Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Виды ответственности за экологические правонарушения
Уголовная ответственность за совершение преступлений
Правоведение как наука и учебная дисциплина
Социальная организация первобытнообщинного общества и возникновение права


Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социально-экономических проблем, которые непосредственно влияют на динамику преступности среди несовершеннолетних, вызывая негативные изменения его количественных и качественных характеристик.

В последнее время наблюдается интенсивный рост преступности среди несовершеннолетних, увеличение общественной опасности их действий и нанесенного ущерба. Проявляются следующие тенденции, характеризующие преступность несовершеннолетних: рост тяжких и особо тяжких насильственных преступлений; увеличение количества организованных и групповых преступлений; широкое использование холодного оружия и огнестрельного оружия; жестокость и цинизм при совершении преступлений против личности; значительное омоложение преступности несовершеннолетних и др.

Сегодня в Российской Федерации основной специальной мерой по предупреждению преступности среди несовершеннолетних продолжает оставаться уголовное наказание. Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс России) «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в целом, воспринимая положения международных документов в области обращения с несовершеннолетними правонарушителями, исправляет особенности назначаемых несовершеннолетним наказаний, а также освобождение от них последствий преступления, совершенного несовершеннолетними.

Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность его осуществления либо с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного характера, либо с привлечением к уголовной ответственности.

Объектом исследования является совокупность социальных отношений, связанных с законодательным закреплением и практической реализацией норм уголовного права, регулирующих специфику вынесения приговоров несовершеннолетним.

Предметом исследования являются непосредственно нормы уголовного права, регулирующие особенности вынесения приговора несовершеннолетним.

Научная новизна исследования заключается в детальном теоретическом и прикладном анализе ранее существовавших и современных норм уголовного права, регулирующих вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним мер, альтернативных уголовной ответственности, а также региональной судебной практики применения эти правила. Исследование позволило сделать определенные выводы и предложить рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства с точки зрения уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним воспитательных мер.

Научная новизна состоит в следующих основных положениях:

  • Существующая система наказания для несовершеннолетних на самом деле не позволяет обеспечить дифференцированный подход при назначении наказания и достижении его целей в отношении несовершеннолетних разных возрастных групп из-за ограниченного выбора, оставляя в распоряжении только один вид наказания. суд - лишение свободы;
  • Исправительные работы назначаются осужденным несовершеннолетним, которые достигли 16-летнего возраста на момент вынесения приговора, на срок до одного года и служат по основному месту работы осужденного, а также осужденным, которые не имеют основного места работы, в местах, определенных местным самоуправлением по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ, но в районе проживания осужденного.
  • О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации правилом о возможности применения более мягкого вида наказания к несовершеннолетнему, не предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Российской Федерации и при отсутствии исключительных обстоятельств (статьи 112, 113, 119, часть 1 статьи 163 и другие Уголовный кодекс Российской Федерации). Для этого предлагается дополнить статью 89 Уголовного кодекса Российской Федерации частью 3 следующего содержания: Статья 89. Наказание несовершеннолетнего
  • Если невозможно назначить несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление, наказания, предусмотренные санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, ему может быть назначен более мягкий вид наказания, даже при отсутствии исключительных обстоятельств.
  • Условное осуждение по своей правовой природе является особой формой условного освобождения от фактического отбывания назначенного наказания, поэтому правильнее называть его условным освобождением от отбывания наказания, место которого находится в главе 12 Уголовного кодекса. Кодекс Российской Федерации "Освобождение от наказания". Кандидат на диссертацию рассматривает испытательный срок как самостоятельную меру уголовно-правового характера, форму реализации уголовной ответственности на этапах вынесения приговора и исполнения приговора, и считает, что невозможно повторно назначить испытательный срок несовершеннолетнему, который имеет совершил тяжкое преступление, отбывая испытательный срок за тяжкое преступление. Почему часть 62 статьи 88 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается изложить следующим образом: Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Гипотеза исследования, названный объект, предмет, цель и задачи позволили сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности социального воздействия на несовершеннолетних осужденных как средство их исправления может быть решена при условии:

  • углубленное изучение, обобщение и анализ положительного опыта по проблеме исследования, накопленного юридической и психолого-педагогической наукой;
  • использование имеющегося опыта участия благотворительных, общественных и религиозных организаций (объединений) в образовательной деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы по отношению к несовершеннолетним;
  • совершенствование нормативно-правовой базы для осуществления общественного влияния на несовершеннолетних осужденных;
  • реализация комплексного подхода к педагогической деятельности воспитательных колоний различных субъектов, реализация социального воздействия как средства исправления несовершеннолетних осужденных.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в научном обосновании конкретных законов, которые проявляются в применении действующих норм об уголовной ответственности несовершеннолетних. Материалы данного исследования конкретизируют особенности уголовного законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних, что позволяет обеспечить наиболее эффективное практическое применение полученных результатов.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования определили его цель - проанализировать действующее уголовное законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Для достижения этой цели в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

  1. дать общее описание уголовной ответственности несовершеннолетних, а также определить понятие и сущность уголовной ответственности несовершеннолетних;
  2. рассмотреть содержание уголовной ответственности несовершеннолетних: определить и проанализировать виды наказания и особенности их применения в отношении несовершеннолетних;
  3. проанализировать особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания;
  4. обобщить результаты исследования, определить необходимые профилактические меры, которые будут способствовать предупреждению преступности среди несовершеннолетних и, в то же время, будут соответствовать требованиям настоящего времени.

Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве

Несовершеннолетний - это лицо, которому на момент совершения преступления не исполнилось восемнадцати лет.

В соответствии со ст. 87 УК РФ «несовершеннолетние - это лица, которым на момент совершения преступления исполнилось четырнадцать, но еще не исполнилось восемнадцать». Таким образом, закон придает фундаментальное значение возрасту человека на момент совершения преступления. Однако следует иметь в виду, что в ряде случаев слово "несовершеннолетний" в Уголовном кодексе относится к лицам, которые не достигли совершеннолетия на день применения нормы (а не на момент совершения преступления). ). Например, ст. 88 Уголовного кодекса предусматривает, что «тюремное заключение назначается несовершеннолетним, осужденным на срок до десяти лет, и отбывается в воспитательных колониях». Здесь с точки зрения ограничения срока наказания возраст на момент совершения преступления имеет юридическое значение, а с точки зрения его назначения в воспитательных колониях - на момент применения нормы (то есть понятия «несовершеннолетний», указанный в УК, в некоторых случаях требует ограничительного толкования).

