.

Такие теории противоречат реальности. Огромное влияние правильно организованного эстетического восприятия на духовное развитие ребенка заключается в том, что это восприятие не только приводит к приобретению индивидуальных знаний и навыков, формированию индивидуальных психических процессов, но и меняет общее отношение к реальность и способствует появлению новых, более высоких мотивов для активности ребенка.

В дошкольном возрасте деятельность становится более сложной: то, на что она направлена ​​и для чего она делается, больше не идентична, как это было в раннем детстве.

Новые мотивы деятельности, которые формируются в общем ходе развития ребенка в результате его воспитания, впервые позволяют реально понять художественную литературу, проникнуть в их идеологическое содержание. В свою очередь, восприятие произведения искусства влияет на дальнейшее развитие этих мотивов. Конечно, маленький ребенок очарован красочными описаниями или забавой внешних позиций, в которые попадают персонажи, но очень рано он также начинает воспринимать внутреннюю, семантическую сторону истории. Постепенно идеологическое содержание произведения искусства открывается перед ним.

Произведение искусства очаровывает дошкольника не только своей внешней стороной, но и своим внутренним, семантическим содержанием.

Если младшие дети недостаточно осведомлены о мотивах своего отношения к персонажу и просто заявляют, что он хороший, а этот - плохой, то дети старшего возраста уже приводят свои оценки, указывая на социальную значимость того или иного поступка. Это сознательная оценка не только внешних действий, но и внутренних качеств человека, оценка, основанная на высоких социально значимых мотивах.

Чтобы быть в курсе чего-либо, дошкольник должен действовать на узнаваемую тему. Единственной формой деятельности, доступной дошкольнику, является реальное, реальное действие. Чтобы познакомиться с предметом, маленький ребенок должен взять его, повозиться с ним, положить в рот. Для дошкольника, помимо практического контакта с реальностью, становится возможной внутренняя деятельность воображения. Он может действовать не только реально, но и мысленно, не только при непосредственном восприятии, но и при воображаемых обстоятельствах.

Игра и слушание сказок создают благоприятные условия для возникновения и развития внутренней активности воображения ребенка. Здесь есть как бы переходные формы от реального, действительного действия с объектом к отражению на нем. Когда ребенок начинает осваивать эту форму деятельности, перед его знаниями открываются новые возможности. Он может понять и испытать ряд событий, в которых он не принимал непосредственного участия, но которые он контролировал согласно художественному повествованию. Другие положения, которые не достигают сознания ребенка, представленные ему в сухой и рациональной форме, понятны ему и глубоко затрагивают его, когда они одеты в художественный образ. А.П. Чехова в рассказе "Дом". Моральный смысл поступка, если он выражается не в форме абстрактного мышления, а в форме реальных, конкретных действий, становится для ребенка очень рано доступным. «Образовательная ценность произведений искусства», как справедливо указывает Б. М. Теплов, «прежде всего заключается в том, что они дают возможность войти« в жизнь », испытать кусочек жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения. И самое главное, в процессе этого опыта создаются определенные отношения и моральные оценки, которые обладают несравненно большей силой принуждения, чем оценки, которые просто передаются и ассимилируются».

Экспериментальная идентификация восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Экспериментальная выборка, основы и теоретические основы эксперимента

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 1», c. Анапа со старшими дошкольниками в количестве 15 человек за неделю. Теоретической концепцией экспериментальной части работы было положение о взаимосвязи между восприятием художественной литературы и воспитанием культуры поведения ребенка, т. е. Идея о том, что художественная литература должна быть одним из наиболее важных средств обучения. Именно поэтому во всех программах развития детских садов большое внимание уделяется работе с художественной литературой. Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, учитель должен уделять особое внимание отбору произведений, методологии чтения и ведения бесед на художественные произведения с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, а также передачи эти идеи в жизни и творчестве детей (насколько чувства отражают пробужденных искусством детей в их деятельности, в общении с окружающими их людьми).