Как главная проблема субъекта преступления, возраст уголовной ответственности как в нашем государстве, так и во многих странах мира достаточно динамичен. Это обстоятельство, как представляется, объясняется, прежде всего, волей законодателя, который исходит из соответствующих исторических условий развития общества и уголовной политики государства по борьбе с преступностью на определенных этапах его развития.

В то же время, устанавливая возраст уголовной ответственности, законодатель учитывает данные медицины, психологии, педагогики и других наук, а также исходит из условий их развития и формирования, характерных для большинства подростков на разных этапах их развития. жизнь, которая характерна для нашего государства.

Проблема возраста чрезвычайно важна для уголовного права, так как возраст, являясь необходимой особенностью субъекта преступления, включен в структуру механизма уголовно-правового регулирования через систему уголовно-правовых отношений, возникающих при каждом преступлении. стремится. Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит специальной нормы, предусматривающей понятие возраста, он лишь указывает возрастные пределы наступления уголовной ответственности, если лицо совершило какое-либо преступление.

М.М.Коченов отмечает, что понятие возраста, например, может использоваться в законе чаще всего в одном смысле - как показатель количества времени, в течение которого человек прожил, а основания для уголовной ответственности - сам физический возраст и умение регулировать свое поведение во время совершения преступления. В свою очередь Л.В. Боровых определяет возраст через количественную концепцию, хотя количество прожитых лет, как пишет она, как правило, скрывает качественное наполнение этих периодов, что позволяет предположить весьма существенное определение категории «возраст». как период в развитии любого человека.

Представляется, что понятие возраста было сформулировано наиболее кратко и более содержательно Р.И. Михеевым, который определяет его как в широком, так и в узком смысле. В первом случае возраст означает календарный период времени, прошедший с момента рождения до определенного хронологического момента в жизни человека, а во втором случае - определенный период психофизического состояния в жизни человека, с которым он находится. связанные как биомедицинские, социально-психологические и правовые изменения.

Таким образом, если говорить о возрасте, с которым законодатель связывает способность лица, совершившего преступление, нести уголовную ответственность, то этот признак субъекта преступления всегда требовал более полного изучения, исследования и понимания с позиции не только науки уголовного права, но и тесного взаимодействия с ним. медицина, психология, педагогика и другие науки.

Учет особенностей несовершеннолетних в механизме уголовно-правового регулирования возможен в двух аспектах: во-первых, при определении возрастных пределов субъекта уголовной ответственности за уголовную ответственность, а во-вторых, при определении особенностей реализации уголовной ответственности с уже установленные возрастные ограничения.

Любой возраст всегда характеризуется и сопровождается сознательным волевым поведением или действием, а также во время совершения преступления и причинения какого-либо вреда.

Важным и неотъемлемым признаком субъекта преступления является возраст здравомыслящего человека, совершившего социально опасное деяние. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Как отмечает М.Н. Гернет, возраст определяет определенный уровень развития сил, интеллекта, побуждений, поскольку становится физически возможным совершать определенные преступления. «Процесс социализации человека начинается в раннем возрасте. Согласно И.С. Кону,« человек с раннего детства начинает усваивать роли, которые формируют его личность ». Активность, инициатива; формируется самосознание, самооценка, стремление к независимости. Все это связано с криминологическим изучением личности несовершеннолетнего. Следует отметить, что как теория уголовного права, так и уголовное законодательство различных правовых систем, а также нашей страны, связаны с возрастом объекта преступления и наступлением уголовной ответственности. Итак, согласно ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, только лицо, совершившее преступление, достигшее установленного законом возраста 14 или 16 лет, подлежит уголовной ответственности. Сам уголовный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей понятие возраста, он лишь указывает возрастные пределы для наступления уголовной ответственности, если лицо совершило какое-либо преступление. Следовательно, исходя из предписания уголовного закона, из противоположного положения следует, что лицо, не достигшее совершеннолетия, совершившее преступное деяние, не может быть привлечено к уголовной ответственности и, следовательно, не является субъектом преступления.

Минимальный возраст несовершеннолетнего как особого участника защитных уголовно-правовых отношений определяется ст. 20 УК РФ, который предусматривает, что лицо, достигшее 16 лет к моменту совершения преступления, а за некоторые преступления - 14 лет подлежит уголовной ответственности.

Выделение специального раздела «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и в нем главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в российском государстве впервые осуществлено в Уголовном кодексе Российской Федерации в 1996 году. Также для Впервые в материальном праве само понятие «несовершеннолетний» было законодательно определено - лицу, которому исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет (часть 1 статьи 87 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Как Г.И. Забрянский, целесообразность такого выбора объясняется тем, что общество придает этой проблеме; особенности преступности несовершеннолетних; социально-психологические особенности лиц в возрасте от 14 до 18 лет; особенности уголовно-правовых мер, применяемых к несовершеннолетним; необходимо точно установить правовое регулирование отклонений от общих норм уголовной ответственности.

Список преступлений, за которые наступила уголовная ответственность с 14 лет, постоянно расширялся и уточнялся законодателем. В целом, как вы знаете, общая уголовная ответственность традиционно устанавливается и в настоящее время применяется в уголовном законодательстве с 16 лет.

Законодатель как бы категорически установил нижний возрастной порог уголовной ответственности за все периоды существования государства, забыв, что именно возраст, как никакой другой признак субъекта преступления, является наиболее динамичным и изменчивым из точка зрения совершенствования уголовного законодательства и уточнения более низких возрастных пределов уголовной ответственности в современных условиях борьбы с преступностью.

Не случайно, что в науке уголовного права, психологии, медицины, педагогики, криминологии вопрос, стоящий перед учеными и практиками относительно установления более низкого возрастного порога уголовной ответственности, весьма проблематичен. Решение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение для совершенствования отдельных статей Уголовного кодекса и борьбы с преступностью.

Наряду с необходимостью пересмотра нижних границ уголовной ответственности в российском уголовном праве существует еще одна, не менее сложная и важная проблема, связанная с повышением возраста субъекта преступления для совершения некоторых общественно опасных деяний.

Суть самой проблемы заключается в том, что в ряде преступлений, в первую очередь, требуется наличие каких-либо дополнительных свойств, которые имел бы человек, или само преступное деяние предполагает, что он достиг 18-летнего возраста. В этих случаях уголовная ответственность исключается, и лицо, совершившее это деяние, не может считаться субъектом преступления, поскольку ему не исполнилось 18 лет.