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня формирования навыков поведенческой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Мы поставили следующие задачи:

  • Вести беседу с педагогами;
  • Вести беседу с детьми;
  • Провести опрос родителей;
  • Наблюдать за поведением детей в дошкольном образовательном учреждении;
  • Разработать критерии уровня формирования культурно-поведенческих навыков у детей дошкольного возраста.

Эксперимент и анализ результатов

Для решения поставленных задач мы провели беседу с учителями и детьми, опросили родителей, проследили за поведением детей, проанализировали методические рекомендации по воспитанию культуры поведения среди дошкольников.

В наших беседах с педагогами мы пытались выяснить, используют ли они беллетристику в своей работе для обучения детей культуре поведения.

В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают важным и необходимым воспитание культуры поведения у детей в детском саду. Одним из основных средств воспитания культуры поведения называют художественную литературу. Они легко привели примеры сказок, коротких рассказов и высказываний, которые использовались для развития культуры поведения (например, «Волшебное слово» Осеевой, «Приключения Незнайки и его друзей», Носов и другие).

Таким образом, на основании беседы можно сделать вывод, что педагоги понимают значение и важность воспитания культуры поведения среди дошкольников, используют художественные произведения в своей работе.

Мы провели опрос родителей. Анализ данных показывает, что родители понимают культуру поведения узко - главным образом как способность вести себя в общественных местах. Продолжается работа по воспитанию семейной культуры поведения, но родители используют ограниченный набор инструментов. В частности, никто не назвал личный пример средством воспитания культуры поведения. Все родители читают беллетристику своим детям, но некоторые не осознают их важность в воспитании культуры поведения детей.

Разговор с детьми показал, что все дети считают себя культурными. Однако, по их мнению, быть культурным - значит приветствовать друг друга на собрании, быть вежливым в общении со старшими. Только один ребенок сказал, что культурный человек - это тот, кто вежливо разговаривает со взрослыми и сверстниками, выглядит аккуратно, знает, как вести себя на публике, за столом. То есть дети не до конца понимают понятие «культурный» и в этом направлении должны продолжать работать.

Мы также контролировали поведение детей, а именно их культуру общения, культуру деятельности, культурные и гигиенические навыки и культуру отношений.

Под культурными и гигиеническими навыками мы подразумеваем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Мы условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, уважительные вещи и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде.

Наблюдение показало, что большинство детей моют руки без напоминания учителя после прогулки, перед едой. За столом дети сидят аккуратно, не шуметь, только двое детей разговаривают во время еды, поворачиваются к другим детям. После прогулки не все дети аккуратно складывают одежду, большинство детей делают это только после напоминания учителя, и Катя Ч. Отказывается убирать в шкафу. Многие дети не бережно обращаются с книгами, вещами, игрушками, бросают их, не ставят их на место. Только после повторного запроса учителя дети наводят порядок в групповой комнате, на месте детского сада.

Под культурой общения мы понимаем совокупность сформировавшихся социально значимых личностных качеств, определяющих способ ее существования, способность вносить изменения в реальность.

Все без исключения дети приветствуют и прощаются со взрослыми, используют вежливые формы лечения, такие как «пожалуйста», «спасибо». Однако половина детей не использует эти навыки общения со сверстниками. Некоторые дети не считают нужным приветствовать детей в группе и вежливо обращаться к ним. Следует отметить, что дети обращаются друг к другу по имени, не называя имен.

Мы наблюдали культуру активности на уроках, в играх и при выполнении трудовых заданий.

Дети готовят необходимое оборудование для урока - вынимают ручки, тетради и т. д., Убирают рабочее место после урока. Тем не менее, большинство детей делают это неохотно, в зависимости от требований педагога. Матвей Ш., Влад К. и Матвей А. рады помочь учителю навести порядок в группе после урока, например, вымыть очки и кисти после покраски, почистить пластилиновые доски и т. д. Дети жаждут интересных, значимых занятий , Они могут выбирать игровой материал в соответствии с планом игры.