По достижении 18 лет лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 96 УК РФ, нормы уголовного права, устанавливающие особенности ответственности несовершеннолетних, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности, суд могут применять к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 лет. и 20. Это лица в возрасте до 20 лет (то есть 18 и 19 лет, но не 20 лет). Это правило может применяться в тех случаях, когда лицо, достигшее 18-летнего возраста, еще не достигло обычного уровня умственной или социальной зрелости для этого возраста, и применение специальных правил об ответственности несовершеннолетних наилучшим образом обеспечивает выполнение принципы уголовной ответственности. Вопрос о применении ст. 96 УК РФ закон относится к юрисдикции суда. Органы, осуществляющие уголовное преследование, не вправе применять это положение.

Закон применяет дифференцированный подход к несовершеннолетним в зависимости от того, достиг ли они возраста 16 лет на момент совершения преступления. Лица в возрасте до 16 лет несут ответственность только за определенные преступления (часть 2 статьи 20 Уголовного кодекса), недопустимость совершения которых и социальная опасность которых понятна человеку в столь юном возрасте. Кроме того, им назначено наказание в виде лишения свободы по специальным правилам, указанным в части 6 ст. 88 УК РФ.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 суды должны учитывать, что в соответствии со статьей 392 УПК РСФСР устанавливается возраст несовершеннолетнего является одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию в делах несовершеннолетних. Следует иметь в виду, что считается, что человек достиг возраста, в котором наступает уголовная ответственность, не в свой день рождения, а после дня, в который наступает этот день, то есть с нуля следующего дня.

Когда судебно-медицинская экспертиза устанавливает возраст обвиняемого, его день рождения считается последним днем ​​года, указанным экспертами, а при определении возраста минимального и максимального количества лет суд должен исходить из минимального возраста такого человека предложили эксперты.

Следует также учитывать, что, согласно части 3 статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к ответственности, но имеет умственную отсталость, не связанную с психическим расстройством. Ограничивая его способность понимать действительный характер и социальную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Если имеются свидетельства умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 78 и 79 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР назначается комплексная психологическая и психиатрическая экспертиза для определения наличия у несовершеннолетнего умственной отсталости.

Эти вопросы могут быть разрешены экспертом - психологом, в то время как вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту, должен быть поднят в обязательном порядке. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Вестник Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 4.

Лицам, совершившим общественно опасные действия до достижения возраста наступления ответственности (14 или 16 лет), а также не подлежащего уголовной ответственности за «безумие возраста» (часть 3 ст. 20 Уголовного кодекса), Обязательные воспитательные меры, в том числе помещение в специальные учебные заведения закрытого типа, применяются в порядке, установленном нормами административного, а не уголовного права. Достижение возраста наступления уголовной ответственности не исключает применения принудительных мер воспитательного воздействия в порядке, установленном административным (а не уголовным) законодательством. Однако лица, подлежащие уголовной ответственности, могут быть принудительно отправлены в специальные учреждения только в порядке, установленном Уголовным кодексом.

Повышение возрастного порога уголовной ответственности должно осуществляться законодателем не по всем преступлениям, а электоральным путем с учетом специфики самого социально опасного деяния, особенностей личности, а также его правового статуса. Чаще всего, как отмечалось ранее, в таких случаях речь идет об особом субъекте преступления, обладающем или наделенном дополнительными функциями по отношению к общему субъекту.

Возрастные изменения личности не являются причиной и не однозначно связаны с динамикой основных жизненных отношений. Сохранение базовых жизненных отношений сочетается с изменчивостью личности на протяжении всей жизни под влиянием событий, обстоятельств и т. д. Помимо хронологического возраста различают психологический, педагогический и физический возраст, причем все они не совпадают с каждым другие, что приводит к внутренним личностным конфликтам, которые также могут иметь криминогенный характер. В общем, «так называемого среднего статистического возраста на самом деле не существует ... Общие законы подросткового возраста проявляются через индивидуальные вариации, которые зависят не только от среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности «. Г. М. Минковский предостерегает от поднятия возрастных свойств несовершеннолетних до уровня преступности".

Обращаясь к характеристикам личности несовершеннолетних, совершивших преступления, его задача состоит в определении качеств и свойств, которые отличают преступников от сверстников законопослушного поведения. В связи с этим вопрос о роли общих возрастных характеристик в делинквентном поведении несовершеннолетних имеет принципиальное значение. Как известно, старшая юность и юность характеризуются неполным формированием собственных нравственных установок, отсутствием жизненного опыта, повышенной эмоциональностью, внушаемостью, зависимостью поведения от оценок ближайшего окружения. Рассматривать возрастные характеристики как действительно криминогенные, способные порождать преступное поведение, необоснованно. И не только потому, что соответствующие качества характерны для всей возрастной группы, и лишь относительно небольшая ее часть совершает преступления. Отмеченные характеристики могут быть выражены как в законных, так и в незаконных действиях. Решающую роль здесь играют формирующаяся система личных ценностей, собственная социальная практика, модели поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Признаки, свойственные возрасту, только усиливают значимость влияния окружающей среды, поскольку внутренняя сфера личности еще не полностью сформирована.

Особенности системы наказания для несовершеннолетних

Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 обращает внимание судов на необходимость соблюдения требований закона о сугубо индивидуальном подходе к назначению наказания, несущего Имеется в виду, что справедливое наказание способствует решению поставленных задач и реализации целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Уголовного кодекса Российской Федерации справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени социальной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В силу требований статей 73 и 307, 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в приговоре должно быть указано, какие обстоятельства смягчают и отягчают наказание, информация, характеризующая личность подсудимого, причины принятия решений по всем вопросы, связанные с наложением уголовного наказания, освобождением от него или отбыванием его наказания.

Есть определение системы:

  • Форма организации чего-либо;
  • Нечто единое, представляющее собой единство правильно расположенных и взаимосвязанных частей. 

Система (от греч. Systema - целое) - объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие места.

Система наказаний представляет собой целостный набор видов наказаний (элементов системы) и подсистем, которые включают виды наказаний, сгруппированные по различным признакам. Система наказаний предназначена для обеспечения реализации целей наказания по видам наказания (статьи 44-59 Уголовного кодекса Российской Федерации) и санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний представляет собой не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 Уголовного кодекса Российской Федерации «Виды наказаний». Как и любая система, она охватывает подсистемы, то есть группу видов наказаний, классифицируемых по различным признакам, находящимся в определенной подчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций в других отраслях права. Содержание подсистем вытекает из норм гл. 9 «Понятие и цели наказания. Виды наказания», а также от построения санкций за конкретные преступления.