Наблюдая за культурой отношений, мы обнаружили следующее. Дети не всегда подчиняются требованиям учителя. Матвей А., Аня П. часто перебивают учителя, вмешиваются в разговоры взрослых. В игре дети могут договариваться о совместных действиях, решать конфликтные ситуации часто без участия учителя. Дети не борются, если возникают спорные вопросы, многие обсуждают ситуацию и приходят к общему мнению, лишь изредка прибегая к помощи взрослого для разрешения конфликта.

Однако дети не любят делиться игрушками, они не уступают даже по просьбе учителя. В то же время они обижаются, когда другой ребенок ничего им не дает, они осуждают его поведение, несмотря на то, что они ведут себя одинаково.

Если ребенок соглашается поделиться игрушкой, то он требует что-то взамен. Однако Элина И. и Марсель К. бескорыстно делятся игрушками.

Дети приходят на помощь друг другу, не напоминая учителю: они помогают, если кто-то упал, помогают застегнуть куртку, приносят тяжелый предмет и т. д. Ни один из детей не отказывается помогать другому.

Используя методические рекомендации ряда авторов - И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, А.М. Счастная и др., Мы определили критерии уровней формирования навыков культурного поведения у старших дошкольников.

Низкий уровень - ребенок знает, как содержать в порядке место, где он работает, учится, играет, но у него нет привычки завершать начатую работу; он не всегда осторожен с игрушками, вещами, книгами. Ребенок не заинтересован в значимой деятельности. Ребенок часто пренебрегает правилами гигиены. При общении со взрослыми и сверстниками он ведет себя непринужденно, не всегда использует соответствующий словарный запас и нормы обращения. Он не знает, как конструктивно разрешать конфликты, не принимая во внимание интересы своего сверстника. Не знает, как договориться о совместных действиях. Отказывается прийти на помощь взрослому или другому ребенку.

Средний уровень - дети имеют ярко выраженную привычку завершать начатую работу; береги игрушки, вещи, книги. Дети уже сознательно интересуются чем-то новым, более активным в классе. В процессе общения со взрослыми дети основаны на уважении, дружеских контактах, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Дети более независимы, у них хороший словарный запас, который помогает им выражать свои мысли и эмоции. Они всегда стараются соблюдать гигиенические требования: они следят за опрятностью, частотой на лице, руках, теле, прическе, одежде, обуви и т. д. Дети пытаются разрешить конфликт, прислушиваясь к мнению другого ребенка, но продолжают настаивать самостоятельно. Детям не всегда удается договориться о совместных действиях; они предпочитают, чтобы другие принимали их точку зрения, но иногда они сдаются. Помогайте другим детям или взрослым по просьбе учителя, не проявляя самостоятельной инициативы.

Высокий уровень - ребенок знает, как содержать в порядке место, где он работает, занимается, играет; у него есть привычка завершать работу, которую он начал до конца; он бережно относится к игрушкам, вещам и книгам. Ребенок имеет естественное стремление к интересным, значимым занятиям, он ценит свое время и время окружающих его людей. Малыш умеет регулировать свою деятельность и отдыхать, быстро и упорядоченно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками предусматривается реализация норм, основанных на уважении и доброй воле, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливого поведения в общественных местах, повседневной жизни. В споре он пытается учесть интересы другого ребенка. Ребенок знает, как договориться о совместных действиях. Готов бескорыстно и без напоминания учителя прийти на помощь, поделитесь игрушкой.

Раскрывая уровень формирования культурных и гигиенических навыков, мы обращали внимание на то, аккуратно ли одеты дети, моют ли они руки и делают ли они это самостоятельно или, как напомнил учитель. Они смотрели, относятся ли дети к книгам, вещам, игрушкам.

При определении уровня культуры общения мы наблюдали, как ребенок ведет себя во время разговора, какие формы лечения он использует, и способен ли он слушать собеседника.

Определяя уровень формирования культуры деятельности, мы обратили внимание на то, как ребенок организует свое рабочее место, время, убирает за собой, какими видами деятельности он предпочитает заниматься.

При выявлении уровня культуры отношений мы прежде всего обращали внимание на то, как ребенок взаимодействует с другими детьми и взрослыми, соглашается на совместные действия, решает конфликтные ситуации и соблюдает нормы культурного поведения.