Под системой наказаний принято понимать исчерпывающий перечень видов наказаний, установленных уголовным законодательством, обязательных для суда, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. Преимущество этого определения заключается в том, что оно указывает на такие особенности системы наказаний, как: а) ее установление в уголовном законодательстве и ее обязательность для суда; б) конечность списка видов наказаний, содержащихся в системе; в) размещение видов наказания в списке по принципу повышения их репрессивности.

Профессор Н.С. Таганцев на рубеже 19 и 20 веков. отметил, что наказание как физическое или психическое страдание, причиненное преступнику, чрезвычайно разнообразно. История уголовного права дает нам печальную картину человеческой изобретательности, направленной на поиск средств и способов причинения величайших страданий людям, понесшим наказание по закону. Но в этом разнообразии можно найти общие черты, которые позволяют сократить карательные меры до известных типов. Такая объединяющая особенность - это собственность товара или интереса, затронутая наказанием. Лишение жизни, причинение физических страданий, ограничение или тюремное заключение, нанесение ущерба чести и дееспособности, уменьшение или лишение имущества - это общий перечень видов наказания во всех законодательных актах.

На протяжении исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний претерпевала изменения, которые зависят от политической системы, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных факторов. В то же время система наказаний всегда почти отражала уровень морали, культуры и общей цивилизации общества. Например, в средние века доминирующая идея пугающей силы наказания в обществе в то время породила такие системы уголовного наказания, которые были призваны запугивать население своей жестокостью. Значительное место в этих системах отводилось квалифицированным видам смертной казни, наказания, физического и духовного нанесения вреда людям.

С развитием цивилизации системы наказаний стали мягче и гуманнее. Постепенно у них исчезли наносящие вред наказания (отрезание ушей, рук и т. д.), Варварские формы смертной казни (висящие на крюке за ребро, расквартирование, катание на колесах и т. д.).

Подсистемы, объединяющие виды наказания, можно сгруппировать следующим образом. Наказания делятся в основном на две подсистемы: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В криминальной статистике это первый показатель структуры судимости.

Уголовный кодекс предусматривает две системы наказания: 1) базовую или полную для взрослых; 2) дополнительный или усеченный (для несовершеннолетних).

Основная или полная система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 12 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, военного или почетного звания, классного звания и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничения на военную службу; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное заключение; 12) смертная казнь.

Для нормального, достаточно эффективного функционирования системы наказаний в сфере ее применения требуется, чтобы:

  1. оно было более или менее емким, т. е. включало такое количество видов уголовного наказания, которое позволило бы суду в каждом случае обеспечить выбор строго индивидуального наказания с учетом характера и степени социальной опасности преступления совершенные лицом, а также его личные данные;
  2. интервалы каждого вида наказания (размер, сроки) должны быть достаточными для суда, чтобы определить оптимальную дозу (сумму) выбранного наказания.

Согласно выводам теории систем, последние характеризуются следующим набором признаков:

  1. наличие определенного набора объектов (или одного целостного объекта, сложного по своей внутренней структуре);
  2. изоляция этого набора (объекта) от других объектов;
  3. конечность количества объектов, составляющих данный набор (элементы системы);
  4. упорядоченность этих объектов;
  5. взаимная связь между ними;
  6. наличие между объектами определенных отношений, которые принимают форму противоречивого взаимодействия.

Подводя итог, можно сказать, что систему наказаний можно определить как совокупность видов уголовного наказания, установленных уголовным законодательством и имеющих исчерпывающий характер, расположенных в определенной последовательности в соответствии со степенью их строгости, взаимно дополняющих и заменяющих друг друга.

В уголовно-правовой литературе определены основные принципы, на основе которых строится система наказаний. Эти принципы можно разделить на общие и конкретные. Общие принципы представляют собой исходные положения закона, которые под влиянием уголовной политики государства приобрели определенные черты в уголовном праве и являются общими принципами построения системы наказаний и перевода ее в уголовное право.

К ним относятся следующие принципы:

  1. Принцип законности (статья 3 Уголовного кодекса Российской Федерации), который предполагает построение системы наказаний в точном и безоговорочном соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и основанных на ней нормативных актов, а также а также возможность восстановления законных прав и интересов граждан, нарушенных в результате судебных ошибок.
  2. Принцип гуманизма (часть 1 статьи 7 Уголовного кодекса Российской Федерации), который заключается в стремлении законодателя предусмотреть такие виды в системе наказаний, используя которые можно было бы наиболее эффективно защитить общество от преступности и преступников, а также уважение человеческого достоинства самого преступника. Именно поэтому в современном уголовном законодательстве отсутствуют наказания, унижающие и унижающие честь и достоинство осужденного (часть 2 статьи 7 Уголовного кодекса Российской Федерации).
  3. Принцип демократии, который предполагает установление в системе наказаний таких типов, которые могут применяться к любому лицу, совершившему преступление, независимо от его собственности, социального и официального статуса, национальной и расовой принадлежности и религии, на основе социальная опасность личности виновных и совершенных им деяний.

Принципы построения системы видов уголовных наказаний являются не чем иным, как отражением в теории уголовного права фундаментальных идей и положений, которыми руководствуются законодатели при построении системы уголовных наказаний в данный исторический период законотворчества. Принципы построения системы наказания не являются и не могут быть даны фундаментальными идеями (или положениями) раз и навсегда, они динамичны или изменчивы в зависимости от уголовной политики государства в борьбе с преступностью в конкретный период его функционирования. цели наказания, религиозных, моральных убеждений и культуры народа.

Конкретные принципы построения системы уголовных наказаний отражают отраслевые принципы уголовного права и принципы одного из его основных институтов - наказания. Законодатель реализует эти принципы в системе наказаний, закрепляя те или иные их виды в уголовном праве. Это включает:

Принцип неизбежности, суть которого заключается в том, что действующая система наказаний предусматривает определенное разнообразие их видов в интересах обеспечения возможности и обязательного реагирования государства в каждом случае совершения преступления. Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 обращает внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судебные разбирательства по делам этой категории должны основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, чтобы максимально обеспечить соблюдение интересов, защиту законных прав несовершеннолетних, назначение справедливого наказания и предотвращение совершения новые преступления. 

Принцип индивидуализации, который предполагает наличие в системе различных видов наказаний и возможность их применения с учетом характера и степени социальной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовную ответственность (часть 2 статьи 89 Уголовного кодекса Российской Федерации). Соблюдение принципа индивидуализации особенно важно в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, поскольку несовершеннолетние правонарушители представляют собой особую группу, которая значительно отличается от взрослых преступников с точки зрения личностных характеристик, которые характеризуются такими признаками, как недостаточность социальная зрелость, незавершенность интеллектуального и волевого развития ... Все это требует индивидуального подхода к решению вопросов, связанных с назначением и применением наказания по отношению к несовершеннолетним.

Принцип определенности, заключающийся в том, что перечень видов наказания, установленных уголовным законодательством, должен быть исчерпывающим. Никакие другие наказания, кроме тех, которые включены в систему наказаний (статья 88 Уголовного кодекса Российской Федерации), не могут быть назначены судом.

Принцип целесообразной репрессивности, который предполагает такую ​​конструкцию системы наказаний, при которой их различные типы оказывают целесообразное карательное воздействие на человека, совершившего преступление, чтобы предотвратить ненужные страдания или унижение его человеческого достоинства, причиняя более или менее чувствительные ограничения на него. Преемственность от общего принципа гуманизма применяется здесь.

Принцип экономии карательных средств, который в отношении построения системы наказаний выражается в стремлении законодателя установить такие виды наказания, такой порядок их применения и исполнения, при котором свобода граждан будет быть как можно более ограниченным, будет возможность заменить суровые наказания более мягкими. Это было частично отражено в ч. 1 ст. 60 УК РФ. Этот принцип находит выражение в построении системы наказаний для несовершеннолетних: среди наказаний, которые могут быть наложены на несовершеннолетних, только два вида (арест и тюремное заключение на определенный срок) ограничивают право на личную свободу лиц, совершивших преступления, однако условия этих ограничений намного короче. а не для взрослых. Кроме того, в Уголовном кодексе предусмотрена возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия, в результате чего коррекция поведения несовершеннолетнего правонарушителя осуществляется без применения карательной силы. уголовного наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В отношении несовершеннолетних существует шесть видов общего количества наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. Каждый из видов наказаний, перечисленных в части 1 комментируемой статьи, имеет свои особенности, общей и основной из которых является ограниченная сумма назначенного наказания.

Из списка наказаний по ст. 44 нового Уголовного кодекса, за исключением несовершеннолетних: лишение специального военного или почетного звания, классного звания и государственных наград; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; заключение в дисциплинарную воинскую часть, пожизненное заключение и смертная казнь. Это связано с разными причинами, но две главные из них заключаются в том, что многие наказания не могут быть применены к несовершеннолетним из-за их возраста и положения в обществе, а также из-за чрезмерной строгости для лиц, которые еще не осознали свое место в обществе.

Опыт показывает, что применение штрафа в отношении несовершеннолетнего очень редко является настоящим наказанием. Для несовершеннолетних даже в возрасте 16-17 лет, как правило, возможность уплаты штрафа ничтожна. Они часто не имеют заработка и имущества, которые могут быть исключены. Применение штрафа к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет практически исключено. Несовершеннолетние в этом возрасте чаще всего ходят в школу, живут со своими родителями, которые из-за личного характера уголовной ответственности не обязаны платить штраф за несовершеннолетних правонарушителей.

Обязательная работа не только для несовершеннолетних, но и для взрослых - это новый вид наказания, своего рода аналог (в смягченной форме) исправительного ухода «на общих основаниях», известный уголовному законодательству советского периода. Для несовершеннолетних за мелкие преступления это вполне адекватный вид наказания. Представляется, что эффективность его применения во многом зависит от организации обязательных работ и характера обязанностей, возложенных на несовершеннолетнего при их выполнении (см. Также комментарий к статье 49 Уголовного кодекса).

Назначение исправительных работ несовершеннолетним предусмотрено на более короткий срок, чем для взрослых. Сокращение сроков исправительных работ, очевидно, оправдано, но существенно не повышает их эффективность. Это объясняется возрастом осужденных и самой природой наказания. На самом деле исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет, поскольку набор таких лиц ограничен. Кроме того, в условиях избытка рабочей силы трудоустройство таких лиц весьма проблематично. И все же использование исправительных работ в отношении несовершеннолетних в возрасте 16–17 лет, когда есть такая возможность, вполне оправдано в качестве альтернативы тюремному заключению даже за преступления средней тяжести, если не произошло серьезных последствий, и преступление совершено впервые (см. также комментарий к статье 50 Уголовного кодекса).

Арест как кратковременное лишение свободы несовершеннолетних, вступивших на путь совершения мелких уголовно наказуемых преступлений, является довольно суровой мерой для таких случаев и может повлиять на их дальнейшее поведение. Это наказание имеет определенную степень карательного эффекта и может быть полезным средством изменения привычных неблагоприятных условий для несовершеннолетних. Следует подчеркнуть, что арест как наказание для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет не применяется (см. Комментарий к статье 54 Уголовного кодекса).

Заключение для несовершеннолетних является самым суровым наказанием. Это наименее желательное наказание для таких лиц, хотя его максимальный срок ограничен десятью годами. Но в случаях совершения тяжких и особенно тяжких преступлений, а также в случае повторного совершения преступлений, и тем более в случае повторения, применение тюремного заключения неизбежно. Для несовершеннолетних мужчин исключено отбывание наказания в колониях строгого и особого режима, а также в тюрьмах. Несовершеннолетним женщинам не назначается отбывать наказание в колониях строгого режима. Несовершеннолетние также не отбывают наказания в исправительных колониях. Все колонии, в которых несовершеннолетние отбывают наказание, называются образовательными в связи с тем, что в режиме отбывания наказания преобладают образовательные меры, а ограничения менее строгие, чем в соответствующих колониях для взрослых (см. Также комментарий к статье 56 УК).

Среди личностных качеств, которые суд может рекомендовать принять во внимание орган, исполняющий наказание в отношении несовершеннолетних, могут быть: замедление развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, наличие каких-либо психических аномалий, которые не ставят под сомнение его здравомыслие , Причины таких отклонений могут быть разными: неблагоприятные условия воспитания (грубость, жестокость, деспотизм в семье, длительное пренебрежение); длительное физическое заболевание, которое мешает нормальному контакту с внешним миром; умеренное повреждение центральной нервной системы при рождении и в детстве, а также в результате травмы или инфекции, повлекшей за собой органические изменения. Похоже, что суд может рекомендовать органу по исполнению наказания в процессе воспитательной работы учитывать как сам факт установленных аномалий личности несовершеннолетнего, так и причины, послужившие причиной этих аномалий.

Виды наказания для несовершеннолетних и особенности их назначения

Исходя из целей наказания несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ определяет виды наказания за них. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года не предусматривает каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних.