Для определения уровня формирования навыков культурного поведения для каждого ребенка была введена шкала от 1 до 5 баллов:

  • 1 - низкий уровень;
  • 2-3 - средний уровень;
  • 4-5 - высокий уровень.

Анализ результатов таблицы показал, что 46% детей имеют высокий уровень формирования навыков поведенческой культуры, 46% имеют средний уровень, и только 1 ребенок (что составляет 6% от количества детей) имеет низкий уровень.

Из таблицы также видно, что у детей лучше всего развита культура взаимоотношений со сверстниками, и меньше всего - культура активности.

Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили косвенно выявить особенности и уровень полноты восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

Вывод:

Эстетические и особенно моральные (этические) представления дети должны делать из произведений искусства.

K.D. Ушинский сказал, что ребенок не только изучает нетрадиционные звуки, изучая свой родной язык, но и пьет духовную жизнь и силы из родной груди своего родного языка. Надо полностью доверять образовательным возможностям литературного текста.

Восприятие произведения искусства представляет собой сложный умственный процесс. Это подразумевает способность знать, понимать изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окраска воспринимаемого, выражение отношения к нему (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, А. В. Запорожец и др.).

Запорожец отметил: «... восприятие не сводится к пассивному изложению определенных аспектов реальности, по крайней мере, очень важных и значимых. Это требует, чтобы воспринимающий каким-то образом входил в изображенные обстоятельства, мысленно принимал участие в действиях».

Оценочные суждения дошкольников по-прежнему примитивны, но они свидетельствуют о появлении способности не только чувствовать себя красивой, но и оценивать. В восприятии произведений искусства важно не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношений, оценка ребенком отдельных героев.

Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества - детские стишки, песни, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно четкая нравственная ориентация, живой юмор, образный язык - вот черты этих фольклорных миниатюр. Наконец, рассказы автора и доступные ему истории читаются ребенку.

Люди - непревзойденный учитель детской речи. Ни в каких других работах, кроме народных, нет такого педагогически совершенного расположения непроизносимых звуков, такого вдумчивого микширования множеством слов, которые едва ли отличаются друг от друга по звуку («был бы тупой, тупой бычок, у быка был тупой» губа "). Тонкий юмор детских стишков, тизеров и счетчиков является эффективным средством педагогического воздействия, хорошим «лекарством» от упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, воображение детей и побуждает их писать. Воспитанные на лучших литературных примерах в духе человечества, дети в своих рассказах и сказках доказывают свою справедливость, защищая обиженных и слабых, наказывая зло.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста учитель в основном читает наизусть (детские стишки, стихи, рассказы, сказки). Рассказывают только прозаические произведения (сказки, рассказы, романы). Поэтому важной частью обучения является запоминание произведений искусства, предназначенных для чтения детьми, развитие выразительных навыков чтения - способ донести всю гамму эмоций, развивая и улучшая чувства ребенка.

Важно сформулировать у детей правильную оценку героев произведения искусства. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием проблемных вопросов. Они приводят ребенка к пониманию «второго», истинного лица персонажей, их мотивов и к самооценке (в случае первоначальной неадекватной оценки), которая ранее была скрыта от них.

Е.А. Флёрина отметила наивность детского восприятия - детям не нравится плохой конец, герою, должно быть, везет, дети не хотят, чтобы кот ел даже глупую мышку. Художественное восприятие дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Восприятие художественных работ дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выражения, используемые автором для характеристики изображаемой реальности (цвет, цветовые комбинации, форма, композиция и т. д.).

Цель литературного воспитания дошкольников, по мнению С.Я. Маршака в формировании будущего крупного и талантливого писателя, культурного, образованного человека. Задачи и содержание знакомства определяются на основе знания особенностей восприятия и понимания литературных произведений и представлены в программе детского сада.

Результаты, полученные в практической части работы, помогут педагогам и родителям скорректировать направленность педагогического воздействия на детей в экспериментальном дошкольном учреждении.