Однако диапазон назначаемых им наказаний ограничен шестью видами:

  1. штраф;
  2. лишение права заниматься определенной деятельностью;
  3. обязательные работы;
  4. исправительные работы;
  5. арест;
  6. лишение свободы на определенный срок.

Сравнение этих видов наказаний с наказаниями, установленными в ст. 44 УК РФ для лиц, достигших совершеннолетия на момент совершения преступления, свидетельствует о том, что несовершеннолетние не применяются: лишение специального, военного и почетного звания; ограничение по военной службе; конфискация имущества, ограничение свободы; смертная казнь. Таким образом, из 13 видов наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе для всех типов осужденных, только шесть могут быть применены к несовершеннолетним правонарушителям, что в большей степени соответствует возрасту таких лиц, их положению в обществе и реальным возможностям. корректирующего воздействия на них. Особенностью наказания для несовершеннолетних является не только сокращение видов, но и ограничение сроков и размеров наказаний по сравнению с аналогичными видами наказаний для взрослых. Это относится, по существу, ко всем шести названным видам наказания. В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 виды уголовного наказания в Уголовном кодексе Российской Федерации расположены в определенной последовательности от менее сурового до более сурового. тяжелая форма.

В соответствии с общими принципами назначения наказания (статья 60 Уголовного кодекса Российской Федерации) более суровое наказание из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в том случае, если менее суровое наказание не может обеспечить достижение цели наказания.

Согласно части третьей статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации в каждом случае необходимо учитывать влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Если санкция уголовного закона, наряду с лишением свободы, предусматривает другие виды наказания, решение суда о лишении свободы должно быть мотивировано в приговоре.

В гл. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации определены правила выбора меры ответственности несовершеннолетнего за совершенное им преступление. Они касаются как вопроса освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности, так и выбора соответствующей меры воспитательного воздействия, а также вопроса выбора той или иной формы индивидуализации уголовной ответственности за него: с освобождением от наказания и применением о принудительной мере воспитательного воздействия в соответствии со ст. 92 УК РФ или с назначением конкретного вида и размера наказания и определением порядка его исполнения. Эти правила основаны на положениях гл. 10 УК РФ о назначении наказания (статьи 60-74) с признаками, предусмотренными в гл. 14 УК РФ.

Особенности наложения наказания на лиц в возрасте от 14 до 18 лет выражаются в следующем:

  1. помимо обстоятельств, предусмотренных ст. 60, 61, 63 УК РФ, учитываются условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень его психического развития, другие черты личности, например, связанные с бездомностью, возрастной незрелостью, дисбалансом характера и т. д. учет, а также влияние пожилых людей на него;
  2. меньшинство само по себе является смягчающим обстоятельством, но для смягчения и без того преференциальных мер ответственности по сравнению с мерами, применяемыми к взрослым, это обстоятельство должно учитываться в сочетании с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами, перечисленными в ст. 61, 63 УК РФ;
  3. наказание несовершеннолетнего может быть назначено в пределах, установленных пунктами 2-6 ст. 88 УК РФ независимо от количества совершенных преступлений и количества осужденных. Так, в случаях, когда несовершеннолетний совершает несколько преступлений, назначенное ему окончательное наказание может превышать санкцию статьи Особенной части, предусматриваемой за совершение преступления, если хотя бы одно из преступлений, включенных в совокупность, было преступление среднее, а в остальном - малой тяжести, но в течение десяти лет лишения свободы.

И если он совершает несколько тяжких и особенно тяжких преступлений (например, грабеж, убийство, грабеж, терроризм и т. д.), то назначенное ему максимальное наказание не может превышать установленного для несовершеннолетних предела в десять лет. Разница между лицом, совершившим одно особо тяжкое преступление, и лицом, совершившим два, три или более таких преступлений, будет выражаться только в порядке исполнения назначенного наказания. Для мужчин - в форме режима и уровня условий содержания (общий или усиленный режим, нормальные или строгие условия содержания); для несовершеннолетних женщин - только по уровню условий содержания в общем Аль режим (нормальный или строгий). Это положение в законодательстве способствует формированию у несовершеннолетнего чувства безответственности за преступления, совершенные им после самого серьезного преступления из числа включенных в совокупность, и не удерживает его от совершения новых преступлений, в том числе в процессе отбывания наказания. его приговор в воспитательной колонии.

Правила наложения наказания за незаконченное преступление также приобретают свои особенности в отношении несовершеннолетних. В частности, срок наказания за подготовку и покушение на совершение тяжких и особо тяжких преступлений исчисляется по правилам ст. 66 УК РФ, но не на основании предельного срока наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса, если он превышает десять лет лишения свободы, а из десяти - установленный для несовершеннолетних лимит этого вида наказания (часть 6 статьи 88 УК). При назначении наказания за покушение на преступление малой или средней тяжести в отношении других видов, кроме лишения свободы, видов наказания (штраф, принудительный или исправительный труд, арест), следует исходить из пределов этих наказаний, установленных для несовершеннолетних 2-5 ст. 88 УК РФ;

суд может поручить органу исполнения приговора учитывать при лечении несовершеннолетнего осужденного определенные характеристики его личности. Такая инструкция касается рекомендаций о том, как учитывать психологические, социальные и другие характеристики личности несовершеннолетних при работе с виновными (статья 89 Уголовного кодекса Российской Федерации), например, при организации обязательных работ (если это наказание назначается) в свободное от школьной или основной работы время, поэтому сверстники виновного по месту работы не знают об этом, о целесообразности предоставления осужденному возможности выбора типа работы из предложенные ему варианты и т. д. При назначении наказания в виде исправительных работ суд может дать рекомендации по вопросам воспитательной деятельности несовершеннолетнего, например, о целесообразности вовлечения его в общественную жизнь коллектива, выделение наставников или о сокрытии от трудового коллектива или от коллектива по месту жительства виновного по факту осуждения, о неразглашении судом отдел вычетов из заработной платы несовершеннолетнего по решению суда и т. д.

При назначении наказания в виде ареста и лишения свободы суд может рекомендовать администрации центров содержания под стражей или учебных колоний учитывать индивидуальные наклонности осужденного и предоставлять ему возможность заниматься творческим трудом в свободное от работы время. принудительные меры, предоставить литературу, представляющую интерес для подростка, показать определенные фильмы и т. д.

Арест применяется к несовершеннолетним с соблюдением двух условий, одно из которых - возраст - прямо указано в законе. Таким образом, преступление может быть совершено в более раннем возрасте, но к моменту вынесения приговора подсудимому должно быть уже шестнадцать лет. Арест следует использовать в тех случаях, когда несовершеннолетний, виновный в совершении тяжкого преступления, должен быть исправлен во временной изоляции от среды, которая способствовала совершению преступления. Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Минимум шесть месяцев. Наказание применяется: несовершеннолетние мужчины, впервые приговоренные к лишению свободы, а также несовершеннолетние женщины - в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетние мужчины, которые ранее отбывали тюремное заключение - в учебных колониях с повышенной безопасностью.

Внутривенно Применение принудительных мер воспитания в отношении несовершеннолетних в качестве альтернативы уголовной ответственности или наказанию

В соответствии с пунктом 1 ст. 90 Уголовного кодекса Российской Федерации несовершеннолетний, впервые совершивший преступление малой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если признается, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных в части 2. искусства. 90 УК РФ:

  1. предупреждение;
  2. передача под надзор родителей или заменяющих их лиц или специализированного государственного органа;
  3. возложение обязанности по возмещению причиненного вреда;
  4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних являются самостоятельной формой индивидуализации ответственности за совершенное преступление, одним из видов освобождения от уголовной ответственности или наказания. Они могут применяться к несовершеннолетним при наличии комбинации трех критериев: 1) совершение преступления впервые; 2) совершение преступления, относящегося к категории малой или средней тяжести; 3) возможность исправления несовершеннолетнего без уголовной ответственности или без наказания.

При наличии этих критериев, а также с учетом мотивов совершенного преступления и поведения преступника после совершения преступления, а также при выяснении вопроса о том, применялись ли ранее принудительные меры воспитательного воздействия По его мнению, вопрос о применении принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему ставится как на стадии предварительного следствия, так и на стадии судебного разбирательства. 

Принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные уголовным законодательством, представляют собой неуголовные меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним, совершившим преступления малой или средней тяжести, с целью их исправления.

Статья 90 Уголовного кодекса предусматривает следующие виды обязательных воспитательных мер:

  1. предупреждение;
  2. передача под надзор родителей или заменяющих их лиц или специализированного государственного органа;
  3. возложение обязанности по возмещению причиненного вреда;
  4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Уголовного кодекса Российской Федерации передача под надзор заключается в наложении на родителей или лиц, их заменяющих, или в специализированный государственный орган, несущий ответственность за воспитательное воздействие на несовершеннолетнего и контролирующий его поведение.

Как объясняет Пленум Вооруженных Сил РФ, «при переводе несовершеннолетнего под присмотр родителей или заменяющих его лиц суд должен убедиться, что эти лица оказывают положительное влияние на подростка, правильно оценить его действия и может обеспечить правильное поведение и ежедневный контроль над несовершеннолетним. Для этого необходимо получить характеристику материала, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материальной поддержки подростка и т. д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или их заменители для передачи несовершеннолетнего под их надзор, такое согласие должно быть получено судом. 

В соответствии с ч. 3 ст. 90 УК РФ, несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

В тех случаях, когда несовершеннолетний систематически не соблюдает обязательные меры воспитательного воздействия, наложенные судом, эта мера отменяется по рекомендации специализированного государственного органа, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Уголовный закон в ст. 91 определяет основное содержание каждой обязательной образовательной меры.

Принуждение выражается в оказании воспитательного, морального воздействия на несовершеннолетнего и состоит в объяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. 

Также в ст. 90 УК РФ говорится, что такие меры применяются только к несовершеннолетним, совершившим преступления малой и средней тяжести.

Что касается помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, закон (статья 92 Уголовного кодекса Российской Федерации) предусматривает особые основания, а именно: 1) совершение преступление средней тяжести или тяжкое преступление несовершеннолетних, приговоренных к лишению свободы; 2) несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, образования и требует особого педагогического подхода; 3) несовершеннолетний совершил преступление, не указанное в ч. 5 ст. 92 УК РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством применение принудительных мер воспитательного характера возможно в тех случаях, когда несовершеннолетний совершил какое-либо преступление, за исключением особо тяжкого и за исключением преступлений, указанных в части 5 ст. 92 УК РФ. В этом случае сотрудник правоохранительных органов принимает такое решение с учетом общих положений ст. 60 и ст. 89 УК РФ, на основании его внутреннего убеждения в случаях, когда применение какого-либо наказания к несовершеннолетнему является нецелесообразным в связи с возможностью его исправления без применения такового.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение является наиболее строгой обязательной мерой воспитательного воздействия. Это связано со значительными ограничениями свободы общения несовершеннолетних, установлением особых требований к режиму, учебе, организации труда или лечения. Его назначение оправдано в отношении преступников, которые вышли из-под контроля родителей или заменяющих их лиц, или лиц, которых целесообразно изолировать от негативного воздействия на них среды, в которой они постоянно проживали, или лиц с психическими расстройствами. инвалидности и нуждающихся в особом лечении. Несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые и т. д.) И психическими расстройствами, не исключающими психического расстройства, а также страдающие другими заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе, направляются в медицинские и образовательные учреждения. Закон определяет максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном образовательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку лишения свободы - шести месяцев.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока (максимальный срок наказания) допускается только в том случае, если это необходимо для завершения общего образования или профессиональной подготовки. Комиссия по делам несовершеннолетних регулярно (не реже одного раза в год) рассматривает вопрос о необходимости пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении.

Пленум Вооруженных Сил РФ отметил, что суды должны учитывать, что в соответствии со статьей 90 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетнему могут одновременно назначаться несколько обязательных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и перевод в надзор за родителями, налагающий обязанность компенсировать вред и ограничение досуга.

Особенности исчисления срока давности и отмены приговоров для несовершеннолетних

В соответствии со ст. 94 УК РФ «сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются вдвое».

Срок давности привлечения к уголовной ответственности - истечение сроков, указанных в уголовном законе, после совершения преступления, в силу которого лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности. 

Для применения ограничения необходимо наличие двух условий, предусмотренных законом: а) истечение установленных законом сроков; б) отсутствие обстоятельств, нарушающих ход этих условий.

Это означает, что несовершеннолетний освобождается от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности, если с даты совершения преступления истекли следующие сроки:

  1. через год после совершения преступления малой тяжести;
  2. через 3 года после совершения преступления средней тяжести;
  3. 5 лет после совершения тяжкого преступления;
  4. 7 лет 6 месяцев после совершения особо тяжкого преступления.

Несовершеннолетний освобождается от отбывания наказания в связи с истечением срока давности осуждения, если последнее не было исполнено в следующие сроки с даты его вступления в законную силу:

  1. год, если осужден за тяжкое преступление;
  2. 3 года при осуждении за преступление средней тяжести;
  3. 5 лет, если осужден за тяжкое преступление;
  4. 7 лет 6 месяцев в случае осуждения за особо тяжкое преступление.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ осуждение за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, а также отменено в порядке, установленном ст. 95 УК РФ, не учитываются при признании рецидивизма.

Часть 2 ст. 78 УК РФ устанавливает, что «срок исковой давности исчисляется с даты совершения преступления до вступления приговора в законную силу». Следовательно, никакие процессуальные действия по привлечению несовершеннолетнего к уголовной ответственности не остановят срок давности.

Общее правило расчета срока исковой давности заключается в том, что срок исковой давности начинается с нуля дня, следующего за днем ​​преступления, и заканчивается в ноль часов последнего дня срока исковой давности.

Я также хотел бы отметить, что истечение срока исковой давности исключает уголовную ответственность только при условии, что срок давности не был нарушен. Течение срока давности может быть приостановлено, и в качестве основания для приостановления предусмотрено уклонение лица, совершившего преступление, от следствия или суда. В этом случае течение срока исковой давности возобновляется с момента задержания или сдачи лица (часть 3 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации). Совершенное новое преступление не только не прерывается, как это имело место в старом Уголовном кодексе, но и не приостанавливает срок давности, а срок давности для каждого преступления рассчитывается независимо (ч. 2 ст. 78 УК РФ).

Приостановление срока давности означает, что он прекращается на все время, в течение которого лицо, совершившее преступление, уклоняется от расследования или судебного разбирательства, а после его ареста или добровольной сдачи срок давности возобновляется. В этом случае время, прошедшее до момента уклонения, суммируется со временем, прошедшим после ареста лица или его сдачи. Если сумма до вступления решения в законную силу превышает установленный законом срок исковой давности, то уголовная ответственность исключается.

В случае, если несовершеннолетние совершают несколько преступлений разной категории тяжести одновременно, срок давности уголовной ответственности для каждого из них действует отдельно: сначала срок давности истекает для менее тяжкого преступления, а затем для более тяжкого преступления. серьезное преступление.

Срок давности для исполнения обвинительного приговора означает сроки, установленные уголовным законом, после которого не может быть исполнено обвинительное заключение, вынесенное судом, и осужденный освобождается от отбывания назначенного ему наказания. от опасности совершенного преступления, от его категории.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается осужденным с момента вступления приговора суда в законную силу и до момента отмены или снятия приговора (часть 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации). Осужденный считается осужденным как в течение срока отбывания наказания, так и в течение срока, установленного законом после отбывания наказания. Признание лица осужденным влечет за собой определенные последствия только уголовно-правового характера.

Для несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, были установлены льготные условия для погашения судимости по сравнению со взрослыми.

Итак, в соответствии со ст. 95 УК РФ «Условия погашения судимости, предусмотренные ч. 3 ст. 86 УК РФ, сокращены и, соответственно, равны:

  1. 1 год после отбытия лишения свободы за преступление малой или средней тяжести;
  2. через 3 года после отбывания наказания за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Таким образом, по сравнению со взрослыми они в три раза меньше в случае отбывания наказания за преступления малой или средней тяжести, вдвое меньше за тяжкие преступления и почти в три раза меньше за особо тяжкие преступления.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 УК РФ осуждение за преступления, совершенные лицом, не достигшим 18 лет, а также отменено в порядке, установленном ст. 95 УК РФ, не учитываются при признании рецидивизма.

Человек может быть освобожден от отбывания наказания в совершеннолетнем возрасте, но правила ст. 95 УК РФ применяются по возрасту лица на момент совершения преступления. В случае осуждения несовершеннолетнего к тюремному заключению или другому, более мягкому наказанию сроки освобождения от судимости рассчитываются в соответствии с правилами пунктов «а» и «б» части 3 ст. 86 УК РФ. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. Уголовный кодекс устанавливает для несовершеннолетних только отмену, а не удаление судимости, что связано со значительным сокращением его сроков. В исключительных случаях осуждение несовершеннолетних может быть снято в соответствии с правилами, предусмотренными в пункте 5 ст. 86 УК РФ, в котором установлено, что если осужденный вел себя безупречно после отбывания наказания, то по его просьбе суд может снять с него судимость до истечения срока его судьбы. отмена. Аннулирование судимости аннулирует все связанные с этим правовые последствия (п. 6 ст. 86 УК РФ). Таким образом, человек, который был осужден в прошлом, признается не осужденным; тот факт, что лицо совершило преступление в прошлом, осуждение за которое было отменено при совершении нового преступления, не влияет на его квалификацию и не может рассматриваться как отягчающее обстоятельство. Таким образом, в этой главе следует подчеркнуть следующее. Уголовная ответственность (возникает, реализуется, прекращается) в рамках уголовно-правовых отношений. Уголовное преступление возникает с момента совершения преступления. Именно с этого момента несовершеннолетний, совершивший преступление, и органы юстиции, представляющие государство, имеют права и обязанности: государство имеет право применять принудительные меры к виновной стороне, представляющей уголовную ответственность, и виновная сторона должна быть привлечена к ответственности. Штат определяет наказания для несовершеннолетних в соответствии с Уголовным кодексом и УИК, которые являются менее суровыми, чем для взрослых преступников. Эти наказания направлены на меры воспитательного и педагогического характера, лишение или ограничение их прав. Срок давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания уменьшается вдвое. Для несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, были установлены льготные условия для отмены обвинительных приговоров по сравнению со взрослыми, поэтому они в три раза меньше в случае отбывания наказания за преступления малой или средней тяжести, в два раза меньше за тяжкие преступления. преступлений и почти в три раза меньше за особо тяжкие преступления. Все льготы, перечисленные в этой главе, а также смягчающие обстоятельства, которые учитываются при назначении наказания и привлечении к уголовной ответственности, составляют признаки уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Вывод:

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает в отдельной главе вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия и суды должны учитывать социально-психологический аспект жизни подростка, уровень сознания, способность осознавать происходящее и оценивать его.

Одной из особенностей привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является дифференциация преступлений по возрасту, с которого они совершаются.

По отдельным преступлениям, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность начинается с четырнадцатилетнего возраста, по общим правилам - по достижении шестнадцатилетнего возраста (часть 1 статьи 20 Уголовного кодекса).

Человек считается несовершеннолетним до восемнадцати лет. Эта социальная и правовая позиция возникает на следующий день после восемнадцатого дня рождения человека.

Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть признан виновным и наказан, при этом при совершении преступного деяния он может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, бездомности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.